Что делать, если с при­лав­ков про­па­дут люби­мый отте­нок пома­ды и про­ве­рен­ная под­вод­ка для глаз, а пред­ме­ты жен­ской гиги­е­ны ста­нут непоз­во­ли­тель­ной рос­ко­шью? Как мыть воло­сы без шам­пу­ня, хоро­шо пах­нуть без дез­одо­ран­та, чистить зубы без зуб­ной пасты?

При­дёт­ся учить­ся у стар­ше­го поко­ле­ния — запа­сай­тесь спич­ка­ми, трой­ным оде­ко­ло­ном, берё­зо­вым углём и ста­ры­ми наво­лоч­ка­ми. Будем наде­ять­ся, что див­ный новый мир не лишит нас удоб­ной совре­мен­ной кос­ме­ти­ки. Но даже если это слу­чит­ся — сме­кал­ка совет­ских граж­да­нок помо­жет сохра­нить тело в чисто­те, а лицо и ног­ти — в цвете.


Социализм и вши: у истоков советской парфюмерно-косметической промышленности

В моло­дом совет­ском госу­дар­стве борь­ба за чисто­ту ста­ла наци­о­наль­ной иде­ей. Пона­ча­лу гиги­е­ни­че­ский лик­без сре­ди насе­ле­ния про­во­ди­ли из-за вол­ны эпи­де­мий — в первую оче­редь холе­ры и сып­но­го тифа, — воз­ник­шей в годы Граж­дан­ской вой­ны. Борь­ба с тифом шла осо­бен­но тяже­ло: забо­ле­ва­ние пере­но­си­ли вши, доса­ждав­шие горо­жа­нам, жите­лям дере­вень и сол­да­там на пере­до­вой. Ката­стро­фи­че­ские мас­шта­бы «вши­вой» эпи­де­мии при­знал даже Ленин, кото­рый на VII Все­рос­сий­ском съез­де Сове­тов в 1919 году заявил: «Или вши побе­дят соци­а­лизм, или соци­а­лизм побе­дит вшей!» Для побе­ды над куса­чи­ми насе­ко­мы­ми госу­дар­ство при­зы­ва­ло граж­дан как мож­но чаще мыть руки. Мыть­ся цели­ком сове­то­ва­ли мини­мум два раза в месяц. При этом мыло было в боль­шом дефиците.

Реклам­ный пла­кат мыла «Букет моей бабуш­ки». 1928 год

В реше­нии «мыль­ной» про­бле­мы помог­ли две кос­ме­ти­че­ские фаб­ри­ки, постро­ен­ные ещё до рево­лю­ции: «А. Рал­ле и Ко», откры­тая в 1843 году мос­ков­ским куп­цом Аль­фон­сом Рол­ле, и «Бро­кар и Ко», осно­ван­ная Ген­ри­хом Бро­ка­ром в 1864 году. При боль­ше­ви­ках пред­при­я­тия были наци­о­на­ли­зи­ро­ва­ны, полу­чив новые назва­ния — «Госу­дар­ствен­ный мыло­ва­рен­ный завод № 4» и «Замоск­во­рец­кий пар­фю­мер­но-мыло­ва­рен­ный ком­би­нат № 5».

Пер­вое вре­мя фаб­ри­ки выпус­ка­ли толь­ко мыло. Несмот­ря на боль­шие объ­ё­мы про­из­вод­ства, его ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ло на фрон­те и в быту. В дерев­нях для мытья рук селяне часто исполь­зо­ва­ли гли­ну или песок. В горо­де ситу­а­ция обсто­я­ла не луч­ше. Изве­стен анек­дот того вре­ме­ни, где сосед в ком­му­наль­ной квар­ти­ре под­гля­ды­ва­ет за девуш­кой в ван­ной лишь для того, что­бы узнать, не его ли мылом та моет­ся. Кро­ме того, в пере­пол­нен­ных ком­му­нал­ках люди часто сели­лись даже в ван­ные ком­на­ты — в ито­ге боль­шин­ство квар­ти­ран­тов лиша­лись воз­мож­но­сти освежиться.

Не хва­та­ло и город­ских бань. В кни­ге «Муж­чи­на и жен­щи­на. Тело, мода, куль­ту­ра» исто­рик Ната­лья Леби­на рас­ска­зы­ва­ет: в попу­ляр­ной лите­ра­ту­ре 1920‑х часто встре­ча­лись ста­тьи в духе «Как быть чистым без бани». Про­фес­сор Васи­лий Каш­ка­да­мов со стра­ниц жур­на­ла «Гиги­е­на и здо­ро­вье рабо­чей семьи» за 1923 год пред­ла­гал как мож­но чаще менять бельё, что­бы добить­ся тако­го эффекта.

Пла­кат «Обти­рай­ся по утрам влаж­ным поло­тен­цем». Изда­тель­ство Мос­здрав­от­де­ла. 1927 год

В пери­од НЭПа «мыль­ные» про­из­вод­ства рас­ши­ри­ли ассор­ти­мент. В про­да­же появи­лись зуб­ные щёт­ки, зуб­ной поро­шок и даже зуб­ная пас­та. Поро­шок бра­ли чаще — баноч­ка «Осо­бо­го» сто­и­ла на поря­док дешев­ле немец­ко­го «Хло­ро­дон­та». Ушли в про­шлое без­ли­кие назва­ния кос­ме­ти­че­ских про­из­водств: быв­шая фаб­ри­ка Рал­ле теперь назы­ва­лась «Сво­бо­да», а про­из­вод­ство Бро­ка­ра ста­ло «Новой зарёй».

Зуб­ной поро­шок «ТЭЖЭ»

Куль­ту­ру чисто­ты внед­ря­ли через про­па­ган­ду гиги­е­ны и сани­тар­ное про­све­ще­ние. Появи­лось мно­го пла­ка­тов, посвя­щён­ных ухо­ду за телом. Изоб­ра­же­ния улы­ба­ю­щих­ся рабо­чих сопро­вож­да­лись бой­ки­ми стихами:

«Куль­тур­ная привычка,
при­об­ре­ти её —
Ходи еже­не­дель­но в баню
и меняй бельё».

«Зубы
чисть дважды,
каж­дое утро
и вечер каждый».

(Вла­ди­мир Маяковский)

Неиз­вест­ный худож­ник. Пла­кат со сти­ха­ми Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го. 1920‑е годы

Чист­ке зубов в сани­тар­но-про­све­ти­тель­ской рабо­те уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние. В кни­ге «За ново­го чело­ве­ка» (1928) Миха­ил Рафа­ил заяв­ля­ет, что зуб­ная щёт­ка нуж­на каж­до­му рабо­че­му, так как этот пред­мет «в усло­ви­ях про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры — один из эле­мен­тов куль­ту­ры». Пра­виль­но ею поль­зо­вать­ся учи­ли сред­ства печа­ти. Так, в «Смене» (№ 19, 1924) вышла боль­шая ста­тья «Чистишь ли ты зубы?», где подроб­но раз­би­ра­лась тех­ни­ка ухо­да за поло­стью рта.

Были и те, кто счи­тал забо­ту о здо­ро­вье уде­лом мещан и бур­жу­ев. В одном из выпус­ков «Сме­ны» (№ 7, 1927) был напе­ча­тан рас­сказ «Зуб­ная щёт­ка млад­ше­го бра­та», где щёт­ка ста­ла при­чи­ной конфликта:

«…Илюш­ка обти­рал­ся губ­кой, намо­чен­ной в холод­ной воде, а со сто­ли­ка ехид­но улы­ба­лась новень­кая зуб­ная щётка.
— Что за мел­ко­бур­жу­аз­ные… фоку­сы! А ещё пио­нер. Моя сме­на. Раз­не­жил­ся. Тьфу!
— Сме­на долж­на быть здоровой…
— Дурак, для здо­ро­вья нель­зя про­да­вать своё досто­ин­ство. У меня само­го тубер­ку­лёз. <…> Ты ещё мани­кюр себе сделай».

Несмот­ря на то что у пра­вил лич­ной гиги­е­ны нахо­ди­лись про­тив­ни­ки, щёток на всех не хва­та­ло. Исто­рик Илья Сидор­чук опи­сал реаль­ную ситу­а­цию 20‑х годов, когда моло­дые люди из мос­ков­ско­го обще­жи­тия дели­ли зуб­ную щёт­ку на 11 чело­век. Что, по их мне­нию, «сви­де­тель­ству­ет не в поль­зу рус­ской рабо­чей моло­дё­жи». О нехват­ке пред­ме­тов гиги­е­ны гово­рит и реко­мен­да­ция из кни­ги «Как пио­не­ру помочь оздо­ров­ле­нию дерев­ни» (1928) Скляр­чи­ка. При отсут­ствии зуб­но­го порош­ка или щёт­ки автор сове­ту­ет «нате­реть палец мылом и чистить паль­цем или нато­лочь мел­ко мелу или берё­зо­во­го угля, мок­рым паль­цем набрать это­го порош­ка и чистить им зубы».


Выплюнутый поцелуй и грязные ноги

В 20‑е годы духи, пуд­ра и пома­да счи­та­лись эле­мен­та­ми бур­жу­аз­но­го или нэп­ман­ско­го быта. Одна­ко фаб­ри­ки всё рав­но выпус­ка­ли деко­ра­тив­ную кос­ме­ти­ку, несмот­ря на обще­ствен­ное пори­ца­ние «под­ма­лё­ван­ной кра­со­ты». За зага­доч­ной аббре­ви­а­ту­рой ТЭЖЭ — Трест «Жир­кость», — появив­шей­ся на эти­кет­ках кос­ме­ти­ки «Новая заря», скры­ва­лись души­стые мыла в кра­си­вых обёрт­ках, изящ­ные фла­ко­ны духов и воз­душ­ная пудра.

О поце­лу­ях с напуд­рен­ной дамоч­кой с пре­не­бре­же­ни­ем пишет некий док­тор Эль­бе в кни­ге «Кра­со­та жен­щи­ны и быт» (1927).

«Ощу­ще­ние сала на губах от пома­ды при­пуд­ри­ва­ет­ся „мато­вым цве­том“ от щёк, и к тесто­об­раз­но­му вку­су раз­жё­ван­но­го цвет­но­го каран­да­ша при­со­еди­ня­ет­ся непре­одо­ли­мое жела­ние… выплю­нуть поцелуй».

«Чисто­та — луч­шая кра­со­та» — гла­сил совет­ский лозунг. Накра­шен­ное лицо счи­та­ли при­зна­ком мещан­ства, бур­жу­аз­но­сти и, как ни стран­но, неряш­ли­во­сти. Тот же док­тор Эль­бе рассказывает:

«При­хо­дит [к вра­чу] жен­щи­на за лечеб­ным сове­том. Воло­сы у ней зави­ты, губы напо­ма­же­ны, сама она напуд­ре­на, пла­ток духа­ми наду­шен, но как нач­нёт она раз­де­вать­ся, да как потя­нет от неё тяжё­лым запа­хом пот­но­го, немы­то­го тела. <…> Врач по сво­им сооб­ра­же­ни­ям про­сит её раз­деть ботин­ки и чул­ки. Тут-то и ска­зы­ва­ет­ся под­го­тов­ка: грудь вымы­та, а ноги гряз­ные… И вста­ёт вопрос: не пото­му ли мно­гие прыс­ка­ют­ся духа­ми, что­бы лег­че отши­бить непри­ят­ный запах?»

Облож­ка жур­на­ла «Сме­на» № 4, 1928 год

В налё­те пуд­ры на жен­ском лице виде­ли при­знак лег­ко­мыс­лия и необ­ра­зо­ван­но­сти. Так, в кни­ге Рафа­и­ла «За ново­го чело­ве­ка» (1928) ком­со­мол­ки жалу­ют­ся на напуд­рен­ных товарок:

«В 36‑й ячей­ке есть груп­па дев­чат, кото­рые обиль­но упо­треб­ля­ют про­дук­цию ТЭЖЭ. <…> Дев­ча­та, упо­треб­ля­ю­щие крас­ку и укра­ше­ния, самые отста­лые в нашей ячей­ке. Ничем они не инте­ре­су­ют­ся, кро­ме тан­цев и раз­го­во­ров о „нём“, ста­ра­ют­ся все­ми прав­да­ми и неправ­да­ми сбе­жать с собра­ний, не жела­ют работать» .

В то же вре­мя в ста­тье «Бунт ком­со­мо­лок», опуб­ли­ко­ван­ной в «Смене» (№ 3, 1927), созна­тель­ные барыш­ни сету­ют, что рас­пу­щен­ность «нама­зан­ных» девиц поощ­ря­ет­ся вни­ма­ни­ем мужчин:

«Посмот­ри­те, на ком боль­ше все­го женят­ся, с кем боль­ше все­го про­во­дит досуг ком­со­мо­лец и что обид­нее все­го, акти­вист: с накра­шен­ны­ми дев­ча­та­ми, зача­стую чуж­ды­ми его взгля­дам на жизнь».

Пуд­ра «Любит не любит» про­из­вод­ства ТЭЖЭ. 1920‑е годы

Кос­ме­ти­ка и пар­фю­ме­рия поль­зо­ва­лись боль­шим спро­сом. В совет­ских газе­тах 20‑х годов мель­ка­ла рекла­ма кос­ме­ти­ки «Имша» и сред­ства «Адон» для уни­что­же­ния угрей. Но не все мог­ли поз­во­лить себе фаб­рич­ные сред­ства. Наход­чи­вые девуш­ки при­ме­ня­ли зуб­ной поро­шок вме­сто пуд­ры — он при­ят­но охла­ждал кожу и под­су­ши­вал вос­па­ле­ния. В одном из номе­ров «Сме­ны» (№ 16, 1925) чита­те­лям, кото­рые не мог­ли поз­во­лить себе «Адон», пред­ла­га­ли «выдав­ли­вать саль­ные проб­ки и обмы­вать лицо горя­чей водой с ихтио­ло­вым или сер­ным мылом». Тем же сред­ством мыли и воло­сы — шам­пу­ней в стране ещё не было.

«Сме­на» реко­мен­ду­ет инте­рес­ный спо­соб борь­бы с облы­се­ни­ем — боль­ше отды­хать. По мне­нию авто­ров, «облы­се­ние явля­ет­ся резуль­та­том как моз­го­вой рабо­ты, так и непра­виль­но­го обра­за жиз­ни, недо­ста­точ­но­го сна. При умствен­ной рабо­те сосу­ды моз­га рас­ши­ря­ют­ся и отни­ма­ют зна­чи­тель­ную часть кро­ви от кожи голо­вы». Совет при­го­дит­ся и сей­час — стресс дей­стви­тель­но может при­ве­сти к поте­ре волос.

Сто­ит упо­мя­нуть ещё одну гиги­е­ни­че­скую реко­мен­да­цию, её мно­гие вспом­нят по пла­ка­ту «Поза­бо­ти­лась ли ты о гру­дях?». Жен­щин при­зы­ва­ли регу­ляр­но обмы­вать грудь холод­ной водой, «зака­ляя сос­ки». Такое зака­ли­ва­ние не дава­ло появить­ся тре­щи­нам на сос­ках при корм­ле­нии и, как след­ствие, убе­ре­га­ло от масти­та — вос­па­ле­ния молоч­ных желёз. Вопро­сы жен­ско­го здо­ро­вья часто осве­ща­ли в прес­се 20–30‑х годов, но инфор­ма­цию пода­ва­ли ску­по, сухим меди­цин­ским язы­ком. За допол­ни­тель­ны­ми све­де­ни­я­ми сове­то­ва­ли идти к врачу.

Пла­кат «Поза­бо­ти­лась ли ты о гру­дях» (1930). Худож­ник П. Бехметьев

Ароматное десятилетие

В 30‑х годах про­из­вод­ство кос­ме­ти­ки и пар­фю­ме­рии замет­но рас­ши­ри­лось. Это­му зна­чи­тель­но помог­ла супру­га Вяче­сла­ва Моло­то­ва Поли­на Жем­чу­жи­на. Она счи­та­ла, что жен­щи­на долж­на сле­дить за собой, в том чис­ле за лицом, телом, воло­са­ми и ног­тя­ми. Как руко­во­ди­тель ТЭЖЭ с 1932 по 1936 год, Жем­чу­жи­на ста­ра­лась сде­лать деко­ра­тив­ную кос­ме­ти­ку доступ­ной для всех. Несколь­ко лет фаб­ри­ка рабо­та­ла в убы­ток, зато пуд­ры и пома­ды теперь мог­ли поз­во­лить себе даже небо­га­тые девуш­ки. Из народ­но­го фольклора:

«На гла­зах ТЭЖЭ,
На щеках ТЭЖЭ,
На губах ТЭЖЭ,
А цело­вать где же?»

Рекла­ма мага­зи­на ТЭЖЭ в Москве. 1930‑е годы

«Работ­ни­ца» и дру­гие совет­ские жур­на­лы для жен­щин нача­ли писать о зна­чи­мо­сти кос­ме­ти­ки в повсе­днев­ной жиз­ни. Ната­лья Леби­на при­во­дит в при­мер выдерж­ку из ста­тьи «Куль­ту­ра и кра­со­та», опуб­ли­ко­ван­ной «Работ­ни­це» (№ 7, 1936). Там рас­ска­зы­ва­лось об откры­тии в зда­нии гости­ни­цы «Москва» образ­цо­во­го пар­фю­мер­но­го мага­зи­на, при кото­ром рабо­тал кос­ме­ти­че­ский каби­нет. Одной из попу­ляр­ней­ших про­це­дур стал мани­кюр с мас­са­жем рук. Лак для ног­тей в то вре­мя уже был — в 30‑х его нача­ла выпус­кать фаб­ри­ка «Север­ное сияние».

Веду­щий спе­ци­а­лист каби­не­та, эми­грант­ка из Австрии, заяви­ла кор­ре­спон­ден­ту «Работ­ни­цы»: «Мне при­шлось мно­го­му удив­лять­ся — ока­зы­ва­ет­ся, есть жен­щи­ны, кото­рые счи­та­ют постыд­ным уха­жи­вать за сво­им лицом и телом…» А затем под­черк­ну­ла: «Всё, чем рас­по­ла­га­ет куль­ту­ра, долж­но стать досто­я­ни­ем масс». Вопре­ки бла­го­род­но­му при­зы­ву кос­ме­то­ло­га, услу­ги таких каби­не­тов оста­ва­лись доступ­ны толь­ко узко­му слою совет­ской элиты.

Фото­гра­фия из жур­на­ла «Сме­на» № 3, 1935 год

30‑е годы в СССР мож­но назвать «самым аро­мат­ным» деся­ти­ле­ти­ем. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ли про­из­вод­ству эфи­ро­мас­лич­ных куль­тур. В нача­ле 30‑х в неко­то­рых учеб­ных заве­де­ни­ях даже появи­лась новая спе­ци­аль­ность — «Эфир­ные мас­ла». В Москве, Ленин­гра­де, Калу­ге откры­лись заво­ды по про­из­вод­ству син­те­ти­че­ских души­стых веществ. К 1936 году по выпус­ку пар­фю­ме­рии Совет­ский Союз обо­гнал даже Фран­цию, усту­пив толь­ко Вели­ко­бри­та­нии и США. С 1925 по 1940 год появи­лись новые совет­ские духи и оде­ко­ло­ны: «Шипр», «Белая Ночь», «Ленин­град», «Юби­лей», «Элла­да», «Ори­ган» и, конеч­но же, «Крас­ная Москва».

Несмот­ря на раз­но­об­раз­ный ассор­ти­мент, каче­ство оте­че­ствен­ной пар­фю­ме­рии устра­и­ва­ло не всех. Из фелье­то­на Нико­лая Смир­но­ва-Соколь­ско­го «Раз­го­вор чело­ве­ка с соба­кой»:

«Духи хоро­шо пах­нуть обя­за­ны. Нель­зя, что­бы духи такие были, как моя жена в ТЭЖЭ поку­па­ет. Уни­вер­саль­ные. Ими и душит­ся, ими и кло­пов травит».


Война, солидол и осколок зеркала

В воен­ное вре­мя пар­фю­мер­но-кос­ме­ти­че­ские про­из­вод­ства эва­ку­и­ро­ва­лись за Урал. Там они пере­клю­чи­лись на выпуск про­дук­ции для нужд фрон­та. Фаб­ри­ка «Сво­бо­да» про­из­во­ди­ла толь­ко мыло и зуб­ной поро­шок для армии, «Север­ное сия­ние» — гиль­зы, кор­пу­са для мин, мази для быст­ро­го зажив­ле­ния ран. «Новая заря» дела­ла спирт для меди­цин­ских нужд. Хоро­шо пах­нуть поз­во­ля­лось толь­ко избран­ным — из остат­ков эти­ло­во­го спир­та на «Новой заре» гото­ви­ли пар­фюм для выс­ше­го офи­цер­ско­го соста­ва. В 1944 году фаб­ри­ка выпу­сти­ла новые жен­ские духи с крас­но­ре­чи­вым назва­ни­ем «Жди меня».

О пома­де и пуд­ре в то вре­мя дума­ли немно­гие. Достать кусок мыла, осо­бен­но на фрон­те, было боль­шой уда­чей. Участ­ни­ца Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны Нина Деме­ше­ва вспоминает:

«Недав­но высту­паю в шко­ле, и девоч­ка зада­ёт мне вопрос: „Ска­жи­те, а какой вы кос­ме­ти­кой на пере­до­вой поль­зо­ва­лись?“ Да какая кос­ме­ти­ка тогда? Мор­ду бы поте­реть чем-нибудь, что­бы гла­за от гря­зи от пота не сли­па­лись. Пом­ню, в дере­вуш­ку при­шла в одну — так бабуш­ка одна чуть не рас­пла­ка­лась, меня уви­дев, и ночью мне всё бельё пере­сти­ра­ла. А неко­то­рые нас к себе в хату и не пус­ка­ли даже из-за вшей и вони».

Кадр из филь­ма «А зори здесь тихие» (1972). Режис­сёр Ста­ни­слав Ростоцкий

Мыло, кото­рое уда­ва­лось най­ти, не все­гда годи­лось для мытья. Вете­ран фрон­та Надеж­да Гей­жа рассказывает:

«Одна­жды на рынок зашла, смот­рю, кусок мыла про­да­ют. Купи­ла — думаю, помо­юсь. Я нама­за­лась и поня­ла, что это — застыв­ший кусок соли­до­ла. При­шлось про­сить у людей тряп­ки, что­бы хоть как-то счи­стить с себя этот воню­чее жир­ное вещество».

Ника­ких послаб­ле­ний в кри­ти­че­ские дни жен­щи­ны от коман­ди­ров и одно­пол­чан не полу­ча­ли. Средств гиги­е­ны — ваты и бин­тов, кото­рые при­ме­ня­ли при месяч­ных как до, так и после вой­ны, — не хва­та­ло. В ход шла вата из ват­ни­ков, поло­тен­ца, любая ткань, что попа­да­лась под руку. Быв­шая пуле­мёт­чи­ца Нина Афа­на­сье­ва вспоминает:

«Поче­му в роте 80 наво­ло­чек недо­ста­ва­ло? Хоть и дава­ли вату и что-то ещё, но не хва­та­ло. Вот наво­лоч­ки и рвали».

Порой жен­щи­ны на фрон­те спе­ци­аль­но ста­ра­лись выгля­деть оттал­ки­ва­ю­ще. Быв­шая пар­ти­зан­ка Ната­лья Тим­чен­ко вспоминает:

«Я участ­ник пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния Кры­ма. Мне было 18 лет, и я была связ­ной, поэто­му не мог­ла при­вле­кать к себе вни­ма­ния. <…> Спе­ци­аль­но мы ходи­ли обо­рван­ны­ми, обо­дран­ны­ми и неумы­ты­ми. <…> Если кто-то из нем­цев обра­тит на тебя вни­ма­ние, то пой­ма­ют и изна­си­лу­ют или куда-то в лагерь отправят».

Кому-то вез­ло боль­ше. Луч­шие вещи полу­ча­ли поход­но-поле­вые жёны офи­це­ров или слу­жа­щие выс­ших эше­ло­нов. Осо­бое обмун­ди­ро­ва­ние было и у арти­стов воен­ных ансам­блей. Участ­ни­ца тако­го ансам­бля Нина Деме­ше­ва вспоминает:

«Где-то тро­фей­ную кос­ме­ти­ку бра­ли, где-то сами что-то при­ду­мы­ва­ли. Напри­мер, тушь для рес­ниц дела­ли так: сажу с мылом сме­ши­ва­ли. Если слё­зы потек­ли, то мыло тоже сра­зу тек­ло по лицу. <…> На ночь мог­ли накру­тить на бумаж­ки мок­рые воло­сы, а с утра тогда что-то похо­жее на куд­ри получалось».

Отдель­но сто­ит ска­зать о жен­щи­нах из испра­ви­тель­но-тру­до­вых лаге­рей. Евфро­си­ния Керс­нов­ская в кни­ге «Сколь­ко сто­ит чело­век» опи­сы­ва­ет жен­щин-заклю­чён­ных, кото­рые исполь­зо­ва­ли пуд­ру, кра­си­ли гла­за и губы. Кос­ме­ти­ка доста­ва­лась бла­го­да­ря свя­зям с кем-то из руко­вод­ства или «воль­ны­ми». В кни­ге есть исто­рия о девуш­ке, ожи­да­ю­щей смерт­но­го при­го­во­ра. Она раду­ет­ся, запо­лу­чив завет­ный тюбик пома­ды. Прав­да, о жела­нии быть кра­си­вой здесь речь не идёт:

«Дев­чон­ка она была гор­дая. <…> Что же делать, что­бы никто [на суде] не при­нял её блед­ность, резуль­тат трёх­ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния под зем­лёй на голод­ном пай­ке, за резуль­тат вол­не­ния или, ещё хуже, стра­ха? <…> Ей в кусоч­ке мыла пере­да­ли оско­лок зер­ка­ла и губ­ную пома­ду. Как она обра­до­ва­лась! Теперь никто не поду­ма­ет, что [она] боит­ся смерти».

Евфро­си­ния Керс­нов­ская пишет об одной из заклю­чён­ных: «Стар­шая, лет пят­на­дца­ти на вид, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние уже дей­стви­тель­но испор­чен­ной дев­чон­ки… Нездо­ро­вая блед­ность, наг­лые под­ве­дён­ные гла­за, выщи­пан­ные бро­ви, завив­ка пер­ма­нент, кра­шен­ные пере­ки­сью воло­сы». Иллю­стра­ция автора

В грязь лицом: домашние рецепты красоты

С нача­ла 50‑х на стра­ни­цах жур­на­ла «Работ­ни­ца» регу­ляр­но появ­ля­лись сове­ты по ухо­ду за кожей и воло­са­ми. Несмот­ря на рост про­из­вод­ства кос­ме­ти­ки, чита­тель­ни­цам часто сове­то­ва­ли совсем дру­гие сред­ства. Мно­гие из них совре­мен­но­му чита­те­лю пока­жут­ся необыч­ны­ми и даже опас­ны­ми. Так, пиг­мент­ные пят­на пред­ла­га­лось выво­дить пер­гид­ро­лем или аптеч­ны­ми мазя­ми на осно­ве белой рту­ти, суле­мы (хло­рид рту­ти) и серы. Сухую кожу вме­сто умы­ва­ния сове­то­ва­ли про­ти­рать абри­ко­со­вым мас­лом или сви­ным салом. Жир­ную кожу реко­мен­до­ва­ли два­жды в день очи­щать водой с мылом, после чего про­ти­рать рас­тво­ром из яич­но­го бел­ка, лимон­но­го сока и вод­ки. Если не помо­га­ло — умы­вать­ся рас­тво­ром наша­тыр­но­го спир­та. Для эффек­та зага­ра сле­до­ва­ло еже­днев­но про­ти­рать лицо креп­ким насто­ем чая. Необыч­ный совет для омо­ло­же­ния кожи дает­ся в кни­ге Деме­зер и Дзю­бы «Домо­вод­ство» (1959):

«Реко­мен­ду­ет­ся бин­то­вать лицо (пред­ва­ри­тель­но сма­зав кожу жир­ным кре­мом) дву­мя-тре­мя сло­я­ми широ­ко­го бин­та так, что­бы при­под­нять отвис­шие части и при­дать пра­виль­ную фор­му ова­лу лица».

Фото 14. Фото­гра­фия из жур­на­ла «Кре­стьян­ка», № 10, 1956 год

Рас­ти­тель­ность на лице выщи­пы­ва­ли пин­це­том или освет­ля­ли — впро­чем, как и сей­час. Автор «Кни­ги для жен­щин» (1964) Мир­ка Кли­мо­ва-Фюг­не­ро­ва пред­ла­га­ет более ради­каль­ное решение:

«В неко­то­рых попу­ляр­ных бро­шюр­ках предо­сте­ре­га­ют от бри­тья, после кото­ро­го буд­то бы воло­сы рас­тут ещё боль­ше. Тем не менее я знаю мно­гих жен­щин, кото­рые регу­ляр­но бре­ют­ся (для это­го очень под­хо­дит элек­три­че­ская брит­ва) и счи­та­ют это луч­шим реше­ни­ем вопроса».

Совсем рядом автор рас­ска­жет, что совет­ской жен­щине вооб­ще не тре­бу­ют­ся осо­бые сред­ства ухо­да за кожей:

«Толь­ко очень немно­гим жен­щи­нам… с чув­стви­тель­ной кожей тре­бу­ет­ся чист­ка лица раз­ны­ми кре­ма­ми и „водич­ка­ми“. <…> Капи­та­ли­сти­че­ские фир­мы вну­ша­ли жен­щи­нам эту чув­стви­тель­ность кожи, что­бы про­дать свои доро­гие кос­ме­ти­че­ские сред­ства. Наши жен­щи­ны в боль­шин­стве слу­ча­ев не так наивны».

Для уда­ле­ния волос с тела Раи­са Фрид­ман в кни­ге «Пар­фю­ме­рия и кос­ме­ти­ка» (1968) реко­мен­ду­ет спе­ци­аль­ные кре­мы — «депи­ля­то­рии». Их состав мог быть раз­ным: напри­мер, сер­ни­стый натрий, раз­ве­дён­ный водой или спирт, сме­шан­ный со ски­пи­да­ром, йодом и касто­ро­вым маслом.

Боль­шин­ство источ­ни­ков утвер­жда­ют, что шам­пу­ни в СССР появи­лись толь­ко в нача­ле 60‑х. Одна­ко совет­ская прес­са упо­ми­на­ет о них уже в пер­вой поло­вине 50‑х. В «Работ­ни­це» (№ 4, 1952) чита­тель­ниц предо­сте­ре­га­ют от часто­го при­ме­не­ния шам­пу­ня, так как «эти сред­ства силь­но пере­су­ши­ва­ют воло­сы». Сухие воло­сы реко­мен­ду­ют мыть не чаще раза в неде­лю, жир­ные — раз в десять дней. Вопре­ки рас­хо­же­му мне­нию, хозяй­ствен­ное мыло для этих целей почти не исполь­зо­ва­ли. Чита­тель­ни­цам пред­ла­га­ли сле­ду­ю­щие методы:

«Если воло­сы жир­ные, их мож­но очи­щать от пер­хо­ти, сала и пыли про­ти­рая ват­ным там­по­ном, смо­чен­ном сме­сью спир­та и эфи­ра. При сухих воло­сах — рас­тво­ром касто­ро­во­го мас­ла в спир­те. Воло­сы луч­ше мыть мыль­ной пеной, при­го­тов­лен­ной из дет­ско­го или туа­лет­но­го мыла… При мытье щёлоч­ным хозяй­ствен­ным мылом наблю­да­ют­ся слу­чаи скле­и­ва­ния волос. Слип­ши­е­ся воло­сы при­хо­дит­ся отрезать».

Фото­гра­фия из жур­на­ла «Кре­стьян­ка», № 4, 1936 год

В кни­ге «Домо­вод­ство» (1959) при сухих воло­сах авто­ры сове­ту­ют за сут­ки до мытья вти­рать в кожу голо­вы смесь из касто­ро­во­го, вазе­ли­но­во­го масел и керо­си­на. Реко­мен­до­ва­ли так­же в тече­ние четырёх–шести недель вти­рать в кожу голо­вы сер­ную или белую ртут­ную мази «для фор­ми­ро­ва­ния новых кле­ток над­ко­жи­цы». Жир­ные воло­сы вме­сто мыла сове­то­ва­ли мыть заквас­кой из чёр­но­го хлеба.

По сло­вам Ната­лии Леби­ной, неко­то­рые жен­щи­ны и вовсе мыли воло­сы сти­раль­ным порош­ком. Об опас­но­сти таких экс­пе­ри­мен­тов чита­тель­ниц пре­ду­пре­жда­ли в прес­се и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных изданиях:

Осе­нью 1960 года жур­нал «Работ­ни­ца» вынуж­ден был в спеш­ном поряд­ке дать ответ на вопрос чита­тель­ниц «Мож­но ли мыть воло­сы „Ново­стью“»? Врач-кос­ме­то­лог Гуса­ро­ва писа­ла на стра­ни­цах жур­на­ла по это­му пово­ду: «Поро­шок „Новость“ полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние в нашем быту… Но мыть им воло­сы нель­зя, пото­му что в состав порош­ка вхо­дят очень едкие веще­ства, как, напри­мер, сер­ная кис­ло­та и щёлочь.

До появ­ле­ния фаб­рич­ных кра­сок арсе­нал средств, помо­га­ю­щих сме­нить цвет волос, оста­вал­ся доволь­но скром­ным. Вме­сто освет­ле­ния пере­ки­сью водо­ро­да блон­дин­кам сове­то­ва­ли исполь­зо­вать отвар ромаш­ки, лимон­ный сок и ревень. Для эффек­та «кра­си­во­го сереб­ри­сто-бело­го цве­та» на седых воло­сах реко­мен­до­ва­ли опо­лас­ки­вать голо­ву водой, под­кра­шен­ной синь­кой. Брю­нет­ки при­ме­ня­ли кофе, креп­кий чай и настой­ку из зелё­ной скор­лу­пы грец­ких оре­хов. Мно­гие жен­щи­ны поль­зо­ва­лись домаш­ни­ми рецеп­та­ми даже после появ­ле­ния фаб­рич­ных кра­сок для волос.


Красота требует изобретательности: дефицитная косметика и её заменители

Отно­си­тель­ный рас­цвет совет­ской пар­фю­ме­рии и кос­ме­ти­ки при­шёл­ся на 50‑е. Один из номе­ров «Работ­ни­цы» за 1952 год (№ 1) рас­ска­зы­ва­ет об успе­хах оте­че­ствен­ной инду­стрии красоты:

«Еже­днев­но кос­ме­ти­че­ская про­мыш­лен­ность даёт потре­би­те­лям мил­ли­о­ны экзем­пля­ров раз­лич­ных пред­ме­тов гиги­е­ны и кос­ме­ти­ки… Повто­ря­ем: мил­ли­о­ны экзем­пля­ров еже­днев­но! Уже дав­но у нас кос­ме­ти­че­ские пред­ме­ты пере­ста­ли быть пред­ме­та­ми рос­ко­ши. Совет­ская кос­ме­ти­ка ори­ен­ти­ру­ет­ся не на потре­би­те­лей „деко­ра­тив­ной кос­ме­ти­ки“, а име­ет в виду преж­де все­го здо­ро­вье людей труда».

Кре­мы. Бро­шю­ра. 1956 год

Ассор­ти­мент совет­ской ухо­до­вой кос­ме­ти­ки рас­ши­рил­ся толь­ко к сере­дине 60‑х. Сре­ди средств для ухо­да за кожей лица появи­лись аро­мат­ные кре­мы «Клуб­нич­ный» и «Зем­ля­нич­ный», а так­же жид­кий крем со стран­ным назва­ни­ем «Бен­зой­ное моло­ко». Для про­блем­ной кожи выпус­ка­ли «Угрин» и «Анти­уг­рин». Для защи­ты от солн­ца — «Луч», «Щит», «Крем от зага­ра», для блед­ной — «Мас­ло для зага­ра». От вес­ну­шек реко­мен­до­ва­ли крем «Вес­на», под­чёр­ки­вая, что он не содер­жит ртути.

В жен­ской прес­се мно­го писа­ли об ухо­де за лицом, но почти нико­гда — о деко­ра­тив­ной кос­ме­ти­ке. «Деко­ра­тив­ную кос­ме­ти­ку мож­но нано­сить толь­ко на ухо­жен­ное лицо», — заклю­ча­ет кос­ме­то­лог в интер­вью «Работ­ни­це» (№ 3, 1983). Как нано­сить тональ­ный крем и румя­на, что делать, что­бы рес­ни­цы не сли­па­лись от туши, а пома­да не рас­те­ка­лась — об этом чита­тель­ни­цы узна­ва­ли мето­дом проб и ошибок.

Из тональ­ных средств при­ме­ня­ли рас­сып­ча­тые пуд­ры «Крас­ная Москва», «Мас­ка», «Кар­мен» или более доступ­ные — «Лан­дыш», «Лебя­жий пух». Выбор оттен­ков не отли­чал­ся раз­но­об­ра­зи­ем: белый, рашель (жел­то­ва­тый), розо­вый, пер­си­ко­вый. Ино­гда две пуд­ры сме­ши­ва­ли для полу­че­ния нуж­но­го цве­та. Пухов­ку не все­гда уда­ва­лось купить — вме­сто неё исполь­зо­ва­ли обыч­ную вату. В 70‑е появи­лись пер­вые ком­пакт­ные пуд­ры: «Еле­на», «Рисо­вая», а к кон­цу деся­ти­ле­тия — фран­цуз­ская Lancome с золо­той розой на упа­ков­ке, за кото­рой при­хо­ди­лось дол­го охотиться.

Пуд­ра «Крас­ная Москва»

Появ­ле­ние в про­да­же тональ­ных кре­мов ста­ло насто­я­щей рево­лю­ци­ей в совет­ской кос­ме­то­ло­гии. Но их каче­ство и ассор­ти­мент, увы, разо­ча­ро­ва­ли мно­гих. Так, леген­дар­ный «Балет» имел все­го один отте­нок и пло­хо ложил­ся, пре­вра­щая лицо в мас­ку. Более каче­ствен­ной счи­та­лась крем-пуд­ра «Жеме», кото­рую выпус­ка­ла фаб­ри­ка «Сво­бо­да» сов­мест­но с ком­па­ни­ей L’Oréal. В её палит­ре было целых три оттен­ка — нату­раль­ный, беже­вый и персиковый.

Крем-пуд­ра «Жэмэ»

Румя­на появи­лись в кон­це 60‑х — нача­ле 70‑х. Они име­ли кре­мо­вую тек­сту­ру и яркие оттен­ки: насы­щен­ный розо­вый, сли­во­вый, кир­пич­ный. Пома­да и румя­на были вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы — то и дру­гое мог­ли нано­сить и на щёки, и на губы. К нача­лу 80‑х появи­лись ком­пакт­ные румяна.

Из совет­ских помад самой извест­ной была «Еле­на» от фаб­ри­ки «Рас­свет». Её выпус­ка­ли в раз­ных оттен­ках крас­но­го — от мор­ков­но­го до виш­нё­во­го. Вме­сто блес­ка для губ поверх неё ино­гда нано­си­ли вазе­лин. Несмот­ря на то что «Еле­на» была нестой­кой, пол­но­стью сте­реть её с губ не полу­ча­лось. Виной тому был кар­мин — кра­ся­щее веще­ство, выде­ля­е­мое насе­ко­мы­ми. В целом без­вред­ный, кар­мин въедал­ся в кожу губ и пло­хо смывался.

Оста­ва­лись попу­ляр­ны пома­ды фаб­ри­ки «Север­ное сия­ние», «Новая заря», «Нев­ская кос­ме­ти­ка». В 80‑х неко­то­рые жен­щи­ны поль­зо­ва­лись «про­яв­ля­ю­щей­ся» пома­дой со сти­ком зелё­но­го цве­та. Нане­сён­ная на губы пома­да ста­но­ви­лась ярко-розо­вой. Более удач­ли­вые жен­щи­ны хра­ни­ли в сво­их кос­ме­тич­ках поль­скую репли­ку ита­льян­ской пома­ды Pupa, а самые везу­чие — тюбик Dior. Пома­ду исполь­зо­ва­ли до послед­не­го — остат­ки выко­вы­ри­ва­ли спич­кой и нано­си­ли на губы. Мож­но было сме­шать несколь­ко закан­чи­ва­ю­щих­ся помад, рас­тво­рить их в лож­ке на водя­ной бане и полу­чить новый оттенок.


Рекла­ма пома­ды «Север­ное сия­ние». 1970‑е — нача­ло 1980‑х

В 1947 году фаб­ри­ка «Грим» выпу­сти­ла зна­ме­ни­тую тушь «Ленин­град­ская» — коро­бок с чёр­ным брус­ком из мыла и сажи и мини­а­тюр­ной щёточ­кой. Несмот­ря на то что тушь пло­хо дер­жа­лась, щипа­ла гла­за и рас­те­ка­лась при малей­шем попа­да­нии воды, она про­жи­ла в кос­ме­тич­ках совет­ских жен­щин не одно деся­ти­ле­тие. Упа­ков­ка была неудоб­ной — перед исполь­зо­ва­ни­ем бру­сок сле­до­ва­ло намо­чить, так что кар­тон­ный коро­бок быст­ро рас­ки­сал. Щёточ­ку часто меня­ли на обыч­ную зуб­ную. Рес­ни­цы после окра­ши­ва­ния пре­вра­ща­лись в «пау­чьи лап­ки», их при­хо­ди­лось про­ре­жи­вать с помо­щью игол­ки. Для боль­ше­го эффек­та перед тем, как нане­сти тушь, рес­ни­цы зави­ва­ли, при­кла­ды­вая к гла­зу нагре­тую лож­ку, после чего при­пуд­ри­ва­ли и кра­си­ли. Тушь в при­выч­ном нам тюби­ке появи­лась толь­ко в 70‑х — это была фран­цуз­ская Louis Philippe, кото­рую меч­та­ли запо­лу­чить мно­гие женщины.

Для под­вод­ки глаз при­ме­ня­ли ту же «Ленин­град­скую», исполь­зуя вме­сто щёточ­ки тон­кую худо­же­ствен­ную кисть или зато­чен­ную спич­ку. Годи­лись для стре­лок и худо­же­ствен­ные каран­да­ши «Живо­пись», кото­рые так­же при­ме­ня­ли в каче­стве теней — гри­фель точи­ли лез­ви­ем, а полу­чен­ный поро­шок нано­си­ли на веки. В про­да­же име­лись кос­ме­ти­че­ские каран­да­ши оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, напри­мер «Кос­ме­ти­ка» и «Рес­нич­ка», но они были по кар­ма­ну не всем.

Каран­даш для бро­вей как сред­ство для кон­ту­рин­га. Из жур­на­ла «Работ­ни­ца», № 11, 1986 год

Про­да­ва­лись и тени. «Еле­на» усту­па­ла по каче­ству поль­ским, кото­рые выпус­ка­ли в неболь­ших коро­боч­ках в фор­ме цвет­ка. Выбор оттен­ков был неве­лик — голу­бой, зелё­ный, корич­не­вый. В 80‑е ассор­ти­мент попол­нил­ся ярки­ми цве­та­ми с пер­ла­мут­ро­вым отливом.

Кадр из филь­ма «Слу­жеб­ный роман» (1977). Режис­сёр Эль­дар Рязанов

Начи­ная с 60‑х в про­да­же появи­лись мно­го­чис­лен­ные виды духов как оте­че­ствен­но­го и загра­нич­но­го про­из­вод­ства. Поми­мо «Крас­ной Моск­вы» совет­ские жен­щи­ны выби­ра­ли «Лан­дыш сереб­ри­стый», «Балет», «Незна­ком­ку», поль­ские Być Może и Pani Walewska, бол­гар­ские Signature и лат­вий­ские духи фир­мы Dzintars. Мно­гие пыта­лись «выло­вить» фран­цуз­ские Climat от Lancome, Opium от Yves Saint Laurent или Diorella от Dior. Имен­но Climat Иппо­лит пода­рил Наде в филь­ме «Иро­ния судьбы».


Новин­ки Дома аро­ма­тов «Новая заря». 1979 год


Шампунь с чернилами и варёные бигуди

В нача­ле 60‑х в быту закре­пи­лись шам­пу­ни для волос, напри­мер «Крас­ная гвоз­ди­ка», «Лес­ной», «Кра­пив­ный». Они выпус­ка­лись в стек­лян­ных фла­ко­нах, были очень жид­ки­ми, пло­хо пени­лись, щипа­ли гла­за и суши­ли воло­сы. Уже тогда нача­ли исполь­зо­вать и сухой шам­пунь, кото­рый дела­ли в домаш­них усло­ви­ях. Его рецепт при­во­ди­ли в «Кре­стьян­ке» (№ 1, 1968):

«Тальк и угле­кис­лую маг­не­зию сме­ши­ва­ют в рав­ных частях, на одну сто­ло­вую лож­ку сме­си добав­ля­ют чай­ную лож­ку серы или бор­ной кис­ло­ты. Мож­но так­же часть отру­бей сме­шать с тре­мя частя­ми таль­ка… Вти­ра­ют в кожу голо­вы, спу­стя пол­ча­са воло­сы хоро­шень­ко про­че­сы­ва­ют щёт­кой во всех направлениях».

Шам­пунь «Лес­ной»

Поз­же появи­лись сред­ства с при­выч­ной нам желе­об­раз­ной тек­сту­рой, напри­мер шам­пу­ни «Желт­ко­вый» и «Яич­ный». Бли­же к сере­дине 80‑х в про­да­жу посту­пи­ли бол­гар­ские «Кра­пи­ва», «Ромаш­ка», «Роза», а так­же люби­мый совет­ски­ми детьми «Кря-кря» с запа­хом жвач­ки и леден­цов. Буты­лоч­ка от «Кря-кря» пре­вра­ща­лась в подо­бие водя­но­го писто­ле­та, если про­де­лать в её крыш­ке дыроч­ку горя­чим гвоздём.

В нача­ле 60‑х фаб­ри­ка «Сво­бо­да» выпу­сти­ла первую крас­ку для волос «Гам­ма». Она состо­я­ла из двух фла­ко­нов: в пер­вый зали­ва­ли мед­ный рас­твор купо­ро­са или ляпис — водо­ам­ми­ач­ный рас­твор нит­ра­та сереб­ра. Во вто­ром фла­коне был про­яви­тель — рас­твор пиро­гал­ло­вой кис­ло­ты. Изме­няя кон­цен­тра­цию рас­тво­ров и поря­док их нане­се­ния, мож­но было полу­чить раз­лич­ные цве­та: чёр­ный, корич­не­вый или слег­ка рыжий. У «Гам­мы» был суще­ствен­ный недо­ста­ток — на солн­це воло­сы при­об­ре­та­ли метал­ли­че­ский блеск. Поз­же появи­лись крас­ки получ­ше и более удоб­ные в исполь­зо­ва­нии: «Ири­да», «Рубин» и немец­кая «Вел­ла». В домаш­них усло­ви­ях гото­ви­ли «отте­ноч­ный баль­зам», доба­вив в шам­пунь чернила.

Крас­ка для волос «Гам­ма»

В кон­це 60‑х масте­ра фик­си­ро­ва­ли при­чёс­ку жид­ко­стью «Кра­со­та», кото­рая остав­ля­ла на воло­сах серый налёт. Аль­тер­на­ти­вой слу­жил крем «Эффект» и лак, кото­рый фаб­ри­ка «Рас­свет» про­из­во­ди­ла толь­ко для парик­ма­хер­ских. Зна­ме­ни­тый лак «Пре­лесть», соглас­но инфор­ма­ции с сай­та про­из­во­ди­те­ля, появил­ся на пол­ках мага­зи­нов в 70‑х, но дол­гое вре­мя был в дефиците.

В домаш­них усло­ви­ях аль­тер­на­ти­вой были не толь­ко пиво и сахар­ная вода — воло­сы закреп­ля­ли жела­ти­ном, отва­ром льня­но­го семе­ни и яич­ным бел­ком. Для завив­ки обыч­но исполь­зо­ва­ли метал­ли­че­ские или пласт­мас­со­вые бигу­ди с резин­кой. Были бигу­ди, кото­рые пред­ва­ри­тель­но «вари­ли» в кастрю­ле, затем доста­ва­ли лож­кой и, обжи­га­ясь, накру­чи­ва­ли на них воло­сы. Так­же исполь­зо­ва­ли электробигуди.

Мно­го горя совет­ским мод­ни­цам достав­ля­ли плой­ки, кото­рые сле­до­ва­ло разо­греть и сра­зу же вынуть из розет­ки. Ина­че плой­ка пере­гре­ва­лась и жгла воло­сы. Пыш­ная чёл­ка пре­вра­ща­лась в ёжик — воло­сы оста­ва­лись на метал­ли­че­ской труб­ке. Пер­вые фены для волос были настоль­ны­ми: напри­мер, «Локон» состо­ял из неболь­шой коро­боч­ки с дву­мя кноп­ка­ми пере­клю­че­ния режи­мов и отвер­сти­ем, к кото­ро­му кре­пил­ся «чулок», наде­ва­е­мый на голо­ву. Руч­ные фены — «Оча­ро­ва­ние», «Вете­рок» — появи­лись во вто­рой поло­вине 70‑х. Круг­лых рас­чё­сок для уклад­ки не было, из-за чего при­хо­ди­лось идти на ухищ­ре­ния. Так, что­бы при­дать фор­му мод­ной стриж­ке «Сэс­сон», жен­щи­ны исполь­зо­ва­ли ёршик для бутылок.

Настоль­ный фен «Локон»

Визит к парик­ма­хе­ру сто­ил недо­ро­го. Но что­бы попасть к масте­ру, порой при­хо­ди­лось выста­и­вать огром­ные оче­ре­ди. В «Работ­ни­це» (№ 7, 1973) раз­ме­сти­ли пись­мо, где недо­воль­ная чита­тель­ни­ца жалу­ет­ся: проснув­шись в пять утра и отсто­яв три часа, к парик­ма­хе­ру она так и не попа­ла. «При­чёс­ку делать не будем, — заявил парик­ма­хер. — Волос у вас длин­ный и густой, нам с таким не справиться».

Похо­жий слу­чай про­изо­шёл с дру­гой чита­тель­ни­цей жур­на­ла — вме­сто обе­щан­ных шести меся­цев хими­че­ская завив­ка на её воло­сах про­дер­жа­лась несколь­ко часов. Жен­щи­на вер­ну­лась в парик­ма­хер­скую, где ей объ­яс­ни­ли: при­чёс­ка рас­па­лась из-за того, что у масте­ра не было «Локо­на» — хими­че­ско­го соста­ва для завив­ки. «Если бы мы вам сра­зу об этом ска­за­ли, — пояс­ни­ла заве­ду­ю­щая, — вы бы отка­за­лись, а нам план надо выполнять».


От маникюра до пластики: советские салоны красоты

В 60‑х кос­ме­ти­че­ские каби­не­ты, преж­де доступ­ные толь­ко эли­те, ста­ли откры­вать­ся повсе­мест­но. Цены пона­ча­лу были «куса­чи­ми». В одном из номе­ров «Работ­ни­цы» (№ 4, 1963)появилось пись­мо с жало­бой на сто­и­мость услуг:

«Дол­го жда­ли, когда у нас откро­ет­ся кос­ме­ти­че­ский каби­нет. И вот дожда­лись. Одна­ко в каби­не­те пусто… Дале­ко не каж­дая работ­ни­ца име­ет воз­мож­ность запла­тить, напри­мер, два руб­ля за мас­саж лица и пита­тель­ную мас­ку. Этих денег хва­тит на днев­ное пита­ние семьи из трёх человек».

Вско­ре рас­цен­ки ста­ли более демо­кра­тич­ны­ми. Начи­ная с эпо­хи застоя мани­кюр с мас­са­жем рук мог­ла поз­во­лить себе каж­дая жен­щи­на. К сожа­ле­нию, ассор­ти­мент лаков для ног­тей остав­лял желать луч­ше­го — оттен­ков было мало, а сами лаки в боль­шин­стве были полу­про­зрач­ны­ми. Для более насы­щен­но­го цве­та во фла­кон­чик добав­ля­ли чер­ни­ла или зелён­ку, для блес­ка — тол­чё­ные оскол­ки ёлоч­ных игру­шек, мел­ко наре­зан­ную мишу­ру, пер­ла­мутр из рас­плав­лен­ных на огне пуго­виц. Лаки оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства нано­си­лись с тру­дом, прак­ти­че­ски не дер­жа­лись, дол­го сох­ли. При­хо­ди­лось носить фла­кон­чик с собой, что­бы под­кра­сить ног­ти в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти. Но даже такой непри­тя­за­тель­ный товар был в дефи­ци­те. Посе­ти­тель­ни­ца одно­го из жен­ских фору­мов делит­ся воспоминаниями:

«Если, при­дя в мага­зин, мы виде­ли на при­лав­ках лак для ног­тей (а сто­ил он 44 копей­ки за буты­лоч­ку), то хва­та­ли его по десять штук. Неда­ле­ко от моей шко­лы был уни­вер­саль­ный мага­зин, и я сбе­га­ла с уро­ка, если кто-то из дево­чек узна­вал о нали­чии лака в про­да­же. Раз­но­об­ра­зие было неве­ли­ко: про­зрач­ный белый, про­зрач­ный розо­вый, пер­ла­мут­ро­вый белый и пер­ла­мут­ро­вый розо­вый. Разу­ме­ет­ся, сра­зу всех четы­рёх видов лаков на при­лав­ках я нико­гда не име­ла сча­стья наблюдать».

Оттен­ки лаков для ног­тей совет­ско­го производства

Кос­ме­ти­че­ские сало­ны ока­зы­ва­ли и более серьёз­ные услу­ги. Так, «Работ­ни­ца» (№ 12, 1972) рас­ска­зы­ва­ет об Инсти­ту­те вра­чеб­ной кос­ме­ти­ки на ули­це Горь­ко­го в Москве. Его спе­ци­а­ли­сты лечи­ли тяжё­лое акне и выпа­де­ние волос, пред­ла­га­ли кли­ен­там депи­ля­цию, выве­де­ние тату­и­ро­вок и даже пла­сти­че­ские опе­ра­ции для омоложения.

«Инсти­ту­ты кра­со­ты» появи­лись толь­ко в круп­ных горо­дах и при­ни­ма­ли по запи­си, что мог­ла рас­тя­нуть­ся на меся­цы впе­рёд. В горо­дах помень­ше при парик­ма­хер­ских были неболь­шие кос­ме­ти­че­ские каби­не­ты. Поми­мо мани­кю­ра, там пред­ла­га­ли сде­лать мас­ку для лица или меха­ни­че­скую чист­ку кожи. Цены на такие про­це­ду­ры были отно­си­тель­но невысоки.


Репор­таж о рабо­те Инсти­ту­та кос­ме­то­ло­гии в Москве. 1987 год


Пот и кровь: долгожданные средства гигиены

Дол­гое вре­мя в Сою­зе не выпус­ка­ли дез­одо­ран­тов и гиги­е­ни­че­ских про­кла­док. Для устра­не­ния запа­хов под­мыш­ки про­ти­ра­ли оде­ко­ло­ном, при­сы­па­ли таль­ком или нама­зы­ва­ли кре­мом для бри­тья — у него был при­ят­ный мят­ный аро­мат. Попу­ляр­ны были квас­цы — их исполь­зу­ют до сих пор. С вла­гой помо­га­ли бороть­ся спе­ци­аль­ные тка­не­вые вкла­ды­ши, кото­рые поку­па­ли или дела­ли сами. Их вши­ва­ли в рука­ва одеж­ды с изнан­ки и спа­ры­ва­ли для стир­ки. Пер­вые дез­одо­ран­ты появи­лись толь­ко в кон­це 70‑х — нача­ле 80‑х: «Вио­ла», «Роман­ти­ка», «Бриз» и дру­гие. У мно­гих из них был рез­кий запах, кото­рый нра­вил­ся не всем.

Прин­цес­са Диа­на и совет­ские дез­одо­ран­ты. Из жур­на­ла «Работ­ни­ца» № 11, 1987 год

С жен­ской гиги­е­ной дело обсто­я­ло ещё хуже. При­хо­ди­лось исполь­зо­вать вату и мар­лю, резать на тря­поч­ки отжив­шее свой век постель­ное бельё. Пер­вые про­клад­ки совет­ско­го про­из­вод­ства появи­лись при­мер­но в сере­дине 80‑х. Они были объ­ём­ны­ми и неудоб­ны­ми, без клея и кры­лы­шек. Но даже их невоз­мож­но было достать: как толь­ко про­клад­ки появ­ля­лись в апте­ках, каж­дая жен­щи­на ста­ра­лась купить как мож­но боль­ше упа­ко­вок. Никто не знал, когда их «выбро­сят в про­да­жу» в сле­ду­ю­щий раз.

О нали­чии кос­ме­ти­ки на при­лав­ках совет­ских мага­зи­нов до сих пор идут горя­чие спо­ры. Кто-то утвер­жда­ет, что «в СССР всё было» — от оте­че­ствен­ных лаков для ног­тей до фран­цуз­ской пар­фю­ме­рии. Дру­гие рас­ска­зы­ва­ют, как дол­гие меся­цы жда­ли, когда в про­да­же появят­ся пер­ла­мут­ро­вая пома­да и лат­вий­ские духи Dzintars, а потом сто­я­ли за ними в огром­ных оче­ре­дях. Еди­но­го мне­ния здесь быть не может: доступ­ность кос­ме­ти­ки, как и дру­гих това­ров, зави­се­ла в первую оче­редь от места про­жи­ва­ния, дохо­да и, конеч­но же, свя­зей. Так или ина­че, изоб­ре­та­тель­ных совет­ских жен­щин не вызы­ва­ет сомне­ний: не каж­дая совре­мен­ная мод­ни­ца суме­ет нари­со­вать изящ­ные стрел­ки без под­вод­ки, уло­жить локо­ны без лака и соб­ствен­но­руч­но создать новый отте­нок помады.


Читай­те так­же «„Посмот­ри в гла­за“: бью­ти-трен­ды рос­сий­ских 1990‑х».

Поделиться