В рубрике «Музыкальные релизы» VATNIKSTAN каждый месяц рассказывает о новых интересных синглах и альбомах отечественных исполнителей самых разных жанров, которые могут украсить ваш плейлист.
В этот раз: сольный диск от лидера Rape Tape, акустический номер самого перспективного новичка русской сцены, обычный шугейз и дежурный постпанк от старичков. Исполнители всё чаще бегут в эскапизм, предлагая нам образы утраченного прошлого. Но нужна ли сейчас русской музыке ностальгия?
Фея нервных окончаний — Четыре
«ФНО» — сольный рэп-проект Александра Янчука, лидера хабаровских шумовиков Rape Tape. Янчук определяет свою музыку как «биполярная электроника». Но пока его творчество остаётся таким, слушать «ФНО» невозможно. Так, в треке «Чума» слушателя ждёт малоубедительная «экзистенциальная», манерная лирика про таблетки и другие клише. Герой готовится принять вещества или, что хуже, скормить их публике.
К счастью, единственный трек, который соответствует этому безобразию, — первый. В остальном на альбоме много сюрпризов. Здесь и семплы с эфиров Первого канала (редкий для Янчука след реальности), и джазовые ритмы, и распевки в «Голоде», аки Джон Фрушанте, — да и общий вайб песни напомнил о временах Bad Balance. В общем, любопытно. Жаль, что мало. Если Rape Tape шли короткие релизы, то «ФНО» успевает поймать на крючок только к третьему треку.
Есть, правда, одна проблема, характерная для всего рэпа Янчука, — полное отсутствие панчей. Музыка здесь всегда интересней текстов.
Май Искариот — Гербарий
Глэм-гот команда выпустила новый сингл в преддверии альбома. На этот раз никакой электроники, а только акустика и боуивский голос фронтмена Саши Верёвки. В «Гербарии» нет магнетической цепкости «Цветика» — предыдущего и самого заметного сингла «Мая Искариота». Впрочем, и не должно: новую песню явно выложили как разминку для слушателей.
А вот от альбома ожидания высоки: «Май Искариот» — одна их самых многообещающих групп России. Она может предложить нечто новое в закостенелой отечественной инди-музыке. Получится ли — вопрос. Но именно поэтому альбом будем судить строго. А пока ждём.
Акульи слёзы — Ссадины
Вгоняющий в оцепенение саунд шугейза часто служит одеялом, куда слушатель прячется от угрожающего мира. Тем и велик. Новый альбом «Акульих слёз» — ещё одно упражнение в жанре. Мило, уютно, атмосферно — и ненужно. Как и любой десятитысячный альбом из давно устоявшегося жанра. Нынешние времена подсказывают, что эскапистской музыки будет всё больше. Но оттого раздражает пассивность у музыкантов, готовых максимум к рефлексии, а не к реформации.
Впрочем, свою работу «Акульи Слёзы» выполняют хорошо. В наши дни к шугейзу с дримпопом относят даже анемичные коллективы по типу «Увулы», что не умеют и не хотят работать со звуком. На их фоне хочется написать про «слезинок» как про Шугейз с большой буквы.
АНДЕГРАУНД — «Зеркало»
Всё в этой музыке хорошо: продакшен, инструментал, грув, не самые тривиальные референсы. Разве что подкачали тексты. Хотя голос тут выполняет в первую очередь инструментальную функцию, но выведен он вперёд. Каждое слово слышно, а потому избавиться от замечаний к тексту не получится. Лирика у «АНДЕГРАУНДА» в разы слабее остальных компонентов. Но сдаётся, что коллектив это наверстает.
Есть проблема более глубокая, связанная не столько с музыкой, сколько с самой группой. Это пришельцы из прошлого — появившиеся где-то между модой на брит-поп у московских хипстеров и новой волной а‑ля Pompeya и Tesla Boy. Разве что «АНДЕГРАУНД» поют на русском — но в отсутствие запоминающихся треков так и не дотянули до частых ротаций. Рафинированная, радийно-дружелюбная и полностью отрезанная от реальности группа. Россия больше так не звучит. Поп-музыку, что делает вид, будто ничего не изменилось, — в утиль.
Это не значит, что группам нужно писать политические песни. Важно искать язык, адекватный новой реальности. А не оставаться запоздалым аттракционом меланхоличных прогулок по Санкт-Петербургу нулевых, из которого старались сделать «русский Париж». Это — совсем не то, чем будет новым андеграундом.
Motorama — Tomorrow
«Мотораму» дежурно называют главной постпанк-группой России. Когда-то ростовская команда вернула популярность жанру, пребывавшему то ли в анабиозе, то ли во временной перезагрузке. Но постпанк двинулся дальше, сполна наплодив собственных вариаций: Shortparis, Glintshake, ПФКБ, PLOHO, Mirrored Lips — можно перечислять бесконечно.
На их фоне «Моторама» кажется анахроничной. Да и Паршин подливает масла в огонь совсем старческими причитаниями о современных коллективах. Так что ничего нового ждать не стоит. Но и ругаться на группу-аттракцион будет глупо. Нормально, что старики ещё есть. Однако сингл было б лучше назвать Yesterday.
Читайте также «„Всё порви, начни сначала“: истоки и будущее постпанка в России».