Москва: неповторимая русская столица или характерный европейский город?

Москва, вид на Китай-город и Кремль

Архи­тек­ту­ра горо­да — важ­ная сви­де­тель­ни­ца его исто­рии. По сло­вам Нико­лая Гого­ля, «архи­тек­ту­ра <…> гово­рит тогда, когда уже мол­чат и пес­ни и пре­да­ния». Облик горо­да в самом деле может дать нам отве­ты на самые живо­тре­пе­щу­щие вопро­сы про­шло­го. На вопрос, каким путём раз­ви­ва­лось рус­ское обще­ство — евро­пей­ским или само­быт­ным — и даст ответ сама сто­ли­ца, а точ­нее, её архи­тек­тур­ный облик. Как извест­но, цита­де­лью рус­ской циви­ли­за­ции по пра­ву счи­та­ет­ся Москва — ста­рин­ный город, сред­не­ве­ко­вый ремес­лен­ный и тор­го­вый центр, насто­я­щее серд­це оте­че­ствен­ной куль­ту­ры. Так какой же это город — евро­пей­ский или само­быт­ный русский?


Нач­нём по поряд­ку. Обра­тим­ся к ста­рине. В сред­не­ве­ко­вье в Москве про­ис­хо­дят боль­шие изме­не­ния: город пре­вра­ща­ет­ся из мощ­но­го укреп­ле­ния Вла­ди­мир­ско­го кня­же­ства в сто­ли­цу ново­го, сво­е­го соб­ствен­но­го, а затем пере­ни­ма­ет рега­лии Вла­ди­ми­ра и ста­но­вит­ся духов­ным цен­тром рус­ско­го мира.

Москва при Иване Кали­те. Апол­ли­на­рий Вас­не­цов. 1921 год

С того момен­та, как Москва из неболь­шой кре­по­сти пре­вра­ти­лась в сто­ли­цу цело­го кня­же­ства, она ста­ла раз­ви­вать­ся и застра­и­вать­ся как все осталь­ные рус­ские горо­да. Но уже на этом эта­пе раз­ви­тия горо­да мы можем заме­тить кое-какие сход­ства и раз­ли­чия с евро­пей­ски­ми горо­да­ми: как и в запад­ной Евро­пе, в цен­тре горо­да рас­по­ла­га­лась кре­пость, но в отли­чие от евро­пей­ско­го зам­ка, вокруг кото­ро­го часто обра­зо­вы­вал­ся город, кремль уже был пол­но­цен­ной частью горо­да, в то вре­мя как замок был лич­ным укреп­ле­ни­ем феодала.

Так было, к при­ме­ру, в сред­не­ве­ко­вом англий­ском горо­де Кар­нар­вон, где замок был чёт­ко обособ­лен от основ­ной части города.

Пла­ни­ров­ки сред­не­ве­ко­вых Моск­вы и Карнарвона

На рубе­же XV и XVI веков при Иване III в Моск­ву вме­сте с ита­льян­ски­ми масте­ра­ми при­хо­дят идеи Воз­рож­де­ния, что силь­но отра­зи­лось на архи­тек­ту­ре горо­да, бла­го­да­ря кото­рой он пре­вра­тил­ся в самый восточ­ный центр Ренес­сан­са. Хотя облик Крем­ля пре­тер­пит в даль­ней­шем силь­ные изме­не­ния, имен­но этот пери­од так силь­но сбли­зит рус­скую сто­ли­цу с ита­льян­ски­ми городами.

Так Москва при­об­ре­ла уни­каль­ное свет­ское зда­ние, соче­та­ю­щее в себе тра­ди­ции рус­ско­го камен­но­го зод­че­ства и ита­льян­ско­го палац­цо XV века — Гра­но­ви­тую пала­ту. Сво­им гра­нё­ным фаса­дом она так и напо­ми­на­ет Алмаз­ный дво­рец в ита­льян­ской Фер­ра­ре. Да и само сло­во «пала­ты» про­ис­хо­дит имен­но от ита­льян­ско­го «palatio» — дворец.

Сле­ва — Гра­но­ви­тая пала­та мос­ков­ско­го Крем­ля. Спра­ва — Алмаз­ный дво­рец в Фер­ра­ре, Италия

А облик крем­лёв­ской кре­по­сти, в осо­бен­но­сти её башен, очень похож на дво­рец Сфор­ца в Милане.

Сле­ва — Спас­ская баш­ня мос­ков­ско­го Крем­ля. Спра­ва — глав­ные воро­та зам­ка Сфор­ца, Милан, Италия

В даль­ней­шем силь­ные изме­не­ния город при­об­ре­тёт в XVIII веке в эпо­ху Ека­те­ри­ны II. Вме­сте с наби­рав­ши­ми попу­ляр­ность иде­я­ми про­све­ще­ния уже на тот момент духов­ная сто­ли­ца по пра­ву начи­на­ет быть похо­жей на Париж. Мало того что оба горо­да име­ют схо­жую коль­це­вую пла­ни­ров­ку, в Москве на месте ста­рых укреп­ле­ний бело­го горо­да созда­ют­ся буль­ва­ры, и ста­рая сто­ли­ца ста­но­вит­ся меч­той фла­нё­ров, любя­щих не спе­ша любо­вать­ся город­ски­ми пейзажами.

Пла­ни­ров­ка Моск­вы (сле­ва) и Пари­жа (спра­ва) в XVIII веке

Тем не менее Москва сохра­ня­ет вид ста­ро­го купе­че­ско­го хле­бо­соль­но­го рус­ско­го горо­да, что в осо­бен­но­сти замет­но в обли­ке Замоск­во­ре­чья. Это ули­цы Пят­ниц­кая, Боль­шая и Малая Ордын­ка, а так­же Када­шев­ская слобода.

Замоск­во­ре­чье на пано­ра­ме Моск­вы кон­ца XVIII века

Облик ста­рой Моск­вы окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся к кон­цу XIX века. С одной сто­ро­ны, Москва, в осо­бен­но­сти в рай­оне Замоск­во­ре­чья, суме­ла сохра­нить облик искон­но рус­ско­го ста­ро­го горо­да, с дру­гой — в север­ной сво­ей части, в Твер­ской и Арбат­ской частях, она при­об­ре­ла пыш­ный импер­ский облик евро­пей­ской столицы.

Ули­ца Остоженка

Хотя тема изме­не­ния Моск­вы в XX веке заслу­жи­ва­ет отдель­ной ста­тьи, всё же хочет­ся упо­мя­нуть об одном инте­рес­ном про­цес­се, кото­рый кос­нул­ся мно­гих горо­дов Евро­пы. Этот про­цесс име­ну­ет­ся «брюс­се­ли­за­ци­ей», что озна­ча­ет хао­тич­ный снос исто­ри­че­ской застрой­ки, заме­ща­е­мой пло­хо про­ра­бо­тан­ны­ми совре­мен­ны­ми зда­ни­я­ми. Как и Брюс­сель, Москва пре­тер­пе­ла тако­го рода изме­не­ния, самым ярким из кото­рых, пожа­луй, явля­ет­ся Новый Арбат, про­зван­ный в наро­де «встав­ной челю­стью» Моск­вы, — ули­ца, ради кото­рой было сне­се­но несколь­ко квар­та­лов исто­ри­че­ской застрой­ки города.

Исто­ри­че­ская застрой­ка на фоне Ново­го Арбата

Москва — это уни­каль­ный город, сви­де­тель и участ­ник мно­гих исто­ри­че­ских собы­тий. На про­тя­же­нии сво­ей исто­рии рус­ская сто­ли­ца, раз­ви­вав­ша­я­ся как типич­ный рус­ский город, посто­ян­но вби­ра­ла в себя запад­но­ев­ро­пей­ские идеи и затем рас­про­стра­ня­ла их на дру­гие горо­да. Это во мно­гом отра­зи­лось на архи­тек­тур­ных осо­бен­но­стях сто­ли­цы. Хотя рус­ский мир в целом был в отно­си­тель­ной изо­ля­ции от запад­но­ев­ро­пей­ских стран, что поз­во­ли­ло рус­ской куль­ту­ре при­об­ре­сти ряд исклю­чи­тель­ных черт, он все­гда был частью Евро­пы и раз­ви­вал­ся вме­сте с ней.


Читай­те так­же «Москва поли­ти­че­ская в 2000‑е. От избра­ния Пути­на до отстав­ки Луж­ко­ва». 

Поделиться