В прошлый раз мы рассказывали о том, как события русско-турецкой войны отразились на общественной мысли Российской империи. Но кроме политиков, общественных деятелей и писателей, о войне думают и люди искусства. И довольно оперативным видом изобразительного искусства на фронте стала живопись — при батальонах даже находились специально прикомандированные художники-журналисты, что было новшеством для той войны. Какие же выдающиеся живописцы оставили свой след в осмыслении событий на Балканах?..
Морские и сухопутные баталии ярко описаны во множестве произведений русских классиков художественного дела. Одним из заметных художников того времени был Василий Верещагин. Помимо своих художественных работ, автор оставил ещё и множество мемуаров, сочинений и воспоминаний, где описывал военные действия не только в Европе, но и в Азии — когда он был художником при генерал-губернаторе Кауфмане с 1867 года. Воспоминания «На войне в Азии и Европе» весьма примечательны: в тексте есть множество информации об операциях русско-турецкой войны — переходе через Балканы, взятии Адрианополя в 1878 году. Уделено внимание и генералу Михаила Скобелеву, с которым художник был знаком лично, и простому русскому солдату-крестьянину.
Верещагин писал свои работы, чтобы показать, как жестока и бессмысленна война:
«В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражён тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом всё ещё называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чьё учение было основано на мире и любви».
Отправившись в гущу событий, Верещагин хотел показать будни войны — сражения, перевязочные пункты, зверства турок. На реверсе монеты проглядывались и пороки царского командования. Это особо точно передано в картине «На Шипке всё спокойно», которая была описана в прошлой статье. Вообще одной из главных сцен военных действий в произведениях художника являлась оборона Шипки: «Землянки на Шипке», «Батареи на Шипке», «На Шипке всё спокойно», «Шипка-Шейново». Шипка действительно явилась важным событием войны.
Также одна из ключевых батальных серий, созданных художником, описывает сюжет осады Плевны: «Атака» и «После атаки». Тяжёлая и изнурительная осада крепости, которую оборонял один из выдающихся турецких генералов Осман-паша, привела к гибели множества русских солдат, и только полки Скобелева брали турецкие редуты. Три безуспешные и бессмысленные попытки взять город увенчались провалом. «Именинный пирог из начинки людской / Брат подносит державному брату», — такими словами автор «Дубинушки» Александр Ольхин подвёл итог кошмарному штурму Плевны. Только после долгой осады 10 декабря 1877 года Осман-паша сдал крепость.
В полотне «Побеждённые (Панихида)» Верещагин опять показывает жестокость войны. Вот как автор описывает картину, которая произвела на него впечатление:
«Я ездил в Телиш, чтобы взглянуть на то место, где пали наши егеря. Отклонившись от шоссе влево, я выехал на ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на тёмном фоне туч две фигуры, ярко вырисовывавшиеся, привлекали моё внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие… панихиду. Только подойдя совсем близко, я разобрал, по ком совершалась панихида: в траве виднелось несколько голов наших солдат, очевидно отрезанных турками; батюшка и причетник обратили моё внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас. Видно было, что тела были почти наскоро забросаны землёй, только чтобы скрыть следы».
В картине «Победители» показано, как турецкие солдаты устроили маскарад, сняв одежду с павших русских солдат.
В июне 1877 года Верещагин получает ранения не миноносце «Дунай», однако это помешало автору и дальше продолжать писать и путешествовать по миру, наблюдая за боевыми действиями. Его жизнь оборвалась уже в другой печальной войне Российской империи — русско-японской. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Степаном Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Читайте также наш материал «Десять шедевров Василия Верещагина».
Однако не только Верещагин стал художником, который описывал баталии русско-турецкой. Алексей Кившенко также ярко передавал военные сцены «освободительной войны». Самой популярным полотном автора принято считать картину «Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года», но и сцены русско-турецкой войны не были им упущены.
Художник создал батальную серию картин по предложению Александра II. Для вдохновения автор отправился на места боевых действий — в Закавказье, Болгарию и Турцию. Во время поездки в Турцию у художника возникли проблемы в связи с тем, что турецкие власти приняли Кившенко за шпиона, но недоразумение было решено. В итоге работы были завершены уже в годы правления Александра III. Одной из основных сцен, как и у Верещагина, в творчестве Кившенко была битва при Шипке-Шейново. Также в творчестве автора присутствуют сцены кавказского театра боевых действий, сражения в Болгарии и так далее.
Также одним из художников-баталистов русско-турецкой войны стал Николай Дмитриев-Оренбургский. Как раз в годы этой войны в творчестве автора произошёл переход к батальной живописи. Причиной тому стал государственный заказ на серию картин военных действий. Картины принесли автору ошеломительный успех, а за две из них («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоешти») Академия художеств присудила ему профессорское звание. Его батальное творчество положительно отметил даже Верещагин.
Одной из выдающихся серий автора являются работы, связанные с осадой Плевны. Художник показал ожесточённые бои возле крепости, сдачу крепости раненым Османом-пашой.
Тематика русско-турецкой войны присутствует и в картинах Василия Поленова. Художник описывает армейский быт в годы войны, могилы солдат, павших на поле боя, и тяжёлые условия военного быта в Болгарии.
Художник одним из первых стал добровольцем в 1876 году на сербско-черногорско-турецком фронте. На Балканах он был до ноября 1877 года. За участие в сражениях награждён медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Примечательно, что Поленов не показывал батальные сцены. В годы войны художник писал:
«Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую ещё в себе какой-то недочёт, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».
Павел Ковалевский — художник-баталист, один из ярких представителей академизма. Тематика русско-турецкой войны была затронута и в его живописи.
Он находился на театре военных действий русской армии против турок и собрал там богатый запас материалов для последующих своих произведений. Среди известных работ Балканской кампании — картины «Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки)», «12 октября 1877 года (Перевязочный пункт)».
В 1878 году, после возвращения с фронта, художник поселился в Варшаве. По эскизам, привезённым с Балкан, Ковалевский в 1880‑е годы работал над серией картин для Военной галереи Зимнего дворца, среди которых «Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года», «Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года», «Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года». Творчество автора показывало войну со всех сторон — это трудные переправы через Дунай, стремительная атака русской кавалерии на турецких неприятелей, тяжёлый бой пехоты, будни русского солдата.
Война оказала большое влияние на батальную живопись русских художников. Причины, почему картин появилось так много, имеются. Это и политика царизма, которая спонсировала художников, описывающих суровые будни войны и героические сражения русской армии. Также и сама идейность войны, освобождение братских народов от турецкого гнёта вдохновляли творцов на новые образы. В данной статье упомянуты далеко не все художники, которые в своём творчестве затрагивали сюжеты «освободительной войны». Предлагаю вашему вниманию некоторые из картин других авторов.
Итоги русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Ликбез |
|
---|---|
Общественные итоги |
|