Дзержинский как хозяйственник: эффективный менеджер и сторонник НЭПа

Дзер­жин­ско­го зна­ют в первую оче­редь как «рыца­ря рево­лю­ции», осно­ва­те­ля ЧК. Но мало кто вспо­ми­на­ет, что он был ещё нар­ко­мом путей сооб­ще­ния и гла­вой ВСНХ. Феликс Эдмун­до­вич быст­ро обу­чал­ся, вни­кал вглубь каж­до­го вопро­са и все­гда дей­ство­вал реши­тель­но. Бла­го­да­ря этим каче­ствам он добил­ся зна­чи­тель­ных успе­хов на всех зани­ма­е­мых постах.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как Дзер­жин­ский пре­вра­тил транс­порт­ную отрасль из дота­ци­он­ной в само­оку­па­е­мую, раз­вил паро­во­зо­стро­е­ние и поче­му спор об эко­но­ми­ке стал при­чи­ной его смерти.

Феликс Дзер­жин­ский. 1920‑е годы

Нарком путей сообщения

В апре­ле 1921 года в Москве состо­я­лась встре­ча Лени­на и Дзер­жин­ско­го. Вождь Октябрь­ской рево­лю­ции схо­ду заявил пред­се­да­те­лю Чрез­вы­чай­ной Комиссии:

— Вам при­дёт­ся взять­ся за нар­ком­ство по НКПС.
— Что слу­чи­лось, Вла­ди­мир Ильич, поче­му я дол­жен быть нар­ко­мом желез­ных дорог?

Ленин стал изла­гать про­бле­мы: нераз­бе­ри­ха, отсут­ствие дис­ци­пли­ны и, глав­ное, сабо­таж «быв­ших дель­цов желез­но­до­рож­но­го мира». Феликс Эдмун­до­вич попро­сил выслать ему спе­ци­а­ли­стов, кото­рые смог­ли бы чест­но и тол­ко­во рабо­тать, невзи­рая на их взгля­ды. Ленин согласился.

Диа­лог дошёл до нас в пере­ска­зе Вла­ди­ми­ра Бонч-Бру­е­ви­ча. Изло­жил ли он встре­чу двух рево­лю­ци­о­не­ров точь-в-точь или нет — нам неиз­вест­но. Но ясно одно: с это­го момен­та нача­лась офи­ци­аль­но дея­тель­ность Дзер­жин­ско­го на хозяй­ствен­ном фронте.

Рос­сий­ская импе­рия была стра­ной пре­иму­ще­ствен­но кре­стьян­ской, одна­ко это не меша­ло про­ве­сти модер­ни­за­цию. Спо­ры об её эффек­тив­но­сти ведут­ся до сих пор. Тем не менее к 1913 году стра­ну покры­ва­ла сеть желез­ных дорог, а в 1916 году был закон­чен послед­ний уча­сток Транссиба.

Кар­та путей сооб­ще­ния Рос­сий­ской империи

Вой­на и рево­лю­ция погру­зи­ли стра­ну в хаос, и такая слож­ная струк­ту­ра, как желез­ная доро­га, вошла в него одной из пер­вых. Осе­нью 1917 года ходи­ли лишь ред­кие соста­вы. Неред­ко бри­га­ды убе­га­ли, и эше­ло­на­ми управ­ля­ли сами пас­са­жи­ры, в основ­ном отря­ды солдат.

За годы Граж­дан­ской вой­ны ситу­а­ция ухуд­ши­лась. Вышло из строя 80% желез­но­до­рож­ной сети, 59% паро­во­зов и 23% ваго­нов счи­та­лись неис­прав­ны­ми. Гру­зо­обо­рот в 1920 году был мень­ше тре­ти гру­зо­обо­ро­та 1913 года. Ава­рии слу­ча­лись каж­дый день, не хва­та­ло топ­ли­ва. Это циф­ры, а вот кар­ти­на, кото­рую видел житель РСФСР в то вре­мя: клад­би­ща ржа­вых поез­дов, тру­пы умер­ших от тифа бежен­цев в поез­дах, зарос­шие тра­вой рель­сы, тол­пы пас­са­жи­ров, ожи­да­ю­щие опаз­ды­ва­ю­щий на несколь­ко часов состав.

Опы­та управ­ле­ния транс­пор­том у Дзер­жин­ско­го не име­лось. Одна­ко назна­че­ние «пар­тий­ных» на такие руко­во­дя­щие долж­но­сти счи­та­лось нор­мой. Сам Желез­ный Феликс высту­пал за то, чтоб каж­дый чекист занял­ся какой-либо хозяй­ствен­ной дея­тель­но­стью. Он уже воз­гла­вил к тому момен­ту комис­сию по улуч­ше­нию жиз­ни детей при ВЦИК и пытал­ся напра­вить ЧК на борь­бу с беспризорностью.

Решив опе­реть­ся на «бур­жу­аз­ных спе­ци­а­ли­стов», Дзер­жин­ский пер­вым делом назна­чил сво­им заме­сти­те­лем инже­не­ра Ива­на Бори­со­ва, быв­ше­го това­ри­ща мини­стра и октяб­ри­ста, по сути, сто­рон­ни­ка монар­хии. Бори­сов потре­бо­вал при­звать на служ­бу его быв­ших кол­лег, разу­ме­ет­ся, тоже «бур­жу­аз­ных», вер­нуть ему инстру­мен­ты и вагон-лабо­ра­то­рию. Дзер­жин­ский согла­сил­ся. В нар­ко­мат на рабо­ту при­шло почти сто тысяч людей, начи­ная от крас­но­ар­мей­цев и крас­но­флот­цев и закан­чи­вая инже­не­ром и мини­стром путей сооб­ще­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства Алек­сан­дром Ливе­ров­ским. В даль­ней­шем его репрес­си­ру­ют, затем осво­бо­дят, он вер­нёт­ся на рабо­ту, а в годы вой­ны поучаст­ву­ет в стро­и­тель­стве «Доро­ги жизни».

Летом 1921 года Дзер­жин­ский отпра­вил­ся в поезд­ку по Укра­ине, сов­ме­щая инспек­цию мест­ных ЧК с про­вер­кой желез­ных дорог. На юге, в Одес­се и Нико­ла­е­ве, Феликс Эдмун­до­вич изу­чил состо­я­ние вод­но­го и реч­но­го транс­пор­та. Вер­нув­шись в Моск­ву, он при­нял меры по улуч­ше­нию жиз­ни железнодорожников.

При этом Дзер­жин­ский оста­вал­ся на посту ВЧК. В этот же пери­од раз­во­ра­чи­ва­лось тра­ги­че­ское дело «Пет­ро­град­ской бое­вой орга­ни­за­ции», в ходе кото­ро­го при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу Нико­лая Гуми­лё­ва. До сих пор в исто­рио­гра­фии идут спо­ры о её раз­ме­рах и при­част­но­сти тех или иных лиц.

Летом 1921 года РСФСР охва­тил голод. Дзер­жин­ский моби­ли­зо­вал желез­но­до­рож­ни­ков на пере­воз­ку про­до­воль­ствия. Парал­лель­но нача­лись рефор­мы: сокра­ти­ли бюро­кра­ти­че­ский аппа­рат, децен­тра­ли­зо­ва­ли управ­ле­ние, но при этом уси­ли­ли пар­тий­ный кон­троль. Надо пони­мать, что тогда ВКП(б) ещё не ста­ла пар­ти­ей чинов­ни­ков, ещё жив Ленин, ещё актив­но ведут­ся дискуссии.

Вра­чеб­но-пита­тель­ный поезд № 3. Раз­да­ча пищи детям. Самар­ская губерния

В нача­ле 1922 года Дзер­жин­ский едет в Сибирь. И здесь повто­ря­ет­ся: инспек­ция, улуч­ше­ние тру­до­вых усло­вий. В мар­те воз­вра­ще­ние и сно­ва работа.

Мно­го уси­лий в то вре­мя Дзер­жин­ский при­ло­жил к раз­ви­тию паро­во­зо­стро­е­ния: высту­пал за стро­и­тель­ство локо­мо­ти­вов имен­но в РСФСР, про­ти­вил­ся отда­че зака­зов на их созда­ние дру­гим стра­нам. Имен­но по ини­ци­а­ти­ве Дзер­жин­ско­го было уве­ли­че­но финан­си­ро­ва­ние про­ек­та теп­ло­во­за Гак­ке­ля (Щ‑ЭЛ‑1).

Теп­ло­воз Гаккеля

Уде­лял вни­ма­ние Дзер­жин­ский реч­но­му и мор­ско­му транс­пор­ту. При­хо­ди­лось нала­жи­вать ему и логи­сти­ку пор­тов. Исто­рик Семён Хро­мов в кни­ге «Ф. Э. Дзер­жин­ский на хозяй­ствен­ном фрон­те» указывал:

«СТО решил назна­чить Ф. Э. Дзер­жин­ско­го Чрез­вы­чай­ным упол­но­мо­чен­ным Сове­та Тру­да и Обо­ро­ны по Пет­ро­град­ско­му пор­ту, предо­ста­вив ему пра­во кон­тро­ля над пор­том, при­ня­тия всех мер, необ­хо­ди­мых для упо­ря­до­че­ния его рабо­ты, уде­шев­ле­ния про­из­во­ди­мых в пор­ту опе­ра­ций, сме­ще­ния и назна­че­ния всех сотруд­ни­ков порта».

В совет­ской исто­рио­гра­фии роль Дзер­жин­ско­го оце­ни­ва­ли поло­жи­тель­но. Желез­ный Феликс стре­мил­ся лич­но вник­нуть и решить про­бле­му каж­дой доро­ги, узла или транс­порт­ной еди­ни­цы. Его под­ход счи­тал­ся пло­до­твор­ным и верным.

Слож­но судить об эффек­тив­но­сти на дли­тель­ном исто­ри­че­ском отрез­ке. Но за несколь­ко лет, про­ве­дён­ных Дзер­жин­ским на посту нар­ко­ма путей сооб­ще­ния, «транс­порт пре­вра­тил­ся в само­оку­па­е­мую и даю­щую госу­дар­ствен­ный доход отрасль народ­но­го хозяй­ства», уве­ли­чил­ся в три с поло­ви­ной раза парк паро­во­зов по срав­не­нию с дово­ен­ным вре­ме­нем, была вос­ста­нов­ле­на боль­шая часть желез­ных дорог и мостов.

Кол­лек­тив депо Москва-Паве­лец­кая у недав­но отре­мон­ти­ро­ван­но­го паро­во­за. 1923 год

При этом Дзер­жин­ский, стре­мясь уси­лить пар­тий­ный кон­троль, руко­вод­ство­вал­ся вполне прак­ти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Феликс Эдмун­до­вич посто­ян­но сокра­щал раз­бух­шие шта­ты: кон­тин­гент транс­порт­ни­ков сокра­тил­ся с 1 725 тысяч чело­век (апрель 1921 года) до 760 тысяч (июнь 1923 года). План раз­ви­тия стро­ил­ся без про­жек­тер­ства, неэф­фек­тив­ные под­раз­де­ле­ния ликвидировали.

Оце­ни­ли поло­жи­тель­но роль Дзер­жин­ско­го и това­ри­щи по пар­тии. На 13 кон­фе­рен­ции РКП(б) про­зву­ча­ли такие слова:

«Транс­порт нахо­дит­ся в таком состо­я­нии, когда он без осо­бых затруд­не­ний спо­со­бен удо­вле­тво­рять все предъ­яв­ля­е­мые к нему народ­ным хозяй­ством требования».

Нако­нец, имен­но пло­до­твор­ная дея­тель­ность Дзер­жин­ско­го ста­ла одной из при­чин его назна­че­ния на пост пред­се­да­те­ля ВСНХ.


В ВСНХ

В Выс­ший совет народ­но­го хозяй­ства Дзер­жин­ско­го при­ве­ла не толь­ко служ­ба нар­ко­мом путей сооб­ще­ний, но и пере­ме­ны, насту­пив­шие после смер­ти Лени­на. Вла­ди­ми­ра Ильи­ча на посту пред­се­да­те­ля СНК занял Рыков, руко­во­див­ший до это­го ВСНХ, кото­рое теперь воз­гла­вил Феликс Эдмун­до­вич. Но име­лась и «нефор­маль­ная» при­чи­на: спло­тив­ший­ся про­тив Троц­ко­го три­ум­ви­рат Ста­лин — Зино­вьев — Каме­нев оце­нил пре­кра­ще­ние под­держ­ки Дзер­жин­ским Льва Давидовича.

ВСНХ созда­вал­ся как орган, отве­ча­ю­щий за коор­ди­на­цию эко­но­ми­че­ской жиз­ни. Фак­ти­че­ски же он отве­чал за промышленность.

Дзер­жин­ский и заме­сти­тель народ­но­го комис­са­ра по ино­стран­ным делам СССР Мак­сим Лит­ви­нов в ВСНХ

Рабо­ту на посту пред­се­да­те­ля ВСНХ Дзер­жин­ский начал с вос­ста­нов­ле­ния дис­ци­пли­ны: огром­ное коли­че­ство работ­ни­ков чис­ли­лись на бума­ге, появ­ля­лись в день выда­чи зар­пла­ты. Дей­ствия Желез­но­го Фелик­са хочет­ся про­ил­лю­стри­ро­вать при­ве­дён­ны­ми Ильёй Рать­ков­ским вос­по­ми­на­ни­я­ми чеки­ста Яна Буйкиса:

«Изу­чая обста­нов­ку в ВСНХ, мы уста­но­ви­ли, что часть ста­рых спе­ци­а­ли­стов рабо­та­ет доб­ро­со­вест­но. Одна­ко их было мень­шин­ство. Мно­гие слу­жа­щие рабо­та­ли кое-как, неко­то­рые из них при­хо­ди­ли толь­ко в дни выда­чи зара­бот­ной пла­ты, что­бы полу­чить день­ги. При­шлось занять­ся вос­пи­та­ни­ем: бесе­до­вать с ними, убеж­дать их. Когда же наши уго­во­ры не помо­га­ли, мы пре­ду­пре­жда­ли, что если они не ста­нут чест­но рабо­тать, а будут про­дол­жать злост­ный сабо­таж, то при­дёт­ся вызвать их для бесе­ды на Лубянку.

Вско­ре сабо­таж пре­кра­тил­ся. Но дис­ци­пли­на оста­лась очень низ­кой. Слу­жа­щие при­хо­ди­ли на рабо­ту, когда им забла­го­рас­су­дит­ся, даже через несколь­ко часов после нача­ла рабо­че­го дня. Тогда мы взя­ли чистый лист бума­ги и тер­пе­ли­во ста­ли под­жи­дать „опаз­ды­ва­ю­щих“. Когда они при­хо­ди­ли, их заста­ви­ли самих на этом листе про­ста­вить вре­мя явки на рабо­ту и рас­пи­сать­ся. После это­го дис­ци­пли­на, конеч­но, под­тя­ну­лась. Феликс Эдмун­до­вич был дово­лен резуль­та­та­ми рабо­ты нашей комиссии».

Одно­вре­мен­но на рабо­ту при­вле­ка­лись спе­ци­а­ли­сты из не-боль­ше­ви­ков — не толь­ко апо­ли­тич­ные, но и быв­шие мень­ше­ви­ки, такие как финан­сист Алек­сандр Штерн или ста­ти­стик Лев Кафен­гауз. Даже за рубе­жом про­тив­ни­ки боль­ше­ви­ков об этом писа­ли с удив­ле­ни­ем. Выхо­див­шая в Бер­лине газе­та мень­ше­ви­ков-эми­гран­тов «Соци­а­ли­сти­че­ский вест­ник» заявляла:

«Жут­ко ста­ло, когда во гла­ве ВСНХ стал Дзер­жин­ский. А теперь спе­цы, вплоть до быв­ших монар­хи­стов, гото­вы памя­ти Дзер­жин­ско­го пани­хи­ды служить».

При этом Дзер­жин­ский высту­пал посто­ян­ным кри­ти­ком про­мыш­лен­но­сти, стро­го судил как свою рабо­ту, так и подчинённых.

Пара­док­саль­но, но гроз­ный «рыцарь рево­лю­ции» сто­ял на пози­ци­ях НЭПа, высту­пал за сни­же­ние цен на роз­нич­ные това­ры и в целом про­ти­вил­ся иде­ям «левых большевиков».

При этом тяжё­лая про­мыш­лен­ность оста­ва­лась за госу­дар­ством. С пер­вых же дней Дзер­жин­ский сфо­ку­си­ро­вал­ся на раз­ви­тии двух реги­о­нов: Ленин­гра­да и Дон­бас­са. Затем Феликс Эдмун­до­вич сосре­до­то­чил­ся на метал­лур­гии. Важ­ной рефор­мой ста­ло созда­ние еди­но­го бюджета:

«Выде­лен­ные ВСНХ день­ги теперь рас­пре­де­ля­лись Пре­зи­ди­у­мом ВСНХ само­сто­я­тель­но, как на стро­и­тель­ство, так и на про­из­вод­ство. Теперь ста­но­ви­лось воз­мож­ным акцен­ти­ро­ван­ное финан­си­ро­ва­ние предприятий».

При этом Дзер­жин­ский рабо­тал на посту пред­се­да­те­ля ОГПУ СССР при СНК СССР. Под его руко­вод­ством про­шла опе­ра­цию «Синдикат‑2»: в стра­ну зама­ни­ли Бори­са Савин­ко­ва. Леген­дар­но­го бое­ви­ка эсе­ров осу­ди­ли и 29 авгу­ста 1924 года при­го­во­ри­ли к расстрелу.

Парал­лель­но в стране борь­ба за власть. Преж­де под­дер­жи­вав­ший Троц­ко­го Дзер­жин­ский высту­пал про­тив него, в первую оче­редь, из-за опа­се­ния рас­ко­ла пар­тии. Поли­ти­че­ские деба­ты ста­ли кос­вен­ной при­чи­ной его смерти.

С 14 по 20 июля 1924 года про­хо­дил пле­нум ЦК и ЦКК ВКП(б). На нём высту­пил заме­сти­тель Фелик­са Эдмун­до­ви­ча на посту пред­се­да­те­ля ВСНХ Геор­гий Пята­ков, кото­рый попы­тал­ся дока­зать, что в резуль­та­те выбран­но­го Дзер­жин­ским пути «дерев­ня бога­те­ет чрез­мер­но, и в этом он видел боль­шую опас­ность для дела революции».

Начал­ся спор. К кри­ти­ке при­со­еди­нил­ся Каме­нев, выска­зы­вая обви­не­ния на повы­шен­ных тонах. Во вре­мя выступ­ле­ния Дзер­жин­ско­му ста­ло пло­хо. После речи он вышел из зала в сосед­нюю ком­на­ту, лёг на диван. Через два часа Фелик­су Эдмун­до­ви­чу буд­то полег­ча­ло, и он отпра­вил­ся к себе на квар­ти­ру. Там Желез­ный Феликс и скон­чал­ся от сер­деч­но­го приступа.

Пар­тий­ный дея­тель Вале­рий Меж­ла­ук (его рас­стре­ля­ют в годы ста­лин­ских репрес­сий) отмечал:

«Писать о рабо­те Ф. Э. Дзер­жин­ско­го в обла­сти народ­но­го хозяй­ства — это зна­чит писать исто­рию народ­но­го хозяй­ства с момен­та вве­де­ния новой эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки. Не най­дёт­ся ни одной про­бле­мы, кото­рая была бы постав­ле­на раз­ви­ти­ем народ­но­го хозяй­ства перед пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством с вес­ны 1921 года, в кото­рой не при­ни­мал бы самое непо­сред­ствен­ное уча­стие Ф. Э. Дзержинский».

Исто­рия не зна­ет сосла­га­тель­но­го накло­не­ния. Одна­ко пози­ция Дзер­жин­ско­го по эко­но­ми­че­ским вопро­сам и дея­тель­ность на хозяй­ствен­ном посту пока­зы­ва­ет, что, не умри он так рано, раз­ви­тие СССР мог­ло пой­ти совсем по-другому.


Рекомендуемая литература

  • Сер­гей Кре­дов. Дзер­жин­ский. М.: Моло­дая гвар­дия, 2013.
  • Илья Рать­ков­ский. Дзер­жин­ский. От «Аст­ро­но­ма» до «Желез­но­го Фелик­са». М.: Алго­ритм, 2017.
  • Семён Хро­мов. Ф. Э. Дзер­жин­ский на хозяй­ствен­ном фрон­те. 1921–1926. М.: Мысль, 1977.

Читай­те так­же «Арте­мий Хала­тов: крас­ный мене­джер»

Поделиться