«Из всех искусств для нас важнейшим…». О кино в СССР

В под­ка­сте «Всё идёт по пла­ну» писа­тель и режис­сёр Вла­ди­мир Коз­лов рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни в СССР, раз­ве­и­ва­ет мифы и опро­вер­га­ет фейки.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет тек­сто­вую вер­сию выпус­ка о кино и кино­те­ат­рах в Совет­ском Сою­зе — что мож­но было посмот­реть на боль­шом экране в 1980‑е годы, на какие филь­мы невоз­мож­но было достать биле­ты и поче­му пере­строй­ка в кино нача­лась рань­ше, чем в политике.


При­вет! Это — Вла­ди­мир Коз­лов с новым эпи­зо­дом под­ка­ста «Всё идёт по плану».

Сего­дня речь пой­дёт о кино в совет­скую эпо­ху. Назва­ние эпи­зо­да — пер­вая часть фра­зы «Из всех искусств для нас важ­ней­шим явля­ет­ся кино». Эту цита­ту вождя боль­ше­ви­ков Лени­на я впер­вые уви­дел в фойе моги­лёв­ско­го кино­те­ат­ра «Октябрь», глав­но­го и само­го боль­шо­го кино­те­ат­ра горо­да. Потом я видел её во мно­гих дру­гих кино­те­ат­рах в раз­ных горо­дах СССР.

«Из всех искусств…». Пла­кат рабо­ты Зено­на Комис­са­рен­ко и Юрия Мер­ку­ло­ва. 1925 год

Как поз­же выяс­ни­лось, цита­та не совсем «аутен­тич­ная» — то есть, Ленин не напи­сал это­го в какой-либо ста­тье и не про­из­нёс в засте­но­гра­фи­ро­ван­ной речи. Вро­де как Ленин ска­зал что-то подоб­ное в бесе­де с нар­ко­мом про­све­ще­ния Луна­чар­ским, тот в свою оче­редь упо­мя­нул эту мысль в пись­ме к Гри­го­рию Бол­тян­ско­му, одно­му из орга­ни­за­то­ров совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа, и так воз­ник­ла цита­та. Хотя, в прин­ци­пе, сего­дня уже совер­шен­но неваж­но, ска­зал это на самом деле Ленин или не ска­зал. Преж­де все­го, это при­мер того, как в совет­ское вре­мя цеп­ля­лись за фра­зы вождя, пыта­ясь под­кре­пить его цита­та­ми про­ис­хо­дя­щее едва ли не во всех сфе­рах жизни.

Но, неза­ви­си­мо от того, чего хоте­ли ком­му­ни­сти­че­ские идео­ло­ги, к вось­ми­де­ся­тым годам про­шло­го века кино было уже не идео­ло­ги­че­ским и про­па­ган­дист­ским инстру­мен­том, а про­сто основ­ным видом досу­га боль­шин­ства совет­ских граж­дан — преж­де все­го, моло­дых. Кафе или ресто­ра­нов было мало, клу­бов в сего­дняш­нем пони­ма­нии не было вооб­ще, спор­тив­ные собы­тия про­ис­хо­ди­ли нере­гу­ляр­но, а сидеть в тес­ных и затх­лых квар­ти­рах не хоте­лось. Поэто­му люди шли в кино.

В Моги­лё­ве, где я жил, было тогда три основ­ных кино­те­ат­ра — «Октябрь», «Роди­на» и «Чырво­ная зор­ка» («Крас­ная звез­да») — и два кино­те­ат­ра «вто­ро­го экра­на»: «Кос­мос» (един­ствен­ный двух­заль­ный) и «Сме­на» — прак­ти­че­ски клуб, нахо­див­ший­ся где-то на задвор­ках «вто­ро­го мик­ро­рай­о­на», так дале­ко, что я в нём ни разу и не был. В 1989 году открыл­ся ещё один кино­те­атр — «Вет­разь» («Парус»).

Кино­те­атр «Крас­ная звез­да». Моги­лёв. 1950‑е гг. Источ­ник: pastvu.com

Биле­ты в кино сто­и­ли от 25 до 70 копе­ек. Самой высо­кой была цена на даль­ние ряды при пока­зе в «Октяб­ре» широ­ко­фор­мат­но­го филь­ма. В совет­ской систе­ме кино­про­ка­та суще­ство­ва­ло деле­ние на обыч­ный фор­мат (при­мер­но соот­вет­ству­ю­щий нынеш­не­му 4:3), широ­ко­экран­ный (нынеш­ний 16:9) и широ­ко­фор­мат­ный — тот же 4:3, но про­еци­ру­е­мый более круп­но в кино­те­ат­рах, осна­щён­ных соот­вет­ству­ю­щим обо­ру­до­ва­ни­ем: у широ­ко­фор­мат­ных филь­мов был ещё стереозвук.

Пер­вый сеанс во всех кино­те­ат­рах был «дет­ским», но я даже в соот­вет­ству­ю­щем воз­расте ста­рал­ся ходить на взрос­лые филь­мы, а от ред­ких посе­ще­ний дет­ских сеан­сов впе­чат­ле­ния оста­лись удру­ча­ю­щие: крик, писк, топот, бегот­ня по залу и жут­ко исца­ра­пан­ная кар­тин­ка на экране.

Перед филь­мом пока­зы­ва­ли «кино­жур­нал» минут на десять — напри­мер, выпуск «Ново­стей дня». Про­бле­мой было то, что выпуск этот был снят несколь­ко меся­цев назад, и ново­сти в нём без­на­дёж­но уста­ре­ли. Прак­ти­ко­ва­лись удли­нён­ные кино­се­ан­сы — как пра­ви­ло, раз в день. На них в каче­стве жур­на­ла пока­зы­ва­ли доку­мен­таль­ный фильм при­мер­но на пол­ча­са. Думаю, такие сеан­сы дела­ли спе­ци­аль­но, что­бы как-то про­ка­ты­вать сни­ма­ю­ще­е­ся в СССР доку­мен­таль­ное кино, но филь­мы эти были совер­шен­но не инте­рес­ные, и я по воз­мож­но­сти избе­гал удли­нён­ных сеансов.

Все моги­лёв­ские кино­те­ат­ры были дале­ко от мое­го дома, и до 10 лет я смот­рел кино толь­ко в доме куль­ту­ры заво­да искус­ствен­но­го волок­на име­ни Куй­бы­ше­ва (ЗИВ) — он нахо­дил­ся в несколь­ких трол­лей­бус­ных оста­нов­ках от Рабо­че­го посёл­ка. Пер­вый раз попал я туда ещё, навер­но, в пер­вом клас­се, на фильм под назва­ни­ем «Чёр­ная кури­ца, или Под­зем­ные жите­ли» — его пока­зы­ва­ли в рам­ках како­го-то кинолектория.

А вооб­ще дома куль­ту­ры вхо­ди­ли в систе­му клуб­но­го кино­про­ка­та, там сто­я­ли базо­вые кино­про­ек­то­ры, поз­во­ляв­шие пока­зы­вать любые филь­мы, кро­ме широ­ко­фор­мат­ных. Как пра­ви­ло, копии филь­мов пере­да­ва­лись в систе­му клу­бов после про­ка­та в кино­те­ат­рах и кру­ти­лись там года­ми и даже деся­ти­ле­ти­я­ми. В резуль­та­те, в каком-нибудь ДК мож­но было посмот­реть не толь­ко фильм, кото­рый толь­ко что про­шёл в кино­те­ат­рах, но и что-то более ред­кое, чего боль­ше нигде нель­зя было найти.

Пом­ню, в ДК ЗИВ в мае 1982 года я впер­вые испы­тал «кол­лек­тив­ный кино­опыт» на бри­тан­ском филь­ме под назва­ни­ем «Вожди Атлан­ти­ды». В одной из сцен какое-то жут­кое мор­ское чудо­ви­ще про­со­вы­ва­ет свою страш­ную мор­ду в откры­тый сни­зу люк под­вод­но­го аппа­ра­та, в кото­ром сидят герои, и мне, деся­ти­лет­не­му, — как и всем сидя­щим рядом со мной в тём­ном кино­за­ле паца­нам и дев­чон­кам — было по-насто­я­ще­му страш­но. Син­хрон­но зата­ив дыха­ние, мы с ужа­сом сле­ди­ли за тем, как чудо­ви­ще сно­ва направ­ля­ет свою мор­ду в люк. Но всё закон­чи­лось бла­го­по­луч­но: герои смог­ли отбить­ся от чудо­ви­ща, «выпи­сав» ему заряд элек­три­че­ско­го тока.

«Вожди Атлан­ти­ды», 1978 год

А бук­валь­но через месяц, в июне, я впер­вые попал в насто­я­щий кино­те­атр — глав­ный в горо­де «Октябрь». Огром­ный зал, боль­шой широ­ко­фор­мат­ный экран и посте­пен­но гас­ну­щее перед нача­лом филь­ма осве­ще­ние про­из­ве­ли на меня нема­лое впе­чат­ле­ние — боль­шее, чем сам фильм. Он назы­вал­ся «Алек­сандр Малень­кий», и из него мне не запом­ни­лось ниче­го, кро­ме того, что это — фильм «про вой­ну». Тогда филь­мов «про вой­ну» было очень мно­го, и ред­ко какой мог «заце­пить».

Поз­же я нашёл этот фильм на «Кино­По­ис­ке». Режис­сёр — Вла­ди­мир Фокин, извест­ный преж­де все­го поли­ти­че­ским сери­а­лом «ТАСС упол­но­мо­чен заявить…» 1984 года, а «Алек­сандр Малень­кий» — сов­мест­ное про­из­вод­ство с Гер­ман­ской Демо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­кой. Поче­му я попал имен­но на этот фильм, было это слу­чай­но или целе­на­прав­лен­но — не пом­ню. Но мой стар­ший брат увле­кал­ся кино, поку­пал жур­нал «Спут­ник кино­зри­те­ля» и выпи­сы­вал «Совет­ский экран», и в какой-то момент я тоже начал всем этим интересоваться.

Облож­ка жур­на­ла «Спут­ник кино­зри­те­ля», 1976 год

До это­го, не счи­тая ред­ких похо­дов в ДК ЗИВ, кино я смот­рел, в основ­ном, по теле­ви­зо­ру. Подроб­нее про то, какое кино мож­но было уви­деть на совет­ском ТВ, я рас­ска­зы­вал в эпи­зо­де под­ка­ста «На голу­бых экра­нах стра­ны…» Но попав в насто­я­щий кино­те­атр, я запал на кино и начал ходить на всё под­ряд — меня при­тя­ги­вал не какой-то кон­крет­ный жанр или напри­мер, кон­крет­ный фильм (мне было непо­нят­но, как мож­но пере­смат­ри­вать один и тот же фильм несколь­ко раз, это же скуч­но), а имен­но кино как «вид искус­ства», хоть я, конеч­но, это так не формулировал.

Филь­мы, кото­рые в основ­ных кино­те­ат­рах шли с огра­ни­че­ни­ем «Дети до 16 лет не допус­ка­ют­ся», я смот­рел потом в ДК ЗИВ, где никто огра­ни­че­ни­я­ми не замо­ра­чи­вал­ся. Кон­тент, кото­рый попа­дал тогда в кате­го­рию запре­щён­но­го для детей, сего­дня кажет­ся вполне без­обид­ным: мак­си­мум запрет­но­го, что при­сут­ство­ва­ло в этих филь­мах, это жен­ская грудь или, гораз­до реже, «пол­ная фрон­таль­ная обна­жён­ка», но либо сня­тая изда­ле­ка, либо пока­зан­ная совсем мельком.

В Моги­лё­ве самым «про­грес­сив­ным» был ДК Швей­ни­ков в самом цен­тре горо­да. В кино­за­ле каж­дый вечер пока­зы­ва­ли фильм, репер­ту­ар — напи­сан­ный от руки, но кра­си­вым почер­ком — выве­ши­ва­ли на месяц впе­рёд, и там мож­но было най­ти, напри­мер, филь­мы Андрея Тар­ков­ско­го, вышед­шие на экра­ны за десять или боль­ше лет до это­го. Имен­но там осе­нью 1982 года, бла­го­да­ря стар­ше­му бра­ту, я посмот­рел «Андрея Руб­лё­ва» и «Соля­рис». Воз­мож­но, мне, деся­ти­лет­не­му, такое кино смот­реть было ещё рано­ва­то, но мощь кине­ма­то­гра­фи­че­ско­го зре­ли­ща я оце­нил уже тогда, и эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие было силь­ным. При этом я никак не отде­лял Тар­ков­ско­го от все­го осталь­но­го кино, да и деле­ния на мас­со­вое и автор­ское, кото­рое тогда уже суще­ство­ва­ло, не пони­мал. Мне хоте­лось смот­реть любое кино.

И в этом я не так уж силь­но отли­чал­ся от боль­шин­ства моги­лёв­ских тиней­дже­ров, регу­ляр­но посе­щав­ших кино­те­ат­ры. Как я сей­час пони­маю, пять кино­те­ат­ров на трёх­сот­ты­сяч­ный город — это было не так уж мно­го. Поэто­му на самые хито­вые филь­мы в кино­те­ат­ры выстра­и­ва­лись длин­ные оче­ре­ди, и часто биле­ты заканчивались.

Ино­гда, что­бы при­влечь зри­те­лей, на афи­ше мог­ли слег­ка пере­дёр­нуть опи­са­ние филь­ма — а, посколь­ку «Спут­ник кино­зри­те­ля» или, тем более, «Совет­ский экран» чита­ла всё же неболь­шая часть зри­те­лей, а трей­ле­ров вооб­ще не суще­ство­ва­ло, то опи­са­ние на афи­ше было прак­ти­че­ски един­ствен­ной воз­мож­но­стью узнать, о чём фильм.

Пом­ню какой-то вполне арт­ха­ус­ный и камер­ный бол­гар­ский фильм сере­ди­ны вось­ми­де­ся­тых (назва­ние в памя­ти не сохра­ни­лось), кото­рый на афи­ше обо­зва­ли «аван­тюр­ной мело­дра­мой» или чем-то подоб­ным. В резуль­та­те на вечер­нем сеан­се набил­ся пол­ный зал, но потом люди ста­ли уходить.

Одна­ко про­кат­чи­ки не рас­стро­и­лись: биле­ты же были про­да­ны. Инте­рес­но, что кино­про­кат в Совет­ском Сою­зе был одной из тех отрас­лей, где, несмот­ря на пла­но­вую соци­а­ли­сти­че­скую эко­но­ми­ку, день­ги счи­та­ли и ста­ра­лись мак­си­маль­но зара­ба­ты­вать. Я это понял в доста­точ­но ран­нем возрасте.

Новые филь­мы тогда выпус­ка­ли на экра­ны не перед уикен­дом, как сей­час, а с поне­дель­ни­ка. Если фильм при­вле­кал мно­го зри­те­лей, то про­кат его мог про­дол­жать­ся две неде­ли, а то — в осо­бых слу­ча­ях — и три. Но, если на фильм шло мало людей, то уже к чет­вер­гу его с про­ка­та сни­ма­ли, заме­няя непо­топ­ля­е­мым кас­со­вым хитом — как пра­ви­ло, индий­ским филь­мом. Я индий­ские филь­мы не смот­рел: у меня к ним было предубеж­де­ние ещё с ран­не­го дет­ства, когда по теле­ви­зо­ру я уви­дел вполне, как я пони­маю, типич­ный индий­ский фильм под назва­ни­ем «Зита и Гита». Един­ствен­ное исклю­че­ние — «Тан­цор дис­ко» с Мит­ху­ном Чак­ра­бор­ти в глав­ной роли, вышед­ший в СССР летом 1984-го.

Мас­со­вой совет­ской ауди­то­рии любые индий­ские филь­мы, как пра­ви­ло, мело­дра­мы, часто — с музы­каль­ны­ми номе­ра­ми — поче­му-то нра­ви­лись. Поль­зо­ва­лись спро­сом и мело­дра­мы оте­че­ствен­ные — на них тоже сто­я­ли очереди.

В интер­вью нача­ла двух­ты­сяч­ных Борис Пав­лё­нок, быв­ший заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Госу­дар­ствен­но­го коми­те­та по кине­ма­то­гра­фии (Гос­ки­но) СССР, гово­рил, что рен­та­бель­ность совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа состав­ля­ла 900% в год.

«Мы когда-то ста­ви­ли с аме­ри­кан­ца­ми „Синюю пти­цу“, и у меня для жур­на­ла Variety бра­ли интер­вью. Я им гово­рю, что кино­те­ат­ры в СССР посе­ща­ют четы­ре мил­ли­ар­да зри­те­лей в год. Они пере­спро­си­ли. Я сно­ва: четы­ре мил­ли­ар­да. Они попро­си­ли напи­сать на бума­ге, пере­счи­та­ли нули и всё-таки напи­са­ли в жур­на­ле один мил­ли­ард. Сред­няя цена биле­та была 22,5 копей­ки, вот и полу­ча­лись сбо­ры один мил­ли­ард руб­лей со всей киносети».

При этом такая рен­та­бель­ность — если верить при­ве­дён­ной Пав­лён­ком циф­ре — дости­га­лась во мно­гом за счёт совет­ских филь­мов. Ино­стран­но­го кино в про­кат выхо­ди­ло мало — конеч­но, преж­де все­го, из идео­ло­ги­че­ских сооб­ра­же­ний: пока­зы­вать чуж­дое совет­ско­му обра­зу жиз­ни, «бур­жу­аз­ное» запад­ное кино счи­та­лось непра­виль­ным. Тех же индий­ских филь­мов было немно­го, а филь­мы про­из­вод­ства соц­стран инте­ре­са у зри­те­лей, как пра­ви­ло, не вызывали.

На ред­кий запад­ный фильм, каким-то обра­зом попа­дав­ший в совет­ский про­кат, народ про­сто ломил­ся. Пом­ню огром­ную оче­редь в кас­су кино­те­ат­ра «Роди­на» году в 1983‑м, на рядо­вой при­клю­чен­че­ский экшн, «К сокро­ви­щам авиа­ка­та­стро­фы» режис­сё­ра Дэви­да Хем­мингса (ори­ги­наль­ное назва­ние — «Race for the Yankee Zephyr [zeh-fuh]»). «Трю­кач» («The Stunt Man») Ричар­да Раша, вышед­ший в СССР в 1983‑м или 1984‑м, я посмот­рел уже в ДК ЗИВ — в кино­те­ат­ре он шёл с огра­ни­че­ни­ем «кро­ме детей до 16 лет».

Из оте­че­ствен­ных филь­мов, кро­ме мело­драм, при­вле­ка­ли зри­те­ля коме­дии и крайне ред­ко появ­ляв­ши­е­ся, сде­лан­ные по лека­лам гол­ли­вуд­ско­го кино, бое­ви­ки или трил­ле­ры (напри­мер, «Пира­ты XX века» или «Эки­паж»). Оба филь­ма вышли в 1980 году, и я смот­рел их уже в ДК.

Полу­ча­ет­ся, что мас­со­во­му зри­те­лю, несмот­ря на изо­ля­цию СССР от бОль­шей части осталь­но­го мира, было инте­рес­но такое же кино, как и вез­де. Зри­тель хотел инте­рес­но­го зре­ли­ща, а ни в коем слу­чае не про­па­ган­ды или вос­хва­ле­ния соци­а­ли­сти­че­ско­го строя.

К вось­ми­де­ся­тым годам у зри­те­лей Совет­ско­го Сою­за выра­бо­та­лась аллер­гия на идео­ло­ги­че­ское кино, про­слав­ля­ю­щее вождей — точ­нее, одно­го кано­ни­зи­ро­ван­но­го вождя, Лени­на. Пом­ню, в нача­ле 1983 года в кино­те­ат­ре «Роди­на» шёл мас­штаб­ный высо­ко­бюд­жет­ный фильм Сер­гея Бон­дар­чу­ка «Крас­ные коло­ко­ла, фильм вто­рой — Я видел рож­де­ние ново­го мира». Мэтр совет­ско­го офи­ци­оз­но­го кино зачем-то решил в оче­ред­ной раз пере­ска­зать офи­ци­аль­ную вер­сию боль­ше­вист­ской рево­лю­ции 1917 года. И когда в кад­ре появи­лась набив­шая оско­ми­ну Двор­цо­вая пло­щадь Петер­бур­га с бегу­щи­ми по ней к Зим­не­му двор­цу рево­лю­ци­он­ны­ми мат­ро­са­ми, зри­те­ли мас­со­во потя­ну­лись к выхо­ду из зала, оста­лись досмат­ри­вать фильм десят­ка два человек.

Инте­рес же к запад­но­му кино был, напро­тив, очень боль­шим — при­чём, к любо­му, кото­рое пока­зы­ва­ли. В мар­те того же 1983 года в Моги­лё­ве про­хо­дил «Фести­валь филь­мов из собра­ния Гос­филь­мо­фон­да СССР»: вме­сто теку­ще­го репер­ту­а­ра в тече­ние неде­ли в основ­ных кино­те­ат­рах шли ста­рые ино­стран­ные филь­мы, когда-либо куп­лен­ные Гос­филь­мо­фон­дом. Пом­ню, мне с тру­дом уда­лось попасть на «Спар­та­ка» Стэн­ли Куб­ри­ка с Кир­ком Дугла­сом, а на «В джа­зе толь­ко девуш­ки» Бил­ли Уайл­де­ра биле­ты купить было невоз­мож­но. Так­же в про­грам­ме были гэд­э­эров­ские филь­мы про индей­цев с Гой­ко Мити­чем в глав­ной роли.

Кадр из филь­ма «Чин­га­ч­гук — Боль­шой Змей».1967 год

Инте­рес­но, что фести­валь этот был един­ствен­ным в сво­ём роде, ниче­го подоб­но­го в после­ду­ю­щие годы в Моги­лё­ве не про­во­ди­лось. Пред­по­ла­гаю, что целью тако­го фести­ва­ля было зара­бо­тать денег. Воз­мож­но, по усло­ви­ям покуп­ки этих филь­мов Гос­фильм­фон­дом, в кино­те­ат­рах их мож­но было про­ка­ты­вать толь­ко огра­ни­чен­ное вре­мя, а «фести­ва­лей» это не касалось.

В пер­вой поло­вине вось­ми­де­ся­тых суще­ство­ва­ла и прак­ти­ка «все­со­юз­ных кино­пре­мьер». Пер­вым филь­мом, пока­зан­ным в ста­ту­се «все­со­юз­ной кино­пре­мье­ры», была «Надеж­да и опо­ра» режис­сё­ра Вита­лия Коль­цо­ва с рано умер­шим Юри­ем Деми­чем в глав­ной роли — исто­рия о науч­ном сотруд­ни­ке, воз­гла­вив­шем отста­ю­щий кол­хоз в Нечер­но­зе­мье, совер­шен­но в духе тогдаш­них идео­ло­ги­че­ских пара­дигм. Я смот­рел фильм не на «пре­мьер­ном», а на одном из сле­ду­ю­щих сеан­сов, поэто­му, не знаю, что было на пре­мье­ре — какой-нибудь офи­ци­оз, наверно.

Ещё одним филь­мом с «все­со­юз­ной кино­пре­мье­рой» стал «Берег» Алек­сандра Ало­ва и Вла­ди­ми­ра Нау­мо­ва по одно­имён­но­му рома­ну Юрия Бон­да­ре­ва в 1984 году. На меня в своё вре­мя про­из­вёл силь­ное впе­чат­ле­ние преды­ду­щий фильм это­го режис­сёр­ско­го дуэ­та, «Теге­ран-43», а «Берег» не запом­нил­ся вообще.

Конеч­но, паца­ном на окра­ине Моги­лё­ва, я поня­тия не имел о том, что про­ис­хо­ди­ло в тот момент внут­ри совет­ской кино­ин­ду­стрии. А она нахо­ди­лась, мяг­ко гово­ря, не в луч­шей форме.

Жан­ро­вых филь­мов, кото­рые бы повто­ри­ли кас­со­вые успе­хи «Эки­па­жа» или «Пира­тов XX века», не появ­ля­лось. Вме­сто них на экра­ны выхо­ди­ли оче­ред­ные сла­бые филь­мы из извест­ных фран­шиз. В 1982 году был выпу­щен «Фронт в тылу вра­га», тре­тий фильм три­ло­гии по сце­на­рию Семё­на Цви­гу­на, пер­во­го заме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля КГБ СССР, с Вяче­сла­вом Тихо­но­вым в глав­ной роли. В 1983 году — «Воз­вра­ще­ние рези­ден­та» с Геор­ги­ем Жже­но­вым, так­же тре­тья часть три­ло­гии, нача­той ещё в кон­це шести­де­ся­тых филь­ма­ми «Ошиб­ка рези­ден­та» и «Судь­ба резидента».

Высо­ко­бюд­жет­ный фан­та­сти­че­ский фильм «Лун­ная раду­га», сня­тый Андре­ем Ерма­шом — сыном тогдаш­не­го Пред­се­да­те­ля Гос­ки­но Филип­па Ерма­ша, ока­зал­ся, несмот­ря на уча­стие извест­ных актё­ров, пол­ным трешем.

Одно­вре­мен­но совет­ские режис­сё­ры, имев­шие какую-либо миро­вую извест­ность, ста­ра­лись из СССР уехать. Тар­ков­ский с нача­ла 1980‑х годов жил в Ита­лии, где сни­мал фильм «Носталь­гия». В 1984 году он при­нял реше­ние остать­ся за гра­ни­цей, и его филь­мы были запре­ще­ны к пока­зу в СССР.

В 1980 году, после Гран-при жюри в Кан­нах за «Сиби­ри­а­ду», уехал попы­тать сча­стья в Гол­ли­ву­де Андрей Кон­ча­лов­ский. Его филь­мы так­же запре­ти­ли, а из тит­ров филь­мов, где он был сце­на­ри­стом, его фами­лию про­сто убра­ли. Пом­ню, в сере­дине вось­ми­де­ся­тых по теле­ви­зо­ру пока­зы­ва­ли фильм Ники­ты Михал­ко­ва «Раба люб­ви», сце­на­ри­ста­ми кото­ро­го были Кон­ча­лов­ский и Фри­дрих Горен­штейн, и титр с авто­ра­ми сце­на­ри­я­ми был коря­во, топор­но заме­нён дру­гим, с фами­ли­ей одно­го лишь Горен­штей­на — при­чём, набран­ной совсем дру­гим шрифтом.

При этом в совет­ском кино, как при­зна­ва­ли сами чинов­ни­ки Гос­ки­но, доми­ни­ро­ва­ла «серость» — скуч­ные про­из­вод­ствен­ные дра­мы, несмеш­ные коме­дии, мало­ин­те­рес­ные детек­ти­вы. Всё это было «идео­ло­ги­че­ски выдер­жан­ным», но зри­те­лей не при­вле­ка­ло. Даже режис­сё­ры жан­ро­во­го кино — тот же Лео­нид Гай­дай, сняв­ший клас­си­че­ские совет­ские коме­дии, вклю­чая «Опе­ра­цию Ы» и «Брил­ли­ан­то­вую руку», к вось­ми­де­ся­тым явно выдох­лись, и «Спорт­ло­то-82», вышед­ший в одно­имён­ном году, был ско­рее само­по­вто­ре­ни­ем и экс­плу­а­та­ци­ей одна­жды най­ден­ных приёмов.

Воз­мож­но, такая затх­лая атмо­сфе­ра в кино­ин­ду­стрии и ста­ла при­чи­ной того, что рефор­мы в ней нача­лись рань­ше, чем в дру­гих твор­че­ских сфе­рах Совет­ско­го Союза.

В 1986 году про­шёл V съезд Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, кото­рый оттес­нил от руко­вод­ства кино «ста­рую гвар­дию» — Сер­гея Бон­дар­чу­ка, Ста­ни­сла­ва Ростоц­ко­го, Льва Кули­джа­но­ва. Одним из глав­ных дости­же­ний съез­да была отме­на идео­ло­ги­че­ской цен­зу­ры в кино и выпуск на экра­ны запре­щён­ных в своё вре­мя, «поло­жен­ных на пол­ку» филь­мов. Их так и назва­ли — «полоч­ное кино».

Исто­рия с запре­ще­ни­ем филь­мов идео­ло­ги­че­ской цен­зу­рой, кста­ти, дале­ко не одно­знач­ная. На пер­вый взгляд, вооб­ще уди­ви­тель­но, что мог­ли запре­тить уже гото­вый фильм: ведь ещё на эта­пе одоб­ре­ния поста­нов­ки каж­дый сце­на­рий про­хо­дил через худ­со­ве­ты, обсуж­де­ния на сту­дии, потом — в Гос­ки­но. И всё же, слу­ча­лось и так, что потом в про­кат не выпус­ка­ли фильм по уже одоб­рен­но­му к поста­нов­ке сценарию.

Недав­но мне попа­лось интер­вью кри­ти­ка Миха­и­ла Тро­фи­мен­ко­ва, в кото­ром он рас­ска­зы­ва­ет, напри­мер, о том, как режис­сё­ры, вклю­чая того же Кон­ча­лов­ско­го, пыта­лись выста­вить себя более «запре­щён­ны­ми», чем были на самом деле — то есть, его фильм «Исто­рия Аси Кля­чи­ной», по сло­вам Тро­фи­мен­ко­ва, был не запре­щён, а полу­чил низ­кую про­кат­ную кате­го­рию и вышел в про­кат малым коли­че­ством копий. При­во­дит он и инте­рес­ную вер­сию запре­та филь­ма Алек­сандра Асколь­до­ва «Комис­сар» — одно­го из самых извест­ных «полоч­ных» филь­мов: запрет яко­бы был местью дру­гих режис­сё­ров Асколь­до­ву, кото­рый сам перед этим рабо­тал цен­зо­ром и запре­щал филь­мы дру­гих. В общем, это доволь­но инте­рес­ное интер­вью, ссыл­ку на него я дам в ком­мен­та­рии к эпизоду.

Но всё это про­ис­хо­ди­ло в Москве, а как отра­зи­лись пере­ме­ны в совет­ском кине­ма­то­гра­фе на мне, зри­те­ле-тиней­дже­ре из Моги­ле­ва? Не ска­зать, что­бы зна­чи­тель­но. Навер­ное, глав­ным их резуль­та­том ста­ло появ­ле­ние услов­но «пере­стро­еч­но­го» кино — филь­мов, кото­рые преж­де были невоз­мож­ны по идео­ло­ги­че­ским, а ино­гда и эсте­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям. Несколь­ко филь­мов того вре­ме­ни про­из­ве­ли на меня очень силь­ное впе­чат­ле­ние — «Асса», «Игла», «Малень­кая Вера», «Тра­ге­дия в сти­ле рок», «Меня зовут Арле­ки­но». О них я пого­во­рю в отдель­ном выпус­ке подкаста.

Пом­ню, в 1987 году в Моги­лё­ве про­хо­ди­ла ретро­спек­ти­ва филь­мов умер­ше­го неза­дол­го до это­го Тар­ков­ско­го, и я впер­вые посмот­рел «Стал­ке­ра».

При­мер­но в то же вре­мя в кино­те­ат­рах нача­ли пока­зы­вать гол­ли­вуд­скую кинок­лас­си­ку, в своё вре­мя в СССР не попав­шую из-за «желез­но­го зана­ве­са». Набор был доста­точ­но ран­дом­ным: то «Уне­сён­ные вет­ром», то «Кинг-Конг». Тогда же в Моги­лё­ве появил­ся и пер­вый офи­ци­аль­ный видео­са­лон, где мож­но было взять напро­кат кас­се­ту и смот­реть фильм одно­му или в неболь­шой ком­па­нии. В ката­ло­ге, пом­ню, были ред­кие филь­мы, до моги­лёв­ских кино­те­ат­ров не дошед­шие — напри­мер, доку­мен­тал­ка Алек­сея Учи­те­ля «Рок» или «Скорб­ное бес­чув­ствие» Алек­сандра Сокурова.

Поз­же, стре­мясь к само­оку­па­е­мо­сти, видео­са­лон открыл и неболь­шой зал, где стал пока­зы­вать — есте­ствен­но, неле­галь­но — гол­ли­вуд­ские хиты. Открыл­ся видео­зал даже в кино­те­ат­ре «Октябрь» — там я смот­рел аме­ри­кан­ский фильм Кон­ча­лов­ско­го «Поезд-бег­лец».

На тот момент в горо­де появи­лось уже несколь­ко — как сей­час понят­но — пират­ских видео­са­ло­нов. Пока­зы­ва­ли они, в основ­ном, гол­ли­вуд­ское кино, сня­тое за несколь­ко послед­них деся­ти­ле­тий: всё, что не дошло до СССР в своё вре­мя. Мне всё это попа­лось несколь­ко позд­но — в 16–17 лет, когда я в прин­ци­пе уже начи­нал терять инте­рес к кино.

Пом­ню, в самом нача­ле 1989 года я зачем-то зашёл в ДК Швей­ни­ков — воз­мож­но, по инер­ции, посмот­реть на месяч­ный репер­ту­ар кино­за­ла. Сто­яв­ший у две­ри в одно из поме­ще­ний уса­тый мужик спросил:

— Ты в видеосалон?
— Нет.
— Неуже­ли ты не хочешь посмот­реть на Брю­са Ли?

Я пожал пле­ча­ми, отдал рубль и зашёл. В неболь­шом поме­ще­нии сиде­ли на сту­льях перед теле­ви­зо­ром «Гори­зонт», рядом с кото­рым сто­ял видик «Akai», несколь­ко десят­ков паца­нов в основ­ном помлад­ше меня. Это был «Выход дра­ко­на», и меня он никак не впечатлил.

Видео­са­лон на Арба­те. 1986 год

Кста­ти, в том же 1989 году я узнал об услу­ге «видик на сут­ки»: тебе пря­мо домой при­во­зи­ли видео­маг­ни­то­фон (как пра­ви­ло, оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства — «Элек­тро­ни­ка») и десят­ка два кас­сет. В залог нуж­но было оста­вить пас­порт, а сто­и­ло это удо­воль­ствие руб­лей 20 — точ­ную сум­му не пом­ню, но поря­док мне кажет­ся таким, моя инсти­тут­ская сти­пен­дия в то вре­мя была 40. Вре­ме­на, когда види­ки ста­ли мас­со­во появ­лять­ся дома у людей, насту­пят ещё года через два-три. Я, как и неко­то­рые зна­ко­мые, при­вез­ли свои пер­вые види­ки из ком­мер­че­ских поез­док в Польшу.

Конеч­но, если бы доступ к мейн­стри­мо­во­му гол­ли­вуд­ско­му кино появил­ся у меня лет в 12–13, пред­став­ляю, как впе­чат­ли­ли бы «Звёзд­ные вой­ны», бое­ви­ки с Швар­це­негге­ром и Стал­лоне и тому подоб­ное. Но в 16–17 всё это — да ещё на малень­ком экране теле­ви­зо­ра и в не очень хоро­шем каче­стве — уже не цепляло.

Мой инте­рес к кино вер­нул­ся через несколь­ко лет, бла­го­да­ря пока­зам в мин­ском Бело­сов­про­фе, орга­ни­зо­ван­ным ино­стран­ны­ми посоль­ства­ми, а так­же анде­гра­унд­но­му — ну, с неко­то­рой натяж­кой, но мож­но так ска­зать — кинок­лу­бу Сер­гея Фенен­ко. А в кон­це 1980‑х — нача­ле 1990‑х годов меня всё боль­ше инте­ре­со­ва­ла музы­ка, а кино отхо­ди­ло на вто­рой план.


Под­пи­сы­вай­тесь на «Всё идёт по пла­ну» на «Apple Podcasts»«Яндекс.Музыке» и дру­гих плат­фор­мах, где слу­ша­е­те подкасты.


Читай­те так­же тек­сто­вую вер­сию выпус­ка под­ка­ста «„Нефор­маль­ное моло­дёж­ное объ­еди­не­ние“. О моло­дёж­ных суб­куль­ту­рах в СССР».

Поделиться