«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова как размышление о России и семье

«Пет­ро­вы в грип­пе» Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва как раз­мыш­ле­ние о Рос­сии и семье
Пре­мье­ра «Пет­ро­вых в грип­пе» про­шла загра­ни­цей — в кон­курс­ной про­грам­ме Канн­ско­го фести­ва­ля ещё 12 июля. В рос­сий­ском про­ка­те она появи­лась 9 сен­тяб­ря, а сей­час её мож­но посмот­реть на сер­ви­се «Окко» из дома. В рецен­зии раз­би­ра­ем, о чём рас­ска­зы­ва­ет эта исто­рия из жиз­ни обыч­ных россиян.


Фильм Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва жда­ли. И не толь­ко пото­му, что это экра­ни­за­ция попу­ляр­но­го рома­на Алек­сея Саль­ни­ко­ва «Пет­ро­вы в грип­пе и вокруг него», полу­чив­ше­го в 2018 году пре­мию «Наци­о­наль­ный бест­сел­лер». Это пер­вая кар­ти­на режис­сё­ра после завер­ше­ния домаш­не­го аре­ста по делу «Седь­мой сту­дии», вышед­шая на экра­нах кинотеатров.

Лен­ту нача­ли сни­мать в 2019 году, поэто­му вос­при­ни­мать её хочет­ся как пер­вое выска­зы­ва­ние и рефлек­сию. О лич­ном про­жи­ва­нии роли гово­рит прак­ти­че­ски каж­дый актёр кар­ти­ны, и сам Сереб­рен­ни­ков. От это­го «Пет­ро­вы» в каком-то смыс­ле уже пере­ста­ют быть филь­мом и ста­но­вят­ся отра­же­ни­ем жизни.

В кар­тине чув­ству­ет­ся тос­ка Кирил­ла Семё­но­ви­ча по теат­ру. Он наме­рен­но исполь­зу­ет его при­ё­мы. При­гла­ша­ет зри­те­ля в спек­такль пере­хо­да­ми сцен друг в дру­га, съём­кой одним кад­ром. Отме­тить тут сто­ит рабо­ту опе­ра­то­ра Вла­ди­сла­ва Опе­льян­ца. И мно­го раз­го­ва­ри­ва­ет режис­сёр через запи­си на сте­нах. Лен­та в прин­ци­пе аллегорична.

Про­стран­ство филь­ма — это болезнь. Замут­нён­ное погру­же­ние в под­со­зна­ние с под­ни­ма­ю­щей­ся всё выше тем­пе­ра­ту­рой и затор­мо­жен­ным, нере­аль­ным миром вокруг. Натал­ки­ва­ет на такую трак­тов­ку и афи­ша «Пет­ро­вых». При­бе­гая к фан­та­сти­че­ским эле­мен­там, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим скры­ва­е­мые эмо­ции, режис­сёр рабо­та­ет с чув­ства­ми зри­те­ля. Сереб­рен­ни­ков сове­ту­ет:

Открой­те серд­це, ум и вклю­чи­те чув­ство юмора…

Здесь не надо ана­ли­зи­ро­вать, пытать­ся понять сюжет и что дей­стви­тель­но про­ис­хо­дит, а что нет. Сто­ит про­сто впу­стить про­ис­хо­дя­щее в себя. Забо­леть, ока­зав­шись в рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти. Панель­ки, лаю­щие соба­ки, мехо­вые шап­ки, запо­тев­шие стёк­ла, снег, дет­ские пло­щад­ки, сне­гу­роч­ка, совет­ская биб­лио­те­ка с порт­ре­том Пуш­ки­на, беже­вый ста­рый сви­тер, туск­лый свет квар­ти­ры, аспи­рин — это то, что узна­ёт рус­ский чело­век, а в его памя­ти всплы­ва­ют кар­ти­ны соб­ствен­ной жиз­ни. Ожив­ший в фина­ле труп (музы­кант Хас­ки), кото­рый идёт на авто­бус­ную оста­нов­ку — это вооб­ще пре­крас­ная иллю­стра­ция «фан­та­сти­че­ской коме­дии про наше сов­мест­ное грип­поз­ное суще­ство­ва­ние», как опре­де­лил фильм сам Кирилл Семё­но­вич. Но сре­ди мра­ка, хоть и ино­гда забав­но­го, есть свет и это любовь.

Семья — смысл кар­ти­ны. Сце­на воз­вра­ще­ния Пет­ро­ва (Семён Сер­зин) и сына (Вла­ди­слав Семи­лет­ков) с ново­год­ней ёлки в филь­ме цен­траль­на. «Пре­крас­ная жизнь», — поёт солист The Retuses Миха­ил Роди­о­нов за кад­ром. И это так. Автор рома­на-пер­во­ис­точ­ни­ка — Алек­сей Саль­ни­ков отме­тил:

И когда я понял, что Кирилл не мог встро­ить эту пес­ню в видео­ряд про Пет­ро­ва нена­ме­рен­но, то осо­знал, что мы с режис­сё­ром очень близ­ки в жела­нии пере­дать неж­ность меж­ду чле­на­ми семьи.

В чере­де зло­сти, бес­смыс­лен­ных раз­го­во­ров, вод­ки, трам­ва­ев, раз­дра­жа­ю­щей рабо­ты есть момент, когда ты идёшь с сыном за руку, и он исце­ля­ет всё, помо­га­ет пре­одо­ле­вать будни.

Или нет? Чёр­но-белая линия геро­и­ни Мари­ны (Юлия Пере­сильд) — пока­зы­ва­ет, что по-дру­го­му тоже быва­ет. Исто­рия, где бере­мен­ность пони­ма­ет­ся как нака­за­ние, как то, что может испор­тить жизнь, а не спа­сти, как у глав­но­го героя. Кирилл Сереб­рен­ни­ков не пока­зы­ва­ет нам буду­щее девуш­ки, остав­ляя вопрос откры­тым: погу­би­ла она себя, отка­зав­шись от ребён­ка, или спас­ла от судь­бы устав­шей мате­ри Пет­ро­вой (Чул­пан Хама­то­ва)? Хотя отсыл­ки дела­ет посто­ян­но: вот похо­жий сви­тер, а вот похо­жая кон­тро­лёр­ша, но это не она. Она — это неиз­вест­ность, пото­му что нет пра­виль­но­го или непра­виль­но­го реше­ния, всё инди­ви­ду­аль­но, и это тезис режис­сё­ра. «А ты насто­я­щая?», — спра­ши­ва­ет у неё малень­кий Пет­ров. «Насто­я­щая», — отве­ча­ет Марина.

Семья в «Пет­ро­вых» и дет­ство как вре­мя, в кото­ром неза­ме­чен­ны­ми оста­ют­ся ссо­ры роди­те­лей и быто­вые неуря­ди­цы, обу­слав­ли­ва­ет поступ­ки геро­ев, о чём они сами неод­но­крат­но гово­рят, боясь повто­ре­ния, кото­рое неми­ну­е­мо слу­ча­ет­ся. И выхо­дов несколь­ко: мож­но зара­нее отка­зы­вать­ся от попы­ток, как неоце­нён­ный писа­тель Сер­гей (Иван Дорн) или про­явить сме­лость и попро­бо­вать, как Пет­ров. Пусть не все­гда удач­но, но жить, спа­сать сво­е­го ребён­ка и цело­вать жену. Его вос­по­ми­на­ния о соб­ствен­ном дет­стве не зря выгля­дят «свет­лее», чем всё полот­но лен­ты. Цве­то­вое реше­ние режис­сё­ра сов­ме­ще­но с музы­каль­ным сопро­вож­де­ни­ем и дета­ля­ми: каша на зав­трак, мами­на подру­га рас­ска­зы­ва­ет про уклад­ку, «ска­жи спа­си­бо», папа помо­га­ет оде­вать­ся, ребё­нок смот­рит на себя в зер­ка­ло. И эти кар­ти­ны они тоже счи­ты­ва­ют­ся бес­со­зна­тель­но, пото­му что они типич­ны. Это наше, род­ное и близ­кое, вечное.

Пет­ров, поми­мо рабо­ты в авто­ма­стер­ской, рису­ет комик­сы. Твор­че­ство здесь — это одно­вре­мен­но пере­ход в ирре­аль­ное и наобо­рот под­ход к реаль­но­му — раз­гад­ка того, что про­ис­хо­дит с близ­ки­ми. Ведь он рису­ет то, как его быв­шая жена уби­ва­ет людей, а зна­чит, пони­ма­ет её пере­жи­ва­ния. Они близ­ки несмот­ря на развод.

Про­во­дить парал­ле­ли с тем, что про­ис­хо­дит в мире сей­час, и сюже­том «Пет­ро­вых» было бы невер­ным, хоть и заман­чи­вым. Вре­мя филь­ма слов­но засты­ло и ста­ло архе­ти­пом. Когда закон­чит­ся эпи­де­мия коро­на­ви­ру­са, «грипп» Сереб­рен­ни­ко­ва и Саль­ни­ко­ва оста­нет­ся, пото­му что эту болезнь не выле­чить вак­ци­ной. Живые мерт­ве­цы про­дол­жат суще­ство­вать, и ниче­го не изме­нит Новый год, перед кото­рым раз­во­ра­чи­ва­ют­ся собы­тия. Когда лен­та закан­чи­ва­ет­ся, зву­чит пес­ня Хас­ки «Реванш», ста­вя­щая диагноз:

Тру­пьи ико­ны на бардачках
Тру­пье пор­но в 3D-очках
Тру­пьи дети тусят в ТЦ
Тру­пья тень на тво­ём лице

И всё же отче­го-то назвать это кино вели­ким не полу­ча­ет­ся. Оно хоро­шо сде­ла­но, талант­ли­во, но в нём чего-то нет, может, новиз­ны и сме­ло­го выска­зы­ва­ния? Пото­му что, несмот­ря на абсурд про­ис­хо­дя­ще­го, «Пет­ро­вы» — это глад­кая кар­ти­на, воз­мож­но, спо­кой­ная, не про­буж­да­ю­щая, а ско­рее повто­ря­ю­щая. Но это лишь ожи­да­ния чело­ве­ка перед экра­ном, а режис­сёр нико­му ниче­го не должен.


Читай­те так­же «„Обща­га“ Рома­на Васья­но­ва как тор­же­ство сво­бод­ной фаль­ши»

Поделиться