VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем о российских прокатных новинках и свежих сериалах, с которыми можно познакомиться на онлайн-платформах.
В августе мы путешествовали в «Страну Сашу» от выпускницы Нью-Йоркской киноакадемии и Московской школы кино, смотрели, как Александр Ильин-младший помогает неупокоенным душам в «Закрыть гештальт», и наблюдали за теми, кто впервые пытается говорить без заикания и любить без оглядки в «Дышите свободно».
«Страна Саша», Start
В неназванном городе, там, где волны бьются о берег, а по бульварам ходят трамваи, живёт Саша (Марк Эйдельштейн). Выпускной был вчера, подавать документы в институт надо завтра, а парень хочет жить сегодня и не торопится взрослеть. Не дождавшись сына, на диване спит мама (Евгения Громова) — утром нужно напомнить отпрыску про поступление в вуз и планы на будущее. Тривиально, но Саше решительно нечего ответить на «Кем ты хочешь стать?».
Многое меняет случайная встреча Саши с девушкой Женей (Маша Мацель), у которой тоже есть свои подростковые проблемы. Однако, в отличие от Саши, она ведёт себя поразительно взросло: знает, кем хочет быть, и даже ходит к психотерапевту.
«Страна Саша» не стремится ответить сразу на все вопросы и разобраться, как же всё-таки устроен вечно меняющийся подростковый мир. Фильм оперирует прописными истинами аккуратно и непринуждённо. Приятные лица, знакомые сценарные ходы, дрожь перед первым поцелуем, лёгкая музыка, неумелая наигранность — в такую «страну» веришь.
Заслуженным открытием фильма стала пара Саши и Жени — яркой Маши Мацель и любимого камерой Марка Эйдельштейна, которого только ленивый не сравнил с Тимоти Шаламе. Несмотря на то что они ненамного старше своих экранных героев, у молодых артистов за плечами уже есть главные роли в сериальных новинках этого года — проектах «ЮЗЗЗ» и «Смычок».
Дебютировавшая в полнометражном кино Юлия Трофимова явно знакома с контекстом отечественного кино про подростков. О проблеме безотцовщины, которая толстой красной линией проходит через «Страну», российские режиссёры говорят не первый год. Живейший пример — «Межсезонье» Александра Ханта.
Тем не менее Трофимова не толкает героев в пучину безнадёги и не рисует образ родителей-злодеев. Здесь молодые мамы и интеллигентные папы живут с детьми в атмосфере чуткого понимания и при чётко выстроенных границах. Лучше страны не найдёшь!
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Танцы на высоте!», Kion
Описание вряд ли передаст весь сумбур картины, но попытаться всё-таки стоит. Житель неназванного аула Тофик (Ян Гахарманов) очень любит современные танцы, а особенно — тверк. Вдохновлённый образом дэнс-блогерши Лили (Ольга Смирнова), герой едет покорять Москву танцевальными умениями. Туда же за ним едет и смелая девушка Зарема (Ана Джавакишвили), с которой они вместе выросли. Американская мечта на кавказский манер.
История не вызывает доверия. Она, если выражаться культурно и отстранённо, абсолютно фантастична. На деле — абсолютно ужасна. Роуд-муви в стилистике надоевшего всем сериала про Каху, с огромным количеством стыдных шуток и неуместным обыгрыванием стереотипов о кавказцах смотреть невозможно. Из немногочисленных интернет-высказываний от авторов можно найти цитату Ольги Смирновой:
«Для меня „Танцы на высоте!“ — [фильм] о любви, дружбе народов, об отношениях. Фильм про то, что все мы братья. Фильм про разницу культур — на Кавказе и в Москве. Про то, что жизнь у всех разная, но по итогу всем нужно одно и то же — любовь и взаимопонимание».
Если уж и притягивать что-то, то «Танцы на высоте!» — про самовыражение. Тебя не будут понимать, тебя не будут любить, если ты будешь отличаться от большинства. Если ты странный, тебя будут сторониться. И только чудо может тебя спасти.
Бесталанная картина с кривым монтажом, с противными ужимками и ухмылками актёров, с огромным количеством предсказуемых шуток, со скомканным сюжетом и с целым строем картонных персонажей. Ждём, когда в интернете появятся видео с извинениями от лица съёмочной группы.
Смотрите на свой страх и риск на сайте онлайн-кинотеатра
«Закрыть гештальт», Okko
Во время ссоры с женой менеджер автосалона Фёдор (Александр Ильин-младший) падает с 20-го этажа. Радостный дух героя уже летит в райские сады, покидая бренный мир каменных джунглей Подмосковья, ипотек и раздражительных клиентов, однако размеренный полёт прерывает бригада скорой помощи. Фёдор не только остаётся жив, но и начинает слышать и видеть умерших. Покойники, пользуясь удобным случаем, хотят разобраться с незаконченными делами. Теперь Фёдору предстоит совмещать привычную жизнь, которая трещит по швам, и помощь назойливым мертвецам, требующим закрыть посмертные гештальты.
Фёдор — никто, получивший сверхспособность. Почему именно ему даётся такая сверхспособность и что она в нём может изменить — нет ответов. Герои-мертвецы появляются вокруг Фёдора неинтересно — вдруг возникают рядом с главным героем в конце каждой серии и одинаково начинают: я такой-то, умер так-то, есть гештальт, давай закрывать, а иначе я тебе спать не дам.
Пресный сценарий не позволяет зрителю насладиться сериалом, а актёрам — найти, что сыграть. Из серии в серию одни и те же ходы: шантаж Фёдора, злой Фёдор пытается сбежать от мертвецов, мертвецы его доводят, Фёдор закрывает гештальт.
Сериал — плоская ненавязчивая комедия, которую можно смотреть фоном на кухне. Какой-то художественной ценности он не имеет. Глубины не обещали, а мы к тому же и не пытаемся её найти.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Дышите свободно», Kion
Идея картины у Сергея Бодрова-старшего возникла ещё в конце прошлого века, но до киновоплощения режиссёр дошёл лишь спустя два десятилетия. Сценарий много раз переписывался, но лента наконец-таки вышла. Символично — такая долгая подготовка к фильму, которым собирается высказаться заикающийся в жизни режиссёр.
Илья (Евгений Ткачук) и Вера (Полина Пушкарук) учатся говорить без заикания под чутким руководством доктора Черкасовой (Полина Агуреева). Они не знали друг друга до встречи на терапевтическом курсе, но после недолгого общения сильно сблизились.
Илья заикается не с рождения — его проблемы с речью начались после контузии на войне (Бодров аккуратно не уточняет, на какой). Вера же живёт с этим недугом с детства, но в группе заик говорит заметно лучше остальных. После основных занятий доктор Черкасова приглашает Илью остаться на дополнительные — терапевт, как и подопечные, испытывает проблемы в коммуникации. Доктор Черкасова никогда не была в любовных отношениях.
Заявленный жанр — мелодрама, но искренних чувств в кадре мало. Спишем этот нюанс на авторскую задумку: людям сложно выразить какие-то базовые мысли, что уж говорить о любви. Но если режиссёр хотел сделать упор именно на мелодраматическую составляющую, то в сюжете недостаёт остроты чувств, не чувствуется «химия». Если упор планировался на проблему социальной адаптации заикающихся людей, то не хватило остроты эпизодов и тяжёлых жизненных ситуаций.
Трейлер можно посмотреть на ютуб-канале кинокомпании СТВ
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Штурм», Premier
Неизвестные захватили школу в отдалённом казахстанском селе. Местная полиция не может запросить подкрепление из города из-за снежной бури. Когда выясняется, что целый класс остался в одном здании с террористами, обычные люди — родители, сотрудники школы и сельский полицейский — решают устроить штурм, не дожидаясь спецназа, которому добираться до далекого посёлка двое суток.
С первых кадров в глаза бросается казахский колорит. В русской речи персонажей, говорящих с разной степенью акцента, то и дело проскакивают фразы на национальном языке. Голая степь, открытая всем ветрам, сильнейшие бураны — хороший фон для истории.
На второе подан абсурд. Пока физрук обучает детей приёмам самообороны, за его спиной люди в масках и с автоматами пересекают школьный двор. Директор школы ругает пьяного сторожа и оттаскивает его от дверей, а в эти самые двери входят террористы. Рабочий и завхоз ругаются из-за поломанной трубы, рассуждая о её опасности и аварийности, в то время как злодеи проходят прямо перед ними.
Тема захвата заложников (тем более, что заложники здесь — дети) в описании режиссёра не выглядит драматично. Напротив, каждую сцену разбавляют гэги, причём порой до абсурда неуместные.
Кроме остроумия, режиссёру Адильхану Ержанову присущ и другой талант — подмечать острые социальные проблемы. Нашлось здесь место и время для осуждения беспечности, безответственности, безнравственности, глупости. Весомую порцию упрёка получили коррупция и бюрократия — «вот когда убьют, тогда и звоните».
Картина ставит в противовес всем невзгодам добродетель — умение кооперироваться и помогать. В экстремальной ситуации в экстремально холодной казахской степи, когда цивилизованные методы не имеют силы или попросту недоступны, остаётся надеяться не на логичность поступков и букву закона, а лишь на отчаянную решительность и безрассудную быстроту.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Асфальтовое солнце»; «КиноПоиск», Okko, Premier
Подростковая ретродрама Ильи Хотиненко о поиске себя и взрослении в атмосфере южного города 1980‑х. В центре истории — старшеклассник Артём. Он восхищается отцом, слушает AC/DC, занимается балетом, веселится с другом и смотрит на мир во многом по-детски. Однако предательство папы надламывает парня. Чтобы понять себя и «почувствовать свободу», Артём решает выиграть местные соревнования по катанию на новомодной роликовой доске. Вдаваться в детали сюжета не будем — они стоят того, чтобы пронаблюдать их самостоятельно.
Фильм существует на стыке подростковой и спортивной драмы: здесь находится место и первой любви, и соперничеству, и многочасовым тренировкам, и дракам, и травмам, и дискотекам. И это при продолжительности в полтора часа. «Асфальтовое солнце» обходится без нравоучений и нереалистичного хеппи-энда, а главное — не делит мир на чёрное и белое.
Исторические события и детали аккуратно вплетаются в повествование, обогащают его, но не перетягивают внимание на себя. Вот Артём с отцом втридорога покупают пластику Back to Black из-под полы, вот директриса деланно печально сообщает о смерти «дорогого Леонида Ильича» и отменяет уроки, вот гости ресторана танцуют кто как умеет под перепетую на русский песню Boney M. Кажется, именно из-за такого внимательного отношения к эпохе в некоторых рецензиях ленту называют «ностальгической».
Фильм радует глаз и ухо: красивые южные виды и тёплые цвета дополняются приятным саундтреком. Большую часть музыки написали специально для ленты, но время от времени звучат хиты 1980‑х, например Midnight Dancer немецкой группы Arabesque.
«Асфальтовое солнце» продолжает, скорее, традиции советского подросткового кино, но без пропаганды и идеализации. Получается эдакий совиетвейв от кинематографа. Здесь нет насилия и тотального непонимания между поколениями, как в недавнем «Межсезонье», а подростки, хотя и соперничают между собой, не пытаются по-настоящему уничтожить друг друга, как во «Все умрут, а я останусь».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
Читайте также «Детям до шестнадцати: эротика в советском кино».