Броневик без Ленина. История легендарного автомобиля

Жизнь клю­че­вых исто­ри­че­ских дея­те­лей неми­ну­е­мо обрас­та­ет сим­во­ла­ми и леген­да­ми. Мож­но видеть в этом чью-то злую волю по «фаль­си­фи­ка­ции исто­рии», но мифы и леген­ды часто сла­га­ют­ся сти­хий­но, без мани­пу­ля­ций и пред­на­ме­рен­ных фаль­си­фи­ка­ций. Такой была исто­рия бро­не­ви­ка Лени­на, о кото­ром в 1917 году тол­ком никто и не знал, зато после смер­ти Вла­ди­ми­ра Ильи­ча бро­не­вик стал одним из глав­ных сим­во­лов революции.


При­зыв вождя. Худож­ник Ирак­лий Тоид­зе. 1947 год

Исто­рию о бро­не­ви­ке Лени­на мож­но было бы начать со слов: как всем извест­но, при­езд Лени­на в Пет­ро­град 3 (16) апре­ля 1917 года сопро­вож­дал­ся тор­же­ствен­ной офи­ци­аль­ной встре­чей полит­эми­гран­тов и выступ­ле­ни­ем лиде­ра боль­ше­ви­ков с бро­не­ви­ка. Оче­вид­цы, прав­да, ста­ли вспо­ми­нать об этом собы­тии уже поз­же, во вре­мя скла­ды­ва­ния офи­ци­аль­ной лени­ни­а­ны. Да и то зна­чи­тель­ных подроб­но­стей не сооб­ща­ли, так что «всем извест­но» ста­ло мета­мор­фо­зой нашей исто­ри­че­ской памя­ти, а не фак­том 1917 года.

Надеж­да Круп­ская вспоминала:

«Когда Ильич вышел на пер­рон, к нему подо­шёл капи­тан и вытя­нув­шись что-то отра­пор­то­вал. Ильич, сму­тив­шись немно­го от неожи­дан­но­сти, взял под козы­рёк. На пер­роне сто­ял почёт­ный кара­ул, мимо кото­ро­го про­ве­ли Ильи­ча и всю нашу эми­грант­скую бра­тию, потом нас поса­ди­ли в авто­мо­би­ли, а Ильи­ча поста­ви­ли на бро­не­вик и повез­ли к дому Кше­син­ской. „Да здрав­ству­ет соци­а­ли­сти­че­ская миро­вая рево­лю­ция!“ — бро­сал Ильич в окру­жав­шую мно­го­ты­сяч­ную толпу».

Есте­ствен­но, в рево­лю­ци­он­ном хао­се о судь­бе авто­мо­би­ля никто не думал. В 1924 году, после смер­ти Лени­на, был объ­яв­лен кон­курс на памят­ник Ильи­чу, кото­рый пред­по­ла­га­лось уста­но­вить перед питер­ским Фин­лянд­ским вок­за­лом — на пло­ща­ди, где состо­ял­ся неболь­шой импро­ви­зи­ро­ван­ный митинг с исполь­зо­ва­ни­ем бро­не­ви­ка как три­бу­ны. Участ­ни­кам кон­кур­са в каче­стве образ­ца бро­не­ви­ка был пред­ло­жен бро­не­ав­то­мо­биль «Остин» так назы­ва­е­мой тре­тьей серии. Но тогда поиск исто­ри­че­ско­го бро­не­ви­ка не организовали.

Тор­же­ствен­ное откры­тие памят­ни­ка в 1926 году. С тех пор памят­ник Лени­ну, высту­па­ю­ще­му с бро­не­ви­ка — один из сим­во­лов Ленинграда

Ини­ци­а­ти­ву тако­го поис­ка через несколь­ко лет взял на себя участ­ник той самой встре­чи Лени­на Фёдор Быков, в 1917 году — коман­дир авто-пуле­мёт­но-мото­цик­лет­но­го бро­не­от­ря­да при испол­ко­ме Пет­ро­град­ско­го Сове­та. Вокруг него сло­жи­лась ини­ци­а­тив­ная груп­па акти­ви­стов, они пере­пи­сы­ва­лись с сот­ня­ми кор­ре­спон­ден­тов по стране, соста­ви­ли деталь­ное опи­са­ние иско­мой маши­ны (по их мне­нию, это дол­жен быть «Остин» вто­рой серии). Поис­ки дли­лись око­ло деся­ти лет, пока нако­нец в 1939 году в окрест­но­стях Ленин­гра­да, в Сос­нов­ке, не был обна­ру­жен бро­не­ав­то­мо­биль, кото­рый груп­па Быко­ва при­зна­ла подлинным.

Этот лёг­кий бро­не­ав­то­мо­биль «Остин» англий­ско­го про­из­вод­ства ока­зал­ся в Рос­сии в 1915 году, чис­лил­ся в Запас­ном бро­не­ди­ви­зи­оне и во вре­мя вой­ны исполь­зо­вал­ся для обу­че­ния. После Фев­раль­ской рево­лю­ции пре­бы­вал на Пет­ро­град­ской сто­роне, у особ­ня­ка Кше­син­ской, затем раз­ны­ми путя­ми ока­зал­ся в отря­де охра­ны Смоль­но­го. Участ­во­вал в штур­ме Зим­не­го двор­ца. Во вре­мя рево­лю­ци­он­ных бурь ему при­сво­и­ли став­шее исто­ри­че­ским назва­ние — «Враг капи­та­ла». В 1922 году отряд охра­ны Смоль­но­го рас­фор­ми­ро­ва­ли, и бро­не­вик через несколь­ко инстан­ций, как уста­рев­ший, ока­зал­ся в ячей­ке Осо­авиа­хи­ма (Обще­ства содей­ствия обо­роне, авиа­ци­он­но­му и хими­че­ско­му стро­и­тель­ству) Ленин­град­ско­го метал­ли­че­ско­го заво­да, отку­да он был отправ­лен в Сосновку.

Бро­не­вик «Враг капи­та­ла» в Сос­нов­ке под Ленин­гра­дом. Фев­раль 1939 года

Любо­пыт­но, что в 1939 году выска­зы­ва­лись сомне­ния в под­лин­но­сти най­ден­но­го бро­не­ви­ка. Дирек­тор Музея Лени­на Васи­лий Бедин на сове­ща­нии с груп­пой Быко­ва говорил:

«Вы зна­е­те, какую цен­ность пред­став­ля­ет этот бро­не­вик, если это тот, с кото­ро­го высту­пал Вла­ди­мир Ильич. <…> Но может полу­чить­ся скан­дал, если мы выста­вим бро­не­вик, а он ока­жет­ся не тем».

Впро­чем, сомне­ния реши­ли отбро­сить. Бро­не­ав­то­мо­биль отре­ста­ври­ро­ва­ли и в 1940 году выста­ви­ли во дво­ре Мра­мор­но­го двор­ца — в те годы Ленин­град­ско­го фили­а­ла Цен­траль­но­го музея В. И. Лени­на. Сырой кли­мат север­ной сто­ли­цы при­вёл к необ­хо­ди­мо­сти повтор­ной рестав­ра­ции маши­ны в нача­ле 1970‑х годов. После это­го бро­не­вик выста­ви­ли уже в зда­нии Мра­мор­но­го двор­ца, хотя музей, обра­тив вни­ма­ние на паде­ние посе­ща­е­мо­сти после пере­но­са бро­не­ви­ка внутрь, под­нял вопрос об уста­нов­ке леген­дар­но­го авто­мо­би­ля на ули­це. В ито­ге 1980‑е годы бро­не­вик про­вёл на преж­нем откры­том месте, но про­хо­дил регу­ляр­ную про­фи­лак­ти­че­скую реставрацию.

Фин­ская деле­га­ция (участ­ни­ки рево­лю­ции 1905 года) у бро­не­ви­ка в 1955 году

В нача­ле 1990‑х «Враг капи­та­ла» ока­зал­ся нико­му не нужен. Музей Лени­на из Мра­мор­но­го двор­ца пере­ехал на неболь­шую скром­ную пло­щадь в Смоль­ный, а бро­не­вик даже хоте­ли выку­пить аме­ри­кан­цы и фин­ны. В 1992 году его пере­да­ли в Артил­ле­рий­ский музей, где в 10‑м зале он экс­по­ни­ру­ет­ся до сих пор. А на его месте перед Мра­мор­ным двор­цом, ныне фили­а­лом Рус­ско­го музея, теперь «при­пар­ко­вал­ся» Алек­сандр III.

Исто­рия бро­не­ви­ка на этом не закон­чи­лась. Ряд иссле­до­ва­те­лей счи­та­ет, что бро­не­вик — не тот. Бри­тан­ская фир­ма «Остин» в годы Пер­вой миро­вой вой­ны постро­и­ла по рус­ско­му зака­зу более двух сотен бро­не­ав­то­мо­би­лей, кото­рые — в зави­си­мо­сти от дета­лей изме­няв­ше­го­ся про­ек­та — отно­сят­ся к трём раз­ным сери­ям. Пер­во­на­чаль­ные опи­са­ния груп­пы Быко­ва, по кото­рым иска­ли бро­не­вик Лени­на, содер­жа­ли ука­за­ния на «Остин» вто­рой серии, про­из­ве­дён­ный в 1915 году. «Враг капи­та­ла» — «Остин» тре­тьей серии, заказ кото­рой был под­пи­сан в 1916 году, а пер­вые маши­ны дое­ха­ли до Пет­ро­гра­да… толь­ко летом 1917 года.

«Враг капи­та­ла» в соста­ве 1‑го авто­бро­не­от­ря­да Крас­ной армии. Запад­ный фронт, лето 1920 года

Нынеш­ний музей­ный экс­по­нат, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, и вовсе отно­сит­ся к «рус­ским ости­нам» — бро­не­ав­то­мо­би­лям тре­тьей серии «Ости­нов», собран­ным в Рос­сии на осно­ве импор­ти­ро­ван­ных шас­си уже в годы Граж­дан­ской вой­ны, в 1918 году и поз­же. Доку­мен­ты, най­ден­ные в Рос­сий­ском госу­дар­ствен­ном воен­ном архи­ве, гово­рят о том, что бро­не­ав­то­мо­биль под назва­ни­ем «Враг капи­та­ла» был про­из­ве­дён на Ижор­ском заво­де в июне 1919 года.

«Враг капи­та­ла» в Боль­шом дво­ре Зим­не­го двор­ца в 2017 году, где он участ­во­вал в выста­воч­ном про­ек­те к сто­ле­тию революции

Так что же, бро­не­вик под­лож­ный? Ско­рее все­го, да, насто­я­щий ленин­ский бро­не­вик уте­рян: бро­не­ма­шин вре­мён Пер­вой миро­вой вой­ны вооб­ще сохра­ни­лось немно­го. Но кри­чать об ужас­ной исто­ри­че­ской фаль­си­фи­ка­ции я бы не стал. Бур­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся лени­ни­а­на в ран­ние совет­ские годы нуж­да­лась в сим­во­лах. Дол­гие поис­ки реаль­ной маши­ны заве­ли энту­зи­а­стов в тупик, и они были вынуж­де­ны выпол­нить обще­ствен­ный заказ, пред­ло­жив пусть не реаль­ный, но очень похо­жий бро­не­вик. В кон­це кон­цов, исто­рия созда­ния мифа — это тоже история.


Неко­то­рые подроб­но­сти о жиз­ни Лени­на после его при­ез­да в Пет­ро­град читай­те в нашем мате­ри­а­ле «Как Матиль­да с Лени­ным суди­лась».


Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться