Древние инструменты, обрядовые песни и многоголосие. Неофолк-проект «Рабор» — о новом альбоме

«Рабор» — костром­ской неофолк-про­ект, кото­рый соче­та­ет народ­ные обря­до­вые пес­ни и атмо­сфер­ную элек­тро­ни­ку. Музы­кан­ты про­дол­жа­ют тра­ди­ции рус­ско­го мно­го­го­ло­сья: в груп­пе нет веду­ще­го вока­ли­ста, все пес­ни испол­ня­ют­ся хором, а вокаль­ные пар­тии рас­пи­са­ны на несколь­ко голо­сов. Для «Рабо­ра» харак­тер­но насы­щен­ное зву­ча­ние — в ком­по­зи­ци­ях соче­та­ет­ся мно­же­ство древ­них народ­ных инстру­мен­тов, поле­вых запи­сей и само­за­пи­сан­ных семплов.

29 мая «Рабор» пред­ста­вил слу­ша­те­лям аль­бом «За око­ли­цей» — пер­вый релиз, запи­сан­ный пол­ным соста­вом. Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN осно­ва­тель про­ек­та Евге­ний Нови­ков подроб­но рас­ска­зал о про­цес­се запи­си, необыч­ных инстру­мен­тах и каж­дой ком­по­зи­ции альбома.


«Рабор» выпу­стил первую запись в 2014 году. До осе­ни 2018 года про­ект пред­став­лял собой one man band, испол­ня­ю­щий син­те­за­тор­ный эмби­ент и дан­жен-синт. В 2018 году воз­ник­ла идея играть рас­ши­рен­ным соста­вом и заме­шать эмби­ент с обря­до­вы­ми пес­ня­ми. Пер­вый кон­церт состо­ял­ся в 2019 году в одной из костром­ских биб­лио­тек, тогда мы игра­ли вчет­ве­ром. Сей­час в нашем посто­ян­ном соста­ве семь участ­ни­ков, а на неко­то­рых выступ­ле­ни­ях быва­ло и девять человек.

Кон­церт в мос­ков­ском клу­бе «Урбан». Сен­тябрь 2022 года

Рабо­та над рели­зом была дол­гой: с дем­ки пер­вой пес­ни до выпус­ка аль­бо­ма про­шло почти пять лет. Сама же запись, све­де­ние, масте­ринг и оформ­ле­ние заня­ли чуть боль­ше двух лет. За это вре­мя мы несколь­ко раз меня­ли кон­цеп­цию, поря­док ком­по­зи­ций и трек-лист, не гово­ря уже о кон­церт­ном соста­ве. Более того, если пред­ста­вить, что запись аль­бо­ма нача­лась бы толь­ко сей­час, в него бы вошли совсем дру­гие пес­ни, по край­ней мере на половину.

В осно­ве аль­бо­ма народ­ные обря­до­вые пес­ни: сва­деб­ные, под­блюд­ные, зажи­ноч­ные, — то есть те, кото­рые сопро­вож­да­ли обря­ды и риту­а­лы рус­ских кре­стьян. Тек­сты собра­ны в этно­гра­фи­че­ских экс­пе­ди­ци­ях вто­рой поло­ви­ны XX века в раз­ных реги­о­нах Рос­сии, пре­иму­ще­ствен­но в нашей род­ной Костром­ской обла­сти. Прин­цип сле­ду­ю­щий: от ори­ги­на­ла в песне оста­ют­ся сло­ва и напев, а аран­жи­ров­ка, набор музы­каль­ных инстру­мен­тов, про­иг­ры­ши меж­ду куп­ле­та­ми мы при­ду­мы­ва­ем сами. Всё это при­прав­ле­но неболь­шой долей атмо­сфер­ной элек­тро­ни­ки, так что полу­чил­ся сво­е­го рода фолк-эмби­ент. Есть в аль­бо­ме и наши автор­ские ком­по­зи­ции — как пес­ни, так и инструментальные.

Одной из твор­че­ских задач было исполь­зо­вать древ­ние рус­ские инстру­мен­ты, пусть и совре­мен­ные масте­ро­вые образ­цы. На аль­бо­ме зву­чат гус­ли и гуд­ки раз­ных видов, колёс­ная лира, дом­ра, ман­до­ли­на, рус­ская волын­ка и мно­же­ство народ­ных духо­вых и удар­ных. Если срав­ни­вать с преды­ду­щим аль­бо­мом «Кор­ни», то мы созна­тель­но отка­за­лись от гитар, посчи­тав, что это упро­ща­ет задачу.


«За околицей»

Откры­ва­ю­щая ком­по­зи­ция на аль­бо­ме, свое­об­раз­ное инт­ро. Мож­но ска­зать, что это чте­ние сти­хов под музы­ку, в духе клас­си­че­ско­го дарк-фол­ка. Мы поста­ра­лись доба­вить в про­стую кон­цеп­цию погру­жа­ю­щий эмби­ент и зву­ча­ние народ­ных инстру­мен­тов. Здесь мож­но услы­шать дуэт сви­ре­лей и лиро­вид­ные гусли.

Для запи­си слов на послед­ний куп­лет мы при­гла­си­ли Анто­на Чудец­ко­го — наше­го хоро­ше­го дру­га и музы­кан­та, извест­но­го по про­ек­там «Кня­жая пустынь» и «Лете­ни­ца». Полу­чи­лась отсыл­ка к «Кня­жой пусты­ни», где зна­чи­тель­ная часть песен постро­е­на на чте­нии сти­хов. Антон спра­вил­ся сра­зу, а мы несколь­ко раз пере­пи­сы­ва­ли свои пар­тии голо­сов, в том чис­ле бук­валь­но за пару недель до выхо­да альбома.

Отдель­но хочет­ся рас­ска­зать про поле­вые запи­си, кото­рые откры­ва­ют и закры­ва­ют ком­по­зи­цию. Бабуш­ка, кото­рая в нача­ле рас­ска­зы­ва­ет про «гуля­нья по всей деревне с гар­мо­ня­ми», — это Мария Ива­нов­на Дани­ло­ва. Она роди­лась в 1927 году в деревне Миха­ле­ни­но Мака­рьев­ско­го рай­о­на Костром­ской обла­сти. Мы встре­ти­лись с ней в сен­тяб­ре 2018 года во вре­мя архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции Костром­ско­го музея-запо­вед­ни­ка в село Унжа Мака­рьев­ско­го рай­о­на. Тогда она мно­го рас­ска­за­ла про дере­вен­ские празд­ни­ки, гуля­нья и сель­скую повсе­днев­ную жизнь в целом.

В гостях у Марии Ива­нов­ны Дани­ло­вой. Сен­тябрь 2018 года

На гар­мош­ке в кон­це сыг­рал Андрей Алек­се­е­вич Пята­ков, его уда­лось запи­сать в том же селе Унже. Вече­ром, после рабо­че­го дня, мы с архео­ло­га­ми воз­вра­ща­лись из мага­зи­на с про­дук­та­ми к ужи­ну. В одном из домов по пути услы­ша­ли, как игра­ет гар­мош­ка, оста­но­ви­лись, запи­са­ли на рекор­дер. Эта запись и ста­ла частью композиции.

На сле­ду­ю­щий день я схо­дил в гости к гар­мо­ни­сту. Андрей Алек­се­е­вич родил­ся в 1950 году, всю жизнь про­жил в Унже, слу­жил капи­та­ном на паро­хо­де, на кото­ром ходил даже до Каза­ни. Во вре­мя служ­бы полу­чил серьёз­ную трав­му. Сам он чело­век очень скром­ный, но согла­сил­ся пока­зать на каме­ру, как играть на гар­мо­ни мест­ные вари­ан­ты наиг­ры­шей «Сор­ма­ча» и «Пля­со­вой».

Ещё один семпл, кото­рый зву­чит после слов «За око­ли­цей пес­ни звон­кие…», — это экс­пе­ди­ци­он­ная запись народ­ной пес­ни «Как по речень­ке яр хмель». Она запи­са­на в Нерехт­ском рай­оне Костром­ской обла­сти. Эту пес­ню в соб­ствен­ном вари­ан­те мы испол­ня­ли на кон­цер­тах в 2019 году, так что она впи­са­лась как отсыл­ка в про­шлое. В послед­нем куп­ле­те на сло­вах «За око­ли­цей пес­ни звон­кие воз­вра­ща­ют­ся с вет­ром лас­ко­вым…» встав­лен вокаль­ный семпл из сле­ду­ю­щей пес­ни на аль­бо­ме — «Вьюн на воде».


«Вьюн на воде»

Пес­ня, с кото­рой нача­лась исто­рия наше­го пол­но­го соста­ва: имен­но её мы разо­бра­ли в первую оче­редь, и она у нас в репер­ту­а­ре с пер­вой репе­ти­ции. За это вре­мя мы несколь­ко раз меня­ли тональ­ность, аран­жи­ров­ку, ритм и сло­ва. Ори­ги­нал запи­сан в деревне Дол­гая Вохом­ско­го рай­о­на Костром­ской обла­сти. Это сва­деб­ная пес­ня — её испол­ня­ли девуш­ки, когда жених подъ­ез­жал к дому невесты.

Пес­ня доволь­но попу­ляр­ная в раз­ных обла­стях Рос­сии, но широ­ко изве­стен в основ­ном южный ана­лог «Вьюн над водой». В вохом­ском вари­ан­те совсем дру­гая мело­дия и чуть иные сло­ва, но сюжет тот же — жених «уви­ва­ет­ся» у ворот и ждёт, когда ему выве­дут неве­сту. На этот же мотив по всей Костром­ской обла­сти пели мно­же­ство сва­деб­ных песен, дале­ко не толь­ко «Вьюн на воде», но и, напри­мер, вели­ча­ния гостям.

Кре­стьян­ская свадьба

Мело­ди­че­скую осно­ву зада­ют дом­ра, гудок, блок-флей­та и жалей­ка. Из инте­рес­ных момен­тов отме­тим пере­мен­ный раз­мер в куп­ле­тах. У этой пес­ни, как и прак­ти­че­ски у всей рус­ской народ­ной музы­ки, пер­вич­ны сло­ва, а не мело­дия. Имен­но сло­ва и сти­хо­твор­ный раз­мер дик­ту­ют ритм всей песне, а мело­дия под­стра­и­ва­ет­ся под коли­че­ство сло­гов в строке.


«Полуночница»

Доволь­но мрач­ная пес­ня, осно­ва­на на заго­во­ре от полу­ноч­ни­цы. Полу­ноч­ни­цы или ноч­ни­цы — это враж­деб­ные духи, кото­рые напа­да­ют на детей, гото­вя­щих­ся уснуть, и вызы­ва­ют бес­сон­ни­цу. Мно­гие сла­вян­ские наро­ды вери­ли, что имен­но полу­ноч­ни­цы явля­ют­ся при­чи­ной дет­ско­го пла­ча и ноч­но­го кри­ка. Что­бы жут­кие духи не бес­по­ко­и­ли детей, зна­ю­щие люди, напри­мер баб­ки-пови­ту­хи, про­из­но­си­ли над ново­рож­дён­ным ребён­ком в бане подоб­ный заговор.

Музы­ка здесь пол­но­стью наша, а на сло­ва заго­во­ра мы наткну­лись в кни­ге Бори­са Рыба­ко­ва «Язы­че­ство древ­них сла­вян». Пес­ня состо­я­лась очень быст­ро, бук­валь­но за одну репе­ти­цию — в таком виде и пред­став­ле­на на альбоме.

В осно­ве всё те же дом­ра и гудок, что и на песне «Вьюн на воде». К пер­кус­сии под­ме­ша­ны раз­ные сем­плы: зву­ки хло­па­ю­щих две­рей, скри­па поло­виц, зво­на клю­чей, а ещё лязг зам­ка и печ­ной бан­ной заслон­ки. Они рас­став­ле­ны в соот­вет­ствии с рит­мом и высту­па­ют как пол­но­цен­ные удар­ные инстру­мен­ты. Неко­то­рые из зву­ков запи­са­ны в костром­ском музее дере­вян­но­го зод­че­ства, иные — в забро­шен­ных дерев­нях Костром­ской области.

Что­бы полу­чить низ­кий звук вар­га­на в куп­ле­те, при­шлось немно­го схит­рить — утя­же­лить метал­ли­че­ский язы­чок неболь­шим магнитом.

Один из рыча­щих голо­сов запи­сал наш друг из Сверд­лов­ской обла­сти Евге­ний Пиль­ни­ков — осно­ва­тель мно­же­ства блэк-метал про­ек­тов, из кото­рых самый извест­ный, пожа­луй, Wintaar.

Полу­ноч­ни­ца — одна из двух песен на аль­бо­ме, где зву­чит вио­лон­чель. Для её запи­си мы при­гла­си­ли Ната­лью Пет­ри­чук — сту­дент­ку мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, уро­жен­ку Костро­мы. Ака­де­ми­че­ские музы­кан­ты часто дают име­на сво­им инстру­мен­там — вио­лон­чель Ната­льи зовут Борис.


«На Ердани»

Инстру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция, состо­ит из двух частей. Пер­вая часть осно­ва­на на зим­ней песне-щед­ров­ке, запи­сан­ной в Крас­но­дар­ском крае, а вто­рая часть — наша, автор­ская, мож­но ска­зать вари­а­ции на тему. Щед­ров­ки — это такие поздра­ви­тель­ные зим­ние пес­ни. Их испол­ня­ли в Бела­ру­си, Укра­ине и на юге Рос­сии, когда обхо­ди­ли дома под Новый год или, как его ещё назы­ва­ли, Щед­рый вечер. К щед­ров­кам отно­сит­ся все­мир­но извест­ный «Щед­рик». От коля­док щед­ров­ки отли­ча­ют­ся вре­ме­нем испол­не­ния — коляд­ки — это свя­точ­ные, а не ново­год­ние пес­ни — и тем, что в коляд­ках выпра­ши­ва­ли уго­ще­ние, а в щед­ров­ках жела­ли бла­го­по­лу­чия и вели­ча­ли хозяев.

Музы­ка в пер­вой части стро­ит­ся на гусель­ном пере­бо­ре. Это 12-струн­ные кры­ло­вид­ные гус­ли, такой тип был самым рас­про­стра­нён­ным. Во вто­рой части впер­вые на аль­бо­ме появ­ля­ет­ся колёс­ная лира, кото­рой вто­рят скрип­ка и жалей­ка. На запись скрип­ки мы позва­ли костром­ско­го скри­па­ча Ива­на Кузь­ми­но­ва, он с радо­стью отклик­нул­ся, за что мы ему без­мер­но благодарны.

Колёс­ная лира

«Ердань» — это народ­ное назва­ние реки Иор­дан, той самой, в кото­рой кре­сти­ли Иису­са Хри­ста. Пер­вые строч­ки крас­но­дар­ской щед­ров­ки «Как на реч­ке на Ерда­ни мать Мария ризу мыла», отсю­да и взя­лось назва­ние «На Ерда­ни». Кста­ти, река Ердань есть и в Костром­ской области.


«Илею»

Про­дол­же­ние зим­ней темы, задан­ной в преды­ду­щей ком­по­зи­ции. «На Ерда­ни» закан­чи­ва­ет­ся шага­ми по сне­гу — «Илею» с них начи­на­ет­ся, здесь они высту­па­ют в каче­стве ритма.

Текст осно­ван на под­блюд­ных пес­нях, собран­ных в Костром­ской обла­сти. Под­блюд­ные пес­ни сопро­вож­да­ли гада­ния. Девуш­ки сни­ма­ли с себя по одной мел­кой вещи­це, по коль­цу или серь­ге, и скла­ды­ва­ли под пере­вёр­ну­тое блю­до — отсю­да и назва­ние жан­ра. «Веду­щая» пела коро­тень­кую пес­ню, вро­де «Под шест­ком петух поёт, зла­то зёр­ныш­ко клю­ёт, илею», и вытас­ки­ва­ла вещь. Сло­ва пес­ни как бы пред­ска­зы­ва­ли буду­щее той девуш­ке, чьё укра­ше­ние доста­ва­ли из-под блю­да. В дан­ном слу­чае зер­но сим­во­ли­зи­ру­ет богат­ство и хоро­ший урожай.

Под­блюд­ные пес­ни были раз­ные: чаще доб­рые — о хоро­шем уро­жае, ско­ром заму­же­стве или богат­стве, но быва­ли и мрач­ные — с пред­ска­за­ни­ем нище­ты, болез­ни или ско­рой смер­ти. Мы сосре­до­то­чи­лись на пози­тив­ных вари­ан­тах, поэто­му пес­ня зву­чит в мажоре.

В сере­дине пес­ни в каче­стве «кри­ча­лок» зву­чат рож­де­ствен­ские коляд­ки. В этой части запи­са­ны голо­са почти всех, кто участ­во­вал в запи­си аль­бо­ма, дале­ко не толь­ко вока­ли­стов, а к пер­кус­сии под­ме­ша­ны зву­ки прыж­ков на дере­вян­ном мосту. Ваня Кузь­ми­нов здесь сно­ва сыг­рал на скрипке.


«Вкруг поля ходили»

Инстру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция, пред­ва­ря­ю­щая сле­ду­ю­щую пес­ню. Изна­чаль­но мы пла­ни­ро­ва­ли сде­лать мрач­ный эмби­ент в мино­ре с боль­шим коли­че­ством ревер­бе­ра­ции и низ­ким гулом на фоне. В ито­ге реши­ли, что надо идти от обрат­но­го, к тому же тема весен­няя, радост­ная — пер­вый выгон ско­та на пастбища.

Пас­тух с барабанкой

Музы­ка стро­ит­ся на пере­клич­ке духо­вых инстру­мен­тов — жале­ек, сви­ре­лей, колю­ки, пас­ту­шье­го рож­ка. Места­ми отры­ви­сто зву­чат струн­ные — дом­ра и ман­до­ли­на. Фоном к народ­ным инстру­мен­там слу­жат поле­вые запи­си при­ро­ды, ста­да коров и выкри­ков пас­ту­ха. Несколь­ко семплов мы оциф­ро­ва­ли с чудом спа­сён­ных кату­шек с запи­ся­ми фольк­лор­ных экс­пе­ди­ций. Запи­си очень помог­ли нам в созда­нии песен, кото­рые вошли в «За око­ли­цей» и вой­дут в сле­ду­ю­щий альбом.

Кон­крет­но в эту ком­по­зи­цию мы доба­ви­ли с кату­шек наиг­ры­ши на пас­ту­шьей бара­бан­ке и выкри­ки пас­ту­ха, в том чис­ле и не совсем цен­зур­ные. Вни­ма­тель­ный слу­ша­тель всё обя­за­тель­но услы­шит. Запи­са­ли это сотруд­ни­ки Ака­де­мии музы­ки име­ни Гне­си­ных в 1970–1980‑е годы в селе Тимо­ши­но Мака­рьев­ско­го рай­о­на. Пес­ня «Вкруг поля ходи­ли», кото­рая зву­чит в кон­це ком­по­зи­ции, запи­са­на в деревне Раме­нье Ней­ско­го рай­о­на Костром­ской области.


«Батюшка Егорий»

Ещё одна доволь­но ста­рая пес­ня, кото­рая появи­лась быст­ро и лег­ко и живёт с нами вме­сте со вто­ро­го кон­цер­та пол­ным соста­вом. Это ком­би­на­ция из тек­стов его­рьев­ских песен, запи­сан­ных по всей Костром­ской обла­сти. Пес­ни испол­ня­ли на Его­рьев день, то есть в день Геор­гия Побе­до­нос­ца. Их пели, когда выго­ня­ли на выпас домаш­ний скот и обхо­ди­ли дере­вен­ские дво­ры для сбо­ра уго­ще­ния. Пение сопро­вож­да­ли игрой на пас­ту­шьей бара­бан­ке, той самой, кото­рая зву­чит в преды­ду­щей композиции.

Напев появил­ся сам собой, когда мы попы­та­лись спеть эти тек­сты на репе­ти­ции из раз­ря­да «как полу­чит­ся». Тем инте­рес­нее, что он прак­ти­че­ски пол­но­стью сов­пал с народ­ны­ми напе­ва­ми, коих даже в Костром­ской обла­сти доволь­но мно­го. Отме­тим, что вокаль­ных доро­жек во вто­ром куп­ле­те аж 17.

Звук коло­ко­ла, кото­рый зву­чит во вто­ром куп­ле­те и в кон­це пес­ни, запи­сан в селе Тро­иц­кое Шарьин­ско­го рай­о­на в сен­тяб­ре 2022 года. Сре­ди пер­кус­сии в длин­ном про­иг­ры­ше соли­ру­ет пас­ту­шья бара­бан­ка наше­го соб­ствен­но­го изготовления.

Рожок, бота­ло, бара­бан­ка — пас­ту­шьи инстру­мен­ты, кото­рые зву­чат на альбоме

Не можем не поде­лить­ся милей­шим ком­мен­та­ри­ем к посту с аль­бо­мом, как раз про пес­ню «Батюш­ка Егорий».


«Колосок»

Ещё одна корот­кая инстру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция, кото­рая пред­ва­ря­ет сле­ду­ю­щую пес­ню. Здесь зву­чат толь­ко духо­вые — сви­рель и гли­ня­ные сви­стуль­ки, а мело­дия осно­ва­на на зажи­ноч­ной песне Брян­ской обла­сти. Соб­ствен­но, её вари­ант «Пора, мати, жито жати» и зву­чит в каче­стве семпла во вто­рой поло­вине инструментала.


«Жнивная»

Сно­ва пес­ня, свя­зан­ная с жат­вой, и сно­ва Брян­ская область. Если преды­ду­щая пес­ня жат­ву начи­на­ла, то эта закан­чи­ва­ла — её пели, когда дожи­на­ли послед­ние колос­ки в поле. Несколь­ко колос­ков остав­ля­ли несжа­ты­ми, их зави­ва­ли или зала­мы­ва­ли. Назы­ва­лось это «вить боро­ду», поэто­му в песне и упо­ми­на­ет­ся боро­да. В ори­ги­на­ле, най­ден­ном в одном из фольк­лор­ных сбор­ни­ков, боро­да «Федь­ки­на». Но мы реши­ли спеть «Саш­ки­на», что­бы таким обра­зом упо­мя­нуть наше­го дру­га — зву­ко­ре­жис­сё­ра и худож­ни­ка Алек­сандра Ано­хи­на. Он делал звук на аль­бо­ме и рисо­вал обложку.

Основ­ной инстру­мент в песне — рус­ская волын­ка, вокруг неё и стро­ит­ся весь инстру­мен­тал. К пер­кус­сии под­ме­ша­ны зву­ки косы и сер­па, кото­рые тоже зада­ют ритм.

Кон­церт в доме куль­ту­ры ГЭС‑2. Москва

«Скиталец»

Цели­ком автор­ская пес­ня. Появи­лась, как это часто быва­ет, слу­чай­но — из сыг­ран­ных в про­из­воль­ном поряд­ке нот на дом­ре, когда про­ве­ря­ли строй. В отли­чие от «Полу­ноч­ни­цы» и «Батюш­ки Его­рия», струк­ту­ра «Ски­таль­ца» появи­лась не сра­зу, мно­го раз меня­лась, в ито­ге из пес­ни убра­ны целые куски.

В тек­сте несколь­ко тем, но основ­ная — вре­мя и его персонификация.

В плане музы­ки — это сно­ва заиг­ры­ва­ния с клас­си­че­ским «гитар­ным» дарк-фол­ком. Отсю­да и мело­де­кла­ма­ция сти­хов в нача­ле и в кон­це, и хоро­вое «пафос­ное» пение, и вио­лон­чель. Толь­ко гита­ры, конеч­но же, здесь нет, есть дом­ра, ман­до­ли­на, гус­ли, колёс­ная лира и мно­же­ство духо­вых. В каче­стве удар­но­го инстру­мен­та высту­па­ет ещё и нако­валь­ня. Её мы запи­са­ли в костром­ском музее дере­вян­но­го зод­че­ства, бла­го слу­жеб­ное поло­же­ние позволяет.

Пря­мо на запи­си вока­ла мы при­ду­ма­ли вто­рую пар­тию жен­ско­го голо­са, запи­са­ли для про­бы, чтоб потом над ней поду­мать и сде­лать чисто­вик, но в ито­ге так и оставили.

Кон­церт в костром­ском музее дере­вян­но­го зод­че­ства. Ночь музеев-2023

«К последнему берегу»

Завер­ша­ю­щая аль­бом инстру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция. Спо­кой­ная, мелан­хо­лич­ная с мяг­ким гусель­ным зву­ча­ни­ем и прак­ти­че­ски с «нео­клас­си­че­ской» син­те­за­тор­ной гар­мо­ни­ей в кон­це. Это и отсыл­ка к дан­жен-син­то­во­му про­шло­му, и к преды­ду­ще­му пол­но­фор­мат­но­му аль­бо­му «Кор­ни». Как и «Ски­та­лец», «К послед­не­му бере­гу» роди­лась из слу­чай­ных нот, толь­ко на этот раз сыг­ран­ных на гус­лях. Назва­ние при­ду­ма­ли все вме­сте на репетиции.



Читай­те так­же «Фено­мен народ­но­го пра­во­сла­вия в Рос­сии».

Поделиться