В начале XX века газетное дело в России очень быстро развивалось: росла грамотность, ширился и становился более разнородным круг читателей. Вместе с этим увеличивалось количество сотрудников газет: в издания принимали репортёров, корреспондентов, фельетонистов, критиков, каждый из которых в основном занимался только одним направлением. Со временем самые бойкие специалисты превращались в звёзд профессии, обзаводились нужными знакомствами в обществе и получали достойное жалование. У успеха были и свои минусы — мастерам журналистики приходилось жертвовать практически всем своим временем, а иногда и здоровьем.
Чем отличались друг от друга корреспонденты, репортёры и фельетонисты, какими способами можно было попасть в редакцию, как воспринимали журналистов в обществе, а также кто и за что бил репортёров, рассказывает Сергей Лунёв.
Газетных журналистов в Российской империи традиционно причисляли к «литературному цеху» русской интеллигенции, включавшем в себя и писателей разных жанров, и «многочисленных, часто безымянных специалистов журнального, газетного и издательского дела — редакторов, обозревателей, рецензентов, библиографов и т. д.» [1]. В начале XX века газетчики составляли наиболее массовую и быстро увеличивающуюся группу этой среды. Пресса переживала свой бум. Профессия журналиста становилась востребованной.
В 1900‑е годы вырабатывались традиции, профессиональные стандарты и организационные процессы, оформилась специализация внутри отрасли. Зависимая от многих внешних факторов и издательской воли, редакция определяла «физиономию» сложного механизма газеты.
Редакция имела чёткую разветвлённую структуру с подразделениями. Главного редактора называли «газетным режиссёром». Главному редактору или заведующему редакцией подчинялись заведующие отделами — политическим, иностранным, провинциальным, местной хроники, литературно-библиографическим, театрального с музыкальным, искусства, торговли и промышленности с биржей [2]. Первым в России ввёл позиции редакторов у отдельных газетных рубрик Влас Дорошевич в «Русском слове». Совместно верстали свежий номер, последние правки которого вносил ночной редактор, дежуривший в типографии.
Репортёры, корреспонденты, фельетонисты, критики
Самым важным был отдел хроники, где работали репортёры, ежедневно добывающие новости. Как утверждает современная исследовательница Наталья Симонова, на рубеже XIX–XX веков «репортёры решительно вытеснили „малоподвижных“ авторов и обозревателей. Их деятельность, стиль накладывали отпечаток на всю газету: передовые и аналитические статьи приобретали более лёгкий, отрывочный, репортёрский характер. Успех газеты, её доходы зависели от хорошей организации работы репортёров, их профессионализма. Под влиянием этих условий сформировался смелый, подвижный и предприимчивый тип репортёра» [3]. Газеты стремились к новостям, но публицистика, поэзия и отрывки из романов оставались в репертуаре ежедневной периодики.
Соотношение репортёров к остальным сотрудникам редакции в дореволюционной прессе составляло 2–4 репортёра при штате редакции от десяти до 20 человек в провинциальной газете или 10–20 репортёров при редакциях в 50–60 человек в столичных газетах [4]. Учебный материал рисует схему работы репортёра:
«Обычная система работы хроникёра следующая: выйдя утром, он обходит все подлежащие его ведению учреждения, собирая новости. К 2–4 часам дня он является в редакцию и сдаёт на просмотр весь или большую часть собранного им материала. Вечером в печать даётся лишь самый срочный материал (немного)» [5].
На практике репортёры трудились едва ли не круглосуточно. Условия работы описывал журналист «Нового времени», брат знаменитого писателя Александр Чехов:
«Жизнь и работа хроникёра, или, как принято называть их, репортёра, одна из тех жизней, которые не укладываются ни в какие рамки. Самым лучшим эпиграфом можно поставить изречение не „ведайте ни дня, ни часа“. Сон, обед, отдых, работа — всё зависит от случая и события. Репортёр никогда не принадлежит себе и никогда не может сказать определённо, когда он возвратится домой. Для того, чтобы с успехом заниматься репортажем, нужно быть молодым, крепким, выносливым и от природы энергичным, сообразительным и находчивым человеком. Нужно быть везде первым, нужно обладать чутьём и умением быстро ориентироваться. Без этих качеств репортёр не репортёр, а простой ремесленник, нисколько не застрахованный от неудач и ошибок» [6].
Признанный «король репортёров» Владимир Гиляровский вспоминал, как он начинал карьеру в «Московском листке» в 1882 году. Издатель газеты, Николай Пастухов, прославивший своё издание «быстротой сведений о происшествиях», инструктировал «дебютирующего репортёра» перед Всероссийской художественной выставкой в Первопрестольной, что он должен быть «как вор на ярмарке», то есть внимательным до деталей и чутким. Способствовала успеху репортёра хорошая физическая форма. Гиляровский отмечал, что «сил, здоровья и выносливости у меня было за семерых» и он не знал усталости [7].
Успешному репортёру необходимо было иметь сеть информаторов, дружить с чиновниками и полицейскими, посещать кабаки для сбора сплетен. По мнению популярного журналиста 1900‑х Льва Клячко (писавшего под псевдонимом Л. Львов), «хроникёры, имевшие знакомства с полицейскими и сыщиками, были в фаворе» и редакторы могли закрыть глаза на безграмотность их первичных заметок и необходимость переписывать представленный материал [8]. У Владимира Гиляровского имелось обращённое к полиции происшествий письмо за подписью и печатью московского обер-полицмейстера Козлова информировать репортёра о происшествиях. Руководитель пожарной службы Москвы дал официальное разрешение Гиляровскому ездить на пожарных обозах [9].
Отдел хроники недолюбливали. Как вспоминал Лев Клячко, однажды редакция «Биржевых ведомостей» вывесила на своей двери шуточную табличку «Хроникёрам вход в редакцию воспрещается» [10].

Понятия «репортёр» и «корреспондент» не синонимичны. Корреспондентами называли тех людей, кто отправлял заметки в газету по почте, а не приносил материал непосредственно в редакцию, в отличие от репортёров. Были заграничные и провинциальные корреспонденты, штатные и нештатные, постоянные и разовые.
Заграничные и некоторые иногородние корреспонденты давали не только репортажи, но и статьи, основанные на обзорах местной печати. Широкая сеть заграничных корреспондентов была отличительной особенностью дореволюционной прессы, за которую крупные буржуазные газеты хвалил даже практик большевистской печати и автор первого советского учебника по газетному делу Платон Керженцев [11]. Современный историк Елена Кострикова описывает географию проникновения корреспондентов главных дореволюционных газет:
«Представители русских газет находились в столицах крупных европейских государств — Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Вене, в странах Балканского полуострова, а также Турции, Персии, Китае. Наиболее обширная корреспондентская сеть была у „Нового времени“ и „Русского слова“, причём „Новое время“ имело корреспондента даже в Японии» [12].
Провинциальные отделы были развиты у активно распространяемых в регионах «Русского слова» и «Газеты-копейки». «Биржевые ведомости» выходили для провинции в отдельном издании. В провинциальный отдел «Русского слова» свои заметки отправляли 200 корреспондентов.

П. Е. Эсперов (псевдоним журналиста П. Э. Батхова) в неоднократно переиздаваемом в 1900‑е практическом пособии формулировал профессиональные правила корреспондента:
«Ложный слух или ложное сообщение о лицах и учреждениях, попавшие в печать, могут причинить много зла и иногда никакими опровержениями не восстановишь истины и поруганной репутации. Корреспонденты не должны доверять слухам, а всячески проверять предварительно сообщения, положенные в основу корреспонденции. Не следует увлекаться при этом личными симпатиями и антипатиями, так как гласность не должна служить средством для сведения личных счётов и защиты личных интересов. На содержание корреспонденции ни в коем случае не должны иметь влияние лица и учреждения, о которых в ней говорится» [13].
Во внутриредакционной иерархии на уровень выше репортёров располагались фельетонисты, авторы газетной публицистики. Отличительной особенностью «Русского слова», самой популярной газеты Российской империи, были фельетоны его главного редактора Власа Дорошевича. Сменивший несколько газетных амплуа, потомственный журналист выдавал в «Русском слове» еженедельно язвительные витиеватые заметки. Д’Оршер характеризовал Дорошевича «мастером фельетона редчайшим…», отмечая, что «его стилю подражала вся фельетонная братия „от хладных финских скал до пламенной Колхиды“» [14]. Фирменным стилем Дорошевича стали предложения-абзацы, которыми, как полагали злые языки, автор забивал газетные полосы. Фельетонисты писали публицистические тексты на злобу дня. Это могли быть рассуждения, сатира, обзор и впечатления. Фельетон представлял собой расплывчатый жанр.

Специализированные авторы писали критические заметки и рецензии для отделов музыки, театра и кино. К газетной критике выработалось двойственное отношение. С одной стороны, обозреватели знакомили тысячи читателей с постановками или произведениями, занималась просветительством и популяризаторством. Пресса давала импульс театральному искусству. С другой стороны, заметен был коррупционный компонент. Пресса определяла общественный вкус. Связанные с искусством газетные отделы славились кумовством и взяточничеством. Особым мздоимством, по воспоминаниям, пользовался знаменитый театральный критик «Нового времени» и чиновник конца XIX века Константин Скальковский, известный современникам под псевдонимом Балетоман [15].
Литературно-библиографический отдел дополнял газетные номера беллетристикой, стихотворениями и обзорами на вышедшую литературу. В газетах, особенно бульварных, публиковались длинные романы-сериалы, пережиток прессы предыдущих эпох. Современные издания стремились от этого формата отказаться.
Заработок и социальная среда
Гонорар журналистов насчитывался за строки — в провинциальной печати стартовал от полутора копеек за строку до 10–20 копеек за строчку в среднем, в столичных газетах в особых случаях платили до 50 копеек за строчку (в «Русском слове», например, сдавалось в номер от 6,5 до 8 тысяч строк). Львов описывал, как происходила выплата гонораров репортёрам:
«По субботам (гонорарный день) хроникёры производили подсчёт за неделю прежде, чем пойти в контору за получкой.
Сидят и считают примерно так:
„Рана простая — 75 к., драка с убийством — 2 р. 25 к. … обваренный кипятком — 45 к., пожар — 5 р. 40 к“» [16].
Фельетонисты популярных газет зарабатывали от тысячи до четырёх тысяч рублей в год. Репортёры могли хорошо зарабатывать, особенно если сотрудничали с несколькими изданиями [17]. Самый высокооплачиваемый газетный сотрудник Влас Дорошевич получал от издателя «Русского слова» Ивана Дмитриевича Сытина баснословные 48 тысяч рублей в год, в первую очередь за ежедневные фельетоны — к оперативному управлению Дорошевич быстро охладел [18]. Для сравнения: зарплата главного редактора «Биржевых ведомостей» Иеронима Ясинского составляла девять тысяч в год [19].
Редакторы, корреспонденты и многие фельетонисты входили в штат издания и получали фиксированный оклад. «Русские ведомости» платили своим корреспондентам до 250 рублей в месяц, «Русское слово» — до 500 рублей [20]. Находящиеся за рубежом корреспонденты могли дополнительно получать отчисления от 25 до 100 рублей.

Хорошо зарабатывать удавалось далеко не всем. Разброс в оплате труда происходил даже в рамках одной газеты. Профессиональное издание «Журналист» в первом номере 1914 года писало про условия работы большинства работников периодики:
«Трудно указать в настоящее время другую общественную группу материальное и социальное положение, которой было бы так шатко, так плохо обеспечено. Необходимость напрягать свои нервы и свой мозг, чтобы поспеть за быстро текущими событиями дня, рано или поздно истощает самые крепкие силы. Прославленный журналист, избалованный многотысячными окладами, часто выбрасывается, как использованная и ненужная вещь. Если с вершины газетного и журнального мира мы спустимся в его низины, то перед нами уже настоящий интеллигентный пролетарий, труд которого плохо оплачивается и мало ценится, жизнь которого сплошная цепь лишений и унижений» [21].
Репортёр необязательно должен был работать в газете. Существовали бюро, распространяющие материалы для публикаций в изданиях. Керженцев описывал эти фирмы:
«Наряду с телеграфными агентствами существуют и другие организации, концентрирующие информацию в своих руках и циркулярно рассылающие её по газетам. Во всех крупных городах мира такие организации насчитываются десятками. Чаще всего это группа репортёров, которые собирают, главным образом, местную городскую хронику и рассылает её по редакциям.
Каждое из газетных бюро на чём-нибудь специализируется: одно даёт преимущественно местную хронику, в частности отчёты о заседаниях, другое парламентские известия и отчёты, третье — сведения из провинции, четвертое — книжные новости и рецензии, пятое — заграничные сведения и т. д.» [22].
Речь идёт о прообразах современных пиар-агентств, помогающим СМИ в поисках информации.
Журналистская среда славилась пестротой и «смешением профессий». Социальный состав включал все группы и сословия русского общества. Газетчики начала XX века, по наблюдениям корреспондента английского Times в России Гарольда Вильямса, происходили из казаков, провинциальных дворян, офицеров в отставке, чиновников, профессоров, студентов, художников и литераторов [23]. Как считает Симонова, «в конце XIX — начале XX в. журналистами, как правило, становились люди, потерпевшие неудачу в другой сфере деятельности — часто адвокаты, учителя, студенты, отставные военные, бывшие артисты и т. д. — решившие поправить своё материальное положение быстрым и, с их точки зрения, лёгким способом. Газетные работники, среди которых людей по призванию, знающих и образованных было гораздо меньше, чем людей случайных, смотрели на такую работу, главным образом, как на источник заработка» [24].
Сложно однозначно согласиться с такой оценкой. По представлению современников, репортёрская профессия давала перспективы социальной мобильности. Публицист «Нового времени» Михаил Меньшиков отмечал ещё в 1892 году, что за девять месяцев репортёры могли добраться от ночлежки до интервью с министром [25]. Массовые газеты делали из своих авторов звёзд. Журналисты строили успешную карьеру в бюрократической сфере.
Многие обеспеченные чиновники совмещали основную деятельность с написанием статей для газет. Особенно много было чиновников среди театральных и музыкальных критиков — хрестоматийный пример театрального критика Скальковского.
Стремились попасть на страницы газет и расширить рамки аудитории небольших специализированных изданий деятели Серебряного века — Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов и многие другие. Для писателей газета выступала школой мастерства — едва ли не каждый заметный литератор начала XX века оттачивал перо в периодической печати. Штатными газетными сотрудниками были Александр Куприн, Леонид Андреев, Максим Горький.
Журналисты наиболее влиятельного столичного издания «Новое время» активно пользовались своим положением. Историк прессы Александр Боханов писал:
«Почти все видные сотрудники нововременской редакции были замешаны в различных финансово-биржевых спекуляциях, а некоторые вошли даже в состав правлений банков. Так, присяжный публицист этой газеты А. А. Столыпин (брат П. А. Столыпина), пользуясь близостью к премьеру, устраивал различные „земельные операции“ и „за оказанные услуги попал в Белостокский коммерческий банк директором“. Многолетний „соратник“ А. С. Суворина В. П. Буренин вошёл директором в правление Волжско-Камского коммерческого банка. Секретарь редакции Н. В. Снессарёв одновременно состоял на службе в американском обществе „Вестингауз“ и принимал участие в скандальных махинациях, связанных с учреждением одноимённого российского общества и проведения в Петербурге трамвая» [26].
Многие журналисты, формирующие информационную повестку и знавшие не попадающую в печать инсайды, играли на бирже. Среди наиболее успешных спекулянтов называли издателя «Биржевых ведомостей» Станислава Проппера, журналиста «Нового времени» Ивана Мануйлова-Манасевича, главного редактора «Московских ведомостей» Сергея Петровского и других сотрудников крупных столичных редакций.
По признанию многих мемуаристов, для хроникёров было свойственно брать взятки, хоть это и порицалось в профессиональной среде. Исследователь Борис Есин суммировал, что «работник буржуазной газеты» являлся то «жалким и угнетённым», то «одной из самых бандитских фигур», поскольку в его руках находилась «репутация многих людей» со «всевозможными нитями — финансовые (торговые), экономические, уголовных интриг и т. д.» [27].
Образ жизни
Редактор базирующегося в Москве «Русского слова» Николай Валентинов вспоминал:
«Так как главный материал газеты — информация по телефону из Петербурга, телеграммы из-за границы и из провинции — поступал поздно вечером и ночью, весь состав редакции, все её отделы работали до двух с половиной часов ночи и даже позднее. И нередко, вместо того, чтобы ложиться спать, мы из редакции гурьбой шли в Литературно-Художественный Кружок съесть сандвич с икрой („бутерброд“, как тогда говорили) и выпить пива или вина» [28].
Гиляровский после полуночи приезжал в типографию править материалы, принимать информаторов и писать срочные заметки в корректорскую [29].

Для журналистов была характерна выпивка вне зависимости от принадлежности к изданию. Журналист Д’Оршер вспоминал сложности, возникавшие у газеты «Волынь» с отделом хроники:
«Каждый день оказывалось, что хроники нет. Хроникёр был у нас один. Фамилии его не помню. Был он раньше псаломщиком, но за пьянство лишился и сана и места. Отец Иларион, он же основатель „Волыни“, устроил его хроникёром. Приносил он хронику раза два в неделю. Остальные дни пьянствовал гомерически» [30].
Для репортёров кабак являлся одним из мест для сбора информации. Успешные столичные журналисты выпивали в элитных ресторанах и салонах, собирая сплетни и отвлекаясь от постоянной работы. Ненормированный рабочий график и постоянный стресс способствовали пристрастию журналистов к алкоголю.
Газеты отличались текучкой кадров и «многописательством». Заработавшие построчным гонораром авторы могли сотрудничать с несколькими изданиями одновременно.
Газетной братии угрожала опасность от героев статей. Журналистов могли побить. Редактор и публицист Абрам Кауфман вспоминал:
«На наших глазах произошло несколько избиений редакторов большой петербургской газеты. Некоторые мои знакомые — предусмотрительные редакторы — решительно избегали личных объяснений с неизвестными им посетителями, предоставляя это удовольствие своим помощникам и секретарям. Иные не расставались никогда с револьверами и палками, даже в своих кабинетах.
Известный велосипедист и лётчик Уточкин, побивший на своём веку не один рекорд, побил и немало журналистов. То же делал известный клоун Дуров» [31].
Происходили случаи убийств журналистов. По заказу правых экстремистов был убит депутат I Государственной думы известный в первую очередь как журналист, член редакционной коллегии «Русских ведомостей» Григорий Иоллос.
Объединения
В начале XX века функционировало несколько организаций работников периодической печати, занимавшихся благотворительностью и отстаивающих профессиональные интересы. Масштабы их деятельности были невелики.
Считаясь представителями писательского цеха, газетные авторы могли рассчитывать на благосклонность Литературного фонда. Созданная сотрудниками «толстых» литературных журналов при одобрении министерства народного просвещения в 1859 году организация официально называлась Обществом для вспоможения нуждающимся литераторам и учёным. Структура финансировалась из членских взносов и благотворительных вечеров с «литературными чтениями», на которых собирались пожертвования. Литфонд управлялся комитетом из 12 избранных лиц, распределявших пособия и ссуды, работал адресно и не мог выстроить систему социальной защиты всем нуждающимся. Рамки профессиональной принадлежности были размытыми. С 1897 году действовала схожая благотворительная организация Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе.

Во время Первой революции возникли журналистские союзы. Весной 1905 года прошли два Всероссийских съезда журналистов в Санкт-Петербурге. 15 мая 1905 года 120 делегатов утвердили устав Союза сотрудников периодических изданий левой направленности. В Москве в противовес учредили Союз представителей правой русской печати [32]. Эти организации были малочисленными, скорее занимались политическими, а не деловыми вопросами.
Созданное в 1907 году в Москве Общество деятелей периодической печати и литературы носило ярко выраженный профессиональный характер. Объединение ставило перед собой задачу «защиту своих профессиональных, этических, материальных интересов». Организаторами выступили издатель «Газеты-копейки» Владимир Анзимиров, писатели Викентий Вересаев и Иван Бунин, литературовед Владимир Фриче. К 1 января 1913 года в Обществе состояли 233 действительных и один почётный член, Иван Бунин. Через год количество участников достигло 377.
Общество оказывало финансовую помощь. Объёмы были незначительны — в 1913 году было выдано в качестве пособий 115 рублей пяти лицам (одному было отказано «в виде временного отсутствия у Общества свободных средств») и в качестве ссуд 14 лицам 570 рублей.
Организация проводила профессиональный «суд чести», который за 1913 год рассмотрел пять дел. В юридическом отношение Общество работало над формированием типового «нормального» договора между журналистом и издателем [33].
Передача знаний, учебные пособия и периодика
С 1880‑х годов появлялись книги и брошюры про журналистику, которые в основном носили публицистический характер. В 1890‑х годах начал деятельность Николай Лисовский, исследователь периодической печати. В 1894 году вышел его первый библиографический труд «Русская периодическая печать, 1703–1894 гг.», выдержавший ещё три издания и дополнения до 1915 года. В 1902–1908 годах четыре раза было переиздано учебное пособие П. Е. Эсперова «Как надо корреспондировать и что необходимо знать корреспонденту газет».
В 1902 году отмечали 200-летие русской периодической печати. Газеты выпускали специальные номера, посвящённые юбилею. В обществе возникла дискуссия вокруг профессии репортёра, необходимости образования, особенностях газетного дела, истории периодической печати. Вопросы журналистского призвания в своих очерках затрагивал Михаил Меньшиков, работавший в «Новом времени». В 1903 году вышли «Думы журналиста» Михаила Лемке, в которых автор дал обзор истории русской периодической печати. В журнале «Русское мысль» в 1906 году вышла обстоятельная статья «Газетное дело и газетные люди» Сергея Кривенко.
К 1910‑м годам тематика «газеты о самих себе» стала распространённой. Появились издания, нацеленные для работников периодической печати.
В 1912 году в Санкт-Петербурге был создан ежемесячный журнал «Сотрудник печати». Издание «ставило себе целью заочное обучение газетному и журнальному труду, а также поддержку и развитие (как теоретическое, так и практическое) начинающих литературных работников (корреспондентов, публицистов, беллетристов и т. п.)» [34]. Вышло пять номеров.
С 1 января 1914 года упомянутое Общество деятелей периодической печати и литературы выпускало профессиональный ежемесячное издание «Журналист» под редактурой Фриче, носившее строгий отраслевой характер. Во время Первой мировой войны издания «Журналиста» было приостановлено.
Учебные курсы, связанные с газетным делом, на постоянной основе функционировали только в технических отраслях. Школы при типографиях имели газеты «Русское слово» и «Новое время». Обучение журналистскому ремеслу проходило на практике непосредственно в редакции. Попытка провести научный и практический курс для журналистов в Москве в 1904–1905 годах не увенчалась успехом. Курс профессора Леонида Евстафьевича Владимирова был прерван декабрьским восстанием в столице и спорадически возрождался до 1911 года. Лучше сложилась ситуация в Одессе, где с 1905 по 1917 год под патронажем издателя и главного редактора «Одесская жизнь» Арнольда Рабиновича-Чивонибара действовали курсы газетной техники. В партийных школах РСДРП на Капри и Лонжюмо журналистика преподавалась как отдельная дисциплина.
Отношение к журналистам
Общественный пиетет перед печатным словом к концу XIX века рассеивался. Знаменитый сатирик Михаил Салтыков-Щедрин в сказке 1880‑х «Обманщик-газетчик» писал:
«…И такая у газетчика с читателем дружба завелась, что и водой их не разольёшь. Что больше обманывает газетчик, то больше богатеет (а обманщику чего же другого и нужно!); а читатель, что больше его обманывают, то больше пятаков газетчику несёт. И распивочно, и навынос — всяко газетчик копейку зашибает!»
В 1902 году публицист Алексей Плетнёв указывал на «нравственный упадок газет» и при одновременной увеличении потребности в прессе со стороны общества. По его словам, публика перестала «в журналистах видеть каких-то жрецов общественного прогресса и, пожалуй, не признаёт за ними монополию распознания правды и справедливости» [35].
Периодика капитализировалась. Быстрые ежедневные форматы вытесняли «толстые журналы». Анонимный критик газетного чтения замечал, что «…серьёзные книги и толстые журналы шаг за шагом уступают поле сражения маленьким невзрачным листкам, появляющимся неуклонно каждое утро» [36].
Капитализация периодики привела к тому, что газетный журналист ассоциировался с тягой к наживе. Образ вертлявого газетчика противопоставлялся сотруднику «толстого журнала», писателю или учёному, подлинному интеллигенту, готовящего к публикации серьёзные статьи.
Читающая публика, казалось, кроме того издания, которое они выписывали, к остальным газетам относилась со скепсисом. Обывательская среда воспринимала репортёра с подозрением и пренебрежением. При этом свою газету читатель искренне любил и хотел бы познакомиться с авторами, а наиболее активные из читателей могли вступить с изданием в переписку и стать корреспондентом издания. Газеты всегда являлись открытым для коммуникации предприятием. Редакции пополнялись за счёт читателей, которые отправляли свои заметки.
Общество начала XX века считало, что газеты — это необходимый социальный институт. В мелких бытовых вопросах пресса наделялась функцией контроля [37]. В газетах появлялись обличительные материалы по отношению к недобросовестным лицам. Для власть имущих пресса превращалась в инструмент влияния и распространения идей. Высокопоставленные чиновники могли «сливать» документацию в периодическую печать и заботились о своём образе в прессе. Работал принцип «что написано пером, нельзя вырубить и топором».
Примечания
- Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. М.: «Мысль», 1981 — с. 119.
- Раецкий С. С. Очерки газетного дела // Газетный и книжный мир. Справочная книга. М.: Двигатель, 1925. — с. 15.
- Симонова Н. Б. Система периодической печати России. Вторая половина XIX — начало XX в. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун‑т. 2009. — с. 96.
- Раецкий С. С. Очерки газетного дела // Газетный и книжный мир. Справочная книга. М.: Двигатель, Вып. 1, 1925. — с. 16.
- Срединский С. Н. Основы газетного дела. — Пг.: 1918. — с. 34.
- Чехов А. П. Записки репортёра // Исторический вестник. 1907. № 7. — с.71.
- Гиляровский В. А. Мои скитания // Сочинения в четырёх тома, т. I. — М.: «Правда», 1989. — с. 207–208.
- Львов Л. (Клячко Л. М.) За кулисами старого режима (воспоминания журналиста). Т.I — Л.: 1926 — с. 85.
- Гиляровский В. А. Мои скитания // Сочинения в четырёх тома, т. I. — М.: «Правда», 1989. — с. 208.
- Львов Л. (Клячко Л. М.) За кулисами старого режима (воспоминания журналиста). Т.I — Л.: 1926 — с. 86.
- Керженцев П. Газета. Её организация и техника. М.: Изд-во ВЦИК Советов Р .С. К. и К. Депутатов. 1919, — с. 18.
- Кострикова Е. Г. Русская пресса и дипломатия накануне Первой мировой войны 1907–1914 — М.: Институт российской истории РАН, 1997 — с. 23.
- Эсперов П. Э. Как надо корреспондировать и что необходимо знать корреспонденту. Спб.: Типография «Труд и польза» 1904. — с. 33.
- Старый Журналист (Оршер О. Л.) Литературный путь дореволюционного журналиста. — М.-Л.: 1930 — с. 98.
- Львов Л. (Клячко Л. М.) За кулисами старого режима (воспоминания журналиста). Т.I — Л.: 1926 — с. 87.
- Львов Л. (Клячко Л. М.) За кулисами старого режима (воспоминания журналиста). Т.I — Л.: 1926 — с. 84.
- Williams, Harold Russia of Russians — New York: Charles Scribner’s Sons, 1915 — p. 118.
- Валентинов Н. Два года с символистами. Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1969 — с. 230.
- Ясинский И. И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.: Новое литературное обозрение, 2010. Т.1. — с. 521.
- Кострикова Е. Г. Русская пресса и дипломатия накануне Первой мировой войны. М.: Институт российской истории РАН, 1997. — с. 40.
- Наши задачи // Журналист. № 1 1914 — с. 1–2
- Керженцев В. Газета. Её организация и техника. М.: Изд-во ВЦИК Советов Р. С. К. и К. Депутатов. 1919, — с. 112.
- Williams, Harold Russia of Russians — New York: Charles Scribner’s Sons, 1915 — p. 117.
- Симонова Н. Б. Система периодической печати России. Вторая половина XIX — начало XX в. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун‑т. 2009. — с. 98.
- McReynold Louise, The News under Russia’s Old Regime. The Development of a Mass-Circulation Press. Princeton University Press 1991 — p. 149
- Боханов А. Н. Буржуазная пресса и крупный капитал. Конец XIX — 1914 год. — М.: Издательство «Наука», 1984. — с. 51.
- Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. — М.: 1981. — с. 51.
- Валентинов Н. Два года с символистами. Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1969 — с. 148.
- Гиляровский В. А. Москва газетная // Сочинения в четырёх тома, т. III. — М.: «Правда», 1989. — с. 45.
- Старый Журналист (Оршер О. Л.) Литературный путь дореволюционного журналиста. — М.-Л.: 1930 — с.
- Кауфман А. Е. За кулисами печати (воспоминания старого журналиста) — Спб.: Российская национальная библиотека, 2011. — с. 102.
- Летенков Э. В. Литературная промышленность России конца XIX — начала XX века. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. — с. 82.
- Отчёт о деятельности Общества деятелей периодической печати и литературы за 1913 год. М.: Типография В. М. Саблин, 1914. — с.6 — 17.
- Фатеева Н. А. Типологические особенности дореволюционного журнала «Сотрудник печати» // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30. № 2.
- Плетнёв А. Газета и публика (Очерк современной прессы). Спб.: 1902. — с. 13.
- Вторая беседа. Вред ежедневной прессы, как органа, затемняющего сознание и извращающего чувство. Беседа 2. Б.М.: 1896. — с. 3
- Симонова Н. Б. Система периодической печати России. Вторая половина XIX — начало XX в. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун‑т. 2009. — с. 45.
Читайте также:
— Газетное дело начала XX века. Как была устроена пресса Российской империи 1900–1914 годов;
— Пресса большевиков в годы Первой мировой. Легальные и нелегальные издания.