Музыкальные релизы: что мы слушали в мае 2022 года

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» VATNIKSTAN каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ет о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных испол­ни­те­лей самых раз­ных жан­ров, кото­рые могут укра­сить ваш плейлист.

В этот раз: соль­ный диск от лиде­ра Rape Tape, аку­сти­че­ский номер само­го пер­спек­тив­но­го нович­ка рус­ской сце­ны, обыч­ный шугейз и дежур­ный пост­панк от ста­рич­ков. Испол­ни­те­ли всё чаще бегут в эска­пизм, пред­ла­гая нам обра­зы утра­чен­но­го про­шло­го. Но нуж­на ли сей­час рус­ской музы­ке ностальгия?


Фея нервных окончаний — Четыре

«ФНО» — соль­ный рэп-про­ект Алек­сандра Янчу­ка, лиде­ра хаба­ров­ских шумо­ви­ков Rape Tape. Янчук опре­де­ля­ет свою музы­ку как «бипо­ляр­ная элек­тро­ни­ка». Но пока его твор­че­ство оста­ёт­ся таким, слу­шать «ФНО» невоз­мож­но. Так, в тре­ке «Чума» слу­ша­те­ля ждёт мало­убе­ди­тель­ная «экзи­стен­ци­аль­ная», манер­ная лири­ка про таб­лет­ки и дру­гие кли­ше. Герой гото­вит­ся при­нять веще­ства или, что хуже, скор­мить их публике.

К сча­стью, един­ствен­ный трек, кото­рый соот­вет­ству­ет это­му без­об­ра­зию, — пер­вый. В осталь­ном на аль­бо­ме мно­го сюр­при­зов. Здесь и сем­плы с эфи­ров Пер­во­го кана­ла (ред­кий для Янчу­ка след реаль­но­сти), и джа­зо­вые рит­мы, и рас­пев­ки в «Голо­де», аки Джон Фру­шан­те, — да и общий вайб пес­ни напом­нил о вре­ме­нах Bad Balance. В общем, любо­пыт­но. Жаль, что мало. Если Rape Tape шли корот­кие рели­зы, то «ФНО» успе­ва­ет пой­мать на крю­чок толь­ко к тре­тье­му треку.

Есть, прав­да, одна про­бле­ма, харак­тер­ная для все­го рэпа Янчу­ка, — пол­ное отсут­ствие пан­чей. Музы­ка здесь все­гда инте­рес­ней текстов.



Май Искариот — Гербарий

Глэм-гот коман­да выпу­сти­ла новый син­гл в пред­две­рии аль­бо­ма. На этот раз ника­кой элек­тро­ни­ки, а толь­ко аку­сти­ка и боуив­ский голос фронт­ме­на Саши Верёв­ки. В «Гер­ба­рии» нет маг­не­ти­че­ской цеп­ко­сти «Цве­ти­ка» — преды­ду­ще­го и само­го замет­но­го сингла «Мая Иска­ри­о­та». Впро­чем, и не долж­но: новую пес­ню явно выло­жи­ли как раз­мин­ку для слушателей.

А вот от аль­бо­ма ожи­да­ния высо­ки: «Май Иска­ри­от» — одна их самых мно­го­обе­ща­ю­щих групп Рос­сии. Она может пред­ло­жить нечто новое в зако­сте­не­лой оте­че­ствен­ной инди-музы­ке. Полу­чит­ся ли — вопрос. Но имен­но поэто­му аль­бом будем судить стро­го. А пока ждём.


Акульи слёзы — Ссадины

Вго­ня­ю­щий в оце­пе­не­ние саунд шугей­за часто слу­жит оде­я­лом, куда слу­ша­тель пря­чет­ся от угро­жа­ю­ще­го мира. Тем и велик. Новый аль­бом «Аку­льих слёз» — ещё одно упраж­не­ние в жан­ре. Мило, уют­но, атмо­сфер­но — и ненуж­но. Как и любой деся­ти­ты­сяч­ный аль­бом из дав­но усто­яв­ше­го­ся жан­ра. Нынеш­ние вре­ме­на под­ска­зы­ва­ют, что эска­пист­ской музы­ки будет всё боль­ше. Но отто­го раз­дра­жа­ет пас­сив­ность у музы­кан­тов, гото­вых мак­си­мум к рефлек­сии, а не к реформации.

Впро­чем, свою рабо­ту «Аку­льи Слё­зы» выпол­ня­ют хоро­шо. В наши дни к шугей­зу с дрим­по­пом отно­сят даже ане­мич­ные кол­лек­ти­вы по типу «Уву­лы», что не уме­ют и не хотят рабо­тать со зву­ком. На их фоне хочет­ся напи­сать про «сле­зи­нок» как про Шугейз с боль­шой буквы.


АНДЕГРАУНД — «Зеркало»

Всё в этой музы­ке хоро­шо: про­дак­шен, инстру­мен­тал, грув, не самые три­ви­аль­ные рефе­рен­сы. Раз­ве что под­ка­ча­ли тек­сты. Хотя голос тут выпол­ня­ет в первую оче­редь инстру­мен­таль­ную функ­цию, но выве­ден он впе­рёд. Каж­дое сло­во слыш­но, а пото­му изба­вить­ся от заме­ча­ний к тек­сту не полу­чит­ся. Лири­ка у «АНДЕГРАУНДА» в разы сла­бее осталь­ных ком­по­нен­тов. Но сда­ёт­ся, что кол­лек­тив это наверстает.

Есть про­бле­ма более глу­бо­кая, свя­зан­ная не столь­ко с музы­кой, сколь­ко с самой груп­пой. Это при­шель­цы из про­шло­го — появив­ши­е­ся где-то меж­ду модой на брит-поп у мос­ков­ских хип­сте­ров и новой вол­ной а‑ля Pompeya и Tesla Boy. Раз­ве что «АНДЕГРАУНД» поют на рус­ском — но в отсут­ствие запо­ми­на­ю­щих­ся тре­ков так и не дотя­ну­ли до частых рота­ций. Рафи­ни­ро­ван­ная, радий­но-дру­же­люб­ная и пол­но­стью отре­зан­ная от реаль­но­сти груп­па. Рос­сия боль­ше так не зву­чит. Поп-музы­ку, что дела­ет вид, буд­то ниче­го не изме­ни­лось, — в утиль.

Это не зна­чит, что груп­пам нуж­но писать поли­ти­че­ские пес­ни. Важ­но искать язык, адек­ват­ный новой реаль­но­сти. А не оста­вать­ся запоз­да­лым аттрак­ци­о­ном мелан­хо­лич­ных про­гу­лок по Санкт-Петер­бур­гу нуле­вых, из кото­ро­го ста­ра­лись сде­лать «рус­ский Париж». Это — совсем не то, чем будет новым андеграундом.



Motorama — Tomorrow

«Мото­ра­му» дежур­но назы­ва­ют глав­ной пост­панк-груп­пой Рос­сии. Когда-то ростов­ская коман­да вер­ну­ла попу­ляр­ность жан­ру, пре­бы­вав­ше­му то ли в ана­би­о­зе, то ли во вре­мен­ной пере­за­груз­ке. Но пост­панк дви­нул­ся даль­ше, спол­на напло­див соб­ствен­ных вари­а­ций: Shortparis, Glintshake, ПФКБ, PLOHO, Mirrored Lips — мож­но пере­чис­лять бесконечно.

На их фоне «Мото­ра­ма» кажет­ся ана­хро­нич­ной. Да и Пар­шин под­ли­ва­ет мас­ла в огонь совсем стар­че­ски­ми при­чи­та­ни­я­ми о совре­мен­ных кол­лек­ти­вах. Так что ниче­го ново­го ждать не сто­ит. Но и ругать­ся на груп­пу-аттрак­ци­он будет глу­по. Нор­маль­но, что ста­ри­ки ещё есть. Одна­ко син­гл было б луч­ше назвать Yesterday.


Читай­те так­же «„Всё порви, нач­ни сна­ча­ла“: исто­ки и буду­щее пост­пан­ка в Рос­сии»

Поделиться