«Дунай»: курортный роман и личная трансформация на улицах Белграда

Фильм Любо­ви Муль­мен­ко «Дунай» был пока­зан на основ­ном кон­кур­се 32-го кино­фе­сти­ва­ля «Кино­тавр», а сей­час его мож­но посмот­реть онлайн на сер­ви­сах Okko, Start и Kion.

Этот фильм был заду­ман как при­зна­ние в люб­ви Сер­бии и Бел­гра­ду: режис­сёр береж­но сохра­ня­ет угол­ки ста­ро­го горо­да, стра­да­ю­ще­го от вез­де­су­щей джен­три­фи­ка­ции, и пред­ла­га­ет научить­ся слы­шать его язык.

Рас­ска­зы­ва­ем о кино­де­бю­те Муль­мен­ко в мире режис­су­ры, пере­осмыс­ле­нии ею жан­ра курорт­но­го рома­на и омма­же в адрес Софии Копполы.


Любовь Муль­мен­ко в режис­сёр­ских кру­гах зна­ют преж­де все­го как опыт­но­го сце­на­ри­ста. Она спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на дра­ме и сотруд­ни­ча­ет с при­знан­ны­ми масте­ра­ми рос­сий­ско­го кино. Её имя мы виде­ли в тит­рах «Вер­но­сти» Ниги­ны Сай­фул­ла­е­вой, «Ещё одно­го года» Окса­ны Быч­ко­вой, «Гип­но­зе» Вале­рия Тодоровского.

Из недав­них работ — соав­тор­ство в кар­тине Киры Кова­лен­ко «Раз­жи­мая кула­ки», номи­ни­ро­ван­ной на пре­мию «Оскар», а так­же в лен­те «Купе номер 6» Юхо Куосма­не­на, удо­сто­ен­ной гран-при Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля. В «Дунае» Любовь откры­ва­ет себя зри­те­лю с ранее неиз­вест­ной сто­ро­ны: это её режис­сёр­ский дебют.

Любовь Муль­мен­ко. Источ­ник: kinopoisk.ru

Для ново­го филь­ма Муль­мен­ко тоже напи­са­ла сце­на­рий — 100 стра­ниц ори­ги­наль­ной исто­рии о курорт­ных отно­ше­ни­ях меж­ду серб­ским муж­чи­ной (Ненад Васич) и рос­си­ян­кой (Надеж­да Лум­по­ва), при­е­хав­шей в Бел­град на отдых.

Кажет­ся, имен­но из люб­ви к серб­ской сто­ли­це фильм и появил­ся. Муль­мен­ко хоро­шо зна­ет Бел­град и часто при­ез­жа­ет сюда. По её соб­ствен­но­му при­зна­нию, снять что-то о Сер­бии режис­сёр заду­ма­ла ещё четы­ре года назад. К осу­ществ­ле­нию заду­ман­но­го её в ито­ге под­толк­ну­ли начав­ши­е­ся в Бел­гра­де изме­не­ния и пере­строй­ки, посте­пен­но сти­ра­ю­щие его преж­нюю индивидуальность.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Поэто­му в кар­тине так мно­го анде­гра­унд­ных заве­де­ний, пре­вра­тив­ших­ся бла­го­да­ря филь­му в пунк­тир­ные точ­ки город­ской памя­ти. Одно из таких месте­чек — быв­шая типо­гра­фия BIGZ, куда герои кар­ти­ны при­хо­дят послу­шать кон­церт. Сей­час это зда­ние с уни­каль­ным архи­тек­тур­ным обли­ком уже про­да­но, а на его месте ско­ро появят­ся без­ли­кие офис­ные зда­ния. Режис­сёр уверена:

«Я думаю, что сер­бы будут пла­кать, гля­дя в „Дунае“ на BIGZ, кото­рый они потеряли».

Даже самих сер­бов, вклю­чая глав­но­го героя, в «Дунае» игра­ют мест­ные дру­зья Муль­мен­ко. Всё это в сово­куп­но­сти даёт воз­мож­ность совер­шить пол­но­цен­ный вояж в Бел­град всем, кто посмот­рит фильм, — что в пери­од коро­на­ви­рус­ных огра­ни­че­ний ощу­ща­ет­ся как пода­рок. Но это на поверх­но­сти. А что внутри?

«Дунай» откры­ва­ет­ся живым и эмо­ци­о­наль­ным кад­ром: в авто­бу­се води­тель с аппе­ти­том ест бур­гер, а мимо него про­но­сят­ся пей­за­жи сен­тябрь­ско­го, ещё сол­неч­но-зелё­но­го горо­да. Внут­ри едет Надя. Зри­тель сра­зу заме­тит её отчуж­дён­ность, некое рав­но­ду­шие к тому, что тво­рит­ся за окном. В авто­бу­се рос­си­ян­ку при­ни­ма­ют за дру­гую девуш­ку (ско­рее все­го, мест­ную), но та отне­ки­ва­ет­ся и вооб­ще ста­ра­ет­ся побыст­рее завер­шить раз­го­вор. Слов­но Бел­град про­тя­ги­ва­ет ей руку, а она пре­зри­тель­но отворачивается.

На съём­ках. Источ­ник: kinopoisk.ru

Мно­гим может пока­зать­ся, что мир Нади серый и оди­но­кий, в то вре­мя как у окру­жа­ю­щих её сер­бов — яркий, весё­лый и рас­слаб­лен­ный. Позна­ко­мит­ся с ним девуш­ка в тот же вечер: она пой­дёт в бар и встре­тит там Нешу, с кото­рым впер­вые за дол­гое вре­мя нач­нёт улы­бать­ся. Они будут пить пиво, гулять по горо­ду, валять­ся на ска­мей­ках, посто­ян­но раз­го­ва­ри­вать на рус­ском — Неша его учил — и закон­чат ночь у Нади в квар­ти­ре. Раз­ве не пре­крас­ное нача­ло для филь­ма о люб­ви? Но лен­та Муль­мен­ко не совсем об этом.

Режис­сёр «Дуная», заду­мы­вая кар­ти­ну, во мно­гом ори­ен­ти­ро­ва­лась на извест­ную рабо­ту Софии Коп­по­лы «Труд­но­сти пере­во­да». В интер­вью о сво­ём филь­ме Коп­по­ла гово­ри­ла: «Вы може­те встре­тить кого-то, про­ве­сти с ним два дня, и он может быть так же важен, как тот, кого вы зна­е­те года­ми». Муль­мен­ко заим­ству­ет и раз­ви­ва­ет идею слу­чай­ной встре­чи, кото­рая не полу­чит про­дол­же­ния, но будет очень зна­чи­мой по сво­им послед­стви­ям. Это точ­ка отсчё­та, где начи­на­ет­ся лич­ная транс­фор­ма­ция каж­до­го из героев.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Зна­ком­ство Неши и Нади — это вне­зап­ное сме­ше­ние про­ти­во­по­лож­но­стей. Она — вопло­ще­ние само­ор­га­ни­зо­ван­но­сти и погло­ще­на посто­ян­ны­ми рабо­чи­ми звон­ка­ми. Он — жон­глёр без чёт­ко­го гра­фи­ка, зато с кучей зна­ко­мых. Её серьёз­ность и поря­док стал­ки­ва­ют­ся с его при­ня­ти­ем и откро­вен­но­стью. При этом у все­го есть обрат­ная сто­ро­на: Надя закры­та, а Неша инфан­ти­лен. Им есть чему поучить­ся друг у дру­га. Имен­но в этом и кро­ет­ся смысл их встре­чи, хотя пой­мут это герои дале­ко не сразу.

Судь­ба им улыб­ну­лась, пода­рив шанс открыть новые гра­ни жизни.

После пер­вой сов­мест­ной ночи девуш­ка пой­дёт к Дунаю и будет смот­реть на него с надеж­дой — в голу­бом пла­тье, пря­мо как в тре­ке Depeche Mode. Текст пес­ни, как и сюжет филь­ма, наме­ка­ет на то, что жизнь может в корне изме­нить­ся от столк­но­ве­ния с про­сты­ми, незна­чи­тель­ны­ми и три­ви­аль­ны­ми веща­ми — но имен­но они спо­соб­ны сде­лать нас счастливыми.

Для Нади роль ката­ли­за­то­ра изме­не­ний сыг­ра­ют диа­ло­ги с Дуна­ем. Позд­нее, с раз­ви­ти­ем отно­ше­ний, она вер­нёт­ся и уже не смо­жет понять, что хочет ска­зать ей река. Надя ока­за­лась в пери­о­де транс­фор­ма­ции, в пово­рот­ном момен­те жиз­ни. Харак­тер внут­рен­не­го роста неиз­беж­но вли­я­ет на её спо­соб­ность слы­шать и пони­мать язык горо­да. Прой­ти все эта­пы раз­ви­тия Надя долж­на само­сто­я­тель­но: Неша фра­зы Дуная пере­во­дить отказывается.

Исто­рия курорт­но­го рома­на не пред­ста­ёт перед нами слад­кой идил­ли­ей с глян­це­вой облож­ки. Съём­ка по харак­те­ру близ­ка к доку­мен­таль­ной (как и у Коп­по­лы): зри­тель вме­сте с геро­я­ми при­хо­дит на вече­рин­ки, уби­ра­ет­ся в квар­ти­ре, гада­ет на кар­тах и едет в так­си. При про­смот­ре ему вме­сте с пер­со­на­жа­ми ста­но­вит­ся и неудоб­но, и груст­но, и забав­но. От этой наро­чи­той реа­ли­стич­но­сти даже ста­но­вит­ся не по себе: в этой ситу­а­ции любой из нас буд­то тре­тий лиш­ний, обре­чён­ный под­гля­ды­вать за чужи­ми и, если чест­но, не самы­ми инте­рес­ны­ми отношениями.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Чем даль­ше, тем яснее при­хо­дит осо­зна­ние того, что Надя явно ока­за­лась не сво­ей в ком­па­нии: тут и язык дру­гой, и тем­пе­ра­мент неблиз­кий. Но Неша уже на неё повли­ял: само­лёт в Моск­ву ею спе­ци­аль­но упу­щен — это пер­вое про­яв­ле­ние сво­бо­ды, пока ещё импуль­сив­ной. Одна­ко изме­не­ния нача­лись и даль­ше будут толь­ко нарастать.

В какой-то момент зри­тель нач­нёт с нетер­пе­ни­ем зада­вать­ся вопро­сом: сей­час-то, навер­ное, всё кон­чит­ся и Надя уле­тит домой? Ведь нам, по ту сто­ро­ну экра­на, вид­но всё то, на что геро­и­ня неко­то­рое вре­мя пред­по­чи­та­ет закры­ва­ет гла­за. Хотя в глу­бине души Надя и сама пони­ма­ет: они с Нешей слиш­ком раз­ные и никак не схо­дят­ся жиз­нен­ны­ми цен­но­стя­ми и ори­ен­ти­ра­ми. Увы, люб­ви не получится.

Голо­сом разу­ма высту­па­ет подру­га, кото­рая дер­жит с Надей связь по теле­фо­ну. Она настой­чи­во зада­ёт девуш­ке вопро­сы, кото­рые в клас­си­че­ских ром­ко­мах пред­по­чи­та­ют обхо­дить сто­ро­ной: Уво­лишь­ся? А где ты будешь жить? На ули­це? И как воз­мож­ное буду­щее геро­и­ни — эми­грант­ка Элли с раз­би­тым серд­цем, чув­ству­ю­щая себя в Бел­гра­де чужой.

Источ­ник: kinopoisk.ru

И Надя, конеч­но, вер­нёт­ся в Моск­ву, посту­пив сво­бод­но, но в то же вре­мя обду­ман­но. А Неша? Этот муж­чи­на-маль­чик после её отъ­ез­да тоже посмот­рит на себя и свою жизнь со сто­ро­ны. Ока­зав­шись в кру­гу дру­зей, он как-то прон­зи­тель­но смот­рит впе­рёд, уже не обра­щая вни­ма­ния на повсе­днев­ную бол­тов­ню зна­ко­мых. И тогда Неша ухо­дит от при­выч­но, преж­де про­стой и удоб­ной жиз­ни. Он идёт по полю и начи­на­ет свой путь изменений.

Захо­чет­ся ли пере­смат­ри­вать «Дунай»? Ско­рее все­го, нет. Лен­та вышла жиз­нен­ной — но имен­но что в зна­че­нии обы­ден­но­сти. Ско­рее все­го, она пока­жет­ся зри­те­лям доволь­но скуч­ной — всё рав­но что посмот­реть мок­ью­мен­та­ри про дав­них зна­ко­мых, с кото­ры­ми вас мало что свя­зы­ва­ет. Фильм доста­точ­но ров­ный, без ярких момен­тов и душе­щи­па­тель­ных поворотов.

Хотя, воз­мож­но, дело всё-таки в нас: совре­мен­ный зри­тель, пожа­луй, слиш­ком при­вык к дра­ме, ожи­дая, что его будут «щеко­тать за эмо­ции». Но фести­валь­ное кино — не такое, оно тихое, лирич­ное и даже инерт­ное. Пожа­луй, его смысл как раз не в щекот­ке, а в том, что­бы помочь «зазем­лить­ся». И уви­деть цен­ность повсе­днев­ных момен­тов, кото­рую мы упус­ка­ем в погоне за боль­ши­ми эмо­ци­я­ми и гром­ки­ми историями.


Читай­те так­же «„Моло­ко пти­цы“ Евге­ния Марья­на как путь взрос­ле­ния»

Поделиться