Анархисты в революциях 1917 года

Фев­раль­ская рево­лю­ция свер­ши­лась. Люди, опья­нён­ные побе­дой, лико­ва­ли и наде­я­лись, что нище­та и бес­пра­вие рас­се­ют­ся вслед за монар­хи­ей. Поли­ти­ки им вто­ри­ли: «Вы пра­вы, но для нача­ла надо устро­ить демо­кра­тию» — при­чём они тол­ком не зна­ли, как она выглядит.

Не всем такой рас­клад при­шёл­ся по душе. Пока пар­тии засе­да­ли в пар­ла­мен­те и боро­лись за голо­са рабо­чих, анар­хи­сты под­ни­ма­ли воору­жён­ные вос­ста­ния, захва­ты­ва­ли типо­гра­фии и устра­и­ва­ли налё­ты на «Кре­сты». Они не нуж­да­лись в «демо­кра­тии» и обе­ре­гать её не собирались.

Тео­рия гла­си­ла: совер­шен­ное обще­ство не долж­но быть ско­ва­но госу­дар­ствен­ны­ми тис­ка­ми. При этом анар­хи­сты пола­га­ли, что рес­пуб­ли­ка, воца­рив­ша­я­ся в бого­остав­лен­ной Рос­сии, явля­лась той же маши­ной угне­те­ния, но при­кры­ва­лась она пар­ла­мент­ской ширмой.

Поэто­му анар­хи­сты не про­зя­ба­ли и дей­ство­ва­ли в стране, пока поли­ти­че­ски неопре­де­лён­ной, как на полигоне.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет вспом­нить насле­дие Пру­до­на, Баку­ни­на и Кро­пот­ки­на и выяс­нить, смог­ли ли анар­хи­сты из Пет­ро­гра­да осу­ще­ствить свои идеи на практике.


Анархисты — кто они?

Обыч­но, когда мы слы­шим об анар­хи­стах, сра­зу пред­став­ля­ем фана­ти­ков. Они без­рас­суд­но рвут­ся на бар­ри­ка­ды, бро­са­ют­ся бом­ба­ми и кри­чат: «Анар­хия — мать поряд­ка!» На деле анар­хи­сты не упо­ва­ют на инди­ви­ду­аль­ный тер­рор и не счи­та­ют, что их иде­ал — погиб­нуть в схват­ке с жан­дар­мом или чиновником.

Анар­хи­сты гово­рят о дру­гом. По их мне­нию, из-за госу­дар­ства в нашем обще­стве суще­ству­ет мно­го бед и несча­стий; имен­но бюро­кра­ти­че­ская маши­на — глав­ный винов­ник соци­аль­но­го угне­те­ния. Сле­до­ва­тель­но, что­бы люди зажи­ли спра­вед­ли­во, госу­дар­ство надо уни­что­жить. Но мы смо­жем его сме­сти, толь­ко если в корне изме­ним обще­ствен­ное устрой­ство — с чем и помо­жет нам революция.

На этом момен­те анар­хизм пере­ста­ёт быть еди­ным. Его тече­ния по-раз­но­му пред­став­ля­ют, как долж­на про­те­кать рево­лю­ция и какое обще­ство явля­ет­ся справедливым.

Пьер Жозеф Пру­дон (1809–1865)

Пьер-Жозеф Пру­дон, один из осно­ва­те­лей анар­хиз­ма, пола­гал, что уни­что­жать госу­дар­ство надо мир­но. Ины­ми сло­ва­ми, нам сле­ду­ет сотруд­ни­чать с угне­та­те­ля­ми и пытать­ся с ними най­ти ком­про­мисс. В слу­чае, если мы пре­да­дим­ся клас­со­вой нена­ви­сти, про­ти­во­ре­чия, века­ми копив­ши­е­ся в обще­стве, вскро­ют­ся с новой силой — и ниче­го, кро­ме бой­ни, не выйдет.

По его мне­нию, при капи­та­лиз­ме люди нерав­ны меж­ду собой, пото­му что участ­ву­ют в неэк­ви­ва­лент­ном обмене: фаб­ри­кан­ты околь­ны­ми путя­ми взи­ма­ют с рабо­чих ссуд­ные про­цен­ты и недо­пла­чи­ва­ют им за труд. Тогда, про­дол­жа­ет Пру­дон, что­бы обще­ство ста­ло спра­вед­ли­вым, нуж­но вве­сти нату­раль­ный обмен — товар на товар — и бес­про­цент­ный кре­дит. При этом част­ная соб­ствен­ность оста­нет­ся, а клас­сы нику­да не исчезнут:

«Я тре­бую уни­что­же­ния при­ви­ле­гий и раб­ства, я хочу рав­но­пра­вия, хочу, что­бы царил закон. Спра­вед­ли­вость и толь­ко спра­вед­ли­вость — вот суть мое­го учения».

Миха­ил Алек­сан­дро­вич Баку­нин (1814–1876)

Миха­ил Баку­нин, родо­на­чаль­ник рус­ско­го анар­хиз­ма, счи­тал, что госу­дар­ство надо уни­что­жить бук­валь­но, а поли­ти­че­скую власть брать бес­смыс­лен­но. Народ, раз­ру­шив аппа­рат наси­лия, орга­ни­зу­ет­ся и решит, что ему делать.

Но Баку­нин рас­суж­дал, кто ста­нет геге­мо­ном в рево­лю­ции, и при­шёл к выво­ду, что рас­счи­ты­вать надо на кре­стьян: они живут в общине и вме­сте рабо­та­ют на зем­ле, пото­му и оку­та­ны соци­а­ли­сти­че­ским духом. Ста­ло быть, им под­власт­на идея о кре­стьян­ском соци­а­лиз­ме и они смо­гут вопло­тить её в жизнь.

«Если есть госу­дар­ство, то непре­мен­но есть гос­под­ство, сле­до­ва­тель­но, и раб­ство; госу­дар­ство без раб­ства, откры­то­го или мас­ки­ро­ван­но­го, немыс­ли­мо — поэто­му мы вра­ги государства».

Пётр Алек­се­е­вич Кро­пот­кин (1842–1921)

Пётр Кро­пот­кин, один из идео­ло­гов рус­ско­го анар­хиз­ма, мыс­лил в дру­гом клю­че. Он счи­тал, что рево­лю­ция необ­хо­ди­ма, но толь­ко для того, что­бы про­ти­во­сто­ять натис­ку реакции.

Когда мы одо­ле­ем экс­плу­а­та­то­ров и они канут в небы­тие, нам сле­ду­ет сра­зу отка­зать­ся от пуб­лич­ной вла­сти: даже самая демо­кра­тич­ная демо­кра­тия — это при­зна­ю­щее под­чи­не­ние мень­шин­ства боль­шин­ству госу­дар­ство, а оно может пере­ро­дить­ся в дик­та­ту­ру и деспотизм.

Поэто­му, что­бы све­же­ис­пе­чён­ное обще­ство не стра­да­ло теми поро­ка­ми, что наше, надо пре­об­ра­зо­вать его в феде­ра­цию доб­ро­воль­ных сою­зов, без­воз­мезд­но помо­га­ю­щих друг дру­гу. Люди нач­нут сами собой руко­во­дить, и чинов­ни­ки им не понадобятся.

Мы добьём­ся тако­го строя, счи­та­ет Кро­пот­кин, толь­ко если напра­вим рево­лю­цию в сози­да­тель­ное рус­ло и обо­прём­ся на содру­же­ство кре­стьян и рабочих.

«Насто­я­щая сво­бо­да заклю­ча­ет­ся в том, что­бы каж­дый сам устра­и­вал свои дела, не предо­став­ляя их на волю Про­ви­де­ния или выбор­но­го собрания».

Мы видим, что анар­хи­сты отри­ца­ли госу­дар­ство и поли­ти­че­ские объ­еди­не­ния, но по-раз­но­му смот­ре­ли на рево­лю­цию и буду­щее обще­ство. Их ряды потря­са­ли раз­но­гла­сия, како­го-либо цен­тра они не име­ли, но встре­ти­ли Фев­раль­скую рево­лю­цию радост­но: теши­ли себя надеж­дой, что смо­гут осу­ще­ствить свои взгляды.

Напри­мер, анар­хи­сты, нахо­дя­щи­е­ся в Жене­ве, так отзы­ва­лись о паде­нии царизма:

«С рус­ской рево­лю­ции начи­на­ет­ся новая и свет­лая эпо­ха чело­ве­че­ства. И мы впра­ве наде­ять­ся, что, под её бла­го­твор­ным вли­я­ни­ем, в бли­жай­шем буду­щем не толь­ко пре­кра­тит­ся страш­ная вой­на, от кото­рой весь мир исте­ка­ет кро­вью, но и про­бьёт, нако­нец, завет­ный час вели­кой соци­аль­ной революции!..»

Осно­ва­ния на «новую и свет­лую эпо­ху» были: Рос­сия, измо­тан­ная монар­хи­ей и миро­вым побо­и­щем, встре­пе­ну­лась. Граж­дане наде­я­лись, что новый строй при­не­сёт им сча­стье, и воз­ла­га­ли свои чая­ния на партии.


Захват дачи Дурново и весенние потуги

Дача нахо­ди­лась на Полюст­ров­ской набе­реж­ной и при­над­ле­жа­ла наслед­ни­кам Пет­ра Дур­но­во, быв­ше­го мини­стра внут­рен­них дел, вплоть до фев­ра­ля 1917 года. Рево­лю­ци­о­не­ры высе­ли­ли из име­ния «при­спеш­ни­ков царя» и нача­ли его заселять.

Демон­стра­ция сол­дат запас­но­го бро­не­во­го авто­мо­биль­но­го диви­зи­о­на. Март 1917 года

Вме­сте с руко­вод­ством анар­хи­стов туда заеха­ли рабо­чий клуб «Про­свет», прав­ле­ние проф­со­ю­зов Выборг­ской сто­ро­ны, комис­са­ри­ат рабо­чей мили­ции 2‑го Выборг­ско­го подрай­о­на, совет Пет­ро­град­ской народ­ной мили­ции и проф­со­юз булоч­ни­ков. В тече­ние все­го 1917 года имен­но здесь анар­хи­сты накап­ли­ва­ли свои силы.

Впер­вые они про­яви­ли себя во вре­мя Апрель­ско­го кри­зи­са — когда народ, воз­му­щён­ный заяв­ле­ни­ем Милю­ко­ва, пере­шёл от слов к действиям.

18–21 апре­ля ули­цы Пет­ро­гра­да запол­ни­ли 600 тысяч чело­век. Боль­шин­ство митин­гов раз­вер­ну­лось в цен­тре: на Нев­ском про­спек­те, Казан­ской и Теат­раль­ной пло­ща­ди. У Мари­ин­ско­го двор­ца, где засе­да­ло пра­ви­тель­ство, соору­ди­ли мно­же­ство три­бун — одной из них вла­де­ли анар­хи­сты. Высту­пая на ней, они про­си­ли людей не оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том: ора­то­ры кри­ча­ли, что не за рес­пуб­ли­ку поги­ба­ли поко­ле­ния рабо­чих, а за обще­ство, сво­бод­ное от оков!

Пер­вое мая в Пет­ро­гра­де. У гости­ни­цы «Асто­рия». 1917 год

21 апре­ля по Нев­ско­му про­спек­ту про­шла огром­ная мани­фе­ста­ция, участ­ни­ки кото­рой тащи­ли крас­ные фла­ги. Но в кон­це колон­ны, замы­кая ряды, шли анар­хи­сты. Они нес­ли транс­па­ран­ты, окра­шен­ные в чёр­ный, с над­пи­ся­ми: «Долой Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство!», «Да здрав­ству­ет анар­хия!», «Вой­на — войне!», «Да здрав­ству­ет Коммуна!».

В мае анар­хи­сты, дей­ствуя раз­роз­нен­ны­ми груп­па­ми, про­ве­ли две воору­жён­ные демон­стра­ции. Выступ­ле­ния про­ва­ли­лись, пото­му что под­стре­ка­те­ли не учи­ты­ва­ли объ­ек­тив­ных обсто­я­тельств и при­зы­ва­ли рабо­чих к тер­ро­ру. Но люди, хотя и были разо­ча­ро­ва­ны в поли­ти­ке пра­ви­тель­ства, не пося­га­ли на власть и наде­я­лись, что мир­но выве­дут стра­ну из кризиса.

На пер­вой кон­фе­рен­ции фаб­зав­ко­мов высту­пал рабо­чий Тка­чен­ко — пред­ста­ви­тель элек­тро­стан­ции «Обще­ство 1886 года». Он говорил:

«Ведь одни мы, рабо­чие, не в силах будем удер­жать власть в сво­их мозо­ли­стых руках, без непо­сред­ствен­но­го содей­ствия кре­стьян­ства, без сочув­ствия мел­кой бур­жу­а­зии… Как толь­ко мы оста­нем­ся одни, мы будем раз­би­ты, и тогда по нашим тру­пам капи­та­ны про­мыш­лен­но­сти добе­рут­ся до госу­дар­ствен­но­го кораб­ля и ста­нут у руля власти».

Анар­хо-ком­му­нист Иосиф Блейх­ман рас­су­дил так: если граж­дане не хотят выхо­дить на ули­цы, нуж­но им помочь. Ско­ло­тив отряд из 50 бое­ви­ков, он напал 5 июня на типо­гра­фию, редак­цию и кон­то­ру «Рус­ской воли» — газе­ты, кото­рая под­дер­жи­ва­ла Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство. Народ, вопре­ки чая­ни­ям анар­хи­стов, не под­дер­жал неожи­дан­ный перформанс.

Анар­хи­че­ски настро­ен­ные мат­ро­сы. 1917 год

Пётр Полов­цов — глав­но­ко­ман­ду­ю­щий Пет­ро­град­ским воен­ным окру­гом — при­гла­сил на помощь каза­ков, бло­ки­ро­вал бун­тов­щи­ков и выну­дил их сдать ору­жие. Жан­дар­мы, избив рево­лю­ци­о­не­ров, увез­ли их в неиз­вест­ном направлении.


Новые попытки и налёт на «Кресты»

7 июня министр юсти­ции Павел Пере­вер­зев, что­бы при­стру­нить анар­хи­стов, потре­бо­вал осво­бо­дить дачу Дур­но­во, где те и юти­лись. Но он не учёл, что там нахо­ди­лись рабо­чие орга­ни­за­ции. Тру­дя­щи­е­ся вос­при­ня­ли его при­каз так, слов­но он поку­сил­ся на их пра­ва. В пер­вый день заба­сто­ва­ло четы­ре заво­да, а 8 июня — 28 фаб­рик Выборг­ской сто­ро­ны. Око­ло 20 тысяч чело­век про­те­сто­ва­ли на цен­траль­ных ули­цах столицы.

Рабо­чие с заво­да «Рус­ско­го обще­ства для изго­тов­ле­ния сна­ря­дов и воен­ных при­па­сов» потребовали:

«Объ­явить дачу Дур­но­во и особ­няк Кше­син­ской „народ­ным досто­я­ни­ем“, осво­бо­дить всех аре­сто­ван­ных за левые поли­ти­че­ские убеж­де­ния и пере­дать всю власть Все­рос­сий­ско­му Сове­ту рабо­чих, сол­дат­ских и кре­стьян­ских депутатов».

Сто­лич­ных рабо­чих под­дер­жа­ли на местах. Так, сара­тов­ские анар­хо-ком­му­ни­сты высту­пи­ли с воззванием:

«Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство напра­ви­ло все гоне­ния на анар­хи­стов, что­бы таким обра­зом отобрать у наро­да тех людей, кото­рые энер­гич­нее всех борют­ся за пол­ное осво­бож­де­ние рабо­чих и кре­стьян. Но рабо­чие уже начи­на­ют оце­ни­вать как сле­ду­ет дей­ствия Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. Так, в Пет­ро­гра­де 30 тысяч рабо­чих при­шли воору­жён­ные защи­щать Анар­хи­стов, кото­рых хотят высе­лить из дачи Дур­но­во, захва­чен­ной Анар­хи­ста­ми для рево­лю­ци­он­ных целей…

Долой бур­жу­а­зию и всех её приспешников!
Да здрав­ству­ет Соци­аль­ная Революция!
Да здрав­ству­ет Анар­хи­че­ский Коммунизм!»

Пет­ро­со­вет и каби­нет­ные мини­стры затре­пе­та­ли, отме­ни­ли уль­ти­ма­тум и разъ­яс­ни­ли, что он касал­ся толь­ко анар­хи­стов. Послед­ние, вновь испы­тав на себе натиск госу­дар­ства, 9 июня собра­ли на даче Дур­но­во кон­фе­рен­цию. В ней участ­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли 95 заво­дов и воин­ских частей; они осно­ва­ли Вре­мен­ный рево­лю­ци­он­ный коми­тет, кото­рый дол­жен был под­нять вос­ста­ние. Отча­сти рабо­чие пошли на пово­ду у анар­хи­стов, ибо цеп­ля­лись за любых ора­то­ров, кто наме­ре­вал­ся сверг­нуть строй — уже став­ший для них ненавистным.

Удар­ный рево­лю­ци­он­ный бата­льон отправ­ля­ет­ся на фронт. Лето 1917 года

Июнь­ский кри­зис, начав­шись с акции анар­хи­стов, мог пере­ра­с­ти в преж­де­вре­мен­ную рево­лю­цию. Боль­ше­ви­ки, что­бы унять народ­ное бро­же­ние, назна­чи­ли мир­ную демон­стра­цию на 10 июня. Одна­ко мень­ше­ви­ки, эсе­ры и каде­ты чини­ли всё боль­ше про­во­ка­ций, а к сто­ли­це стя­ги­ва­лись вой­ска Север­но­го фрон­та. Ленин­цы, пони­мая, что схва­тить­ся с про­тив­ни­ка­ми у них пока не полу­чит­ся, скре­пя серд­це отме­ни­ли выступление.

Тем вре­ме­нем в Крон­штад­те, на Якор­ной пло­ща­ди, начал­ся митинг. Моря­ки и рабо­чие пыта­лись разо­брать­ся, что тво­рит­ся в Пет­ро­гра­де, и вни­ма­тель­но слу­ша­ли ора­то­ров. Боль­ше­вик Арте­мий Любо­вич высту­пил пер­вым: он сооб­щил, что все­об­щей демон­стра­ции не будет, — народ воз­не­го­до­вал и взъеро­шил­ся. На три­бу­ну вско­чил анар­хист Ефим Ярчук и провозгласил:

«Без боль­ше­ви­ков идти нель­зя, без орга­ни­за­ции, без руко­вод­ства не победишь».

Фрак­ция боль­ше­ви­ков Крон­штадт­ско­го Сове­та. 1917 год

Вслед за ним к пуб­ли­ке ринул­ся анар­хист Аснин, при­быв­ший с дачи Дур­но­во. Боль­ше­вик Иван Фле­ров­ский, наблю­дав­ший за ним, вспоминал:

«Аснин на три­буне был чрез­вы­чай­но живо­пи­сен. Чёр­ный длин­ный плащ, мяг­кая широ­ко­по­лая шля­па, чёр­ная рубаш­ка вза­бой, высо­кие охот­ни­чьи сапо­ги, пара револь­ве­ров за поя­сом, в руке наот­машь вин­тов­ка, на кото­рую он опирался».

Прав­да, впе­чат­ля­ю­щий вид не помог Асни­ну. Он при­зы­вал взбун­то­вать­ся, вос­стать и в кло­чья разо­рвать госу­дар­ствен­ную маши­ну, но при этом гово­рил кос­но­языч­но и вяло. Народ, оце­нив его неор­ди­нар­ную внеш­ность, отвер­нул­ся от него. В ито­ге Крон­штадт в тот день уснул спокойно.

Вре­мен­ный рево­лю­ци­он­ный коми­тет, опе­шив после того, как боль­ше­ви­ки дали зад­нюю, назна­чил воору­жён­ную демон­стра­цию на 14 июня. Анар­хи­че­ский почин одоб­ри­ло 150 пред­ста­ви­те­лей от фаб­рик, заво­дов и пол­ков. Пет­ро­со­вет, побо­яв­шись потря­се­ний, запу­стил печат­ную машин­ку и рас­сы­лал аги­та­то­ров по угол­кам сто­ли­цы. Он при­зы­вал народ воз­дер­жать­ся от необ­ду­ман­ных дей­ствий и вый­ти на ули­цы в дру­гой день — 18 июня.

Ленин­цы, во мно­гом рас­хо­дясь с «мел­ко­бур­жу­аз­ны­ми» пар­ти­я­ми, на сей раз так­ти­че­ски с ними согла­си­лись. Цен­траль­ный и Пет­ро­град­ский коми­те­ты РСДРП(б) при­зва­ли рабо­чих копить силы для даль­ней­шей борьбы.

18 июня город ожил и дви­нул­ся к Мар­со­во­му полю. Пол­мил­ли­о­на чело­век про­шли через моги­лы жертв Фев­раль­ской рево­лю­ции. По под­счё­там депу­та­та Псков­ско­го Сове­та, 75% демон­стран­тов шага­ли под транс­па­ран­та­ми с боль­ше­вист­ски­ми лозун­га­ми. Но анар­хи­стов не было.

Они заяви­ли, что «про­те­сту­ют про­тив демон­стра­ции с бур­жу­аз­ны­ми соци­а­ли­ста­ми и мани­фе­сти­ро­вать не будут». Поз­же они всё-таки появи­лись, неся в руках чёр­ные зна­мё­на, но люди встре­ти­ли их гро­бо­вым молчанием.

Рабо­чие и сол­да­ты на митин­ге на Мар­со­вом поле. 1 июля 1917 года

Анар­хи­сты реши­ли вос­поль­зо­вать­ся суто­ло­кой и осво­бо­дить сво­их това­ри­щей из «Кре­стов». Они пони­ма­ли, что неболь­шой груп­пой одо­леть страж­ни­ков не вый­дет, и при­зва­ли рабо­чих им помочь. Боль­ше­вик Евге­ния Его­ро­ва, стоя на Литей­ном мосту, отго­ва­ри­ва­ла тех, кто под­дер­жал бун­тов­щи­ков. Она вспоминала:

«Мы, убеж­дён­ные, что ни один из наших пар­тий­ных това­ри­щей к „Кре­стам“ не пошёл, вер­ну­лись… Туда повер­ну­ла куч­ка из 50–75 чело­век с анар­хи­ста­ми во главе».

В резуль­та­те налёт­чи­ки осво­бо­ди­ли семь заклю­чён­ных, сре­ди кото­рых были анар­хи­сты Мюл­лер, Гусев и Стрель­чен­ко. Охра­на нахо­ди­лась в смя­те­нии, поэто­му в тот день — не без помо­щи дру­гих пар­тий — из тюрь­мы сбе­жа­ло ещё 400 человек.

Министр юсти­ции Павел Пере­вер­зев сно­ва обру­шил­ся на анар­хи­стов. Он при­ка­зал под­опеч­ным вло­мить­ся на дачу Дур­но­во и задер­жать сбе­жав­ших пре­ступ­ни­ков. 19 июня про­ку­рор Нико­лай Карин­ский и гене­рал Пётр Полов­цов, спря­тав­шись за спи­на­ми каза­ков и кор­пу­сом бро­не­ма­ши­ны, устро­и­ли погром в гнез­до­вье анар­хи­стов и аре­сто­ва­ли 59 человек.


Летние надрывы и Октябрьская революция

В нача­ле июля Рос­сия пала в объ­я­тия ново­го, Июль­ско­го кри­зи­са. Анар­хи­сты, опра­вив­шись от пора­же­ния, реши­ли сно­ва под­ни­мать мас­сы. 2 июля они устро­и­ли тай­ное сове­ща­ние на даче Дур­но­во в «крас­ной ком­на­те» — поме­ще­нии, где они обыч­но соби­ра­лись, — и заклю­чи­ли, что зав­тра рас­сы­пят­ся по заводам.

3 июля, под­го­то­вив анти­пра­ви­тель­ствен­ные речи, в казар­мы 1‑го пуле­мёт­но­го пол­ка напра­ви­лись анар­хи­сты Блейх­ман, Коло­буш­кин, Пав­лов и Фёдо­ров. Они устре­ми­лись имен­но туда, пото­му что пуле­мёт­чи­ки сла­ви­лись сво­ей поли­ти­че­ской активностью.

Дея­тель­ные участ­ни­ки Фев­раль­ской рево­лю­ции. 1‑й пуле­мёт­ный полк

Сол­дат Голо­вин, под­дав­шись уве­ще­ва­ни­ям рево­лю­ци­о­не­ров, открыл пол­ко­вой митинг и призвал:

«Надо высту­пить сего­дня же, 3 июля, на ули­цу с ору­жи­ем в руках на демон­стра­цию для свер­же­ния деся­ти министров-капиталистов».

При этом ника­ко­го пла­на он не предлагал:

«Цель пока­жет улица».

Но митин­гу­ю­щие всё рав­но реши­ли под­нять вос­ста­ние, обра­тив вин­тов­ки про­тив жан­дар­мов и мини­стров. Пуле­мёт­чи­ки, руко­во­ди­мые анар­хи­ста­ми, полу­чи­ли несколь­ко авто­мо­би­лей от рабо­чих «Рус­ско­го Рено» — для того, что­бы быст­рее объ­ез­дить рево­лю­ци­он­ные части и фаб­ри­ки. Бли­же к вече­ру 3 июля сти­хий­ные вол­не­ния охва­ти­ли сто­ли­цу и демон­стран­ты ско­пи­лись у особ­ня­ка Кшесинской.

Дом бале­ри­ны «экс­про­при­и­ро­ва­ли» ещё в мар­те, и с тех пор там рас­по­ла­га­лись воин­ские части и боль­ше­вист­ские коми­те­ты. Ленин­цы, пони­мая, что «было бы пре­ступ­ле­ни­ем со сто­ро­ны пар­тии умыть руки в этот момент», заду­ма­ли овла­деть движением.

Митинг у двор­ца Матиль­ды Кше­син­ской. 1917 год

В ночь с 3 на 4 июля чле­ны ЦК, Пет­ро­град­ско­го коми­те­та, Воен­ной орга­ни­за­ции боль­ше­ви­ков, Коми­те­та меж­рай­он­цев и комис­сии рабо­чей сек­ции Пет­ро­град­ско­го Сове­та, посо­ве­щав­шись, назна­чи­ли мир­ную демон­стра­цию на сле­ду­ю­щий день — под лозун­гом «Вся власть Советам!».

Невзи­рая на их попыт­ки при­оста­но­вить воору­жён­ное вос­ста­ние, пере­стре­лок и убийств избе­жать не уда­лось. Пра­во­экс­тре­мист­ские воен­ные и полу­во­ен­ные сою­зы, коми­те­ты и орга­ни­за­ции обстре­ля­ли демон­стра­цию — а в ней участ­во­ва­ло 400 тысяч чело­век. Пётр Полов­цов при­ка­зал «очи­стить» ули­цы от рево­лю­ци­о­не­ров, и сле­ду­ю­щие пол­ме­ся­ца горо­жане стра­да­ли от погро­мов и репрессий.

На поро­ге Октяб­ря, 6 нояб­ря по ново­му сти­лю, в жур­на­ле «Анар­хия» вышла замет­ка. В ней анар­хи­сты рас­суж­да­ли, как надо обу­стра­и­вать стра­ну, и при­зва­ли спла­чи­вать­ся и «силь­нее воору­жать­ся», что­бы дать «послед­ний реши­тель­ный бой»:

«Не вре­мя теперь обсуж­дать все дета­ли нуж­ных меро­при­я­тий. Мы ука­за­ли суще­ствен­ное. Вре­мя и опыт допол­нит недо­ска­зан­ное. Зада­ча момен­та ясна: надо слить все рево­лю­ци­он­ные силы для окон­ча­тель­но­го раз­ру­ше­ния пре­град и созда­ния воль­ных и само­де­я­тель­ных орга­ни­за­ций стра­ны. Здесь наше коле­ба­ние — наша смерть».

На деле, когда в стране зави­тал мятеж­ный дух, анар­хи­сты отси­жи­ва­лись в тени и не спе­ши­ли вне­сти свою леп­ту в гря­ду­щий пере­во­рот. Хотя они долж­ны были ока­зать­ся на пере­до­вой, к чему и при­зы­ва­ли целый год. Тогда как боль­ше­ви­ки счи­та­ли, что при­ят­ней опыт рево­лю­ции про­де­лы­вать, чем о нём писать.

Но кое-кто из анар­хи­стов всё-таки отва­жил­ся. Иустин Жук воз­гла­вил отряд шлис­сель­бург­ских крас­но­гвар­дей­цев из двух­сот чело­век. Ана­то­лий Желез­ня­ков руко­во­дил под­раз­де­ле­ни­ем мат­ро­сов. Алек­сей Мок­ро­усов вме­сте с боль­ше­ви­ка­ми штур­мо­вал Зим­ний дво­рец. Ген­рих Богац­кий, Ефим Ярчук, Вла­ди­мир Шатов рабо­та­ли в цен­тре вос­ста­ния — Воен­но-рево­лю­ци­он­ном коми­те­те Петросовета.

Мат­ро­сы-участ­ни­ки штур­ма Зим­не­го двор­ца. 26 октяб­ря 1917 года

Иосиф Блейх­ман с мат­ро­са­ми отплыл из Крон­штад­та в Пет­ро­град на мин­ном загра­ди­те­ле «Амур», что­бы под­дер­жать рево­лю­цию. Жур­на­лист Иван Фле­ров­ский так ото­звал­ся о его настрое:

«В каю­те судо­во­го коми­те­та, где раз­ме­стил­ся штаб, тоже тес­но­та и дав­ка. В угол­ке при­кор­нул Блейх­ман, рас­те­рян­ный, заби­тый и нико­му не нуж­ный с его анар­хиз­мом. Он сам чув­ство­вал свою ненуж­ность, и вся фигу­ра его гово­ри­ла о какой-то робо­сти, слов­но про­си­ла, что­бы его, „пожа­луй­ста“, не тро­га­ли. Через несколь­ко дней он сно­ва будет „при­зы­вать“, а теперь… теперь Блейх­ман немнож­ко жалок, как и его при­зы­вы. Не сим­вол ли это анар­хиз­ма, с бур­ли­вой сло­вес­но­стью и ник­чём­но­стью в революции?»


Почему анархисты вернулись на щите?

В 1917 году Рос­сия по-насто­я­ще­му жила и бур­ли­ла: неви­дан­ные откры­лись для неё поли­ти­че­ские про­сто­ры после свер­же­ния царя. Все пар­тии — закон­ные и под­поль­ные — бро­си­лись на три­бу­ны, в орга­ны и пар­ла­мент. Анар­хи­сты ока­за­лись на пере­до­вой — в Пет­ро­гра­де — и тво­ри­ли на бла­го­при­ят­ной поч­ве: мог­ли ли они осу­ще­ствить свою тео­рию на практике?

Боим­ся, что нет.

Уче­ние анар­хи­стов пре­крас­но тем, что они деталь­но кри­ти­ку­ют госу­дар­ство и выяв­ля­ют его недо­стат­ки. Но так про­ис­хо­дит пото­му, что они заост­ря­ют вни­ма­ние на след­стви­ях, а не причинах.

Госу­дар­ство воз­ник­ло вслед за част­ной соб­ствен­но­стью, на заре нео­ли­ти­че­ской рево­лю­ции, — для того, что­бы загнать враж­ду­ю­щие соци­аль­ные силы в «циви­ли­зо­ван­ные» рам­ки. Поэто­му вер­но, что госу­дар­ство — это аппа­рат наси­лия и при­нуж­де­ния, могу­щий леги­тим­но при­бе­гать к давлению.

Ста­ло быть, госу­дар­ство воз­ник­ло и есть не пото­му, что того хотят бес­чис­лен­ные чинов­ни­ки: оно необ­хо­ди­мо пото­му, что того тре­бу­ют исто­ри­че­ские усло­вия. Тогда как анар­хи­сты не зрят в корень: они рас­смат­ри­ва­ют бюро­кра­ти­че­скую маши­ну как абстракт­ный, нахо­дя­щий­ся в ваку­у­ме механизм.

У ворот Смоль­но­го. Октябрь 1917 года

Как раз поэто­му они пола­га­ют, что рево­лю­ция спра­вит­ся с контр­ре­во­лю­ци­ей без помо­щи извне, то есть без армии, тюрем, судов — сло­вом, без пуб­лич­ной вла­сти. Вме­сто госу­дар­ства они пред­ла­га­ют опе­реть­ся на само­де­я­тель­ность наро­да — отдать ему на откуп обще­ство во всех его проявлениях.

Мы уви­де­ли, что анар­хи­сты, отри­цая поли­ти­че­ские орга­ни­за­ции, госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния и цен­тра­ли­за­цию, на прак­ти­ке всё рав­но обра­ща­лись к ним: напри­мер, что­бы согла­со­вы­вать дей­ствия с заво­да­ми и пол­ка­ми, они созда­ли 9 июня Вре­мен­ный рево­лю­ци­он­ный комитет.

Упо­вая на низо­вую само­ор­га­ни­за­цию и само­управ­ле­ние, анар­хи­сты стре­ми­лись лишь к одно­му — посиль­нее взъеро­шить народ. На деле их без­рас­суд­ность при­во­ди­ла не к феде­ра­ции доб­ро­воль­ных сою­зов, а к новым при­тес­не­ни­ям. Вспом­ним, как они 3 июля под­ня­ли 1‑й пуле­мёт­ный полк и что за страш­ный суд потом вер­шил Половцов.

Анар­хи­сты рас­ка­лы­ва­лись по мно­гим тео­ре­ти­че­ским вопро­сам и враз­брод высту­па­ли на поли­ти­че­ской арене.

Спра­вед­ли­во­сти ради, порой рабо­чие взы­ва­ли к ним, но толь­ко для того, что­бы под­нять бунт или при­стру­нить жан­дар­ма, — никто все­рьёз не наде­ял­ся, что ребя­та в чёр­ном спо­соб­ны изба­вить мир от «кро­во­пий­цев».

Почти каж­дая про­кла­ма­ция анар­хи­стов закан­чи­ва­лась сло­ва­ми: «Да здрав­ству­ет Соци­аль­ная Рево­лю­ция!» Пере­во­рот покры­вал­ся орео­лом свя­то­сти и непо­гре­ши­мо­сти: он высту­пал для них не столь­ко сред­ством, сколь­ко целью. Но когда идея о рево­лю­ции овла­де­ла мас­са­ми и ста­ла мате­ри­аль­ной силой, анар­хи­сты при­уны­ли и замолк­ли. В гла­зах людей они окон­ча­тель­но пред­ста­ли резонёрами.

Зим­ний дво­рец после штур­ма. Утро 26 октяб­ря 1917 года

Народ пошёл за большевиками.

Те счи­та­ли, что участ­во­вать в клас­со­вой борь­бе бес­смыс­лен­но, если людь­ми не руко­во­дит пар­тия. Ни одна армия не поверг­нет сво­е­го вра­га без штаба.

Они были реа­ли­ста­ми и не пита­ли надеж­ды, что после рево­лю­ции полу­чит­ся забыть о госу­дар­стве: оно необ­хо­ди­мо, но в новом виде и напол­не­нии — для того, что­бы рас­пра­вить­ся с теми, кто захо­чет вер­нуть ста­рые порядки.

Боль­ше­ви­ки 20 лет боро­лись за един­ство в пар­тии, зака­ля­лись в тюрь­мах и на прак­ти­ке дока­зы­ва­ли, что не рабо­леп­ству­ют перед само­держ­цем и капи­та­лом. Они после­до­ва­тель­но отста­и­ва­ли в жиз­ни то, что писа­ли на бумаге.

Люди шли имен­но к ним, когда иска­ли сове­та или пыта­лись разо­брать­ся, что про­ис­хо­дит. Они виде­ли в боль­ше­ви­ках тех, кто пони­ма­ет толк в поли­ти­ке и не боит­ся лезть в петлю.


Читай­те так­же «Что в име­ни тво­ём? Как назы­ва­ли рос­сий­ские пар­тии в нача­ле XX века»

Поделиться