Бессмертный цирк и Игги Поп: Алексей Рачунь — об альбоме «Пламя»

Писа­тель и музы­кант Алек­сей Рачунь запи­сал аль­бом «Пла­мя». Автор опре­де­ля­ет свой стиль как панк-шан­сон и дарк-фолк. Тек­сты повест­ву­ют о мире, рас­па­да­ю­щем­ся на мил­ли­ар­ды эле­мен­тов, каж­дый из кото­рых — глав­ный. Мини­ма­лизм и пря­мо­ли­ней­ность — так мож­но опи­сать фор­му­лу ком­по­зи­ций и раз­мыш­ле­ний лири­че­ско­го героя альбома.

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN Алек­сей Рачунь рас­ска­зал о рели­зе и каж­дой песне отдельно.


Аль­бом «Пла­мя» — это испо­ведь город­ско­го пар­ти­за­на-оди­ноч­ки, пус­ка­ю­ще­го под откос эше­ло­ны обы­ден­но­сти. Две­на­дцать песен — это две­на­дцать его ипостасей.

Впро­чем, в любой ипо­ста­си герой дей­ству­ет во вре­мя свер­шив­ше­го­ся Арма­гед­до­на и пре­одо­ле­ва­ет его яд и смрад, взи­рая на про­ис­хо­дя­щее сквозь сар­до­ни­че­скую, сар­ка­сти­че­скую, иро­ни­че­скую приз­му бес­смерт­ной души.

Он счи­та­ет, что Апо­ка­лип­сис насту­пил, но это не повод отме­нять жизнь.


1. «Бессмертный цирк»

Напи­сан­ная три года назад совсем по дру­го­му пово­ду пес­ня уди­ви­тель­но попа­ла в нынеш­нее вре­мя. Все эти уда­ря­ю­щие кувал­ды и взмы­ва­ю­щие про­пел­ле­ры, новост­ной шквал и шлак, елей­ная миро­то­чи­вость офи­ци­оз­ной куль­ту­ры и при­сво­ен­ных ей низо­вых ини­ци­а­тив могут вызы­вать либо рвот­ные, либо эска­пи­че­ские поры­вы, о чём и рас­суж­да­ет герой песни.

Ему бли­же вто­рое, и пле­вать, что тру­сы забы­ты дома, а обувь без шнур­ков. На ули­це сыро — сой­дёт и так.


2. «Теремок»

Тере­мок — это мета­фо­ра повсе­днев­но­го безу­мия, из кото­ро­го хочет и не может вырвать­ся твор­че­ский чело­век. А сама пес­ня чере­дой архе­ти­пи­че­ских, ска­зоч­ных обра­зов иссле­ду­ет этот путь.

Неко­то­рые уже окре­сти­ли «Тере­мок» рус­ским шан­со­ном — что ж, если рус­ский шан­сон нач­нёт обра­щать­ся к биб­лей­ским реми­нис­цен­ци­ям, я не про­тив. При­чём речь не о «псах и бле­во­тине». Хотя, про бле­во­ти­ну в «рус­ском шан­соне» тоже вро­де бы не пели. Похо­же, я всё же реформатор.


3. «Радио»

Док­тор Хаус утвер­ждал, что «все врут». Бру­таль­ный герой этой испо­ве­даль­ной пес­ни пыта­ет­ся опро­верг­нуть дан­ную мак­си­му, заяв­ляя, что «врут лишь неко­то­рые, а осталь­ные — 3.14здят».

Вооб­ще, герой пес­ни пер­со­наж настоль­ко кон­крет­ный, что куль­то­вые пост­им­пер­ские «Брат» и «Брат 2» в его устах низ­вер­га­ют­ся до «Чёрт» и «Чёрт 2», ибо мерт­ва и сама импе­рия, а ста­ло быть, никто нас не спа­сёт, веры нико­му нет и надо самим выби­рать­ся из ада повседневности.


4. «Вилларибо»

Есть доль­нее Вил­ла­ри­бо и гор­нее Вил­ла­ба­д­жо, но что­бы попасть в него, нуж­но обой­ти нема­ло лову­шек и кап­ка­нов. Или про­сто не раз­ме­ни­вать на пята­ки свою сия­ю­щую душу, какой бы каверз­ной не была жизнь.

Хотя герой пес­ни и его бэй­ба не соби­ра­ют­ся сда­вать­ся, их отча­ян­ная схват­ка за Вил­ла­ба­д­жо про­иг­ра­на, несмот­ря на пол­чи­ща при­мкнув­ших дже­да­ев. Но вряд ли это обло­ма­ет тех, чья тягост­ная, но лихая жизнь и без того бес­ко­неч­ный облом.


5. «Чучмек»

Это такая обэ­ри­ут­ская шту­ко­ви­на — харм­сов­щи­на, вве­ден­щи­на. Смыс­ла в ней осо­бо­го нет, кро­ме того, что в любом, даже самом ник­чём­ном чело­ве­чиш­ке есть боже­ствен­ное, есть ангель­ские кры­лья, а сле­до­ва­тель­но, его есть за что любить. И грех — забы­вать об этом.

Пес­ня была напи­са­на как блюз, как блюз все­гда мной и игра­лась. Но зву­ко­ре­жис­сёр запи­си и музы­кант Олег Казан­цев чудес­ным обра­зом завер­нул её рифф в такую гитар­ную ткань, буд­то до того она хра­ни­лась в сун­ду­ке бухар­ско­го эми­ра. И полу­чил­ся если и блюз, то «Насвай-блюз».


6. «Пламя»

Сна­ча­ла этот пси­хо­де­ли­че­ский истерн назы­вал­ся «Ария Бори­са Кун­да­ли­ни». У меня есть роман «Кун­да­ли­ни и Анти­дю­ринг» — о похож­де­ни­ях неза­дач­ли­вых про­вин­ци­аль­ных бан­ди­тов, решив­ших огра­бить банк.

Когда я его напи­сал, у меня воз­ник­ла идея допол­нить роман «рок-опе­рой», и кавыч­ки здесь неслу­чай­ны. Я напи­сал несколь­ко «арий», но затем идею забросил.

Пес­ня «Пла­мя» — это пере­ра­бо­тан­ная, сокра­щён­ная ария одно­го из глав­ных геро­ев, но сей­час у неё дру­гой ритм, и дру­гой смысл: о том, ценой каких житей­ских, быто­вых, нрав­ствен­ных, любов­ных, пси­хи­че­ских потерь и тра­ге­дий, в каких деко­ра­ци­ях — сре­ди дри­щу­щих нищих, бан­дит­ских обре­зов, недо­пи­то­го вер­му­та, бес­плод­ных ожи­да­ний, сго­ра­ю­щих дней и горо­дов — порой обре­та­ет­ся душа.


7. «Антонида»

Геро­и­ня этой смеш­ной пес­ни-пере­вёр­ты­ша — поехав­шая куку­хой на вся­ких ретри­тах и «успеш­ных успе­хах» вздор­ная баба, у кото­рой и без того всё хорошо.

А сама пес­ня о том, что в ато­ми­зи­ру­ю­щем­ся, рас­па­да­ю­щем­ся мире, состо­я­щем из «все­объ­ем­лю­ще­го я» и рав­но­знач­но­го ему «все­объ­ем­лю­ще­го мы» всё — то же самое, что ниче­го. И что порой про­сто быть, как перья в вороне, — осмыс­лен­нее и оправ­дан­нее, чем жить во имя цели, как сто­я­щие на стрё­ме менты.


8. «Игги Поп»

Еже­днев­ный путь от барач­ной камор­ки до бли­жай­шей «каб­эш­ки» обо­ра­чи­ва­ет­ся сия­ю­щей доро­гой до Бело­го виг­ва­ма, но Лора Пал­мер всё никак не воскреснет.
Поход за сига­ми по спаль­но­му рай­о­ну пред­ста­ёт кве­стом по поис­ку Игги Попа и воз­да­я­нию ему за все чело­ве­че­ские гре­хи и неурядицы.

Сча­стье в жиз­ни не при­хо­дит вслед за новым годом, и виной тому бес­ну­ю­щий­ся на теле­экране Мик Джаггер.

И даже в «небе голу­бом горит одна звез­да» по име­ни Зиг­ги Стар­даст, воз­нёс­ший­ся туда пря­ми­ком из Виг­ва­ма чёрного.

И, ста­ло быть, несть кон­ца бит­ве за «город золо­той» в этом архи­лин­чев­ском сюжете.


9. «Прораб»

Несмот­ря на рефрен и оби­лие обсцен­ной лек­си­ки, это самая невин­ней­шая шут­ка. Ей уже боль­ше 30 лет, как и песне.

В нача­ле 90‑х были попу­ляр­ны мек­си­кан­ские сери­а­лы и у мое­го при­я­те­ля их смот­ре­ла бабуш­ка — такая типич­ная, выве­зен­ная из дерев­ни дожи­вать век с устро­ив­ши­ми­ся в горо­де детьми, мало­гра­мот­ная старушка.

В одном из сери­а­лов был пер­со­наж — архи­тек­тор Мун­ди­са­баль. Бабуш­ка пере­де­ла­ла его на свой лад, в «про­ра­ба Мандосавелия».

Узнав о про­ра­бе, я и сочи­нил этот весё­лый панк-рочок. С года­ми в него доба­ви­лись при­ме­ты вре­ме­ни, вро­де яда поло­ния, но всё рав­но это очень ста­рая вещь.


10. «Над полем смерть летала»

Что тут ска­зать. Это пес­ня без под­тек­ста и кон­тек­ста. Она о том, что прав­да у каж­до­го своя, и это ска­зал не фара­он, а окоп. И о том, что смер­ти нет, есть бессмертие.
Во вре­мя запи­си я напор­та­чил как с вока­лом, так и с игрой, но решил оста­вить всё как есть. Поэто­му пес­ня зву­чит, как серд­це­би­е­ние поги­ба­ю­ще­го от ран на поле боя солдата.


11. «Мезозой»

Эта пес­ня писа­лась для элек­три­че­ства. Но сыг­рав­ший её на аку­сти­че­ской гита­ре Олег Казан­цев сумел при­дать песне изна­чаль­но заду­ман­ное гараж­ное звучание.
Воз­мож­но, это наи­тие, ведь с вос­пе­тым в тек­сте шизо­и­че­ским миром по-преж­не­му в силах совла­дать лишь инстинктам.


12. «Полынь-звезда»

Пес­ня была вклю­че­на в аль­бом в послед­ний момент, вме­сто дико­ва­то­го псев­до­та­тар­ско­го псев­до­рег­ги «Чак-чак».

Если ты олдо­вый и ста­ро­мод­ный чувак, если носишь стран­ную при­чёс­ку и вышед­шие из моды шузы, игра­ешь древ­ний рок-н-ролл, любишь свою потас­кан­ную гер­лу, сыз­маль­ства пьёшь порт­вейн, хотя дав­но можешь поз­во­лить себе дру­гие напит­ки — про­дол­жай это делать даже во вре­мя кон­ца све­та: для тебя ниче­го не изменилось!

А вос­хо­дя­щая над миром звез­да Арма­гед­до­на — это лишь повод сочи­нить новую лег­ко­мыс­лен­ную песенку.



Читай­те так­же о дру­гих све­жих релизах: 

«Спайс на кро­ви»: Jaconda — о соль­ном аль­бо­ме-тра­ге­дии

Древ­ние инстру­мен­ты, обря­до­вые пес­ни и мно­го­го­ло­сие. Неофолк-про­ект «Рабор» — о новом аль­бо­ме

Не душе­спа­си­тель­ная музы­ка: груп­па Dvanov — об аль­бо­ме «Семья»

Поделиться