Пла­ка­ты и пес­ни воен­ных лет, пожа­луй, зна­ко­мы каж­до­му. Гораз­до мень­ше изве­стен фрон­то­вой театр: вновь создан­ные арти­сти­че­ские бри­га­ды за годы вой­ны поста­ви­ли боль­ше мил­ли­о­на пьес и кон­цер­тов для армии. Почти треть из них шла на фронте.

Уни­каль­ны­ми мате­ри­а­ла­ми о рабо­те воен­ных арти­стов с VATNIKSTAN поде­лил­ся мос­ков­ский Теат­раль­ный музей име­ни Алек­сея Бахру­ши­на, под­го­то­вив­ший спец­про­ект о теат­ре на фрон­те. Фото­гра­фии любез­но предо­став­ле­ны сотруд­ни­ка­ми музея.


3 июля 1941 года пре­зи­ди­ум Все­рос­сий­ско­го теат­раль­но­го обще­ства созда­ёт осо­бые арти­сти­че­ские бри­га­ды, при­зван­ные под­ни­мать бое­вой дух сол­дат. В рабо­ту вклю­чи­лись актё­ры МХА­Та, Мало­го и Боль­шо­го теат­ров, теат­ра Вах­тан­го­ва и мно­гих других.

Рабо­та бри­гад под­чи­ня­лась еди­но­му цен­тру: фрон­то­вым теат­ром руко­во­дил штаб, создан­ный при Цен­траль­ном доме работ­ни­ков искусств в Москве. Имен­но он раз­ра­ба­ты­вал марш­ру­ты гастро­лей для трупп, согла­со­вы­вал репер­ту­ар и помо­гал со снабжением.

Сво­бо­ды выбо­ра ста­ло мень­ше: теат­ра­лы теперь опи­ра­лись на совет­скую и рус­скую клас­си­ку. Это каса­лось и сце­ни­че­ско­го мате­ри­а­ла, и музы­ки: для фрон­та испол­ня­ли пат­ри­о­ти­че­ские сти­хо­тво­ре­ния и пес­ни, пье­сы Алек­сандра Ост­ров­ско­го и Пуш­ки­на. В воен­ных усло­ви­ях играть мно­го­акт­ные про­из­ве­де­ния было труд­но: бри­га­ды чаще ста­ви­ли одно­акт­ные пье­сы или отрыв­ки. Осо­бое место в рабо­те зани­ма­ли эст­рад­ные фор­мы: скет­чи и мини­а­тю­ры. Они не толь­ко нра­ви­лись сол­да­там, но и были удоб­ны арти­стам, так как не тре­бо­ва­ли дол­гой под­го­тов­ки и слож­ных декораций.

Пор­та­тив­ность, удоб­ные деко­ра­ции и костю­мы, кото­рые мож­но быст­ро собрать, были глав­ным тре­бо­ва­ни­ем для сце­ны. Ведь спек­так­ли при­хо­ди­лось ста­вить в самых необыч­ных ситу­а­ци­ях: под нога­ми мог­ли быть палу­бы кораб­лей, овра­ги и боло­та. О гри­мёр­ках во мно­гих слу­ча­ях и вовсе оста­ва­лось лишь меч­тать. Сце­ну, если не было воз­мож­но­сти ско­ло­тить, дела­ли в кузо­вах у гру­зо­ви­ков: если отки­нуть бор­та, полу­ча­лись теат­раль­ные подмостки.

Макет фрон­то­вой сце­ны. Фото Бахру­шин­ско­го музея
Арти­сты высту­па­ют на гру­зо­ви­ке. Источ­ник: pobeda.kazgik.ru

Фрон­то­вую сце­ну пер­вых меся­цев вой­ны изоб­ра­зил Кон­стан­тин Пау­стов­ский в рас­ска­зе «Стру­на», напи­сан­ном в 1943‑м по горя­чим следам:

«…ночью, если не было боя, актё­ры устра­и­ва­ли кон­цер­ты и спек­так­ли на малень­ких поля­нах в лесу.

„Хоро­шо, — ска­же­те вы, — конеч­но, в тем­но­те мож­но слу­шать пение или музы­ку (если актё­ры поют впол­го­ло­са, а музы­кан­ты игра­ют под сур­дин­ку, что­бы зву­ки не доле­та­ли до непри­я­те­ля), но непо­нят­но, как актё­ры ухит­ря­лись разыг­ры­вать спек­так­ли в ноч­ном лесу, где мрак плот­нее, чем в поле или над откры­той водой. Что в этом мра­ке мог­ли уви­деть зри­те­ли? Музы­кан­ты при­вык­ли играть в тем­но­те, но как же дру­гие актёры?“

А они пока­зы­ва­ли моря­кам сце­ны из Шекс­пи­ра, Чехо­ва и „Про­фес­со­ра Мам­ло­ка“ Фри­дри­ха Вольфа.

Но вой­на и отсут­ствие све­та по ночам созда­ли свои тра­ди­ции и выдум­ки. Как толь­ко начи­нал­ся спек­такль, зри­те­ли наво­ди­ли на актё­ров узкие лучи кар­ман­ных элек­три­че­ских фона­ри­ков. Лучи эти всё вре­мя пере­ле­та­ли, как малень­кие огнен­ные пти­цы, с одно­го лица на дру­гое, в зави­си­мо­сти от того, кто из актё­ров в это вре­мя говорил».

Мно­гие про­из­ве­де­ния созда­ва­лись с нуля, при­хо­ди­ли на сце­ну из жиз­ни. Воен­кор Кон­стан­тин Симо­нов в воен­ные годы напи­сал пье­сы «Парень из наше­го горо­да» и «Так и будет» — их сра­зу нача­ли ста­вить в тылу и на фрон­те. Юлий Чепу­рин писал «Ста­лин­град­цев» бук­валь­но с нату­ры: в Ста­лин­град­ской бит­ве он тоже рабо­тал воен­ным репор­тё­ром. Имен­но ему обя­зан все­со­юз­ной сла­вой дом Пав­ло­ва. Худож­ник-поста­нов­щик Нис­сон Шиф­рин сам ездил в раз­ру­шен­ный город, что­бы точ­нее пере­дать его образ на сцене.

Эски­зы Нис­со­на Шиф­ри­на. Фото Бахру­шин­ско­го музея

Бахру­шин­ский музей и Штаб арти­сти­че­ских бри­гад с нача­ла вой­ны сохра­ня­ли сви­де­тель­ства о фрон­то­вом теат­ре. Они соби­ра­ли доку­мен­ты — напри­мер, «пас­пор­та» на поста­нов­ки, — а так­же откли­ки зри­те­лей, интер­вью актё­ров и музы­кан­тов. Сохра­ни­лись анке­ты, где участ­ни­ки бри­гад рас­ска­зы­ва­ли о поста­нов­ках и откли­ках. Часто слу­ша­те­ли пере­да­ва­ли музы­кан­там и актё­рам запис­ки: про­си­ли сыг­рать частуш­ки и пес­ни, бла­го­да­ри­ли за игру.

Запис­ки с бла­го­дар­но­стя­ми и прось­ба­ми арти­стам. Фото Бахру­шин­ско­го музея

Сотруд­ни­ки музея Бахру­ши­на в воен­ные годы раз­ра­бо­та­ли уни­каль­ные днев­ни­ки для фрон­то­вых теат­ров. По фор­ме они пред­став­ля­ли собой боль­шой блок­нот, пере­пле­тён­ный тём­но-крас­ным колен­ко­ром с тис­не­ни­ем. Поми­мо запас­ной бума­ги и каран­да­ша, в нача­ле каж­до­го днев­ни­ка содер­жа­лось обращение:

«Вы дела­е­те боль­шую нуж­ную рабо­ту, помо­гая нашей доб­лест­ной Крас­ной Армии в защи­те соци­а­ли­сти­че­ской роди­ны от немец­ко-фашист­ских пол­чищ, вдох­нов­ляя наших бой­цов на новые подви­ги… Фик­си­руй­те все наи­бо­лее важ­ные эпи­зо­ды вашей рабо­ты на фронте».

В днев­ни­ках арти­сты ука­зы­ва­ли отыг­ран­ные поста­нов­ки, опи­сы­ва­ли репер­ту­ар, сохра­ня­ли име­на кол­лег по бри­га­дам, зано­си­ли туда вырез­ки и цита­ты из газет и писем. Туда же впи­сы­ва­ли отзы­вы с бла­го­дар­но­стя­ми и впе­чат­ле­ни­я­ми. Ими мог­ли поде­лить­ся не толь­ко зри­те­ли, но и чле­ны бри­га­ды, осо­бен­но руко­во­ди­тель труппы.

Аль­бом фрон­то­во­го теат­ра. Фото Бахру­шин­ско­го музея

В бри­га­дах рабо­та­ли веду­щие арти­сты: Нико­лай Аннен­ков, Вар­ва­ра Рыжо­ва, Миха­ил Тар­ха­нов, Иван Моск­вин. Заслу­жен­ная артист­ка РСФСР Оль­га Лепе­шин­ская высту­па­ла на фрон­те в соста­ве бри­га­ды Боль­шо­го теат­ра, а кро­ме того — рабо­та­ла в моло­дёж­ном Анти­фа­шист­ском коми­те­те и соби­ра­ла день­ги на построй­ку тан­ко­вой колон­ны «Совет­ский артист». После капи­ту­ля­ции нем­цев она полу­чит теле­грам­му от Ста­ли­на с бла­го­дар­но­стью за вклад в Победу.

За четы­ре года вой­ны в стране появи­лось око­ло трёх с поло­ви­ной тысяч бри­гад. Их участ­ни­ки совер­ши­ли почти 42 тысяч выез­дов на фронт. В мае же 1945-го арти­сты по всей стране дава­ли уже не воен­ные, а празд­нич­ные концерты.

Лидия Рус­ла­но­ва воз­ле Рейхс­та­га. Источ­ник: dosaafvlg-kotovo.ru

Читай­те так­же «Ария вой­ны. Опе­ры и бале­ты на воен­ную тема­ти­ку»

Поделиться