Забытая сталиниана главного кремлёвского портретиста Дмитрия Налбандяна

«Меч­та моей жиз­ни — пере­дать образ люби­мо­го вождя» — такие сло­ва при­пи­сы­вал Дмит­рию Арка­дье­ви­чу Нал­бан­дя­ну один из совет­ских искус­ство­ве­дов ста­лин­ской эпо­хи. Меч­та сбы­ва­лась неод­но­крат­но. Бла­го­да­ря удач­ным порт­ре­там глав­но­го кли­ен­та Нал­бан­дян занял одно из глав­ных мест на вер­шине соц­ре­а­ли­сти­че­ско­го олим­па, обза­вёл­ся дву­мя Ста­лин­ски­ми пре­ми­я­ми, обшир­ной пау­ти­ной полез­ных зна­комств и тол­пой име­ни­тых заказ­чи­ков. После раз­вен­ча­ния куль­та лич­но­сти Дмит­рий Арка­дье­вич остал­ся «пер­вой кистью Полит­бю­ро», а его зна­ме­ни­тую ста­ли­ни­а­ну спря­та­ли в музей­ные запасники.

VATNIKSTAN собрал самые инте­рес­ные из «забы­тых» поло­тен худож­ни­ка и при­гла­ша­ет вас на неболь­шую экс­кур­сию — тут есть что вспомнить.

Дмит­рий Нал­бан­дян. Источ­ник

В нужное время в нужном месте

Нал­бан­дян обла­дал без­упреч­ной с точ­ки зре­ния совет­ской идео­ло­гии био­гра­фи­ей. Он родил­ся в Тифли­се 15 сен­тяб­ря 1906 года в боль­шой и очень бед­ной семье: чет­ве­ро детей, мать-домо­хо­зяй­ка и отец — про­стой коче­гар на желез­ной доро­ге. К сло­ву, дво­ю­род­ной сест­рой худож­ни­ка была Ашхен Сте­па­нов­на Нал­бан­дян, мать Була­та Окуд­жа­вы. В 1938 году её репрес­си­ру­ют, одна­ко твор­че­ской карье­ре начи­на­ю­ще­го крем­лёв­ско­го порт­ре­ти­ста это, как ни стран­но, не помешает.

В зага­доч­ной авто­био­гра­фии, кото­рая нико­гда не пуб­ли­ко­ва­лась, но при­во­ди­лась в неко­то­рых изда­ни­ях в каче­стве источ­ни­ка с помет­кой «из лич­но­го архи­ва», Нал­бан­дян гово­рил, что его отец был рево­лю­ци­о­не­ром и «дру­жил с Орджо­ни­кид­зе». Тягу к пре­крас­но­му буду­щий худож­ник почув­ство­вал уже в ран­нем дет­стве: ему нра­ви­лось пере­ри­со­вы­вать иллю­стра­ции из жур­на­лов и кар­тин­ки с открыток.

В 1918 году отец семей­ства был убит. Дмит­рию — тогда ещё 12-лет­не­му Мито — при­шлось бро­сить шко­лу и устро­ить­ся на кир­пич­ный завод, что­бы про­кор­мить семью. Там Нал­бан­дян позна­ко­мил­ся со скуль­пто­ром, кото­рый заве­до­вал кера­ми­че­ским отде­лом. Он помо­гал юно­му рабо­че­му, давал ему крас­ки и мате­ри­ал для леп­ки. Рабо­тать на заво­де при­шлось недол­го: в 1922 году, после того, как Гру­зия вошла в состав СССР, Нал­бан­дян посту­пил в худо­же­ствен­ную шко­лу, а в 1924 году — в Ака­де­мию худо­жеств Гру­зии, где ему посчаст­ли­ви­лось учить­ся у зна­ме­ни­то­го Евге­ния Лан­се­ре и быв­ше­го под­опеч­но­го Поле­но­ва Еги­ше Тадевосяна.

Начи­на­ю­щий худож­ник ока­зал­ся очень про­зор­лив и уже в 1928 году в каче­стве диплом­ной рабо­ты напи­сал кар­ти­ну, сюже­том кото­рой явля­лась бесе­да юно­го Ста­ли­на с мате­рью («И. В. Ста­лин с мате­рью в Гори», 1928—1929). Соглас­но всту­пи­тель­ной ста­тье искус­ство­ве­да Али­ны Васи­льев­ны Абра­мо­вой к аль­бо­му репро­дук­ций худож­ни­ка 1950 года, на созда­ние полот­на моло­до­го живо­пис­ца вдох­но­ви­ла встре­ча с мате­рью Ста­ли­на, чей «про­стой, безыс­кус­ствен­ный рас­сказ о дет­стве, учё­бе, юно­ше­ских годах вели­ко­го вождя наро­дов про­бу­ди­ли горя­чее жела­ние… напи­сать кар­ти­ну». К сожа­ле­нию, самой рабо­ты отыс­кать не уда­лось ни в ката­ло­гах репро­дук­ций, ни в Сети (не счи­тая оши­боч­но атри­бу­ти­ро­ван­ной кар­ти­ны Ана­то­лия Казанцева).

Годом ранее в жиз­ни Нал­бан­дя­на про­изо­шло ещё одно важ­ное собы­тие: за успе­хи в учё­бе он в чис­ле дру­гих сту­ден­тов был отправ­лен в Моск­ву и Ленин­град, где посе­тил глав­ные музеи стра­ны. Осо­бен­но Дмит­рия Арка­дье­ви­ча пора­зи­ли полот­на Рем­бранд­та в Эрми­та­же, «Бояры­ня Моро­зо­ва» Сури­ко­ва и «Иван Гроз­ный и его сын Иван» Репи­на в Тре­тья­ков­ской гале­рее. «Я смот­рел на его про­из­ве­де­ния как на чудо и бук­валь­но пожи­рал гла­за­ми, не веря, что всё это напи­са­но рукой худож­ни­ка», — гово­рил Нал­бан­дян о Репине. Рем­бранд­та он назы­вал «вол­шеб­ни­ком живо­пи­си». Оча­ро­ван­ный уви­ден­ным, амби­ци­оз­ный юно­ша твёр­до решил пере­ехать Моск­ву, что­бы учить­ся у сто­лич­ных мастеров.

Но сна­ча­ла Нал­бан­дя­ну при­шлось неко­то­рое вре­мя пора­бо­тать в Одес­се худож­ни­ком-муль­ти­пли­ка­то­ром. В сто­ли­цу Дмит­рий Арка­дье­вич пере­брал­ся толь­ко в кон­це 1930 года. Сна­ча­ла тру­дил­ся на «Меж­ра­б­пом­фи­ль­ме», рисо­вал кари­ка­ту­ры для «Кро­ко­ди­ла», зани­мал­ся офор­ми­тель­ски­ми рабо­та­ми. Парал­лель­но про­дол­жал зани­мать­ся живо­пи­сью, при­чём выби­рал очень свое­вре­мен­ные сюже­ты. В 1932 году вышло поста­нов­ле­ние «О пере­строй­ке лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ных орга­ни­за­ций», с кото­ро­го нача­лась эпо­ха соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма в искус­стве. Тогда же начал посте­пен­но скла­ды­вать­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на. Моло­до­го худож­ни­ка заметили.

«В ряде рай­о­нов оппор­ту­ни­сты сры­ва­ют нор­маль­ный ход пути­ны». Над­пись на лист­ке: «От рыб заяв­ле­ние: вынь­те нако­нец нас из сетей». Кари­ка­ту­ра Дмит­рия Нал­бан­дя­на. Жур­нал «Кро­ко­дил», 1931 год, № 14–15

Здесь нуж­но сде­лать неболь­шое отступ­ле­ние. Слож­но ска­зать, насколь­ко прав­ди­ва эта био­гра­фия, напи­сан­ная совет­ски­ми искус­ство­ве­да­ми. Меж­ду ста­тья­ми о Нал­бан­дяне ста­лин­ско­го и после­ста­лин­ско­го вре­ме­ни суще­ству­ют неко­то­рые раз­ли­чия, но основ­ной нар­ра­тив оста­ёт­ся преж­ним: сын рабо­че­го, вырос­ший в нище­те, смог про­ло­жить себе доро­гу в мир искус­ства бла­го­да­ря талан­ту, упор­но­му тру­ду и, разу­ме­ет­ся, забо­те люби­мой пар­тии. Мно­го поз­же худож­ник рассказывал:

«Мне при­хо­дит­ся часто бывать за пре­де­ла­ми нашей Роди­ны и видеть жизнь и быт худож­ни­ков капи­та­ли­сти­че­ских стран. Сколь­ко все­воз­мож­ных пре­пят­ствий и про­блем вста­ёт на их твор­че­ском пути… Они могут толь­ко зави­до­вать той атмо­сфе­ре все­на­род­ной забо­ты, в кото­рой тру­дим­ся мы, совет­ские масте­ра…» («Прав­да», 25 мар­та 1972 года.)

И Нал­бан­дян отве­чал пар­тии тем же, забо­тясь о под­дер­жа­нии без­упреч­но­го обра­за пра­вя­щей вер­хуш­ки. А начи­на­лось всё, конеч­но же, с порт­ре­та люби­мо­го вождя.


«Организация социал-демократического кружка в Батуми под видом встречи Нового года» (1930‑е)

Соглас­но Абра­мо­вой, кар­ти­на была напи­са­на в 1933 году, одна­ко в дру­гих ката­ло­гах её дати­ру­ют 1935 или 1936 годом. Извест­но, что рабо­та экс­по­ни­ро­ва­лась на орга­ни­зо­ван­ной по ини­ци­а­ти­ве Берии выстав­ке «К исто­рии боль­ше­вист­ских орга­ни­за­ций в Закав­ка­зье» в 1936 году.

Орга­ни­за­ция соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го круж­ка в Бату­ми под видом встре­чи Ново­го года. 1930‑е годы. Источ­ник

Полот­но изоб­ра­жа­ет эпи­зод из доре­во­лю­ци­он­ной био­гра­фии Иоси­фа (пока ещё) Джу­га­шви­ли, когда тот в кон­це 1901 года при­е­хал в Бату­ми для созда­ния соци­ал-демо­кра­ти­че­ской орга­ни­за­ции (или про­сто из-за угро­зы аре­ста). 31 декаб­ря он собрал неле­галь­ную кон­фе­рен­цию круж­ков глав­ных пред­при­я­тий Бату­ми, на кото­рой была сфор­ми­ро­ва­на соци­ал-демо­кра­ти­че­ская орга­ни­за­ция, воз­гла­вив­шая в даль­ней­шем мно­го­чис­лен­ные заба­стов­ки и демон­стра­ции батум­ских рабо­чих. Встре­ча была опи­са­на кни­ге «Рас­ска­зы ста­рых рабо­чих о вели­ком Ста­лине» (1939):

«В ночь под Новый год мы собра­лись на квар­ти­ре у Силь­ве­ст­ра Лом­д­жа­рия. Шут­ки Ста­ли­на вызы­ва­ли взры­вы сме­ха. Все чув­ство­ва­ли себя пре­вос­ход­но. Как-то неза­мет­но бесе­да наша пере­шла на поли­ти­че­ские темы, и тут сно­ва в насту­пив­шей тишине взвол­но­ван­но зву­чал ста­лин­ский голос.

Так про­си­де­ли мы до рас­све­та. Когда в окна про­ник розо­вый свет зари, Ста­лин под­нял бокал и сказал:

— Ну, вот и рас­свет. Ско­ро вста­нет солн­це. Наста­нет вре­мя, это солн­це будет сиять для нас».

Кар­ти­на Нал­бан­дя­на иде­аль­но соот­вет­ству­ет кано­ну: моло­дой рево­лю­ци­о­нер обра­ща­ет­ся к собрав­шим­ся с пла­мен­ной речью, стоя за сто­лом, как за три­бу­ной. Рука под­ня­та вверх — энер­гич­ный жест, ред­ко встре­ча­ю­щий­ся в ико­но­гра­фии «взрос­ло­го» Ста­ли­на, но про­сти­тель­ный моло­до­му Джу­га­шви­ли. Зажа­тый в руке листок — устав новой орга­ни­за­ции. Глав­ный герой явля­ет­ся цен­тром при­тя­же­ния. К нему обра­ще­ны все лица. Если гово­рить о вос­при­я­тии кар­ти­ны зри­те­лем «из наро­да», то она смот­рит­ся выгод­нее, чем похо­жие рабо­ты дру­гих худож­ни­ков. В кар­ти­нах «Пер­вые рабо­чие круж­ки 1898 года в Тифли­се под руко­вод­ством това­ри­ща Ста­ли­на» В. Крот­ко­ва и «Орга­ни­за­ция тифлис­ско­го соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го коми­те­та по пред­ло­же­нию това­ри­ща Ста­ли­на» чув­ству­ет­ся какая-то мрач­ная тор­же­ствен­ность. А у Нал­бан­дя­на — теп­ло, уют и дру­же­ская атмосфера.


«Выступление С. М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» (1935)

В боль­шин­стве ката­ло­гов гово­рит­ся, что моло­до­го худож­ни­ка заме­ти­ли имен­но бла­го­да­ря этой кар­тине. Но если верить утвер­жде­нию о том, что его покой­ный отец был близ­ко зна­ком с Орджо­ни­кид­зе, заме­тить Нал­бан­дя­на мог­ли и раньше.

Выступ­ле­ние С. М. Киро­ва на XVII съез­де ВКП(б). 1935 год. Источ­ник

На XVII съез­де пар­тии, где при­сут­ство­вал Нал­бан­дян, Киров высту­пил с энер­гич­ной речью, кото­рая, соглас­но сте­но­грам­ме, то и дело пре­ры­ва­лась весё­лым сме­хом и апло­дис­мен­та­ми. Искус­ство­вед Ана­то­лий Васи­лье­вич Пара­мо­нов, кото­рый посвя­тил мно­же­ство работ твор­че­ству худож­ни­ка, рас­ска­зы­вал:

«Огром­ное впе­чат­ле­ние на Нал­бан­дя­на, как и на всех участ­ни­ков съез­да, про­из­ве­ла заме­ча­тель­ная речь С. М. Киро­ва, в кото­рой он с вос­хи­ще­ни­ем гово­рил о гран­ди­оз­ных успе­хах совет­ско­го наро­да в стро­и­тель­стве социализма».

Одна­ко на самом деле Киров гово­рил о тех, кто этим успе­хам пре­пят­ство­вал и наста­и­вал на необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жа­ния «глу­бо­чай­шей пар­тий­ной бди­тель­но­сти и желез­ной боль­ше­вист­ской дисциплины».

По сло­вам искус­ство­ве­да, зари­со­вок, сде­лан­ных на съез­де, худож­ни­ку ока­за­лось недо­ста­точ­но. Но доволь­ство­вать­ся при­шлось толь­ко ими. Пара­мо­нов писал:

«Зло­дей­ский выстрел вне­зап­но обо­рвал жизнь пла­мен­но­го боль­ше­ви­ка. Вели­кая скорбь утра­ты ещё боль­ше уси­ли­ла стрем­ле­ние Нал­бан­дя­на завер­шить кар­ти­ну. Исполь­зуя свои лич­ные впе­чат­ле­ния и дру­гие мате­ри­а­лы, он ста­рал­ся как мож­но ярче выра­зить духов­ное богат­ство С. М. Кирова…»

Сре­ди «дру­гих мате­ри­а­лов» навер­ня­ка была фото­гра­фия Киро­ва, кото­рую Нал­бан­дян, кажет­ся, попро­сту ско­пи­ро­вал. Увы, не слиш­ком удачно.

Сер­гей Киров на три­буне XVII съез­да ВКП (б). 1934 год. Источ­ник

Любо­пыт­но, что суще­ству­ют две вер­сии это­го полот­на. Киров на них прак­ти­че­ски один и тот же, а вот зад­ний план отли­ча­ет­ся. Чаще встре­ча­ет­ся вари­ант, где все чле­ны полит­бю­ро — Кали­нин, Мико­ян, Кага­но­вич, Жда­нов, Воро­ши­лов, Ста­лин, Моло­тов, Орджо­ни­кид­зе — сидят за сто­лом и с улыб­кой слу­ша­ют ора­то­ра (посмот­ри­те, как мило пере­гля­ды­ва­ют­ся Кага­но­вич и Жда­нов). Полот­но было напи­са­но в 1935 году. Вто­рой вари­ант нашёл­ся в крат­кой био­гра­фии худож­ни­ка, кото­рая была напи­са­на искус­ство­ве­дом Миха­и­лом Васи­лье­ви­чем Бабен­чи­ко­вым и вышла в изда­тель­стве «Искус­ство» в 1950 году. Кое-что изме­ни­лось. Во-пер­вых, ракурс немно­го дру­гой, почти как на фото­гра­фии Киро­ва. Во-вто­рых, Кали­ни­на раз­вер­ну­ли к зри­те­лям и поса­ди­ли побли­же к вождю. В‑третьих — и это, пожа­луй, самое инте­рес­ное, — Ста­лин встал из-за сто­ла. Он воз­вы­ша­ет­ся над осталь­ны­ми и при­сталь­но смот­рит на Киро­ва. Снис­хо­ди­тель­ная улыб­ка «в усы», гла­за при­щу­ре­ны, на ките­ле тём­ным пят­ном рас­плы­ва­ет­ся тень. В бро­шю­ре Бабен­чи­ко­ва этот вари­ант дати­ро­ван 1936 годом.

Репро­дук­ция из бро­шю­ры М. В. Бабен­чи­ко­ва «Дмит­рий Арка­дье­вич Нал­бан­дян» (М.: Искус­ство, 1950)

Вес­ной 1936 года кар­ти­на «Выступ­ле­ние…» (к сожа­ле­нию, слож­но ска­зать, какой её вари­ант) экс­по­ни­ро­ва­лась на выстав­ке мос­ков­ских живо­пис­цев, открыв­шей­ся в Госу­дар­ствен­ном музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств. Она полу­чи­ла мно­го поло­жи­тель­ных отзы­вов и в даль­ней­шем упо­ми­на­лась во всех ката­ло­гах Нал­бан­дя­на. При этом вос­про­из­во­ди­лась толь­ко в тех, что вышли до XX съезда.

Сто­ит доба­вить, что XVII съезд, кото­рый заду­мы­вал­ся как «Съезд побе­ди­те­лей», впо­след­ствии полу­чил имя «Съезд рас­стре­лян­ных», так как боль­ше поло­ви­ны его деле­га­тов было репрес­си­ро­ва­но в годы Боль­шо­го тер­ро­ра. Как тут не про­ци­ти­ро­вать кое-что из речи Киро­ва, кото­ро­му оста­ва­лось жить мень­ше года:

«Рас­суж­де­ние неко­то­рых това­ри­щей о том, не слиш­ком ли мно­го само­кри­ти­ки, — очень вред­ная шту­ка. На самом деле, если пло­хо, если не годит­ся, так где же об этом гово­рить, как не в сре­де нашей пар­тии? Если я сего­дня как буд­то ниче­го, смаз­ли­вень­кий, а зав­тра стал нека­зи­стый, — куда же мне идти кро­ме пар­тии за лечением?»


«И. В. Сталин, С. М. Киров и К. Е. Ворошилов на строительстве Беломорско-Балтийского канала» (1937)

Совет­ские искус­ство­ве­ды счи­та­ли это мас­штаб­ное полот­но Нал­бан­дя­на неудачным.
Так, Бабен­чи­ков писал:

«Дале­ко не мно­гие из круп­ных живо­пис­ных работ Д. А. Нал­бан­дя­на за эти [1930‑е] годы… дей­стви­тель­но образ­но отра­жа­ют взя­тые худож­ни­ком исто­ри­че­ские темы. Чаще это про­из­ве­де­ния, в кото­рых худо­же­ствен­ная сто­ро­на — ком­по­зи­ци­он­ная трак­тов­ка сюже­та и пси­хо­ло­ги­че­ская харак­те­ри­сти­ка обра­зов — не вполне соот­вет­ству­ет идей­ной высо­те их твор­че­ско­го замыс­ла. К таким мало­удач­ным рабо­там Нал­бан­дя­на отно­сит­ся… не рас­кры­ва­ю­щее идей­ной осно­вы исто­ри­че­ско­го сюже­та жан­ро­вое полот­но „И. В. Ста­лин, С. М. Киров и К. Е. Воро­ши­лов на стро­и­тель­стве Бело­мор­ско-Бал­тий­ско­го канала“».

Репро­дук­ция из бро­шю­ры М. В. Бабен­чи­ко­ва «Дмит­рий Арка­дье­вич Нал­бан­дян» (М.: Искус­ство, 1950)

Что зна­чит «не вполне соот­вет­ству­ет идей­ной высо­те»? И како­вы кри­те­рии оцен­ки того, насколь­ко хоро­шо худож­ник рас­крыл «идей­ную осно­ву»? Воз­мож­но, дело было отнюдь не в мастер­стве начи­на­ю­ще­го живо­пис­ца, кото­рый ещё не успел набить руку. Изна­чаль­но на кар­тине при­сут­ство­вал «чет­вёр­тый лиш­ний» — гла­ва НКВД Ген­рих Яго­да, кото­рый был аре­сто­ван в мар­те 1937 года и рас­стре­лян в 1938‑м. Опаль­ных пар­тий­цев выма­ры­ва­ли с кар­тин и фото­гра­фий. То же про­изо­шло и с полот­ном Нал­бан­дя­на. Види­те плащ на пери­лах? Это всё, что оста­лось от пер­во­го нар­ко­ма внут­рен­них дел.

Меж­ду тем Яго­да дей­стви­тель­но сопро­вож­дал Ста­ли­на, Киро­ва и Воро­ши­ло­ва во вре­мя визи­та на строй­ку. Об этом сви­де­тель­ству­ют газе­ты того вре­ме­ни. Так, сов­мест­ная фото­гра­фия высо­ких гостей, при­быв­ших на кораб­ле «Ано­хин», была напе­ча­та­на в «Ком­со­моль­ской прав­де» от 5 авгу­ста 1933 года (Яго­да тре­тий сле­ва). «…на палу­бе „Ано­хи­на“ сто­я­ли Ста­лин, Воро­ши­лов, Киров. С ними несколь­ко чеки­стов вме­сте с тов. Яго­да», — гово­ри­лось в кни­ге «Бело­мо­ро-Бал­тий­ский канал им. Ста­ли­на», издан­ной в 1934 году (после рас­стре­ла Яго­ды в 1938 году почти весь тираж кни­ги был уничтожен).

Ста­лин, Воро­ши­лов и Киров на Бело­мор­ско-Бал­тий­ском кана­ле. 1933 год. Источ­ник

Как руко­во­ди­тель стро­и­тель­ства кана­ла, за этот же канал награж­дён­ный орде­ном Лени­на, Яго­да не мог про­пу­стить такое собы­тие. Не исклю­че­но, что Нал­бан­дян напи­сал кар­ти­ну рань­ше ука­зан­но­го в худо­же­ствен­ных ката­ло­гах 1937 года, но имен­но в этом году зама­зал неугод­но­го пар­тий­ца. Кста­ти, кон­цом 1930‑х дати­ро­ва­но и полот­но Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча Куз­не­цо­ва с ана­ло­гич­ным сюже­том и почти иден­тич­ны­ми поза­ми геро­ев. Воз­мож­но, рас­стре­лян­ный нар­ком при­сут­ство­вал и там.


«Портрет И. В. Сталина» (1945)

В годы вой­ны Нал­бан­дян нахо­дил­ся в эва­ку­а­ции в Ере­ване, где зани­мал­ся созда­ни­ем аги­та­ци­он­ных пла­ка­тов и сати­ри­че­ских рисун­ков для армян­ско­го отде­ле­ния «Окон ТАСС». Так­же в то вре­мя он напи­сал ряд поло­тен, посвя­щён­ных подви­гам совет­ских сол­дат. Но глав­ное, что слу­чи­лось с худож­ни­ком в этот пери­од, — обра­ще­ние к порт­рет­но­му жан­ру. Имен­но порт­ре­ты про­сла­ви­ли Нал­бан­дя­на и сде­ла­ли его «пер­вой кистью Полит­бю­ро». В 1944 году худож­ник вер­нул­ся в Моск­ву и начал рабо­ту над сво­им magnum opus — порт­ре­том вождя, за кото­рый в 1946 году полу­чил Ста­лин­скую пре­мию пер­вой степени.

Порт­рет И. В. Ста­ли­на. 1945 год. Источ­ник

В ста­тье искус­ство­ве­да Вла­ди­ми­ра Пав­ло­ви­ча Тол­сто­го, поме­щён­ной в аль­бо­ме репро­дук­ций 1955 года, гово­рит­ся:

«В про­цес­се созда­ния это­го про­из­ве­де­ния Нал­бан­дян тща­тель­но изу­чал исто­рию пар­тии, пере­чи­ты­вал тру­ды Лени­на и Ста­ли­на, настой­чи­во рабо­тал над ком­по­зи­ци­ей, стре­мясь к пре­дель­ной ясно­сти и простоте».

В поис­ках вдох­но­ве­ния худож­ник посе­щал музеи и «учил­ся на про­из­ве­де­ни­ях вели­ких живо­пис­цев решать слож­ней­шие зада­чи ком­по­зи­ци­он­но­го порт­ре­та». По сло­вам Тол­сто­го, Нал­бан­дя­ну выпа­ла честь, кото­рой удо­ста­и­ва­лись еди­ни­цы: он сде­лал «мно­го этю­дов с нату­ры, кото­рые при­да­ли кар­тине… жиз­нен­ную досто­вер­ность и живо­пис­ную цен­ность». Гото­вый порт­рет тут же разо­шёл­ся по всем совет­ским газе­там. Типо­гра­фии печа­та­ли огром­ные тира­жи откры­ток с тво­ре­ни­ем Нал­бан­дя­на, а худож­ни­ки ран­гом пони­же дела­ли репро­дук­ции, кото­рые поль­зо­ва­лись боль­шим спро­сом. Кри­ти­ки не ску­пи­лись на похва­лы. Вот как опи­сы­вал порт­рет Бабенчиков:

«В этом порт­ре­те… худож­ни­ку уда­лось образ­но вопло­тить чер­ты чело­ве­ка, образ кото­ро­го бес­ко­неч­но дорог и бли­зок совет­ским людям. И. В. Ста­лин изоб­ра­жён сто­я­щим во весь рост. Спо­кой­ная вну­ши­тель­ная осан­ка, выра­жа­ю­щая глу­бо­кую уве­рен­ность, при­да­ёт мону­мен­таль­ное вели­чие обра­зу вождя совет­ско­го наро­да. Во всей фигу­ре И. В. Ста­ли­на столь­ко есте­ствен­ной про­сто­ты, что зри­тель неволь­но чув­ству­ет на себе мяг­кий взгляд его живых глаз и лас­ко­вую теп­ло­ту его улыб­ки. Кажет­ся, буд­то И. В. Ста­лин вышел из-за рабо­че­го сто­ла, при­вле­чён­ный чем-то ему осо­бен­но доро­гим и близ­ким. Может быть, это сорат­ни­ки вели­ко­го пол­ко­вод­ца и корм­че­го совет­ской стра­ны. Может быть, про­сто совет­ские люди, при­шед­шие к сво­е­му люби­мо­му вождю, учи­те­лю и другу».

На самом деле Ста­лин здесь выгля­дит несколь­ко ско­ван­но: сму­ща­ет стран­ное рас­по­ло­же­ние рук, сло­жен­ных на живо­те. Обыч­но худож­ни­ки «вру­ча­ли» вождю труб­ку, кни­гу и про­чие соот­вет­ству­ю­щие его обра­зу пред­ме­ты, изоб­ра­жа­ли его с вытя­ну­той по-ленин­ски рукой, по-напо­лео­нов­ски пря­та­ли его ладонь под паль­то, опи­ра­ли на стол, под­окон­ник, три­бу­ну и так далее. Но Нал­бан­дян знал, что делал. Замы­сел худож­ни­ка рас­крыл в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях Дмит­рий Шостакович:

«Ста­лин хотел быть высо­ким. Руч­ки чтоб оди­на­ко­вые. Всех пере­хит­рил худож­ник Нал­бан­дян. На его порт­ре­те Ста­лин, сло­жив руки где-то в рай­оне живо­та, идёт пря­мо на зри­те­ля. Ракурс взят сни­зу. При таком ракур­се даже лили­пут пока­жет­ся вели­ка­ном. Нал­бан­дян после­до­вал сове­ту Мая­ков­ско­го: худож­ник дол­жен смот­реть на модель, как утка на бал­кон. Вот с этой пози­ции утки Нал­бан­дян и напи­сал порт­рет Ста­ли­на Ста­лин остал­ся очень дово­лен. <…> А Нал­бан­дян на день­ги, полу­чен­ные за порт­рет, постро­ил рос­кош­ную дачу под Моск­вой, огром­ную, с купо­ла­ми. Её один мой уче­ник ост­ро­ум­но назвал „Спа­сом на Усах“».

Из-за трав­мы, кото­рую Ста­лин полу­чил в юном воз­расте, его левая рука была коро­че пра­вой. Рост тоже был неве­лик — око­ло 170 сан­ти­мет­ров. Нал­бан­дян искус­но замас­ки­ро­вал эти недо­стат­ки, но не «пере­с­ла­стил». Види­мо, обра­до­ван­ный удач­ной наход­кой, худож­ник исполь­зо­вал при­ём со сло­жен­ны­ми рука­ми в кар­тине «На Крым­ской кон­фе­рен­ции», так­же напи­сан­ной в 1945 году: Ста­лин сто­ит в той же позе, толь­ко повёр­нут к зри­те­лю дру­гой сто­ро­ной. И улыб­ка пошире.

На Крым­ской кон­фе­рен­ции. 1945 год. Источ­ник

«В. И. Ленин и И. В. Сталин у карты ГОЭЛРО» (1948)

Аббре­ви­а­ту­ра ГОЭЛРО — Госу­дар­ствен­ная комис­сия по элек­три­фи­ка­ции Рос­сии — проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с име­нем Лени­на и его зна­ме­ни­тым лозун­гом «Ком­му­низм есть совет­ская власть плюс элек­три­фи­ка­ция всей стра­ны». На аги­та­ци­он­ных пла­ка­тах, посвя­щён­ных гран­ди­оз­но­му пла­ну, регу­ляр­но появ­ля­лось лицо Ильи­ча, но буду­ще­го наслед­ни­ка рядом с ним не было — у того хва­та­ло дру­гих дел.

В. И. Ленин и И. В. Ста­лин у кар­ты ГОЭЛРО. 1948 год. Источ­ник

План элек­три­фи­ка­ции был раз­ра­бо­тан в 1920 году, когда Ста­лин тру­дил­ся за дво­их: был сра­зу нар­ко­мом по делам наци­о­наль­но­стей (до 1923 года) и нар­ко­мом рабо­че-кре­стьян­ской инспек­ции (до 1922 года). Впро­чем, с пла­ном ГОЭЛРО он всё-таки озна­ко­мил­ся, о чём писал Лени­ну в мар­те 1921 года:

«Послед­ние три дня я имел воз­мож­ность про­честь сбор­ник „План элек­три­фи­ка­ции Рос­сии“. Болезнь помог­ла (нет худа без добра!). Пре­вос­ход­ная, хоро­шо состав­лен­ная кни­га. Мастер­ский набро­сок дей­стви­тель­но еди­но­го и дей­стви­тель­но госу­дар­ствен­но­го хозяй­ствен­но­го пла­на без кавы­чек. Един­ствен­ная в наше вре­мя марк­сист­ская попыт­ка под­ве­де­ния под совет­скую над­строй­ку хозяй­ствен­но-отста­лой Рос­сии дей­стви­тель­но реаль­ной и един­ствен­но воз­мож­ной при нынеш­них усло­ви­ях тех­ни­че­ски-про­из­вод­ствен­ной базы».

Одна­ко на полотне Нал­бан­дя­на Ста­лин пред­ста­ёт перед нами в роли непо­сред­ствен­но­го совет­ни­ка Лени­на по вопро­су элек­три­фи­ка­ции. Ака­де­мик Глеб Кржи­жа­нов­ский, элек­тро­тех­ник Карл Круг и дру­гие клю­че­вые фигу­ры про­ек­та оста­лись за кад­ром. Инте­рес­но, что Ста­лин здесь похож на застен­чи­во­го сту­ден­та, а Ленин — на пре­по­да­ва­те­ля, при­ни­ма­ю­ще­го экза­мен. Он зна­ет, что испы­ту­е­мый хоро­шо под­го­то­вил­ся и ста­ра­ет­ся его под­бод­рить, а тот сму­щён­но улы­ба­ет­ся и неуве­рен­но водит паль­цем по кар­те. Это не рис­ко­ван­ная шут­ка худож­ни­ка, а вполне умест­ный сюжет. Кано­ни­че­ский Ста­лин, кото­рый впо­след­ствии обза­ве­дёт­ся гор­дым зва­ни­ем «вели­ко­го учи­те­ля», был, разу­ме­ет­ся, пре­дан­ным уче­ни­ком сво­е­го предшественника.

Одна­ко суще­ству­ет и дру­гой, более ран­ний вари­ант кар­ти­ны, кото­рый у Бабен­чи­ко­ва дати­ро­ван 1938 годом. На пер­вый взгляд это почти то же самое полот­но, толь­ко в зер­каль­ном отра­же­нии. Но настро­е­ние здесь иное. Герои поме­ня­лись роля­ми: теперь Ленин пока­зы­ва­ет Ста­ли­ну план элек­три­фи­ка­ции, как буд­то ожи­дая от него одоб­ре­ния или сове­та. Одна­ко его сорат­ник, кажет­ся, настро­ен скеп­ти­че­ски. Внешне он усту­па­ет сво­е­му двой­ни­ку с кар­ти­ны 1947 года: китель выгля­дит неопрят­но и пло­хо сидит, лицо хму­рое, от глаз оста­лись толь­ко тём­ные поло­сы. Неуди­ви­тель­но, что кар­ти­ну при­шлось переписать.

Источ­ник

Инте­рес­но, что на обе­их рабо­тах Ста­лин воз­вы­ша­ет­ся над Лени­ным. Ильич смот­рит ему в лицо, но не удо­ста­и­ва­ет­ся ответ­но­го взгля­да. Он сидит на сту­ле в рас­слаб­лен­ной позе, в то вре­мя как его собе­сед­ник сто­ит с пря­мой спи­ной и рас­прав­лен­ны­ми пле­ча­ми, из-за чего «центр тяже­сти» изоб­ра­же­ния неиз­беж­но сме­ща­ет­ся к его фигу­ре. Уче­ник готов пере­нять эста­фе­ту элек­три­фи­ка­ции у учи­те­ля, что и сде­ла­ет в буду­щем. Прав­да, дей­ство­вать будет уже дру­ги­ми мето­да­ми: в 1930‑е ряды при­част­ных к раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции пла­на ГОЭЛРО замет­но поредеют.


«Для счастья народа» (1949)

На кар­тине изоб­ра­же­но обсуж­де­ние «Ста­лин­ско­го пла­на пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды». Суть его заклю­ча­лась в созда­нии круп­ных лес­ных насаж­де­ний в засуш­ли­вых рай­о­нах СССР. Это долж­но было убе­речь тер­ри­то­рии от горя­чих юго-восточ­ных вет­ров, смяг­чить кли­мат и улуч­шить пло­до­род­ность поч­вы (раз­ра­бот­ке пла­на пред­ше­ство­ва­ли засу­ха и голод). Так­же пла­ни­ро­ва­лось создать систе­му оро­ше­ния и внед­рить новые мето­ды зем­ле­де­лия. Более мас­штаб­ных про­ек­тов не толь­ко совет­ское, но и миро­вое сель­ское хозяй­ство ещё не видело.

Для сча­стья наро­да. 1949 год. Источ­ник

Над кар­той буду­щих лесо­на­саж­де­ний, обсуж­дая план пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды, скло­ни­лись Ста­лин и его при­бли­жён­ные (сле­ва напра­во): Вяче­слав Моло­тов, Нико­лай Швер­ник, Нико­лай Бул­га­нин, Ана­стас Мико­ян, Ники­та Хру­щёв, Андрей Андре­ев, Алек­сей Косы­гин, Кли­мент Воро­ши­лов, Геор­гий Мален­ков, Лазарь Кага­но­вич. На стене — порт­рет вез­де­су­ще­го Лени­на со све­жим номе­ром «Прав­ды». Но кого-то не хва­та­ет. Неуже­ли при­двор­ный худож­ник, хоро­шо зна­ко­мый с крем­лёв­ской эли­той, забыл о вели­ком и ужас­ном Лав­рен­тии Берии?

Дей­стви­тель­но, «забыл» — так же, как когда-то о Ген­ри­хе Яго­де. Ока­зы­ва­ет­ся, кар­ти­на выше — исправ­лен­ный при­мер­но в 1953 году ори­ги­нал. Пер­вая вер­сия кар­ти­ны — пока ещё с Бери­ей — была напи­са­на несколь­ки­ми года­ми ранее и экс­по­ни­ро­ва­лась на Все­со­юз­ной худо­же­ствен­ной выстав­ке в 1949 году. Берия сидел меж­ду Яго­дой и Андре­евым. С кар­ти­ны, как и с совет­ско­го поли­ти­че­ско­го олим­па, он навсе­гда исчез в 1953 году, когда был аре­сто­ван и казнён.

Репро­дук­ция из бро­шю­ры М. В. Бабен­чи­ко­ва «Дмит­рий Арка­дье­вич Нал­бан­дян» (М.: Искус­ство, 1950)

Ком­по­зи­ци­он­но кар­ти­на схо­жа с полот­ном «Орга­ни­за­ция соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го круж­ка…»: худож­ник поме­стил Ста­ли­на в левый верх­ний угол хол­ста, сде­лав его цен­тром ком­по­зи­ции и цен­тром при­тя­же­ния для всех при­сут­ству­ю­щих. Он дело­ви­то рас­чер­чи­ва­ет кар­ту, пока под­чи­нён­ные напря­жён­но сле­дят за дви­же­ни­ем его руки, слов­но уче­ни­ки док­то­ра Туль­па с кар­ти­ны Рем­бранд­та (вспо­ми­на­ем пер­вый поход моло­до­го Нал­бан­дя­на по музеям).

Абра­мо­ва писала:

«Кар­ти­на „Для сча­стья наро­да“ — серьёз­ный успех худож­ни­ка на пути к созда­нию боль­шо­го про­из­ве­де­ния на самую вол­ну­ю­щую и акту­аль­ную тему современности».

Бур­ны­ми похва­ла­ми в адрес Нал­бан­дя­на (кото­рые на самом деле были адре­со­ва­ны Ста­ли­ну) раз­ра­зил­ся Бабенчиков:

«Скло­нив­шись над кар­той, чле­ны Полит­бю­ро с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем слу­ша­ют люби­мо­го вождя, каж­дый по-сво­е­му пере­жи­вая чув­ство радост­но­го вол­не­ния, вызван­но­го его муд­ры­ми и вдох­но­вен­ны­ми словами.

Сосре­до­то­чен­ность обще­го настро­е­ния, слов­но про­ни­зан­но­го напря­жён­ной рабо­той мыс­ли, вер­но про­чув­ство­ван­ная худож­ни­ком… Скром­ный рабо­чий каби­нет това­ри­ща Ста­ли­на в Крем­ле вос­при­ни­ма­ет­ся как гигант­ская твор­че­ская лабо­ра­то­рия, где рож­да­ет­ся свет­лое и счаст­ли­вое будущее.

Гран­ди­оз­ность мас­шта­бов вели­чай­ше­го пла­на пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды нашей стра­ны про­буж­да­ет неволь­ное чув­ство гор­до­сти, когда смот­ришь на это новое про­из­ве­де­ние художника».

Как извест­но, после смер­ти Ста­ли­на гран­ди­оз­ный план «пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды» свер­ну­ли. Кое-где лесо­по­ло­сы нача­ли посте­пен­но выру­бать. При­шло вре­мя Хру­щё­ва, а вме­сте с ним — осво­е­ние целин­ных земель и куку­руз­ная лихо­рад­ка. Но Нал­бан­дя­на не «выру­би­ли» — напро­тив, худож­ник пустил новые кор­ни в све­жую поч­ву и ещё проч­нее закре­пил­ся в ста­ту­се глав­но­го порт­ре­ти­ста пар­тий­ной верхушки.


«Великая дружба» (1950)

Гран­ди­оз­ное полот­но «Вели­кая друж­ба» посвя­ще­но офи­ци­аль­но­му визи­ту Мао Цзэ­ду­на в Моск­ву. Китай пере­жи­вал тяжё­лые вре­ме­на, и Пред­се­да­тель Мао наде­ял­ся зару­чить­ся под­держ­кой СССР. Этой иде­ей он задал­ся ещё в 1947 году, но совет­ское пра­ви­тель­ство дол­го не реша­лось при­нять гостя из Под­не­бес­ной, то и дело пере­но­ся дату поезд­ки. Нако­нец, в декаб­ре 1949 года Мао Цзэ­дун при­был в Моск­ву. В честь тако­го собы­тия желез­но­до­рож­ный вок­зал сто­ли­цы укра­си­ли китай­ски­ми флагами.

Вели­кая друж­ба. 1950 год. Источ­ник

Соглас­но Тол­сто­му, замы­сел кар­ти­ны воз­ник у худож­ни­ка, когда он при­сут­ство­вал на при­ё­ме в честь китай­ской пра­ви­тель­ствен­ной деле­га­ции. Ему было дано офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние писать гостя с нату­ры. И сно­ва уда­ча: полот­но, изоб­ра­жа­ю­щее заду­шев­ную бесе­ду двух вождей, теп­ло при­ня­ли кри­ти­ки и пуб­ли­ка. Тол­стой, прав­да, заме­чал, что кар­ти­на «стра­да­ет непри­ят­ной чер­но­той и тяже­ло­вес­но­стью в тенях» (и здесь Рем­брандт), но в осталь­ном остал­ся вполне доволен:

«Худож­ник пред­ста­вил один из момен­тов той заду­шев­ной бесе­ды, кото­рая воз­мож­на лишь меж­ду насто­я­щи­ми дру­зья­ми-еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. За окном брез­жит холод­ный свет ран­не­го утра. Этот утрен­ний свет про­ни­ка­ет в тихий сумрак каби­не­та, осве­щён­но­го настоль­ной лам­пой. Вид­но, в бесе­де неза­мет­но про­шла ночь. Да и как ина­че: ведь речь идёт о самом глав­ном — о буду­щем чело­ве­че­ства, о судь­бах мира во всем мире…

Чув­ства глу­бо­ко­го вза­им­но­го ува­же­ния и тёп­лой друж­бы выра­же­ны в обра­зах И. В. Ста­ли­на и Мао Цзэдуна».

Но всё не так про­сто. Нал­бан­дян сра­зу даёт понять, кто тут глав­ный. Фигу­ра Ста­ли­на зали­та све­том настоль­ной лам­пы, а Мао Цзэ­дун нахо­дит­ся немно­го в тени. Ста­лин удоб­но устро­ил­ся в крес­ле с сига­ре­той. Он выгля­дит рас­слаб­лен­ным, но оста­ёт­ся наче­ку: левая рука, лежа­щая на под­ло­кот­ни­ке крес­ла, гото­ва сжать­ся в кулак. Гость под­но­сит руку к серд­цу, выра­жая при­зна­ние и бла­го­дар­ность «стар­ше­му бра­ту» (в то же вре­мя это мож­но трак­то­вать как защит­ный жест). На коле­нях у него кни­га — конеч­но, том ленин­ских сочи­не­ний, — кото­рая слу­жит сим­во­лом уче­ни­че­ства. Книж­ный шкаф совет­ско­го вождя запол­нен таки­ми тома­ми свер­ху дони­зу — тут как мини­мум два ком­плек­та собра­ния сочи­не­ний Вла­ди­ми­ра Ильи­ча: чис­ло томов в изда­ни­ях, вышед­ших до момен­та напи­са­ния кар­ти­ны, не пре­вы­ша­ло 35, а на полотне Нал­бан­дя­на толь­ко одна пол­ка шка­фа уже вме­ща­ет в себя око­ло 17–18 книг.

Встре­ча Мао Цзэ­ду­на и Ста­ли­на дав­но оброс­ла мно­же­ством слу­хов, при­чём порой совер­шен­но неве­ро­ят­ных — от бай­ки о «коша­чьем туа­ле­те» до кон­спи­ро­ло­ги­че­ской тео­рии о кана­ли­за­ци­он­ной тру­бе, содер­жи­мое кото­рой яко­бы шло из госте­вой убор­ной пря­мо в совет­ские науч­ные лабо­ра­то­рии. Вда­вать­ся в подроб­но­сти не будем — их лег­ко разыс­кать в Сети. Но мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что холст Нал­бан­дя­на ока­зал­ся проч­нее друж­бы двух дер­жав: «Совет­ско-китай­ский дого­вор о друж­бе, сою­зе и вза­им­ной помо­щи», под­пи­сан­ный 14 фев­ра­ля 1950 года сро­ком на 30 лет, на деле пере­стал рабо­тать уже в хру­щёв­скую эпоху.


Счастье художника

О ста­лин­ском пери­о­де твор­че­ства Дмит­рия Нал­бан­дя­на впо­след­ствии не упо­ми­на­ли ни в худо­же­ствен­ных аль­бо­мах, ни в прес­се, а совре­мен­ных пуб­ли­ка­ций на эту тему прак­ти­че­ски не суще­ству­ет. После XX съез­да худож­ник, оче­вид­но, бла­го­да­ря свя­зям, не утра­тил попу­ляр­но­сти. Он актив­но вклю­чил­ся в созда­ние лени­ни­а­ны, кото­рая достиг­ла пика к кон­цу 1960‑х, путе­ше­ство­вал по миру, писал порт­ре­ты вид­ных пар­тий­цев и дея­те­лей искус­ства, зару­беж­ных поли­ти­ков и зна­ме­ни­то­стей, запач­кан­ных сажей рабо­чих и застен­чи­вых кре­стья­нок. Кро­ме того, Нал­бан­дян неожи­дан­но увлёк­ся созда­ни­ем импрес­си­о­нист­ских поло­тен в духе Кон­стан­ти­на Коро­ви­на, кото­рые, кста­ти, заме­ча­тель­но продавались.

Осен­ним утром у кост­ра. Отдых. Дмит­рий Нал­бан­дян. 1959 год. Источ­ник

Но в одном совет­ском изда­нии репро­дук­ций Нал­бан­дя­на нашлись две неожи­дан­ные рабо­ты. Ката­лог пер­со­наль­ной выстав­ки худож­ни­ка, издан­ный в 1986 году — том самом, когда сло­во «глас­ность» впер­вые про­зву­ча­ло на оче­ред­ном съез­де пар­тии, — содер­жал два изоб­ра­же­ния Ста­ли­на. Пер­вое — этюд к зна­ме­ни­то­му порт­ре­ту 1945 года с помет­кой «напи­са­но с нату­ры». Вто­рое — кар­ти­на «Во вре­мя вой­ны», где Ста­лин был изоб­ра­жён у кар­ты воен­ных дей­ствий вме­сте с сорат­ни­ка­ми. Но теперь вождь нахо­дил­ся в ниж­нем левом углу полот­на, в то вре­мя как цен­траль­ное место зани­ма­ли Воро­ши­лов, Жуков и Будён­ный. Инте­рес­но, что эта рабо­та дати­ро­ва­на 1985 годом. Одна­ко во всту­пи­тель­ной ста­тье о рабо­те Нал­бан­дя­на над порт­ре­та­ми Ста­ли­на не гово­ри­лось ни сло­ва. Ката­лог изда­вал­ся «на экс­порт»: рус­ский текст дуб­ли­ро­ван англий­ским, само изда­ние каче­ствен­но оформ­ле­но и уло­же­но в кар­тон­ный короб.

Во вре­мя вой­ны. Дмит­рий Нал­бан­дян. 1985 год. Из ката­ло­га выстав­ки Нал­бан­дя­на (М. : Изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство, 1986)

Носталь­ги­ро­вал ли худож­ник по про­шло­му? Об этом оста­ёт­ся толь­ко дога­ды­вать­ся, посколь­ку его вос­по­ми­на­ния так и не были изда­ны, а подроб­ной био­гра­фии вро­де тех, что изда­ют­ся в серии «ЖЗЛ», пока что никто не напи­сал. Но вер­ность реа­ли­сти­че­ский живо­пи­си — навя­зан­ную или искрен­нюю — он сохра­нял до кон­ца жиз­ни. В 1981 году в № 25 жур­на­ла «Ого­нёк» вышла ста­тья Нал­бан­дя­на «Сча­стье худож­ни­ка», где говорилось:

«Искус­ство модер­на утвер­жда­ет, что худож­ник может суще­ство­вать вне нату­ры, в при­ду­ман­ной им обста­нов­ке. Но аван­гар­ди­сты, зани­ма­ясь пустым фор­мо­твор­че­ством, обре­ка­ют своё искус­ство на гибель. <…> Ни одно самое изощ­рён­ное гео­мет­ри­че­ское постро­е­ние нико­гда не смо­жет пере­дать даже отго­лос­ка вол­ну­ю­щей тай­ны, заклю­чён­ной в све­же­сти берё­зо­во­го листа, а лишён­ная смыс­ла абстрак­ция не вспых­нет нико­гда лучи­стым све­том жен­ских глаз, не заси­я­ет милой в сво­ей выра­зи­тель­но­сти улыб­кой ребёнка.

Не знаю, каким будет искус­ство ХХI века, но верю, что оно будет реалистическим…»


Читай­те так­же «Тота­ли­тар­ная уто­пия в кар­тин­ках: Ста­лин­ская пре­мия в обла­сти живо­пи­си»

Поделиться