«Рабор» — костромской неофолк-проект, который сочетает народные обрядовые песни и атмосферную электронику. Музыканты продолжают традиции русского многоголосья: в группе нет ведущего вокалиста, все песни исполняются хором, а вокальные партии расписаны на несколько голосов. Для «Рабора» характерно насыщенное звучание — в композициях сочетается множество древних народных инструментов, полевых записей и самозаписанных семплов.
29 мая «Рабор» представил слушателям альбом «За околицей» — первый релиз, записанный полным составом. Специально для VATNIKSTAN основатель проекта Евгений Новиков подробно рассказал о процессе записи, необычных инструментах и каждой композиции альбома.
«Рабор» выпустил первую запись в 2014 году. До осени 2018 года проект представлял собой one man band, исполняющий синтезаторный эмбиент и данжен-синт. В 2018 году возникла идея играть расширенным составом и замешать эмбиент с обрядовыми песнями. Первый концерт состоялся в 2019 году в одной из костромских библиотек, тогда мы играли вчетвером. Сейчас в нашем постоянном составе семь участников, а на некоторых выступлениях бывало и девять человек.
Работа над релизом была долгой: с демки первой песни до выпуска альбома прошло почти пять лет. Сама же запись, сведение, мастеринг и оформление заняли чуть больше двух лет. За это время мы несколько раз меняли концепцию, порядок композиций и трек-лист, не говоря уже о концертном составе. Более того, если представить, что запись альбома началась бы только сейчас, в него бы вошли совсем другие песни, по крайней мере на половину.
В основе альбома народные обрядовые песни: свадебные, подблюдные, зажиночные, — то есть те, которые сопровождали обряды и ритуалы русских крестьян. Тексты собраны в этнографических экспедициях второй половины XX века в разных регионах России, преимущественно в нашей родной Костромской области. Принцип следующий: от оригинала в песне остаются слова и напев, а аранжировка, набор музыкальных инструментов, проигрыши между куплетами мы придумываем сами. Всё это приправлено небольшой долей атмосферной электроники, так что получился своего рода фолк-эмбиент. Есть в альбоме и наши авторские композиции — как песни, так и инструментальные.
Одной из творческих задач было использовать древние русские инструменты, пусть и современные мастеровые образцы. На альбоме звучат гусли и гудки разных видов, колёсная лира, домра, мандолина, русская волынка и множество народных духовых и ударных. Если сравнивать с предыдущим альбомом «Корни», то мы сознательно отказались от гитар, посчитав, что это упрощает задачу.
«За околицей»
Открывающая композиция на альбоме, своеобразное интро. Можно сказать, что это чтение стихов под музыку, в духе классического дарк-фолка. Мы постарались добавить в простую концепцию погружающий эмбиент и звучание народных инструментов. Здесь можно услышать дуэт свирелей и лировидные гусли.
Для записи слов на последний куплет мы пригласили Антона Чудецкого — нашего хорошего друга и музыканта, известного по проектам «Княжая пустынь» и «Летеница». Получилась отсылка к «Княжой пустыни», где значительная часть песен построена на чтении стихов. Антон справился сразу, а мы несколько раз переписывали свои партии голосов, в том числе буквально за пару недель до выхода альбома.
Отдельно хочется рассказать про полевые записи, которые открывают и закрывают композицию. Бабушка, которая в начале рассказывает про «гулянья по всей деревне с гармонями», — это Мария Ивановна Данилова. Она родилась в 1927 году в деревне Михаленино Макарьевского района Костромской области. Мы встретились с ней в сентябре 2018 года во время археологической экспедиции Костромского музея-заповедника в село Унжа Макарьевского района. Тогда она много рассказала про деревенские праздники, гулянья и сельскую повседневную жизнь в целом.
На гармошке в конце сыграл Андрей Алексеевич Пятаков, его удалось записать в том же селе Унже. Вечером, после рабочего дня, мы с археологами возвращались из магазина с продуктами к ужину. В одном из домов по пути услышали, как играет гармошка, остановились, записали на рекордер. Эта запись и стала частью композиции.
На следующий день я сходил в гости к гармонисту. Андрей Алексеевич родился в 1950 году, всю жизнь прожил в Унже, служил капитаном на пароходе, на котором ходил даже до Казани. Во время службы получил серьёзную травму. Сам он человек очень скромный, но согласился показать на камеру, как играть на гармони местные варианты наигрышей «Сормача» и «Плясовой».
Ещё один семпл, который звучит после слов «За околицей песни звонкие…», — это экспедиционная запись народной песни «Как по реченьке яр хмель». Она записана в Нерехтском районе Костромской области. Эту песню в собственном варианте мы исполняли на концертах в 2019 году, так что она вписалась как отсылка в прошлое. В последнем куплете на словах «За околицей песни звонкие возвращаются с ветром ласковым…» вставлен вокальный семпл из следующей песни на альбоме — «Вьюн на воде».
«Вьюн на воде»
Песня, с которой началась история нашего полного состава: именно её мы разобрали в первую очередь, и она у нас в репертуаре с первой репетиции. За это время мы несколько раз меняли тональность, аранжировку, ритм и слова. Оригинал записан в деревне Долгая Вохомского района Костромской области. Это свадебная песня — её исполняли девушки, когда жених подъезжал к дому невесты.
Песня довольно популярная в разных областях России, но широко известен в основном южный аналог «Вьюн над водой». В вохомском варианте совсем другая мелодия и чуть иные слова, но сюжет тот же — жених «увивается» у ворот и ждёт, когда ему выведут невесту. На этот же мотив по всей Костромской области пели множество свадебных песен, далеко не только «Вьюн на воде», но и, например, величания гостям.
Мелодическую основу задают домра, гудок, блок-флейта и жалейка. Из интересных моментов отметим переменный размер в куплетах. У этой песни, как и практически у всей русской народной музыки, первичны слова, а не мелодия. Именно слова и стихотворный размер диктуют ритм всей песне, а мелодия подстраивается под количество слогов в строке.
«Полуночница»
Довольно мрачная песня, основана на заговоре от полуночницы. Полуночницы или ночницы — это враждебные духи, которые нападают на детей, готовящихся уснуть, и вызывают бессонницу. Многие славянские народы верили, что именно полуночницы являются причиной детского плача и ночного крика. Чтобы жуткие духи не беспокоили детей, знающие люди, например бабки-повитухи, произносили над новорождённым ребёнком в бане подобный заговор.
Музыка здесь полностью наша, а на слова заговора мы наткнулись в книге Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». Песня состоялась очень быстро, буквально за одну репетицию — в таком виде и представлена на альбоме.
В основе всё те же домра и гудок, что и на песне «Вьюн на воде». К перкуссии подмешаны разные семплы: звуки хлопающих дверей, скрипа половиц, звона ключей, а ещё лязг замка и печной банной заслонки. Они расставлены в соответствии с ритмом и выступают как полноценные ударные инструменты. Некоторые из звуков записаны в костромском музее деревянного зодчества, иные — в заброшенных деревнях Костромской области.
Чтобы получить низкий звук варгана в куплете, пришлось немного схитрить — утяжелить металлический язычок небольшим магнитом.
Один из рычащих голосов записал наш друг из Свердловской области Евгений Пильников — основатель множества блэк-метал проектов, из которых самый известный, пожалуй, Wintaar.
Полуночница — одна из двух песен на альбоме, где звучит виолончель. Для её записи мы пригласили Наталью Петричук — студентку московской консерватории, уроженку Костромы. Академические музыканты часто дают имена своим инструментам — виолончель Натальи зовут Борис.
«На Ердани»
Инструментальная композиция, состоит из двух частей. Первая часть основана на зимней песне-щедровке, записанной в Краснодарском крае, а вторая часть — наша, авторская, можно сказать вариации на тему. Щедровки — это такие поздравительные зимние песни. Их исполняли в Беларуси, Украине и на юге России, когда обходили дома под Новый год или, как его ещё называли, Щедрый вечер. К щедровкам относится всемирно известный «Щедрик». От колядок щедровки отличаются временем исполнения — колядки — это святочные, а не новогодние песни — и тем, что в колядках выпрашивали угощение, а в щедровках желали благополучия и величали хозяев.
Музыка в первой части строится на гусельном переборе. Это 12-струнные крыловидные гусли, такой тип был самым распространённым. Во второй части впервые на альбоме появляется колёсная лира, которой вторят скрипка и жалейка. На запись скрипки мы позвали костромского скрипача Ивана Кузьминова, он с радостью откликнулся, за что мы ему безмерно благодарны.
«Ердань» — это народное название реки Иордан, той самой, в которой крестили Иисуса Христа. Первые строчки краснодарской щедровки «Как на речке на Ердани мать Мария ризу мыла», отсюда и взялось название «На Ердани». Кстати, река Ердань есть и в Костромской области.
«Илею»
Продолжение зимней темы, заданной в предыдущей композиции. «На Ердани» заканчивается шагами по снегу — «Илею» с них начинается, здесь они выступают в качестве ритма.
Текст основан на подблюдных песнях, собранных в Костромской области. Подблюдные песни сопровождали гадания. Девушки снимали с себя по одной мелкой вещице, по кольцу или серьге, и складывали под перевёрнутое блюдо — отсюда и название жанра. «Ведущая» пела коротенькую песню, вроде «Под шестком петух поёт, злато зёрнышко клюёт, илею», и вытаскивала вещь. Слова песни как бы предсказывали будущее той девушке, чьё украшение доставали из-под блюда. В данном случае зерно символизирует богатство и хороший урожай.
Подблюдные песни были разные: чаще добрые — о хорошем урожае, скором замужестве или богатстве, но бывали и мрачные — с предсказанием нищеты, болезни или скорой смерти. Мы сосредоточились на позитивных вариантах, поэтому песня звучит в мажоре.
В середине песни в качестве «кричалок» звучат рождественские колядки. В этой части записаны голоса почти всех, кто участвовал в записи альбома, далеко не только вокалистов, а к перкуссии подмешаны звуки прыжков на деревянном мосту. Ваня Кузьминов здесь снова сыграл на скрипке.
«Вкруг поля ходили»
Инструментальная композиция, предваряющая следующую песню. Изначально мы планировали сделать мрачный эмбиент в миноре с большим количеством реверберации и низким гулом на фоне. В итоге решили, что надо идти от обратного, к тому же тема весенняя, радостная — первый выгон скота на пастбища.
Музыка строится на перекличке духовых инструментов — жалеек, свирелей, колюки, пастушьего рожка. Местами отрывисто звучат струнные — домра и мандолина. Фоном к народным инструментам служат полевые записи природы, стада коров и выкриков пастуха. Несколько семплов мы оцифровали с чудом спасённых катушек с записями фольклорных экспедиций. Записи очень помогли нам в создании песен, которые вошли в «За околицей» и войдут в следующий альбом.
Конкретно в эту композицию мы добавили с катушек наигрыши на пастушьей барабанке и выкрики пастуха, в том числе и не совсем цензурные. Внимательный слушатель всё обязательно услышит. Записали это сотрудники Академии музыки имени Гнесиных в 1970–1980‑е годы в селе Тимошино Макарьевского района. Песня «Вкруг поля ходили», которая звучит в конце композиции, записана в деревне Раменье Нейского района Костромской области.
«Батюшка Егорий»
Ещё одна довольно старая песня, которая появилась быстро и легко и живёт с нами вместе со второго концерта полным составом. Это комбинация из текстов егорьевских песен, записанных по всей Костромской области. Песни исполняли на Егорьев день, то есть в день Георгия Победоносца. Их пели, когда выгоняли на выпас домашний скот и обходили деревенские дворы для сбора угощения. Пение сопровождали игрой на пастушьей барабанке, той самой, которая звучит в предыдущей композиции.
Напев появился сам собой, когда мы попытались спеть эти тексты на репетиции из разряда «как получится». Тем интереснее, что он практически полностью совпал с народными напевами, коих даже в Костромской области довольно много. Отметим, что вокальных дорожек во втором куплете аж 17.
Звук колокола, который звучит во втором куплете и в конце песни, записан в селе Троицкое Шарьинского района в сентябре 2022 года. Среди перкуссии в длинном проигрыше солирует пастушья барабанка нашего собственного изготовления.
Не можем не поделиться милейшим комментарием к посту с альбомом, как раз про песню «Батюшка Егорий».
«Колосок»
Ещё одна короткая инструментальная композиция, которая предваряет следующую песню. Здесь звучат только духовые — свирель и глиняные свистульки, а мелодия основана на зажиночной песне Брянской области. Собственно, её вариант «Пора, мати, жито жати» и звучит в качестве семпла во второй половине инструментала.
«Жнивная»
Снова песня, связанная с жатвой, и снова Брянская область. Если предыдущая песня жатву начинала, то эта заканчивала — её пели, когда дожинали последние колоски в поле. Несколько колосков оставляли несжатыми, их завивали или заламывали. Называлось это «вить бороду», поэтому в песне и упоминается борода. В оригинале, найденном в одном из фольклорных сборников, борода «Федькина». Но мы решили спеть «Сашкина», чтобы таким образом упомянуть нашего друга — звукорежиссёра и художника Александра Анохина. Он делал звук на альбоме и рисовал обложку.
Основной инструмент в песне — русская волынка, вокруг неё и строится весь инструментал. К перкуссии подмешаны звуки косы и серпа, которые тоже задают ритм.
«Скиталец»
Целиком авторская песня. Появилась, как это часто бывает, случайно — из сыгранных в произвольном порядке нот на домре, когда проверяли строй. В отличие от «Полуночницы» и «Батюшки Егория», структура «Скитальца» появилась не сразу, много раз менялась, в итоге из песни убраны целые куски.
В тексте несколько тем, но основная — время и его персонификация.
В плане музыки — это снова заигрывания с классическим «гитарным» дарк-фолком. Отсюда и мелодекламация стихов в начале и в конце, и хоровое «пафосное» пение, и виолончель. Только гитары, конечно же, здесь нет, есть домра, мандолина, гусли, колёсная лира и множество духовых. В качестве ударного инструмента выступает ещё и наковальня. Её мы записали в костромском музее деревянного зодчества, благо служебное положение позволяет.
Прямо на записи вокала мы придумали вторую партию женского голоса, записали для пробы, чтоб потом над ней подумать и сделать чистовик, но в итоге так и оставили.
«К последнему берегу»
Завершающая альбом инструментальная композиция. Спокойная, меланхоличная с мягким гусельным звучанием и практически с «неоклассической» синтезаторной гармонией в конце. Это и отсылка к данжен-синтовому прошлому, и к предыдущему полноформатному альбому «Корни». Как и «Скиталец», «К последнему берегу» родилась из случайных нот, только на этот раз сыгранных на гуслях. Название придумали все вместе на репетиции.
Читайте также «Феномен народного православия в России».