«Неформальное молодёжное объединение». О молодёжных субкультурах в СССР

В под­ка­сте «Всё идёт по пла­ну» писа­тель и режис­сёр Вла­ди­мир Коз­лов рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни в СССР, раз­ве­и­ва­ет мифы и опро­вер­га­ет фейки.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет тек­сто­вую вер­сию выпус­ка о моло­дёж­ных суб­куль­ту­рах в Совет­ском Сою­зе — прав­да ли, что пан­ки празд­но­ва­ли день рож­де­ния Гит­ле­ра, какую «систе­му» орга­ни­зо­ва­ли хип­пи и поче­му вла­сти счи­та­ли фут­боль­ных фана­тов опасными.


При­вет! Это — Вла­ди­мир Коз­лов с новым эпи­зо­дом под­ка­ста «Всё идёт по плану».

Сего­дня речь пой­дёт о моло­дёж­ных суб­куль­ту­рах совет­ской эпо­хи — или, как их назы­ва­ли на бюро­кра­ти­че­ском язы­ке, «нефор­маль­ных моло­дёж­ных объединениях».

Нач­ну с такой исто­рии. В сере­дине апре­ля 1987 года по шко­ле, в кото­рой я учил­ся, — на окра­ине бело­рус­ско­го горо­да Моги­лё­ва — пошёл слух о том, что в город 20 апре­ля — в день рож­де­ния Гит­ле­ра — при­едут «пан­ки»: празд­но­вать этот самый день рож­де­ния нацист­ско­го вождя. О пан­ках я на тот момент уже что-то читал в жур­на­лах типа «Парус» или «Сту­ден­че­ский мери­ди­ан» и при­мер­но пред­став­лял себе, кто это такие. Поэто­му связь меж­ду пан­ка­ми и Гит­ле­ром пока­за­лась мне как мини­мум неоче­вид­ной. Поз­же я узнал, что и в дру­гих рай­о­нах горо­да ходи­ли слу­хи о гря­ду­щем при­ез­де пан­ков, кото­рые вро­де как уже при­ез­жа­ли в наш город год назад. «Основ­ные» паца­ны — те, кто ходи­ли драть­ся за свой рай­он — гото­ви­лись достой­но встре­тить непро­шен­ных гостей. В резуль­та­те так никто и не при­е­хал, и, отку­да вооб­ще взял­ся этот слух, оста­лось загадкой.

Исто­рия о пан­ках, яко­бы празд­ну­ю­щих день рож­де­ния Гит­ле­ра, как ока­за­лось, цир­ку­ли­ро­ва­ла в вось­ми­де­ся­тые годы и в дру­гих частях СССР.

Вот что рас­ска­зал об этом в недав­ней кни­ге Робер­та Гара­е­ва «Сло­во паца­на» Роман Лебе­дев, экс-участ­ник одной из казан­ских моло­дёж­ных кри­ми­наль­ных группировок:

«Я два слу­чая пом­ню. 1984 год, когда все груп­пи­ров­ки Каза­ни объ­яви­ли пере­ми­рие, пото­му что жда­ли пан­ков, кото­рые при­едут в город отме­чать день рож­де­ния Гит­ле­ра. А дру­гой слу­чай — 1986 год. Опять было объ­яв­ле­но пере­ми­рие по все­му горо­ду, к моло­дёж­но­му цен­тру поеха­ли тучи паца­нов, кото­рые собра­лись и жда­ли каких-то пан­ков — они долж­ны были высту­пать про­тив совет­ской вла­сти. Есте­ствен­но, нико­го не было, но мы виде­ли, как из мик­ро­ав­то­бу­са видео­ка­ме­ра сни­ма­ла нас. Это похо­же на экс­пе­ри­мен­ты вла­сти с управ­ле­ни­ем груп­па­ми людей».

Исто­рия эта пока­зы­ва­ет, какая каша была в голо­вах у людей в то вре­мя и как сла­бо мно­гие раз­би­ра­лись в моло­дёж­ных суб­куль­ту­рах. Насто­я­щих пан­ков в Моги­лё­ве на тот момент ещё не было, они появи­лись поз­же — и тогда, навер­но, их уже не пута­ли с нео­на­ци­ста­ми, празд­ну­ю­щи­ми годов­щи­ну вождя нацист­ской Гер­ма­нии. А вот про суще­ство­ва­ние в горо­де «метал­ли­стов» я узнал летом 1986 года на кон­цер­те груп­пы «Ария». Годом поз­же, начав ходить на мат­чи моги­лёв­ско­го «Дне­пра», уви­дел я и фут­боль­ных фана­тов. В сере­дине вось­ми­де­ся­тых моло­дёж­ные суб­куль­ту­ры, до это­го мало­чис­лен­ные и суще­ство­вав­шие, в основ­ном, в сто­ли­цах рес­пуб­лик и круп­ней­ших горо­дах, нача­ли рас­ти по все­му Совет­ско­му Союзу.

Нача­лось же всё гораз­до рань­ше, ещё за несколь­ко деся­ти­ле­тий до этого.

Пер­вая совет­ская моло­дёж­ная суб­куль­ту­ра — сти­ля­ги, появив­ши­е­ся в кон­це соро­ко­вых годов в круп­ных горо­дах Совет­ско­го Сою­за — преж­де все­го, в Москве и Ленин­гра­де. Эти ребя­та, как пра­ви­ло, из интел­ли­гент­ских и даже при­ви­ле­ги­ро­ван­ных семей, слу­ша­ли запад­ный джаз, смот­ре­ли «тро­фей­ные» филь­мы и в одеж­де под­ра­жа­ли геро­ям этих филь­мов. Пар­ни, напри­мер, носи­ли узкие брю­ки и длин­ные пиджа­ки с под­би­ты­ми плечами.

Два сло­ва о том, что такое «тро­фей­ные филь­мы». После окон­ча­ния Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в зоне совет­ской окку­па­ции ока­зал­ся Бабель­с­берг — при­го­род Бер­ли­на, в кото­ром нахо­ди­лась кино­сту­дия УФА, а так­же Рейхс­филь­мар­хив. В архи­ве нашлось мно­же­ство филь­мов, как про­из­вод­ства Гер­ма­нии, так и гол­ли­вуд­ских, куп­лен­ных для про­ка­та. На легаль­ную закуп­ку филь­мов у США в СССР денег не было, и поэто­му в 1947 году было реше­но выпу­стить часть из этих филь­мов в про­кат как «тро­фей­ные». Сре­ди них были и филь­мы про­из­вод­ства Гер­ма­нии — напри­мер, «Девуш­ка моей меч­ты», и гол­ли­вуд­ские. «Тро­фей­ные» филь­мы в прин­ци­пе сме­ша­лись с легаль­но вышед­ши­ми на совет­ские экра­ны бри­тан­ски­ми и аме­ри­кан­ски­ми филь­ма­ми — ведь СССР, США и Вели­ко­бри­та­ния были союз­ни­ка­ми в войне про­тив Гер­ма­нии. Напри­мер, бри­тан­ский фильм «Джордж из Дин­ки-джа­за» был куп­лен легаль­но и вышел ещё во вре­мя вой­ны, а филь­мы про Тар­за­на были уже «тро­фей­ны­ми» и выпу­ще­ны были неле­галь­но, как и «Сере­на­да Сол­неч­ной Доли­ны» со зна­ко­вой для совет­ских сти­ляг пес­ней «Chattanooga Choo Choo». Несмот­ря на воз­му­ще­ние гол­ли­вуд­ских кино­ком­па­ний по пово­ду наг­ло­го нару­ше­ния автор­ских прав, «тро­фей­ные» филь­мы кру­ти­лись по стране несколь­ко лет — и даже после смер­ти Ста­ли­на в 1953 году.

Кста­ти, пона­ча­лу сами сти­ля­ги себя так не назы­ва­ли: они назы­ва­ли себя «чува­ка­ми» или «штат­ни­ка­ми» от Соеди­нён­ных Шта­тов. Сти­ля­га­ми их пре­зри­тель­но назва­ли в одно­имён­ном фелье­тоне — в риф­му к сло­ву «дохо­дя­га». Но со вре­ме­нем нега­тив­но-пре­зри­тель­ная кон­но­та­ция стёр­лась, и когда в вось­ми­де­ся­тые какие-то внеш­ние эле­мен­ты суб­куль­ту­ры были вос­ста­нов­ле­ны, сти­ля­ги было уже само­на­зва­ни­ем этой, мож­но ска­зать, архив­ной субкультуры.

Суб­куль­ту­ра сти­ляг ста­ла воз­мож­ной на фоне неко­то­ро­го ослаб­ле­ния режи­ма в стране, а так­же вре­мен­но­го — бла­го­да­ря воен­но­му сою­зу про­тив гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии — улуч­ше­нию отно­ше­ний Совет­ско­го Сою­за с Англи­ей и США. Но потеп­ле­ние в отно­ше­ни­ях было недол­гим, ско­ро нача­лась холод­ная вой­на, а в СССР набра­ли силу новые анти­бур­жу­аз­ные тренды.

В авгу­сте 1946 года вышло поста­нов­ле­ние ЦК КПСС о жур­на­лах «Звез­да» и «Ленин­град», в кото­ром обли­ча­лись «про­из­ве­де­ния, куль­ти­ви­ру­ю­щие несвой­ствен­ный совет­ским людям дух низ­ко­по­клон­ства перед совре­мен­ной бур­жу­аз­ной куль­ту­рой Запа­да». Кам­па­ния по «борь­бе с низ­ко­по­клон­ством перед Запа­дом» про­дол­жи­лась и в после­ду­ю­щие годы. Летом 1947-го член Полит­бю­ро ЦК КПСС Андрей Жда­нов соста­вил закры­тое пись­мо, посвя­щён­ное «низ­ко­по­клон­ству и рабо­ле­пию» интел­ли­ген­ции перед «бур­жу­аз­ной куль­ту­рой Запа­да» и важ­но­сти «вос­пи­та­ния совет­ской интел­ли­ген­ции в духе совет­ско­го пат­ри­о­тиз­ма, пре­дан­но­сти инте­ре­сам Совет­ско­го государства».

Конеч­но, сти­ля­ги под­па­да­ли под фор­му­ли­ров­ку «низ­ко­по­клон­ства перед бур­жу­аз­ной куль­ту­рой Запа­да», но в явном анти­со­ве­тиз­ме — а за это тогда мож­но было лег­ко попасть в ГУЛАГ — их не обви­ня­ли. Отча­сти защи­ща­ло сти­ляг и то, что пона­ча­лу боль­шин­ство из них были детьми людей, доста­точ­но хоро­шо впи­сан­ных в совет­скую систе­му — круп­ных учё­ных, дипло­ма­тов и даже пар­тий­ных функционеров.

Кста­ти, подоб­ная суб­куль­ту­ра суще­ство­ва­ла в нача­ле соро­ко­вых в нацист­ской Гер­ма­нии — свинг-юген­ды или, по-англий­ски, свинг-кидз. К ней при­над­ле­жа­ли тиней­дже­ры, кото­рые люби­ли джаз и свинг, а так­же всё, свя­зан­ное с США и Вели­ко­бри­та­ни­ей. Конеч­но же, такое увле­че­ние шло враз­рез с идео­ло­ги­ей наци­о­нал-соци­а­лиз­ма, и мно­гие свинг-юген­ды попа­ли в концлагеря.

В после­во­ен­ном СССР слу­шать аме­ри­кан­ский джаз было уже не так опас­но, как в Гер­ма­нии нача­ла соро­ко­вых. Тем более, что, как я уже ска­зал, мно­гие сти­ля­ги были детьми пар­тий­ной и науч­ной эли­ты. Бла­го­да­ря это­му они име­ли доступ к запад­ной одеж­де, жур­на­лам и пла­стин­кам. Живя с роди­те­ля­ми в отдель­ных квар­ти­рах, когда боль­ше поло­ви­ны насе­ле­ния Моск­вы ещё юти­лись в ком­му­нал­ках и бара­ках, они мог­ли себе поз­во­лить устра­и­вать вече­рин­ки с алко­го­лем и тан­ца­ми под пате­фон. У кого-то был доступ и к роди­тель­ско­му авто­мо­би­лю — тоже боль­шая ред­кость по тем вре­ме­нам. Сти­ля­ги виде­ли фальшь ком­му­ни­сти­че­ской систе­мы и не вери­ли ей, но это было ни в коем слу­чае не поли­ти­че­ское дви­же­ние. Их инте­ре­со­ва­ли преж­де все­го раз­вле­че­ния и «запад­ный» стиль жиз­ни, к кото­ро­му они стремились.

Так же как и свинг-юген­дам, сти­ля­гам было нуж­но про­сто оде­вать­ся, как они хоте­ли, слу­шать музы­ку, кото­рую хоте­ли, нахо­дясь при этом мак­си­маль­но дале­ко от гос­под­ству­ю­щей госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии. Новое потеп­ле­ние поли­ти­че­ско­го кли­ма­та в Совет­ском Сою­зе после смер­ти Ста­ли­на, воз­мож­но, спас­ло сти­ляг от более жёст­ких репрес­сий. К тому вре­ме­ни эта суб­куль­ту­ра рас­про­стра­ни­лась по стране доста­точ­но широ­ко, и сре­ди сти­ляг были не толь­ко дети совет­ской эли­ты, но и ребя­та из более скром­ных семей.

Сти­ляг мож­но назвать уни­каль­ной, чисто совет­ской суб­куль­ту­рой — в США мода, кото­рой они под­ра­жа­ли и музы­ка, кото­рую слу­ша­ли, были мейн­стри­мом, а не субкультурой.

Сле­ду­ю­щие мас­со­вые моло­дёж­ные суб­куль­ту­ры СССР были уже пол­но­стью импор­ти­ро­ва­ны из-за гра­ни­цы, хотя, из-за нехват­ки инфор­ма­ции, какие-то их идеи и целые эле­мен­ты иска­жа­лись или вос­при­ни­ма­лись здесь специфически.

В том или ином виде сти­ля­ги про­су­ще­ство­ва­ли в СССР до сере­ди­ны, а то и кон­ца пяти­де­ся­тых. А во вто­рой поло­вине 1960‑х годов в Совет­ском Сою­зе появи­лись хиппи.

Кадр из филь­ма «Совет­ские хип­пи». Режис­сёр Терье Тооми­сту. 2017 год

В отли­чие от сти­ляг, это уже было пере­не­се­ни­ем запад­ной суб­куль­ту­ры на мест­ную поч­ву. Обще­ствен­но-поли­ти­че­ские реа­лии, в кото­рых суще­ство­ва­ли ори­ги­наль­ные — аме­ри­кан­ские — хип­пи и совет­ские были во мно­гом про­ти­во­по­лож­ны­ми. Аме­ри­кан­ские хип­пи боро­лись про­тив вой­ны во Вьет­на­ме, за сво­бод­ную любовь и пра­во упо­треб­лять нар­ко­ти­ки. В СССР, совер­шен­но несво­бод­ном обще­стве, какие-либо мас­со­вые акции — даже паци­фист­ские, не гово­ря уже о каких-то соци­аль­ных или поли­ти­че­ских, были в прин­ци­пе невозможны.

Как бы ни при­коль­но это зву­ча­ло сего­дня, но назва­ние хип­пи про­ис­хо­дит от сло­ва «hipster», хотя хип­сте­ры кажут­ся гораз­до более совре­мен­ной суб­куль­ту­рой — или, вер­нее, не суб­куль­ту­рой, а соци­аль­ной груп­пой. Сло­вом «хип­стер» в пяти­де­ся­тые назы­ва­ли мод­ни­ков, слу­шав­ших джаз, а в сере­дине шести­де­ся­тых аме­ри­кан­ский жур­на­лист Май­кл Фол­лон изоб­рёл тер­мин «хип­пи».

В СССР идеи хип­пи про­ник­ли доста­точ­но быст­ро. Здесь не было пси­хо­де­ли­че­ских нар­ко­ти­ков, а какая-то запад­ная музы­ка всё же дохо­ди­ла: «Doors», Janis Joplin, Jimy Hendrix. Стиль был один к одно­му ско­пи­ро­ван за оке­а­ном: длин­ные воло­сы, широ­кие брю­ки, «фенеч­ки» — вся­кие бусы и брас­ле­ты. Кро­ме пред­ска­зу­е­мых Моск­вы и Ленин­гра­да, цен­тра­ми хип­пи-актив­но­сти в СССР были Рига, Тал­лин и Львов — горо­да, рас­по­ло­жен­ные на окра­и­нах стра­ны: туда быст­рей дохо­ди­ла инфор­ма­ция из-за бугра.

Посте­пен­но в Совет­ском Сою­зе обра­зо­ва­лась целая сеть хип­пов­ских ком­мун, под­поль­ных «флэтов», на кото­рые может «впи­сать­ся» хип­пи, при­е­хав­ший из дру­го­го горо­да. Основ­ным спо­со­бом их пере­дви­же­ния по стране был авто­стоп. В тёп­лые меся­цы тыся­чи хип­пи со все­го Сою­за устрем­ля­лись в Крым.

Музы­каль­ный кри­тик Арте­мий Тро­иц­кий в сво­ей кни­ге вспо­ми­на­ет «Рок в СССР», что в Ялте был рынок, где хип­пи тор­го­ва­ли одеж­дой, пла­стин­ка­ми и «фенеч­ка­ми», и там же суще­ство­ва­ло мно­же­ство вре­мен­ных «лет­них» ком­мун, рас­по­ла­гав­ших­ся чуть ли не под откры­тым небом. Зара­ба­ты­ва­ние денег нико­гда не было чем-то важ­ным для совет­ских хип­пи. Мно­гие жили «чем бог пошлёт», не счи­тая чем-то зазор­ным выпра­ши­ва­ние денег у про­хо­жих. Для обо­зна­че­ния это­го они изоб­ре­ли спе­ци­аль­ное сло­веч­ко «аскать» (от англий­ско­го сло­ва «ask» — «про­сить»), и неко­то­рые хип­па­ны ста­ли насто­я­щи­ми про­фес­си­о­на­ла­ми «аска­ния».

Совет­ские хип­пи назы­ва­ли свою тусов­ку «систе­мой». Гово­рят, что сло­во это появи­лось в Пите­ре, но при­жи­лось потом в Москве и дру­гих горо­дах. В этом есть неко­то­рый пара­докс: ведь с кон­тр­куль­тур­ных пози­ций «систе­мой» как раз явля­ет­ся госу­дар­ствен­но-обще­ствен­ная маши­на, в оппо­зи­ции кото­рой нахо­дят­ся нон­кон­фор­ми­сты. Вокруг «систе­мы» и внут­ри неё нахо­ди­лось мно­го твор­че­ских людей: писа­те­лей, поэтов, худож­ни­ков, музы­кан­тов. Прак­ти­че­ски с нача­ла семи­де­ся­тых хип­пи-тусов­ка пере­се­ка­лась с рок-тусов­кой, и мно­гие пер­вые груп­пы «совет­ско­го рока» име­ли тес­ный кон­такт с «систе­мой» как един­ствен­ной в то вре­мя анде­гра­унд­ной твор­че­ской средой.

Хип­пи в СССР. 1970‑е гг.

Чёт­кой идео­ло­гии у совет­ских хип­пи не было — была ско­рей каша из дохо­див­ших до СССР запад­ных книг и жур­на­лов и абстракт­но­го паци­физ­ма. В общем, совет­ские хип­пи жили по прин­ци­пу «секс, драгс, рок-н-ролл», толь­ко функ­цию «драгс» часто выпол­нял алкоголь.

Пожа­луй, самое инте­рес­ное из все­го, свя­зан­но­го с совет­ски­ми хип­пи — это непод­твер­жден­ная инфор­ма­ция об анти­во­ен­ных демон­стра­ци­ях, орга­ни­зо­ван­ных ими в нача­ле семидесятых.

По слу­хам, мос­ков­ские хип­пи про­ве­ли демон­стра­цию 1 июня 1971 года, в меж­ду­на­род­ный день защи­ты детей, у аме­ри­кан­ско­го посоль­ства — про­те­стуя про­тив вой­ны во Вьет­на­ме. Этим они не толь­ко под­твер­жда­ли идео­ло­ги­че­скую бли­зость сво­им заоке­ан­ским кол­ле­гам, но и фак­ти­че­ски ничем не про­ти­во­ре­чи­ли офи­ци­аль­ной совет­ской идео­ло­гии: прес­са в СССР поли­ва­ла гря­зью «аме­ри­кан­ский импе­ри­а­лизм» за его «агрес­сию про­тив сво­бо­до­лю­би­во­го Вьет­на­ма». Вспо­ми­на­ют, что у посоль­ства собра­лось несколь­ко тысяч чело­век, но завер­ши­лось всё печаль­но, пото­му что в СССР про­те­сто­вать мож­но было толь­ко орга­ни­зо­ван­но и «под руко­вод­ством пар­тии и ком­со­мо­ла». Демон­стра­цию разо­гна­ли, а участ­ни­ков повы­го­ня­ли с рабо­ты или из вузов, а кое-кого отпра­ви­ли в пси­хи­ат­ри­че­ские лечебницы.

В авгу­сте того же года демон­стра­ция хип­пи про­шла в бело­рус­ском при­гра­нич­ном горо­де Грод­но. При­чём, если верить рас­ска­зам о ней, всё было гораз­до кру­че, чем в Москве: про­те­сто­ва­ли уже не про­тив импе­ри­а­лиз­ма, а про­тив при­тес­не­ний хип­пи. По непод­твер­ждён­ным слу­хам, око­ло сот­ни моло­дых людей с длин­ны­ми воло­са­ми, оде­тые в рас­кле­шён­ные брю­ки и джин­сы вышли с пла­ка­та­ми «Руки прочь от длин­ных волос», «Пре­кра­ти­те тер­рор», «Сво­бо­ду рок-н-рол­лу», «All you need is Love» на цен­траль­ную ули­цу. Ясно, что совет­ская прес­са ни о чём подоб­ном писать не мог­ла, и откры­тых доку­мен­таль­ных сви­де­тельств того, что в авгу­сте 1971 года про­ис­хо­ди­ло на Совет­ской пло­ща­ди в Грод­но, нет.

Через несколь­ко дней похо­жая демон­стра­ция вро­де как про­хо­ди­ла и в Виль­ню­се. Гово­рят, что виль­нюс­ские хип­пи вышли с пла­ка­та­ми в защи­ту грод­нен­цев на пло­щадь у баш­ни Геди­ми­на, в цен­тре горо­да. Доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих эту акцию, тоже нет.

Суще­ству­ет и леген­да о мас­со­вой мани­фе­ста­ции в Ленин­гра­де в 1979 году, когда там долж­ны были состо­ять­ся кон­цер­ты Кар­ло­са Сан­та­ны и груп­пы «Би Джиз», но их в послед­ний момент отме­ни­ли. Рас­ска­зы­ва­ют, что по Нев­ско­му про­спек­ту шли несколь­ко сотен чело­век, в том чис­ле хиппи.

Была ли совет­ская хип­пи-тусов­ка реаль­ной оппо­зи­ци­ей ком­му­ни­сти­че­ским вла­стям? На каком-то уровне — да. Но «систе­ма» не была поли­ти­че­ским дви­же­ни­ем, не гото­ви­ла рево­лю­цию про­тив суще­ству­ю­щей вла­сти. В какой-то сте­пе­ни она помо­га­ла выжить чело­ве­ку с твор­че­ски­ми амби­ци­я­ми, кото­рый не хотел или не мог реа­ли­зо­вать их в офи­ци­аль­ных структурах.

В целом, в Совет­ском Сою­зе дви­же­ние хип­пи было доста­точ­но мало­чис­лен­ным и не име­ло — да и не мог­ло иметь — тако­го зна­че­ния, как на Запа­де, где бла­го­да­ря «хип­пиз­му» поме­ня­лось отно­ше­ние обще­ства ко мно­гим вещам — от сво­бод­ной люб­ви до здо­ро­во­го пита­ния. В СССР хип­пи вынуж­де­ны были суще­ство­вать в анде­гра­унд­ном гет­то, и вли­я­ние этой суб­куль­ту­ры про­яви­лось ско­рее на уровне музы­каль­но-арти­сти­че­ской тусовки.

Хип­пи в СССР. 1970‑е гг.

Рас­цве­том моло­дёж­ных суб­куль­тур в СССР ста­ли 1980‑е годы. При­чин для это­го было несколь­ко. Преж­де все­го, не то что­бы ослаб идео­ло­ги­че­ский пресс, но совет­ская систе­ма дрях­ле­ла и боль­ше не мог­ла кон­тро­ли­ро­вать пове­де­ние и внеш­ний вид моло­дё­жи. Да, ещё и во вто­рой поло­вине вось­ми­де­ся­тых пан­ка или метал­ли­ста мог­ли забрать в мили­цию «за внеш­ний вид», но это нико­го осо­бо не оста­нав­ли­ва­ло, пото­му что заби­ра­ли не каж­дый раз, а потом — всё мень­ше и мень­ше. Во-вто­рых, орга­ни­зо­ван­ные, фор­маль­ные вари­ан­ты досу­га окон­ча­тель­но дегра­ди­ро­ва­ли, пре­вра­ти­лись в скуч­ную, неин­те­рес­ную повин­ность, и моло­дёжь иска­ла это­му аль­тер­на­ти­вы. Кро­ме того, моло­дёж­ные суб­куль­ту­ры за рубе­жом актив­но раз­ви­ва­лись — в том чис­ле, бла­го­да­ря их ком­мер­ци­а­ли­за­ции — и всё боль­ше инфор­ма­ции о них про­са­чи­ва­лось сквозь желез­ный занавес.

К хип­пи доба­ви­лись пан­ки, метал­ли­сты, фут­боль­ные фана­ты. Про­изо­шло воз­рож­де­ние в каком-то виде суб­куль­ту­ры и сти­ляг — пар­ни и девуш­ки носи­ли одеж­ду пяти­де­ся­тых годов и слу­ша­ли рок-н-рол­лы и тви­сты соот­вет­ству­ю­ще­го периода.

Фут­боль­ные фана­ты появи­лись в Совет­ском Сою­зе ещё в семи­де­ся­тые годы, пона­ча­лу отли­ча­ясь от обыч­ных болель­щи­ков лишь более орга­ни­зо­ван­ным боле­ни­ем — напри­мер, «кри­чал­ка­ми». Чуть поз­же появ­ля­ет­ся атри­бу­ти­ка — поло­са­тые шар­фы, шап­ки, флаги.

«Пио­не­ра­ми» совет­ско­го фана­тиз­ма счи­та­ют­ся болель­щи­ки мос­ков­ско­го «Спар­та­ка», отсчи­ты­ва­ю­щие своё дви­же­ние с 1972 года, когда, по леген­де, на три­буне в пер­вый раз появил­ся чело­век с крас­но-белым шарфом.

К нача­лу 1980‑х годов фана­ты име­лись прак­ти­че­ски у всех сто­лич­ных команд выс­шей лиги и у неко­то­рых клу­бов из низ­ших лиг. В Москве дви­же­ния были настоль­ко мно­го­чис­лен­ны­ми, что мили­цей­ское и каг­эб­эш­ное началь­ство забес­по­ко­и­лось, поняв, что име­ет дело с серьёз­ной силой. При­чем, силой легаль­ной — ниче­го «идео­ло­ги­че­ски вред­но­го» фана­ты не дела­ли, а болеть за свою коман­ду в Совет­ском Сою­зе не вос­пре­ща­лось. Но когда фана­ты ста­ли устра­и­вать мас­со­вые дра­ки с болель­щи­ка­ми дру­гих команд и «демон­стра­ции», как они это назы­ва­ли, во вре­мя кото­рых раз­би­ва­ли стек­ла в трол­лей­бу­сах, а ино­гда и вооб­ще пере­во­ра­чи­ва­ли их, ста­ло понят­но, что вла­сти име­ют дело с орга­ни­зо­ван­ным и доволь­но мно­го­чис­лен­ным дви­же­ни­ем. А что, если в какой-то момент их лиде­ры захо­тят «поли­ти­зи­ро­вать» дви­же­ние и повер­нуть его про­тив совет­ской власти?

В резуль­та­те нача­лись репрес­сии. По вре­ме­ни они прак­ти­че­ски сов­па­ли с тра­ге­ди­ей в Москве, на ста­ди­оне Луж­ни­ках на мат­че Куб­ка УЕФА меж­ду «Спар­та­ком» и гол­ланд­ским «Хар­ле­мом» 20 октяб­ря 1982 года, когда в дав­ке погиб­ли, по раз­ным дан­ным, от 66 до 340 чело­век. Это дало повод гово­рить, что тра­ге­дия послу­жи­ла ката­ли­за­то­ром для «закру­чи­ва­ния гаек», и даже суще­ству­ют кон­спи­ро­ло­ги­че­ские тео­рии о том, что спец­служ­бы сами как-то её срежиссировали.

Совет­ские вла­сти замол­ча­ли тра­ге­дию и её мас­шта­бы. Зато мили­ция вовсю нача­ла «прес­со­вать» фана­тов. На мно­гих ста­ди­о­нах, осо­бен­но в Москве, запре­ща­ли даже вста­вать с места и выкри­ки­вать что-либо, не гово­ря уже о фла­гах, гор­нах и тому подоб­ном. Ситу­а­ция была абсурд­ной — ты при­шёл на ста­ди­он побо­леть, а дол­жен сидеть смир­но, буд­то на бале­те или в опере.

Новый всплеск фанат­ско­го дви­же­ния про­изо­шёл во вто­рой поло­вине вось­ми­де­ся­тых, и я даже поучаст­во­вал в нём «по каса­тель­ной». В романе «Шко­ла» я с доста­точ­но высо­кой сте­пе­нью авто­био­гра­фич­но­сти опи­сы­ваю, как мы с одно­класс­ни­ка­ми рисо­ва­ли позор­ные фла­ги моги­лёв­ско­го «Дне­пра» гуа­шью на про­сты­нях. Ста­но­вить­ся фана­том «Дне­пра» я не соби­рал­ся, меня под­толк­ну­ло ско­рее разо­вое любо­пыт­ство. Кста­ти, мои одно­класс­ни­ки, с кото­ры­ми мы вме­сте при­шли в фанат­ский сек­тор ста­ди­о­на «Спар­так», тоже в дви­же­нии не задержались.

В недав­нем эпи­зо­де о моло­дёж­ных бан­дах я гово­рил, что орга­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра груп­пи­ро­вок чем-то напо­ми­на­ла ту, что была у хули­ган­ских фирм, появив­ших­ся несколь­ко поз­же — в девя­но­стые. Но в вось­ми­де­ся­тые, ещё до вся­ких фирм и орга­ни­за­ции, уже сфор­ми­ро­ва­лись основ­ные про­ти­во­сто­я­ния меж­ду фана­та­ми команд — «Спар­так» про­тив ЦСКА или «Спар­так» про­тив «Зени­та», и здесь дей­ство­вал тот же прин­цип, что и в меж­рай­он­ных раз­бор­ках: это — свои, а это — чужие.

От фут­боль­ных фана­тов — к метал­ли­стам. Пер­во­го «насто­я­ще­го» метал­ли­ста я уви­дел летом 1986 года в Моги­лё­ве, на кон­цер­те груп­пы «Пою­щие серд­ца», кото­рая во вто­ром отде­ле­нии пре­вра­ти­лась в груп­пу «Ария». Подроб­но я рас­ска­зы­вал об этом в эпи­зо­де «Мело­дии и ритмы».

Метал­ли­сты в СССР. 1980‑е гг.

Над­пи­си на сте­нах — AC/DC, Accept и HMR — я видел и рань­ше, и думаю, неко­то­рые из тех, кто их дела­ли, «металл» не слу­ша­ли, но экзо­ти­че­ские назва­ния групп и сама аббре­ви­а­ту­ра HMR каза­лись им чем-то кру­тым. К лету 1986-го я уже читал о «метал­ли­стах» в моло­дёж­ных жур­на­лах, какие-то сюже­ты о них пока­за­ли и по телевизору.

Поз­же я обыч­но видел «метал­ли­стов» в Моги­лё­ве на рок-фести­ва­лях, кото­рые тогда были вине­гре­том из групп, играв­ших в раз­ных сти­лях, услов­но впи­сы­вав­ших­ся в кате­го­рию «рок». Отли­ча­лись они от таких же воло­са­тых слу­ша­те­лей вся­ко­го дру­го­го рока лишь само­дель­ны­ми брас­ле­та­ми из кож­за­ме­ни­те­ля с клеп­ка­ми: рок-мага­зи­нов тогда ещё, само собой, не было, и купить «метал­ли­че­скую» одеж­ду было негде. Инте­рес­но, что в той сре­де, где я жил, «метал­ли­ста­ми» назы­ва­ли слу­ша­те­лей любо­го рока в прин­ци­пе. А «роке­ра­ми» в Моги­ле­ве назы­ва­ли бай­ке­ров — люби­те­лей мото­цик­лов. Сам я хеви-метал нико­гда не слу­шал, но отно­сил­ся к нему нейтрально-нормально.

Кста­ти, совер­шен­но в духе того вре­ме­ни, сре­ди самих гоп­ни­ков были «метал­ли­сты» — ребя­та, кото­рым нра­вил­ся хеви-метал. Воло­сы они, конеч­но, не отра­щи­ва­ли, а вот брас­ле­ты из искус­ствен­ной кожи с заклеп­ка­ми неко­то­рые носи­ли. Я знал несколь­ких таких, учив­ших­ся в моей шко­ле. Это совер­шен­но не меша­ло гоп­ни­кам-метал­ли­стам напа­дать на «насто­я­щих», воло­са­тых металлистов.

Да и сами «метал­ли­сты» порой вели себя как насто­я­щие гоп­ни­ки. Пом­ню, в фев­ра­ле 1990 года мы с дру­гом езди­ли из Моги­ле­ва в Минск на рок-фести­валь «Тры коле­ры» («Три цве­та»). Как толь­ко мы вышли из мет­ро, что­бы сеть на авто­бус до Уру­чья — фести­валь про­хо­дил там во двор­це спор­та СКА, — нас встре­ти­ли мест­ные «метал­ли­сты» и попы­та­лись стря­сти денег, при­чём так­са пока­за­лась нере­аль­но высо­кой — пять руб­лей. Мы как-то отма­за­лись, ска­зав, что не мест­ные, а при­бы­ли из Моги­лё­ва, и в ито­ге нас отпу­сти­ли, ниче­го не взяв.

В отли­чие от метал­ли­стов, насто­я­щих пан­ков — с греб­ня­ми, в рва­ных джин­сах, с булав­ка­ми — в Моги­лё­ве не было до самых девя­но­стых, да и в дру­гих частях СССР, кро­ме Моск­вы, Ленин­гра­да и При­бал­ти­ки, их было немно­го. О том, поче­му на подав­ля­ю­щем боль­шин­стве тер­ри­то­рии СССР панк-при­кид не носи­ли, рас­ска­зы­ва­ет в моем филь­ме о сибир­ском панк-роке «Сле­ды на сне­гу» лидер груп­пы «Инструк­ция по выжи­ва­нию» Роман Неумоев:

«Хотя внешне нель­зя было ска­зать, что мы какие-то пан­ки: мы ни греб­ней не носи­ли ника­ких, ни клё­пок ника­ких. Мы в те годы при­ез­жа­ли в При­бал­ти­ку, вот там мы виде­ли насто­я­щих пан­ков, кото­рые в косу­хах, с клёп­ка­ми, с цепя­ми, с греб­ня­ми, с кра­ше­ны­ми воло­са­ми ходи­ли там. Мы там виде­ли пан­ков, а у нас в Сиби­ри вы попро­буй­те всё это на себя надеть! Вы по ули­це прой­дё­те мет­ров сто. Прой­дя мет­ров сто, вас отве­дут за бли­жай­ший угол и там отму­до­ха­ют про­сто, гру­бо гово­ря. И не дадут вам попан­ко­вать! Вот и всё. Такие были усло­вия и такие были реалии».

Вооб­ще, воз­вра­ща­ясь к рас­ска­зан­ной вна­ча­ле исто­рии о празд­но­ва­нии пан­ка­ми дня рож­де­ния Гит­ле­ра, заме­чу, что в сре­де, где я жил, кто такие пан­ки, дол­гое вре­мя тол­ком никто не знал, и пото­му о них при­ду­мы­ва­ли вся­кую чушь.

Гораз­до поз­же я узнал, что в СССР пан­ки — или, по край­ней мере, те, кто назы­вал себя пан­ка­ми, появи­лись ещё в кон­це 1970‑х годов. По иро­нии мно­гие из них узна­ли о запад­ных пан­ках из раз­гром­ных ста­тей в совет­ской прес­се, где пан­ков назы­ва­ли не ина­че как «отбро­са­ми обще­ства» и «гни­льём», уце­пив­шись за один из вари­ан­тов пере­во­да сло­ва «панк». И како­му-то коли­че­ству совет­ской моло­дё­жи — на самом деле, ско­рей анти­со­вет­ской — все эти опи­са­ния наобо­рот пока­за­лись крайне при­вле­ка­тель­ны­ми. Они пони­ма­ли: если совет­ские про­па­ган­ди­сты назы­ва­ют что-то «отбро­са­ми», зна­чит, на самом деле это что-то совсем другое.

В первую тусов­ку ленин­град­ских пан­ков, кро­ме Андрея «Сви­на» Пано­ва, буду­ще­го лиде­ра груп­пы «Авто­ма­ти­че­ские удо­вле­тво­ри­те­ли», вхо­ди­ли извест­ный впо­след­ствии режис­сёр-некро­ре­а­лист Евге­ний Юфит, а так­же осно­ва­те­ли груп­пы «Кино» Вик­тор Цой и Алек­сей Рыбин.

Вер­сия пан­ка от Сви­на — или Сви­ньи — это такое вот весё­лое раз­дол­бай­ство. Как он сам ска­зал в 1982 году в интер­вью сам­из­да­тов­ско­му жур­на­лу, музы­кан­ты «АУ» — «не пан­ки, а про­сто шало­паи … весё­лые шало­паи.» Но эти «весё­лые шало­паи» по опре­де­ле­нию никак не впи­сы­ва­лись в систе­му ком­му­ни­сти­че­ски-ком­со­моль­ских цен­но­стей, были враж­деб­ным ей бур­жу­аз­ным элементом.

К кон­цу вось­ми­де­ся­тых чис­ло пан­ков в СССР рос­ло — не толь­ко пра­виль­но оде­тых, с греб­ня­ми и булав­ка­ми, — но, в первую оче­редь, пан­ков по сво­ей идео­ло­гии — ниги­ли­стов, ни во что не ста­вя­щих навя­зы­ва­е­мые им цен­но­сти соци­а­лиз­ма. И дале­ко не все из них слу­ша­ли панк-рок — про­сто пото­му, что оте­че­ствен­но­го панк-рока было не так уж мно­го, и тот, что был, дале­ко не все­гда отра­жал реаль­ность, в кото­рой жили совет­ские пан­ки и кото­рая вызы­ва­ла у них отторжение.

Исклю­че­ние — «Граж­дан­ская обо­ро­на». Груп­пе Его­ра Лето­ва уда­лось нари­со­вать ту кар­ти­ну реаль­но­сти позд­не­го СССР, с кото­рой лег­ко было себя иден­ти­фи­ци­ро­вать огром­но­му коли­че­ству моло­дё­жи. Отсю­да и при­чи­на широ­кой попу­ляр­но­сти этой анде­гра­унд­ной груп­пы, в том чис­ле, у тех, кто ника­ки­ми пан­ка­ми не был и в осталь­ном слу­шал совсем дру­гую музы­ку — я таких людей знал. Но сво­дить твор­че­ство Г.О. того пери­о­да чисто к анти­со­ве­тиз­му было бы при­ми­тив­но, оно гораз­до шире, и мно­гие люди, родив­ши­е­ся уже после рас­па­да СССР и реа­лий позд­не­го сов­ка не видев­шие, откры­ва­ют для себя аль­бо­мы «Граж­дан­ской обо­ро­ны», запи­сан­ные в вось­ми­де­ся­тые годы, и нахо­дят в них что-то совсем другое.

В закры­том Теле­грам-чате под­пис­чи­ков на «Патре­оне» в кон­тек­сте моло­дёж­ных совет­ских суб­куль­тур мне зада­ли вопрос о брейк-дэн­се, и я решил «поко­пать» эту тему. Моё един­ствен­ное пере­се­че­ние с брейк-дэн­сом в реаль­ной жиз­ни слу­чи­лось в шко­ле, когда там вдруг реши­ли устро­ить «вечер интер­на­ци­о­наль­ной друж­бы» и при­гла­си­ли сту­ден­тов-ино­стран­цев, обу­чав­ших­ся в моги­лев­ских вузах. Они при­го­то­ви­ли музы­каль­ные номе­ра, и какой-то афри­кан­ский парень стан­це­вал брейк. Это был при­мер­но 1987 год. ещё до это­го я видел брейк-дэнс в филь­ме «Курьер», но это было чем-то от меня крайне далё­ким. В Моги­лё­ве нико­го, кто тан­це­вал бы брейк, я не знал.

Одна­ко в сере­дине 1980‑х годов в круп­ных горо­дах СССР суще­ство­ва­ла брейк-дэнс суб­куль­ту­ра, о кото­рой участ­ни­ки и оче­вид­цы дви­же­ния рас­ска­зы­ва­ют, напри­мер, в кни­ге «Хули­га­ны-80». Попу­ля­ри­зи­ро­ва­ли брейк-дэнс груп­па «Век­тор» Вла­ди­ми­ра Рац­ке­ви­ча и, что доста­точ­но неожи­дан­но, джаз-ансамбль Алек­сея Коз­ло­ва «Арсе­нал», выпу­стив­ший пла­стин­ку с соот­вет­ству­ю­щей музы­кой в серии «Спорт и музы­ка» и вклю­чав­ший в кон­церт­ные про­грам­мы тан­це­валь­ные номе­ра с брейк-дэн­сом. Посколь­ку вла­сти не виде­ли в брейк-дэн­се чего-то явно опас­но­го, «бур­жу­аз­ной зара­зы», то зани­мать­ся им мож­но было вполне офи­ци­аль­но — в тан­це­валь­ных сту­ди­ях при домах куль­ту­ры, например.

Цити­рую интер­вью Милы Мак­си­мо­вой в выше­упо­мя­ну­той кни­ге «Хули­га­ны-80»:

«На офи­ци­аль­ную сце­ну брейк выта­щил не толь­ко век­тор, но и „Арсе­нал“, ещё в 1984 году. У них был сме­шан­ный жанр, брей­кер­ская тан­це­валь­ная сек­ция, где поста­нов­ку тан­цев делал Саша Брюн, ныне режис­сёр миро­во­го клас­са, и джа­зо­вое инстру­мен­таль­ное сопро­вож­де­ние, что по сути было инте­рес­ной инно­ва­ци­ей. Арсе­нал тогда гром­ко высту­пил в Друж­бе, в Луж­ни­ках, и была дана отмаш­ка — брейк пус­кать. Тан­цо­ров с серьёз­ным уров­нем ста­ли при­гла­шать высту­пать на все­воз­мож­ные кон­цер­ты, уже за день­ги. Нам было смеш­но выхо­дить на сце­ну после чте­цов сти­хов или трио бала­ла­еч­ни­ков. Зри­те­лям, види­мо, ещё смеш­нее. А в 1986 году состо­ял­ся Все­со­юз­ный кон­курс по брейк-дэн­су в Таллинне».

Парал­лель­но фор­ми­ро­ва­лась и улич­ная брейк-сце­на, цен­тром кото­рой в Москве стал Арбат. Инте­рес­ный момент, о кото­ром про­чёл в этой кни­ге: брей­ке­ров не тро­га­ли «любе­ры» — под­мос­ков­ные кач­ки, вое­вав­шие с нефор­ма­ла­ми, счи­тая их таки­ми же спортс­ме­на­ми, как они сами. С пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих суб­куль­тур — осо­бен­но, метал­ли­ста­ми — любе­ры тогда вое­ва­ли, и пик враж­ды при­шёл­ся на 1987 год. Подроб­нее о любе­рах я рас­ска­зы­вал в эпи­зо­де «С како­го рай­о­на?», где речь шла о моло­дёж­ных кри­ми­наль­ных груп­пи­ров­ках совет­ских времен.

Вооб­ще, моло­дёж­ные суб­куль­ту­ры вось­ми­де­ся­тых были во мно­гом наив­ны­ми. Вхо­див­шим в ним ребя­там часто не хва­та­ло инфор­ма­ции о сво­их же дви­же­ни­ях, не гово­ря уже о хро­ни­че­ском дефи­ци­те соот­вет­ству­ю­щей одеж­ды и атри­бу­ти­ки: мно­гое при­хо­ди­лось делать самим, о том, что­бы купить в мага­зине «косу­ху» или фут­бол­ку сво­ей люби­мой груп­пы, речи не было.

Но совет­ские нефор­ма­лы не боя­лись выде­лять­ся из тол­пы, быть «не таки­ми, как все» — а тогда это было не так про­сто, как сей­час. За внеш­ний вид мож­но было полу­чить от гоп­ни­ков, тебя мог­ли забрать в мили­цию, в худ­шем слу­чае — дать выго­вор «по ком­со­моль­ской линии», а то и исклю­чить из ком­со­мо­ла. И, конеч­но же, «нефор­маль­ные моло­дёж­ные объ­еди­не­ния» были насто­я­щей аль­тер­на­ти­вой стро­го регла­мен­ти­ро­ван­но­му вре­мя­про­вож­де­нию моло­дё­жи под руко­вод­ством ком­со­мо­ла. Пан­ки, метал­ли­сты, хип­пи одним сво­им видом пока­зы­ва­ли ком­му­ни­сти­че­ским вла­стям, что вырас­тить новое поко­ле­ние «моло­дых стро­и­те­лей ком­му­низ­ма» не удалось.


Под­пи­сы­вай­тесь на «Всё идёт по пла­ну» на «Apple Podcasts»«Яндекс.Музыке» и дру­гих плат­фор­мах, где слу­ша­е­те подкасты.


Читай­те так­же тек­сто­вую вер­сию выпус­ка под­ка­ста «„Самая чита­ю­щая стра­на в мире“. О чте­нии в СССР».

Поделиться