Литературный обозреватель VATNIKSTAN продолжает цикл интервью с деятелями отечественной культуры. На этот раз поговорили с Павлом Никулиным — основателем альманаха moloko plus, журналистом, поэтом и писателем. Собеседники обсудили методы цензуры и контроля над независимым книгоизданием, способы отследить малотиражные зины и книги, русскую литературу, независимую книготорговлю и современную журналистику.
— Павел, добрый день. Очень рад, что вы согласились дать интервью.
— Добрый день. Спасибо.
— Кто были вашими учителями в медиа или кого бы вы могли назвать своим учителем?
— Когда я начал заниматься журналистикой, я о журналистике очень мало что знал. Но мне очень нравилось, что писали такие люди, как Хантер Томпсон, Томас Вулф и ещё Довлатов. Вот они повлияли на меня, кажется.
Ещё мне нравились Андрей Колесников и я читал какие-то тексты Олега Кашина (признан Минюстом РФ иноагентом). В целом я читал много «Русского репортёра» и «Коммерсанта», такая эклектика, потому что первое — это более стилевое литературное издание, а второе — более выхолощенное. Но как-то это всё повлияло. Я даже не могу сказать, что моим учителем был Максим Ковальский, я с ним даже знаком не был никогда. Хотя, конечно, то, что он делал, очень вдохновляло меня. И, конечно, очень сильно, по нашему изданию это видно, на меня повлиял бахтинский Esquire — не минаевский, а вот тот, который был до.
— Какие профессиональные правила деятельности вы могли бы назвать?
— Первое — не врать. Второе — не сдавать источник. И третье — не преследовать личный интерес в профессии, нельзя работать, когда есть конфликт интересов.
— Вы изучаете теорию медиа и пропаганды, насколько это взаимосвязанные понятия?
— Ну вот буквально взаимосвязанные понятия: чем больше типов обмена, передачи информации, тем изощрённее работает пропаганда. До появление печатного станка пропаганда работала иначе, потому что стоимость воспроизводства текста была выше. Соответственно, до появления телевизора она работала иначе, хотя основные приёмы пропаганды риторически остаются неизменными.
— Какой формат потребления медиа ощущаешь основным?
— Я думаю, это очень важно, что медиа все стали стали конвергентными. Это не моя авторская мысль. Целый мир вмещается в мобильном телефоне, и люди могут и получают информацию через телефон, ленту соцсетей, и оно всё очень критично, орнаментно и фоново работает. Наверное, для меня что важно, что можно ставить знак равенства между стримами и подкастами, не могу слушать длинные речи. Единственное, что стрим — это происходящее в прямом эфире, там есть некий эффект неожиданности, в отличие от подкаста.
— Альманах — это проект, который использует деньги аудитории, а не берёт их у рекламодателя. Какой отпечаток это накладывает?
— Если делать онлайн-медиа или любое медиа быстрого реагирования, это накладывает очень понятный отпечаток. Аудитория становится главным заказчиком и, соответственно, становится страшно её подвести. Мы видели уже несколько раз, как донатные медиа игнорировали сюжетные повороты в тех историях, которые они освещали именно из-за страха остановки финансирования. В этом смысле условная масса, обладающая неким общим политическим уклоном, ничем не отличается от одного инвестора, который решит вдруг перестать платить. И это нормально абсолютно.
Но нормально не значит хорошо. Это типичная история для медиа, когда происходит игнорирование тем или следование на поводу аудитории, но в идеале такого не должно происходить. Аудитория может заказать качество, но аудитория не может и не должна заказывать тему. Журналисты не развлекают аудиторию. Журналисты занимаются сбором и распространением информации, и эта информация может быть неприятной, эта информация может вредить, информация может разочаровывать людей, но на то она и информация.
— На кого вы сейчас подписаны в Телеграме?
— Я читаю в Телеграме VATNIKSTAN Серёжи Лунёва, «Антифа ру», «Русский SJW», канал Лёши Жабина, канал своей жены и своего кота, Олега Кашина, канал Лёши Полоротого.
Я слежу за несколькими студентами, уже выпускниками журфака. Это Настя Ларина, Таня Акиншина, хорошие крепкие журналистки. Настя недавно вообще премию «Редколлегия» взяла, большая молодец. Понятно, все «молочные» каналы читаю.
Читаю новости — такой нормальный набор. «Новая газета Европа» (Генпрокуратура России признала газету нежелательной), хотя мне не нравится спектр. Так, серединка на половинку. Deutsche Welle перестал читать после того, как они мощно… не могу подобрать цензурное слово… дискредитировали себя, скажем так, написав про РДК (Русский добровольческий корпус — подразделение ВСУ. Запрещён в России, признан террористической организацией. — Прим. ред.), ни разу не упомянув, что РДК создали неонацисты. Moscow Times, хотя мне тоже не очень нравится в целом их какой-то уклон. Читаю Александра Плющева (иноагент), Дмитрия Колезева (иноагент). Читаю «яблочников», потому что это, кажется, чуть ли не единственная сила, у которой хотя бы технически выполнима предвыборная программа. Ещё Кирилл Гончаров и Коля Кавказский, Никита Аркин, Маша Волох. Огромное количество людей, которые были вовлечены в выборы муниципальные прошлого года, как-то удалось сойтись.
«Толкователь» Павла Пряникова читаю. Тут, по-моему, всё понятно: я с Пряниковым дважды работал, трижды работал! Смирнова читаю временами. Временами мне нравится, а временами кажется, что его сильно заносит (видимо, имеется в виду Сергей Смирнов — главный редактор сайта «Медиазона», признан Минюстом РФ иноагентом. — Прим. ред.).
— Давным-давно, в 2015 году, когда только готовился самый первый альманах moloko plus, что вы с вашей командой знали про книгоиздательский рынок, про независимые книжные, рекламу книг? Какой у вас был набор знаний, чтобы так успешно запустить этот альманах?
— В 2015 году… не отрицательный, но нулевой набор знаний был точно. У кого-то был опыт работы с зинами, у кого-то был опыт проведения культурных мероприятий, но скорее концертов. И про независимые книжные мы, конечно, знали. Также хорошие советы нам дали ребята из альманаха «Последние 30» Сергей Простаков и Сергей Карпов. Несколько дельных советов дал Костя Сперанский из группы «Макулатура» и издательства «Ил-music». Ещё и редакторы, которые делали и делают «Автоном», они тоже помогли. Хотя наш альманах в итоге и не выглядит как ничто, о чём нам говорили.
— Как вы себе представляли альманах в самом начале?
— Если про внешний вид, то я думал, что на обложке раз в месяц будут фамилии и тема. И я думал, что это будет нереальная редкость такая, экземпляров сто. Альманах, который будет в основном в тусовке лежать у журналистов дома.
— Альманах вышел, стал распространяться по магазинам. И что было самым необычным и удивительным, с чем вы столкнулись?
— Самым удивительным был, как мне показалось, такой нездоровый ажиотаж. Просто толпы людей ходили на презентации в Москве и в Петербурге. В Питере нам даже пришлось проводить презентацию под открытым небом, потому что люди не поместились в магазин.
— Это был магазин «Марки и закладки»?
— Нет, это был магазин «Фаренгейт 451». Нам потом сказали, что у Мишеля Уэльбека, который приезжал в Петербург и проводил презентацию в том же магазине, аудитория была меньше, чем у нас.
— Почему был такой успех, как вам кажется?
— Я думаю, что какую-то роль сыграл мой личный бренд, о котором я, на самом деле, как не задумывался, так и не задумываюсь. Потому что, как только мы начали работать над первым номером, стали говорить об этом и давать интервью, огромное количество людей стали распространять информации бесплатно. Я удивился: «О нас знают, обо мне знают, нас ценят». Это помогло альманаху получить зелёный свет.
— Сыграл ли роль тот протестный заряд, который был популярен в обществе 2010‑х годов?
— Мне сложно сказать, что тогда был какой-то запрос на протест. Было безвременье, когда закончилась Болотная площадь. В 2013 году протест уже закончился, но ещё не случился Крым. Ожидание чего-то нового, тогда ещё Навальный попёрся в мэры Москвы. И, конечно, Крым стал для многих шоком, потому что доллар, Донбасс, боинг…
Весь этот набор историй, интенсивность событий повысилась ужасно. Чем мы жили в 2013 году? Русские зачистки в Питере? Допустим. Беспорядки в Бирюлёво? Принято. Дело Arctic Sunrise — тоже помню, крупный скандал. Вроде как поднимает голову, но ещё не поднял ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация). А, Тесак ещё вышел на свободу. И это главные новости.
— Мы можем так долго вспоминать. Осмелюсь сконструировать за вас. Получается, что в этом безвременье людям не хватало драйва, не хватало острых событий, образа будущего, чего-то необычного?
— Скорее, людям казалось, что надо уходить куда-то в себя, во внутреннюю эмиграцию. Стало понятно, что политических изменений не будет, поэтому все решили заняться чем-то кроме политики. Тогда же ещё был взрывной рост урбанистики — целая волна муниципального депутатства. И мы, может, с этим попали.
Может, была хорошая струя. Нам информацию о первой презентации запостил фестиваль «МедиаУдар». В 2014 году интенсивность событий дико возрастает, но к 2015-му происходит и некий спад. Доллар, конечно, вырос, но границы вроде не закрыты. И всё, казалось, нормально.
— Как поменялись за это время ваши взгляды на альманах, на его продвижение? Потому что он стал культовым — люди ходят в футболках с логотипами номеров, делают татуировки, чехлы для телефонов носят. Как вы это ощущаете?
— Мне скорее приятно, потому что проект оказался на слуху. Для меня это важно, потому что проект последние два года частично кормит меня и ещё одного человека.
— До этого не кормил?
— Нет, потому что до 2021 года это был проект, который воспринимался как хобби. У меня была возможность особо не запариваться о том, что есть и где жить. Но с 2021 года у меня немного изменилась личная ситуация.
— То есть moloko plus можно назвать пранком, который вышел из-под контроля?
— Да, абсолютно верно. Мы не планировали даже больше одного номера делать, а уже вышел десятый. Вчера в Петербург отправляли только за один день 300 посылок. Это огромное количество. Сейчас у нас своё помещение, офис с местом для хранения тиражей.
— Какой был самый большой тираж?
— Мы не можем делать тираж более 999 экземпляров. Но когда они расходятся, мы делаем допечатки. Суммарно первые номера продаются больше всего.
Номер «Наркотики» с 2017 года продаётся. Наверное, его больше всего напечатано. У меня есть друг, музыкант Егор Древлянин из группы «Шумные и угрожающие выходки». У них бывают довольно экзотические концерты, например в небольшом городе на десятки тысяч человек. Он мне говорил, что даже в маленьком городе у абсолютно аполитичной обычной девушки — такой, с прямой чёлкой, септумом и сделанными губами, если брать такую базовую моду — можно найти дома наш альманах «Наркотики». Наверное, потому, что он вышел, когда начался мефедроновый бум. У нас же в стране почти нет людей, кого тема наркотиков никак не затронула. Есть люди, на которых персонально наркотики негативно повлияли, есть те, у кого затронуло семью. Да что, у нас довольно крупный город возглавлял Евгений Ройзман (иноагент), который занимался, на мой взгляд, бессмысленной и очень жестокой борьбой с наркотиками. Этим и стал знаменитым. Мне кажется, тоже важная история.
— Как вы выбираете темы для номеров? «Наркотики», «Война», «Государство», как формируется?
— Могу, конечно, про каждый ответить…
— Это мы увязнем, может, лучше про сам принцип?
— На второй номер мы устроили голосование во «ВКонтакте» и выбрали самые популярные темы. Тогда мы понимали, что мы попадаем в какую-то струю. После номера «Территории», когда стало ясно, что это более-менее коммерческая история, мы начали прикидывать, что мы можем сделать ещё.
У нас был идеальный расчёт: мы решили в 2022 году презентовать номер «Тюрьма», потому что в прошлом году случилась история с пытками. Мы нашли пострадавшего от пыток, сделали очень крепкий номер. Единственное, чего мы не учли, что в феврале начнётся война. Вот это мы просчитались, поэтому всем было не до «Тюрьмы». Но у нас главный ньюсмейкер и главный, скажем так, «искренний» спикер сейчас — Евгений Пригожин, и мы знаем, что в его подразделения набираются люди из заключённых.
Потом надо было попасть в струю с войной, и мы попали. Главная мысль, которую мы хотели донести, что война — это страшно и ужасно, но не надо делать вид, что война происходит впервые в истории человечества. Не надо удивляться, что происходят те события, которые происходят, потому что, если происходит война, они в любом случае неизбежны. То есть нас интересовал вопрос: почему война становится такой, какая она есть сейчас? Условно, в эпоху «галантных войн» собирались люди в чистом поле с мушкетами и стреляли друг в друга, выясняли, кто сильнее. И ещё, по историческим меркам, недавно, никто не мог представить, что будут сносить города, например Хиросиму или Сталинград.
Мы специально ограничили номер XX веком, чтобы дать пролог войне вообще. Мы хотели дать контекст. У нас большая проблема, не только в России, но в основном — я могу говорить только за Россию — огромное количество наших соотечественников живут вне контекста исторического, культурного, эстетического даже. Каждый раз, когда происходит что-то ужасное, люди удивляются, что это произошло и ещё больше они удивляются, что такое происходило раньше. И задача наша была — не нормализовать это, а как-то объяснить, что бывали вещи пострашнее и люди как-то находили способ решить самые сложные ситуации.
Мы живём в мире, где пишутся стихи после Освенцима, поэтому я думаю, что сейчас страшно многим, но это пройдёт. Всё проходит.
— Как вы вышли на Игоря Стрелкова?
— Это был номер «Территории». У нас вполне понятная структура номер — какое-то количество фичеров, какое-то количество интервью, обязательные рубрики есть. Мы поняли, что для того номера у нас не было интервью, и решили попробовать позвать Стрелкова.
— Как Стрелков согласился? Знал ли он про альманах?
— Нет, не знал. Стрелков сначала просил согласовать, но потом сказал: «Ладно уж если захотите наврать, то наврёте». Он же не был тогда таким медийным человеком. Это очень важно, что мы его тогда поймали в состоянии меланхолии, хандры. Он где-то работал, где — не говорил, что-то делал, что — не говорил. Выглядел подавлено. Сейчас стал более активен, медийно, по крайней мере.
— В одном из интервью, лет пять назад, вы говорили, что главная цель альманаха moloko plus — это чтобы, когда будет апокалипсис, остался листочек с обложкой, ваш след. За это время что поменялось с целеполаганием у вас и команды?
— Это не целеполагание, это некое понимание того, что печатное слово хранится дольше, чем слово цифровое. Это то, что мотивирует и придаёт некое количество сил. Что касается целеполагания — оно остаётся тем же. Какая была цель у Кена Кизи, который колесил по Америке и кормил людей ЛСД?
— Никакой?
— Ну, наверное, какая-то то своя была. Мне, в принципе, импонирует мысль, что мы живём в очень деполитизированной стране, где люди не думают, что изменения возможны. Я надеюсь, что наш альманах будет людей, в хорошем смысле, тревожить. А вот кем они станут — веганами-анархистами или добровольцами-штурмовиками — и куда они поедут — это уже большой вопрос.
— По наблюдениям, кто куда расходится?
— У нас очень разная аудитория.
— По поводу цифрового и бумажного слова. Цифра сожрёт бумагу? Останутся, грубо говоря, странные люди, которые будут читать бумажные книги, альманахи и зины, и субкультура вокруг этого всего? Или бумажная книга останется массовой?
— Сожрёт ли театр литературу? Сожрёт ли радио литературу? Вопрос из этого порядка.
— Хорошо, не сожрёт, но понадкусывает?
— Конечно, часть текстов перейдут в цифру: научные тексты, новости. А печатное слово — это медиум, которому не нужно электричество, не нужен интернет. Оно более долговечно.
— Сейчас в России есть субкультура книжная, локальная, которая аккумулируется вокруг независимых книжных. Кто-то ходит в «Листву» на Масленицу, а кто-то на лекции про пропаганду во «Все свободны», кто-то за фотографиями в «Подписные издания». Это достаточно малая группа, ведь большинство населения ходит в «Буквоед», покупает книги в «Лабиринте», сидят на Author Today.
— Не соглашусь. Вот издательство Common Place, например, перестало работать с локальными магазинами и продаётся на Ozon. А по поводу независимых книжных — у меня есть несколько знакомых, которые писали дипломы в «Подписных изданиях». По мне, так «Подписные» не самое лучшее место, чтобы писать диплом, библиотека намного лучше, но магазин научился создавать свой вайб, как говорят сейчас. Но, насколько я знаю, у «Подписных» та же модель — основную прибыль делать на канцелярке.
— Как и у крупных сетей — «Буквоеда», «ЧитайГорода». Тут они не уникальны.
— Ну, насколько они сейчас успешны — например, они купили целый этаж.
— Всё-таки «Подписные издания» — это не совсем история успеха о простом человеке из народа без ресурсов и связей. Информация о владельцах «Подписных изданий» есть в интернете. История успеха про людей из народа — это уже скорее про «Листву» и «Чёрную сотню», если говорить про независимое книгоиздание.
— Хорошо. «Листва», не знаю, как сейчас, но огромное количество делала мероприятий, как и «Все свободны». Проблема здесь в кадрах, потому что никакой человек не мечтает всю жизнь проработать продавцом в независимом книжном. Это большая проблема, как и с авторскими кофейнями. Артём Темиров (один из учредителей кофейного кооператива «Черный». — Прим. ред.) рассказывал несколько лет назад, что очень трудно найти баристу, который будет иметь многолетний опыт. Очень сложный момент, как с кофейней, так и книжным, что люди хотят расти не столько финансово, сколько в статусе.
— Вот у нас есть такой мир, независимых книжных, там есть потолок. А есть мир большой книготорговли, где человек приходит продавцом и может вырасти до управляющего магазином, а то и выше. Но мой вопрос несколько другой. У нас есть две принципиальные группы: одна из них предпочитает условный moloko plus, а другая — условную Донцову, и они никак не пересекаются.
— Моя мама читает moloko plus и Донцову, но это не репрезентативный случай. Мы же не можем сказать, что можем описать человека через его потребление. Что вот человек, который читает Донцову, — это человек, который пьёт квас «Яхонт», играет в бабл-крешер и голосует за Путина. Это всё отдаёт маркетологичностью. Дескать, давайте придумаем идеального покупателя Васю, идеального покупателя Петю, придумаем им возраст и привычки. Мне кажется, что в какой-то момент это начнёт работать, потому что рынок сформирует потребителя.
— Как вы видите феномен отечественного small-press? Вот эти группы людей, которые издают книги, издают зины, разносят их бесплатно по магазинам, читают книги, следят за новинками независимых издательств и ходят на лекции — это субкультура или восполнение пробелов в нашем мейнстриме?
— Я недавно был на дебатах блогеров Угольного и Штефанова. Там было очень много слушателей, а два молодых человека просто выпендривались друг перед другом, кто из них круче, прикрываясь трагедией. Это выглядело довольно цинично. Но полный зал — люди хотят у нас говорить, но им негде. И это чувствуют все, потому что боятся, что их припишут к той или иной стороне. И поэтому люди у нас читают маниакальные телеграм-каналы. Поэтому люди читают зины. Поэтому у нас пользуется на сайте большой популярностью зин «Донецк 22» про события в Донецке от местного жителя. Исторический ли это документ? Нет. Творческое ли это осмысление событий? Да.
Мне кажется, что зияния в нашей культуре заполняются маленькими инициативами — small press. И мне кажется, это привычка потребления. Я вот, например, не могу слушать длинные стримы. Не могу до сих пор привыкнуть.
— Тогда вопрос контроля. Сейчас можно на любом компьютере что-то написать, потом на пиратском Indesign всё это сверстать и на принтере, в непрофессиональной типографии например, напечатать и разнести по независимым книжным. И это будет невидимая книга для всех контролирующих инстанций. У книги не будет ISBN, а у государства — способов её отследить. То есть независимое книгоиздание — это такой интеллектуальный Дикий Запад. Последнее время появляются инициативы о контроле над малотиражными изданиями…
— Каждый год говорят. Мне кажется, это очень сложно, и все эти ограничения будут направлены на неконтролируемый сейчас рынок рекламы. Мне никто не сможет запретить напечатать зины и раздать друзьям. Мне кажется, эта инициатива о запрете книг очень сложна. У нас ограниченный штат следователей и прочих силовиков, и сейчас они сильно перегружены. Никто не будет искать книгоделов. Сейчас сложно предположить, что кто-то будет гоняться за группами, которые будут издавать зины.
— Тогда перейдём к более личным вопросам. Вы пишете и стихи и прозу, участвуете в писательских школах. Что вы пишете и где можно прочитать?
— У меня есть один сборник, где я с тремя другими поэтами опубликован. Он называется «Прятки. Собаки. Прозрачность. Холод». Есть первый номер панк-зина «Лирика», моё больше стихотворение «Мент» опубликован на страницах «Митин журнал», один из рассказов опубликован в сборнике «Дюжина слов об октябре», я просто неторопливо этим занимаюсь. Часть стихов есть в интернете. Я, правда, убил свой паблос в «ВК», потому что мне не понравилась там цензура. Есть мой ламповый телеграм-канал, думаю, ещё что-то опубликую.
— Как вы начали писать?
— Ещё со школы. Я всю жизнь писал. Первые тексты, написанные кем-то в интернете, читал с компьютера. Помню, пытался подражать этим текстам, что-то своё писал, первые стихи были созданы с оглядкой на эти первые тексты. А потом я услышал «Наше радио» и понял, что раз эти пишут стихи с рифмой «любить-колотить», то я смогу сам написать не хуже.
— Именно стихи? Почему стихи занимают второе место в повествовании?
— Потому что стихи писать проще, чем прозу, потому что сел и написал. У меня редко когда-то долгострой бывает. Если долгострой, то что-то экспериментальное. А с прозой… я ведь долго не читал нормальную прозу, я читал серию фантастический боевик «Азбука». А ещё у меня было развлечение придумывать лор. И я придумывал лор, придумывал миры, города, фантастических тварей и места, где они обитают. Любил карты. А потом, когда появился современный компьютер, появилась возможность установить Warcraft 2 или третьих героев, я очень сильно этим увлекался.
— Какие книги стали поворотными в жизни? Вот я в семнадцать лет прочитал Германа Гессе «Степной волк», и это определило всю мою жизнь в дальнейшем. А у вас?
— Я в семнадцать лет всякую залупу читал. Но вот начиная с восемнадцати, вот там понесся хардкор. Ирвин Уэлш, Генри Миллер, Стюарт Хоум, Джек Керуак, Сартр, Камю, Раймон Кено, Джойс, Кортасар, Борхес, Набоков, Уэльбек, Бегбедер. Я ещё в книжном магазине тогда работал, мне многое доставалось бесплатно.
— То есть вы жили в том, зарубежном универсуме?
— Да, скорее да.
— А отечественные писатели России XX века?
— Лимонов, Ерофеев, Пелевин, Сорокин, Газданов, Саша Соколов — я дико ***** [обалдел], очень сильно, когда Соколова прочитал. Я не знаю, правда, как цензурно эту эмоцию описать, я был в шоке.
— А что прочитали, «Пушкинский дом»?
— «Между собакой и волком».
— В каком книжном работали?
— Я работал в книжном магазине «Букбери» — была такая сеть в Москве. Я сначала работал в книжном на Кутузовском, у меня была задача продавать дорогие премиальные издания. Сервантеса в кожаном переплёте с тиснением, например.
— Как вы оцениваете этот опыт?
— Не знаю, мне нравился этот опыт, я бы и дальше там работал. Сначала я работал в книжном, потом работал курьером, потом опять планировал работать в книжном. Вот я ходил на собеседование в сеть «Республика», там и зарплаты были выше, и я уже думал, как классно, но…
— Решили выбрать журналистику?
— Нет, нет, мне было 19 лет, меня избили на улице, я попал в больницу, и я пропустил собеседование. Мне нравилось книжками торговать, у меня папа книжками торговал. Папа был такой мелкий предприниматель. Он в Москве на станции «Университет» на книжном развале продавал книжки. Такое было культовое место для толкинистов и прочих.
— Планируется ли публикация вашей прозы? Может, роман?
— Да, но сначала его надо написать. А пока я бы хотел опубликовать свои рассказы, их довольно много. И ещё пара репортажей, потому что репортажи у меня довольно литературно написаны.
— Следите ли вы за современной русской литературой? Читаете её, смотрите? Может, у вас есть любимый автор?
— Нет, не слежу. Да и раньше не следил, раньше у меня было несистемное чтение. Вот за кем приходится следить, в силу производственной необходимости, это русский писатель Захар Прилепин, но совсем не в литературном контексте. Я думаю, что скоро придётся плотно изучить, что там написали художественного люди воюющие и около. Мне кажется, это войдёт в наш литературный канон и будет формировать других авторов. Это будет требовать изучения. А вообще, хочется на год-полтора уехать на дачу в лес и перечитать школьную программу по русской литературе, а параллельно слушать лекции по истории России.
— Согласен, тоже есть такое чувство. А из русской классики кем вдохновляетесь и какими книгами?
— Как-то специально и не кем. Возможно, ещё история публицистики в университете подпортила впечатление, потому что сложно эстетически всё это понимать. Если биографию брать, то Гумилёв Николай — безумно и интересный парень. Лимонов, конечно, но это уже наше время. А так особо нет.
— Что читали в последнее время и что бы могли рекомендовать?
— Я сейчас читаю Дэвида Гребера «Фрагменты анархистской антропологии», и всем его рекомендую. Дэвид Гребер — база. А до этого времени я прочитал большую книгу про музыку, потому что музыка — моя вторая страсть. И ещё прочёл брошюру интересную Джеймс Гильом «Мысли о социальной организации» — тоже интересная вещь. Пока такая, больше теоретическая штука.
Читайте также другие интервью цикла: