Чапанная война: антибольшевистское восстание крестьян в Поволжье

В тече­ние 1918–1922 годов на тер­ри­то­рии быв­шей Рос­сий­ской импе­рии про­изо­шло око­ло 900 пол­но­мас­штаб­ных вос­ста­ний, каж­дое из кото­рых охва­ти­ло как мини­мум несколь­ко воло­стей. Ещё око­ло 10 тысяч локаль­ных бун­тов огра­ни­чи­лись одним или несколь­ки­ми сёла­ми. Чапан­ное вос­ста­ние — одно из самых круп­ных, в нём участ­во­ва­ли от 100 до 150 тысяч чело­век. Тем не менее про кре­стьян­ский мятеж в Самар­ской и Сим­бир­ской губер­ни­ях и сей­час извест­но немногое.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, с чего нача­лась Чапан­ная вой­на, на кого Миха­ил Фрун­зе сде­лал глав­ную став­ку в подав­ле­нии вос­ста­ния и как лидер повстан­цев избе­жал наказания.


Причины и начало восстания

В нача­ле 1919 года Граж­дан­ская вой­на была в самом раз­га­ре. В 1918 году в Сим­бир­ской и Самар­ской губер­ни­ях отгре­ме­ли бои, но самые тяжё­лые испы­та­ния жда­ли мест­ных жите­лей впереди.

К фев­ра­лю 1919 года сим­бир­ские кре­стьяне сда­ли прод­от­ря­дам свы­ше трёх мил­ли­о­нов пудов хле­ба. На местах прод­раз­вёрст­ка чаще все­го пре­вра­ща­лась в непри­кры­тый гра­бёж с изби­е­ни­я­ми, пыт­ка­ми и про­чим про­из­во­лом. Подоб­ные фак­ты и их мно­го­чис­лен­ность при­зна­ва­ли даже боль­ше­вист­ские чинов­ни­ки. Так, член Ревво­ен­со­ве­та крас­но­го Восточ­но­го фрон­та Сер­гей Гусев докла­ды­вал Лени­ну и Троцкому:

«Без­об­ра­зия, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в Сим­бир­ской губер­нии, пре­вос­хо­дят вся­кую меру. При взи­ма­нии чрез­вы­чай­но­го нало­га упо­треб­ля­лись пыт­ки вро­де обли­ва­ния водой и замо­ра­жи­ва­ния. Губерн­ские орга­ни­за­ции смот­ре­ли на это сквозь паль­цы. При рек­ви­зи­ции ско­та отни­ма­ли и послед­них кур… Пред­се­да­тель уезд­но­го коми­те­та пар­тии участ­во­вал, будучи чле­ном ЧК, в десят­ках изби­е­ний аре­сто­ван­ных и деле­же кон­фис­ко­ван­ных вещей и про­чее. Пар­тий­ная орга­ни­за­ция была тёп­лой ком­па­ни­ей гра­би­те­лей, разбойников».

Кре­стьяне осо­бен­но нена­ви­де­ли пред­се­да­те­ля мест­ной ЧК Вла­ди­ми­ра Кази­ми­ро­ва, кото­рый все вопро­сы решал с помо­щью наси­лия: изби­е­ний, пыток, рас­стре­лов. Началь­ни­ки прод­от­ря­дов и комис­са­ры не отста­ва­ли от Кази­ми­ро­ва и дели­ли награб­лен­ное иму­ще­ство меж­ду собой.

Очень силь­но от мас­со­вых рек­ви­зи­ций постра­да­ло село Ново­де­ви­чье, где жили свы­ше вось­ми тысяч чело­век. Во вре­мя оче­ред­но­го визи­та прод­от­ря­да 3 мар­та 1919 года тер­пе­ние кре­стьян лоп­ну­ло: они уби­ли началь­ни­ка прод­от­ря­да Пав­ло­ва и комис­са­ров, а отряд из 50 чело­век разору­жи­ли. Все прод­от­ря­дов­цы вско­ре доб­ро­воль­но при­со­еди­ни­лись к восставшим.

Село Ново­де­ви­чье

На сле­ду­ю­щий день в село при­был чекист­ский отряд во гла­ве с Кази­ми­ро­вым. Ситу­а­ция повто­ри­лась: рядо­вые бой­цы пере­шли на сто­ро­ну вос­став­ших. Кази­ми­ро­ва и его бли­жай­ших сорат­ни­ков аре­сто­ва­ли, изби­ли, а на сле­ду­ю­щий день рас­стре­ля­ли и сбро­си­ли в прорубь.

Сопро­тив­ле­ние быст­ро наби­ра­ло обо­ро­ты, к нему при­со­еди­ни­лись сосед­ние дерев­ни. 5 мар­та про­тив кре­стьян высла­ли новый кара­тель­ный отряд, но в селе Ягод­ном его ожи­да­ла судь­ба пред­ше­ствен­ни­ков: рядо­вые бой­цы под­дер­жа­ли повстан­цев, а коман­ди­ра отря­да Грин­бер­га расстреляли.

В десят­ках дру­гих сёл Сим­бир­ской и запад­ных уез­дах Самар­ской губер­нии кре­стьяне мас­со­во рас­прав­ля­лись с чеки­ста­ми, комис­са­ра­ми и прод­от­ря­дов­ца­ми. Посколь­ку огне­стрель­но­го ору­жия было мало, то в боль­шин­стве слу­ча­ев кре­стьяне обхо­ди­лись ножа­ми, топо­ра­ми, пика­ми, вилами.

Поволж­ские повстанцы

Вос­став­ших воз­гла­вил 26-лет­ний житель Ягод­но­го Алек­сей Васи­лье­вич Доли­нин, про­шед­ший Первую миро­вую и дослу­жив­ший­ся до пору­чи­ка. Само вос­ста­ние вско­ре назва­ли Чапан­ным — по кре­стьян­ской зим­ней одеж­де, кото­рую носи­ли боль­шин­ство повстан­цев. Чапа­ны были дешё­вой одеж­дой, кре­стьяне шили их сами. Мож­но сде­лать вывод, что боль­шин­ство повстан­цев были бедняками.


Ход восстания

Алек­сей Доли­нин сра­зу повёл наступ­ле­ние на уезд­ный город Став­ро­поль (ныне Тольят­ти). Все сёла в окрест­но­стях Став­ро­по­ля под­дер­жа­ли мятеж­ни­ков, а в самом горо­де круп­ных войск не было, поэто­му 7 мар­та его взя­ли без боя. Это был боль­шой успех — и все­го на пятый день восстания.

8 мар­та кре­стьяне пол­но­стью истре­би­ли кара­тель­ный отряд из 110 крас­но­ар­мей­цев у села Усин­ско­го. На сле­ду­ю­щий день, узнав о про­дви­же­нии вос­став­ших, полк РККА в Сама­ре убил сво­их коман­ди­ров и комис­са­ров. Одна­ко захва­тить скла­ды с ору­жи­ем полк не успел — быст­ро при­бы­ли вер­ные боль­ше­ви­кам части и раз­би­ли его.

В это вре­мя в Став­ро­по­ле лидер вос­ста­ния Доли­нин в мест­ной газе­те «Изве­стия» опуб­ли­ко­вал воз­зва­ния. В одной из ста­тей лидер повстан­цев заявил:

«Граж­дане!.. Вос­ста­ли кре­стьяне, мужи­ки. Пра­во­слав­ные граж­дане, при­зы­ваю к все­об­ще­му вос­ста­нию, наш враг, кото­рый над­ру­гал­ся над нашей пра­во­слав­ной верой, бежит. Отклик­ни­тесь и вос­ста­вай­те. С нами Бог. <…> Вы, кре­стьяне, силь­ны сей­час сво­им жела­ни­ем уме­реть, идя на борь­бу с голы­ми рука­ми про­тив заси­лья тём­ных лич­но­стей из пар­тии ком­му­ни­стов, но помни­те, что у вас есть ещё Сове­ты. Сове­ты — плоть и кровь наша, где отби­ва­лись от пет­ли раб­ства… Граж­дане, най­ди­те воз­мож­ность разъ­яс­нить бли­жай­ше­му цен­тру — Сама­ре, цель нашей борь­бы. Това­ри­щи интел­ли­ген­ты, разъ­яс­ни­те кре­стья­нам их дви­же­ние, направ­ляй­те его в нуж­ное рус­ло. При­мы­кай­те к наро­ду и помо­ги­те ему в труд­ном деле. Ска­жи­те себе: долой сиде­нье меж­ду сту­льев, долой тре­тью пози­цию, ибо её уни­что­жит сама жизнь, и вы её не най­дё­те. Если поста­ра­е­тесь сыс­кать, забудь­те тогда о „еди­ной тру­до­вой шко­ле“. Не допус­кай­те, что­бы вам кину­ли в упрёк мужич­ки, спра­ши­вая: „Где вы были и что мы от вас слы­ша­ли?“ Това­ри­щи! В это труд­ное вре­мя нет места рав­но­ду­шию, при­ло­жим все уси­лия, что­бы най­ти путь к ско­рей­ше­му и без­бо­лез­нен­но­му раз­ре­ше­нию создав­ше­го­ся положения».

В отдель­ном обра­ще­нии Доли­нин объ­яс­нил цели сопро­тив­ле­ния красноармейцам:

«Това­ри­щи бра­тья крас­но­ар­мей­цы!.. Мы, вос­став­шие тру­же­ни­ки, кор­миль­цы все­го насе­ле­ния Рос­сии кре­стьяне, обра­ща­ем­ся к вам и заяв­ля­ем, что мы вос­ста­ли не про­тив Совет­ской Вла­сти, но вос­ста­ли про­тив дик­та­ту­ры, заси­лия ком­му­ни­стов — тира­нов и гра­би­те­лей. Мы объ­яв­ля­ем, что Совет­ская Власть оста­ёт­ся на местах. Сове­ты не уни­что­жа­ют­ся, но в Сове­тах долж­ны быть выбор­ные от насе­ле­ния лица, извест­ные наро­ду дан­ной мест­но­сти. Мы ни на шаг не отсту­па­ем от Кон­сти­ту­ции РСФСР и руко­вод­ству­ем­ся ею. При­зы­ва­ем вас, бра­тья крас­но­ар­мей­цы, при­мкнуть к нам, вос­став­шим за спра­вед­ли­вое дело…»

В эти же дни белые вой­ска Алек­сандра Кол­ча­ка напра­ви­лись в сто­ро­ну Сим­бир­ска. Если бы повстан­цы уда­ри­ли в тыл Крас­ной армии, это гро­зи­ло бы обру­ше­ни­ем все­го Восточ­но­го фронта.

Алек­сей Долинин

Чис­ло вос­став­ших пре­вы­си­ло 100 тысяч чело­век. Одна­ко необ­хо­ди­мо пони­мать, что кре­стьяне не были еди­ной арми­ей. Повстан­цы дей­ство­ва­ли отдель­ны­ми отря­да­ми по несколь­ко тысяч чело­век, были сла­бо орга­ни­зо­ва­ны и ещё хуже воору­же­ны, име­ли все­го несколь­ко пуле­мё­тов и око­ло тыся­чи вин­то­вок. Неко­то­рые сра­жа­лись с охот­ни­чьи­ми ружья­ми, осталь­ные — холод­ным ору­жи­ем. Нехват­ка офи­це­ров, знав­ших воен­ное дело, меша­ла дей­ство­вать сла­жен­но. Не обла­дал зна­чи­тель­ным талан­том и сам Долинин.

Боль­ше­ви­ки, напро­тив, рас­по­ла­га­ли всем необ­хо­ди­мым. Подав­лять вос­ста­ние напра­ви­ли коман­ду­ю­ще­го 4‑й арми­ей Миха­и­ла Фрун­зе. Собрав вой­ска за несколь­ко дней, Фрун­зе уда­рил по Став­ро­по­лю и после жесто­ко­го боя взял его 14 мар­та. Повстан­цы упор­но защи­ща­лись — каж­дое село боль­ше­ви­ки бра­ли штур­мом. Но вилы и топо­ры нель­зя про­ти­во­по­ста­вить пуле­мё­там и артиллерии.

Мест­ные, да и вооб­ще рус­ские крас­но­ар­мей­цы, неод­но­крат­но пере­хо­ди­ли на сто­ро­ну кре­стьян. Поэто­му глав­ную роль крас­ное коман­до­ва­ние отве­ло быв­шим австрий­ским плен­ным, кото­рые не жале­ли бун­тов­щи­ков. Что­бы убе­дить­ся, насколь­ко зна­чи­тель­ную роль в подав­ле­нии вос­ста­ния сыг­ра­ли авст­ро-вен­гер­ские сол­да­ты, доста­точ­но посмот­реть на пли­ты захо­ро­не­ний. Так, на одной из них из шести имён пяте­ро явно при­над­ле­жат быв­шим пленникам.

17 мар­та потер­пел пора­же­ние двух­ты­сяч­ный отряд повстан­цев, после чего сопро­тив­ле­ние рас­па­лось на отдель­ные оча­ги. Боль­шин­ство лиде­ров вос­ста­ния либо погиб­ли в боях, либо попа­ли в плен и тут же были рас­стре­ля­ны. Лишь Алек­сей Доли­нин смог вырвать­ся из окру­же­ния и спря­тать­ся в одном из сёл у родственников.


Репрессии

В местах, где Крас­ная армия раз­би­ла мятеж­ни­ков, совет­ская власть нача­ла репрес­сии. 19 мар­та Фрун­зе докла­ды­вал начальству:

«При подав­ле­нии вос­ста­ния уби­то, пока по непол­ным све­де­ни­ям, не менее тыся­чи чело­век. Кро­ме того, рас­стре­ля­но свы­ше 600 гла­ва­рей и кула­ков. Село Усин­ское, в кото­ром вос­став­ши­ми сна­ча­ла был истреб­лён наш отряд в 110 чело­век, сожже­но совершенно».

Окон­ча­тель­но боль­ше­ви­ки пода­ви­ли бунт в нача­ле апре­ля. Всех подо­зре­ва­е­мых участ­ни­ков жда­ли тюрь­мы и рас­стре­лы, часто их мас­со­во топи­ли в про­ру­бях. О подоб­ных слу­ча­ях в Став­ро­по­ле писал в днев­ни­ке оче­ви­дец, отстав­ной юрист Алек­сандр Васи­лье­вич Жиркевич:

«…Там боль­ше­ви­ки нахва­та­ли до тыся­чи чело­век, яко­бы винов­ных в контр­ре­во­лю­ции, но, в сущ­но­сти, ни в чём не повин­ных мир­ных граж­дан. Рас­стрел пока­зал­ся слиш­ком сла­бым нака­за­ни­ем. При­ду­ма­ли уто­пить в реке. Повы­ру­би­ли про­ру­би и реши­ли туда спу­стить эту тыся­чу несчаст­ных, о чём им и было объ­яв­ле­но. Сре­ди них нашёл­ся муже­ствен­ный свя­щен­ник. Он ста­рал­ся под­нять упав­ший было дух при­го­во­рён­ных к мучи­тель­ной смер­ти узни­ков, дока­зы­вая им, что смерть для них долж­на быть радост­ной, так как они гиб­нут невин­но, при­ча­стил их, испо­ве­до­вал. Рели­ги­оз­ное вооду­шев­ле­ние дошло до того, что узни­ки сами отслу­жи­ли с ним по себе пани­хи­ду, пели свя­щен­ные пес­но­пе­ния и вооб­ще по-хри­сти­ан­ски при­го­то­ви­лись к смер­ти. Их дей­стви­тель­но све­ли к про­ру­би и уто­пи­ли, при­чём топи­ли в одной про­ру­би до тех пор, пока она не напол­ня­лась, а затем пере­хо­ди­ли к другой».

Участ­ни­ки вос­ста­ния в чапа­нах на суде

Точ­ное коли­че­ство погиб­ших в боях в ходе вос­ста­ния и во вре­мя мас­со­вых каз­ней до сих пор неиз­вест­но. Репрес­сии про­дол­жа­лись око­ло месяца.


Судьба Долинина

Най­ти лиде­ра сопро­тив­ле­ния Алек­сея Доли­ни­на чеки­сты не смог­ли. Сна­ча­ла он скры­вал­ся у род­ствен­ни­ков, а потом изме­нил внеш­ность и вер­нул­ся в Ягодное.

Спу­стя какое-то вре­мя Доли­нин встре­тил ста­ро­го дру­га, слу­жив­ше­го в Крас­ной армии и при­быв­ше­го домой в отпуск. Воз­вра­щать­ся в армию тот не хотел, поэто­му пред­ло­жил Алек­сею свои доку­мен­ты. Быв­ший лидер вос­ста­ния отпра­вил­ся на фронт под име­нем дру­га и участ­во­вал в боях с дени­кин­ца­ми, по неко­то­рым дан­ным, даже попал в плен.
Вер­нув­шись, Доли­нин отпра­вил­ся на поль­ский фронт, где его рани­ли. В тяжё­лом состо­я­нии он при­знал­ся, что воз­глав­лял Чапан­ное вос­ста­ние. Алек­сей Доли­нин полу­чил амни­стию и после Граж­дан­ской вой­ны вер­нул­ся в род­ное село.

Амни­стия 1920 года не спас­ла Доли­ни­на от буду­щих репрес­сий. В 1930 году его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к деся­ти годам лаге­рей. Отси­дев весь срок, Алек­сей Доли­нин вер­нул­ся в род­ное село, где про­жил до самой смер­ти в 1951 году.


Читай­те так­же «Там­бов­ское вос­ста­ние: послед­няя рус­ская кре­стьян­ская вой­на».

Поделиться