От кафкианских грузовичков до рыбы-унитаза: ТВ-реклама 1990‑х годов

В 1990‑е годы оте­че­ствен­ная теле­ре­кла­ма пере­жи­ва­ла рас­цвет — неслу­чай­но мы пере­смат­ри­ва­ем и цити­ру­ем её до сих пор. Такой вот пара­докс: уже дав­но нет ни АО «МММ», ни повсе­мест­ной пей­джин­го­вой свя­зи, но сери­ал о Лёне Голуб­ко­ве и бод­рое «Пеп­си, пей­джер, MTV», кажет­ся, с нами все­рьёз и надол­го. Искус­ство всё это или нет — вопрос дис­кус­си­он­ный, но, так или ина­че, клас­си­че­ские реклам­ные корот­ко­мет­раж­ки дарят нам радость. Поче­му бы не вспом­нить о них лиш­ний раз?


Свежеиспечённый телевизор

Один из пио­не­ров оте­че­ствен­но­го реклам­но­го биз­не­са, мно­го­лет­ний режис­сёр теле­пе­ре­да­чи КВН Вале­рий Хот­ног в авто­био­гра­фи­че­ской кни­ге «Два­дцать пять лет в пле­ну у весё­лых и наход­чи­вых» рассказывал:

«С КВН свя­за­на <…> пер­вая ком­мер­че­ская рекла­ма на совет­ском теле­ви­де­нии. Впер­вые она появи­лась имен­но в КВН».

Но поче­му? По сло­вам реклам­но­го копи­рай­те­ра и капи­та­на коман­ды КВН МГУ 80‑х годов Вла­ди­ми­ра Пере­пёл­ки­на (его цити­ру­ет «Афи­ша» в мас­штаб­ном иссле­до­ва­нии «От “МММ” до чикен шей­ка») при­чи­на про­за­и­че­ская: на съём­ки юмо­ри­сти­че­ских состя­за­ний нуж­ны были деньги.

«Там же рас­хо­дов нема­ло — коман­ды по 30—40 чело­век при­ез­жа­ли в Моск­ву, их надо было где-то селить и так далее. В общем, день­ги бра­ли у спон­со­ров — и спон­со­рам за это нуж­но было хоть что-то. Этим чем-то была рекла­ма. Она шла пря­мо внут­ри пере­да­чи. <…> Но потом ока­за­лось, что коман­ды с эти­ми роли­ка­ми про­сто не успе­ва­ют гото­вить­ся к игре. Так что Мас­ля­ко­ву или ещё ­кому-то при­шла в голо­ву идея создать груп­пу из лузе­ров, кото­рые уже про­иг­ра­ли, что­бы они сни­ма­ли рекламу».

Вер­нём­ся, одна­ко, к Хот­но­гу — чело­ве­ку, кото­рый создал первую в Совет­ском Сою­зе эро­ти­че­скую рекла­му. Сце­на­рий это­го эпо­халь­но­го роли­ка выгля­дел так:

«Круп­но план сту­ла, на кото­рый сбра­сы­ва­ет­ся муж­ской пиджак, жен­ская коф­точ­ка, сороч­ка, лиф­чик. Под музы­ку “Эмма­ну­эль”. Отъ­езд каме­ры, и вид­но, что это офис, в кото­ром, сидя за сто­лом, обна­жив­ши­е­ся сотруд­ни­ки изны­ва­ют от жары. Сло­ган: “Атмо­сфе­ра в вашем офи­се будет все­гда дело­вой, если с вами рабо­та­ет кон­ди­ци­о­нер Бакин­ско­го заво­да!” Сле­ду­ю­щий план, те же сотруд­ни­ки в дело­вых костю­мах в ком­форт­ной обста­нов­ке гово­рят: “Про­хла­да из Баку”».

Как тут не вспом­нить зна­ме­ни­тую сце­ну из филь­ма «Город Зеро» (1988) Каре­на Шах­на­за­ро­ва — с голой сек­ре­тар­шей на заво­де, на кото­рую никто не обра­ща­ет вни­ма­ния. Как вид­но, в то вре­мя рекла­ма ста­ра­лась ни в чём не усту­пать автор­ско­му кино — и точ­но так­же стра­да­ла из-за цен­зу­ры. Фра­зу «Про­хла­да из Баку» из роли­ка выре­за­ли, пото­му что уви­де­ли в ней «поли­ти­че­ский окрас».

По сло­вам Хот­но­га, выду­мы­ва­ние рекла­мы для него с кол­ле­га­ми было насто­я­щим твор­че­ством, кото­рое при­но­си­ло удо­воль­ствие само по себе. Невы­пол­ни­мых задач не суще­ство­ва­ло, труд­но­сти вызы­ва­ли азарт. Мож­но было сочи­нить и снять рекла­му бук­валь­но «на колен­ке», как полу­чи­лось с роли­ком о «све­же­ис­пе­чён­ном теле­ви­зо­ре» Киши­нёв­ско­го заво­да, выпры­ги­ва­ю­щем на кух­ню пря­мо из духов­ки. А мож­но — подой­ти к делу с ред­ким для тех лет размахом:

«Пока­за­те­лен при­мер, когда [буду­щий министр печа­ти, в те годы рабо­тав­ший на теле­ви­де­нии, Миха­ил] Лесин сумел впер­вые про­бить раз­ре­ше­ние на съём­ки реклам­но­го роли­ка <…> в мет­ро! До того момен­та о съём­ках в мет­ро мы даже не заи­ка­лись, во вре­ме­на СССР мет­ро в Москве вхо­ди­ло в спи­сок закры­тых объектов. <…>

И ведь нико­му не при­шла идея в голо­ву адап­ти­ро­вать ролик к дру­гим усло­ви­ям! Чем неве­ро­ят­нее каза­лась зада­ча, тем интереснее».

Таким обра­зом, в самом нача­ле 1990‑х всё было гото­во к наплы­ву оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных ком­па­ний, тре­бу­ю­щих увле­ка­тель­ных рас­ска­зов о сво­их това­рах и услу­гах. Что­бы не зате­рять­ся в суще­ству­ю­щем колос­саль­ном насле­дии, поста­ра­ем­ся рас­сор­ти­ро­вать сохра­нив­шу­ю­ся до наших дней рекла­му по услов­ным «жан­рам» в зави­си­мо­сти от того, что и как в ней рекламируют.


Не халявщик, а партнёр

С рас­па­дом СССР в Рос­сии одна за одной ста­ли воз­ни­кать так назы­ва­е­мые финан­со­вые пира­ми­ды, кото­рые пред­ла­га­ли довер­чи­вым граж­да­нам быст­рое обо­га­ще­ние, на деле остав­ляя их без гро­ша. Наи­бо­лее памят­ная сре­ди подоб­ных орга­ни­за­ций, АО «МММ» Сер­гея Мав­ро­ди, про­сла­ви­лась не в послед­нюю оче­редь бла­го­да­ря реклам­но­му сери­а­лу о жиз­ни Лёни Голуб­ко­ва, про­сто­го мужи­ка, кото­рый, вло­жил день­ги в «МММ» и попра­вил мате­ри­аль­ное поло­же­ние. Были в сери­а­ле и дру­гие герои, вплоть до камео «про­сто Марии» из одно­имён­ной мек­си­кан­ской теле­ме­ло­дра­мы, но они запом­ни­лись меньше.

Сни­мал эпи­зо­ды о при­клю­че­ни­ях Голуб­ко­ва и ком­па­нии Бахыт Кили­ба­ев — мастер пере­стро­еч­но­го кино, автор сце­на­рия «Иглы» (1988) с Вик­то­ром Цоем. Соглас­но сай­ту «Ста­рый теле­ви­зор», их сотруд­ни­че­ство с МММ нача­лось сле­ду­ю­щим образом:

«В нача­ле 90‑х [Бахыт] заду­мал сни­мать оче­ред­ную кар­ти­ну —«Гон­го­фер”. Одна­ко, что­бы сни­мать кино, нуж­ны были день­ги. <…> Кили­ба­ев без­успеш­но потыр­кал­ся в несколь­ко ком­па­ний, пока нако­нец не ока­зал­ся в “МММ”. Там к его прось­бе отнес­лись с пони­ма­ни­ем, посколь­ку по досто­ин­ству оце­ни­ли талант режис­сё­ра и те пер­спек­ти­вы, кото­рые мог­ло при­не­сти сотруд­ни­че­ство с ним. В ито­ге “Гон­го­фер” был снят, взял несколь­ко при­зов (“Золо­той Овен-93”, “Кино­тавр-94”), а Кили­ба­е­ву руко­вод­ство “МММ” пред­ло­жи­ло создать при АО сту­дию и занять­ся про­из­вод­ством реклам­ных роли­ков. В фев­ра­ле 94-го “МММ-сту­дия” заработала».

Годы спу­стя Кили­ба­ев утвер­ждал, что готов про­дол­жить раз­ви­вать исто­рию Лёни — но уже не для рекла­мы, а ради искусства:

«Это дол­жен быть народ­ный комикс, пяти­ми­нут­ные или даже минут­ные роли­ки. У меня гото­ва пара сце­на­ри­ев про них. Напри­мер: сидит Лёня Голуб­ков вме­сте с бра­том за сто­лом. Дол­го сидит, мрач­но. Пол­ми­ну­ты. Потом вста­ёт и а‑а-ах молот­ком по экра­ну! Экран в тре­щи­нах. Типа — а‑а, вы дума­ли, что мне пло­хо, а мне совсем непло­хо и я даже вот как шучу! Или дру­гая при­ду­ра: тоже Лёня, тоже с бра­том, сидят и дума­ют: за что сей­час боль­ше все­го пла­тят? Самые бога­тые сей­час люди — охран­ни­ки. Давай, брат, в охра­ну к кому-нибудь пода­дим­ся! Берут ста­рые свои “Жигу­ли”, при­леп­ля­ют на них мигал­ку, при­стра­и­ва­ют­ся к машине кру­тых и начи­на­ют за ними вез­де ездить, яко­бы охра­няя. И ездят, пока им не вла­мы­ва­ют как следует».

Несмот­ря на то что, по сло­вам Кили­ба­е­ва, «Мав­ро­ди вовсе жули­ком не был» и «если бы <…> не слу­чил­ся наезд, его вклад­чи­ки и теперь бы про­цве­та­ли», в роли­ках мож­но обна­ру­жить скры­тые посла­ния-пре­ду­пре­жде­ния. Срав­ни­те кадр из самой пер­вой серии («Куп­лю жене сапо­ги!») с клас­си­че­ским силу­этом вам­пи­ра из «Носфе­ра­ту, сим­фо­ния ужа­са» (1922) Фри­дри­ха Виль­гель­ма Мурнау.

Сле­ва — граф Орлок про­би­ра­ет­ся к жерт­ве. Спра­ва — Лёня Голуб­ков воз­вра­ща­ет­ся из «МММ»

В 2011 году, когда «МММ» нена­дол­го воз­ро­ди­лась, вышло несколь­ко новых выпус­ков. В одной из них разо­ча­ро­ван­ный Голуб­ков руга­ет взрос­ло­го сына за то, что тот отнёс день­ги Мав­ро­ди и назы­ва­ет халяв­щи­ком. На что сын отве­ча­ет отцу его же сло­ва­ми из 90‑х: «Я не халяв­щик, я парт­нёр».

В срав­не­нии с «голуб­ко­ви­а­ной», реклам­ные кам­па­нии про­чих пира­мид ощу­ти­мо про­иг­ры­ва­ли, одна­ко неко­то­рые из них тоже заслу­жи­ва­ют упо­ми­на­ния. Так, «Рус­ский Дом Селен­га» пытал­ся оча­ро­вать ауди­то­рию теат­раль­ны­ми сцен­ка­ми по моти­вам доре­во­лю­ци­он­ной России.

В то же вре­мя «Хопёр-Инвест» созда­ва­ли треш-скет­чи с уча­сти­ем зна­ме­ни­то­стей. «Купи­те акции “Хопра”!» — рас­пе­ва­ли четы­ре близ­не­ца с внеш­но­стью «пер­во­го пою­ще­го диск-жокея СССР» Сер­гея Мина­е­ва. А Лоли­та Миляв­ская и Алек­сандр Цека­ло из каба­ре-дуэ­та «Ака­де­мия» убеж­да­ли, что «”Хопёр-Инвест” отлич­ная ком­па­ния… от других»:


 

Позвоните родителям

Соци­аль­ная рекла­ма в 1990‑е тоже выхо­ди­ла сери­а­ла­ми: зна­ме­ни­тый цикл душе­щи­па­тель­ных мини­а­тюр о совре­мен­ни­ках под общим назва­ни­ем «Рус­ский про­ект» насчи­ты­вал аж два сезо­на. Рабо­та­ли над ними матё­рые про­фи: Денис Евстиг­не­ев, Пётр Луцик, Бахыт Кили­ба­ев, Миха­ил Хле­бо­ро­дов и Кон­стан­тин Эрнст.

В 2007 году жур­нал «Сеанс» отзы­вал­ся о про­ек­те кри­ти­че­ски. В част­но­сти, утверждалось:

«Как может [Эрнст], сни­мав­ший теле­про­грам­мы о Коп­по­ле и Года­ре, отлич­но зна­ю­щий кино, — зате­вать вме­сте с Дени­сом Евстиг­не­е­вым “Рус­ский про­ект”, вос­при­ни­мав­ший­ся всем насе­ле­ни­ем стра­ны как эта­лон фаль­ши? Фра­зы типа “Всё у нас полу­чит­ся” вхо­ди­ли в анек­дот немед­лен­но, они и до сих пор исполь­зу­ют­ся в повсе­днев­ной речи в самых раз­ных ситу­а­ци­ях, от дефе­ка­ции до дефло­ра­ции. Пуб­ли­ка от души хохо­та­ла — но как бы и при­вы­ка­ла; сте­рео­тип вызы­вал про­те­сты, одна­ко внедрялся».

Есть неко­то­рое про­ти­во­ре­чие в том, что про­ци­ти­ро­ван­ный мате­ри­ал был при­уро­чен к пока­зу «Рус­ско­го про­ек­та» в кино­те­ат­ре «Иллю­зи­он» на боль­шом экране — зна­чит, всё-таки встре­ча­лись цени­те­ли. Да и исто­рии были раз­ные: не толь­ко при­клю­че­ния зна­ме­ни­то­го Димы, кото­ро­го вся Крас­ная пло­щадь про­сит «пома­хать маме», но и завер­ше­ние жиз­нен­но­го пути пожи­ло­го муж­чи­ны (одна из послед­них ролей Зино­вия Герд­та), гне­ту­щий ужас Чечен­ской вой­ны, куда забро­си­ло того же Диму (от финаль­ных чёр­ных букв «Я вер­нусь, мама» по коже идут мураш­ки) и мелан­хо­лич­ные бесе­ды алко­го­ли­ков, кото­рые пре­ры­ва­ет мед­сест­ра, отправ­ляя «тре­тью уро­ло­гию» на ана­ли­зы — «соби­рать кам­ни» под «Полёт Валь­ки­рий» Рихар­да Вагнера.

Ещё один соци­аль­ный ролик 1990‑х не так инте­ре­сен с худо­же­ствен­ной точ­ки зре­ния, но не менее важен, —- речь о «Позво­ни­те роди­те­лям». По мне­нию «Афи­ши», это «пер­вый пре­це­дент [в исто­рии совре­мен­ной Рос­сии], когда рекла­ма про­да­ёт не товар, но цен­но­сти: в сде­лан­ном совер­шен­но в совет­ской сти­ли­сти­ке роли­ке пока­зы­ва­ют чаек, кото­рые забы­ли о сво­их роди­те­лях. И ника­ко­го подвоха».

Автор рекла­мы Игорь Бурен­ков делился:

«Конеч­но, когда мы это при­ду­ма­ли, мы даже пред­ста­вить себе не мог­ли того мас­шта­ба, кото­ро­го достиг­нет про­ект. Когда появи­лись анек­до­ты типа “позво­ни­те води­те­лям”, “позво­ни­те вре­ди­те­лям”, ста­ло ясно: наш про­ект состо­ял­ся. Потом было мно­го дру­гих про­ек­тов, и наших, и не наших, успеш­ных и не очень. Но глав­ное — соци­аль­ная рекла­ма в Рос­сии нача­ла жить».

В ста­тье «У вас там ни вку­са, ни тон­ко­сти: теле­ре­кла­ма в Рос­сии в 1990—1995 годах как новое соци­аль­ное явле­ние и её вос­при­я­тие стар­шим поко­ле­ни­ем рос­си­ян» исто­рик Яни­на Кар­пен­ки­на ука­зы­ва­ет, что зри­те­ли 1990‑х неред­ко жало­ва­лись, что «рекла­ма несёт урон [их] пси­хи­че­ско­му и физи­че­ско­му здо­ро­вью». Вот две дослов­ных цита­ты из писем, при­слан­ных на телевидение:

«Народ в Рос­сии и так нер­воз­ный <…> дела­ют из Рос­сии психопатов».

«Дети ста­но­вят­ся жесто­ки­ми, нерв­ны­ми, им видят­ся при­ви­де­ния и уро­ды, они пла­чут и вздра­ги­ва­ют во сне».

Хотя сгу­щать крас­ки не сле­ду­ет, в слу­чае с неко­то­ры­ми соци­аль­ны­ми роли­ка­ми заме­ча­ния по суще­ству: сня­ты они как буд­то в жан­ре трил­ле­ра. Мно­гие до сих пор не могут забыть рекла­мы, направ­лен­ные про­тив СПИ­Да, кото­рые пуга­ли не мень­ше, чем застав­ка теле­ком­па­нии ВИД.

В одной из них моло­дой муж­чи­на мир­но рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни и вдруг заяв­ля­ет: «Я умер. Очень жаль». Рез­кая склей­ка, гром­кая музы­ка, лицо гово­рив­ше­го пре­вра­ща­ет­ся в фото­гра­фию на могиль­ном кре­сте. В кон­це воз­ни­ка­ет при­зыв «помни о буду­щем», но на него уже не обра­ща­ешь вни­ма­ния: тут бы для нача­ла серд­це­би­е­ние унять.

В дру­гой «антис­пид-корот­ко­мет­раж­ке», сня­той режис­сё­ром Юри­ем Гры­мо­вым, сине-белые рты без глаз пред­став­ля­ют­ся душа­ми атлан­тов с погиб­шей Атлан­ти­ды, уве­ря­ют, что их циви­ли­за­ция была уни­что­же­на СПИ­Дом и про­сят не повто­рять их оши­бок. В ком­мен­та­ри­ях к видео на Юту­бе зри­те­ли назы­ва­ют его источ­ни­ком ноч­ных кош­ма­ров и «трав­мой детства».


Самый скучный банк

Когда к Тиму­ру Бек­мам­бе­то­ву обра­ти­лись пред­ло­же­ни­ем снять рекла­му для бан­ка «Импе­ри­ал», он поин­те­ре­со­вал­ся: а что это, соб­ствен­но, такое — банк? Ему объ­яс­ни­ли. Режис­сёр удивился:

«Зачем рекла­ми­ро­вать банк? Если есть банк, в него пой­дут, навер­ное, дру­гих же нет».

Ещё све­жи были вос­по­ми­на­ния о вре­ме­ни, когда суще­ство­вал лишь «Сбер­банк СССР» и ника­ких ком­мер­че­ских ана­ло­гов. И всё-таки буду­щий созда­тель «Ноч­но­го дозо­ра» при­сту­пил к рабо­те, наде­ясь таким обра­зом заре­ко­мен­до­вать себя в про­фес­сии. И не про­га­дал: исто­ри­че­ский сери­ал в фор­ма­те «жизнь заме­ча­тель­ных людей» не схо­дил с экра­нов в тече­ние пяти лет.

В 2006 году Дмит­рий Быков (при­знан ино­стран­ным аген­том), рекон­стру­и­руя твор­че­ский путь Тиму­ра Нуру­а­хи­то­ви­ча и про­сле­жи­вая связь его реклам­ных работ с «дозо­ра­ми», писал:

«У каж­до­го там свои люби­мые серии — у меня, напри­мер, “Звез­ду гра­фу Суво­ро­ву!” с вели­ко­леп­ным Уфим­це­вым и исто­рия о чин­гис­ха­но­вом вой­ске. <…> Бро­са­лось в гла­за соот­но­ше­ние меж­ду крат­ко­стью и рос­ко­шью — оно-то и сра­ба­ты­ва­ло на имидж бан­ка: коль ско­ро эти люди ради двух минут экран­но­го вре­ме­ни могут набрать такую тита­ни­че­скую мас­сов­ку и выки­нуть столь­ко денег на костю­мы, — зна­чит, у них дей­стви­тель­но серьёз­ный ресурс. Бек­мам­бе­тов рас­ска­зы­вал, что заня­тые в мас­сов­ке жите­ли сред­не­ази­ат­ских сте­пей так увлек­лись про­цес­сом, что пря­мо в доспе­хах уска­ка­ли в степь и рыс­ка­ли там сут­ка­ми, слу­шая зов пред­ков и насла­жда­ясь проснув­шей­ся гене­ти­че­ской тягой к при­клю­че­ни­ям. Сери­ал был, конеч­но, не без паро­дий­но­сти, не без насмеш­ки над соб­ствен­ной пафос­но­стью, — но, воля ваша, Чин­гис­хан, бесе­ду­ю­щий с кам­ня­ми, про­из­во­дил впечатление».

От высо­ко­бюд­жет­ной «импер­ско­сти» — к поэ­ти­че­ско­му мини­ма­лиз­му. Ролик Бек­мам­бе­то­ва для бан­ка «Сла­вян­ский», осно­ван­ный на сти­хах про «стран­ные дощеч­ки и непо­нят­ные крюч­ки» — без­услов­но, одна из луч­ших оте­че­ствен­ных экра­ни­за­ций Харм­са, избав­лен­ная от наро­чи­той экс­прес­сии и про­чих штам­пов, неред­ко воз­ни­ка­ю­щих в свя­зи с вос­при­я­ти­ем поэ­зии абсурда.

Тем вре­ме­нем в «Рикк-бан­ке» пони­ма­ли: для кли­ен­та луч­ший банк — не тот, где живёт Чин­гис­хан, а тот, где ниче­го осо­бен­но­го не про­ис­хо­дит. Так воз­ник­ла серия роли­ков со сло­га­ном «Самый скуч­ный банк на све­те» и лени­вым, ката­ю­щим­ся на ска­не­ре котом.

В 1996 году рекла­ма даже выиг­ра­ла приз на реклам­ном фести­ва­ле «Канн­ские львы». И то вер­но: где ещё оце­нят «скуч­ное», если не в Каннах?

Меж­ду про­чим: кто ска­зал, что банк — это толь­ко про финан­сы? В 1990‑е по теле­ви­зо­ру кру­ти­ли умо­по­мра­чи­тель­ный ролик орга­ни­за­ции под назва­ни­ем «Банк дан­ных», кото­рая соби­ра­ла анке­ты людей с необыч­ной внеш­но­стью для после­ду­ю­щих съё­мок в рекламе. 

Пре­зи­дент «Бан­ка дан­ных» Олег Пят­ниц­кий, демон­стри­руя эту самую «необыч­ность» отра­щи­вал раз­но­цвет­ные боро­ды, уве­ли­чи­вал­ся и умень­шал­ся в раз­ме­рах, дико вра­щал гла­за­ми и дру­ги­ми частя­ми лица. В общем, устра­и­вал сви­сто­пляс­ку в духе Жор­жа Мелье­са (см. фильм «Чело­век с рези­но­вой голо­вой», 1901) и совет­ских кино­аван­гар­ди­стов (см. фильм Евге­ния «Деби­ла» Кон­дра­тье­ва «Кап­ли оста­ют­ся на дере­вьях», 1989). И после это­го вы буде­те утвер­ждать, что рекла­ма не искусство? 


«Шевроле»? «Шевроле». «Шевроле»…

В 1990‑е оте­че­ствен­ный авто­ры­нок навод­ни­ли ино­стран­ные авто­мо­би­ли. Прав­да, поз­во­лить их себе мог не каж­дый, поэто­му боль­шин­ству при­хо­ди­лось лишь завист­ли­во взды­хать, гля­дя на то, как в роли­ках акци­о­нер­но­го обще­ства «Лого­ВАЗ» веду­щий «Поле чудес» Лео­нид Яку­бо­вич уго­ва­ри­ва­ет при­об­ре­тать Chevrolet Cadillac, Jeep Cherokee или Mercedes-Benz.

Сце­на­рии для шоуме­на, такое ощу­ще­ние, импро­ви­зи­ро­ва­лись пря­мо на ходу. Слов­но не зная, что бы ска­зать об оче­ред­ной ино­мар­ке, Яку­бо­вич задум­чи­во вор­ку­ет: «Это “Шев­ро­ле”? “Шев­ро­ле”. “Шев­ро­ле”… А это “Кадил­лак”». После чего неж­но при­жи­ма­ет­ся к машине и целу­ет её.

Оте­че­ствен­ный авто­пром Лео­ни­ду Арка­дье­ви­чу в те годы рекла­ми­ро­вать не дове­ри­ли (роли­ки про ИЖ появят­ся уже в новом тыся­че­ле­тии) — ста­ли искать менее стан­дарт­ные твор­че­ские реше­ния. И нашли: в каф­ки­ан­ской рекла­ме Горь­ков­ско­го авто­мо­биль­но­го заво­да смо­де­ли­ро­ван­ные на ком­пью­те­ре муравьи пре­вра­ща­ют­ся в гру­зо­ви­ки. Что бы это зна­чи­ло? В общем, не так и важ­но — глав­ное, что очень интересно. 

Схо­жим обра­зом устро­ен ролик, посвя­щён­ный «Авто­ком­плек­ту» и авто­мо­би­лю «Вол­га», в кото­ром разыг­рав­ший­ся и раз­рез­вив­ший­ся во поле конь вдруг ста­но­вит­ся новень­ким авто. При­чуд­ли­вое пере­пле­те­ние моти­вов рус­ской народ­ной пес­ни и пове­сти «Пре­вра­ще­ние» неволь­но ста­вит нас перед вопро­сом, что пред­по­чти­тель­нее: пре­вра­тить­ся из чело­ве­ка в насе­ко­мое или из обыч­но­го коня в железного?

Одна­ко всех пере­плю­ну­ло орен­бург­ское реклам­ное агент­ство «Автор», сняв­шее для про­дви­же­ния ВАЗ-2109 (a.k.a. «девят­ка») клип на пес­ню Кая Мето­ва «Position № 2», в кото­ром хит 90‑х поют мар­ши­ру­ю­щие сол­да­ты. Смот­реть на твор­че­ство «Авто­ра» сего­дня даже инте­рес­нее, чем на ори­ги­наль­ное видео к шля­ге­ру, где Кай Метов пред­ста­ёт в тра­ди­ци­он­ном обра­зе романтика.

Ещё один музы­каль­ный шедевр из Орен­бур­га: муж­чи­на едет на «Ладе» по пустын­ной доро­ге. У него в руках фото­гра­фия роко­вой блон­дин­ки. Маши­на оста­нав­ли­ва­ет­ся: кажет­ся, герой в сомне­ни­ях, про­дол­жать путь или нет. Вдруг фото ожи­ва­ет и начи­на­ет петь на мотив «Но толь­ко не гово­ри мне» Ната­льи Вет­лиц­кой, пери­о­ди­че­ски дёр­гая води­те­ля за нос и швы­ря­ясь в него одеждой:

Пом­нишь, доро­гой, дан­ный мне судьбой,

Как жда­ла тебя я дол­го, было пло­хо одной?

И зва­ла тебя: «При­ез­жай скорей!»

Ты ска­зал, что не при­е­дешь, что нету запчастей.

Но толь­ко не гово­ри мне,

Толь­ко не гово­ри мне,

Толь­ко не гово­ри, что ты не был там.

Там — это в «Лада­сна­бер­ви­се» на ули­це Вол­го­град­ской, в доме 5. Такая вот жизнь у орен­бурж­цев: если мужик не явил­ся на сви­да­ние, зна­чит, не смог достать нуж­ные зап­ча­сти. Но теперь «отма­за» не про­ка­тит: «Всё, что нуж­но, ты купи, если хочешь быть со мной». Герой кре­пит фото­гра­фию дамы серд­ца к рулю и устрем­ля­ет­ся вперёд.


 

Хей-хей, паренёк, отправляйся-ка в ларёк

Раз уж вспом­ни­ли о песен­ной рекла­ме, поче­му бы не пого­во­рить о ней отдель­но? Тем более что её на экра­нах оте­че­ствен­ных теле­ви­зо­ров все­гда было хоть отбавляй.

В 1964 году в СССР появил­ся повар, подо­зри­тель­но напо­ми­на­ю­щий тогдаш­не­го лиде­ра Ники­ту Хру­щё­ва (эту роль испол­нил Иван Рыжов) и пред­ло­жил всем, кто хочет быть здо­ров, «обра­щать­ся к ресто­ра­нам и сто­ло­вым». В ответ на его рула­ды в кух­ню забе­жа­ли куку­руз­ные почат­ки и попро­си­ли вклю­чить их в меню, ведь толь­ко с их помо­щью мож­но устро­ить «пир на весь мир».

В сере­дине 1980‑х артист Вяче­слав Мале­жик сооб­щил совет­ско­му наро­ду: «Чтоб здо­ро­вым быть, надо соки пить! <…> А для это­го нуж­на соко­вы­жи­мал­ка». Прав­да, как потом выяс­ни­лось, ника­ко­го биз­нес-под­тек­ста в видео не было: в край­нем слу­чае, по сло­вам Мале­жи­ка, перед нами «паро­дия на рекла­му». Но поди догадайся.

Нако­нец, в 1991 году появ­ля­ет­ся умо­по­мра­чи­тель­ная нетлен­ка, про­слав­ля­ю­щая Мос­ков­ский вен­ти­ля­тор­ный завод: «Вам пора и вам пора с вен­ти­ля­тор­ным заво­дом заклю­чать дого­во­ра». Судя по вос­по­ми­на­ни­ям режис­сё­ра Ефи­ма Любин­ско­го, её выучи­ли все, от про­стых людей до вер­хуш­ки власти:

«Пом­ню, зна­ко­мый рас­ска­зал, что сто­ял в оче­ре­ди за моро­же­ным и услы­шал, как кто-то напе­ва­ет нашу песен­ку. Тогда ста­ло понят­но, что да, ролик реаль­но выстре­лил. После ГКЧП кто-то из поли­ти­ков ска­зал, что пут­чи делать — это вам не дево­чек на лужай­ке танцевать».

А созда­тель­ни­ца «вен­ти­ля­тор­но­го» тек­ста Мари­на Собе-Панек на лич­ном опы­те убе­ди­лась, что рекла­ма спо­соб­на «дви­гать» не толь­ко тор­гов­лю, но и язы­ко­вые нормы: 

«У меня был набор слов, кото­рые нуж­но было зариф­мо­вать. Толь­ко “дого­во­ра” зло­счаст­ные не всо­вы­ва­лись никак с пра­виль­ным уда­ре­ни­ем, но я реши­ла, что в частуш­ке это допустимо. <…>

Ока­за­лось, что из-за этой рекла­мы с иска­жён­ным уда­ре­ни­ем изме­ни­лись нор­мы рус­ско­го язы­ка, пото­му что эта рекла­ма зву­ча­ла из каж­до­го утю­га и люди ста­ли так гово­рить. Народ, так ска­зать, “про­да­вил” вто­рую нор­му — как с кофе сред­не­го рода. Несколь­ко лет назад на одном теле­ка­на­ле даже дела­ли про это сюжет. Меня отвез­ли в Инсти­тут рус­ско­го язы­ка, где про­фес­сор фило­ло­гии долж­на была как бы ругать меня за это, а я — оправ­ды­вать­ся, что “дого­во­ры” никак не риф­мо­ва­лись. Мы захо­дим, а про­фес­сор, серьёз­ная такая дама, пово­ра­чи­ва­ет­ся и рас­плы­ва­ет­ся в улыб­ке: “Ой, я вашу рекла­му обо­жаю”. Смеш­но было».

Конеч­но, устра­и­вать подоб­ные ретро­шоу в том слу­чае, когда тре­бо­ва­лось заце­пить моло­дёж­ную ауди­то­рию, было нель­зя. Поэто­му музы­каль­ны­ми амбас­са­до­ра­ми Pepsi на рубе­же веков ста­ли спер­ва Децл, кото­рый при­звал с помо­щью пей­дже­ра и MTV «под­клю­чать­ся к самым-самым», а затем груп­па «Дис­ко­те­ка ава­рия», на вре­мя пере­фор­ма­ти­ро­вав­ша­я­ся в «Дис­ко-служ­бу Pepsi».

На этом хип-хоп-фоне рокер Сидо­ров (Алек­сандр Лойе), неко­гда нашу­мев­ший со сво­ей полу­ле­галь­ной «Хер­ши-колой», быст­ро канул в Лету. Хотя ещё в пер­вой поло­вине 90‑х в том, что каса­ет­ся попу­ля­ри­за­ции гази­ро­ван­ной воды, ему не было равных.

Види­мо, из-за той же сме­ны музы­каль­ных трен­дов «рекла­ми­ро­вать» Бори­са Ель­ци­на на выбо­рах 1996 года дове­ри­ли DJ Гру­ву и груп­пе «Маль­чиш­ник». Без­услов­но, на сто­роне дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та тогда высту­пи­ли мно­гие арти­сты, но зачи­тать пре­сло­ву­тое «голо­суй, или про­иг­ра­ешь» под бит, назвав тех, кто не при­дёт на выбо­ры, «кон­чен­ны­ми лоха­ми», было дано не каждому.

О чём ещё мож­но петь в рекла­ме? Да о чём угод­но. Вот как задор­но уже зна­ко­мое нам агент­ство «Автор» из Орен­бур­га про­пи­а­ри­ло сеть ларь­ков «ТТТ». Ком­по­зи­ция на мотив попу­ляр­ной пес­ни Rasputin груп­пы Boney M уве­ря­ет: если ты «собрал­ся отдох­нуть и выпить что-нибудь», а мага­зин закрыт, то всё, что нуж­но най­дёт­ся в малень­ком, но гор­дом ларь­ке. Так что:

Хей-хей, паре­нёк, отправ­ляй­ся-ка в ларёк,

Ты будешь рад, что не прогадал.

Хей-хей, паре­нёк, не жалей свой кошелёк,

Ларёк помо­жет — мал да удал!


Похмелья не будет

Вооб­ще, ларёк или клас­си­че­ский прод­маг совет­ско­го типа — явле­ния для наших широт настоль­ко неотъ­ем­ле­мые, что не теря­ют сво­е­го мар­ги­наль­но­го оба­я­ния под любым соусом. Даже если о них рас­ска­зы­ва­ет­ся в фор­ма­те мак­си­маль­но мало­бюд­жет­ном, как посту­пил бар­на­уль­ский канал ТВС, сняв репор­таж «о мага­зине ком­мер­че­ско­го объ­еди­не­ния “Искра”».

На стене круп­ным пла­ном порт­ре­ты голой Саман­ты Фокс и Арноль­да Швар­це­негге­ра. На вит­ри­нах — бан­ки с соле­нья­ми, коча­ны капу­сты и чай «Пря­ный». А в цен­тре, види­мо, заве­ду­ю­щая тор­го­вой точ­ки, кото­рая, вол­ну­ясь, сооб­ща­ет, что в про­да­же мож­но най­ти не толь­ко това­ры от постав­щи­ков, но и «соб­ствен­ную про­дук­цию»: напри­мер, шаро­вые опоры.

Годы спу­стя ком­мен­та­то­ры, уви­дев­шие рекла­му на Юту­бе, с удо­воль­стви­ем острят:

«Поми­до­ров кило­грамм, капу­сты для щей и шаро­вых опор пароч­ку взвесьте».

«”Вкус­но. Бод­рит. Осве­жа­ет!” Чай из шаро­вых опор — ново­го дня глоток!»

Вот толь­ко про­вин­ци­аль­ные парень­ки 90‑х ходи­ли в ларь­ки не за шаро­вы­ми опо­ра­ми и даже не за Pepsi. То ли дело пиво, рекла­ма кото­ро­го по ТВ в иссле­ду­е­мый нами пери­од была почти ничем не огра­ни­че­на. Да что рекла­ма — устра­и­ва­лись даже целые пив­ные празд­ни­ки, вро­де крас­но­яр­ско­го Дня пива, кото­рый еже­год­но орга­ни­зо­вы­вал мест­ный пиво­ва­рен­ный завод «Пик­ра». Репор­таж об этом собы­тии образ­ца 1996 года — ни дать ни взять доку­мент ушед­шей эпохи:

Насто­я­щим «пив­ным коро­лём» теле­ви­зи­он­но­го экра­на начи­ная с кон­ца 1990‑х (по дру­гим дан­ным, с нача­ла 2000‑х) был артист МХТ име­ни Чехо­ва Алек­сандр Сем­чев, более извест­ный как «тол­стяк» — заглав­ный герой реклам­ных роли­ков одно­имён­ной пив­ной мар­ки. В отли­чие от мно­гих актё­ров, кото­рые стес­ня­ют­ся съё­мок в рекла­ме, Сем­чев в 2012 году сето­вал, что доро­га алко­го­лю на экран теперь прак­ти­че­ски закры­та. И выра­жал готов­ность «рекла­ми­ро­вать что угодно»:

«Я огор­чил­ся очень, когда вышел анти­пив­ной закон. А то так бы и про­дол­жал сни­мать­ся. Пото­му что нет ниче­го в этом постыд­но­го! Вы посмот­ри­те, что сей­час: народ же сни­ма­ет­ся и сни­ма­ет­ся. И нисколь­ко этим не гну­ша­ет­ся. И это люди, кото­рые посто­ян­но на экра­нах, у кото­рых есть серьёз­ные про­ек­ты в кино и на теле­ви­де­нии. Тем не менее — рекла­ми­ру­ют май­о­не­зы и авто­мо­би­ли. А поче­му нет? Жаль толь­ко, что игро­вой рекла­мы ста­ло мало. <…>

Вооб­ще, рекла­ма — это то же кино. Я, если чест­но, и к кино-то отно­шусь как к источ­ни­ку зара­бот­ка, а в рекла­ме все то же самое, толь­ко лег­че по энер­ге­ти­че­ским затра­там. Я люб­лю рекла­му. Пусть бы мне что-то еще пред­ло­жи­ли — я готов все что угод­но рекламировать».

Дру­гие про­из­во­ди­те­ли алко­го­ля тоже ста­ра­лись не отста­вать. Пиво «Сту­ден­че­ское» в 1998 году сде­ла­ло сво­им «лицом» народ­но­го арти­ста СССР Оле­га Баси­ла­шви­ли. Но, как и Инна Улья­но­ва, участ­во­вав­шая в рекла­ме Comet, не смог­ла затмить леген­дар­ную тётю Асю, так и Олег Вале­рья­но­вич «тол­стя­ка» не перещеголял.

Зато сюжет полу­чил­ся забав­ный: пожи­лой про­фес­сор при­ни­ма­ет экза­ме­ны у моло­дё­жи, сер­дит­ся, ста­вит пло­хие оцен­ки. Тогда один из сту­ден­тов, улу­чив момент, под­ме­ня­ет ему ста­кан с водой на ста­кан с пивом. Про­фес­сор дела­ет гло­ток, при­хо­дит в хоро­шее рас­по­ло­же­ние духа, и все полу­ча­ют «отлич­но» — кон­фликт поко­ле­ний исчер­пан. Что харак­тер­но, в зачёт­ке суро­вый пре­под пишет фами­лию «Баси­ла­шви­ли» — вид­но, дело было в Теат­раль­ной академии.

«Сто­лич­ное» пиво пошло по пути эпа­та­жа: в роли­ке с уча­сти­ем актё­ра Андрея Чер­ны­шо­ва юно­ша спер­ва на раз­ные лады инте­ре­со­вал­ся у зер­ка­ла «хочешь, я уга­даю, как тебя зовут?», а затем, когда тот же вопрос зада­ва­ла ему девуш­ка в баре, пус­кал струю пива ей в лицо.

Поз­же Чер­ны­шов каял­ся: идея плю­нуть в парт­нёр­шу пивом при­шла ему. Вме­сте с режис­сё­ром они реши­ли не инфор­ми­ро­вать актри­су о сво­их пла­нах. Сце­ну сня­ли за один дубль, а потом бега­ли за несчаст­ной девуш­кой и дол­го перед ней извинялись.

Для люби­те­лей напит­ков покреп­че суще­ство­ва­ла, напри­мер, рекла­ма вод­ки «Белый орёл», от созда­те­ля и вока­ли­ста одно­имён­ной музы­каль­ной груп­пы Вади­ма Жеч­ко­ва. А для люби­те­лей вод­ки из Бар­на­у­ла — бренд с по-сибир­ски бру­таль­ным назва­ни­ем «Зверь». И если пост­мо­дер­нист­ская рекла­ма жур­на­ла «ТВ ПАРК» в своё вре­мя каза­лась вам стран­ной, то что вы ска­же­те на это?

В осен­нем пар­ке на ска­мей­ке сидит муж­чи­на и пьёт, судя по цве­ту жид­ко­сти, пиво. Пьёт жад­но — веро­ят­но, у него похме­лье. В пол­ной тишине мимо него про­бе­га­ет пара вра­чей с носил­ка­ми, на кото­рых лежит тело, укры­тое про­сты­нёй. В руках у покой­ни­ка бутыл­ка вод­ки. Муж­чи­на на ска­мей­ке хва­та­ет­ся за голо­ву и закры­ва­ет гла­за. Вра­чи, про­дол­жая бежать, вдруг весе­ло под­пры­ги­ва­ют и зави­са­ют в воз­ду­хе. В кад­ре появ­ля­ет­ся сло­ган «Похме­лья не будет».

Что это было? Как гово­рит­ся, без бутыл­ки не разберёшься.


Шок — это по-нашему

Пока взрос­лые «успо­ка­и­ва­лись» алко­го­лем, дети сни­ма­ли стресс шоко­лад­ны­ми батон­чи­ка­ми. Сего­дня так назы­ва­е­мые снэки — дело обыч­ное, но в нача­ле 90‑х никто даже при­бли­зи­тель­но не пред­став­лял, что это такое. Поэто­му от реклам­щи­ков тре­бо­ва­лось не толь­ко заста­вить зри­те­ля полю­бить про­дукт, но и изме­нить народ­ный раци­он, при­вив при­выч­ку к слад­ким перекусам.

Впро­чем, с точ­ки зре­ния Тиму­ра Бек­мам­бе­то­ва, опи­сан­ная про­бле­ма была не столь­ко быто­вой, сколь­ко нрав­ствен­ной, если не ска­зать экзистенциальной: 

«Был [ролик] для Mars — про то, как маль­чик несёт бабуш­ке какой-то хлеб, лифт не рабо­та­ет, он оста­нав­ли­ва­ет­ся на каком-то эта­же, на пол­пу­ти, и пере­ку­сы­ва­ет, что­бы под­нять­ся даль­ше. Пере­ку­си, батон­чик доба­вит тебе энер­гии, заря­дись — такая вот теле­га. И я роб­ко спра­ши­вал: “А что вы пред­по­ла­га­е­те сде­лать? Мне мама с дет­ства гово­ри­ла, что слад­кое едят после обе­да. Десерт. Им не пере­ку­сы­ва­ют. Сколь­ко вы пред­по­ла­га­е­те потра­тить денег, что­бы я забыл свою маму?” Они отве­ча­ли: ниче­го-ниче­го, у нас день­ги есть».

Не вся­ко­му чита­те­лю извест­но имя Андрея Амлин­ско­го. Меж­ду тем этот чело­век обо­га­тил рус­ский язык, доба­вив туда гла­гол «сни­керс­нуть». Разу­ме­ет­ся, это не вхо­ди­ло в зада­чу: Амлин­ский про­сто при­ду­мы­вал новою рекла­му. Но теперь его «сни­керс­ни» офи­ци­аль­но есть в сло­ва­ре.

«В чём была наша идея? В том, что снэ­ков вооб­ще в Рос­сии до это­го не было. Они, как и очень мно­гие про­дук­ты, боль­шин­ству людей были про­сто неиз­вест­ны. Моя мама, к при­ме­ру, на вопрос “Мам, йогурт хочешь?” отве­ча­ла: “Нет, не хочу, сынок. А что это такое?” Моло­до­му чело­ве­ку, игра­ю­ще­му в хок­кей на пло­щад­ке, что­бы пере­ку­сить, при­хо­ди­лось ухо­дить со льда. Помни­те клас­си­че­ское: “Коля! Обе­дать!” И Коле надо было сни­мать конь­ки, идти домой, раз­де­вать­ся. То есть — облом. И тут вдруг появил­ся “Сни­керс” — дей­стви­тель­но удоб­ная и сыт­ная вещь, кото­рую лег­ко хра­нить, лег­ко есть. Но назва­ния это­му про­цес­су — как бы пере­ку­су — не было. <…>

И я при­ду­мал “сни­керс­ни”. То есть в этом слу­чае сам про­дукт стал обра­зом про­цес­са быст­ро­го насы­ще­ния. <…> гла­гол “сни­керс­нуть” даже вклю­чи­ли в новый учеб­ник по рус­ско­му язы­ку для шесто­го клас­са — как при­мер нео­ло­гиз­ма. Чест­ное сло­во! Сам видел».

На про­тя­же­нии деся­ти­ле­тия рекла­ма шоко­лад­ных батон­чи­ков ста­но­ви­лась всё чуде­са­тее — а как ина­че бороть­ся с геге­мо­ни­ей ком­па­нии Mars? Роли­ки о шоко­лад­но-оре­хо­вом «Шоке» отли­ча­лись не толь­ко отча­ян­ным сло­га­ном, но и умо­по­мра­чи­тель­ным визу­аль­ным рядом. «Афи­ша» шутит:

«Стра­на пере­жи­ва­ла дефолт, отстав­ки пре­мье­ров и вто­рую чечен­скую, и фра­за “Шок — это по-наше­му” ста­ла самым точ­ным опи­са­ни­ем происходящего».

Одна из созда­тель­ниц «шоко­вой» рекла­мы, Анна Глад­ко­ва, вспоминала:

«Гово­ря­щая соба­ка, учи­тель-ино­пла­не­тя­нин, Тар­зан в роли кен­тав­ра, пинг­ви­ны в холо­диль­ни­ке, мама — Лара Крофт, охран­ни­ки-кибор­ги и Мэри­лин Мэн­сон — это всё наше с Леной Зари­тов­ской. В общем и целом мы пока­за­ли такой срез все­го, о чём меч­та­ли под­рост­ки в ту пору. <…>

Ролик, где мама про­сит ребён­ка лечь спать, а он, не отры­ва­ясь от ком­пью­те­ра, гово­рит: “Да-да, мам, сей­час, еще минут­ку” — это вооб­ще пол­но­стью авто­био­гра­фич­ный эпи­зод. Я так сама уго­ва­ри­ва­ла сына сво­е­го и взо­рва­лась в какой-то момент — в смыс­ле про­яви­ла себя как Лара Крофт, пока­за­ла, кто в доме хозяин».

«Мар­су» нуж­но было отве­тить сим­мет­рич­но, и он не опло­шал: в кон­це XX века появил­ся «Финт», батон­чик с обёрт­ка­ми кис­лот­ных цве­тов и соот­вет­ству­ю­щи­ми химоз­ны­ми начинками.

Под стать была и рекла­ма: к при­ме­ру, блон­дин (Андрей Чадов) и брю­нет (Вяче­слав Ману­ча­ров) выяс­ня­ют, какие пар­ни боль­ше нра­вят­ся их подру­ге Све­те (Мария Шала­е­ва): тём­нень­кие или свет­лень­кие. Ока­зы­ва­ет­ся, что «умные, но вам это не гро­зит». И тут нам сооб­ща­ют, что «Финт» — не про­сто батон­чик, а «супер­ба­тон­чик», и пред­на­зна­чен он «для тех, кто вправ­ду крут». То есть, сле­дуя логи­ке сюже­та, для умных. Таких, как Света.

Но тогда поче­му в дру­гом эпи­зо­де реклам­но­го сери­а­ла «Финт» доста­ёт­ся «некру­то­му» брю­не­ту-Ману­ча­ро­ву? Оче­вид­но, пото­му что «кру­тость» субъ­ек­тив­на и зави­сит от ситу­а­ции. Объ­ек­тив­ной исти­ны, соглас­но «фин­тов­ской» фило­со­фии, не существует.

И это ещё не всё. Каж­дый поку­па­тель батон­чи­ка вме­сте с лаком­ством полу­чал неболь­шой сти­шок, напе­ча­тан­ный на внут­рен­ней сто­роне обёрт­ки. Встре­ча­лись там насто­я­щие брил­ли­ан­ты, как то:

«С помо­щью вку­са варё­ной сгущёнки

Мож­но зна­ко­мить­ся с клё­вой девчонкой».

«Всем, кто вкус вани­ли знает,

Маша друж­бу предлагает».

 «Когда Вова заблудился,

Он в лесу не растерялся:

Вспо­ми­ная вкус черники,

Он сожрал все ягоды».

Кол­лек­ция обёр­ток от батон­чи­ков «Финт». Источ­ник

Мно­гие носталь­ги­ру­ю­щие цени­те­ли уве­ре­ны: «Финт» быст­ро исчез из про­да­жи исклю­чи­тель­но пото­му, что опе­ре­дил своё вре­мя. Если бы чет­верть века назад уже суще­ство­ва­ли мемы и пости­ро­ния, мы, веро­ят­но, упле­та­ли бы «супер­ба­тон­чи­ки» и мери­лись субъ­ек­тив­ной кру­то­стью до сих пор.


Здрасьте, рыба-унитаз

Бек­мам­бе­тов считает:

«Реклам­ная ком­му­ни­ка­ция [в 90‑е] была един­ствен­но воз­мож­ной. Боль­ше не суще­ство­ва­ло ниче­го, что объ­еди­ня­ло бы людей, рас­ска­зы­ва­ло бы им о них».

Имен­но поэто­му изу­чать реклам­ные корот­ко­мет­раж­ки про­шло­го — важ­ная зада­ча. К сча­стью, неко­то­рые совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли не толь­ко ей не пре­не­бре­га­ют, но и обра­ща­ют­ся к роли­кам наи­ме­нее изве­дан­ным, о кото­рых серьёз­ные изда­ния о кино вро­де тоже «Сеан­са» обыч­но не пишут.

В 2023 году кино­вед Ники­та Ермо­ла­ев под­го­то­вил для фести­ва­ля люби­тель­ско­го кино «ВНУТРИ» ани­ма­ци­он­ную про­грам­му «Гам­бра­то­ми­че­ское бам­бер­ла­ребл». Поми­мо раз­но­го рода экс­пе­ри­мен­тов, туда вошла (и демон­стри­ро­ва­лась в кино­за­лах по всей стране и даже за рубе­жом) тюмен­ская 3D-рекла­ма окон «Ирбис». Прав­да, это уже нуле­вые — и тем не менее.

Ещё один иссле­до­ва­тель необыч­ных медиа, соос­но­ва­тель «ВНУТРИ» Глеб Сеге­да увле­чён рекла­мой род­но­го Ново­си­бир­ска. Неко­то­рое вре­мя назад ко Дню горо­да он смон­ти­ро­вал кол­лаж из наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ных работ, сре­ди кото­рых осо­бен­но выде­ля­ет­ся ролик мясо­кон­серв­но­го ком­би­на­та. Нари­со­ван­ная на ком­пью­те­ре кол­ба­са бега­ет по накры­то­му сто­лу, пере­жи­вая, что опоз­да­ла на бан­кет. И толь­ко когда её начи­на­ют резать ножом нако­нец-то успо­ка­и­ва­ет­ся: «Сла­ва Богу, успела!»

Кол­лек­ци­о­нер-оциф­ров­щик (как он сам себя назы­ва­ет), высту­па­ю­щий под псев­до­ни­мом mrcatmann, зани­ма­ет­ся поис­ком необыч­ных теле­ра­ри­те­тов, кото­рые раз­ме­ща­ет в теле­грам-кана­ле и груп­пе во Вкон­так­те. Вот одна из жем­чу­жин его кол­лек­ции: сан­тех­ни­че­ский мюзикл «Здрас­ь­те, рыба-унитаз!»

Не отста­ют и ютуб-бло­ге­ры. В 2023 году канал «Здесь Насто­я­щие Люди» под­го­то­вил иссле­до­ва­ние фено­ме­на печор­ской рекла­мы, про­ин­тер­вью­и­ро­вав её авто­ров и взяв ком­мен­та­рии у Андрея «Сни­керс­ни» Амлин­ско­го и «заслу­жен­но­го» реклам­но­го актё­ра Бори­са Репе­ту­ра. А Антон Тим­чен­ко из «РОЛИЧЬЕЙ НОРЫ» изу­чил реклам­ное насле­дие Барнаула.

Сло­вом, с попу­ля­ри­за­ци­ей всё в поряд­ке — теперь дело за «ака­де­ми­ка­ми». 

В част­но­сти, хочет­ся верить, что наме­ре­ние напи­сать о рекла­ме мик­ро­фо­на Leadsinger «боль­шую кино­вед­че­скую ста­тью», неко­гда выска­зан­ное кино­ве­дом и кино­кри­ти­ком Пав­лом Пуга­чё­вым в ком­мен­та­ри­ях к одно­му из постов в паб­ли­ке жур­на­ла «Сеанс», одна­жды вопло­тит­ся в реаль­ность. А там, гля­дишь, и сык­тыв­кар­ский мага­зин «Пан­да» при­зна­ют объ­ек­том куль­тур­но­го насле­дия реги­о­наль­но­го зна­че­ния. Поче­му бы и нет?


Читай­те так­же «Рекла­ма и дефи­цит. Как в СССР про­дви­га­ли това­ры»

 

Поделиться