Архитектура города — важная свидетельница его истории. По словам Николая Гоголя, «архитектура <…> говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». Облик города в самом деле может дать нам ответы на самые животрепещущие вопросы прошлого. На вопрос, каким путём развивалось русское общество — европейским или самобытным — и даст ответ сама столица, а точнее, её архитектурный облик. Как известно, цитаделью русской цивилизации по праву считается Москва — старинный город, средневековый ремесленный и торговый центр, настоящее сердце отечественной культуры. Так какой же это город — европейский или самобытный русский?
Начнём по порядку. Обратимся к старине. В средневековье в Москве происходят большие изменения: город превращается из мощного укрепления Владимирского княжества в столицу нового, своего собственного, а затем перенимает регалии Владимира и становится духовным центром русского мира.
С того момента, как Москва из небольшой крепости превратилась в столицу целого княжества, она стала развиваться и застраиваться как все остальные русские города. Но уже на этом этапе развития города мы можем заметить кое-какие сходства и различия с европейскими городами: как и в западной Европе, в центре города располагалась крепость, но в отличие от европейского замка, вокруг которого часто образовывался город, кремль уже был полноценной частью города, в то время как замок был личным укреплением феодала.
Так было, к примеру, в средневековом английском городе Карнарвон, где замок был чётко обособлен от основной части города.
На рубеже XV и XVI веков при Иване III в Москву вместе с итальянскими мастерами приходят идеи Возрождения, что сильно отразилось на архитектуре города, благодаря которой он превратился в самый восточный центр Ренессанса. Хотя облик Кремля претерпит в дальнейшем сильные изменения, именно этот период так сильно сблизит русскую столицу с итальянскими городами.
Так Москва приобрела уникальное светское здание, сочетающее в себе традиции русского каменного зодчества и итальянского палаццо XV века — Грановитую палату. Своим гранёным фасадом она так и напоминает Алмазный дворец в итальянской Ферраре. Да и само слово «палаты» происходит именно от итальянского «palatio» — дворец.
А облик кремлёвской крепости, в особенности её башен, очень похож на дворец Сфорца в Милане.
В дальнейшем сильные изменения город приобретёт в XVIII веке в эпоху Екатерины II. Вместе с набиравшими популярность идеями просвещения уже на тот момент духовная столица по праву начинает быть похожей на Париж. Мало того что оба города имеют схожую кольцевую планировку, в Москве на месте старых укреплений белого города создаются бульвары, и старая столица становится мечтой фланёров, любящих не спеша любоваться городскими пейзажами.
Тем не менее Москва сохраняет вид старого купеческого хлебосольного русского города, что в особенности заметно в облике Замоскворечья. Это улицы Пятницкая, Большая и Малая Ордынка, а также Кадашевская слобода.
Облик старой Москвы окончательно сформировался к концу XIX века. С одной стороны, Москва, в особенности в районе Замоскворечья, сумела сохранить облик исконно русского старого города, с другой — в северной своей части, в Тверской и Арбатской частях, она приобрела пышный имперский облик европейской столицы.
Хотя тема изменения Москвы в XX веке заслуживает отдельной статьи, всё же хочется упомянуть об одном интересном процессе, который коснулся многих городов Европы. Этот процесс именуется «брюсселизацией», что означает хаотичный снос исторической застройки, замещаемой плохо проработанными современными зданиями. Как и Брюссель, Москва претерпела такого рода изменения, самым ярким из которых, пожалуй, является Новый Арбат, прозванный в народе «вставной челюстью» Москвы, — улица, ради которой было снесено несколько кварталов исторической застройки города.
Москва — это уникальный город, свидетель и участник многих исторических событий. На протяжении своей истории русская столица, развивавшаяся как типичный русский город, постоянно вбирала в себя западноевропейские идеи и затем распространяла их на другие города. Это во многом отразилось на архитектурных особенностях столицы. Хотя русский мир в целом был в относительной изоляции от западноевропейских стран, что позволило русской культуре приобрести ряд исключительных черт, он всегда был частью Европы и развивался вместе с ней.
Читайте также «Москва политическая в 2000‑е. От избрания Путина до отставки Лужкова».