В прошлый раз мы рассказывали о том, как события русско-турецкой войны отразились на общественной мысли Российской империи. Но кроме политиков, общественных деятелей и писателей, о войне думают и люди искусства. И довольно оперативным видом изобразительного искусства на фронте стала живопись — при батальонах даже находились специально прикомандированные художники-журналисты, что было новшеством для той войны. Какие же выдающиеся живописцы оставили свой след в осмыслении событий на Балканах?..
Морские и сухопутные баталии ярко описаны во множестве произведений русских классиков художественного дела. Одним из заметных художников того времени был Василий Верещагин. Помимо своих художественных работ, автор оставил ещё и множество мемуаров, сочинений и воспоминаний, где описывал военные действия не только в Европе, но и в Азии — когда он был художником при генерал-губернаторе Кауфмане с 1867 года. Воспоминания «На войне в Азии и Европе» весьма примечательны: в тексте есть множество информации об операциях русско-турецкой войны — переходе через Балканы, взятии Адрианополя в 1878 году. Уделено внимание и генералу Михаила Скобелеву, с которым художник был знаком лично, и простому русскому солдату-крестьянину.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/1-4.jpg)
Верещагин писал свои работы, чтобы показать, как жестока и бессмысленна война:
«В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражён тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом всё ещё называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чьё учение было основано на мире и любви».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting02.jpg)
Отправившись в гущу событий, Верещагин хотел показать будни войны — сражения, перевязочные пункты, зверства турок. На реверсе монеты проглядывались и пороки царского командования. Это особо точно передано в картине «На Шипке всё спокойно», которая была описана в прошлой статье. Вообще одной из главных сцен военных действий в произведениях художника являлась оборона Шипки: «Землянки на Шипке», «Батареи на Шипке», «На Шипке всё спокойно», «Шипка-Шейново». Шипка действительно явилась важным событием войны.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting03.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting04.jpg)
Также одна из ключевых батальных серий, созданных художником, описывает сюжет осады Плевны: «Атака» и «После атаки». Тяжёлая и изнурительная осада крепости, которую оборонял один из выдающихся турецких генералов Осман-паша, привела к гибели множества русских солдат, и только полки Скобелева брали турецкие редуты. Три безуспешные и бессмысленные попытки взять город увенчались провалом. «Именинный пирог из начинки людской / Брат подносит державному брату», — такими словами автор «Дубинушки» Александр Ольхин подвёл итог кошмарному штурму Плевны. Только после долгой осады 10 декабря 1877 года Осман-паша сдал крепость.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting05.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting06.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting07-scaled.jpg)
В полотне «Побеждённые (Панихида)» Верещагин опять показывает жестокость войны. Вот как автор описывает картину, которая произвела на него впечатление:
«Я ездил в Телиш, чтобы взглянуть на то место, где пали наши егеря. Отклонившись от шоссе влево, я выехал на ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на тёмном фоне туч две фигуры, ярко вырисовывавшиеся, привлекали моё внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие… панихиду. Только подойдя совсем близко, я разобрал, по ком совершалась панихида: в траве виднелось несколько голов наших солдат, очевидно отрезанных турками; батюшка и причетник обратили моё внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас. Видно было, что тела были почти наскоро забросаны землёй, только чтобы скрыть следы».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting08.jpg)
В картине «Победители» показано, как турецкие солдаты устроили маскарад, сняв одежду с павших русских солдат.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting09.jpg)
В июне 1877 года Верещагин получает ранения не миноносце «Дунай», однако это помешало автору и дальше продолжать писать и путешествовать по миру, наблюдая за боевыми действиями. Его жизнь оборвалась уже в другой печальной войне Российской империи — русско-японской. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Степаном Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Читайте также наш материал «Десять шедевров Василия Верещагина».
Однако не только Верещагин стал художником, который описывал баталии русско-турецкой. Алексей Кившенко также ярко передавал военные сцены «освободительной войны». Самой популярным полотном автора принято считать картину «Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года», но и сцены русско-турецкой войны не были им упущены.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/painting10.jpg)
Художник создал батальную серию картин по предложению Александра II. Для вдохновения автор отправился на места боевых действий — в Закавказье, Болгарию и Турцию. Во время поездки в Турцию у художника возникли проблемы в связи с тем, что турецкие власти приняли Кившенко за шпиона, но недоразумение было решено. В итоге работы были завершены уже в годы правления Александра III. Одной из основных сцен, как и у Верещагина, в творчестве Кившенко была битва при Шипке-Шейново. Также в творчестве автора присутствуют сцены кавказского театра боевых действий, сражения в Болгарии и так далее.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting11.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting12.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting13.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting14.jpg)
Также одним из художников-баталистов русско-турецкой войны стал Николай Дмитриев-Оренбургский. Как раз в годы этой войны в творчестве автора произошёл переход к батальной живописи. Причиной тому стал государственный заказ на серию картин военных действий. Картины принесли автору ошеломительный успех, а за две из них («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоешти») Академия художеств присудила ему профессорское звание. Его батальное творчество положительно отметил даже Верещагин.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting15.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting16.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting17.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/332trievorenb_genskobeleirk.jpg)
Одной из выдающихся серий автора являются работы, связанные с осадой Плевны. Художник показал ожесточённые бои возле крепости, сдачу крепости раненым Османом-пашой.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting19.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting20.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting21.jpg)
Тематика русско-турецкой войны присутствует и в картинах Василия Поленова. Художник описывает армейский быт в годы войны, могилы солдат, павших на поле боя, и тяжёлые условия военного быта в Болгарии.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting22.jpg)
Художник одним из первых стал добровольцем в 1876 году на сербско-черногорско-турецком фронте. На Балканах он был до ноября 1877 года. За участие в сражениях награждён медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Примечательно, что Поленов не показывал батальные сцены. В годы войны художник писал:
«Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую ещё в себе какой-то недочёт, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting23.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting24.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting25.jpg)
Павел Ковалевский — художник-баталист, один из ярких представителей академизма. Тематика русско-турецкой войны была затронута и в его живописи.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting26.jpg)
Он находился на театре военных действий русской армии против турок и собрал там богатый запас материалов для последующих своих произведений. Среди известных работ Балканской кампании — картины «Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки)», «12 октября 1877 года (Перевязочный пункт)».
В 1878 году, после возвращения с фронта, художник поселился в Варшаве. По эскизам, привезённым с Балкан, Ковалевский в 1880‑е годы работал над серией картин для Военной галереи Зимнего дворца, среди которых «Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года», «Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года», «Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года». Творчество автора показывало войну со всех сторон — это трудные переправы через Дунай, стремительная атака русской кавалерии на турецких неприятелей, тяжёлый бой пехоты, будни русского солдата.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting27.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting28.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting29.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting30.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/pereprava.jpg)
Война оказала большое влияние на батальную живопись русских художников. Причины, почему картин появилось так много, имеются. Это и политика царизма, которая спонсировала художников, описывающих суровые будни войны и героические сражения русской армии. Также и сама идейность войны, освобождение братских народов от турецкого гнёта вдохновляли творцов на новые образы. В данной статье упомянуты далеко не все художники, которые в своём творчестве затрагивали сюжеты «освободительной войны». Предлагаю вашему вниманию некоторые из картин других авторов.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting32.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting33.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/painting34.jpg)
Итоги русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Ликбез |
|
---|---|
Общественные итоги |
|