Русский киностриминг. Август 2022 года

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем о рос­сий­ских про­кат­ных новин­ках и све­жих сери­а­лах, с кото­ры­ми мож­но позна­ко­мить­ся на онлайн-платформах.

В авгу­сте мы путе­ше­ство­ва­ли в «Стра­ну Сашу» от выпуск­ни­цы Нью-Йорк­ской кино­ака­де­мии и Мос­ков­ской шко­лы кино, смот­ре­ли, как Алек­сандр Ильин-млад­ший помо­га­ет неупо­ко­ен­ным душам в «Закрыть гештальт», и наблю­да­ли за теми, кто впер­вые пыта­ет­ся гово­рить без заи­ка­ния и любить без огляд­ки в «Дыши­те свободно».


«Страна Саша», Start

В нена­зван­ном горо­де, там, где вол­ны бьют­ся о берег, а по буль­ва­рам ходят трам­ваи, живёт Саша (Марк Эйдель­ш­тейн). Выпуск­ной был вче­ра, пода­вать доку­мен­ты в инсти­тут надо зав­тра, а парень хочет жить сего­дня и не торо­пит­ся взрос­леть. Не дождав­шись сына, на диване спит мама (Евге­ния Гро­мо­ва) — утром нуж­но напом­нить отпрыс­ку про поступ­ле­ние в вуз и пла­ны на буду­щее. Три­ви­аль­но, но Саше реши­тель­но нече­го отве­тить на «Кем ты хочешь стать?».

Мно­гое меня­ет слу­чай­ная встре­ча Саши с девуш­кой Женей (Маша Мацель), у кото­рой тоже есть свои под­рост­ко­вые про­бле­мы. Одна­ко, в отли­чие от Саши, она ведёт себя пора­зи­тель­но взрос­ло: зна­ет, кем хочет быть, и даже ходит к психотерапевту.

«Стра­на Саша» не стре­мит­ся отве­тить сра­зу на все вопро­сы и разо­брать­ся, как же всё-таки устро­ен веч­но меня­ю­щий­ся под­рост­ко­вый мир. Фильм опе­ри­ру­ет про­пис­ны­ми исти­на­ми акку­рат­но и непри­нуж­дён­но. При­ят­ные лица, зна­ко­мые сце­нар­ные ходы, дрожь перед пер­вым поце­лу­ем, лёг­кая музы­ка, неуме­лая наиг­ран­ность — в такую «стра­ну» веришь.

Заслу­жен­ным откры­ти­ем филь­ма ста­ла пара Саши и Жени — яркой Маши Мацель и люби­мо­го каме­рой Мар­ка Эйдель­ш­тей­на, кото­ро­го толь­ко лени­вый не срав­нил с Тимо­ти Шала­ме. Несмот­ря на то что они нена­мно­го стар­ше сво­их экран­ных геро­ев, у моло­дых арти­стов за пле­ча­ми уже есть глав­ные роли в сери­аль­ных новин­ках это­го года — про­ек­тах «ЮЗЗЗ» и «Смы­чок».

Дебю­ти­ро­вав­шая в пол­но­мет­раж­ном кино Юлия Тро­фи­мо­ва явно зна­ко­ма с кон­тек­стом оте­че­ствен­но­го кино про под­рост­ков. О про­бле­ме без­от­цов­щи­ны, кото­рая тол­стой крас­ной лини­ей про­хо­дит через «Стра­ну», рос­сий­ские режис­сё­ры гово­рят не пер­вый год. Живей­ший при­мер — «Меж­се­зо­нье» Алек­сандра Ханта.

Тем не менее Тро­фи­мо­ва не тол­ка­ет геро­ев в пучи­ну без­на­дё­ги и не рису­ет образ роди­те­лей-зло­де­ев. Здесь моло­дые мамы и интел­ли­гент­ные папы живут с детьми в атмо­сфе­ре чут­ко­го пони­ма­ния и при чёт­ко выстро­ен­ных гра­ни­цах. Луч­ше стра­ны не найдёшь!

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра


«Танцы на высоте!», Kion

Опи­са­ние вряд ли пере­даст весь сум­бур кар­ти­ны, но попы­тать­ся всё-таки сто­ит. Житель нена­зван­но­го аула Тофик (Ян Гахар­ма­нов) очень любит совре­мен­ные тан­цы, а осо­бен­но — тверк. Вдох­нов­лён­ный обра­зом дэнс-бло­гер­ши Лили (Оль­га Смир­но­ва), герой едет поко­рять Моск­ву тан­це­валь­ны­ми уме­ни­я­ми. Туда же за ним едет и сме­лая девуш­ка Заре­ма (Ана Джа­ва­ки­шви­ли), с кото­рой они вме­сте вырос­ли. Аме­ри­кан­ская меч­та на кав­каз­ский манер.

Исто­рия не вызы­ва­ет дове­рия. Она, если выра­жать­ся куль­тур­но и отстра­нён­но, абсо­лют­но фан­та­стич­на. На деле — абсо­лют­но ужас­на. Роуд-муви в сти­ли­сти­ке надо­ев­ше­го всем сери­а­ла про Каху, с огром­ным коли­че­ством стыд­ных шуток и неумест­ным обыг­ры­ва­ни­ем сте­рео­ти­пов о кав­каз­цах смот­реть невоз­мож­но. Из немно­го­чис­лен­ных интер­нет-выска­зы­ва­ний от авто­ров мож­но най­ти цита­ту Оль­ги Смирновой:

«Для меня „Тан­цы на высо­те!“ — [фильм] о люб­ви, друж­бе наро­дов, об отно­ше­ни­ях. Фильм про то, что все мы бра­тья. Фильм про раз­ни­цу куль­тур — на Кав­ка­зе и в Москве. Про то, что жизнь у всех раз­ная, но по ито­гу всем нуж­но одно и то же — любовь и взаимопонимание».

Если уж и при­тя­ги­вать что-то, то «Тан­цы на высо­те!» — про само­вы­ра­же­ние. Тебя не будут пони­мать, тебя не будут любить, если ты будешь отли­чать­ся от боль­шин­ства. Если ты стран­ный, тебя будут сто­ро­нить­ся. И толь­ко чудо может тебя спасти.

Бес­та­лан­ная кар­ти­на с кри­вым мон­та­жом, с про­тив­ны­ми ужим­ка­ми и ухмыл­ка­ми актё­ров, с огром­ным коли­че­ством пред­ска­зу­е­мых шуток, со ском­кан­ным сюже­том и с целым стро­ем кар­тон­ных пер­со­на­жей. Ждём, когда в интер­не­те появят­ся видео с изви­не­ни­я­ми от лица съё­моч­ной группы.

Смот­ри­те на свой страх и риск на сай­те онлайн-кинотеатра


«Закрыть гештальт», Okko

Во вре­мя ссо­ры с женой мене­джер авто­са­ло­на Фёдор (Алек­сандр Ильин-млад­ший) пада­ет с 20-го эта­жа. Радост­ный дух героя уже летит в рай­ские сады, поки­дая брен­ный мир камен­ных джун­глей Под­мос­ко­вья, ипо­тек и раз­дра­жи­тель­ных кли­ен­тов, одна­ко раз­ме­рен­ный полёт пре­ры­ва­ет бри­га­да ско­рой помо­щи. Фёдор не толь­ко оста­ёт­ся жив, но и начи­на­ет слы­шать и видеть умер­ших. Покой­ни­ки, поль­зу­ясь удоб­ным слу­ча­ем, хотят разо­брать­ся с неза­кон­чен­ны­ми дела­ми. Теперь Фёдо­ру пред­сто­ит сов­ме­щать при­выч­ную жизнь, кото­рая тре­щит по швам, и помощь назой­ли­вым мерт­ве­цам, тре­бу­ю­щим закрыть посмерт­ные гештальты.

Фёдор — никто, полу­чив­ший сверх­спо­соб­ность. Поче­му имен­но ему даёт­ся такая сверх­спо­соб­ность и что она в нём может изме­нить — нет отве­тов. Герои-мерт­ве­цы появ­ля­ют­ся вокруг Фёдо­ра неин­те­рес­но — вдруг воз­ни­ка­ют рядом с глав­ным геро­ем в кон­це каж­дой серии и оди­на­ко­во начи­на­ют: я такой-то, умер так-то, есть гештальт, давай закры­вать, а ина­че я тебе спать не дам.

Прес­ный сце­на­рий не поз­во­ля­ет зри­те­лю насла­дить­ся сери­а­лом, а актё­рам — най­ти, что сыг­рать. Из серии в серию одни и те же ходы: шан­таж Фёдо­ра, злой Фёдор пыта­ет­ся сбе­жать от мерт­ве­цов, мерт­ве­цы его дово­дят, Фёдор закры­ва­ет гештальт.
Сери­ал — плос­кая нена­вяз­чи­вая коме­дия, кото­рую мож­но смот­реть фоном на кухне. Какой-то худо­же­ствен­ной цен­но­сти он не име­ет. Глу­би­ны не обе­ща­ли, а мы к тому же и не пыта­ем­ся её найти.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра


«Дышите свободно», Kion

Идея кар­ти­ны у Сер­гея Бод­ро­ва-стар­ше­го воз­ник­ла ещё в кон­це про­шло­го века, но до кино­во­пло­ще­ния режис­сёр дошёл лишь спу­стя два деся­ти­ле­тия. Сце­на­рий мно­го раз пере­пи­сы­вал­ся, но лен­та нако­нец-таки вышла. Сим­во­лич­но — такая дол­гая под­го­тов­ка к филь­му, кото­рым соби­ра­ет­ся выска­зать­ся заи­ка­ю­щий­ся в жиз­ни режиссёр.

Илья (Евге­ний Тка­чук) и Вера (Поли­на Пуш­ка­рук) учат­ся гово­рить без заи­ка­ния под чут­ким руко­вод­ством док­то­ра Чер­ка­со­вой (Поли­на Агу­ре­ева). Они не зна­ли друг дру­га до встре­чи на тера­пев­ти­че­ском кур­се, но после недол­го­го обще­ния силь­но сблизились.
Илья заи­ка­ет­ся не с рож­де­ния — его про­бле­мы с речью нача­лись после кон­ту­зии на войне (Бод­ров акку­рат­но не уточ­ня­ет, на какой). Вера же живёт с этим неду­гом с дет­ства, но в груп­пе заик гово­рит замет­но луч­ше осталь­ных. После основ­ных заня­тий док­тор Чер­ка­со­ва при­гла­ша­ет Илью остать­ся на допол­ни­тель­ные — тера­певт, как и под­опеч­ные, испы­ты­ва­ет про­бле­мы в ком­му­ни­ка­ции. Док­тор Чер­ка­со­ва нико­гда не была в любов­ных отношениях.

Заяв­лен­ный жанр — мело­дра­ма, но искрен­них чувств в кад­ре мало. Спи­шем этот нюанс на автор­скую задум­ку: людям слож­но выра­зить какие-то базо­вые мыс­ли, что уж гово­рить о люб­ви. Но если режис­сёр хотел сде­лать упор имен­но на мело­дра­ма­ти­че­скую состав­ля­ю­щую, то в сюже­те недо­ста­ёт остро­ты чувств, не чув­ству­ет­ся «химия». Если упор пла­ни­ро­вал­ся на про­бле­му соци­аль­ной адап­та­ции заи­ка­ю­щих­ся людей, то не хва­ти­ло остро­ты эпи­зо­дов и тяжё­лых жиз­нен­ных ситуаций.

Трей­лер мож­но посмот­реть на ютуб-кана­ле кино­ком­па­нии СТВ

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра


«Штурм», Premier

Неиз­вест­ные захва­ти­ли шко­лу в отда­лён­ном казах­стан­ском селе. Мест­ная поли­ция не может запро­сить под­креп­ле­ние из горо­да из-за снеж­ной бури. Когда выяс­ня­ет­ся, что целый класс остал­ся в одном зда­нии с тер­ро­ри­ста­ми, обыч­ные люди — роди­те­ли, сотруд­ни­ки шко­лы и сель­ский поли­цей­ский — реша­ют устро­ить штурм, не дожи­да­ясь спец­на­за, кото­ро­му доби­рать­ся до дале­ко­го посёл­ка двое суток.

С пер­вых кад­ров в гла­за бро­са­ет­ся казах­ский коло­рит. В рус­ской речи пер­со­на­жей, гово­ря­щих с раз­ной сте­пе­нью акцен­та, то и дело про­ска­ки­ва­ют фра­зы на наци­о­наль­ном язы­ке. Голая степь, откры­тая всем вет­рам, силь­ней­шие бура­ны — хоро­ший фон для истории.

На вто­рое подан абсурд. Пока физ­рук обу­ча­ет детей при­ё­мам само­обо­ро­ны, за его спи­ной люди в мас­ках и с авто­ма­та­ми пере­се­ка­ют школь­ный двор. Дирек­тор шко­лы руга­ет пья­но­го сто­ро­жа и оттас­ки­ва­ет его от две­рей, а в эти самые две­ри вхо­дят тер­ро­ри­сты. Рабо­чий и зав­хоз руга­ют­ся из-за поло­ман­ной тру­бы, рас­суж­дая о её опас­но­сти и ава­рий­но­сти, в то вре­мя как зло­деи про­хо­дят пря­мо перед ними.

Тема захва­та залож­ни­ков (тем более, что залож­ни­ки здесь — дети) в опи­са­нии режис­сё­ра не выгля­дит дра­ма­тич­но. Напро­тив, каж­дую сце­ну раз­бав­ля­ют гэги, при­чём порой до абсур­да неуместные.

Кро­ме ост­ро­умия, режис­сё­ру Адиль­ха­ну Ержа­но­ву при­сущ и дру­гой талант — под­ме­чать ост­рые соци­аль­ные про­бле­мы. Нашлось здесь место и вре­мя для осуж­де­ния бес­печ­но­сти, без­от­вет­ствен­но­сти, без­нрав­ствен­но­сти, глу­по­сти. Весо­мую пор­цию упрё­ка полу­чи­ли кор­руп­ция и бюро­кра­тия — «вот когда убьют, тогда и звоните».

Кар­ти­на ста­вит в про­ти­во­вес всем невзго­дам доб­ро­де­тель — уме­ние коопе­ри­ро­вать­ся и помо­гать. В экс­тре­маль­ной ситу­а­ции в экс­тре­маль­но холод­ной казах­ской сте­пи, когда циви­ли­зо­ван­ные мето­ды не име­ют силы или попро­сту недо­ступ­ны, оста­ёт­ся наде­ять­ся не на логич­ность поступ­ков и бук­ву зако­на, а лишь на отча­ян­ную реши­тель­ность и без­рас­суд­ную быстроту.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра


«Асфальтовое солнце»; «КиноПоиск», Okko, Premier

Под­рост­ко­вая ретро­дра­ма Ильи Хоти­нен­ко о поис­ке себя и взрос­ле­нии в атмо­сфе­ре южно­го горо­да 1980‑х. В цен­тре исто­рии — стар­ше­класс­ник Артём. Он вос­хи­ща­ет­ся отцом, слу­ша­ет AC/DC, зани­ма­ет­ся бале­том, весе­лит­ся с дру­гом и смот­рит на мир во мно­гом по-дет­ски. Одна­ко пре­да­тель­ство папы над­ла­мы­ва­ет пар­ня. Что­бы понять себя и «почув­ство­вать сво­бо­ду», Артём реша­ет выиг­рать мест­ные сорев­но­ва­ния по ката­нию на ново­мод­ной роли­ко­вой дос­ке. Вда­вать­ся в дета­ли сюже­та не будем — они сто­ят того, что­бы про­на­блю­дать их самостоятельно.

Фильм суще­ству­ет на сты­ке под­рост­ко­вой и спор­тив­ной дра­мы: здесь нахо­дит­ся место и пер­вой люб­ви, и сопер­ни­че­ству, и мно­го­ча­со­вым тре­ни­ров­кам, и дра­кам, и трав­мам, и дис­ко­те­кам. И это при про­дол­жи­тель­но­сти в пол­то­ра часа. «Асфаль­то­вое солн­це» обхо­дит­ся без нра­во­уче­ний и нере­а­ли­стич­но­го хеп­пи-энда, а глав­ное — не делит мир на чёр­ное и белое.

Исто­ри­че­ские собы­тия и дета­ли акку­рат­но впле­та­ют­ся в повест­во­ва­ние, обо­га­ща­ют его, но не пере­тя­ги­ва­ют вни­ма­ние на себя. Вот Артём с отцом втри­до­ро­га поку­па­ют пла­сти­ку Back to Black из-под полы, вот дирек­три­са делан­но печаль­но сооб­ща­ет о смер­ти «доро­го­го Лео­ни­да Ильи­ча» и отме­ня­ет уро­ки, вот гости ресто­ра­на тан­цу­ют кто как уме­ет под пере­пе­тую на рус­ский пес­ню Boney M. Кажет­ся, имен­но из-за тако­го вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния к эпо­хе в неко­то­рых рецен­зи­ях лен­ту назы­ва­ют «носталь­ги­че­ской».

Фильм раду­ет глаз и ухо: кра­си­вые южные виды и тёп­лые цве­та допол­ня­ют­ся при­ят­ным саунд­тре­ком. Боль­шую часть музы­ки напи­са­ли спе­ци­аль­но для лен­ты, но вре­мя от вре­ме­ни зву­чат хиты 1980‑х, напри­мер Midnight Dancer немец­кой груп­пы Arabesque.

«Асфаль­то­вое солн­це» про­дол­жа­ет, ско­рее, тра­ди­ции совет­ско­го под­рост­ко­во­го кино, но без про­па­ган­ды и иде­а­ли­за­ции. Полу­ча­ет­ся эда­кий сови­ет­вейв от кине­ма­то­гра­фа. Здесь нет наси­лия и тоталь­но­го непо­ни­ма­ния меж­ду поко­ле­ни­я­ми, как в недав­нем «Меж­се­зо­нье», а под­рост­ки, хотя и сопер­ни­ча­ют меж­ду собой, не пыта­ют­ся по-насто­я­ще­му уни­что­жить друг дру­га, как во «Все умрут, а я оста­нусь».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра


Читай­те так­же «Детям до шест­на­дца­ти: эро­ти­ка в совет­ском кино»

Поделиться