«Уйти с поверхности земли в её подполье». Интервью с Александром Бренером о памяти, бегстве и бунте

Алек­сандра Бре­не­ра при­ня­то назы­вать одной из глав­ных фигур в рос­сий­ском совре­мен­ном искус­стве. Он вызы­вал на бой пре­зи­ден­та Ель­ци­на, стоя на Крас­ной пло­ща­ди в бок­сёр­ских тру­сах и пер­чат­ках; в знак про­те­ста про­тив вой­ны про­ры­вал­ся к алта­рю Ело­хов­ско­го собо­ра с кри­ка­ми «Чеч­ня! Чеч­ня!»; разу­кра­сил зна­ком дол­ла­ра «Супре­ма­тизм» Мале­ви­ча в Сте­де­лийк-музее, за что отси­дел почти пол­го­да в нидер­ланд­ской тюрьме.

Впро­чем, сам Бре­нер совре­мен­ное искус­ство нена­ви­дит и к акци­о­ни­стам себя не при­чис­ля­ет. Свои «акции» он назы­ва­ет выход­ка­ми, скан­да­ла­ми, само­паль­ны­ми риту­а­ла­ми при­ми­ти­ва и не любит их вспоминать.

В послед­ние деся­ти­ле­тия Бре­нер боль­ше изве­стен как автор книг, их у него в XXI веке вышло уже несколь­ко десят­ков. Он плю­ёт­ся ядом в нена­вист­ное ему совре­мен­ное обще­ство спек­так­ля-потреб­ле­ния и раз­го­ва­ри­ва­ет с люби­мы­ми мерт­ве­ца­ми, кото­рые позна­ли суть поэ­ти­че­ско­го суще­ство­ва­ния и сбе­жа­ли от позо­ра цивилизации.

Сей­час Алек­сандр ведёт полу­б­ро­дяж­ни­че­ское суще­ство­ва­ние в Евро­пе вме­сте со сво­ей подру­гой и музой Бар­ба­рой Шурц. У него нет ни пас­пор­та, ни про­фес­сии, ни какой-либо иден­тич­но­сти. Ярлы­ки «худож­ник» и «писа­тель» Бре­нер вос­при­ни­ма­ет как поли­цей­ские опе­ра­ции систе­мы, пред­по­чи­тая гово­рить о себе как о рас­сказ­чи­ке баек и лягу­шон­ке без ошей­ни­ка, стре­мя­щем­ся вырвать­ся за пре­де­лы обще­ствен­ной нормальности.

В июле в изда­тель­стве «Асе­бия» вый­дет кни­га Бре­не­ра «Веч­ное воз­вра­ще­ние Саль­ва­до­ра Дали». Это не опус о худож­ни­ке, а кни­га-ван­да­лизм, кни­га-ико­но­клазм, кни­га-повре­жде­ние, направ­лен­ная на немед­лен­ное осквер­не­ние твор­че­ства испан­ско­го мил­ли­о­не­ра и предателя. 

В пред­две­рии выхо­да «Веч­но­го воз­вра­ще­ния» редак­тор «Асе­бии» Денис Куре­нов пого­во­рил с Алек­сан­дром Бре­не­ром. В раз­го­во­ре Алек­сандр срав­ни­ва­ет себя с заблуд­шей кош­кой и рас­ска­зы­ва­ет о памя­ти как инстру­мен­те сопро­тив­ле­ния, под­поль­ной свя­зи Каф­ки и Досто­ев­ско­го, раз­ни­це меж­ду бун­том и рево­лю­ци­ей и соблазне рас­тво­рить­ся в оке­ан­ской пучине.

Обык­но­вен­ная луна-рыба. Источ­ник

— В шестой гла­ве «Обще­ства спек­так­ля» Ги Дебор пишет о дефи­ци­те исто­ри­че­ско­го вре­ме­ни, о том, что совре­мен­ный мир увяз в боло­те псев­до­со­бы­тий, о лож­ной памя­ти спек­так­ля, о про­шлом, кото­рое невоз­мож­но запомнить.

Читая твои послед­ние кни­ги, я всё чаще вспо­ми­наю эти мыс­ли Дебо­ра и думаю, что для тебя крайне важ­на борь­ба с бес­па­мят­ством памя­ти Спек­так­ля. Вос­по­ми­на­ния из сво­ей жиз­ни и обра­ще­ния к круп­ным фигу­рам про­шло­го (Гастон, Клос­сов­ски, Дали и так далее) ты как буд­то бы пре­вра­ща­ешь в ору­жие борь­бы. Той самой борь­бы искус­ства, о кото­рой писал и Шклов­ский: «Вер­нуть ощу­ще­ние жиз­ни, почув­ство­вать вещи, делать камень каменным».

Прав ли я в этих раз­мыш­ле­ни­ях? И что вооб­ще для тебя зна­чит память?

— Я дав­но не пере­чи­ты­вал Дебо­ра. Чест­но гово­ря, я вооб­ще очень мало сей­час читаю. Зато вспо­ми­наю про­чи­тан­ное рань­ше и то, как эти кни­ги хва­та­ли меня за живое. Есть ста­рая исти­на, соглас­но кото­рой зна­ние ниче­го не зна­чит и даже явля­ет­ся мёрт­вым гру­зом, если оно не дви­га­ет тобою, не будо­ра­жит и не тол­ка­ет к безум­ным бес­ком­про­мисс­ным поступкам. 

Воз­вра­ща­ясь к Дебо­ру: я вспо­ми­наю его кни­ги и филь­мы, но преж­де все­го его фигу­ру — как чело­ве­ка из под­по­лья, как стра­те­га, ана­ли­ти­ка и поэта под­по­лья. Глав­ное в Дебо­ре — непо­слу­ша­ние и непри­над­леж­ность это­му миру. То есть он нико­гда не закры­вал гла­за на реаль­но­сти это­го мира и бла­го­да­ря это­му был спо­со­бен уви­деть явле­ние мира ино­го. Что такое «кон­стру­и­ро­ва­ние ситу­а­ций» для Дебо­ра-ситу­а­ци­о­ни­ста? Это выпа­де­ние из лож­но­го, вымо­роч­но­го, навя­зан­но­го вла­стью и капи­та­лом вре­ме­ни и про­стран­ства Спек­так­ля в бун­тов­щи­че­скую лаку­ну, брешь, зия­ние, про­ме­жу­ток, где есть место друж­бе, непо­ви­но­ве­нию и радо­сти схват­ки. В этой лакуне откры­ва­ет­ся мета­и­сто­ри­че­ская соли­дар­ность с мёрт­вы­ми бун­тов­щи­ка­ми, память кото­рых Дебор чтил и к мыс­лям кото­рых посто­ян­но обра­щал­ся в сво­их кни­гах. Он был кон­спи­ра­то­ром под­по­лья, тру­же­ни­ком под­зе­ме­лья, где крот упря­мо тво­рит свою под­рыв­ную работу.

Так что память для меня как раз и явля­ет­ся под­по­льем, где хра­нят­ся необ­хо­ди­мые для отпо­ра идеи и инстру­мен­ты. Память — это ката­ком­бы, в кото­рых све­тит иное, под­зем­ное Солн­це, и содер­жит­ся всё самое доро­гое и род­ное, недо­ступ­ное внеш­не­му под­ло­му миру. Но в этих ката­ком­бах не теря­ет­ся и поми­но­ве­ние обо всех постыд­ных про­ва­лах, глу­по­стях, тру­со­стях и ошиб­ках, кото­рые ты совер­шил на белом све­те. Под­по­лье без про­блес­ков сове­сти — это выгреб­ная яма мел­ких бесов.

 — Кто, поми­мо Дебо­ра, из этих тру­же­ни­ков под­зе­ме­лья для тебя важен сего­дня? Чья рабо­та с памя­тью тебе близ­ка? 

— Ну, конеч­но, Досто­ев­ский был вели­чай­шим тру­же­ни­ком под­по­лья. Об этом сви­де­тель­ству­ет сама атмо­сфе­ра его рома­нов: их пещер­ный воз­дух, дыха­ние ноч­ных вер­те­пов, андер­гра­унд наи­тий, спёр­тый душок под­ва­ла, дух­ман «мёрт­во­го дома», мик­ро­кли­мат кельи, про­стран­ство под­зем­но­го двор­ца и непо­сти­жи­мой тру­що­бы… И в этой глу­хо­ма­ни раз­во­ра­чи­ва­ет­ся такой раз­гул мыс­ли, такое кипе­ние духа, такая интен­сив­ность стра­стей и жела­ний, что ты бук­валь­но ощу­ща­ешь, как какая-то гени­аль­ная рука гла­дит тебя про­тив шер­сти, застав­ляя каж­дую шер­стин­ку проснуть­ся и встать дыбом. Толь­ко ску­до­умие может при­ну­дить людей гово­рить о Досто­ев­ском как о наци­о­на­ли­сте, шови­ни­сте и импер­ском апо­ло­ге­те. Насто­я­щий ключ к Досто­ев­ско­му даёт Бах­тин с его кон­цеп­ци­ей поли­фо­ни­че­ско­го рома­на. Ну а даль­ше каж­дый может сам открыть в себе кня­зя Мыш­ки­на, Кирил­ло­ва, Став­ро­ги­на, Наста­сью Филип­пов­ну или Подростка.

Каф­ка — ещё один могу­чий под­поль­ный автор. У него под­по­лье дано в виде лаби­рин­та без выхо­да и вхо­да, по кото­ро­му блуж­да­ет веч­ный недо­росль, стре­мя­щий­ся вне­зап­но стать взрос­лым, что­бы понять, что вокруг про­ис­хо­дит. Как и Досто­ев­ский, Каф­ка аван­тюр­ный писа­тель, его все­лен­ная — все­лен­ная при­клю­че­ний. И герой в ней тра­тит все свои силы, что­бы избе­жать вла­сти тупых и раз­ру­ши­тель­ных зако­нов, кото­рые тяго­те­ют над Дерев­ней, Зам­ком, Аме­ри­кой, Горо­дом, Домом — над всем миром. То есть у Каф­ки вся зем­ля ока­зы­ва­ет­ся сво­е­го рода закол­до­ван­ным казе­ма­том, из кото­ро­го труд­но выбрать­ся живым, но имен­но это жела­ние и оду­шев­ля­ет героя Каф­ки. Как остать­ся живым вопре­ки смер­то­нос­но­му дав­ле­нию чело­ве­че­ско­го мира — это­му учит под­поль­ная сокро­вен­ная мысль Кафки.

И есть ещё такая чудес­ная кни­га — «При­клю­че­ния Пинок­кио» Кар­ло Кол­ло­ди, рас­сказ­чи­ка потеш­ных и страш­ных исто­рий. В ней, как извест­но, дей­ству­ет дере­вян­ная кук­ла, кото­рая никак не может ста­нет маль­чи­ком из пло­ти и кро­ви. И пра­виль­но дела­ет, что не может и нахо­дит всё новые пред­ло­ги, что­бы не стать, пото­му что маль­чик обре­чён на послу­ша­ние взрос­лым. А кук­ла инстинк­тив­но зна­ет, что боль­шин­ство взрос­лых — вымо­га­те­ли, лице­ме­ры и тира­ны. Поэто­му Пинок­кио от всех них убе­га­ет — и даже от себя, что­бы не сов­пасть с тем собой, кото­ро­го хотят уви­деть в нём дру­гие: «Я не тот, что я есть, поэто­му я все­гда в спеш­ке». Таким обра­зом Пинок­кио всей сво­ей фигур­кой и все­ми сво­и­ми пет­ля­ю­щи­ми хода­ми очер­чи­ва­ет бли­ста­тель­ную линию бег­ства из под­по­лья воров в законе — в бла­жен­ные ката­ком­бы мёрт­вых поэтов и веч­но живых марионеток.

Порт­рет Алек­сандра Бре­не­ра. Бар­ба­ра Шурц

— Я, кста­ти, Досто­ев­ско­го так до сих пор и не смог при­нять и понять. Дело не в поли­ти­че­ских взгля­дах, а, ско­рее, во всех этих «круг­лых сто­лах оваль­ной фор­мы». Но твои сло­ва про ску­до­умие интер­пре­та­ций зву­чат осо­бен­но акту­аль­но, тен­ден­ция к про­стым схе­ма­тич­ным чёр­но-белым раз­ли­че­ни­ям сей­час заво­ра­жи­ва­ет мно­гих. Хочу немно­го углу­бить­ся в это. 

Сей­час в медий­ном поле рус­скую куль­ту­ру часто отож­деств­ля­ют с импер­ством и шови­низ­мом. И, по-мое­му, сего­дня важ­но при­слу­шать­ся к шёпо­там и кри­кам несо­гла­сия, сопро­тив­ле­ния и бун­та, кото­рые куда более орга­нич­ны для нашей куль­ту­ры, чем ресен­ти­мент Великороссии.

Это как раз про­дол­жа­ет линию наше­го раз­го­во­ра о памя­ти. Ска­жи, какие голо­са, какие вопли в рус­ской куль­ту­ре тебе сего­дня кажут­ся важ­ны­ми в этом контексте?

— Кри­ки и вопли не очень-то умест­ны, когда речь идёт о памя­ти, а точ­нее, о тех сокро­ви­щах в пеще­ре пред­ков, кото­рые вид­ны тем, кто хочет видеть, но как бы отде­ле­ны от смот­ря­ще­го стек­лян­ной сте­ной или две­рью, о кото­рую, конеч­но, мож­но бить­ся голо­вой или сту­чать по ней нога­ми, но от это­го сокро­ви­ща не ста­нут тво­и­ми — я это по опы­ту знаю. В мире все­гда есть место древ­ней леген­де как воз­мож­но­сти спа­се­ния схва­чен­ной дра­ко­ном девы или маль­чи­ка, рас­ска­зав­ше­го Горь­ко­му об ужа­сах ГУЛА­Га, но стек­лян­ная сте­на и оце­пе­не­ние перед ней не дают осу­ще­ствить­ся спа­си­тель­но­му жесту. Необ­хо­ди­мы мысль и глу­бин­ная память, что­бы сбро­сить это оце­пе­не­ние — и тогда сте­на исчез­нет, и явит­ся насто­я­щее искус­ство: дей­ствие как сло­во, сло­во как действо.

Живая тра­ди­ция — а мы ведь под­ра­зу­ме­ва­ем имен­но тра­ди­цию, когда гово­рим о памя­ти и под­по­лье — суще­ству­ет как непре­рыв­ная линия или кон­ти­ну­аль­ность толь­ко в голо­вах госу­дар­ствен­ных идео­ло­гов и дель­цов от куль­ту­ры. Тра­ди­ция не насле­ду­ет­ся по наци­о­наль­но­сти или по при­над­леж­но­сти к роду и касте, как иму­ще­ство или день­ги. Тра­ди­ция не при­над­ле­жит нико­му и то и дело рвёт­ся, и необ­хо­ди­мо вели­чай­шее вни­ма­ние к голо­сам под­зе­ме­лья, к шёпо­там пред­ков, что­бы ухва­тить эту нить Ари­ад­ны и выбрать­ся из лаби­рин­та власти.

Андрей Пла­то­нов дер­жал в руках эту нит­ку. Есть отлич­ное после­сло­вие Брод­ско­го к «Кот­ло­ва­ну» (кот­ло­ван ведь тоже образ под­по­лья), где поэт воз­во­дит гене­а­ло­гию пла­то­нов­ской про­зы к антич­ным мифам, к Досто­ев­ско­му и Лес­ко­ву, а ещё срав­ни­ва­ет её с сюр­ре­а­ли­ста­ми, с Бек­ке­том, Джой­сом и Каф­кой. Вот это и есть тра­ди­ция — неод­но­род­ная, поли­морф­ная и мно­го­со­став­ная, ухо­дя­щая в хто­ни­че­ские глу­би­ны. Пла­то­нов знал, что поиск Рая на зем­ле при­во­дит в ворон­ку Ада. Но он бес­страш­но рыл вглубь — пря­мо к серд­це­вине Зем­ли и рус­ской речи.

После него попыт­ки в этом направ­ле­нии пред­при­ня­ли Павел Ули­тин и Леон Бог­да­нов. Вещи Ули­ти­на — это сплош­ные «раз­го­во­ры в цар­стве мёрт­вых», как у Луки­а­на. А назва­ние кни­ги Бог­да­но­ва — «Замет­ки о чае­пи­тии и зем­ле­тря­се­ни­ях» — гово­рит само за себя: это погру­же­ние в тём­ную сти­хию пред­ков пря­мо у себя дома, не выхо­дя из совет­ской квар­ти­ры. Но, как писа­ла Симо­на Вейль, «дере­вья про­рас­та­ют кор­ня­ми в небо». То есть истин­ное погру­же­ние вглубь при­во­дит к окры­лён­но­сти и полё­ту — ины­ми сло­ва­ми, к немыс­ли­мо­му счастью.

Если гово­рить об авто­рах, кото­рые рабо­та­ют сего­дня, то я могу назвать име­на Дмит­рия Гари­че­ва и Шам­ша­да Абдул­ла­е­ва, у кото­рых есть ресур­сы и инстру­мен­ты для под­сту­пов к под­зе­ме­лью. Но это уже изящ­ная сло­вес­ность, одоб­ря­е­мая экс­перт­ным сооб­ще­ством, а не при­рож­дён­ные под­поль­щи­ки Ули­тин и Бог­да­нов. Сам я не при­над­ле­жу ни к како­му сооб­ще­ству и вооб­ще ника­кой не писа­тель, а ублю­док, раз­бив­ший баш­ку о стек­лян­ную сте­ну пеще­ры. Так что не мне судить о нынеш­них авто­рах, их ста­ра­ни­ях и шансах.

— Досто­ев­ско­го ты срав­ни­ва­ешь с Каф­кой, вспо­ми­на­ешь после­сло­вие Брод­ско­го, в кото­ром он интер­пре­ти­ру­ет Пла­то­но­ва в кон­тек­сте евро­пей­ско­го модер­низ­ма… Ска­жи, а какие, по-тво­е­му, отно­ше­ния у рус­ской и евро­пей­ской куль­ту­ры? Рус­ская куль­ту­ра состав­ная часть обще­ев­ро­пей­ской или что-то отдель­ное от неё?

 — Есть на све­те вос­хи­ти­тель­ное эссе Ман­дель­шта­ма «Пётр Чаа­да­ев» (1914), кото­рое одним махом ста­вит все точ­ки над i в этом гро­мад­ном вопро­се. На при­ме­ре фигу­ры авто­ра «Фило­со­фи­че­ских писем» и его духов­но­го стран­ствия в Евро­пу, Ман­дель­штам утвер­жда­ет, что Чаа­да­ев был пер­вым рус­ским чело­ве­ком, «побы­вав­шим на Запа­де и нашед­шим доро­гу обрат­но». Поэто­му совре­мен­ни­ки ука­зы­ва­ли на него с суе­вер­ным ува­же­ни­ем, как неко­гда на Дан­те, вер­нув­ше­го­ся из Ада (опять под­по­лье!): «Этот был там, он видел — и вернулся!»

По мыс­ли Ман­дель­шта­ма, Чаа­да­ев — глу­бо­ко рус­ский чело­век по сво­е­му скла­ду — открыл Запад, кото­рый сгу­щён­нее, кон­крет­нее и бла­го­род­ней, чем реаль­ный исто­ри­че­ский Запад. Он уви­дел Евро­пу как свя­щен­ную поч­ву тра­ди­ции, где каж­дый камень сви­де­тель­ству­ет о духе и его полё­те. Евро­па для Чаа­да­е­ва была миром обра­зов, идей и смыс­лов, вверг­нув­ших евро­пей­ские наро­ды в лаби­ринт исто­рии, в кото­ром они блуж­да­ют по сию пору. В отли­чии от это­го Рос­сия — гро­мад­ное про­стран­ство «бес­фор­мен­но­го рая», где живёт вели­кая сла­вян­ская меч­та о пре­кра­ще­нии исто­рии в запад­ном зна­че­нии сло­ва, где дрем­лет грё­за о все­об­щем духов­ном разору­же­нии, после кото­ро­го насту­пит неко­то­рое состо­я­ние, име­ну­е­мое «миром». В сущ­но­сти, это — рус­ское мес­си­ан­ство. И оно даёт рус­ским людям то, что Ман­дель­штам назы­ва­ет «нрав­ствен­ной сво­бо­дой, даром рус­ской зем­ли, луч­шим цвет­ком, ею взра­щён­ным». Но толь­ко при усло­вии, что рус­ский чело­век совер­шит духов­ное палом­ни­че­ство на Запад, дабы погру­зить­ся в глу­би­ны тра­ди­ции — и вер­нуть­ся, что­бы жить в сво­бо­де выбо­ра, в непо­ви­но­ве­нии исто­ри­че­ско­му зако­ну, при­нуж­да­ю­ще­му к зато­че­нию в лаби­рин­те прогресса.

Поло­са­тая зубат­ка. Источ­ник

Разу­ме­ет­ся, это бли­ста­тель­ная поэ­ти­че­ская кон­цеп­ция Ман­дель­шта­ма, и она не отме­ни­ма, как любая под­лин­ная мысль. С учё­том того, что Евро­па сей­час ста­ла похаб­ной свал­кой, охра­ня­е­мой поли­ци­ей и раз­ры­ва­е­мой на части без­дар­ны­ми поли­ти­ка­на­ми и без­удерж­ным капи­та­лом. А Рос­сия пре­вра­ти­лась в про­ти­во­по­лож­ность меч­ты о «веч­ном мире» — в наци­о­на­ли­сти­че­скую мили­та­рист­скую дер­жа­ву, где, по сло­ву Ман­дель­шта­ма, тор­же­ству­ет не «сво­бо­да выбо­ра» и не «нрав­ствен­ная сво­бо­да», а «нищен­ство духа, кото­рый непре­рыв­но апел­ли­ру­ет к чудо­вищ­но­му суди­ли­щу толпы».

Мерз­кая гид­ра капи­та­ла пра­вит миром повсю­ду — у неё раз­ные голо­вы, но одно про­жор­ли­вое тело. Голо­ва аме­ри­кан­ско­го капи­та­ла, голо­ва китай­ско­го капи­та­ла, голо­ва рос­сий­ско­го, евро­пей­ско­го или сау­дов­ско­го капи­та­ла — они могут рвать друг дру­га сталь­ны­ми зуба­ми, но в ито­ге ведут к одно­му — к уни­что­же­нию пла­не­ты. И есть толь­ко одно спа­се­нье: уйти с поверх­но­сти зем­ли в её под­по­лье, к боже­ствен­ным теням Орфея и его бла­го­род­ной свиты. 

— Но этот уход — не явля­ет­ся ли он сво­е­го рода бег­ством, эска­пиз­мом, отка­зом от сопро­тив­ле­ния, от борьбы? 

— Нет, речь тут не об отка­зе от борь­бы или измене. Речь идёт о бунте.

Ита­льян­ский фило­соф Фурио Йеси опре­де­лил раз­ни­цу меж­ду поня­ти­я­ми «рево­лю­ции» и «бун­та». Рево­лю­ция, соглас­но Йеси, — это дело тех, кто не видит даль­ше фак­ти­че­ских гори­зон­тов и пыта­ет­ся осу­ще­ствить свои поли­ти­че­ские и идео­ло­ги­че­ские зада­чи, исхо­дя из реаль­ных воз­мож­но­стей места и вре­ме­ни, при­чи­ны и след­ствия, рас­ста­нов­ки сил и мате­ри­аль­ных усло­вий. Рево­лю­ци­ей зани­ма­ют­ся прак­ти­че­ские, пусть и даль­но­вид­ные, люди, гото­вые пой­ти на сдел­ку, если это нуж­но, отсту­пить в небла­го­при­ят­ных обсто­я­тель­ствах, пере­смот­реть свои пла­ны. Бунт же, по мыс­ли Йеси, пред­по­ла­га­ет бес­ком­про­мисс­ную при­вер­жен­ность дей­ствию, послед­ствия кото­ро­го не могут быть пред­ви­де­ны и кото­рое не пред­по­ла­га­ет успе­ха или ути­ли­тар­ной цели. Бунт есть актив­ная вера в суще­ство­ва­ние ино­го мира, кото­рый важ­нее любых реа­лий и фак­тов: мира вооб­ра­же­ния, исти­ны и сво­бо­ды. Бунт озна­ча­ет момен­таль­ное про­яв­ле­ние это­го ино­го мира здесь и сей­час — в самом акте бун­та. И ника­ких ком­про­мис­сов и согла­ше­ний. Бунт — видé­ние мира ино­го в нашем убий­ствен­ном похе­рен­ном мире: дости­жи­мость-недо­сти­жи­мость ино­го мира в одном жесте.

Мож­но ска­зать, что тень Орфея, как и дру­гих мёрт­вых поэтов, под­ни­ма­ет­ся из хто­ни­че­ской глу­би Зем­ли на свет Солн­ца вся­кий раз, когда вет­хое небо про­ре­за­ет юная мол­ния бун­та. Связь живу­ще­го с ино­бы­ти­ем пред­ков осу­ществ­ля­ет­ся через акт бун­та. Хотя это и не един­ствен­ный способ.

Порт­рет Алек­сандра Бре­не­ра. Бар­ба­ра Шурц

 — Твои раз­мыш­ле­ния о под­по­лье напом­ни­ли мне об одной ста­тье Агам­бе­на. В ней он пишет, что Зем­ля не одно­род­на, а име­ет две ипо­ста­си: «гею» (gaia) и «хтон» (chthon). Гея — это поверх­ность, обра­щён­ная к небу, источ­ник жиз­ни и пло­до­ро­дия. Хтон — это под­зем­ный мир, без­дна, скры­тая под поверх­но­стью. Совре­мен­ный чело­век, увле­чён­ный поко­ре­ни­ем Геи, забыл о сво­ей свя­зи с Хто­ном. Он экс­плу­а­ти­ру­ет нед­ра зем­ли (добы­ча неф­ти), вытес­ня­ет смерть из жиз­ни, стре­мясь к бес­ко­неч­но­му потреб­ле­нию. Путь к исце­ле­нию, по Агам­бе­ну, — это вспом­нить о Хтоне. Твоё под­по­лье — это и есть та самая борь­ба с забве­ни­ем хтонического?

— Агам­бен всё зна­ет и пони­ма­ет. Без води­тель­ства Агамбена,этого совре­мен­но­го Вер­ги­лия, вооб­ще невоз­мож­но най­ти ори­ен­ти­ры в совре­мен­ном Аду, этом все­свет­ном блуждалище.

Да, память — это преж­де все­го память о Хто­нии и связь с хто­ни­че­ским. А хто­ни­че­ское в свою оче­редь свя­за­но с Талас­сой, то есть с оке­а­ни­че­ским. Шан­дор Ферен­ци, неж­ней­ший из пси­хо­ана­ли­ти­ков, утвер­ждал, что глу­бо­чай­шим чело­ве­че­ским позы­вом явля­ет­ся жела­ние вер­нуть­ся в изна­чаль­ное суще­ство­ва­ние в оке­ан­ской глу­бине. Ведь имен­но отту­да про­ис­хо­дит всё живое, в том чис­ле и чело­век. А внут­ри­утроб­ный, или пре­на­таль­ный, пери­од раз­ви­тия, соглас­но Ферен­ци, — это сво­е­го рода дуб­ли­ро­ва­ние и репе­ти­ция дои­сто­ри­че­ско­го быто­ва­ния в вос­хи­ти­тель­ной пла­не­тар­ной воде — этом пита­тель­ном бульоне, живи­тель­ном источ­ни­ке, бла­жен­ной волне и спа­си­тель­ной эссенции.

Мож­но сме­ло ска­зать, что совре­мен­ный чело­век испы­ты­ва­ет два мощ­ных бес­со­зна­тель­ных искушения-импульса: 

1) жить внут­ри ужас­но­го гобб­сов­ско­го Леви­а­фа­на — госу­дар­ства-чудо­ви­ща со все­ми его при­ну­ди­тель­ны­ми аппаратами; 

2) вер­нуть­ся в оке­ан­скую глубь, что­бы вос­со­еди­нить­ся со все­ми её тва­ря­ми и элементами. 

Длин­но­ро­гий саб­ле­зуб. Источ­ник

Мне пред­став­ля­ет­ся, что мно­гие люди в Рос­сии отда­лись сей­час пер­во­му — смер­то­нос­но­му по сути — импуль­су. Но не сто­ит и гово­рить, что мои соб­ствен­ные син­гу­ляр­ные печён­ки и потро­ха жаж­дут совер­шен­но про­ти­во­по­лож­но­го, а имен­но воз­вра­ще­ния в Талас­су, где гибель­ный Леви­а­фан ста­но­вит­ся одной из боже­ствен­ных глу­бо­ко­вод­ных рыб. Мне про­сто не тер­пит­ся попасть туда, отку­да я происхожу. 

— Думаю, что в нашем раз­го­во­ре о памя­ти-как-под­по­лье надо акцен­ти­ро­вать про­бле­му забве­ния. В нача­ле интер­вью ты гово­рил, что под­по­лье памя­ти без поми­но­ве­ний о про­ва­лах и ошиб­ках пре­вра­тит­ся в выгреб­ную яму. Что тогда надо пре­да­вать забвению?

— «У кого хоро­шая память, тот лег­ко забы­ва­ет лиш­нее и ненуж­ное», ска­зал какой-то муд­рый чело­век. Но что зна­чит лиш­нее? И что такое ненуж­ное? Если вник­нуть в этот вопрос, то ока­жет­ся, что лиш­нее — это окру­жа­ю­щий соци­ум, где всё дер­жит­ся на лжи и угне­те­нии. Поче­му бы тогда не пре­дать забве­нию то, чему учит нас так назы­ва­е­мое циви­ли­зо­ван­ное обще­ство со все­ми его инсти­ту­та­ми и обря­да­ми, начи­ная с семьи и кон­чая похо­ро­на­ми? Пер­вое наси­лие, совер­ша­е­мое над ребён­ком, — имя, кото­рое даёт­ся ему или ей. Поче­му бы не забыть его? Поче­му бы не вычерк­нуть из памя­ти насиль­ствен­но вызуб­рен­ные уро­ки глу­пых и бру­таль­ных школь­ных учи­те­лей? Пинок­кио посту­пил глу­бо­ко­мыс­лен­но, когда, полу­чив свой пер­вый бук­варь, тут же про­дал его за четы­ре копей­ки ста­рьёв­щи­ку. И он вовсе не стал умно­жать капи­тал на осно­ве этих монет, как какой-нибудь домо­ро­щен­ный миллионер. 

Детей учат все­му хоро­ше­му-нехо­ро­ше­му: как вести себя со стар­ши­ми, как посту­пать с живот­ны­ми, как не зани­мать­ся мастур­ба­ци­ей, как слу­жить госу­дар­ству и началь­ни­кам, как лечить­ся от рака и депрес­сии, как уми­рать в почтен­ном воз­расте от демен­ции… Но ведь всё это патен­то­ван­ный мусор зна­ния и хлам выуч­ки, кото­рый нуж­но сжечь на пла­ме­ни памя­ти и раз навсе­гда забыть. Это­му учит чело­ве­ка смех и слав­ные сме­ха­чи чело­ве­че­ства. Но это­му же учит насто­я­щая фило­со­фия: как нам оста­но­вить веч­но рабо­та­ю­щие в нас меха­низ­мы послу­ша­ния и соглашательства. 

Забве­ние — чуд­ный инстру­мент фоку­си­ро­ва­ния памя­ти на важ­ней­шем: на про­ти­во­дей­ствии и усколь­за­нии от вла­сти во всех обла­стях — в поли­ти­ке, рели­гии, искус­стве, зна­нии, еже­днев­ной жиз­ни и любви.

— Как память о под­поль­ном про­шлом свя­за­на с нашим акту­аль­ным поли­ти­че­ским насто­я­щим, с тем, что пря­мо сей­час про­ис­хо­дит в мире?

 — Об этой свя­зи дума­ли и каж­дый по-сво­е­му гово­ри­ли Маркс, Бенья­мин, Симо­на Вейль, Шала­мов, Вик­тор Серж, Фанон, Пазо­ли­ни, Брехт, Кар­ло Леви, но так­же и такие бун­тов­щи­ки, как люди из Rote Armee Fraktion или сапа­ти­сты. Они ука­за­ли, на кого надо ори­ен­ти­ро­вать­ся в дей­ствии и мыс­ли — на угне­тён­ных, пре­сле­ду­е­мых, гони­мых. Имен­но ано­ним­ные обез­до­лен­ные люди, чьи обра­зы появ­ля­ют­ся и тут же исче­за­ют в СМИ и интер­не­те — живые сви­де­те­ли и носи­те­ли про­шло­го в его под­поль­ной сути. 

Сего­дня связь про­шло­го и насто­я­ще­го вопло­ща­ет­ся преж­де все­го в про­стых жите­лях Газы, в её бежен­цах, в её детях. Они всей сво­ей пло­тью позна­ли, что такое нынеш­няя систе­ма, како­ва власть враж­ду­ю­щих импе­рий, что озна­ча­ет капи­та­лизм и его кро­ва­вые вой­ны. Их мол­ча­ние из раз­ва­лин и пес­ка Газы гово­рит неиз­ме­ри­мо боль­ше, чем самые крас­но­ре­чи­вые речи. Про­сто сто­ит смот­реть на них, пом­нить и пони­мать ска­зан­ное во мра­ке вре­мён, при колеб­лю­щем­ся сла­бом све­те: «Но мно­гие ста­нут из пер­вых — послед­ни­ми, а из послед­них — пер­вы­ми». Так эти еван­гель­ские сло­ва пере­вёл Сер­гей Аве­рин­цев, и ему мож­но верить. 

— И послед­ний вопрос: что ты сей­час чаще все­го вспоминаешь?

— Я частень­ко вспо­ми­наю фраг­мент из «Алфа­ви­та» Делё­за, в кото­ром фило­соф гово­рит об уча­сти домаш­них живот­ных, в част­но­сти кошек. Делёз утвер­жда­ет, что эти зве­ри посто­ян­но лепе­чут то ли самим себе, то ли сво­им людям: «Зави­си­мость! Зави­си­мость! Зави­си­мость!» — и это печаль­но и страш­но. Пото­му что зави­си­мость уни­жа­ет и развращает.

И вот я, вспо­ми­ная Делё­за, думаю о сво­их зави­си­мо­стях в жиз­ни. Я сей­час живу почти как заблуд­шая кош­ка — без доку­мен­тов, без стра­ны, без соци­аль­ных свя­зей, без каких-либо инсти­ту­ци­о­наль­ных кон­так­тов. Если разо­брать­ся, я все­гда к это­му и стре­мил­ся, но так до кон­ца и не осво­бо­дил­ся, и с ужа­сом ощу­щаю, как остат­ки про­кля­той зави­си­мо­сти надо мной довлеют. 

В сущ­но­сти, я зави­шу толь­ко от Бар­ба­ры, моей пре­крас­ной подру­ги, от лэп­то­па, на кото­ром стро­чу свои фра­зы, читаю отврат­ные ново­сти и смот­рю весё­лые филь­мы, да ещё от далё­ких изда­те­лей в Рос­сии, кото­рые печа­та­ют мои книж­ки. И вот эти две послед­ние зави­си­мо­сти на меня давят, но я не вижу ника­ко­го выхо­да из это­го рас­кла­да. На све­те есть чудес­ные, по-насто­я­ще­му сво­бод­ные люди, кото­рые разо­рва­ли все ненуж­ные путы и свя­за­ли себя толь­ко с самым глав­ным… А у меня веч­ное чув­ство нехват­ки… Поэто­му мне про­сто необ­хо­ди­мо поско­рее отпра­вить­ся в Талас­су и вос­со­еди­нить­ся с её под­по­льем. Но я всё откла­ды­ваю и откла­ды­ваю своё ста­нов­ле­ние ихти­ан­дром. И от это­го мне порой очень тяже­ло, пусто и стыд­но. А порой лег­ко и смеш­но, пото­му что думать о себе и сво­их печа­лях — нелепо.


Читай­те так­же «„Мы живём на инер­ции Совет­ско­го Сою­за“. Интер­вью с дека­ном факуль­те­та сво­бод­ных искусств СПб­ГУ Андре­ем Аст­ва­ца­ту­ро­вым».

Поделиться