Численность латышских мигрантов, проживавших в Санкт-Петербурге, уступала диаспорам из Финляндии и Эстонии. Тем не менее столица империи сыграла большую роль в культурной и политической жизни латышей. Здесь, вдали от давления остзейских немцев, деятели культуры могли публиковать свои произведения и обсуждать будущее родины. В революционные годы Петроград стал политическим центром латышской эмиграции.
Когда первые мигранты из Лифляндии, Курляндии и Латгалии оказались в Санкт-Петербурге, чем занимались приезжие и как сложилась судьба диаспоры в годы советской власти — в материале Никиты Николаева.
Латыши в составе Российской империи
Российская империя присоединяла территорию современной Латвии по частям на протяжении всего XVIII века. По итогам Северной войны в состав страны вошла Лифляндия, а в ходе разделов Речи Посполитой в эпоху правления Екатерины II Санкт-Петербург получил контроль над Курляндией и Латгалией.
На этих территориях существовал особый «Остзейский порядок». Вся экономическая и политическая власть в Прибалтийских губерниях принадлежала немецкому меньшинству — потомкам рыцарей-крестоносцев, пришедших сюда ещё в XIII веке. Они владели землёй и контролировали органы местного самоуправления. Остзейский край пользовался широкой автономией вплоть до конца существования империи — так, у региона были даже собственные таможенные границы, отменённые, впрочем, в эпоху правления Екатерины II. Этот порядок формировался веками, и Пётр I, завоевавший Лифляндию, признал его существование в обмен на лояльность немецких элит.
Латыши, составлявшие львиную долю жителей присоединённых губерний, преимущественно были крепостными крестьянами и работали на немецких поместьях. Немногие могли повысить социальный статус, но лишь в случае отказа от родного языка в пользу немецкого. Обучение в школах и университетах велось лишь на языке национального меньшинства. Конечно, такая дискриминация не способствовала формированию латышской национальной интеллигенции.
Отмена крепостного права как катализатор миграции
Закрепощённые крестьяне не могли покидать дом без разрешения хозяев, поэтому немногие латыши после присоединения балтийских губерний к России отправились на восток. В основном это были рекруты, которые после прохождения долгой службы предпочитали не возвращаться на родину, а остаться в Петербурге. Современные исследователи предполагают, что таких бывших военных в столице империи на рубеже XVIII–XIX веков насчитывалось менее тысячи человек.
Ситуация изменилась в эпоху правления Александра I. В 1817—1819 годах крепостное право было отменено на большей части территории современной Латвии за исключением Латгалии (юридически она не входила в состав Остзейского края и являлась частью Витебской губернии). Сотни тысяч крестьян обрели свободу, однако существовало множество подводных камней. Латыши не получили во владение землю, свобода передвижения на несколько лет была ограничена. Одновременно немецкие бароны освобождались от обязанности «ухаживать» за своими бывшими крепостными.
Это закономерно привело к миграции населения сначала в крупные центры в самом Остзейском крае, а позднее и в другие регионы империи. Лишь в конце 40‑х годов XIX века местное законодательство позволило крестьянам владеть земельными участками и проводить сделки с недвижимостью. В 1861 году крепостное право было отменено в Латгалии, и местные жители, как и их соседи, также отправились в большие города в поисках лучшей доли.
Духовная жизнь диаспоры
Многие стремились в Санкт-Петербург, который находился не так уж далеко от Латвии. По данным первой переписи населения, проведённой в столице империи в 1869 году, латышская диаспора насчитывала в городе примерно три тысячи человек. Из них в качестве родного языка латышский назвало около две трети мигрантов, немецкий — оставшаяся треть. По всей видимости, русский знали единицы. Около половины латышей были связаны с военным делом.
Чем же занимались остальные? Главным образом это были бывшие крестьяне, которые устраивались на работу на промышленные предприятия. Чаще всего труд был неквалифицированным. Многие работали дворниками. Часть латышей, владевших немецким языком, служили остзейским дворянам — нанимались на месте или же переезжали из Прибалтийского края.
Центром общественной жизни мигрантов были протестантские приходы. В начале XIX века латыши посещали богослужения вместе с немцами в церкви Святого Михаила на Васильевском острове (там же собирались многие уроженцы Эстляндии) и в часовне Градских богаделен у Смольного собора — учреждения, основанного во время правления Екатерины II.
В 1845 году немцы и латыши приобрели земельный участок на окраине города – в районе будущего Витебского вокзала (ныне — Загородный проспект). На пожертвования богатых уроженцев Лифляндии и Курляндии, а также Николая I, выделившего на эти цели из казны 10 тысяч рублей, в течение нескольких лет была возведена каменная кирха, названная в честь Христа Спасителя. Здание спроектировал архитектор Василий Морган — автор многих проектов доходных домов середины XIX века.
Церковь стала важным центром общественной жизни латышской общины, чья численность из года в год увеличивалась. В 1890 году в Петербурге проживало уже больше пяти тысяч уроженцев Лифляндии, Курляндии и Латгалии, а в 1910 году — 18,5 тысячи. Львиная доля была приписана к приходу Христа Спасителя.
В Петербурге проживало и некоторое количество православных латышей. Они посещали богослужения в Александро-Невской лавре.
Культурное возрождение
Во второй половине XIX века в столицу империи начали приезжать латыши, говорившие на русском языке. Это происходило благодаря открытию учебных заведений в самой Латвии, где преподавали на официальном языке империи. Одной из них стала Александровская гимназия в Риге, основанная в 1868 году. В то же время впервые в истории Латвии гимназисты могли изучать латышский язык, что серьёзно било по многовековой «культурной монополии» остзейских немцев.
Латыши, владевшие русским языком, могли поступить в столичные учебные заведения, приём в которые в эпоху реформ Александра II стал более демократичным. В Петербурге постепенно формировалось латышское объединение интеллигентов, которые уже в 1878 году создали первое национальное общество — «Петербургское латышское благотворительное общество». За счёт членских взносов организация помогала, оплачивала лечение и находила работу неимущим членам общины. В 1912 году было основано общество «Пристанище», которое занималось исключительно делами приюта, открытого при лютеранском приходе за несколько лет до этого. Приют располагался в соседнем с кирхой Христа Спасителя здании. В 1882 году рядом с церковью был построен доходный дом.
Кирха Христа Спасителя не закрылась после революции. Богослужения проводились в церкви вплоть до 1938 года. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. После её окончания руины снесли — на их месте появился сквер. Доходный дом, в свою очередь, сохранился до наших дней.
Латышские интеллектуалы в Петербурге попадали на благодатную почву свободы от тяготившего на родине немецкого остзейского ига. Здесь они могли спокойнее говорить об исторической судьбе своего народа и путях его культурного возрождения. В 1862 году в столице империи появилась первая в городе газета на латышском языке Pēterburgas Avīzes («Петербургские ведомости»), издателем которой стал чиновник министерства финансов Кришьянис Валдемарс. Он вместе с другими латышскими интеллектуалами принадлежал к движению младолатышей, выступавших против культурного и экономического засилья немецких дворян и стремившихся «открыть» для других соотечественников богатую народную культуру.
Газета просуществовала всего несколько лет. Издание было закрыто из-за многочисленных жалоб остзейских немцев, недовольных младолатышами. Впрочем, уже в начале XX века «Петербургские ведомости» вновь увидели свет и продолжали быть одной из самых авторитетных столичных газет на латышском языке.
К началу XX века в столице появляется всё больше разных печатных органов. Это было связано с дифференциацией политических взглядов членов латышской общины. Либералы, монархисты, консерваторы и, конечно же, социал-демократы издавали газеты, где делились взглядами на будущее родины. По состоянию на 1913 года в Санкт-Петербурге насчитывалось больше 70 газет и журналов, выходивших на латышском языке.
Но жизнь в столице была активной и без политики. Рубеж веков — важное время для латышской национальной культуры, и большую роль в её развитии сыграл Петербург. Здесь в начале XX века впервые были опубликованы латышские народные песни, дайны, собранные фольклористом и младолатышом Кришьянисом Бароном. Первый том появился в печати благодаря помощи другого уроженца Латвии, купца Генриха Висендорфа. К изданию последующих пяти подключилась Императорская академия наук.
В это же время вышли первые публикации латышских поэтов и писателей. Книги печатали в том числе в Петербурге, распространять произведения помогали российские деятели искусств. Уже в годы Первой мировой войны в издательстве «Парус» вышел сборник латышской литературы, редакторами стали Максим Горький и Валерий Брюсов. В те же годы в петербургской консерватории преподавал один из самых известных латвийских композиторов Язепс Витолс.
Военные беженцы
Во время Первой мировой войны немецкие войска оккупировали часть Латвии. Многие беженцы эвакуировались на восток, в том числе в Петроград. Точная численность латышей, прибывших в столицу, неизвестна. Источники сообщают по меньшей мере о более 10 тысячах рабочих, эвакуированных в Петроград вместе с промышленными предприятиями из крупных латышских городов. На деле число беженцев было намного выше — до 25 тысяч человек.
Прибывшим в столицу помогали как местные национальные объединения, так и государственные служащие. Беженцы создавали и собственные общества, прежде всего основанные на профессиональной принадлежности. Они занимались трудоустройством и материальным обеспечением переселенцев. Активно действовали и политические партии, среди которых особо выделялись социал-демократы — как большевики, так и меньшевики. Они издавали газеты и агитировали среди военных и беженцев.
После Февральской революции активно обсуждалась судьба Латвии после войны. В отличие от эстонцев, организовавших демонстрацию и добившихся от Временного правительства автономии в составе республики, латыши ограничились формированием проекта «особого статуса». Российские власти отложили решение вопроса в долгий ящик — до будущего Учредительного собрания.
После прихода большевиков к власти в жизни латышской общины как будто ничего не изменилось: так же давали представления национальные театральные труппы, проходили выставки художников и встречи писателей. Более того, в красном Петрограде спокойно собирались либеральные латышские политики, которые обсуждали будущее своей родины в изменившихся условиях. В городе спокойно заседали отделения буржуазных партий, а в январе 1918 года в Петрограде проходили сессии Латышского временного национального совета — консервативного съезда политиков.
После разгона большевиками Учредительного собрания культурная и политическая жизнь диаспоры изменилась. К концу лета 1918 года новые власти закрыли почти все объединения латышей, не имевшие отношения к социал-демократам. Культурная жизнь диаспоры теперь находилась под контролем Пролеткульта, где открылся особый латышский отдел.
Возвращение на родину
После подписания Брестского мира возникла проблема возвращения латвийских беженцев на родину. Де-юре проблемой должен был заниматься специально созданный латвийской комиссариат наркомата по делам национальностей, однако в апреле появилась меньшевистская организация «Союз самоопределения Латвии». Большевики относились к ней с большим подозрением:
«Латышские меньшевики своей грязной агитацией и распространением ложных слухов спекулируют на наименее сознательных массах беженцев, пользуясь чрезвычайно тяжёлым положением в России для привлечения сочувствующих их “самоопределению”».
Но ни меньшевики, ни большевики не смогли организовать более-менее рабочую схему возвращения беженцев. Наибольших успехов достиг «Балтийский комитет», который весной 1918 года занялся делами уроженцев бывшего Прибалтийского края под эгидой германского консульства. В основном его деятельность касалась немцев, однако около тысячи латышей смогли воспользоваться услугами комитета и покинуть Петроград. Среди них — уже упоминавшийся композитор Язепс Витолс.
В ноябре 1918 года кардинально изменилась ситуация в Латвии. Немецкие войска покинули регион после поражения в Первой мировой войне, и теперь конфликт развивался между «буржуазным» правительством, объявившим о независимости Латвии, и частями Красной армии, в составе которых было большое количество латышских стрелков. События на родине заставили многих латышей более активно заняться вопросом возвращения домой. В сентябре 1919 года в Петрограде осталось примерно 10 тысяч латышей. При этом они не особо активно участвовали в культурной и политической жизни. В различных кружках и секциях, создаваемых специально для латышского населения, состояло обычно не больше нескольких сотен человек.
В январе 1920 года Латвия и Советская Россия заключили перемирие. В следующем месяце большевики подписали полноценный мир с эстонским правительством. Это открыло для остававшихся в Петрограде латышей возможность легально, без рисков вернуться на родину через территорию Эстонии. Латышские секции РКП(б) стали принимать резолюции о желательности возвращения в Латвию.
Судя по всему, власти не были довольны таким энтузиазмом. Город мог лишиться квалифицированных рабочих, занятых на заводах. К тому же выходило так, что для латышского пролетария его «буржуазная» родина была милее первого в мире социалистического государства. Газета Komunists («Коммунист») опубликовала призыв к возвращающимся:
«…Латышские рабочие в России, отправляйтесь в Латвию освобождать землю, свой класс и вместе с тем саму Латвию. Латышские коммунисты в России, пришло время, когда интересы пролетариата в Латвии требуют вашей работы здесь!»
К сожалению, неизвестно, какое количество латышей покинуло Петроград после окончания Гражданской войны. Вероятно, речь шла о нескольких тысячах человек.
Судьба диаспоры
Для оставшихся латышей в Петрограде продолжали работать культурные и рабочие кружки. В 1923 году появился Латышский дом просвещения. Открывались национальные детские дома и трудовые школы. В Ленинградском педагогическом институте имени Герцена существовало латышское отделение, а в ЛГУ, бывшем императорском Санкт-Петербургском университете, — отдельный рабфак для латышей.
Впрочем, в 1930‑е годы все национальные кружки и объединения были закрыты. Многие партийные деятели, уроженцы Латвии, оказались репрессированы из-за обвинений в создании националистических фашистских организаций. В 1940 году Латвия оказалась в составе СССР, а после Второй мировой войны началась новая волна отъезда латышей на историческую родину, теперь уже коммунистическую. В 1950‑е годы в Ленинграде проживало уже около пяти тысяч латышей.
Читайте также о том, как жили в Санкт-Петербурге представили других народов:
— Петербургские финны: как жили и чем занимались уроженцы Финляндии в столице империи
— Петербургские эстонцы. Как столица империи стала центром национального возрождения