18 июля 1914 года в Рос­сий­ской импе­рии была объ­яв­ле­на все­об­щая моби­ли­за­ция. На сле­ду­ю­щий день Рос­сия офи­ци­аль­но всту­пи­ла в Первую миро­вую вой­ну. При­ня­то счи­тать, что эти собы­тия насе­ле­ние встре­ти­ло необы­чай­ным пат­ри­о­ти­че­ским подъ­ёмом: и в сто­ли­цах, и на пери­фе­рии народ ломил­ся в две­ри при­зыв­ных пунк­тов, а ули­цы, запол­нен­ные мно­го­чис­лен­ны­ми мани­фе­стан­та­ми, гре­ме­ли кри­ка­ми «Ура!»

Одна­ко хва­та­ло и тех, кто жил в стра­хе перед буду­щим, рыдал в голос, про­во­жая близ­ких на фронт или рубил себе паль­цы ради бело­го биле­та. VATNIKSTAN рас­ска­жет, как в цар­ской Рос­сии «отме­ча­ли» нача­ло вой­ны, гро­ми­ли вин­ные лав­ки и укло­ня­лись от призыва.


От манифестаций к погромам

О небы­ва­лом пат­ри­о­ти­че­ском чув­стве, охва­тив­шем Рос­сию во вре­мя июль­ских собы­тий, рас­ска­зы­ва­ет прес­са того вре­ме­ни — при­ме­ры таких пуб­ли­ка­ций при­во­дит в кни­ге «Слу­хи, обра­зы, эмо­ции. Мас­со­вые настро­е­ния рос­си­ян в годы вой­ны и рево­лю­ции (1914–1918)» исто­рик Вла­ди­слав Аксё­нов. В пер­вые дни вой­ны одна из петер­бург­ских газет писа­ла, что на Иса­а­ки­ев­ской пло­ща­ди перед зда­ни­ем Воен­но­го мини­стер­ства митин­гу­ю­щие кри­ча­ли: «Мы рады уме­реть, но побе­дить! Пора проснуть­ся!» Вооду­шев­ля­ю­щую замет­ку о пер­вом дне моби­ли­за­ции опуб­ли­ко­вал «Петер­бург­ский листок» — жен­щи­ны яко­бы отпра­ши­ва­ли мужей с рабо­ты, застав­ляя их явить­ся на при­зыв­ной пункт:

«Инте­рес­ные сце­ны наблю­да­лись на трам­вай­ной линии. Мно­гие из ваго­но­во­жа­тых и кон­дук­то­ров полу­чи­ли изве­ще­ние по выхо­де из пар­ков. Их жёны, полу­чив­шие изве­ще­ния, немед­лен­но бро­си­лись в тре­во­ге искать мужей, опа­са­ясь, что их ждёт какая-либо кара за про­сроч­ку явки. Жёны нахо­ди­ли мужей на лини­ях и „сни­ма­ли“ их, с раз­ре­ше­ния кон­тро­лё­ров, с вагонов».

20 июля Нико­лай II под­пи­сал мани­фест о вступ­ле­нии Рос­сии в вой­ну. В этот день он вышел на бал­кон при­вет­ство­вать собрав­ших­ся у Зим­не­го двор­ца. Соглас­но офи­ци­аль­ной прес­се, люди, уви­дев госу­да­ря, впа­ли в пат­ри­о­ти­че­ский экс­таз. Воен­ная газе­та «Рус­ский инва­лид» писала:

«Госу­дарь Импе­ра­тор и Госу­да­ры­ня Импе­ра­три­ца изво­ли­ли вый­ти на бал­кон Зим­не­го двор­ца, где еди­но­душ­но были при­вет­ству­е­мы собрав­шим­ся на пло­ща­ди сто­ты­сяч­ным наро­дом. Когда Их Вели­че­ства вышли на бал­кон, весь народ опу­стил­ся на коле­ни; наци­о­наль­ные фла­ги скло­ни­лись и пение гим­на „Боже, Царя хра­ни“ и гро­мо­вое „Ура“ огла­си­ли площадь».

На этой замет­ке сто­ит оста­но­вить­ся отдель­но. Аксё­нов отме­ча­ет, что фото­гра­фии тол­пы, собрав­шей­ся у Зим­не­го двор­ца, демон­стри­ру­ют иную кар­ти­ну. Так, фла­ги, транс­па­ран­ты и порт­ре­ты царя дер­жа­ли в руках лишь несколь­ко десят­ков чело­век в пер­вом ряду, кото­рые к тому же были отде­ле­ны от основ­ной мас­сы наро­да поли­ци­ей. В тол­пе же, кро­ме под­ня­тых шапок, ника­ких иных жестов при­вет­ствия не наблю­да­лось. Аксё­нов пишет, что газе­ты пре­уве­ли­чи­ли коли­че­ство коле­но­пре­кло­нён­ных в момент выхо­да импе­ра­то­ра на бал­кон. «Ника­ко­го мас­со­во­го, обще­на­род­но­го опус­ка­ния на коле­ни не было — это обсто­я­тель­ство вряд ли бы оста­лось без вни­ма­ния мно­го­чис­лен­ных фото­кор­ре­спон­ден­тов», — утвер­жда­ет автор, делая вывод, что мани­фе­ста­ция 20 июля была орга­ни­зо­ва­на и срежиссирована.

На Двор­цо­вой пло­ща­ди в момент про­воз­гла­ше­ния мани­фе­ста о вступ­ле­нии Рос­сии в вой­ну. Фото­граф Вик­тор Бул­ла. Источ­ник: russiainphoto.ru

Объ­яв­ле­ние вой­ны «отме­ча­ли» и в неболь­ших горо­дах. Исто­рик Миха­ил Судо­ви­ков опи­сы­ва­ет «гран­ди­оз­ную мани­фе­ста­цию» в Вят­ке, кото­рая про­шла позд­ним вече­ром 20 июля 1914 года. Соглас­но архив­ным мате­ри­а­лам, у дома вят­ско­го губер­на­то­ра собра­лось око­ло пяти тысяч чело­век с наци­о­наль­ны­ми фла­га­ми и порт­ре­та­ми царя. Под зву­ки оркест­ра, играв­ше­го гимн, люди кри­ча­ли «Ура!» Губер­на­тор Чер­няв­ский вышел к собрав­шим­ся и попри­вет­ство­вал их пат­ри­о­ти­че­ской речью, вызвав­шей одоб­ри­тель­ные воз­гла­сы. Совре­мен­ник свидетельствовал:

«Тако­го вооду­шев­ле­ния и энту­зи­аз­ма вят­ская пуб­ли­ка не вида­ла дав­но. Люди раз­лич­ных сосло­вий, пар­тий и состо­я­ний сли­лись в друж­ном еди­не­нии, гото­вые кро­вью сво­ей защи­щать доро­гую Родину…»

Через два дня жите­ли горо­да, собрав­ши­е­ся у казарм, устро­и­ли «шум­ную ова­цию» воен­ным и несколь­ко раз испол­ни­ли гимн. Импро­ви­зи­ро­ван­ный кон­церт про­длил­ся до четы­рёх утра.

О необы­чай­ном пат­ри­о­ти­че­ским подъ­ёме писа­ли и офи­ци­аль­ные лица. Това­рищ мини­стра внут­рен­них дел Вла­ди­мир Джун­ков­ский вспо­ми­нал:

«Объ­яв­ле­ние вой­ны встре­че­но было с огром­ным энту­зи­аз­мом по всей Рос­сии, были забы­ты рас­при, враж­ды, мыс­ли всех сосре­до­то­чи­лись в одном еди­но­душ­ном поры­ве под­дер­жать честь и досто­ин­ство России».

Похо­жую кар­ти­ну опи­сал и фран­цуз­ский посол в Рос­сии Жорж Морис Палеолог:

«При­каз об общей моби­ли­за­ции опуб­ли­ко­ван на рас­све­те. Во всём горо­де, как в про­сто­на­род­ных частях горо­да, так и в бога­тых и ари­сто­кра­ти­че­ских, еди­но­душ­ный энту­зи­азм. На пло­ща­ди Зим­не­го двор­ца, перед Казан­ским собо­ром раз­да­ют­ся воин­ствен­ные кри­ки „Ура!“»

Пер­вые дни моби­ли­за­ции в Петербурге

Пат­ри­о­ти­че­ские настро­е­ния и обста­нов­ка в горо­дах нра­ви­лись дале­ко не всем. Фрон­то­вик Вале­рий Ара­ми­лев, нахо­див­ший­ся во вре­мя июль­ских собы­тий в губерн­ском горо­де (назва­ние не ука­за­но), так опи­сы­вал про­ис­хо­дя­щее:

«В горо­де все­об­щее опья­не­ние вой­ной. Куп­цы и чинов­ни­ки под руко­вод­ством мест­ной вла­сти инсце­ни­ру­ют непре­рыв­ные „пат­ри­о­ти­че­ские“ мани­фе­ста­ции. Собра­ния. Речи. Про­по­ве­ди. Тосты.

— Все как один!..
— За веру!..
— За царя!..
— За отечество!..
— За Русь!..
— За славянство!..
— За культуру!..

И, конеч­но, боль­ше все­го тря­сут пат­ри­о­ти­че­ски­ми шта­на­ми те, кото­рые нико­гда на фронт не поедут».

С иро­ни­ей писал Ара­ми­лев об убран­стве улиц и ново­ис­пе­чён­ных вои­нах, навод­нив­ших город:

«Вит­ри­ны мага­зи­нов назой­ли­во кри­чат о войне, выпя­чи­вая на пер­вый план вся­кую мишу­ру воен­но­го оби­хо­да. <…> Ново­бран­цы внес­ли в город явно ощу­ти­мое ожив­ле­ние. Ката­ют­ся по глав­ной ули­це в про­лёт­ках и дрож­ках. Воз­дух огла­ша­ют ска­брез­ные пес­ни, пили­ка­ют гар­мош­ки. <…> „Мару­ся отра­ви­лась“ и „Послед­ний нонеш­ний денё­чек“ — ведь это „не эсте­тич­но“. Но что же делать? Ново­бран­цы — герои дня, защит­ни­ки „веры“, оплот „роди­ны“».

Пат­ри­о­ти­че­ские шествия порой закан­чи­ва­лись мас­со­вы­ми бес­по­ряд­ка­ми. Виной тому были ксе­но­фоб­ские настро­е­ния, кото­рые выли­ва­лись в немец­кие погро­мы. 22 июля в Петер­бур­ге тол­па раз­гро­ми­ла немец­кое посоль­ство. Гене­рал Юрий Дани­лов рас­ска­зы­вал об этом собы­тии:

«Я лич­но был сви­де­те­лем этой глу­бо­ко без­об­раз­ной кар­ти­ны, в кото­рой раз­вер­ну­лись дикие и опас­ные инстинк­ты тол­пы… зда­ние гер­ман­ско­го посоль­ства горе­ло внут­ри, а метал­ли­че­ских исту­ка­нов-тев­то­нов, дол­жен­ство­вав­ших, по мыс­ли немец­ких архи­тек­то­ров, укра­шать фасад, топи­ли по сосед­ству в Мой­ке. Поли­ция без­дей­ство­ва­ла, види­мо боясь заслу­жить упрёк в отсут­ствии пат­ри­о­тиз­ма. Гово­ри­ли об убий­стве како­го-то ста­ри­ка-нем­ца, кото­ро­го тол­па обви­ни­ла в шпионстве…»

Гер­ман­ское посоль­ство в Петербурге

Дани­лов опи­сал погром не совсем точ­но — тол­па одо­ле­ла лишь фигу­ру воз­ни­цы на кры­ше зда­ния. Уто­пи­ли в реке и немец­кий герб. С кры­ши сня­ли немец­кий флаг и заме­ни­ли его на рос­сий­ский. Убий­ство, о кото­ром писал гене­рал, дей­стви­тель­но про­изо­шло: в одном из каби­не­тов посоль­ства обна­ру­жи­ли пря­тав­ше­го­ся гер­ман­ско­го под­дан­но­го пере­вод­чи­ка Аль­фре­да Кат­не­ра, кото­ро­го при­ня­ли за шпи­о­на и уби­ли на месте.

В част­ной пере­пис­ке и вос­по­ми­на­ни­ях неко­то­рые люди дели­лись наблю­де­ни­я­ми и об иных, вовсе не пат­ри­о­ти­че­ских настро­е­ни­ях. «Ули­цы при­го­ро­дов [Петер­бур­га] напол­ня­лись людь­ми, и тысяч­ные тол­пы мани­фе­сти­ро­ва­ли по ули­цам с пени­ем рево­лю­ци­он­ных песен и кри­ка­ми „Долой вой­ну“», — вспо­ми­нал боль­ше­вик Алек­сандр Шляп­ни­ков.

Моби­ли­зо­ван­ные на пути к казар­ме. Петер­бург. Фото­граф Карл Бул­ла. Источ­ник: russiainphoto.ru

В кни­ге Аксё­но­ва мож­но най­ти печаль­ное пись­мо некой моск­вич­ки, напи­сан­ное 22 июля 1914 года:

«Если бы ты, доро­гой Ш., знал, что у нас дела­ет­ся! В горо­де тос­ка, — стыд­но смот­реть, кру­гом горе, всю­ду едут, идут с узла­ми, гла­за запла­кан­ные, жен­щи­ны кри­чат. Где же подъ­ём, о кото­ром пишут газе­ты? Вез­де чув­ству­ет­ся, что вой­ны не хотят. Ты, навер­ное, чита­ешь про ожив­ле­ние, про мани­фе­ста­ции. Вече­ром ревут, — жут­ко ста­но­вит­ся, — две­ри запи­ра­ют. Пред­ставь себе тол­пу без кон­ца из под­рост­ков и хули­га­нов и поли­цей­ских. Лица неин­тел­ли­гент­ные, крас­ные носы, нахаль­ные гла­за. Кри­чат, а сами смот­рят, кому бы в зубы дать. Сего­дня полу­чи­ла пись­мо из дерев­ни, пишут: кру­гом один ужас, кри­ки, сто­ны, рыда­ния не прекращаются».

Были и те, кто встре­тил новость о начав­шей­ся войне рав­но­душ­но. Так, гене­рал Дани­лов обви­нял кре­стьян в «отсут­ствии созна­ния госу­дар­ствен­но­го един­ства» и «несо­зна­тель­ном отно­ше­нии об общей опас­но­сти госу­дар­ству». «Мы — вят­ские, туль­ские или перм­ские, до нас немец не дой­дёт», — гово­ри­ли те, кто жил вда­ли от сто­лич­ных городов.

Сен­ная пло­щадь за рекой Миасс. Моле­бен о даро­ва­нии побе­ды в день объ­яв­ле­ния вой­ны с Гер­ма­ни­ей. Источ­ник: russiainphoto.ru

Мно­же­ство корот­ких рас­ска­зов и раз­мыш­ле­ний о войне про­стых сол­дат собра­ла писа­тель­ни­ца Софья Федор­чен­ко, рабо­тав­шая на фрон­те сест­рой мило­сер­дия. Эти цита­ты рез­ко кон­тра­сти­ру­ют с ура-пат­ри­о­ти­че­ски­ми лозун­га­ми пер­вых дней войны:

«Вой­на, вой­на! При­шла ты для кого и по чая­нью, а для кого и неча­ян­но. Него­то­вы­ми заста­ла. Ни души, ни тела не при­стро­и­ли, а про­сто, на посмех всем стра­нам, погна­ли силу сер­мяж­ную, а разъ­яс­нить — не разъ­яс­ни­ли. Жили, мол, пло­хо, не бало­ва­лись, так и поме­реть могут не за-для ча. На нем­ца-то — да с соломинкой!»


«Мне война как раз впору»

По заве­ре­ни­ям госу­дар­ствен­ных дея­те­лей и воен­ных, моби­ли­за­ция про­те­ка­ла быст­ро и орга­ни­зо­ван­но. Пред­се­да­тель IV Госу­дар­ствен­ной думы Миха­ил Родзян­ко при­во­дил дан­ные, сви­де­тель­ству­ю­щие о явке по моби­ли­за­ции «96% всех при­зван­ных». Участ­ник Пер­вой миро­вой вой­ны, круп­ный воен­ный экс­перт гене­рал-лей­те­нант Нико­лай Голо­вин отме­чал, что «укло­нив­ших­ся от моби­ли­за­ции почти не было». Воен­ный министр Вла­ди­мир Сухом­ли­нов в вос­по­ми­на­ни­ях с гор­до­стью писал:

«Наша моби­ли­за­ция про­шла как по мас­лу! Это навсе­гда оста­нет­ся бле­стя­щей стра­ни­цей в исто­рии наше­го гене­раль­но­го штаба».

По дан­ным отде­ла воен­ной ста­ти­сти­ки, до вой­ны в кад­ро­вой армии цар­ской Рос­сии насчи­ты­ва­лось 1,4 мил­ли­о­на чело­век. В ходе пер­вой моби­ли­за­ции в вой­ска было при­зва­но почти четы­ре мил­ли­о­на. Все­го в ходе вой­ны рус­ская армия «погло­ти­ла» око­ло 15 мил­ли­о­нов. Год­ных отби­ра­ли по ряду кри­те­ри­ев. Соглас­но исто­ри­ку Мар­га­ри­те Мар­ко­вой, рост при­зыв­ни­ка дол­жен был состав­лять не менее двух арши­нов семи верш­ков (173 сан­ти­мет­ра), объ­ём гру­ди — 20 верш­ков (89 сан­ти­мет­ров), вес — три пуда 36 фун­тов (64 кило­грам­ма). При­знан­ные негод­ны­ми направ­ля­лись в зем­ские боль­ни­цы, где их лечи­ли и уси­лен­но кор­ми­ли, а через две-три неде­ли повтор­но освидетельствовали.

Сол­да­ты у зда­ния город­ской думы на Вос­кре­сен­ской пло­ща­ди (пло­ща­ди Рево­лю­ции). Москва. Источ­ник: russiainphoto.ru

Если верить пуб­ли­ка­ци­ям в прес­се, на фронт жела­ли отпра­вить­ся мно­гие, неза­ви­си­мо от роста и веса. В кни­ге Аксё­но­ва мож­но най­ти такую замет­ку из газе­ты «Вечер­нее время»:

«Сего­дня к шести часам утра вся сто­ли­ца при­ня­ла необыч­ный вид. Со всех кон­цов горо­да тяну­лись груп­пы направ­ляв­ших­ся в поли­цей­ские участ­ки. Подъ­ём духа сре­ди при­зыв­ни­ков необы­чай­ный. Чем боль­ше вгля­ды­ва­ешь­ся в тол­пу, тем спо­кой­нее ста­но­вит­ся на душе. Серьёз­ные, трез­вые люди, собрав­ши­е­ся исто­во испол­нить свой долг, без шуму, без исте­ри­че­ских выкри­ков. И кажет­ся, что у всех гла­за потем­не­ли от внут­рен­ней мыс­ли, от решимости».

«Нива» опи­сы­ва­ла празд­нич­ную атмо­сфе­ру, царив­шую на при­зыв­ном пункте:

«На сбор­ном пунк­те запас­ных воль­но­опре­де­ля­ю­щих­ся было шум­но, цари­ло ожив­ле­ние, раз­да­вал­ся даже смех <…> и вовсе не было похо­же на то, что отсю­да людей отправ­ля­ют на бит­ву, на смерть — каза­лось, что собра­лись они по како­му-то дру­го­му делу, про­сто­му, далё­ко­му от опас­но­стей, не страш­но­му и не буд­нич­но­му, обык­но­вен­но­му, а похо­же­му на какой-то празд­ник, может, на празд­ник смер­ти; но он не вызы­вал ни малей­шей жути, а созда­вал подъ­ём в гру­ди, шеве­лил нер­вы, будил спав­шие мир­но чувства».

Рас­ска­зы о подъ­ёме пат­ри­о­ти­че­ских чувств у при­зыв­ни­ков мож­но най­ти и в лич­ных запи­сях. Так, началь­ник поч­то­вой стан­ции Петер­бур­га Абра­мов в днев­ни­ке писал, что моби­ли­за­ция в армию про­хо­ди­ла «пре­крас­но», укло­ни­стов от при­зы­ва не было и род­ствен­ни­ки про­во­жа­ли «сво­их сынов и мужей без слёз». Он так­же опи­сал собы­тия на Нев­ском про­спек­те, когда «мас­са доб­ро­воль­цев сот­ня­ми и тыся­ча­ми» шла запи­сы­вать­ся к «воин­ским началь­ни­кам», а пуб­ли­ка горя­чо их при­вет­ство­ва­ла, и кри­ки «Ура!» и зву­ки гим­на «запол­ня­ли всё». Сам Абра­мов с гор­до­стью сооб­щал, что, когда полу­чил фор­му, револь­вер, шаш­ку, зна­ки отли­чия, ему было при­ят­но ходить по горо­ду и «козы­рять стар­шим чинам».

«Перед нами вой­на. Бод­ро на серд­це», — писал перед отправ­кой на фронт рус­ский офи­цер Алек­сандр Вер­хов­ский в сво­ём днев­ни­ке 1 авгу­ста 1914 года. Одна­ко уже в декаб­ре настро­е­ние его кар­ди­наль­но поме­ня­лось. В запи­сях Вер­хов­ско­го появи­лись далё­кие от опти­миз­ма строки:

«А пока что мы можем рас­счи­ты­вать толь­ко на одно. Как и во всех вой­нах, и при всех обсто­я­тель­ствах — на наше уме­нье умирать».

Брат­ская моги­ла. Над­пи­си: «Нет боль­ше той люб­ви, как поло­жить жизнь свою за близ­ких сво­их». «Погиб­ли во сла­ву рус­ско­го ору­жия — погре­бе­ны 14 октяб­ря 1914 года». Источ­ник: russiainphoto.ru

Для кого-то вой­на каза­лась воз­мож­но­стью «людей посмот­реть, себя пока­зать» или про­сто вырвать­ся из замкну­то­го кру­га тяжё­лых рабо­чих буд­ней. У Федор­чен­ко нахо­дим сле­ду­ю­щие высказывания:

«А я так очень даже охот­но шёл. Домаш­ние меня про­сто сле­за­ми иссле­зи­ли, а я хоть бы что, стою исту­ка­ном да со сты­да хмы­каю. А в дум­ке одно: кабы поско­рее. Я шум­ное житьё люб­лю, раз­ное. Мне вой­на как раз впору».

«Один толь­ко у нас и слу­чай, что вой­на, от каторж­ной нашей жиз­ни ото­рвать­ся. Тут толь­ко я и на свет вылез, людей вижу да про себя понять вре­мя сыскал».

По сви­де­тель­ствам совре­мен­ни­ков, мно­гим ново­бран­цам, основ­ную мас­су кото­рых состав­ля­ли кре­стьяне, были непо­нят­ны при­чи­ны вой­ны, её необ­хо­ди­мость. «Здесь неко­то­рые так глу­пы, что нико­гда нем­ца не виде­ли, так они спра­ши­ва­ют, враж­деб­на ли Гер­ма­ния к нам и будем ли мы стре­лять в него, если попа­дём на вой­ну», — рас­ска­зы­вал о това­ри­щах один моби­ли­зо­ван­ный из Самар­ской губернии.

Исто­рик Алек­сандр Аста­шов назвал чув­ство, кото­рое испы­ты­ва­ли такие ново­бран­цы, «пас­сив­ным пат­ри­о­тиз­мом»: моби­ли­зо­ван­ный кре­стья­нин, вни­мая офи­ци­аль­ной про­па­ган­де, идёт на вой­ну «защи­щать Роди­ну», но при том допол­ня­ет про­па­ган­дист­ский штамп сво­им пони­ма­ни­ем моби­ли­за­ции — «пото­му что судь­ба такая». Мне­ние учё­но­го под­твер­жда­ют фрон­то­вые пес­ни того вре­ме­ни, в текстах кото­рых чув­ству­ет­ся какая-то обре­чён­ная покорность:

Послед­ний нонеш­ний денёчек
Гуляю с вами я, друзья,
А зав­тра рано, чуть светочек,
Запла­чет вся моя семья.

Или:

Нас вон дол­го не учили,
А в чугун­ку усадили
И погна­ли на войну,
Во чужую во страну.
На спине моей котомка,
И ружьиш­ко на руке,
Ты про­щай, моя сторонка,
И дерев­ня при реке,
И дерев­ня, и садок,
И пашень­ка, и лужок,
И коро­вуш­ка Красуля,
И зазно­буш­ка Акуля…

В днев­ни­ках совре­мен­ни­ков опи­са­ны тяжё­лые сце­ны про­во­дов на вой­ну. В вос­по­ми­на­ни­ях рядо­во­го Алек­сандра Пирей­ко читаем:

«Когда нача­ли нас погру­жать в ваго­ны, раз­да­лись душе­раз­ди­ра­ю­щие кри­ки и плач жен­щин, род­ствен­ни­ков и близ­ких моби­ли­зо­ван­ных. При­шлось от это­го кош­ма­ра забрать­ся как мож­но даль­ше в вагон… Жёны моби­ли­зо­ван­ных от горя рва­ли на себе воло­сы, цеп­ля­лись за буфе­ра ваго­нов… Вой под­нял­ся такой, что каза­лось, буд­то про­во­жа­ют людей на кладбище».

Источ­ник: ria.ru

Похо­жую кар­ти­ну опи­сал Арамилев:

«Бабы задер­жа­ли отправ­ку поез­да на два часа. Они точ­но посхо­ди­ли с ума… После тре­тье­го звон­ка мно­гие с при­чи­та­ни­ем бро­си­лись под колё­са поез­да, рас­пла­ста­лись на рель­сах, лез­ли на буфе­ра, на под­по­яс­ки теп­лу­шек. <…> На вок­зал сбе­жа­лось всё уезд­ное началь­ство. Вид у началь­ства рас­те­рян­ный, жал­кий. Не зна­ют, как быть с баба­ми… Вызва­ли спе­ци­аль­ный наряд из мест­ной кон­вой­ной коман­ды. Кон­вой­ные береж­но бра­ли на руки при­со­сав­ших­ся к рель­сам и ваго­нам баб, уно­си­ли их с пер­ро­на куда-то в глубь вок­за­ла. Бабы кри­ча­ли так, как буд­то их резали».

В кни­ге Аксё­но­ва мож­но най­ти сочи­не­ние уча­ще­го­ся сель­ской шко­лы под загла­ви­ем «Груст­ные люди», кото­рое про­из­во­дит тяжё­лое впечатление:

«Объ­яви­ла Гер­ма­ния вой­ну. Из горо­дов тро­ну­ли сол­дат, кото­рые не отслу­жи­ли началь­ную служ­бу. Пошёл слух по всем дерев­ням, ста­ли наби­рать сол­дат и опол­чен­цев. Жёны и мате­ри услы­ха­ли, ста­ли пла­кать да вопить. По всей деревне пошёл вопль, крик, а мужи­ки ходят печаль­ные, на гла­зах слё­зы. На дру­гой день повез­ли сол­дат в город, а жёны пла­чут, обни­ма­ют мужьёв, не пус­ка­ют их, а они уте­ша­ют жён. После этой набор­ки в деревне ста­ло скуч­но, груст­но. Дерев­ня сто­ит, как лес дре­му­чий <…> ни одной пти­цы не слы­шен звук, а по ули­це широ­кой пыль идёт, взви­ва­ет­ся столбом».


«Их раны бесполезны, и бесполезна их смерть»

Отправ­ля­лись на фронт и жен­щи­ны, при­чём не толь­ко в каче­стве сестёр мило­сер­дия. «Рус­ские жен­щи­ны про­сят­ся в строй, они хотят сра­жать­ся в откры­том бою наравне с муж­чи­на­ми», — писа­ла газе­та «Вечер­нее вре­мя» в октяб­ре 1914 года. Жен­щи­нам тре­бо­ва­лось полу­чить осо­бое раз­ре­ше­ние на то, что­бы отпра­вить­ся на фронт, поэто­му неко­то­рые пере­оде­ва­лись муж­чи­на­ми и тай­но про­ни­ка­ли в дей­ству­ю­щую армию. В нояб­ре того же года газе­та «Рус­ское сло­во» опуб­ли­ко­ва­ла замет­ку о доб­ро­во­ли­це Тычи­ни­ной, кото­рая полу­чи­ла отказ на сбор­ном пунк­те и, сре­зав косу и пере­одев­шись в сол­дат­скую аму­ни­цию, уеха­ла с вок­за­ла вме­сте с запас­ны­ми. Её лич­ность была рас­кры­та толь­ко после того, как жен­щи­на ока­за­лась в лазарете.

Девуш­ки из жен­ско­го бата­льо­на. Источ­ник: prophotos-ru.livejournal.com

«Гово­ря о жен­ском доб­ро­воль­че­стве, нуж­но учи­ты­вать, что в ряде слу­ча­ев оно было вызва­но про­бле­ма­ми в лич­ной жиз­ни, быто­вой неустро­ен­но­стью и порой явля­лось бег­ством, спо­со­бом ухо­да от тяжё­лой жиз­нен­ной ситу­а­ции», — пишет Вла­ди­слав Аксё­нов. В каче­стве дока­за­тель­ства он при­во­дит исто­рию житель­ни­цы Том­ска Марии Боч­ка­рё­вой. По сло­вам исто­ри­ка, Боч­ка­рё­ва отпра­ви­лась на вой­ну, что­бы сбе­жать от граж­дан­ско­го мужа, кото­рый посто­ян­но изби­вал её, а так­же «иску­пить гре­хи юно­сти» — соуча­стие в гра­бе­жах, про­сти­ту­цию и поку­ше­ния на убий­ство. Так или ина­че, Боч­ка­рё­ва, ушед­шая доб­ро­воль­цем на воен­ную служ­бу, отваж­но сра­жа­лась, была четы­ре­жды ране­на, а 1915 году её награ­ди­ли Геор­ги­ев­ски­ми кре­ста­ми всех четы­рёх степеней.

Боль­шой про­бле­мой ста­ло мас­со­вое бег­ство на вой­ну детей и под­рост­ков. Об этом сви­де­тель­ству­ют газет­ные хро­ни­ки тех лет:

«— Псков. „За сен­тябрь 1914 года стан­ци­он­ные жан­дар­мы сня­ли с поез­дов более 100 детей“.

— Виль­на. „20 октяб­ря 1914 года на стан­ции было задер­жа­но свы­ше 30 детей-доб­ро­воль­цев“. Все­го за пер­вые шесть меся­цев вой­ны из Виль­ны бежа­ло око­ло сот­ни детей.

— Киев. „В тече­ние янва­ря-фев­ра­ля 1915 года желез­но­до­рож­ной поли­ци­ей задер­жа­но 214 юных доб­ро­воль­цев, сре­ди задер­жан­ных 11 девочек“».

Духов­щин­ский полк. Сле­ва — ребё­нок в воен­ной фор­ме. Источ­ник: russiainphoto.ru

Неко­то­рым детям всё же уда­ва­лось про­брать­ся на фронт, более того — юные бой­цы актив­но участ­во­ва­ли в воен­ных дей­стви­ях и полу­ча­ли награ­ды. В 1915 году «Ого­нёк» рас­ска­зал о несколь­ких «сынах пол­ка». Так, 10-лет­ний доб­ро­во­лец пуле­мёт­ной коман­ды 131-го пехот­но­го Тирас­поль­ско­го пол­ка Сте­пан Кра­вчен­ко полу­чил два ране­ния, а за спа­се­ние пуле­мё­та был награж­дён Орде­ном Геор­гия 4‑й сте­пе­ни. 12-лет­ний раз­вед­чик Васи­лий Нау­мов удо­сто­ил­ся двух «Геор­ги­ев» и меда­ли, стал унтер-офи­це­ром, в боях был два­жды ранен. Гим­на­зист из Колом­ны Алек­сандр Про­ба­тов, под­дер­жи­вая под обстре­лом сооб­ще­ние меж­ду сосед­ни­ми частя­ми, был кон­ту­жен и удо­сто­ен Геор­ги­ев­ско­го креста.

Геро­изм юных доб­ро­воль­цев, без­услов­но, заслу­жи­ва­ет вос­хи­ще­ния. Но сто­ит ли роман­ти­зи­ро­вать образ ребён­ка, сме­нив­ше­го дере­вян­ное ружьё на насто­я­щий авто­мат? В 1915 году «Нива» опуб­ли­ко­ва­ла интер­вью с одним офицером-фронтовиком:

«Их раны бес­по­лез­ны, и бес­по­лез­на их смерть. Детям не место на войне. Им надо учить­ся… Неуже­ли не стран­но, что Рос­сия, кото­рая может выста­вить 16 мил­ли­о­нов сол­дат, име­ет в рядах сво­их детей! Попа­дёт такой малец в плен к нем­цам, и там вос­поль­зу­ют­ся им, что­бы пока­зать вой­скам: „Смот­ри­те, как исто­щи­лась Рос­сия! Детей посы­ла­ет на войну!“»


Триппер и отрубленные пальцы

По мне­нию Аксё­но­ва, 96-про­цент­ная явка на при­зыв­ные пунк­ты не озна­ча­ла, что вся эта мас­са моби­ли­зо­ван­ных отпра­ви­лась на фронт — мно­гие тре­бо­ва­ли немед­лен­но­го меди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния или предъ­яв­ля­ли уже зара­нее под­го­тов­лен­ные справ­ки о негод­но­сти к стро­е­вой службе.

«Бело­би­лет­ни­ков» ока­за­лось так мно­го, что уже осе­нью 1914 года воен­ные вла­сти созда­ли комис­сию по пере­осви­де­тель­ство­ва­нию. Одна­ко так как ника­ко­го учё­та негод­ных к служ­бе не велось, глав­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции для вла­стей явля­лись аген­тур­ные све­де­ния и доно­сы. В газе­тах печа­та­лись объ­яв­ле­ния с при­зы­вом к мест­но­му насе­ле­нию сооб­щать о слу­ча­ях укло­не­ния от служ­бы, что вызва­ло шквал ано­ни­мок. «Доб­ро­же­ла­те­ли» сооб­ща­ли о нару­ше­ни­ях оче­рёд­но­сти при­зы­ва, взят­ках и осво­бож­де­нии сво­их детей от при­зы­ва за счёт дру­гих. Аксё­нов цити­ру­ет текст доно­са от неко­го ано­ни­ма за под­пи­сью «мест­ный»:

«Про­шу Ваше Пре­вос­хо­ди­тель­ство сде­лать соот­вет­ству­ю­щее рас­по­ря­же­ние о вызо­ве на пере­осви­де­тель­ство­ва­ние… дво­ря­ни­на Миха­и­ла Семё­но­ви­ча Пав­ло­ви­ча… осво­бож­дён­но­го без­услов­но непра­виль­но. Он вполне здо­ро­вый чело­век и осво­бож­дён лишь бла­го­да­ря тому, что явля­ет­ся вла­дель­цем бога­то­го име­ния в Ямбург­ском уез­де, а так­же хоро­шо зна­ком с уезд­ны­ми врачами».

Донос­чи­ки сооб­ща­ли вла­стям так­же и о дру­гих спо­со­бах укло­не­ния. Мно­же­ство таких при­ме­ров при­во­дит исто­рик Ека­те­ри­на Бари­но­ва в рабо­те, посвя­щён­ной моби­ли­за­ции в Повол­жье. Так, в рапор­те от 22 фев­ра­ля 1916 года началь­ник Губерн­ско­го жан­дарм­ско­го управ­ле­ния в Сама­ре сооб­щал о том, что в горо­де живут и скры­ва­ют­ся от воин­ской повин­но­сти несколь­ко жите­лей из Сыз­ра­ни. В нача­ле 1917 года в самар­ское ГЖУ посту­пи­ли све­де­ния о том, что на набе­реж­ной Вол­ги под при­кры­ти­ем аген­тов сыск­но­го отде­ле­ния суще­ству­ет при­тон, где, поми­мо тор­гов­ли чистым дена­ту­ри­ро­ван­ным спир­том, игры в кар­ты на день­ги, скры­ва­ют укло­ня­ю­щих­ся от воен­ной службы.

При­зыв запас­ных (резер­ви­стов) в горо­де Бого­родск Ниже­го­род­ской губер­нии. Источ­ник: russiainphoto.ru

Для того что­бы полу­чить «бронь» от при­зы­ва, неко­то­рые посту­па­ли на служ­бу на пред­при­я­тия, рабо­тав­шие на обо­ро­ну, чем вызы­ва­ли подо­зре­ния одно­сель­чан. В мар­те 1915 года газе­та «Волж­ское сло­во» опуб­ли­ко­ва­ла ано­ним­ное пись­мо «самар­ско­го тру­же­ни­ка», кото­рый писал, что муж­чи­ны посту­па­ют на рабо­ту на самар­ский тру­боч­ный завод за взят­ки, что­бы не идти на вой­ну. Он при­во­дит в каче­стве при­ме­ра жан­дар­ма с желез­ной доро­ги, самар­ско­го скор­ня­ка и сына маши­ни­ста Мухи­на. Все они не нуж­да­лись в зара­бот­ке на заво­де, но посту­пи­ли на про­из­вод­ство и «соглас­ны даром рабо­тать, толь­ко не попасть на войну».

Мно­гие при­зыв­ни­ки пыта­лись симу­ли­ро­вать раз­лич­ные болез­ни. В Торо­пец­ком уез­де некто Ани­сим давал одно­му из при­зыв­ни­ков какое-то «лекар­ство», вызвав­шее серд­це­би­е­ние, и за это «зелье» взи­мал 30 руб­лей, объ­яс­няя, что они пой­дут «на покуп­ку лекар­ства, взят­ку вра­чу», «да и себе немно­го оста­вить». После несколь­ких доно­сов в поли­цей­ское управ­ле­ние он был арестован.

При­мер Ани­си­ма явля­ет­ся, пожа­луй, самым без­обид­ным. Исто­рик Алек­сандр Аста­шов при­во­дит ряд слу­ча­ев, когда ради завет­но­го бело­го биле­та муж­чи­ны нано­си­ли себе серьёз­ные уве­чья или наме­рен­но зара­жа­лись болез­ня­ми. Неко­то­рые выры­ва­ли или спи­ли­ва­ли зубы — от воен­ной служ­бы осво­бож­да­лись лица с боль­шим коли­че­ством боль­ных зубов, а так­же те, у кого отсут­ство­ва­ло более деся­ти зубов в одной челю­сти или 14 зубов в двух.

Дру­гие пыта­лись зара­зить­ся вене­ри­че­ски­ми болез­ня­ми. «Мож­но заклю­чить, что явле­ние это носи­ло сти­хий­ный харак­тер и мог­ло создать откры­тый торг как сифи­ли­сом, так и трип­пе­ром… А послед­нее обсто­я­тель­ство несёт неис­чис­ли­мый ущерб рядам дей­ству­ю­щих армий», — писал в 1916 году началь­ник шта­ба Север­но­го фрон­та гене­рал Миха­ил Бонч-Бруевич.

Сол­да­ты, отправ­лен­ные на фронт. Теат­раль­ная пло­щадь, Петер­бург. Фото­граф Вик­тор Бул­ла. Источ­ник: russiainphoto.ru

Сре­ди насе­ле­ния рас­про­стра­ня­лись спе­ци­аль­ные «чле­но­вре­ди­тель­ские» спис­ки спо­со­бов укло­не­ния от воен­ной служ­бы. Воен­ная цен­зу­ра пыта­лась их запре­щать, но, судя по мас­шта­бам явле­ния, без­успеш­но. Аста­шов пишет, что в Неве­ле в нача­ле 1915 года мно­гие при­зыв­ни­ки про­ка­лы­ва­ли себе бара­бан­ные пере­пон­ки, пор­ти­ли зре­ние дли­тель­ным ноше­ни­ем «силь­ных» очков, голо­да­ли, вос­про­из­во­ди­ли гры­жи искус­ствен­ным рас­ши­ре­ни­ем пахо­во­го коль­ца, симу­ли­ро­ва­ли огра­ни­чен­ную подвиж­ность боль­ших суста­вов конеч­но­стей и даже про­из­во­ди­ли «выво­рот ног из суста­вов». Извест­ны слу­чаи впрыс­ки­ва­ния себе под кожу мас­ла или кис­лот, что вызы­ва­ло обшир­ные гной­ные пора­же­ния кожи и опу­хо­ли. У сол­дат из бал­тий­ских губер­ний наблю­да­лись слу­чаи вве­де­ния под кожу ино­род­ных тел. В кре­стьян­ской сре­де основ­ной фор­мой чле­но­вре­ди­тель­ства были «пору­бы» частей тела, яко­бы полу­чен­ные при хозяй­ствен­ных рабо­тах. Гене­рал Алек­сей Игна­тьев стал сви­де­те­лем суда над кре­стья­ни­ном, кото­рый иска­ле­чил себя:

«Я не верил сво­им ушам, когда чита­ли обви­ни­тель­ный акт: под­су­ди­мый, моло­дой кре­стья­нин, узнав о сво­ём при­зы­ве в армию, отру­бил себе топо­ром ука­за­тель­ный палец на пра­вой руке, что­бы не быть год­ным к воен­ной служ­бе. Несчаст­ный, чах­лый малень­кий чело­ве­чек, охра­ня­е­мый дву­мя гро­мад­ны­ми кава­лер­гар­да­ми в кас­ках, слу­шал всё это с пол­ным рав­но­ду­ши­ем. Суд, состо­яв­ший из укра­шен­ных орде­на­ми гвар­дей­ских пол­ков­ни­ков, при­го­во­рил под­су­ди­мо­го к пяти годам аре­стант­ских рот. Тяжё­лое чув­ство вызвал во мне этот суд. Впер­вые я уви­дел с пол­ной нагляд­но­стью, что для рус­ско­го кре­стья­ни­на наша армия была чем-то вро­де каторги».

У Аста­шо­ва мож­но най­ти исто­рию о кре­стья­нине, кото­рый, при­дя на при­зыв­ной уча­сток, угро­жал, что «прыг­нет в окно или ещё что-нибудь сде­ла­ет, а слу­жить не будет». Одна­ко в дей­стви­тель­но­сти чле­но­вре­ди­тель­ство не спа­са­ло от служ­бы. Так, 29 декаб­ря 1914 года рат­ник Ники­та Бло­ха в Харь­ко­ве отру­бил себе топо­ром ука­за­тель­ный, сред­ний и безы­мян­ный паль­цы левой руки, за что был при­го­во­рён к тюрем­но­му заклю­че­нию на два года и шесть меся­цев, но после окон­ча­ния вой­ны, а до тех пор был отправ­лен на фронт.

Ране­ные сол­да­ты в вагоне-пала­те сани­тар­но­го поез­да. Фото­граф Гри­го­рий Фрид. Источ­ник: russiainphoto.ru

Сто­ит упо­мя­нуть и о таком рас­про­стра­нён­ном явле­нии, как «само­стре­лы». При­бе­га­ли к это­му спо­со­бу уже на фрон­те. Аста­шов пишет, что стре­ля­ли чаще все­го в паль­цы, «кто поум­нее» — в ука­за­тель­ный палец пра­вой руки, боль­шин­ство же — в левую руку. Были и слу­чаи, когда выстав­ля­ли руку и маха­ли ею над око­па­ми. Таких «ране­ных» офи­це­ры и фрон­то­вые вра­чи пре­зри­тель­но назы­ва­ли «палеч­ни­ка­ми».

Вычис­лить «палеч­ни­ка» мож­но было по сле­дам поро­ха на месте выстре­ла, ожо­гам и типу раны. Что­бы ране­ние выгля­де­ло есте­ствен­но, при «само­стре­лах» обёр­ты­ва­ли руку мок­рой тряп­кой, что­бы не остав­лять ожо­гов или стре­ля­ли через дос­ку, а то и две дос­ки, в резуль­та­те чего полу­чал­ся глад­кий огне­стрель­ный канал. Дру­гие про­де­лы­ва­ли дыр­ку в жестя­ной короб­ке, при­став­ля­ли её к руке и сквозь дыр­ку направ­ля­ли дуло.

«Само­стрель­ство» ста­ло насто­я­щей эпи­де­ми­ей. Зако­но­да­тель­ство гро­зи­ло «палеч­ни­кам» катор­гой и смерт­ной каз­нью. Одна­ко, по сло­вам Аста­шо­ва, сохра­ни­лось лишь несколь­ко сот воен­но-судеб­ных дел о чле­но­вре­ди­тель­стве, боль­шин­ство из кото­рых вооб­ще не было закон­че­но к Фев­раль­ской рево­лю­ции, когда эти дела были про­сто пре­кра­ще­ны, или по ним выно­си­лись оправ­да­тель­ные приговоры.

Широ­ко было рас­про­стра­не­но и дезер­тир­ство — при­зыв­ни­ки про­сто раз­бе­га­лись по пути на фронт. «Попол­не­ния, посы­ла­е­мые из запас­ных бата­льо­нов, при­хо­ди­ли на фронт с утеч­кой в 25% в сред­нем, — сви­де­тель­ство­вал Родзян­ко, — и, к сожа­ле­нию, было мно­го слу­ча­ев, когда эше­ло­ны, сле­ду­ю­щие в поез­дах, оста­нав­ли­ва­лись вви­ду пол­но­го отсут­ствия соста­ва эше­ло­на…» Дру­гие по при­бы­тии на фронт жда­ли наступ­ле­ния вра­же­ских войск, что­бы сдать­ся в плен. Бари­но­ва опи­сы­ва­ет слу­чай, когда в ходе моби­ли­за­ции 1914 года некий Зай­цев, кре­стья­нин села Меще­ря­ков­ки Бала­шов­ско­го уез­да Сара­тов­ской губер­нии, заявил:

«Из-за чего идти на вой­ну, зем­ли у нас нет, а пото­му луч­ше сдать­ся в плен непри­я­тель­ско­му госу­да­рю, а наше пра­ви­тель­ство повешать».

Сто­ит упо­мя­нуть и тех, кто отка­зы­вал­ся брать в руки ору­жие по идео­ло­ги­че­ским сооб­ра­же­ни­ям. Аль­тер­на­тив­ной служ­бы в годы Пер­вой миро­вой вой­ны не суще­ство­ва­ло, хотя пред­по­сыл­ки к её вве­де­нию были. В 1912 году Осо­бая меж­ду­ве­дом­ствен­ная комис­сия при Глав­ном управ­ле­нии Гене­раль­но­го шта­ба выра­бо­та­ла соот­вет­ству­ю­щий зако­но­про­ект, по кото­ро­му воен­ная служ­ба сро­ком в четы­ре года заме­ня­лась аль­тер­на­тив­ной служ­бой сро­ком в восемь лет в рабо­чих коман­дах лес­но­го и дру­гих ведомств. Одна­ко зако­но­про­ект так и не был пред­ло­жен на рас­смот­ре­ние зако­но­да­тель­ных учреждений.

Основ­ным кон­тин­ген­том отказ­ни­ков были мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские груп­пы ино­слав­ных веро­ис­по­ве­да­ний — «сек­тан­ты»: малё­ван­цы, духо­бо­ры, тол­стов­цы, «духов­ные хри­сти­ане». Отказ­ни­ки заяв­ля­ли, что их дея­тель­ность обу­слов­ле­на уче­ни­ем Хри­ста, не поз­во­ля­ю­щим уби­вать кого-либо, даже вра­га. Как пра­ви­ло, на судеб­ных про­цес­сах отказ­ни­ков при­го­ва­ри­ва­ли к 12 годам каторги.


«Пьяные бунты» и охота на полицейских

Нака­нуне Пер­вой миро­вой вой­ны в пра­ви­тель­ствен­ных кру­гах актив­но обсуж­да­лось огра­ни­че­ние про­да­жи спирт­ных напит­ков в слу­чае моби­ли­за­ции и нача­ла воен­ных дей­ствий. Вла­сти опа­са­лись, что без подоб­ных огра­ни­че­ний моби­ли­за­ция может быть попро­сту сорва­на. С нача­лом вой­ны про­да­жа креп­ких напит­ков была пол­но­стью запре­ще­на по всей стране, кро­ме доро­гих ресто­ра­нов, клу­бов, собра­ний и аптек, а в опре­де­лён­ном ради­у­се от при­зыв­ных участ­ков и желез­ных дорог нель­зя было про­да­вать любой алко­голь, вклю­чая вино и пиво.

Стра­ну охва­ти­ли «пья­ные бун­ты», винов­ни­ка­ми кото­рых были преж­де все­го моби­ли­зо­ван­ные. При­ме­ча­тель­но, что народ­ные вол­не­ния обыч­но не носи­ли поли­ти­че­ско­го харак­те­ра. Исто­рик Свет­ла­на Бука­ло­ва счи­та­ет, что бес­по­ряд­ки были реак­ци­ей не на вой­ну как тако­вую, а на факт мас­со­во­го при­зы­ва в армию в соче­та­нии с невоз­мож­но­стью сопро­во­дить его при­выч­ным риту­а­лом — баналь­ной выпив­кой. Про­во­ды в армию без вод­ки про­ти­во­ре­чи­ли народ­ным пред­став­ле­ни­ям о про­во­дах мужи­ков на войну.

22 июля 1914 года Управ­ле­ние по воин­ской повин­но­сти напра­ви­ло в Депар­та­мент поли­ции прось­бу инфор­ми­ро­вать ведом­ство «о слу­ча­ях нару­ше­ния поряд­ка во вре­мя при­ё­ма запас­ных на сбор­ных пунк­тах и при сле­до­ва­нии их как на эти пунк­ты, так и в части войск по назна­че­нию». На управ­ле­ние обру­шил­ся шквал сооб­ще­ний о мас­со­вых бес­по­ряд­ках. Гео­гра­фия их была доволь­на обшир­на: Минск, Нов­го­род, Витебск, Уфа, Пен­за, Сара­тов, Цари­цын, Вят­ка, Тобольск, Став­ро­поль… Буй­ство моби­ли­зо­ван­ных сопро­вож­да­лось не толь­ко раз­гро­мом вин­ных лавок, но и пожа­ра­ми, стрель­бой, изби­е­ни­я­ми слу­жа­щих, наси­ли­ем в отно­ше­нии мир­но­го насе­ле­ния и чело­ве­че­ски­ми жертвами.

В исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре мож­но най­ти мно­же­ство опи­са­ний «пья­ных бун­тов». Так, в кон­це июля 1914 года город­ской голо­ва Стер­ли­та­ма­ка Ростов­цев сооб­щал подроб­но­сти раз­гро­ма уезд­но­го горо­да: разъ­ярён­ная тол­па уни­что­жи­ла казён­ный вин­ный склад, несколь­ко мага­зи­нов и тор­го­вых заве­де­ний, огра­би­ла несколь­ко квар­тир. 25-тысяч­ный город ока­зал­ся во вла­сти 12 тысяч пья­ных голод­ных моби­ли­зо­ван­ных, к кото­рым «при­мкнул весь мест­ный пре­ступ­ный эле­мент». Поли­ция вви­ду мало­чис­лен­но­сти не мог­ла про­ти­во­сто­ять бун­ту­ю­щим. Город ока­зал­ся в осад­ном поло­же­нии. Ростов­цев умо­лял мини­стра внут­рен­них дел дать рас­по­ря­же­ние «немед­лен­но» выдать «запас­ным кор­мо­вые (день­ги на про­до­воль­ствие) на руки и сроч­но отпра­вить» их всех из Стерлитамака.

В селе Зерен­да Кок­че­тав­ско­го уез­да Акмо­лин­ской обла­сти воз­ле вин­ной лав­ки собра­лась тол­па запас­ных, тре­бо­вав­шая отпус­ка вод­ки. Автор сооб­ще­ния писал:

«Кто-то крик­нул: „Раз­би­вай лав­ку“. Чело­век 200 запас­ных и тол­па каза­ков обсту­пи­ли лав­ку со всех сто­рон, раз­би­ли её и нача­ли вытас­ки­вать через окна бутыл­ки. Трое­крат­ный оклик капи­та­на Суш­ко­ва отой­ти от лав­ки и пре­ду­пре­жде­ние о стрель­бе не при­ве­ли ни к каким резуль­та­там. Это так подей­ство­ва­ло на капи­та­на Суш­ко­ва, что он, оче­вид­но, под вли­я­ни­ем нерв­но­го аффек­та, выстре­лил себе в висок. Тол­па оста­но­ви­лась и затем мед­лен­но ста­ла рас­хо­дить­ся. Рана ока­за­лась неопас­ной, и Суш­ко­ву свое­вре­мен­но была пода­на меди­цин­ская помощь».

Моби­ли­зо­ван­ные выдви­га­ли и дру­гие пре­тен­зии. Мно­гие были недо­воль­ны тем, что поли­цей­ских не отправ­ля­ют на фронт. Аксё­нов при­во­дит несколь­ко при­ме­ров столк­но­ве­ний с блю­сти­те­ля­ми поряд­ка. Напри­мер, 23 июля в Чере­пов­це тол­пу из запас­ных и част­ных лиц, наме­ре­вав­шу­ю­ся раз­гро­мить вин­ную лав­ку, оста­но­ви­ли несколь­ко поли­цей­ских. Собрав­ши­е­ся обви­ня­ли послед­них в том, что они не идут на вой­ну, пыта­лись подрать­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти, но те откры­ли огонь, двое были уби­ты. Во вре­мя бун­та в Сама­ре запас­ные потре­бо­ва­ли, что­бы страж­ни­ков так­же отпра­ви­ли на фронт, после чего напа­ли на них и на поли­цию. В Бар­нау­ле 22 июля нача­лась фор­мен­ная охо­та запас­ных на всех полицейских.

Недо­воль­ство масс вызы­вал так­же пло­хо орга­ни­зо­ван­ный про­цесс моби­ли­за­ции. Муж­чи­ны сут­ка­ми жда­ли погруз­ки в эше­ло­ны, дли­тель­ное вре­мя не полу­ча­ли горя­чей пищи и нахо­ди­лись на ули­це. Они были гото­вы пой­ти на мно­гое, что­бы обес­пе­чить себя и семьи про­дук­та­ми и веща­ми, пока­зать недо­воль­ство вой­ной и сде­лать всё воз­мож­ное для того, что­бы нару­шить отправ­ку на фронт.

Пока­за­те­лен в этом смыс­ле бунт, про­изо­шед­ший в горо­де Мари­инск Куз­нец­ко­го уез­да. С 18 июля 1914 года туда при­бы­ва­ли моби­ли­зо­ван­ные, неко­то­рые из кото­рых были пья­ны. Око­ло поло­ви­ны из них объ­яви­ли себя боль­ны­ми. Для их обсле­до­ва­ния 21 июля нача­лись засе­да­ния уезд­но­го воин­ско­го при­сут­ствия. Тогда же нахо­див­ши­е­ся в горо­де чет­вёр­тый день при­зыв­ни­ки выра­зи­ли недо­воль­ство про­ве­де­ни­ем моби­ли­за­ции в раз­гар поле­вых работ и потре­бо­ва­ли выпла­ты посо­бий семьям. Они жало­ва­лись на то, что тре­тий день не полу­ча­ют горя­чей пищи.

23 июля пат­руль на база­ре задер­жал и отпра­вил в поли­цей­ское управ­ле­ние моби­ли­зо­ван­но­го с укра­ден­ным им чай­ни­ком. Немед­лен­но собра­лась тол­па в три тыся­чи чело­век, потре­бо­вав­шая осво­бо­дить аре­сто­ван­но­го. Поли­цей­ские и сол­да­ты мест­ной воин­ской коман­ды нача­ли стре­лять в воз­дух, рас­се­яв собрав­ших­ся. Несколь­ко десят­ков бун­ту­ю­щих ворва­лись в зда­ние город­ско­го поли­цей­ско­го управ­ле­ния, изби­ли нахо­див­ших­ся там, раз­гро­ми­ли поме­ще­ние, разо­рва­ли и раз­бро­са­ли доку­мен­ты. Порт­рет Нико­лая II был про­бит, а Алек­сандра II облит чер­ни­ла­ми. Напа­дав­шие захва­ти­ли 100 буты­лок вина, нахо­див­ших­ся в зда­нии в каче­стве «веще­ствен­ных дока­за­тельств». В тот же день тол­па оса­ди­ла вин­ный мага­зин куп­ца Чер­дын­це­ва, кото­рый не стал испы­ты­вать судь­бу и при­ка­зал выка­тить на ули­цу боч­ку с вином. После её рас­пи­тия тол­па напра­ви­лась к дру­гим мага­зи­нам, но была разо­гна­на поли­цей­ски­ми и сол­да­та­ми мест­ной воин­ской команды.

Вос­ста­ние 1914 года в Лысь­ве Из газе­ты «Перм­ские ведо­мо­сти» от 17 нояб­ря 1914 года. Источ­ник: wikipedia.org

Тра­ги­че­ски закон­чил­ся бунт летом 1914 года на Лысь­вен­ском заво­де Перм­ской губер­нии. Мно­го­ты­сяч­ная тол­па рабо­чих и моби­ли­зо­ван­ных запас­ных тре­бо­ва­ла «выда­чи на руки 350 тысяч руб­лей». После того как управ­ля­ю­щий окру­гом Онуф­ро­вич отка­зал, бун­ту­ю­щие загна­ли его в зда­ние управ­ле­ния, запе­рев там вме­сте с исправ­ни­ком и шестью поли­цей­ски­ми. В тече­ние трёх часов плен­ни­ки отстре­ли­ва­лись, дер­жа­ли обо­ро­ну. Тогда тол­па натас­ка­ла к зда­нию дров, бочек, обли­ла всё керо­си­ном и подо­жгла. Когда оса­ждён­ные нача­ли выбе­гать из горя­ще­го зда­ния, все они, кро­ме Онуф­ро­ви­ча, были уби­ты и изуро­до­ва­ны. Управ­ля­ю­щий окру­гом, тоже изби­тый, застре­лил­ся сам. Обе­зу­мев­шая тол­па пере­ре­за­ла теле­граф­ные и теле­фон­ные про­во­да, подо­жгла дере­вян­ный мост и восемь завод­ских зда­ний. Бунт уда­лось пода­вить толь­ко после того, как на место про­ис­ше­ствия напра­ви­ли роту сол­дат с дву­мя пулемётами.

Несмот­ря на то что в боль­шин­стве сооб­ще­ний мест­ных вла­стей нет намё­ка на какой-либо поли­ти­че­ский про­тест, в сре­де моби­ли­зо­ван­ных не было замет­но и ура-пат­ри­о­ти­че­ских настро­е­ний. Сол­дат вез­ли на вой­ну, и мно­гие пони­ма­ли, что не вер­нут­ся с неё домой. О том, что чув­ство­ва­ли при­зван­ные на фронт, крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет цита­та из кни­ги Софьи Федорченко:

«Загу­лял я тогда на целую неде­лю. Силь­но с тос­ки да со стра­ху бало­вал тогда. Очнул­ся чуть не на самой пози­ции толь­ко, и так я зажа­лел, что совсем, почи­тай, без памя­ти с преж­ней сво­ей жиз­нью рас­про­стил­ся. Вер­нул бы, да позд­но. А теперь-то всё ведь иное».


Читай­те так­же «Гааг­ские кон­фе­рен­ции Нико­лая II: спа­сти мир на краю ката­стро­фы».

Поделиться