Рос­сий­ское кино всё ещё ищет при­ем­ле­мый и в то же вре­мя акту­аль­ный язык, на кото­ром мож­но гово­рить со зри­те­лем о вере и церк­ви — темах тон­ких и слож­ных. Одна из недав­них попы­ток — мини-сери­ал нояб­ря-декаб­ря ушед­ше­го года «Мона­стырь» от режис­сё­ра Алек­сандра Молоч­ни­ко­ва («Ска­жи ей») и про­дю­се­ра Алек­сан­дры Реми­зо­вой («Триг­гер»). Сери­ал до сих пор дер­жит­ся на пер­вом месте в топ-10 «Кино­по­иск HD», а в день пре­мье­ры пилот­ная серия собра­ла боль­ше 250 тысяч про­смот­ров, поста­вив абсо­лют­ный рекорд за всю исто­рию сервиса.

Мож­но ли счи­тать состо­яв­шим­ся нача­тый «Мона­сты­рём» слож­ный раз­го­вор со зри­те­лем — читай­те в мате­ри­а­ле Евге­ния Беличкова.


Позиционирование — залог успеха?

В теат­раль­ной и кинош­ной тусов­ке Алек­сандр Молоч­ни­ков пла­но­мер­но созда­вал себе сла­ву про­во­ка­то­ра — по тому же пути он дви­жет­ся и в «Мона­сты­ре». Взять Ана­ста­сию Ивле­е­ву на глав­ную роль — сме­лый шаг, кото­рый ожи­да­е­мо при­влёк боль­шую ауди­то­рию. Кастинг себя оправ­дал: сыг­ран­ная Ивле­е­вой Маша — один из самых ярких, живых и достой­ных пер­со­на­жей мини-сери­а­ла. На этом про­во­ка­ции не закон­чи­лись: есть все осно­ва­ния пола­гать, что пилот­ный эпи­зод добил­ся рекорд­ных про­смот­ров бла­го­да­ря изоби­лию откро­вен­ных сцен и диа­ло­гов. Оте­че­ствен­ный зри­тель такое любит.

Ещё на эта­пе согла­со­ва­ния сце­на­рия у поста­нов­щи­ков воз­ник­ли тре­ния с РПЦ. Летом 2022 года струк­ту­ры Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии отка­за­ли съё­моч­ной груп­пе в под­держ­ке — в ито­ге сери­ал сни­ма­ли в Кирил­ло-Бело­зер­ском и Фера­пон­то­вом мона­сты­рях (Воло­год­ская область), име­ю­щих само­сто­я­тель­ный ста­тус музея-запо­вед­ни­ка. Пре­мье­ра «Мона­сты­ря» и вовсе нача­лась со скан­да­ла: Мин­культ отка­зал­ся выдать сери­а­лу про­кат­ное удо­сто­ве­ре­ние, а пред­ста­ви­те­ли РПЦ заяви­ли, что сери­ал невер­но пере­дал образ рус­ско­го мона­ше­ства. Кон­крет­ных пре­тен­зий назва­но не было, но, веро­ят­но, под «иска­же­ни­ем» под­ра­зу­ме­ва­ют­ся сце­ны, так или ина­че свя­зан­ные с пер­со­на­жем Ивлеевой.

Маша (Ана­ста­сия Ивле­е­ва) спа­са­ет насель­ни­цу монастыря

Прав­да, у режис­сё­ра и съё­моч­ной груп­пы все­гда есть спа­си­тель­ная лазей­ка. «Это не доку­мен­таль­ное кино, а худо­же­ствен­ный вымы­сел», — ком­мен­ти­ру­ет рабо­ту Молоч­ни­ко­ва испол­ни­тель­ни­ца глав­ной роли, и в этом смыс­ле она абсо­лют­но пра­ва. Искус­ство и не обя­за­но допод­лин­но повто­рять реаль­ность — про­сто в этом слу­чае оно прой­дёт по раз­ря­ду «фан­та­зии на тему».

По сюже­ту, тусов­щи­ца Маша (Ана­ста­сия Ивле­е­ва) отды­ха­ет в Эми­ра­тах в ком­па­нии мил­ли­ар­де­ра Нико­лая (Джа­ник Фай­зи­ев) и его супру­ги (Мария Аба­шо­ва). В какой-то момент геро­и­ня Ивле­е­вой настоль­ко пере­ги­ба­ет пал­ку, что вынуж­де­на скры­вать­ся от людей оли­гар­ха в муж­ском, а затем и жен­ском мона­сты­ре про­вин­ци­аль­ной епар­хии под покро­ви­тель­ством иеро­мо­на­ха Вар­со­но­фия (Филипп Янков­ский) и близ­ких к нему людей.

Выби­рая осно­ву для сюже­та, созда­те­ли сери­а­ла пошли по наи­бо­лее про­сто­му пути — сня­ли исто­рию о «пере­вос­пи­та­нии» рас­ка­яв­шей­ся греш­ни­цы, не забыв сдоб­рить её тра­ди­ци­он­ным про­ти­во­по­став­ле­ни­ем моск­ви­чей и жите­лей реги­о­нов. В рус­ских сери­а­лах Моск­ву вооб­ще недо­люб­ли­ва­ют — один из пер­со­на­жей «Мона­сты­ря» и вовсе назы­ва­ет её «сата­нин­ской».

В пер­вых сери­ях Маша пока­за­на наро­чи­то и гро­теск­но «раз­врат­ной». Попав в мона­стырь, она име­ну­ет себя Мари­ей Маг­да­ли­ной, сим­во­ли­че­ски усва­и­вая рас­хо­жий образ блуд­ни­цы — при этом в гла­зах про­скаль­зы­ва­ет «дья­воль­ский» блеск. Тело изму­чен­ной жен­щи­ны в этот момент выда­ёт харак­тер­но «зме­и­ные» дви­же­ния, наме­кая на глав­ный ико­но­гра­фи­че­ский образ, свя­зан­ный — в широ­ком рели­ги­оз­ном смыс­ле — с темой соблаз­на.

К сло­ву, с каю­щей­ся блуд­ни­цей из Еван­ге­лия Маг­да­ли­ну отож­деств­ля­ли лишь в запад­но-като­ли­че­ской тра­ди­ции. В пра­во­сла­вии схо­жую роль игра­ет Мария Еги­пет­ская — тоже рас­ка­яв­ша­я­ся блуд­ни­ца и очень почи­та­е­мая свя­тая, имя кото­рой сим­во­ли­че­ски сопро­вож­да­ет пере­лом­ные для Маши момен­ты. Маг­да­ли­на же почи­та­ет­ся в пра­во­слав­ных свят­цах как одна из жён-миро­но­сиц, и ника­ко­го ажи­о­та­жа вокруг неё в цер­ков­ном созна­нии нет. Одна­ко для пер­со­на­жей сери­а­ла это клю­че­вой образ, кото­рый не раз всплы­вёт в сло­вес­ных перепалках.

Сце­нар­ная рабо­та с репли­ка­ми остав­ля­ет сме­шан­ное впе­чат­ле­ние: одни хлёст­кие и удач­ные, дру­гие вызы­ва­ют недо­уме­ние. Пре­тен­зия Маши вос­пи­тан­ни­ку Вар­со­но­фия — моло­до­му Юре (он же Геор­гий, роль испол­нил Марк Эйдель­ш­тейн): «Ты был хоть в интер­не­те?!» пода­ёт­ся с таким аплом­бом, буд­то на дво­ре не закон­чил­ся 2007‑й, когда Все­мир­ная сеть ещё мог­ла кого-то впе­чат­лить и пока­зать­ся в новин­ку. Вокруг интер­не­та и дру­гих мел­ких нюан­сов — вро­де того, что геро­и­ня Ивле­е­вой наро­чи­то пута­ет Бого­ро­ди­цу Марию с Мари­ей Маг­да­ли­ной, — вооб­ще лома­ет­ся неоправ­дан­но мно­го копий.

Стре­мясь пока­зать раз­ни­цу меж­ду свет­ской жиз­нью и мона­стыр­ским укла­дом, Молоч­ни­ков выби­ра­ет оче­вид­ней­шие ходы: вот это новость, конеч­но, что мона­хи не смот­рят Тик-Ток! Зри­тель запом­нит имен­но это, хотя само про­ти­во­по­став­ле­ние — мир с интер­не­том и мир без него — наду­ман­ное. Вер­нее, не самое фундаментальное.

Клю­че­вое сло­во для боль­шин­ства сце­нар­ных про­ва­лов «Мона­сты­ря» — «неумест­ность». Не спа­са­ет даже потря­са­ю­ще выве­рен­ный актёр­ский ансамбль. От тема­ти­ки Маг­да­ли­ны вооб­ще веет импорт­ным при­вку­сом — что не все­гда пло­хо, про­сто в исто­рии о рус­ских мона­сты­рях это совер­шен­но не ко двору.

Так, настой­чи­вые попыт­ки геро­и­ни Ивле­е­вой соблаз­нить мона­хов вызы­ва­ют ско­рее недо­уме­ние, а не сопе­ре­жи­ва­ние или инте­рес. Подоб­ная секс-фан­та­зия вполне умест­на в запад­ных коме­ди­ях про като­ли­че­ских или англи­кан­ских пас­то­ров, образ кото­рых дей­стви­тель­но фети­ши­зи­ро­ван в масс-куль­ту­ре. Одна­ко в слу­чае с боро­да­ты­ми муж­чи­на­ми в под­ряс­ни­ках такие ходы ниче­го, кро­ме пол­зу­че­го фей­с­пал­ма, не вызывают.

При этом визу­аль­ная состав­ля­ю­щая попы­ток «соблаз­не­ния» про­ра­бо­та­на на уровне. В одной из сцен мож­но уви­деть неболь­шую отсыл­ку к зна­ме­ни­то­му допро­су геро­и­ни Шэрон Сто­ун из «Основ­но­го инстинк­та». В дру­гой Ивле­е­ва, обна­жа­ясь в келье Вар­со­но­фия, хорео­гра­фи­че­ски иде­аль­но вос­про­из­во­дит дви­же­ни­я­ми тела образ биб­лей­ско­го Змея-иску­си­те­ля, извест­ный по клас­си­че­ским полот­нам запад­ных художников.

В целом, «Мона­стырь» отли­ча­ет­ся ярким и выра­зи­тель­ным визу­а­лом: оте­че­ствен­ные режис­сё­ры всё более уме­ло рабо­та­ют с насы­щен­ны­ми цве­та­ми. Луч­шие сце­ны Молоч­ни­ко­ва вызы­ва­ют ассо­ци­а­ции с нео­но­вым шиком Нико­ла­са Вин­дин­га Реф­на и дру­гих ино­стран­ных масте­ров. Отсыл­ки к запад­но­му кино и куль­ту­ре в «Мона­сты­ре» вооб­ще доволь­но частот­ны: так, во вто­рой серии всплы­вёт реми­нис­цен­ция к «Пло­хо­му Сан­те» (2003 год) Тер­ри Цви­гоф­фа. Зачем — не очень понят­но, посколь­ку свя­зан­ная с ней шут­ка вышла не смеш­ной и не осо­бо умест­ной. И такой флёр остал­ся после мно­гих «про­во­ка­ций» Молоч­ни­ко­ва в сериале.


Психотерапия и религия

А теперь давай­те загля­нем на уро­вень глуб­же. На пер­вый взгляд, лейт­мо­ти­вом сюже­та «Мона­сты­ря» явля­ет­ся вопрос сек­су­аль­но­сти. Боль­шин­ство кон­флик­тов, так или ина­че, стро­ят­ся на про­ти­во­по­став­ле­нии услов­ных «похо­ти» и «воз­дер­жан­но­сти». Избран­ная пода­ча уго­ди­ла зри­те­лю, но сде­ла­ла основ­ную идею невнят­ной — сфо­ку­си­ро­ван­ность на сек­се меша­ет понять, что же хотят доне­сти сце­на­рист и режиссёр.

Может пока­зать­ся, что под соусом рели­ги­оз­ной тема­ти­ки нам про­сто под­со­вы­ва­ют пси­хо­те­ра­пию, а то и пси­хо­ана­лиз — с ком­плек­сом Элек­тры у насто­я­тель­ни­цы Ели­за­ве­ты и нескон­ча­е­мы­ми parent’s issues почти у каж­до­го из глав­ных геро­ев. У Юры так вооб­ще просну­лись нев­ро­ти­че­ские реак­ции на поч­ве подав­лен­ной сек­су­аль­но­сти — в ито­ге пер­со­на­жа рез­ко сно­сит в под­рост­ко­вый бунт.

Юра (Марк Эйдель­ш­тейн) и трудники

Оте­че­ствен­ные режис­сё­ры часто берут за обра­зец успеш­ные запад­ные про­ек­ты: кто-то вос­про­из­во­дит «гол­ли­вуд­ские» спе­ц­эф­фек­ты, кто-то — акту­аль­ную тема­ти­ку. «Мона­стырь» актив­но заим­ству­ет ино­стран­ную визу­аль­ную сти­ли­сти­ку и тренд на «пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ское» кино — доста­точ­но вспом­нить недав­ний успех «Теда Лас­со», что­бы понять, о чём идёт речь.

Всё это лег­ко наво­дит на мысль, что рели­ги­оз­ная про­бле­ма­ти­ка режис­сё­ру неин­те­рес­на, а воло­год­ские мона­сты­ри — про­сто удоб­ная деко­ра­ция, где мож­но лиш­ний раз пого­во­рить со зри­те­лем «о сво­ём». Но если при­смот­реть­ся вни­ма­тель­но, ока­жет­ся, что это не так.

Поло­жи­тель­ные пло­ды рабо­ты с экс­пер­та­ми в сери­а­ле хоро­шо вид­ны. Сце­ны, сюжет­но замкну­тые на пер­со­на­же Филип­па Янков­ско­го, не толь­ко силь­ны худо­же­ствен­но, но и вни­ма­тель­но выве­ре­ны с точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной тра­ди­ции. А сюжет­ный троп «блуд­ни­ца и мона­хи», за кото­рый отве­ча­ет Ивле­е­ва, и вовсе клас­си­че­ская исто­рия из пра­во­слав­ных патериков.

Осо­бен­но вни­ма­тель­ны авто­ры «Мона­сты­ря» к вопро­сам аске­ти­ки, что для рос­сий­ско­го кино на цер­ков­ную тему совсем нети­пич­но. Нет, лубоч­ных исто­рий о свя­то­сти и гре­хе на экране хва­та­ет — вспом­нить хотя бы «Ост­ров» Пав­ла Лун­ги­на или лен­ту Нико­лая Доста­ля «Монах и бес» 2016 года. Но тан­дем Молоч­ни­ко­ва и Реми­зо­вой чуть ли не впер­вые пыта­ет­ся на понят­ном для зри­те­ля язы­ке пого­во­рить о моти­ва­ции аскезы.

Глу­хо­ва­тый монах из послед­ней серии не лечит уши, пото­му что так ему «лег­че слы­шать Бога в себе» — внеш­ний шум его бы толь­ко отвле­кал. «Ты уже свой путь нахо­дишь, а они доль­ше тебя живут, и всё мечут­ся, суе­тят­ся…» — гово­рит Вар­со­но­фий Юре о внут­рен­нем ори­ен­ти­ре, кото­рый лег­ко утра­тить в сви­сто­пляс­ке повсе­днев­но­сти. Поэто­му основ­ной эмо­ци­ей внеш­не­го к мона­сты­рю мира ста­но­вит­ся страх.

Герои боят­ся оди­но­че­ства, тре­во­жат­ся за доста­ток, репу­та­цию или даже жизнь. Схо­жее чув­ство насту­пит, если ока­зать­ся в совер­шен­но незна­ко­мой стране с туман­ны­ми пер­спек­ти­ва­ми, без кар­ты мест­но­сти и зна­ния язы­ка — появит­ся ощу­ще­ние, что на каж­дом шагу под­сте­ре­га­ет опас­ность. Поте­ря внут­рен­не­го ком­па­са неиз­беж­но ведёт к тра­ге­ди­ям — доста­точ­но взгля­нуть на посе­ти­те­лей мона­сты­ря, мно­гие из кото­рых ока­за­лись на гра­ни отчаяния.

Та же Маша с пер­вых серий рас­кры­ва­ет­ся как неуве­рен­ный, тре­вож­ный и уяз­ви­мый пер­со­наж. Созда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что в бур­ной сек­су­аль­ной жиз­ни она ищет не столь­ко удо­воль­ствие, сколь­ко забы­тье. В пси­хо­ло­гии есть поня­тие ком­пуль­сив­ной сек­су­аль­но­сти — нев­ро­ти­че­ской реак­ции инди­ви­да, стре­мя­ще­го­ся заглу­шить гне­ту­щее чув­ство изо­ля­ции и тревоги.

«Поте­рян­ные» пер­со­на­жи сери­а­ла ищут Бога, цеп­ля­ясь за него, как за путе­вод­ную нить. А аске­за — вос­пи­та­ние навы­ка не выпус­кать эту нить из рук, спо­соб научить­ся слы­шать и не отвле­кать­ся на лиш­нее. Поэто­му и глав­ная анти­те­за сери­а­ла — вовсе не «сек­су­аль­ная воз­дер­жан­ность» про­тив «похо­ти». Пра­виль­нее опре­де­лить её как «сосре­до­то­чен­ность» (собран­ность и само­кон­троль) про­тив «рас­пу­щен­но­сти» (рас­се­ян­но­сти).

Иде­ал мона­ше­ства не в депри­ва­ции сек­су­аль­но­сти как тако­вой, а в том, что­бы стать «хозя­и­ном само­му себе». Не вла­де­ю­щий собой мужик с писто­ле­том, нена­ви­дя­щий жену, или музы­кант-нар­ко­ман не мень­ше «рас­пу­щен­ны», чем пер­со­наж Маши, хотя сек­су­аль­ный кон­текст в их исто­ри­ях отсутствует.

Пер­вый сек­су­аль­ный опыт Юры тоже иде­аль­но впи­сан в идей­ный мир пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии. Про­ве­дя утро с Машей, он вне­зап­но ста­но­вит­ся рас­се­ян­ным, его ум теперь несо­бран. Во внут­рен­ней жиз­ни Геор­гия воз­ник­ла раз­дво­ен­ность, появи­лись про­ти­во­ре­чи­вые моти­ва­ции — ина­че гово­ря, нару­ши­лась целост­ность ума, кото­рая и счи­та­ет­ся базо­вым содер­жа­ни­ем хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­ли цело­муд­рия.

Игу­ме­ния Ели­за­ве­та (Ната­лья Куд­ря­шо­ва) и мона­хи­ня Пат­ри­кея (Мария Миронова)

Через сюжет­ную арку игу­ме­нии Ели­за­ве­ты рас­кры­ва­ет­ся под­но­гот­ная вла­сто­лю­бия, кото­рое в ито­ге при­ве­ло к смер­ти одной из мона­хинь от пери­то­ни­та. На язы­ке тео­ло­гии и аске­ти­ки состо­я­ние Ели­за­ве­ты опи­сы­ва­лось бы как «пре­льще­ние» (само­об­ман, неоправ­дан­ная уве­рен­ность в осо­бых духов­ных даро­ва­ни­ях), «гор­дость» и «похоть вла­сти». В пол­ном соот­вет­ствии с пра­во­слав­ным миро­по­ни­ма­ни­ем, они ведут к оску­де­нию у игу­ме­нии дара любви.

Соблю­сти долж­ный баланс меж­ду рели­ги­оз­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской тема­ти­кой Молоч­ни­ко­ву не уда­лось — раз за разом воз­ни­ка­ет пере­кос в сто­ро­ну послед­ней. Так, авто­ри­тар­ность Ели­за­ве­ты в ито­ге выве­ли из её дет­ских травм и стра­хов — на боль­шее, види­мо, не хва­ти­ло идей либо хро­но­мет­ра­жа. В ито­ге к шестой серии полу­чи­лась оче­ред­ная исто­рия о «воз­вра­ще­нии к кор­ням» и «отпус­ка­нии про­шло­го», что мы виде­ли уже не один раз. При этом от неко­то­рых исто­рий веет ощу­ще­ни­ем недо­ска­зан­но­сти, а сюжет­ная линия с оли­гар­хом вооб­ще обры­ва­ет­ся зия­ю­щим роя­лем в кустах.


Преодоление «публичной немоты»

Совре­мен­ное кино, и не толь­ко в Рос­сии, ищет язык, на кото­ром воз­мож­но гово­рить о рели­гии со зри­те­лем из боль­ших мега­по­ли­сов. «Мона­стырь» Молоч­ни­ко­ва дела­ет это через кон­траст и несо­от­вет­ствие, кото­рые удач­но под­чёр­ки­ва­ют­ся рез­ки­ми и в то же вре­мя изящ­ны­ми мон­таж­ны­ми пере­хо­да­ми. Мы наблю­да­ем целый ворох про­ти­во­ре­чий: меж­ду мона­ше­ским укла­дом и свет­ски­ми вече­рин­ка­ми, про­вин­ци­ей и сто­ли­цей, день­га­ми и семей­ным дол­гом, сек­сом и рели­ги­оз­но­стью, суе­той и поко­ем, тех­но­ло­ги­я­ми и арха­и­кой традиции.

Перед нами, конеч­но, не два раз­ных мира — но раз­лич­ные обра­зы жиз­ни. Сов­ме­стить всё это в одном сери­аль­ном нар­ра­ти­ве слож­но и сце­нар­но, и на уровне кино­язы­ка — отсю­да, в част­но­сти, берёт кор­ни ряд неле­по­стей постановки.

При этом авто­ры кино начи­на­ют осо­зна­вать, что раз­го­вор о церк­ви слиш­ком дол­го цеп­лял­ся за раз­ли­чия. Теперь режис­сё­ры стре­мят­ся уви­деть мосты меж­ду свет­ским обще­ством и миром рели­гии, най­ти общее — мож­но вспом­нить недав­ний удач­ный при­мер «Непо­слуш­ни­ка» Вла­ди­ми­ра Кот­та. Одна­ко даже после это­го чего-то будет не хватать.

Молоч­ни­ков, кажет­ся, бли­же всех подо­шёл к пони­ма­нию, как надо пока­зы­вать мир с пози­ции веру­ю­ще­го — сде­лав это так, что­бы моти­вы цер­ков­ных при­хо­жан смог понять любой носи­тель секу­ляр­ных цен­но­стей. Но репре­зен­та­ция рели­ги­оз­но­го миро­воз­зре­ния вынуж­да­ет и к рефлек­сии над тео­ло­ги­ей — у того же Кот­та в пер­вой части «Непо­слуш­ни­ка» герои заду­мы­ва­ют­ся: где в дей­стви­тель­но­сти сто­ит искать Бога?

Меж­ду тем сам прин­цип веры и роль Бога в чело­ве­че­ской жиз­ни оста­ют­ся для рос­сий­ско­го кино кам­нем пре­ткно­ве­ния. Боль­шин­ство режис­сё­ров гля­дят на рели­гию в луч­шем слу­чае гла­за­ми секу­ляр­но­го цени­те­ля древ­но­стей, а немно­гие веру­ю­щие масте­ра, напро­тив, настоль­ко погру­же­ны в лубоч­но-елей­ную тра­ди­цию и эсте­ти­ку, что с тру­дом спо­соб­ны пере­ло­жить её на язык современников.

Конеч­но, «мате­ри­ал» веры сам по себе очень сло­жен, он сопро­тив­ля­ет­ся пере­ло­же­нию на экран: рас­ска­зать о сокро­вен­ном одно­вре­мен­но так­тич­но, доступ­но и береж­но весь­ма труд­но. Бого­слов­ское чутьё — непро­стой навык, тем более для рос­сий­ской кино­ре­жис­су­ры. Одна­ко без него невоз­мож­но снять под­лин­но вели­кое кино о церк­ви, ведь имен­но Бог явля­ет­ся сре­до­то­чи­ем рели­ги­оз­ной жизни.

Для при­ме­ра при­ве­ду одну из самых кра­си­вых, береж­ных и тро­га­тель­ных исто­рий о церк­ви, сня­тых на Запа­де, — сери­ал Пао­ло Сор­рен­ти­но «Моло­дой папа». Поми­мо цер­ков­но-поли­ти­че­ских интриг, лежа­щих на поверх­но­сти, это исто­рия о рели­ги­оз­ных сомне­ни­ях, о кон­флик­те меж­ду обя­зан­но­стя­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля и сек­су­аль­ны­ми потреб­но­стя­ми. Это так­же исто­рия о взрос­ле­нии и всё том же «воз­вра­ще­нии к кор­ням»: глав­ный герой Лен­ни Белар­до, он же пон­ти­фик Пий XIII, — сиро­та, остав­лен­ный в дет­стве роди­те­ля­ми. Одна­ко самое важ­ное в том, что у Сор­рен­ти­но есть место чуду — ины­ми сло­ва­ми, в «Моло­дом папе» обна­ру­жи­ва­ет­ся реаль­ное при­сут­ствие Бога.

Чудо­твор­ная молит­ва Пия XIII (кадр из сери­а­ла «Моло­дой папа»)

Когда Пий XIII молит­ся, отча­яв­ша­я­ся бес­плод­ная жен­щи­на бере­ме­не­ет, а алч­ная руко­во­ди­тель­ни­ца афри­кан­ской мис­сии поги­ба­ет от инфарк­та. Бог по молит­ве Белар­до совер­ша­ет чуде­са. Пия XIII в сери­а­ле Сор­рен­ти­но не слу­чай­но назы­ва­ют «свя­тым»: его близ­кие отно­ше­ния с выс­ши­ми сила­ми — живое при­сут­ствие кото­рых отчёт­ли­во чув­ству­ет­ся, — пол­но­стью оправ­ды­ва­ют такое опре­де­ле­ние, в соот­вет­ствии с биб­лей­ским пони­ма­ни­ем святости.

В «Мона­сты­ре» же Бог не явля­ет­ся субъ­ек­том дей­ствия, пер­со­на­жем исто­рии. Молит­вы, кото­рые герои про­из­но­сят в ситу­а­ции опас­но­сти, так и не полу­ча­ют отве­та свы­ше. Конеч­но, удач­ные для геро­ев пово­ро­ты сюже­та, слу­чив­ши­е­ся после молитв, мож­но при­пи­сать Богу — но по фак­ту про­ис­хо­дя­щее ока­зы­ва­ет­ся цели­ком в руках людей. Про­сто в силу соб­ствен­ной рели­ги­оз­но­сти они очень уве­ре­ны в том, что делают.

Игу­ме­ния Ели­за­ве­та про­го­ня­ет людей оли­гар­ха не силой Хри­ста, а неожи­дан­ным само­на­де­ян­ным напо­ром. Буду­щий отец Вар­со­но­фий укры­ва­ет дочек от жены не с помо­щью Божи­ей, а бла­го­да­ря упор­ству и само­управ­ству мона­хов. Полу­ча­ет­ся так, что одни люди за счёт спе­ци­фи­че­ских пси­хо­ло­ги­че­ских и про­чих навы­ков «пере­иг­ры­ва­ют» дру­гих. А если бы не пере­иг­ра­ли? В ито­ге име­ем не чудо, а клас­си­че­скую «ошиб­ку выжившего».

Точ­ку зре­ния и майнд­сет сце­на­ри­стов иде­аль­но иллю­стри­ру­ет диа­лог после напа­де­ния на Геор­гия на мосту:

Юра: Спа­си­бо тебе, Господи…
Дядя Витя: А мне спа­си­бо не хочешь сказать?

Миро­воз­зрен­че­ская пер­спек­ти­ва Молоч­ни­ко­ва, как и мно­гих рос­сий­ских режис­сё­ров, затра­ги­ва­ю­щих тему церк­ви, антро­по­цен­трич­на. Внут­рен­няя логи­ка «Мона­сты­ря» лежит в секу­ляр­ной пара­диг­ме: места чуде­сам и Богу здесь нет, а насель­ни­ки пра­во­слав­ных мона­сты­рей — это про­сто очень необыч­ные жите­ли Рос­сии, со сво­ей соци­о­куль­тур­ной спе­ци­фи­кой. Ни у кого же не вызы­ва­ют вопро­сов, ска­жем, ами­ши в Пен­силь­ва­нии — так и воло­год­ские труд­ни­ки с мона­ха­ми не должны.

Это чув­ству­ет­ся и на уровне пер­со­на­жей. Когда Юра заяв­ля­ет: «Папа для меня — свя­той», за этим, по сути, ниче­го экс­тра­ор­ди­нар­но­го не сто­ит. «Свя­той» здесь озна­ча­ет про­сто «достой­ный чело­век». Хотя попыт­ка создать вокруг отца Вар­со­но­фия хотя бы анту­раж свя­то­сти при­сут­ству­ет — вспом­ним его отча­сти юрод­ские повад­ки или исце­ле­ние заи­кав­шей­ся девоч­ки. Одна­ко всё это, в отли­чие от Пия XIII, Вар­со­но­фий тво­рит сам по себе, бла­го­да­ря сво­е­му пас­тыр­ско­му опы­ту и навы­кам. Бог в этом никак не участвует.

Отец Вар­со­но­фий (Филипп Янков­ский) изле­чи­ва­ет девоч­ку от заикания

К сло­ву, пер­со­наж Янков­ско­го при­шёл к свя­щен­ни­че­ству через бег­ство: он про­сто не спра­вил­ся с про­бле­ма­ми жиз­ни «в миру». Ины­ми сло­ва­ми, кон­крет­но его моти­ва­ция мало чем отли­ча­лась от той, что была у Пия XIII, как-то при­знав­ше­го­ся: «Я люб­лю Бога, пото­му что любить людей слиш­ком больно».

Как уже ска­за­но выше, рели­ги­оз­ность и тем более пра­во­слав­ная мисти­ка — чрез­вы­чай­но слож­ные темы для экра­ни­за­ции, не тер­пя­щие ска­ты­ва­ния в пош­лость и вычур­ность. И Молоч­ни­ков всё же нащу­пал удач­ный нерв раз­го­во­ра о Боге, кото­ро­го, по отцу Вар­со­но­фию, сто­ит искать в тишине: «Знай, что ты один из немно­гих мол­ча­щих сей­час на Зем­ле людей. Воз­лю­би в себе это. Ведь это мол­ча­ние, Юр, и есть Бог».

Срав­ни­те это с тональ­но­стью бого­сло­вия Белар­до в «Моло­дом папе»: «Поду­май обо всём, что ты любишь. Это и есть Бог». В дру­гом месте Пий XIII посо­ве­ту­ет искать Гос­по­да подо льда­ми Грен­лан­дии. Ины­ми сло­ва­ми, адек­ват­ные для выра­же­ния веры сло­ва мож­но най­ти в язы­ке пара­док­са, прит­чи, коана. А ещё веру мож­но выра­зить через опыт уми­ро­тво­ре­ния и тиши­ны, в кото­рой обре­та­ют Бога как жите­ли Вати­ка­на у Сор­рен­ти­но, так и оби­та­те­ли мона­сты­рей у Молочникова.

Прит­чи «маги­че­ско­го реа­лиз­ма» Сор­рен­ти­но мог­ли бы стать отлич­ным источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для оте­че­ствен­но­го кино. Но даже без заим­ство­ва­ний у про­слав­лен­но­го ита­льян­ско­го режис­сё­ра рос­сий­ские авто­ры, кажет­ся, поти­хонь­ку нахо­дит язык, на кото­ром сего­дня мож­но гово­рить о церк­ви и Боге. И это не язык пам­фле­тов или, наобо­рот, нра­во­учи­тель­ной апо­ло­ге­ти­ки — а усколь­за­ю­щая под­лин­ность, чест­ность и красота.


Читай­те так­же «„Май­ор Гром“ сре­ди ясно­го апрель­ско­го неба».

Поделиться