VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем читателям о российских фильмах и сериалах, вышедших на стриминговых площадках.
Последний месяц осени подошёл к концу. До онлайна добрались фестивальные новинки: «Иван Денисович» от культового 87-летнего режиссёра Глеба Панфилова по мотивам повести Солженицына, мрачная и холодная «Герда» Натальи Кудряшовой, «Дело» Алексея Германа-младшего.
Сериальные премьеры тоже интригуют: вышел затянувшийся в производстве «Собор», спродюсированный Джаником Файзиевым и Константином Эрнстом. Уже доступен к просмотру первый сериал от «Квартета И», поставленный по их собственному спектаклю «В Бореньке чего-то нет». А КиноПоиск HD показывает манящие псевдоэротическим названием «Сказки Пушкина для взрослых». Расскажем про всё.
«Иван Денисович», Premier
Предыдущий фильм Глеба Панфилова — по собственному сценарию и для большого экрана — «Романовы. Венценосная семья» вышел в прокат больше 20 лет назад. Шесть лет спустя режиссёр предпринял самую масштабную попытку переноса прозы Солженицына на телеэкран — «В круге первом». Но сериальный формат будто отталкивал первоисточник — даже несмотря на то, что сценарий был создан самим писателем. «Иван Денисович» сделан с иной мерой условности. Перед нами действительно вольное прочтение.
Что показал нам Солженицын? Самый обычный день рядового зэка — «таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». Думы Ивана Денисовича о хлебе, о каше. А если ещё и «в карцер не посадили, хорошо процентовку закрыли, подработал вечером и табачку купил», так и вообще — «жить можно». Вот это-то и было самое страшное у Солженицына — человек-вещь, человек-вошь. Униженный и оскорблённый человек, от которого осталась только одна буква — та, что на лагерной робе.
Что показывает нам Глеб Панфилов? Перед зрителем предыстория: Иван Денисович подбил пять танков в неравном бою, попал в плен, преодолел минное поле. В советском лагере за несколько дней до освобождения пошёл за товарища на 10 суток карцера. Здесь не рядовой зэк — на экране самый настоящий герой!
Лагерь, похожий с первых кадров на пряничный домик, оказывается ужасным местом, где ломают судьбы людей. Мы это знаем, читали. Но нам показывают не ожидаемого маленького человека, а подлинную глыбу, подвижника. В образе киногероя (а также в сюжете: финал, предыстория и ещё пара мест) с текстом Солженицына, с простецкими крестьянскими фразами его Ивана Денисовича, который просто живёт-выживает, у фильма совсем мало общего. А потому и написано: «по мотивам».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Герда», Start
После премьер в Локарно (приз за лучшую женскую роль дебютантке Анастасии Красовской) и на «Кинотавре» (специальный диплом жюри) в отечественный интернет-прокат выходит драма Натальи Кудряшовой «Герда» — двухчасовой трип по серым будням и неоновым ночам студентки соцфака, подрабатывающей в клубе.
Главная героиня ленты — девушка Лера из провинции (Анастасия Красовская), вынужденная вести двойную жизнь. Днём она скучает на лекциях по социологии и ходит по квартирам с нудными опросами, а вечером танцует в стрип-клубе. К проблемам чужих людей Лера равнодушна, но за близких чувствует большую ответственность, которая доводит её до психического расстройства. Как и мать-лунатик (Юлия Марченко), Лера верит, что где-то есть лучший мир, только, возможно, не в реальности, а лишь во снах.
Ещё на стадии кастинга фильм вызвал волну неприятия в соцсетях. Для поиска актрисы на главную роль режиссёр картины Наталья Кудряшова разместила фотографию Эль Фаннинг из «Неонового демона» в Facebook. Она написала, что нужна такая же молодая, сексуальная, красивая девушка. О событиях, развернувшихся в интернете, рассказывает сама постановщица:
«И меня сразу захейтили. Антон Долин перепостил моё объявление в Facebook, и пошли жуткие комментарии — сначала ему, потом мне в личку. На протяжении нескольких дней меня называли сексисткой, абьюзершей, ещё кем-то. Настя (исполнительница главной роли), конечно, намного сложнее, и персонаж сложнее. Мне нужна была неуправляемая манкость, сексуальность другого рода, но я много кого называла как референс: Жюльет Бинош, Лив Тайлер, Друбич, девочку из „Лолиты“ — не только Фаннинг».
На VATNIKSTAN уже выходил текст про эту кинокартину. Для дальнейшего чтения отсылаю читателей к материалу Екатерины Ерёмкиной, детально разобравшей смысл «Герды» и её посыл.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Дело», Start
В Каннах «Дело» Алексея Германа-младшего вошло в программу «Особый взгляд». Российское игровое кино в последнее время практически полностью свернуло обсуждение политики, поэтому почти каждое (а тут ещё именитый автор!) высказывание за рубежом звучит громче, чем дома.
Картина очень камерная, не совсем похожая на прежние сложные и закрученные работы режиссёра. Формальной причиной выхода ленты стала вынужденная остановка производства «Воздуха» — монументальной эпопеи Германа о советских лётчицах времён Второй мировой. Ощущая творческую скованность из-за пандемии, режиссёр взял из стола давно отложенный сценарий и превратил его в «Дело».
В центре фильма — профессор-филолог Давид Ахаладзе (Мераб Нинидзе), оказавшийся под домашним арестом из-за преследования коррумпированной власти. Он раскрыл воровскую схему действующего мэра, за что сам оказался под следствием. Его обвиняют в хищении, которого он не совершал. В руках зла всё: полиция, СМИ, недовольные обыватели, которые каждое утро устраивают митинги под окнами профессора, и титушки, которые избивают Давида в подъезде.
Для кино о политзеках и произволе власти «Дело» вышло очень сдержанным. Возглас недовольства у Германа — сиплый и апатичный. То ли потому, что все давно сорвали голоса, то ли из-за того, что говорить о политике теперь можно только шёпотом. Хотя почти все персонажи фильма не способны даже на это: бывшая жена (Анастасия Мельникова), бывшие коллеги (под давлением мэра профессора увольняют) и даже читавший Оруэлла следователь (Александр Паль) предлагают признать вину. Так хотя бы появится шанс на условный срок. А может быть и не появится. Дело в России всё равно идёт вне зависимости от показаний свидетелей.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Везёт», Ivi
Иван Потапов (Евгений Цыганов) когда-то давно был профессиональным мотогонщиком. Но его карьера осталась в прошлом: после аварии Иван чудом остался жив и теперь на пушечный выстрел боится приближаться к байку. Зритель встречает Потапова не в самом лучшем состоянии — из-за частых запоев от него ушла жена (Яна Сексте), запретив приближаться к их сыну. Бывший гонщик и пьяница зарабатывает на жизнь «трезвым водителем»: подвозит до дома тех, кто сам сесть за руль не сможет — уж Потапов-то их понимает.
Однажды к его услугам обращается незнакомый старик (последняя роль Владимира Меньшова), и с этого момента жизнь Потапова переворачивается с ног на голову. Судьбоносная встреча с пенсионером и его «Победой» стала точкой отсчёта для всех последующих событий. Порой мистических, а порой очень жизненных и до боли знакомых.
Кроме актёрского состава, ничего не предрекало сильного интереса у публики, который в итоге проект «Везёт» получил. Создатели выбрали правильное направление мысли — ирония над современностью, которую творцы фестивального кино привыкли оплакивать. Антураж забытой прогрессом глубинки Юрий Быков превратил бы в драму о гниющей России, где честные умирают, а злодеи жиреют, отбирая хлеб у бедных и достойных. Но вместо грубого реализма режиссёр Владимир Щегольков выбрал жанр фантасмагории. В фильме нет попыток что-то приукрасить. Но есть вера в доброе начало, которой ощутимо недостаёт сегодняшнему кино.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Собор», Okko
Okko 4 ноября, в День народного единства, представил зрителям сериал «Собор» — сказку по мотивам истории Петровской России.
Иван (Сергей Марин) да Марья (Светлана Иванова) выросли вместе, но лишь в возрасте вступления в брак осознали неравенство своих социальных статусов. Она — княжна со старорежимным отцом-тираном Бадариным (Александр Балуев). Он — холоп, которому каждый миг норовят напомнить о его бесправном положении. Иван самозабвенно любит Марью и постоянно её преследует, чем сильно гневит барина. В итоге холоп, взяв с возлюбленной обещание дождаться, пока тот станет князем, отправляется в бега с барским сыном Андреем (Алексей Бардуков). Кривая дорожка заводит путников в армию царя Петра (Максим Аверин).
Почему «Собор» называется именно так, мы узнаем лишь в третьей серии. 1703 год: неудачная осада Нарвы, контратака шведов. Наёмные немецкие офицеры бесславно бежали, русские солдаты в замешательстве. Рядовой Иван быстро ориентируется в тумане, руководя горсткой бойцов, строит из телег круговую оборону. Перед неравной схваткой он молится у иконы. Условие такое: если Бог поможет выстоять, то Иван обязательно построит в честь победы храм. Чудо происходит, бойцы возвращаются к своим, а царь повышает беглого холопа в звании.
«Собор», кажется, собрал все штампы исторических телесериалов. В каждом кадре и сцене, в каждом сюжетном повороте он неотличим от любого аналога с экрана «Первого канала». Звёздный состав с приклеенными усами, бородами и париками, разодетый в видавшие виды «мосфильмовские» костюмы, не вызывает ничего, кроме лёгкой дремоты. Даже сказочно-супергеройское путешествие простого русского Ваньки из грязи в князи не вызывает никакого интереса.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«В Бореньке чего-то нет», Start
Чего ожидать от сериала, несмотря на новый для коллектива формат, могут вполне ясно представить те, кто хоть немного знаком с творчеством «Квартета И».
По сюжету съёмочная группа собирается отметить завершение очередного проекта. Они выплёскивают все эмоции, накопившиеся за время работы, вспоминают старые обиды, завершают служебные романы, а режиссёр (Максим Виторган) и вовсе погружается в глубокую рефлексию по поводу своего места в искусстве.
Экранных постановок о съёмках, творческих кризисах и о том, в каких муках рождается кино, немало. Можно вспомнить «Восемь с половиной», «Рабу любви», «Аве, Цезарь», мультипликационный «Фильм, фильм, фильм», сериал «Оттепель», относительно недавний «Манк». Тема, в принципе, неисчерпаемая. Да и зрителю всегда интересно: что творится за кадром, дружит ли сценарист с режиссёром, а режиссёр с оператором, кто с кем спит, кто под кого копает?
Несмотря на общие исходные данные, сериал вышел более сложным и развёрнутым, чем спектакль. Зрителя заставляют блуждать между несколькими временными промежутками. Мы следуем за сознанием главного героя: режиссёр то вспоминает, как к нему пришла идея фильма, то настраивает съёмочную команду перед финальным прогоном. Но всё это смотрится бойко, естественно. Ничего не надо додумывать.
Сериал не скупится на подробности, связанные с производством кино. Он погружает аудиторию в мир профессионального юмора, терминов и традиций. При этом создатели не забывают о рядовом зрителе, вводят в сюжет пояснения и расшифровки. Иногда герои отвлекаются от ролей, чтобы театрально (в духе ранних лент Вуди Аллена) прокомментировать в камеру, что такое «шапка» и почему на ней «колбаса».
«В Бореньке чего-то нет» — история о живых людях, талантах и сомнениях, близкая и понятная каждому. Если духовный контакт между создателями налажен, это значит, что и зритель останется всем доволен.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Сказки Пушкина для взрослых», КиноПоиск HD
Современное переложение бессмертной классики. Автор идеи — журналист, писатель, а теперь шоураннер Михаил Зыгарь. Сказки поставили режиссёры с совершенно разным художественным почерком: Ксения Зуева («Вмешательство»), Оксана Карас («Доктор Лиза») и Наталья Кудряшова (упомянутая выше «Герда»).
Рыбак (Павел Попов) по-прежнему беден, но сегодня он закидывает невод не в море, а в приложение для знакомств: цепляет там курортниц, хорошо проводит с ними время, а потом ворует кошелёк и бежит домой. Там его ждёт сварливая Старуха (Дарья Жовнер), жаждущая всё больших богатств. Золотая рыбка (Ингеборга Дапкунайте) подвернулась Рыбаку на кинофестивале (серию снимали в Сочи, на тусовке «Кинотавра»), и между ними загорелась настоящая любовь. Старуха же имеет вполне конкретные запросы, которые безвольный Рыбак в состоянии выпросить у спонсорши за интим.
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Свет-зеркальце — это экран айфона, разговаривающий комментариями из прямого эфира инстаграма. Кто на свете всех милее? «Отметить пользователя». Разгневанная Царица велит Чернавке (Игорь Верник) убрать гламурную рэпершу-Царевну (Полина Гухман) с глаз долой. Неугодной красавице подкидывают наркотики и увозят, но не в лес, как в сказке, а в рехаб.
Зрители, судя по рейтингам, остались недовольны как первыми эпизодами, так и самой идеей сериала. Русскую классику, по их мнению, можно осовременить по-разному. Но авторы выбрали неправильную подачу, пытаясь показать Пушкина через гламурные вечеринки, зависимость от социальных сетей и разгульный образ жизни, что, конечно, не совсем ново. Что ж, на мой взгляд, идея всё-таки интересная. Сам Александр Сергеевич, живи он сейчас, тоже, наверное, отжигал бы на светских раутах вместе с царевичем Елисеем (играет рэпер OG Buda). Это как минимум.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «„Нельзя победить народ“. Интервью с режиссёром-документалистом Вячеславом Серкезом».