Плакаты и песни военных лет, пожалуй, знакомы каждому. Гораздо меньше известен фронтовой театр: вновь созданные артистические бригады за годы войны поставили больше миллиона пьес и концертов для армии. Почти треть из них шла на фронте.
Уникальными материалами о работе военных артистов с VATNIKSTAN поделился московский Театральный музей имени Алексея Бахрушина, подготовивший спецпроект о театре на фронте. Фотографии любезно предоставлены сотрудниками музея.
3 июля 1941 года президиум Всероссийского театрального общества создаёт особые артистические бригады, призванные поднимать боевой дух солдат. В работу включились актёры МХАТа, Малого и Большого театров, театра Вахтангова и многих других.
Работа бригад подчинялась единому центру: фронтовым театром руководил штаб, созданный при Центральном доме работников искусств в Москве. Именно он разрабатывал маршруты гастролей для трупп, согласовывал репертуар и помогал со снабжением.
Свободы выбора стало меньше: театралы теперь опирались на советскую и русскую классику. Это касалось и сценического материала, и музыки: для фронта исполняли патриотические стихотворения и песни, пьесы Александра Островского и Пушкина. В военных условиях играть многоактные произведения было трудно: бригады чаще ставили одноактные пьесы или отрывки. Особое место в работе занимали эстрадные формы: скетчи и миниатюры. Они не только нравились солдатам, но и были удобны артистам, так как не требовали долгой подготовки и сложных декораций.
Портативность, удобные декорации и костюмы, которые можно быстро собрать, были главным требованием для сцены. Ведь спектакли приходилось ставить в самых необычных ситуациях: под ногами могли быть палубы кораблей, овраги и болота. О гримёрках во многих случаях и вовсе оставалось лишь мечтать. Сцену, если не было возможности сколотить, делали в кузовах у грузовиков: если откинуть борта, получались театральные подмостки.
Фронтовую сцену первых месяцев войны изобразил Константин Паустовский в рассказе «Струна», написанном в 1943‑м по горячим следам:
«…ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
„Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актёры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры?“
А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и „Профессора Мамлока“ Фридриха Вольфа.
Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил».
Многие произведения создавались с нуля, приходили на сцену из жизни. Военкор Константин Симонов в военные годы написал пьесы «Парень из нашего города» и «Так и будет» — их сразу начали ставить в тылу и на фронте. Юлий Чепурин писал «Сталинградцев» буквально с натуры: в Сталинградской битве он тоже работал военным репортёром. Именно ему обязан всесоюзной славой дом Павлова. Художник-постановщик Ниссон Шифрин сам ездил в разрушенный город, чтобы точнее передать его образ на сцене.
Бахрушинский музей и Штаб артистических бригад с начала войны сохраняли свидетельства о фронтовом театре. Они собирали документы — например, «паспорта» на постановки, — а также отклики зрителей, интервью актёров и музыкантов. Сохранились анкеты, где участники бригад рассказывали о постановках и откликах. Часто слушатели передавали музыкантам и актёрам записки: просили сыграть частушки и песни, благодарили за игру.
Сотрудники музея Бахрушина в военные годы разработали уникальные дневники для фронтовых театров. По форме они представляли собой большой блокнот, переплетённый тёмно-красным коленкором с тиснением. Помимо запасной бумаги и карандаша, в начале каждого дневника содержалось обращение:
«Вы делаете большую нужную работу, помогая нашей доблестной Красной Армии в защите социалистической родины от немецко-фашистских полчищ, вдохновляя наших бойцов на новые подвиги… Фиксируйте все наиболее важные эпизоды вашей работы на фронте».
В дневниках артисты указывали отыгранные постановки, описывали репертуар, сохраняли имена коллег по бригадам, заносили туда вырезки и цитаты из газет и писем. Туда же вписывали отзывы с благодарностями и впечатлениями. Ими могли поделиться не только зрители, но и члены бригады, особенно руководитель труппы.
В бригадах работали ведущие артисты: Николай Анненков, Варвара Рыжова, Михаил Тарханов, Иван Москвин. Заслуженная артистка РСФСР Ольга Лепешинская выступала на фронте в составе бригады Большого театра, а кроме того — работала в молодёжном Антифашистском комитете и собирала деньги на постройку танковой колонны «Советский артист». После капитуляции немцев она получит телеграмму от Сталина с благодарностью за вклад в Победу.
За четыре года войны в стране появилось около трёх с половиной тысяч бригад. Их участники совершили почти 42 тысяч выездов на фронт. В мае же 1945-го артисты по всей стране давали уже не военные, а праздничные концерты.
Читайте также «Ария войны. Оперы и балеты на военную тематику».