Церковь и общество накануне Февральской революции

Ранее мы рас­ска­зы­ва­ли, что на рубе­же XIX и ХХ веков пра­во­слав­ная цер­ковь в Рос­сии высту­па­ла актив­ной участ­ни­цей всех эпо­халь­ных собы­тий: под­дер­жи­ва­ла сол­дат и их семьи во вре­мя Рус­ско-япон­ской и Пер­вой миро­вой войн, при­зы­ва­ла оста­но­вить бес­по­ряд­ки в Первую рус­скую рево­лю­цию. Уже в нача­ле века внут­ри духо­вен­ства обо­зна­чи­лось раз­де­ле­ние на кон­сер­ва­то­ров и обнов­лен­цев. Мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли стре­ми­лись отме­же­вать­ся от госу­дар­ства и добить­ся пол­ной авто­но­мии для церкви.

Теперь при­шло вре­мя осве­тить собы­тия, пред­ше­ству­ю­щие Фев­раль­ской рево­лю­ции. Рас­ска­зы­ва­ем, какой Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь подо­шла к 1917 году, какие идео­ло­ги­че­ские про­ти­во­ре­чия нако­пи­лись внут­ри неё и поче­му в труд­ные меся­цы цер­ковь не смог­ла стать объ­еди­ня­ю­щей силой для рус­ско­го общества.

Крест­ный ход у Исто­ри­че­ско­го музея. Фото Ива­на Авдо­ни­на. 1910‑е годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

Кризис внутри церкви. Противоречия и утрата влияния

К нача­лу ХХ сто­ле­тия Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь извне каза­лась вну­ши­тель­ной силой с огром­ным эко­но­ми­че­ским и идео­ло­ги­че­ским потен­ци­а­лом. Имен­но пра­во­сла­вие было самым рас­про­стра­нён­ным веро­ис­по­ве­да­ни­ем в импе­рии: соглас­но пере­пи­си насе­ле­ния 1897 года, пра­во­слав­ных в стране было 87,3 мил­ли­о­на чело­век, то есть 69,5% насе­ле­ния. В 1905 году в Рос­сии насчи­ты­ва­лось 48 375 пра­во­слав­ных хра­мов, 267 муж­ских и 208 жен­ских пра­во­слав­ных мона­сты­рей. В шта­те бело­го духо­вен­ства, вклю­чая низ­шие чины, состо­я­ли 103 437 чело­век, чёр­но­го духо­вен­ства — 20 199. Церк­ви при­над­ле­жа­ли два мил­ли­о­на деся­тин зем­ли, а так­же учеб­ные заве­де­ния, боль­ни­цы, при­юты, типографии.

Одна­ко внут­ри духо­вен­ства нако­пи­лось мно­го про­блем. Инсти­тут пере­жи­вал глу­бо­кий нрав­ствен­ный и идео­ло­ги­че­ский кри­зис. Его исто­ки воз­ник­ли ещё в XVIII веке, когда Пётр I упразд­нил долж­ность пат­ри­ар­ха и создал Синод во гла­ве со свет­ским лицом. Так цер­ковь ста­ла зве­ном госу­дар­ствен­но­го меха­низ­ма, а свя­щен­ни­ки, по сути, при­рав­ни­ва­лись к чиновникам.

Внут­ри РПЦ копи­лось нера­вен­ство: выс­шие цер­ков­ные чины из-за богат­ства под­вер­га­лись напад­кам и мирян, и низ­ше­го духо­вен­ства, кото­рое едва сво­ди­ло кон­цы с кон­ца­ми. Они неред­ко жало­ва­лись на непо­треб­ное пове­де­ние архи­ре­ев, напри­мер на пьян­ство, азарт­ные игры, вне­брач­ные свя­зи. Синод же оста­вал­ся глух и не выно­сил сор из избы: про­ви­нив­ших­ся не нака­зы­ва­ли, а про­сто пере­во­ди­ли в дру­гие епархии.

Рядо­вые свя­щен­но­слу­жи­те­ли тоже не все­гда вели себя образ­цо­во. Так, свя­щен­ник Фудель в мему­а­рах «У цер­ков­ных стен» рас­ска­зы­вал, что его кол­ле­ги не зна­ли ни молит­вы, ни поста, не соблю­да­ли пра­ви­ла семей­ной жиз­ни. На само­го Фуде­ля, чёт­ко выпол­няв­ше­го все пред­пи­са­ния, смот­ре­ли враж­деб­но. Дру­гой свя­щен­ник вспо­ми­нал, как после служ­бы духо­вен­ство кури­ло вме­сте с при­хо­жа­на­ми на паперти.

Такое пове­де­ние на про­тя­же­нии веков при­ве­ло к тому, что духо­вен­ство утра­ти­ло авто­ри­тет в гла­зах людей, а роль церк­ви в их жиз­ни пере­ста­ла быть важной.

В авгу­сте 1915 года свя­щен­ни­ки — депу­та­ты IV Госу­дар­ствен­ной думы в запис­ке обер-про­ку­ро­ру Сино­да Сама­ри­ну ука­зы­ва­ли, что «народ всё более отхо­дит от хра­ма. <…> Авто­ри­тет пас­ты­рей пада­ет всё боль­ше и больше…»

Моло­дые люди не хоте­ли свя­зы­вать жизнь с рели­ги­оз­ной служ­бой. По сло­вам мит­ро­по­ли­та Евло­гия, в нача­ле сто­ле­тия семи­на­рии не выпус­ка­ли доста­точ­ное коли­че­ство свя­щен­ни­ков, во мно­гих епар­хи­ях ощу­ща­лась их нехват­ка. Неред­ко выпуск­ни­ки семи­на­рий, осо­бен­но в Сиби­ри, не хоте­ли ста­но­вить­ся свя­щен­ни­ка­ми. Они пред­по­чи­та­ли карье­ру чинов­ни­ков, рабо­ту на заво­дах и при­ис­ках. Коли­че­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей с выс­шим бого­слов­ским обра­зо­ва­ни­ем в Перм­ской епар­хии не пре­вы­ша­ло 35%.

Дру­гой вид­ный иерарх, мит­ро­по­лит Вени­а­мин Фед­чен­ков, с горе­чью признавал:

«Вли­я­ние церк­ви на народ­ные мас­сы всё сла­бе­ло и сла­бе­ло. Авто­ри­тет духо­вен­ства падал, вера ста­но­ви­лась лишь дол­гом и тра­ди­ци­ей, молит­ва — холод­ным обря­дом по при­выч­ке, огня не было в нас и в окружающих».

В фев­ра­ле 1916 года Синод при­знал, что вли­я­ние духо­вен­ства на при­хо­жан посте­пен­но схо­ди­ло на нет.

Празд­ник 25-лет­не­го юби­лея Ульян­ков­ской ПК. Тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние в Ульян­ке. 1909 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

Христиане без церкви. Стремление к свободе

Меж­ду рево­лю­ци­я­ми актив­но дей­ству­ют так назы­ва­е­мые «сво­бод­ные» или «вне­цер­ков­ные» хри­сти­ане. Круж­ки воз­ник­ли ещё до 1905 года, но имен­но после Пер­вой рус­ской рево­лю­ции чис­ло их сто­рон­ни­ков замет­но вырос­ло. Часть рабо­чих разо­ча­ро­ва­лись в левой идео­ло­гии и иска­ли уте­ше­ние в рели­гии. Уче­ние церк­ви их не удо­вле­тво­ря­ло, и они при­мкну­ли к сво­бод­ным христианам.

Во вне­цер­ков­ном хри­сти­ан­стве было три глав­ных направ­ле­ния: близ­кое к тол­стов­ству, хри­сти­ан­ский соци­а­лизм и мос­ков­ское сво­бод­ное христианство.

Лиде­ром пер­во­го был некий Тре­гу­бов. Направ­ле­ние рас­про­стра­ня­лось в Петер­бур­ге. Как и тол­стов­цы, его сто­рон­ни­ки гово­ри­ли о непро­тив­ле­нии злу наси­ли­ем. За это их рез­ко кри­ти­ко­ва­ли дру­гие сво­бод­ные христиане.

Вто­рое направ­ле­ние — хри­сти­ан­ские соци­а­ли­сты. Они иска­ли точ­ки сопри­кос­но­ве­ния хри­сти­ан­ства и соци­а­ли­сти­че­ско­го уче­ния. Их круж­ки дей­ство­ва­ли в Сим­бир­ске, Цари­цыне и дру­гих горо­дах. Наи­бо­лее замет­ны­ми дея­те­ля­ми здесь были жур­на­лист Вален­тин Свен­циц­кий, орга­ни­зо­вав­ший в Москве «Хри­сти­ан­ское брат­ство борь­бы», свя­щен­ник Игорь Брих­ни­чев, изда­вав­ший в Тифли­се жур­нал «Встань, спя­щий», и архи­манд­рит Миха­ил (Семё­нов), про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии. Адеп­ты хри­сти­ан­ско­го соци­а­лиз­ма при­зы­ва­ли к про­ти­во­сто­я­нию с вла­стя­ми — и свет­ски­ми, и церковными.

Вален­тин Свенцицкий

В 1907 году Свен­циц­кий опуб­ли­ко­вал в газе­те «Век» ста­тью, где заявил, что пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки «всё и всех бро­си­ли на про­из­вол судь­бы, запер­лись в сво­их тёп­лых квар­ти­рах от холо­да и вет­ра». На это свя­щен­ник Поло­зов отве­тил, что о цер­ков­ной жиз­ни нель­зя судить толь­ко по мос­ков­ским при­хо­дам, а нуж­но поез­дить по «мед­ве­жьим углам». Ста­тью он назвал «воп­лем исте­рич­но боль­но­го скеп­ти­ка» и отметил:

«Вы бы поня­ли тогда, что дела­ют с наро­дом эти пья­нень­кие и сла­бень­кие сель­ские батюш­ки… Вы бы поня­ли тогда, что они одни и толь­ко они вос­пи­ты­ва­ют народ­ную душу в пра­вед­ной жизни».

Тре­тье направ­ле­ние заро­ди­лось сре­ди мос­ков­ских рабо­чих. Его воз­гла­ви­ли Соко­лов и Муса­тов. Внут­ри дви­же­ния не было един­ства, отно­ше­ние участ­ни­ков к рели­гии и духо­вен­ству было раз­ным. Одни счи­та­ли, что «пра­во­сла­вие будет насто­я­щей верой, если пере­ме­нить это стя­жа­тель­ное духо­вен­ство на луч­шее». Дру­гие были уве­ре­ны, что «не надо ни обря­дов, ни духо­вен­ства, ни церк­ви». Мос­ков­ские сво­бод­ные хри­сти­ане часто заяв­ля­лись на про­ти­во­сек­тант­ские бесе­ды, где очень меша­ли пра­во­слав­ным мис­си­о­не­рам. Впо­след­ствии боль­шин­ство рабо­чих оста­ви­ли сво­бод­ных хри­сти­ан и при­мкну­ли к социалистам.


Церковь и интеллигенция. Поиски новой идеологии

На рубе­же веков интел­ли­ген­ция углу­би­лась в поис­ки новых рели­ги­оз­но-мораль­ных истин. Одни раз­ви­ва­ли соб­ствен­ные уче­ния: фило­соф Соло­вьёв — о Боже­ствен­ной муд­ро­сти, поэт Мереж­ков­ский — о «Новой церк­ви Тре­тье­го завета».

Неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли боге­мы обра­ти­лись к сек­тант­ству, в част­но­сти хлы­стов­ству и скоп­че­ству. Осо­бен­но ярко дан­ное явле­ние про­яви­лось во вре­мя рево­лю­ции 1905 года. Фило­соф Роза­нов и поэты Ива­нов и Мин­ский про­во­ди­ли собра­ния, участ­ни­ки кото­рых прак­ти­ко­ва­ли кро­во­пус­ка­ние и пили кровь. Какое-то вре­мя сре­ди хлы­стов жил поэт Нико­лай Клю­ев, что отра­зи­лось в его твор­че­стве. Соглас­но хлы­стов­ской тра­ди­ции, Клю­ев писал имя бога во мно­же­ствен­ном числе:

«Обой­ти все гор­ни­цы России
С Солов­ков на дрем­лю­щий Памир,
И познать,
Что оспен­ный трактир
Для Хри­стов услад­нее Софии».

Дру­гие пред­ста­ви­те­ли нау­ки и искус­ства обра­ща­лись к эзо­те­ри­ке, восточ­ным веро­ва­ни­ям, напри­мер худож­ник Рерих и его поис­ки Шам­ба­лы. Было мно­го тол­стов­цев. Они пере­ня­ли идеи гра­фа о том, что пра­во­слав­ная цер­ковь иска­жа­ет истин­ное уче­ние Хри­ста и, сле­до­ва­тель­но, насто­я­щим хри­сти­а­нам она не нуж­на и даже вред­на. Все выше­пе­ре­чис­лен­ные вея­ния рас­про­стра­ня­лись сре­ди сту­ден­тов, кур­си­сток, гим­на­зи­стов — они всё даль­ше ухо­ди­ли от церк­ви и её традиций.

Впро­чем, неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции в стра­хе перед рево­лю­ци­ей, напро­тив, обра­ти­лись к пра­во­сла­вию. Свя­щен­ни­ка­ми ста­ли эко­но­мист Сер­гей Бул­га­ков и князь Андрей Ухтом­ский. Рели­ги­оз­ная фило­со­фия ста­ла вос­тре­бо­ван­ной, появи­лось мно­го обществ по её изу­че­нию. Самым извест­ным пред­ста­ви­те­лем это­го направ­ле­ния был фило­соф Нико­лай Бер­дя­ев, один из авто­ров зна­ме­ни­то­го сбор­ни­ка «Вехи».


Церковь, Дума и партии. Союзники-черносотенцы и свобода вероисповедания

Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь с энту­зи­аз­мом встре­ти­ла созыв Госу­дар­ствен­ной думы, так как виде­ла в ней аль­тер­на­ти­ву рево­лю­ции. Свя­щен­ни­ки при­зы­ва­ли при­хо­жан участ­во­вать в выбо­рах. Но в первую Думу чер­но­со­тен­цы, кото­рых под­дер­жи­ва­ла зна­чи­тель­ная часть духо­вен­ства, не прошли.

В Думу вто­ро­го созы­ва избра­ли 13 пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Чет­ве­ро были монар­хи­ста­ми, чет­ве­ро состо­я­ли в либе­раль­ных пар­ти­ях. Пяте­ро вста­ли на сто­ро­ну левых. Архи­пов, Гри­не­вич, Коло­коль­ни­ков и Тих­вин­ский ста­ли тру­до­ви­ка­ми, Брил­ли­ан­тов был эсером.

В мае 1907 года пра­ви­тель­ство опуб­ли­ко­ва­ло сооб­ще­ние о гото­вя­щем­ся поку­ше­нии на Нико­лая II, вели­ко­го кня­зя Нико­лая Нико­ла­е­ви­ча и Пет­ра Сто­лы­пи­на. Депу­та­ты-монар­хи­сты потре­бо­ва­ли Думу осу­дить рево­лю­ци­о­не­ров. Их запрос обсуж­да­ли 7 мая, но левые фрак­ции на этом засе­да­нии не при­сут­ство­ва­ли. А 12 мая Синод обви­нил свя­щен­ни­ков из левых пар­тий в том, что они про­пу­сти­ли засе­да­ние и таким обра­зом «укло­ни­лись от пори­ца­ния замыс­лов царе­убий­ства». Синод заявил, что духов­ное лицо не долж­но при­над­ле­жать к пар­ти­ям, «стре­мя­щим­ся к нис­про­вер­же­нию госу­дар­ствен­но­го и обще­ствен­но­го строя и даже цар­ской вла­сти». Свя­щен­ник Гри­не­вич поки­нул пар­тию тру­до­ви­ков, а так­же заявил, что при­сут­ство­вал на засе­да­нии 7 мая — и был оправ­дан. Осталь­ные отка­за­лись порвать с левы­ми, за что цер­ков­но­слу­жи­те­лей отда­ли на суд епар­хи­аль­ных вла­стей. Так руко­вод­ство РПЦ очи­ща­ло свои ряды от «рево­лю­ци­о­не­ров в рясах».

Впро­чем, отно­ше­ния с чер­но­со­тен­ца­ми тоже были непро­сты­ми. Монар­хи­сты жёст­ко рас­кри­ти­ко­ва­ли Синод за под­держ­ку мани­фе­ста 17 октяб­ря. Осо­бен­но доста­лось мит­ро­по­ли­ту Анто­нию, кото­ро­го счи­та­ли близ­ким к пре­мьер-мини­стру Сер­гею Вит­те. В нача­ле 1907 года мос­ков­ские вла­сти при­оста­но­ви­ли выпуск чер­но­со­тен­ной газе­ты «Вече» за рез­кие выска­зы­ва­ния в адрес Анто­ния и Сто­лы­пи­на, а редак­то­ра Вла­ди­ми­ра Оло­вен­ни­ко­ва высла­ли из Моск­вы. Тогда один из веду­щих сотруд­ни­ков «Вече», иеро­мо­нах Или­о­дор (Тру­фа­нов), отпра­вил теле­грам­му импе­ра­то­ру с прось­бой отме­нить запрет. Вско­ре выпуск газе­ты воз­об­но­ви­ли, а Оло­вен­ни­ков вер­нул­ся в Москву.

Свя­щен­ни­ки пори­ца­ли монар­хи­стов за кри­ти­ку пра­ви­тель­ства, хотя и сами не все­гда согла­ша­лись с его поли­ти­кой. Если осо­ба импе­ра­то­ра для пра­вых была свя­щен­ной, то с мини­стра­ми, сена­то­ра­ми и обер-про­ку­ро­ра­ми чер­но­со­тен­цы не цере­мо­ни­лись. Были в рядах духо­вен­ства и монар­хи­сты-ради­ка­лы, силь­но вре­див­шие репу­та­ции церк­ви. Напри­мер, иеро­мо­нах Или­о­дор утвер­ждал, что пра­ви­тель­ство состо­ит в основ­ном из туне­яд­цев и ино­род­цев. Он разъ­ез­жал по горо­дам и про­из­но­сил речи с при­зы­ва­ми к погро­мам, а так­же устра­и­вал шествия с хули­ган­ски­ми выход­ка­ми. Синод дол­го не мог най­ти упра­ву на буй­но­го иеро­мо­на­ха, посколь­ку у него были покро­ви­те­ли при дво­ре. Или­о­до­ра уда­лось изгнать из духов­но­го сосло­вия толь­ко после ссо­ры с Распутиным.

И всё же цер­ковь лояль­но отно­си­лась к чер­но­со­тен­цам и счи­та­ла их сорат­ни­ка­ми в про­ти­во­сто­я­нии с рево­лю­ци­о­не­ра­ми. В мар­те 1907 года «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» объ­яс­ня­ли, что «Союз Рус­ско­го наро­да» не явля­ет­ся «про­ти­во­пра­ви­тель­ствен­ной» или «про­ти­во­цер­ков­ной» пар­ти­ей, поэто­му свя­щен­ни­ки могут состо­ять в ней. Из 48 свя­щен­но­слу­жи­те­лей, избран­ных в тре­тью Думу, семе­ро были чле­на­ми «Сою­за».

А как отно­си­лись к церк­ви дру­гие пар­тии? В про­грам­ме каде­тов говорилось:

«Каж­до­му граж­да­ни­ну обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бо­да сове­сти и веро­ис­по­ве­да­ния. Ника­кие пре­сле­до­ва­ния за испо­ве­ду­е­мые веро­ва­ния и убеж­де­ния, за пере­ме­ну или отказ от веро­уче­ния не допус­ка­ет­ся. <…> Пра­во­слав­ная цер­ковь и дру­гие испо­ве­да­ния долж­ны быть осво­бож­де­ны от госу­дар­ствен­ной опеки».

Каде­ты пред­ла­га­ли создать земель­ный фонд, вклю­чив туда мона­стыр­ские вла­де­ния, что­бы кре­стьяне мог­ли сво­бод­но при­об­ре­тать зем­лю. Эсе­ры высту­па­ли за пол­ное отде­ле­ние церк­ви от госу­дар­ства и объ­яв­ле­ние рели­гии делом каж­до­го, а так­же за уста­нов­ле­ние обя­за­тель­но­го и рав­но­го для всех свет­ско­го обра­зо­ва­ния за счёт госу­дар­ства. Сво­бо­ды веро­ис­по­ве­да­ния и рав­но­пра­вия для после­до­ва­те­лей всех рели­гий тре­бо­ва­ли и мень­ше­ви­ки, и октябристы.

Любо­пыт­но, что сво­бо­да рели­гии упо­ми­на­лась и в про­грам­мах монар­хи­че­ских пар­тий, в част­но­сти Сою­за рус­ско­го наро­да. Но на деле они не скры­ва­ли нега­тив­но­го отно­ше­ния к пред­ста­ви­те­лям дру­гих вероисповеданий.


Церковь и армия. От веры к равнодушию

Анти­цер­ков­ные настро­е­ния про­ник­ли и в воору­жён­ные силы. На фло­те неве­ру­ю­щих было боль­ше, чем в армии. Это мож­но объ­яс­нить тем, что в армии боль­шин­ство состав­ля­ли кре­стьяне, а на фло­те — рабо­чие, боль­ше зна­ко­мые с рево­лю­ци­он­ной и ате­и­сти­че­ской пропагандой.

Без­ве­рие было рас­про­стра­не­но и сре­ди офи­це­ров, боль­шин­ство из кото­рых про­ис­хо­ди­ли из дво­рян. Антон Дени­кин писал:

«…посту­пав­шая в воен­ные ряды моло­дёжь к вопро­сам веры и церк­ви отно­си­лась доволь­но рав­но­душ­но. Казар­ма же, отры­вая людей от <…> устой­чи­вой сре­ды с её верою и суе­ве­ри­я­ми, не дава­ла вза­мен духов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния. Там этот вопрос был не актуа­лен, засло­ня­ясь все­це­ло забо­та­ми и тре­бо­ва­ни­я­ми чисто мате­ри­аль­но­го, при­клад­но­го порядка».

Про­то­пре­сви­тер армии и фло­та Геор­гий Шавель­ский в доклад­ной запис­ке при­зы­вал при­нять сроч­ные меры для духов­но­го вос­пи­та­ния и укреп­ле­ния армии. В нача­ле 1917 года Шавель­ский так­же решил про­во­дить съез­ды воен­но­го духо­вен­ства, что­бы улуч­шить его рабо­ту. Но до рево­лю­ции уда­лось созвать лишь один съезд свя­щен­ни­ков Север­но­го фло­та, участ­ни­ки кото­ро­го заве­ря­ли про­то­пре­сви­те­ра, что «дух войск хоро­ший». После­ду­ю­щие собы­тия пока­за­ли, что истин­ное поло­же­ние дел было иным.

Моле­бен на фрон­те. 1917 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

После Фев­раль­ской рево­лю­ции воен­ные свя­щен­ни­ки кон­ста­ти­ро­ва­ли, что в свя­зи с рас­по­ря­же­ни­ем Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства об осво­бож­де­нии сол­дат от обя­за­тель­но­го соблю­де­ния цер­ков­ных обря­дов коли­че­ство счи­та­ю­щих себя пра­во­слав­ны­ми сокра­ти­лось с почти 100% в 1916‑м до менее 10% в 1917 году.


Церковь и государство

В нача­ле Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, 25 янва­ря 1905 года, Коми­тет мини­стров начал обсуж­дать меры по веде­нию веро­тер­пи­мо­сти. В дис­кус­сии участ­во­вал мит­ро­по­лит Петер­бург­ский Анто­ний (Вад­ков­ский). У рав­но­пра­вия кон­фес­сий в пра­во­слав­ной церк­ви было мно­го про­тив­ни­ков, но Анто­ний не встал на их сто­ро­ну. Он пред­ста­вил на рас­смот­ре­ние мини­страм «Вопро­сы о жела­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях в поста­нов­ке у нас пра­во­слав­ной церк­ви». В доку­мен­те ука­зы­ва­лось, что, если урав­нять в пра­вах после­до­ва­те­лей всех рели­гий, сек­тан­ты и ста­ро­об­ряд­цы ока­жут­ся в при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии. Поэто­му авто­ры пред­ла­га­ли изме­нить ста­тус пра­во­слав­ной церк­ви, что­бы «не лишать её авто­ри­те­та у народа».

Пер­вым в доку­мен­те сто­ял вопрос о «слиш­ком бди­тель­ном кон­тро­ле свет­ской вла­сти». Авто­ры запис­ки счи­та­ли, что смяг­че­ние поз­во­лит церк­ви «воз­рож­дён­ным нрав­ствен­ным авто­ри­те­том быть неза­ме­ни­мой опо­рой пра­во­слав­но­го госу­дар­ства». Далее гово­ри­лось о раз­ре­ше­нии церк­ви сво­бод­но при­об­ре­тать иму­ще­ство, об уча­стии архи­ере­ев в рабо­те Госу­дар­ствен­но­го сове­та и Коми­те­та мини­стров. Для под­го­тов­ки рефор­мы пред­ла­га­лось созвать «осо­бое сове­ща­ние из пред­ста­ви­те­лей цер­ков­ной иерар­хии и мирян».

Одна­ко, по мне­нию Вит­те, «Вопро­сы о жела­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях» не пол­но­стью отра­жа­ли ситу­а­цию внут­ри церк­ви. Вско­ре Сер­гей Юлье­вич внёс запис­ку «О совре­мен­ном поло­же­нии в пра­во­слав­ной церк­ви», где отме­тил «вялость цер­ков­ной жиз­ни», упа­док при­хо­дов, отда­ле­ние духо­вен­ства от при­хо­жан, отстра­нён­ность церк­ви от «вол­ну­ю­щих обще­ство инте­ре­сов» и «узко­бю­ро­кра­ти­че­ский харак­тер дея­тель­но­сти» цер­ков­но­го руко­вод­ства. Пре­мьер-мини­стра осо­бен­но вол­но­ва­ла сла­бая готов­ность духо­вен­ства «к борь­бе с небла­го­при­ят­ны­ми церк­ви умствен­ны­ми и нрав­ствен­ны­ми тече­ни­я­ми совре­мен­ной куль­ту­ры». Доку­мент ука­зы­вал, что «в пре­вос­ход­ство наше­го госу­дар­ствен­но­го строя над фор­ма­ми запад­но­ев­ро­пей­ской соци­аль­ной жиз­ни наше духо­вен­ство верит, но толь­ко дет­скою верою… Госу­дар­ству же нуж­на от духо­вен­ства созна­тель­ная, глу­бо­ко про­ду­ман­ная защи­та его инте­ре­сов».

Одна­ко и Вит­те, и Анто­ний схо­ди­лись на том, что необ­хо­ди­мо дей­стви­тель­ное, а не фор­маль­ное обви­не­ние веру­ю­щих вокруг церк­ви. Для это­го они пред­ла­га­ли сде­лать при­ход само­сто­я­тель­ной тер­ри­то­ри­аль­но-хозяй­ствен­ной единицей.

Для обсуж­де­ния пре­об­ра­зо­ва­ний Вит­те пред­ло­жил созвать помест­ный собор из архи­ере­ев, бело­го духо­вен­ства и мирян. В его запис­ке под­чёр­ки­ва­лось, что «церк­ви необ­хо­дим союз с госу­дар­ством, необ­хо­ди­ма и госу­дар­ству под­держ­ка церк­ви, но усло­вия сою­за меж­ду тою и дру­гою сто­ро­на­ми долж­ны быть состав­ле­ны так, что­бы не ослаб­лять само­де­я­тель­но­сти ни цер­ков­но­го, ни госу­дар­ствен­но­го орга­низ­ма».

Обер-про­ку­рор Сино­да Кон­стан­тин Побе­до­нос­цев отри­ца­тель­но ото­звал­ся о про­ек­те Вит­те и Анто­ния. В запис­ке «Сооб­ра­же­ния статс-сек­ре­та­ря Побе­до­нос­це­ва» он ука­зал, что «доныне нераз­рыв­ная связь госу­дар­ства с цер­ко­вью в Рос­сии счи­та­лась основ­ною опо­рою и госу­дар­ства, и церк­ви, и рас­па­де­ние этой свя­зи счи­та­лось гибель­ным и для госу­дар­ства, и для церк­ви».

16, 19 и 22 мар­та 1905 года собор обсуж­да­ли в Сино­де. Ито­гом обсуж­де­ния стал «Все­под­дан­ней­ший доклад Свя­то­го Сино­да о пре­об­ра­зо­ва­нии управ­ле­ния Рос­сий­ской цер­ко­вью на собор­ном нача­ле». Синод про­сил «высо­чай­ше­го соиз­во­ле­ния» на созыв в Москве «в бла­го­по­треб­ное вре­мя» помест­но­го собо­ра архи­ере­ев, воз­глав­ляв­ших епар­хии, для избра­ния пат­ри­ар­ха. Собор дол­жен был рас­смот­реть пред­ло­же­ния мит­ро­по­ли­та Анто­ния о сво­бод­ном при­об­ре­те­нии цер­ко­вью соб­ствен­но­сти, вос­ста­нов­ле­нии при­хо­да и уча­стии выс­ших иерар­хов в рабо­те Госу­дар­ствен­но­го сове­та и Коми­те­та министров.

31 мар­та Нико­лай II нало­жил на доклад Сино­да резо­лю­цию сле­ду­ю­ще­го содержания:

«При­знаю невоз­мож­ным совер­шить в пере­жи­ва­е­мое ныне тре­вож­ное вре­мя столь вели­кое дело. Пред­став­ляю себе, когда насту­пит бла­го­при­ят­ное для сего вре­мя, по древним при­ме­рам пра­во­слав­ных импе­ра­то­ров, дать сему вели­ко­му делу движение».

17 апре­ля 1905 года, с целью успо­ко­ить рево­лю­цию, вышел указ о веро­тер­пи­мо­сти. Соглас­но ему, пред­ста­ви­те­ли всех кон­фес­сий, в том чис­ле сек­тан­ты, мог­ли откры­вать хра­мы и учеб­ные заве­де­ния, а так­же изда­вать лите­ра­ту­ру. Каж­дый под­дан­ный мог сво­бод­но выби­рать рели­гию, тогда как ранее был воз­мо­жен пере­ход из дру­гих кон­фес­сий в пра­во­сла­вие, а из пра­во­сла­вия — нет. Духо­вен­ство воз­му­ти­лось ука­зом, ведь он спро­во­ци­ро­вал мас­со­вый отток веру­ю­щих. Толь­ко в запад­ных губер­ни­ях 170 тысяч уни­а­тов пере­шли в като­ли­че­ство. 36 тысяч кре­щё­ных татар и баш­кир вер­ну­лись к исла­му, око­ло деся­ти тысяч чело­век ста­ли про­те­стан­та­ми. Уве­ли­чи­лось коли­че­ство сек­тан­тов и староверов.

Осе­нью 1906 года архи­епи­скоп Хер­сон­ский Димит­рий гово­рил, что «во гла­ве оздо­ров­ле­ния и укреп­ле­ния Рос­сии поста­ви­ли так назы­ва­е­мую «сво­бо­ду сове­сти», а цер­ковь сде­ла­ли гро­мо­от­во­дом. Он был уве­рен, что уси­ле­ние ино­ве­рия и ино­сла­вия сопро­вож­да­ет­ся огра­ни­че­ни­ем православия.

19 октяб­ря 1905 года кон­сер­ва­тор Побе­до­нос­цев был отправ­лен в отстав­ку. Его сме­нил князь Алек­сей Обо­лен­ский, либе­рал и друг Вит­те. Он под­дер­жал созыв собо­ра и авто­но­мию при­хо­дов. В декаб­ре 1905 года вопрос о собо­ре, по сути, ушёл на откуп само­го духо­вен­ства. Иерар­хи не мед­ли­ли с его реше­ни­ем. Их пуга­ли и про­ти­во­сто­я­ние в обще­стве, и серьёз­ные раз­но­гла­сия внут­ри церкви.

17 декаб­ря импе­ра­тор при­нял трёх мит­ро­по­ли­тов — Анто­ния Петер­бург­ско­го, Вла­ди­ми­ра Мос­ков­ско­го и Фла­ви­а­на Киев­ско­го. Царь пору­чил им под­го­то­вить собор «в бли­жай­шее по воз­мож­но­сти время».

8 мар­та нача­лась рабо­та Пред­со­бор­но­го при­сут­ствия. В него вошли обер-про­ку­рор и его заме­сти­те­ли, несколь­ко архи­ере­ев, свя­щен­ни­ки − про­фес­со­ра и свет­ские лица, близ­кие к пре­сто­лу. Борь­ба раз­вер­ну­лась меж­ду сто­рон­ни­ка­ми реформ (обнов­лен­ца­ми) и кон­сер­ва­то­ра­ми во гла­ве с архи­ере­я­ми. Пер­вые тре­бо­ва­ли рав­но­прав­но­го уча­стия в собо­ре мирян, бело­го духо­вен­ства и выс­ших иерар­хов, а вто­рые наста­и­ва­ли на том, что у архи­ере­ев дол­жен быть реша­ю­щий голос, а у всех осталь­ных — сове­ща­тель­ный. Боль­шин­ство оста­лось за кон­сер­ва­то­ра­ми, но реше­ние при­ня­то не было.

Кон­сер­ва­то­ры тре­бо­ва­ли предо­ста­вить им пра­во состав­лять в сво­их епар­хи­ях спис­ки кан­ди­да­тов на собор от мирян и кли­ра. Обнов­лен­цы же в ответ заяв­ля­ли, что такой под­ход дис­кре­ди­ти­ру­ет собор сре­ди веру­ю­щих и лишит его авто­ри­те­та. Пока в Пред­со­бор­ном при­сут­ствии шли спо­ры, пра­ви­тель­ство Вит­те ушло в отстав­ку, а вме­сте с ним и Обо­лен­ский. Его сме­нил Алек­сей Ширин­ский-Ших­ма­тов, быв­ший това­ри­щем (заме­сти­те­лем) Побе­до­нос­це­ва и такой же, как и он, про­тив­ник собо­ра. При­сут­ствие отверг­ло пред­ло­же­ния обнов­лен­цев, но про­грам­му реформ раз­ра­бо­тать не суме­ло. Все их пред­ло­же­ния сво­ди­лись к повы­ше­нию соб­ствен­но­го ста­ту­са и точеч­ным изме­не­ни­ям в цер­ков­ном управлении.

27 июля 1906 года пра­ви­тель­ство воз­гла­вил Пётр Сто­лы­пин, а обер-про­ку­ро­ром Сино­да стал Пётр Изволь­ский, не поль­зо­вав­ший­ся авто­ри­те­том во власт­ных кру­гах. В резуль­та­те вли­я­ние архи­ере­ев вырос­ло, а пра­ви­тель­ство удо­вле­тво­ри­ло неко­то­рые пунк­ты из про­ек­та мит­ро­по­ли­та Анто­ния. В Госу­дар­ствен­ный совет вошли шесть пред­ста­ви­те­лей церк­ви — три от бело­го духо­вен­ства и три от чёр­но­го. Боль­шие при­ви­ле­гии свя­щен­но­слу­жи­те­ли полу­чи­ли при выбо­рах в Госу­дар­ствен­ную думу.

Что каса­ет­ся собо­ра, то и при пра­ви­тель­стве Сто­лы­пи­на дело не сдви­ну­лось с мёрт­вой точ­ки. Осе­нью 1906 года мит­ро­по­лит Анто­ний Волын­ский писал мит­ро­по­ли­ту Фла­виа­ну о встре­че с премьер-министром:

«Он боял­ся собо­ра и осо­бен­но боит­ся пат­ри­ар­ха. В без­опас­но­сти пер­во­го я его убе­дил, а о вто­ром он едва ли мечтает».

Веро­ят­но, пра­ви­тель­ство счи­та­ло, что собор толь­ко уси­лит про­ти­во­ре­чия сре­ди духо­вен­ства и мирян. Не нуж­на была госу­дар­ству и воз­мож­ная оппо­зи­ция в лице пат­ри­ар­ха. Такие пре­це­ден­ты в исто­рии уже были: напри­мер, кон­фликт пат­ри­ар­ха Тихо­на и царя Алек­сея Михайловича.

Пра­ви­тель­ство не устра­и­ва­ла пас­сив­ность духо­вен­ства, его неспо­соб­ность вновь заво­е­вать ува­же­ние при­хо­жан. Неко­то­рые высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки срав­ни­ва­ли слу­жи­те­лей пра­во­слав­ной церк­ви со ста­ро­об­ряд­ца­ми, в поль­зу послед­них. Това­рищ мини­стра внут­рен­них дел Кры­жа­нов­ский, встре­чав­ший­ся со ста­ро­вер­ским духо­вен­ством, вспоминал:

«В нан­ко­вых рясах, с худы­ми стро­ги­ми лица­ми, они рез­ко отли­ча­лись от упи­тан­но­го духо­вен­ства с его шёл­ко­вы­ми оде­я­ни­я­ми, орде­на­ми и явным неред­ко рав­но­ду­ши­ем к делам духов­но­го мира; раз­ли­чие духо­вен­ства гони­мо­го и тор­же­ству­ю­ще­го неволь­но наво­ди­ло на мысль, что воз­рож­де­ние церк­ви, о кото­ром так охот­но у нас гово­ри­ли, мог­ло пой­ти толь­ко от гонимого».

В 1906 году пра­ви­тель­ство внес­ло в Думу несколь­ко про­ек­тов зако­нов о веро­ис­по­ве­да­нии. Печат­ный орган обнов­лен­цев «Цер­ков­ный вест­ник» при­звал депу­та­тов не рас­смат­ри­вать эти зако­но­про­ек­ты до реформ помест­но­го собо­ра, пока внут­рен­нее устрой­ство церк­ви не «ста­нет настоль­ко стой­ким и креп­ким, что ника­кая про­па­ган­да и ника­кое совра­ще­ние не будут страш­ны и опас­ны для пра­во­слав­но­го рус­ско­го наро­да».

Сино­даль­ная газе­та «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» пере­пе­ча­та­ла обшир­ные выдерж­ки из этой ста­тьи с одоб­ри­тель­ны­ми отзы­ва­ми. Часть зако­но­про­ек­тов пере­шла в Думу III созы­ва и была при­ня­та, несмот­ря на про­ти­во­дей­ствия боль­шин­ства избран­ных в думу свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Но Госу­дар­ствен­ный совет, вклю­чая засе­дав­шее в нём духо­вен­ство, в то вре­мя пере­шёл в оппо­зи­цию к пра­ви­тель­ству Столыпина.

В резуль­та­те обе пала­ты при­ня­ли толь­ко один закон — «Об отмене огра­ни­че­ний поли­ти­че­ских и граж­дан­ских, свя­зан­ных с лише­ни­ем или доб­ро­воль­ным сня­ти­ем духов­но­го сана и зва­ния». В верх­ней пала­те его под­дер­жа­ли Вит­те и Обо­лен­ский, а глав­ным оппо­нен­том был Вла­ди­мир Саб­лер, быв­ший при Побе­до­нос­це­ве това­ри­щем обер-про­ку­ро­ра. Но и этот закон впо­след­ствии остал­ся на бума­ге. Его откло­нил сам импе­ра­тор, назна­чив­ший обер-про­ку­ро­ром Саб­ле­ра. На несколь­ко лет меж­ду выс­ши­ми и духов­ны­ми и свет­ски­ми вла­стя­ми уста­но­ви­лось отно­си­тель­ное согла­сие. Созыв помест­но­го собо­ра был не утвер­ждён, но и не отверг­нут окончательно.

Участ­ни­ки Чрез­вы­чай­но­го собра­ния Свя­тей­ше­го Сино­да. 1911 год

Отно­ше­ния меж­ду пра­ви­тель­ством и Сино­дом вновь ухуд­ши­лись во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны. Тогда в церк­ви, как и в госу­дар­ствен­ном аппа­ра­те, нача­лась борь­ба за власть меж­ду несколь­ки­ми груп­пи­ров­ка­ми. Про­ти­во­сто­я­ние было вызва­но, в том чис­ле, и дей­стви­я­ми так назы­ва­е­мой кама­ри­льи, при­двор­ной кли­ки, кото­рая сто­я­ла за «свя­тым стар­цем» Рас­пу­ти­ным и через него вли­я­ла на импе­ра­три­цу Алек­сан­дру Фёдо­ров­ну. Не пола­див­шие с этой груп­пи­ров­кой Саб­лер и его пре­ем­ник Алек­сандр Сама­рин были вынуж­де­ны уйти в отстав­ку. Во гла­ве Сино­да кама­ри­лья поста­ви­ла сво­их людей. Сна­ча­ла обер-про­ку­ро­ром стал Алек­сандр Вол­жин, затем ─ Нико­лай Раев. Чле­ном Сино­да стал экзарх Гру­зии Пити­рим (Окнов), кото­ро­му покро­ви­тель­ство­вал Рас­пу­тин. Ито­гом этих назна­че­ний ста­ла оппо­зи­ция боль­шей части сино­даль­но­го духо­вен­ства к обер-про­ку­ро­ру и его заме­сти­те­лям и отказ Сино­да обра­тить­ся с воз­зва­ни­ем к пастве в дни Фев­раль­ской рево­лю­ции, а зна­чит, под­дер­жать монархию.


Несмот­ря на все вызо­вы, с кото­ры­ми столк­ну­лась цер­ковь, в пред­ре­во­лю­ци­он­ные годы были замет­ны и рост­ки воз­рож­де­ния духов­ной жиз­ни и само­сто­я­тель­но­сти. Появи­лись новые пра­во­слав­ные биб­лей­ские круж­ки и обще­ства, ста­но­ви­лось всё более замет­ным стар­че­ство. Высо­ко­нрав­ствен­ной жиз­нью, кра­со­той сло­ва про­сла­ви­лись Иоанн Крон­штадт­ский, Фео­фан Затвор­ник, Оптин­ские стар­цы. При при­хо­дах дей­ство­ва­ли десят­ки братств, кото­рые зани­ма­лись рели­ги­оз­ным обра­зо­ва­ни­ем, про­све­ще­ни­ем и бла­го­тво­ри­тель­но­стью, изда­ва­ли кни­ги и жур­на­лы. В посла­нии Сино­да от мая 1914 года сооб­ща­лось, что в стране дей­ству­ет 700 братств.

Боль­ше вни­ма­ния ста­ло уде­лять­ся цер­ков­ным про­по­ве­дям. Свя­щен­ни­ки про­по­ве­до­ва­ли не толь­ко в хра­мах, но и в печа­ти, в том чис­ле либеральной.
Цер­ковь заня­лась мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти за пре­де­ла­ми импе­рии — в США, Япо­нии, Китае, Иране. А чис­ло новых хра­мов и мона­сты­рей рос­ло даже быст­рее, чем в преды­ду­щие десятилетия.

В 1917 году в Рос­сии было око­ло 115 мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных (70% насе­ле­ния), 78 тысяч хра­мов и часо­вен, око­ло 120 тысяч свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов и пса­лом­щи­ков, 130 архи­ере­ев, 1253 мона­сты­ря и ски­та с 95 тыся­ча­ми мона­ше­ству­ю­щих и послуш­ни­ков, 57 духов­ных семи­на­рий и четы­ре духов­ные академии.

Но что­бы про­ти­во­сто­ять «вели­ким потря­се­ни­ям», церк­ви тре­бо­ва­лись более весо­мые пре­об­ра­зо­ва­ния, на кото­рые власть так и не реши­лась. К Фев­раль­ской рево­лю­ции РПЦ не ста­ла само­сто­я­тель­ной орга­ни­за­ци­ей и не смог­ла вос­ста­но­вить вли­я­ние на рус­ский людей и удер­жать их от революции.


Рекомендуемая литература


Читай­те так­же «Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке»

Поделиться