Джон Юз. Промышленник, основавший Донецк

Неор­ди­нар­ный пред­при­ни­ма­тель Джон Джеймс Юз оста­вил ряд вопро­сов о себе у совре­мен­ни­ков и потом­ков. То, что ино­стра­нец при­е­хал в Рос­сию и сде­лал успеш­ную карье­ру, боль­шой ред­ко­стью назвать слож­но: напри­мер, испа­нец Хосе де Рибас осно­вал Одес­су, а шот­лан­дец Карл Гас­койн — Луганск. Одна­ко боль­шин­ство ино­стран­цев при­ез­жа­ли в Рос­сию как раз пото­му, что не смог­ли состо­ять­ся у себя на родине, а в дру­гой стране перед ними откры­ва­лись новые воз­мож­но­сти. В слу­чае же с Юзом всё совсем не так: он добил­ся успе­ха в Бри­та­нии, но ком­форт­ный Лон­дон про­ме­нял на степь, где осно­вал завод и назван­ный в честь него посё­лок, поз­же пере­рос­ший в Донецк.

Поче­му Джон Юз выбрал Дон­басс, с каки­ми труд­но­стя­ми он столк­нул­ся и как бри­та­нец повли­ял на жизнь реги­о­на, рас­ска­зы­ва­ет Андрей Сарматов.


Выходец из Южного Уэльса

Джон Юз родил­ся в 1814 году в Южном Уэль­се. Бри­та­ния была пер­вой стра­ной в мире, где про­изо­шла про­мыш­лен­ная рево­лю­ция. Род­ной для Юза Мер­тир-Тидвил неза­дол­го до его рож­де­ния пре­вра­тил­ся из посёл­ка в город с шах­та­ми и заво­да­ми, а Южный Уэльс стал круп­ным про­мыш­лен­ным кра­ем, где были раз­ви­ты метал­лур­гия и добы­ча угля.

О дет­стве и юно­сти Юза извест­но немно­гое. Отец рабо­тал инже­не­ром на одном из мест­ных заво­дов, жила семья бед­но (по край­ней мере, во вре­мя дет­ства Джо­на). Юз не посе­щал ни школ, ни учи­лищ, гра­мо­ту осво­ил дома. Сра­зу после это­го Джон посту­пил к отцу на завод уче­ни­ком литей­щи­ка. В неко­то­рых источ­ни­ках утвер­жда­ет­ся, что в дет­стве он неко­то­рое вре­мя про­ра­бо­тал в шах­те, в те вре­ме­на дет­ский труд ещё ничем не ограничивался.

Вско­ре Юз овла­дел спе­ци­аль­но­стя­ми литей­щи­ка, ста­ле­ва­ра и про­кат­чи­ка. В 28 лет он при­об­рёл судо­стро­и­тель­ную верфь в Нью­пор­те, а в 36 — судо­стро­и­тель­ный завод в том же горо­де. Завод Юза про­из­во­дил цепи, яко­ря, ору­дия и бро­ню для кораб­лей. Посколь­ку бри­тан­ский флот в то вре­мя пере­во­ору­жал­ся, новых зака­зов было достаточно.

Джон Юз

Тогда же, в 1840‑е годы, Юз женил­ся на Эли­за­бет Лью­ис. В бра­ке роди­лось семь детей: пять сыно­вей и две доче­ри. В целом брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, супру­ги про­жи­ли вме­сте более 30 лет до смер­ти Эли­за­бет в 1880 году.

В 1850‑е годы биз­нес Юза слил­ся с Мил­лу­олл­ским желе­зо­про­кат­ным заво­дом из Лон­до­на. Джон вошёл в совет дирек­то­ров, а с 1860-го стал гене­раль­ным дирек­то­ром. Здесь он усо­вер­шен­ство­вал лафе­ты для даль­но­бой­ных ору­дий, мно­го вни­ма­ния уде­лял повы­ше­нию проч­но­сти выпус­ка­е­мой ста­ли. Имен­но этим Юз вско­ре заин­те­ре­со­вал рос­сий­ских чинов­ни­ков, кото­рые иска­ли в Запад­ной Евро­пе сталь для кораб­лей и фор­тов. В ходе испы­та­ний они при­шли к выво­ду, что наи­бо­лее проч­ная сталь выпус­ка­ет­ся на Мил­лу­олл­ском заво­де. Так Юз полу­чил пер­вый заказ от рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства на про­из­вод­ство ста­ли для крон­штадт­ско­го фор­та «Кон­стан­тин».

Заказ был успеш­но выпол­нен. Тогда же Юз впер­вые побы­вал в Петер­бур­ге, где чинов­ни­ки рас­ска­за­ли ему о том, что уже несколь­ко лет пра­ви­тель­ство пла­ни­ру­ет осно­вать круп­ный метал­лур­ги­че­ский завод на юге стра­ны, в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от Чёр­но­го и Азов­ско­го морей.


Джон Юз в Донбассе

О бога­тых зале­жах угля в Дон­бас­се было извест­но ещё с пет­ров­ских вре­мён. С кон­ца XVIII века суще­ство­вал Луган­ский завод, выпол­няв­ший зака­зы для армии, но всех нужд он не покры­вал. Уголь добы­ва­ли в крайне огра­ни­чен­ных мас­шта­бах, в основ­ном в рай­оне горо­дов Лиси­чанск и Гру­шев­ка (ныне Шах­ты). В 1840‑е годы по при­ка­зу ново­рос­сий­ско­го гене­рал-губер­на­то­ра гра­фа Миха­и­ла Ворон­цо­ва появи­лось несколь­ко шахт и на бере­гах Каль­ми­уса в рай­оне села Алек­сан­дров­ка Бахмут­ско­го уез­да, одна­ко они были убыточными.

Ино­стран­цы удив­ля­лись тому, что рос­сий­ское пра­ви­тель­ство не в состо­я­нии рас­по­ря­дить­ся с поль­зой огром­ны­ми ресур­са­ми, кото­ры­ми обла­да­ет. В 1869 году англи­ча­нин Гер­берт Бар­ри писал:

«Совер­шен­но не укла­ды­ва­ет­ся в голо­ве, что, несмот­ря на всё богат­ство углём и желе­зом, эта импе­рия столь зави­сит от импор­та… Мож­но ли пове­рить, что мы живём в XIX веке, когда, путе­ше­ствуя по доро­гам, окру­жён­ным углём и желе­зом, встре­ча­ешь повоз­ки, гру­жён­ные маши­на­ми, кото­рые едут из-за гра­ни­цы! Даже на желез­ной доро­ге, соеди­ня­ю­щей уголь­ные поля Гру­шев­ки с Азов­ским морем, лежат рель­сы англий­ско­го производства!»

По-ново­му посмот­реть на исполь­зо­ва­ние ресур­сов донец­ких сте­пей заста­ви­ло пора­же­ние в Крым­ской войне.

В 1866 году князь Сер­гей Кочу­бей полу­чил от пра­ви­тель­ства кон­цес­сию на стро­и­тель­ство заво­да, одна­ко необ­хо­ди­мо­го опы­та он не имел и не смог най­ти инве­сто­ров для это­го про­ек­та. Вре­мя шло, а стро­и­тель­ство заво­да не было начато.

Юза заин­те­ре­со­ва­ла воз­мож­ность осно­вать в Дон­бас­се метал­лур­ги­че­ский завод. Он подроб­но озна­ко­мил­ся с рабо­та­ми, в кото­рых опи­сы­ва­лось состо­я­ние ресур­сов края, и в 1869 году выку­пил у Кочу­бея кон­цес­сию за 24 тысяч фун­тов стерлингов.

Джон Юз тща­тель­но выби­рал место для стро­и­тель­ства заво­да и оста­но­вил­ся на окрест­но­стях села Алек­сан­дров­ка, где уже добы­ва­ли уголь. Кро­ме того, бли­зость реки Каль­ми­ус поз­во­ля­ла решить про­бле­му с водой, необ­хо­ди­мой для заво­да. Подоб­но­го мне­ния при­дер­жи­ва­лись и неко­то­рые рос­сий­ские спе­ци­а­ли­сты. Так, гор­ный инже­нер Апол­лон Меви­ус писал:

«Село Алек­сан­дров­ка… Завод может быть постав­лен не далее 1 вер­сты от уголь­ной копи и, неза­ви­си­мо от 3 пла­стов мест­ных руд, может быть дёше­во снаб­жа­ем руда­ми с юга и с севе­ра… Село очень зна­чи­тель­но и удоб­но для пер­во­на­чаль­но­го раз­ме­ще­ния рабо­чих. Кро­ме того, на пер­вое вре­мя вме­сто заклад­ки сво­ей соб­ствен­ной копи завод может снаб­жать­ся углём от арен­да­то­ра кня­зя Ливе­на — куп­ца Ива­но­ва по цене умеренной».

В апре­ле 1869 года Юз заклю­чил с коми­те­том мини­стров «Дого­вор на обра­зо­ва­ние Ново­рос­сий­ско­го обще­ства камен­но­уголь­но­го, желез­но­го и рель­со­во­го про­из­водств и обще­ства желез­но­до­рож­ной вет­ки от Харь­ков­ско-Азов­ской линии». Фак­ти­че­ским гла­вой «Ново­рос­сий­ско­го обще­ства» стал Юз, кро­ме него туда вошли его сорат­ни­ки, англий­ские инже­не­ры и промышленники.

Всё необ­хо­ди­мое для стро­и­тель­ства заво­да обо­ру­до­ва­ние и спе­ци­а­ли­стов Юз при­вёз с собой из Вели­ко­бри­та­нии на вось­ми кораб­лях. По усло­ви­ям заклю­чён­но­го с рос­сий­ским пра­ви­тель­ством кон­трак­та, про­из­вод­ство чугу­на долж­но было начать­ся уже через девять меся­цев после даты под­пи­са­ния. В сро­ки уло­жить­ся не уда­лось. Лишь в апре­ле 1871 года была соору­же­на домен­ная печь, одна­ко вско­ре выяс­ни­лось, что она постро­е­на с ошиб­ка­ми и пол­но­цен­но про­из­во­дить чугун в ней невоз­мож­но. Печь пере­стро­и­ли, на что ушло ещё несколь­ко меся­цев. В янва­ре 1872 года, спу­стя 2,5 года после заклю­че­ния кон­трак­та, домен­ная печь была гото­ва и нача­лась регу­ляр­ная выплав­ка чугу­на. Со сле­ду­ю­ще­го года завод нала­дил про­из­вод­ство желе­за и про­кат рельсов.

В пись­ме мор­ско­му мини­стру вели­ко­му кня­зю Кон­стан­ти­ну Нико­ла­е­ви­чу Юз так докла­ды­вал о ходе работ:

«Кир­пич­ный фун­да­мент под воз­ду­хо­дув­ную маши­ну почти окон­чен, три кот­ла для этой маши­ны, кото­рые я впо­след­ствии из-за боль­ших раз­ме­ров, при­слал из Англии в разо­бран­ном виде — собра­ны и склё­па­ны на местах и гото­вы к устрой­ству. <…> Я воз­об­но­вил раз­ра­бот­ку в уголь­ной шах­те № 1, кото­рая была пер­во­на­чаль­но выра­ба­ты­ва­е­ма кня­зем Ливе­ном и затем остав­ле­на вслед­ствие пред­по­ла­га­е­мо­го исто­ще­ния. Насколь­ко поз­во­ли­ли обсто­я­тель­ства, я при­ме­нил к ней англий­скую систе­му раз­ра­бот­ки, я про­тя­нул внут­ри руд­ни­ка узко­ко­лей­ную желез­ную доро­гу для более удоб­но­го под­во­за угля. Такое устрой­ство, насколь­ко мне извест­но, впер­вые при­ме­ня­ет­ся в этой части южной России».

Ших­то­вый про­лёт на Юзов­ском заводе

Нача­тое с таким тру­дом про­из­вод­ство быст­ро рос­ло. В 1871 году у Юза рабо­та­ло 450 чело­век, через три года их ста­ло уже 1806, а спу­стя ещё несколь­ко лет на Юзов­ском заво­де тру­ди­лись уже 2,5 тыся­чи рабо­чих. После того как в 1876 году заду­ли вто­рую домен­ную печь, выплав­ка чугу­на достиг­ла мил­ли­о­на пудов в год, что ста­ви­ло завод на пер­вое место в Рос­сии по это­му пока­за­те­лю. Со вре­ме­нем про­из­вод­ство толь­ко рос­ло и к 1890 году достиг­ло пяти мил­ли­о­нов пудов в год.

С 1879 года на Юзов­ском заво­де нача­ли изго­тав­ли­вать сталь. Боль­шим дости­же­ни­ем запуск про­из­вод­ства огне­упор­но­го кир­пи­ча, посколь­ку ранее его при­хо­ди­лось при­во­зить из Британии.

Загру­зоч­ная пло­щад­ка домен­ной печи на Юзов­ском заводе

Рядом с заво­дом воз­ник быст­ро рас­ту­щий посё­лок, кото­рый рабо­чие в честь осно­ва­те­ля назва­ли Юзов­кой. В 1875 году член сове­та мини­стра госу­дар­ствен­ных иму­ществ Вла­ди­мир Исла­вин, посе­тив­ший посё­лок с инспек­ци­ей, писал:

«Для сте­пи дра­го­цен­но ещё и то, что там, где четы­ре года тому назад рос один толь­ко бурьян, воз­ник­ло двух­ты­сяч­ное посе­ле­ние, при­няв­шее уже вид город­ка, с база­ром каж­дое вос­кре­се­нье, с суров­ски­ми, бака­лей­ны­ми и дру­ги­ми лав­ка­ми, где това­ры про­да­ют­ся по так­се не выше харь­ков­ских цен; с англий­ской гости­ни­цей, фран­цуз­ской Buvette (буфет), немец­ким Bierhaus (пив­ная) и неиз­беж­ным рус­ским питей­ным домом; с боль­ни­цею на 12 кро­ва­тей (и 24 в слу­чае надоб­но­сти), апте­кой, док­то­ром, фельд­ше­ром и все­ми необ­хо­ди­мы­ми инстру­мен­та­ми и при­па­са­ми. Если при­ба­вить к это­му, что для содер­жа­ния поряд­ка посто­ян­но пре­бы­ва­ет в Юзов­ке поли­цей­ский офи­цер с коман­дою из трёх рядо­вых и что из слу­жа­щих при заво­де устро­ен сани­тар­ный коми­тет, кое­го каж­дый член обя­зан осмат­ри­вать по сво­е­му око­лод­ку хлеб и про­чие съест­ные при­па­сы, то нель­зя не при­знать, что в Юзов­ке жизнь и дело идут рука об руку и что там собра­ны все эле­мен­ты для даль­ней­ше­го раз­ви­тия и успеха».

В 1888 году Юзов­ку посе­тил Дмит­рий Мен­де­ле­ев, оста­вив­ший о ней такое впечатление:

«Недав­няя пусты­ня ожи­ла, резуль­тат оче­ви­ден, успех пол­ный, воз­мож­ность дока­за­на делом».

В те вре­ме­на ста­тус горо­да име­ли даже посе­ле­ния чис­лен­но­стью в три-четы­ре тыся­чи чело­век. Юзов­ка пре­вы­си­ла этот рубеж, но офи­ци­аль­но горо­дом не счи­та­лась, а зна­чит, и город­ско­го само­управ­ле­ния в ней тоже не было. Власть в посёл­ке фак­ти­че­ски нахо­ди­лась в руках Юза, кото­рый рас­по­ря­жал­ся на своё усмот­ре­ние. Он про­ло­жил желез­но­до­рож­ную ветвь, свя­зав­шую завод с Харь­ко­вом, кото­рая полу­чи­ла назва­ние Кон­стан­ти­нов­ской желез­ной доро­ги. Теперь всё необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние на завод достав­ля­ли не повоз­ки с вола­ми, как рань­ше, а поезда.

Юзов­ский метал­лур­ги­че­ский завод в нача­ле XX века

У мно­гих может воз­ник­нуть вопрос: поче­му Джон Юз, состо­яв­шись как успеш­ный про­мыш­лен­ник у себя на родине, про­ме­нял ком­форт­ный Лон­дон на донец­кую степь — абсо­лют­но чужой и неиз­вест­ный для него край. Оче­вид­но, что в день­гах Юз не нуж­дал­ся, к тому же завод при­нёс при­быль лишь 2,5 года спу­стя после нача­ла строительства.

Воз­мож­но, что на новом месте Юз наде­ял­ся зара­бо­тать гораз­до боль­ше, чем в Лон­доне, но ника­кой гаран­тии это­го не было. Когда в 1871 году выяви­ли, что домен­ная печь постро­е­на с серьёз­ны­ми ошиб­ка­ми, в пра­ви­тель­стве мно­гие при­зы­ва­ли закрыть убы­точ­ный завод. Юз пере­убе­дил чинов­ни­ков. Под­лин­ные моти­вы реше­ния про­мыш­лен­ни­ка извест­ны толь­ко ему само­му, но вполне воз­мож­но, что он руко­вод­ство­вал­ся прин­ци­пом: «Луч­ше быть пер­вым в деревне, чем вто­рым в Риме».


Юз в жизни, смерть и память

О том, каким Юз был в жиз­ни, мож­но встре­тить про­ти­во­ре­чи­вые мне­ния. Одни источ­ни­ки изоб­ра­жа­ют про­мыш­лен­ни­ка как типич­но­го капи­та­ли­ста, кото­рый думал лишь о при­бы­ли и уве­ли­че­нии про­из­вод­ства и не уде­лял вни­ма­ния инте­ре­сам рабо­чих. Дру­гие же, напро­тив, счи­та­ют, что к рабо­чим про­мыш­лен­ник отно­сил­ся хоро­шо. Оче­вид­но, здесь боль­шую роль игра­ет то, кто даёт харак­те­ри­сти­ку. Напри­мер, для сто­рон­ни­ка марк­сиз­ма капи­та­лист в прин­ци­пе не может быть хоро­шим, а если у него и есть весо­мые дости­же­ния, то всё это за счёт экс­плу­а­та­ции рабочих.

Юзов­ка в нача­ле XX века

Пуб­ли­цист Павел Сурож­ский, посе­тив­ший Юзов­ку в 1913 году, мно­го рас­спра­ши­вал ста­ро­жи­лов об осно­ва­те­ле горо­да и дал такой его портрет:

«Жизнь на заво­де вна­ча­ле, при ста­ри­ке Юзе, была про­стая, пат­ри­ар­халь­ная. Сам Юз, чело­век про­стой, рабо­чий, любил про­сто­ту, жил в малень­ком доми­ке, нисколь­ко не похо­жем на то вели­ко­леп­ное палац­цо, в кото­ром живёт в насто­я­щее вре­мя дирек­тор заво­да. И отно­ше­ния к рабо­чим были про­стые, доб­ро­сер­деч­ные. Сре­ди рабо­чих было мно­го англи­чан. Жили друж­но, общей коло­ни­ей. Сре­ди раз­вле­че­ний, какие устра­и­вал Юз для сво­их слу­жа­щих, были, меж­ду про­чим, скач­ки, соби­рав­шие в Юзов­ку мно­же­ство люби­те­лей ска­ко­во­го спор­та. Потом, после смер­ти ста­ри­ка Юза, при сыно­вьях, нача­лись дру­гие поряд­ки, ста­ло стро­же, хуже».

Юз управ­лял заво­дом и горо­дом до сво­их послед­них дней. Он умер в июне 1889 года во вре­мя поезд­ки в Петер­бург, похо­ро­нен в Лон­доне. Руко­вод­ство Юзов­ско­го заво­да пере­шло в руки сыно­вей. Они про­дол­жи­ли дело отца, но в 1903 году про­да­ли завод и вер­ну­лись в Британию.

Памят­ник Джо­ну Юзу в Донецке

Юзов­ка носи­ла имя осно­ва­те­ля до 1924 года. Тогда её пере­име­но­ва­ли сна­ча­ла в Ста­лин, а с кон­ца 1920‑х — в Ста­ли­но. Инте­рес­но, что в 1920‑е годы офи­ци­аль­но заяв­ля­лось, что это пере­име­но­ва­ние не в честь Иоси­фа Вис­са­ри­о­но­ви­ча, а в честь про­из­во­дя­щей­ся в горо­де ста­ли. Назва­ние про­дер­жа­лось 37 лет. Нако­нец, в 1961 году город полу­чил нынеш­нее назва­ние — Донецк. Тогдаш­ний ген­сек, Ники­та Хру­щёв, был един­ствен­ным из совет­ских лиде­ров, кто знал о жиз­ни рабо­чих не из книг или газет. В 1909 году он, тогда 15-лет­ний парень, при­был на одну из шахт Юзов­ки и про­ра­бо­тал там несколь­ко лет слесарем.

Дол­гое вре­мя роль Джо­на Юза в раз­ви­тии про­мыш­лен­но­сти Дон­бас­са умал­чи­ва­лась. Как уже упо­ми­на­лось, не мог ино­стран­ный капи­та­лист быть поло­жи­тель­ным пер­со­на­жем при совет­ском строе. Поэто­му пер­вый памят­ник Юзу был постав­лен в Донец­ке лишь в 2001 году.


Читай­те также: 

Фото­гра­фии Юзов­ки. Как выгля­дел Донецк в нача­ле XX века

Донец­ко-Кри­во­рож­ская совет­ская рес­пуб­ли­ка

Доб­рый Шубин — хозя­ин под­зе­ме­лий Дон­бас­са

Поделиться