Русский киностриминг. Ноябрь

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем чита­те­лям о рос­сий­ских филь­мах и сери­а­лах, вышед­ших на стри­мин­го­вых площадках.

Послед­ний месяц осе­ни подо­шёл к кон­цу. До онлай­на добра­лись фести­валь­ные новин­ки: «Иван Дени­со­вич» от куль­то­во­го 87-лет­не­го режис­сё­ра Гле­ба Пан­фи­ло­ва по моти­вам пове­сти Сол­же­ни­цы­на, мрач­ная и холод­ная «Гер­да» Ната­льи Куд­ря­шо­вой, «Дело» Алек­сея Германа-младшего.

Сери­аль­ные пре­мье­ры тоже интри­гу­ют: вышел затя­нув­ший­ся в про­из­вод­стве «Собор», спро­дю­си­ро­ван­ный Джа­ни­ком Фай­зи­е­вым и Кон­стан­ти­ном Эрн­стом. Уже досту­пен к про­смот­ру пер­вый сери­ал от «Квар­те­та И», постав­лен­ный по их соб­ствен­но­му спек­так­лю «В Борень­ке чего-то нет». А Кино­По­иск HD пока­зы­ва­ет маня­щие псев­до­эро­ти­че­ским назва­ни­ем «Сказ­ки Пуш­ки­на для взрос­лых». Рас­ска­жем про всё.


«Иван Денисович», Premier

Преды­ду­щий фильм Гле­ба Пан­фи­ло­ва — по соб­ствен­но­му сце­на­рию и для боль­шо­го экра­на — «Рома­но­вы. Вен­це­нос­ная семья» вышел в про­кат боль­ше 20 лет назад. Шесть лет спу­стя режис­сёр пред­при­нял самую мас­штаб­ную попыт­ку пере­но­са про­зы Сол­же­ни­цы­на на теле­экран — «В кру­ге пер­вом». Но сери­аль­ный фор­мат буд­то оттал­ки­вал пер­во­ис­точ­ник — даже несмот­ря на то, что сце­на­рий был создан самим писа­те­лем. «Иван Дени­со­вич» сде­лан с иной мерой услов­но­сти. Перед нами дей­стви­тель­но воль­ное прочтение.

Что пока­зал нам Сол­же­ни­цын? Самый обыч­ный день рядо­во­го зэка — «таких дней в его сро­ке от звон­ка до звон­ка было три тыся­чи шесть­сот пять­де­сят три». Думы Ива­на Дени­со­ви­ча о хле­бе, о каше. А если ещё и «в кар­цер не поса­ди­ли, хоро­шо про­цен­тов­ку закры­ли, под­ра­бо­тал вече­ром и табач­ку купил», так и вооб­ще — «жить мож­но». Вот это-то и было самое страш­ное у Сол­же­ни­цы­на — чело­век-вещь, чело­век-вошь. Уни­жен­ный и оскорб­лён­ный чело­век, от кото­ро­го оста­лась толь­ко одна бук­ва — та, что на лагер­ной робе.

Что пока­зы­ва­ет нам Глеб Пан­фи­лов? Перед зри­те­лем предыс­то­рия: Иван Дени­со­вич под­бил пять тан­ков в нерав­ном бою, попал в плен, пре­одо­лел мин­ное поле. В совет­ском лаге­ре за несколь­ко дней до осво­бож­де­ния пошёл за това­ри­ща на 10 суток кар­це­ра. Здесь не рядо­вой зэк — на экране самый насто­я­щий герой!

Лагерь, похо­жий с пер­вых кад­ров на пря­нич­ный домик, ока­зы­ва­ет­ся ужас­ным местом, где лома­ют судь­бы людей. Мы это зна­ем, чита­ли. Но нам пока­зы­ва­ют не ожи­да­е­мо­го малень­ко­го чело­ве­ка, а под­лин­ную глы­бу, подвиж­ни­ка. В обра­зе кино­ге­роя (а так­же в сюже­те: финал, предыс­то­рия и ещё пара мест) с тек­стом Сол­же­ни­цы­на, с про­стец­ки­ми кре­стьян­ски­ми фра­за­ми его Ива­на Дени­со­ви­ча, кото­рый про­сто живёт-выжи­ва­ет, у филь­ма совсем мало обще­го. А пото­му и напи­са­но: «по мотивам».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Герда», Start

После пре­мьер в Локар­но (приз за луч­шую жен­скую роль дебю­тант­ке Ана­ста­сии Кра­сов­ской) и на «Кино­тав­ре» (спе­ци­аль­ный диплом жюри) в оте­че­ствен­ный интер­нет-про­кат выхо­дит дра­ма Ната­льи Куд­ря­шо­вой «Гер­да» — двух­ча­со­вой трип по серым буд­ням и нео­но­вым ночам сту­дент­ки соц­фа­ка, под­ра­ба­ты­ва­ю­щей в клубе.

Глав­ная геро­и­ня лен­ты — девуш­ка Лера из про­вин­ции (Ана­ста­сия Кра­сов­ская), вынуж­ден­ная вести двой­ную жизнь. Днём она ску­ча­ет на лек­ци­ях по социо­ло­гии и ходит по квар­ти­рам с нуд­ны­ми опро­са­ми, а вече­ром тан­цу­ет в стрип-клу­бе. К про­бле­мам чужих людей Лера рав­но­душ­на, но за близ­ких чув­ству­ет боль­шую ответ­ствен­ность, кото­рая дово­дит её до пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства. Как и мать-луна­тик (Юлия Мар­чен­ко), Лера верит, что где-то есть луч­ший мир, толь­ко, воз­мож­но, не в реаль­но­сти, а лишь во снах.

Ещё на ста­дии кастин­га фильм вызвал вол­ну непри­я­тия в соц­се­тях. Для поис­ка актри­сы на глав­ную роль режис­сёр кар­ти­ны Ната­лья Куд­ря­шо­ва раз­ме­сти­ла фото­гра­фию Эль Фан­нинг из «Нео­но­во­го демо­на» в Facebook. Она напи­са­ла, что нуж­на такая же моло­дая, сек­су­аль­ная, кра­си­вая девуш­ка. О собы­ти­ях, раз­вер­нув­ших­ся в интер­не­те, рас­ска­зы­ва­ет сама постановщица:

«И меня сра­зу захей­ти­ли. Антон Долин пере­по­стил моё объ­яв­ле­ние в Facebook, и пошли жут­кие ком­мен­та­рии — сна­ча­ла ему, потом мне в лич­ку. На про­тя­же­нии несколь­ких дней меня назы­ва­ли сек­сист­кой, абью­зер­шей, ещё кем-то. Настя (испол­ни­тель­ни­ца глав­ной роли), конеч­но, намно­го слож­нее, и пер­со­наж слож­нее. Мне нуж­на была неуправ­ля­е­мая ман­кость, сек­су­аль­ность дру­го­го рода, но я мно­го кого назы­ва­ла как рефе­ренс: Жюльет Бинош, Лив Тай­лер, Дру­бич, девоч­ку из „Лоли­ты“ — не толь­ко Фаннинг».

На VATNIKSTAN уже выхо­дил текст про эту кино­кар­ти­ну. Для даль­ней­ше­го чте­ния отсы­лаю чита­те­лей к мате­ри­а­лу Ека­те­ри­ны Ерём­ки­ной, деталь­но разо­брав­шей смысл «Гер­ды» и её посыл.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Дело», Start

В Кан­нах «Дело» Алек­сея Гер­ма­на-млад­ше­го вошло в про­грам­му «Осо­бый взгляд». Рос­сий­ское игро­вое кино в послед­нее вре­мя прак­ти­че­ски пол­но­стью свер­ну­ло обсуж­де­ние поли­ти­ки, поэто­му почти каж­дое (а тут ещё име­ни­тый автор!) выска­зы­ва­ние за рубе­жом зву­чит гром­че, чем дома.

Кар­ти­на очень камер­ная, не совсем похо­жая на преж­ние слож­ные и закру­чен­ные рабо­ты режис­сё­ра. Фор­маль­ной при­чи­ной выхо­да лен­ты ста­ла вынуж­ден­ная оста­нов­ка про­из­вод­ства «Воз­ду­ха» — мону­мен­таль­ной эпо­пеи Гер­ма­на о совет­ских лёт­чи­цах вре­мён Вто­рой миро­вой. Ощу­щая твор­че­скую ско­ван­ность из-за пан­де­мии, режис­сёр взял из сто­ла дав­но отло­жен­ный сце­на­рий и пре­вра­тил его в «Дело».

В цен­тре филь­ма — про­фес­сор-фило­лог Давид Аха­лад­зе (Мераб Нинид­зе), ока­зав­ший­ся под домаш­ним аре­стом из-за пре­сле­до­ва­ния кор­рум­пи­ро­ван­ной вла­сти. Он рас­крыл воров­скую схе­му дей­ству­ю­ще­го мэра, за что сам ока­зал­ся под след­стви­ем. Его обви­ня­ют в хище­нии, кото­ро­го он не совер­шал. В руках зла всё: поли­ция, СМИ, недо­воль­ные обы­ва­те­ли, кото­рые каж­дое утро устра­и­ва­ют митин­ги под окна­ми про­фес­со­ра, и титуш­ки, кото­рые изби­ва­ют Дави­да в подъезде.

Для кино о полит­зе­ках и про­из­во­ле вла­сти «Дело» вышло очень сдер­жан­ным. Воз­глас недо­воль­ства у Гер­ма­на — сип­лый и апа­тич­ный. То ли пото­му, что все дав­но сорва­ли голо­са, то ли из-за того, что гово­рить о поли­ти­ке теперь мож­но толь­ко шёпо­том. Хотя почти все пер­со­на­жи филь­ма не спо­соб­ны даже на это: быв­шая жена (Ана­ста­сия Мель­ни­ко­ва), быв­шие кол­ле­ги (под дав­ле­ни­ем мэра про­фес­со­ра уволь­ня­ют) и даже читав­ший Ору­эл­ла сле­до­ва­тель (Алек­сандр Паль) пред­ла­га­ют при­знать вину. Так хотя бы появит­ся шанс на услов­ный срок. А может быть и не появит­ся. Дело в Рос­сии всё рав­но идёт вне зави­си­мо­сти от пока­за­ний свидетелей.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Везёт», Ivi

Иван Пота­пов (Евге­ний Цыга­нов) когда-то дав­но был про­фес­си­о­наль­ным мото­гон­щи­ком. Но его карье­ра оста­лась в про­шлом: после ава­рии Иван чудом остал­ся жив и теперь на пушеч­ный выстрел боит­ся при­бли­жать­ся к бай­ку. Зри­тель встре­ча­ет Пота­по­ва не в самом луч­шем состо­я­нии — из-за частых запо­ев от него ушла жена (Яна Сек­сте), запре­тив при­бли­жать­ся к их сыну. Быв­ший гон­щик и пья­ни­ца зара­ба­ты­ва­ет на жизнь «трез­вым води­те­лем»: под­во­зит до дома тех, кто сам сесть за руль не смо­жет — уж Пота­пов-то их понимает.

Одна­жды к его услу­гам обра­ща­ет­ся незна­ко­мый ста­рик (послед­няя роль Вла­ди­ми­ра Мень­шо­ва), и с это­го момен­та жизнь Пота­по­ва пере­во­ра­чи­ва­ет­ся с ног на голо­ву. Судь­бо­нос­ная встре­ча с пен­си­о­не­ром и его «Побе­дой» ста­ла точ­кой отсчё­та для всех после­ду­ю­щих собы­тий. Порой мисти­че­ских, а порой очень жиз­нен­ных и до боли знакомых.

Кро­ме актёр­ско­го соста­ва, ниче­го не пред­ре­ка­ло силь­но­го инте­ре­са у пуб­ли­ки, кото­рый в ито­ге про­ект «Везёт» полу­чил. Созда­те­ли выбра­ли пра­виль­ное направ­ле­ние мыс­ли — иро­ния над совре­мен­но­стью, кото­рую твор­цы фести­валь­но­го кино при­вык­ли опла­ки­вать. Анту­раж забы­той про­грес­сом глу­бин­ки Юрий Быков пре­вра­тил бы в дра­му о гни­ю­щей Рос­сии, где чест­ные уми­ра­ют, а зло­деи жире­ют, отби­рая хлеб у бед­ных и достой­ных. Но вме­сто гру­бо­го реа­лиз­ма режис­сёр Вла­ди­мир Щеголь­ков выбрал жанр фан­тас­ма­го­рии. В филь­ме нет попы­ток что-то при­укра­сить. Но есть вера в доб­рое нача­ло, кото­рой ощу­ти­мо недо­ста­ёт сего­дняш­не­му кино.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Собор», Okko

Okko 4 нояб­ря, в День народ­но­го един­ства, пред­ста­вил зри­те­лям сери­ал «Собор» — сказ­ку по моти­вам исто­рии Пет­ров­ской России.

Иван (Сер­гей Марин) да Марья (Свет­ла­на Ива­но­ва) вырос­ли вме­сте, но лишь в воз­расте вступ­ле­ния в брак осо­зна­ли нера­вен­ство сво­их соци­аль­ных ста­ту­сов. Она — княж­на со ста­ро­ре­жим­ным отцом-тира­ном Бада­ри­ным (Алек­сандр Балу­ев). Он — холоп, кото­ро­му каж­дый миг норо­вят напом­нить о его бес­прав­ном поло­же­нии. Иван само­заб­вен­но любит Марью и посто­ян­но её пре­сле­ду­ет, чем силь­но гне­вит бари­на. В ито­ге холоп, взяв с воз­люб­лен­ной обе­ща­ние дождать­ся, пока тот ста­нет кня­зем, отправ­ля­ет­ся в бега с бар­ским сыном Андре­ем (Алек­сей Бар­ду­ков). Кри­вая дорож­ка заво­дит пут­ни­ков в армию царя Пет­ра (Мак­сим Аверин).

Поче­му «Собор» назы­ва­ет­ся имен­но так, мы узна­ем лишь в тре­тьей серии. 1703 год: неудач­ная оса­да Нар­вы, контр­ата­ка шве­дов. Наём­ные немец­кие офи­це­ры бес­слав­но бежа­ли, рус­ские сол­да­ты в заме­ша­тель­стве. Рядо­вой Иван быст­ро ори­ен­ти­ру­ет­ся в тумане, руко­во­дя горст­кой бой­цов, стро­ит из телег кру­го­вую обо­ро­ну. Перед нерав­ной схват­кой он молит­ся у ико­ны. Усло­вие такое: если Бог помо­жет высто­ять, то Иван обя­за­тель­но постро­ит в честь побе­ды храм. Чудо про­ис­хо­дит, бой­цы воз­вра­ща­ют­ся к сво­им, а царь повы­ша­ет бег­ло­го холо­па в звании.

«Собор», кажет­ся, собрал все штам­пы исто­ри­че­ских теле­се­ри­а­лов. В каж­дом кад­ре и сцене, в каж­дом сюжет­ном пово­ро­те он неот­ли­чим от любо­го ана­ло­га с экра­на «Пер­во­го кана­ла». Звёзд­ный состав с при­кле­ен­ны­ми уса­ми, боро­да­ми и пари­ка­ми, разо­де­тый в видав­шие виды «мос­филь­мов­ские» костю­мы, не вызы­ва­ет ниче­го, кро­ме лёг­кой дре­мо­ты. Даже ска­зоч­но-супер­ге­рой­ское путе­ше­ствие про­сто­го рус­ско­го Вань­ки из гря­зи в кня­зи не вызы­ва­ет ника­ко­го интереса.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«В Бореньке чего-то нет», Start

Чего ожи­дать от сери­а­ла, несмот­ря на новый для кол­лек­ти­ва фор­мат, могут вполне ясно пред­ста­вить те, кто хоть немно­го зна­ком с твор­че­ством «Квар­те­та И».
По сюже­ту съё­моч­ная груп­па соби­ра­ет­ся отме­тить завер­ше­ние оче­ред­но­го про­ек­та. Они выплёс­ки­ва­ют все эмо­ции, нако­пив­ши­е­ся за вре­мя рабо­ты, вспо­ми­на­ют ста­рые оби­ды, завер­ша­ют слу­жеб­ные рома­ны, а режис­сёр (Мак­сим Витор­ган) и вовсе погру­жа­ет­ся в глу­бо­кую рефлек­сию по пово­ду сво­е­го места в искусстве.

Экран­ных поста­но­вок о съём­ках, твор­че­ских кри­зи­сах и о том, в каких муках рож­да­ет­ся кино, нема­ло. Мож­но вспом­нить «Восемь с поло­ви­ной», «Рабу люб­ви», «Аве, Цезарь», муль­ти­пли­ка­ци­он­ный «Фильм, фильм, фильм», сери­ал «Отте­пель», отно­си­тель­но недав­ний «Манк». Тема, в прин­ци­пе, неис­чер­па­е­мая. Да и зри­те­лю все­гда инте­рес­но: что тво­рит­ся за кад­ром, дру­жит ли сце­на­рист с режис­сё­ром, а режис­сёр с опе­ра­то­ром, кто с кем спит, кто под кого копает?

Несмот­ря на общие исход­ные дан­ные, сери­ал вышел более слож­ным и раз­вёр­ну­тым, чем спек­такль. Зри­те­ля застав­ля­ют блуж­дать меж­ду несколь­ки­ми вре­мен­ны­ми про­ме­жут­ка­ми. Мы сле­ду­ем за созна­ни­ем глав­но­го героя: режис­сёр то вспо­ми­на­ет, как к нему при­шла идея филь­ма, то настра­и­ва­ет съё­моч­ную коман­ду перед финаль­ным про­го­ном. Но всё это смот­рит­ся бой­ко, есте­ствен­но. Ниче­го не надо додумывать.

Сери­ал не ску­пит­ся на подроб­но­сти, свя­зан­ные с про­из­вод­ством кино. Он погру­жа­ет ауди­то­рию в мир про­фес­си­о­наль­но­го юмо­ра, тер­ми­нов и тра­ди­ций. При этом созда­те­ли не забы­ва­ют о рядо­вом зри­те­ле, вво­дят в сюжет пояс­не­ния и рас­шиф­ров­ки. Ино­гда герои отвле­ка­ют­ся от ролей, что­бы теат­раль­но (в духе ран­них лент Вуди Алле­на) про­ком­мен­ти­ро­вать в каме­ру, что такое «шап­ка» и поче­му на ней «кол­ба­са».

«В Борень­ке чего-то нет» — исто­рия о живых людях, талан­тах и сомне­ни­ях, близ­кая и понят­ная каж­до­му. Если духов­ный кон­такт меж­ду созда­те­ля­ми нала­жен, это зна­чит, что и зри­тель оста­нет­ся всем доволен.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Сказки Пушкина для взрослых», КиноПоиск HD

Совре­мен­ное пере­ло­же­ние бес­смерт­ной клас­си­ки. Автор идеи — жур­на­лист, писа­тель, а теперь шоуран­нер Миха­ил Зыгарь. Сказ­ки поста­ви­ли режис­сё­ры с совер­шен­но раз­ным худо­же­ствен­ным почер­ком: Ксе­ния Зуе­ва («Вме­ша­тель­ство»), Окса­на Карас («Док­тор Лиза») и Ната­лья Куд­ря­шо­ва (упо­мя­ну­тая выше «Гер­да»).

Рыбак (Павел Попов) по-преж­не­му беден, но сего­дня он заки­ды­ва­ет невод не в море, а в при­ло­же­ние для зна­комств: цеп­ля­ет там курорт­ниц, хоро­шо про­во­дит с ними вре­мя, а потом вору­ет коше­лёк и бежит домой. Там его ждёт свар­ли­вая Ста­ру­ха (Дарья Жов­нер), жаж­ду­щая всё боль­ших богатств. Золо­тая рыб­ка (Ингеб­ор­га Дап­ку­най­те) под­вер­ну­лась Рыба­ку на кино­фе­сти­ва­ле (серию сни­ма­ли в Сочи, на тусов­ке «Кино­тав­ра»), и меж­ду ними заго­ре­лась насто­я­щая любовь. Ста­ру­ха же име­ет вполне кон­крет­ные запро­сы, кото­рые без­воль­ный Рыбак в состо­я­нии выпро­сить у спон­сор­ши за интим.

В «Сказ­ке о мёрт­вой царевне и семи бога­ты­рях» Свет-зер­каль­це — это экран айфо­на, раз­го­ва­ри­ва­ю­щий ком­мен­та­ри­я­ми из пря­мо­го эфи­ра инста­гра­ма. Кто на све­те всех милее? «Отме­тить поль­зо­ва­те­ля». Раз­гне­ван­ная Цари­ца велит Чер­нав­ке (Игорь Вер­ник) убрать гла­мур­ную рэпер­шу-Царев­ну (Поли­на Гух­ман) с глаз долой. Неугод­ной кра­са­ви­це под­ки­ды­ва­ют нар­ко­ти­ки и уво­зят, но не в лес, как в сказ­ке, а в рехаб.

Зри­те­ли, судя по рей­тин­гам, оста­лись недо­воль­ны как пер­вы­ми эпи­зо­да­ми, так и самой иде­ей сери­а­ла. Рус­скую клас­си­ку, по их мне­нию, мож­но осо­вре­ме­нить по-раз­но­му. Но авто­ры выбра­ли непра­виль­ную пода­чу, пыта­ясь пока­зать Пуш­ки­на через гла­мур­ные вече­рин­ки, зави­си­мость от соци­аль­ных сетей и раз­гуль­ный образ жиз­ни, что, конеч­но, не совсем ново. Что ж, на мой взгляд, идея всё-таки инте­рес­ная. Сам Алек­сандр Сер­ге­е­вич, живи он сей­час, тоже, навер­ное, отжи­гал бы на свет­ских рау­тах вме­сте с царе­ви­чем Ели­се­ем (игра­ет рэпер OG Buda). Это как минимум.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


Читай­те так­же «„Нель­зя побе­дить народ“. Интер­вью с режис­сё­ром-доку­мен­та­ли­стом Вяче­сла­вом Сер­ке­зом»

Поделиться