В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова главная героиня живёт в просторной квартире и у неё есть домработница Наталья. Весёлая девушка занимается хозяйством, рассказывает Маргарите последние сплетни, а потом становится ведьмой и умоляет королеву бала не превращать её обратно в домработницу. Пожалуй, не худший вариант карьеры — и точно более захватывающий. А что насчёт её реальных прототипов?
Прислуга в советской квартире — не фантазия Булгакова, а вполне себе факт жизни. Так, перепись 1939 года показывает, что в стране насчитывалось ни много ни мало 534 812 домработниц — больше полумиллиона. Разберёмся, почему прислуга была нормой в пролетарской стране (хотя этого слова избегали) и как такая работа становилась (или не становилась) социальным лифтом для женщин из деревень.
Как становились домработницами
В 1920–1930‑е годы многие люди из деревень стремились переселиться в город: там больше возможностей, выше зарплаты и вообще жилось веселее. Однако быстро найти хорошую работу и квартиру (скорее, комнату) было не так просто, особенно без профессии и образования. Для женщин одной из возможностей стало устроиться домработницей — почти все нужные для этого навыки у них были, а недостающим не запрещалось научиться на месте.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/12/domrabotniczy-1.png)
Как указывают исследователи, такую работу чаще выбирали молодые женщины. Многие воспринимали это не как профессию на всю жизнь, а как ступень к более престижному статусу или замужеству. У скольких из них это получалось, а сколько так и остались навсегда помощницами по хозяйству или вернулись в свою деревню — неизвестно, подобной статистики не существует.
Следует оговориться, что наём домработниц не противоречил советской идеологии. Предполагалось, что это временное явление, которое просуществует до полной ликвидации домашнего труда за счёт фабрик-кухонь, детских садов и прочих нововведений первых послереволюционных десятилетий. Социалистические преобразования должны были освободить женщин и мужчин от бытовых проблем — но это в будущем, а пока вполне законно нанимать помощницу по хозяйству. Была такая точка зрения искренностью или лукавством — вопрос дискуссионный.
Сам термин «домработница» появился в годы НЭПа, и, конечно, ключевым в нём была вторая часть — «работница». С помощью неё подчёркивали новый, революционный смысл старой профессии: прогрессивная домработница с трудовой книжкой противопоставлялась униженной бесправной прислуге из царских времён или капиталистических стран. Домработницы считались частью пролетарского класса (с оговорками, о которых позже), а потому государство пыталось защищать их права.
Стать домработницей можно было несколькими путями. Например, женщины могли узнать, что в какую-то квартиру ищут помощницу, от мужчин из своей деревни, которые переехали в город и обзавелись там связями и знакомствами.
В 1926 году появилось постановление, которое обязывало нанимать прислугу только через биржу труда. Но на практике часто случалось ровно наоборот: наниматели сами приезжали в деревни, выбирали подходящую кандидатку и договаривались с местным руководством. Большинство девушек легко соглашались сменить село на город, а вот председателей приходилось уговаривать — чаще всего деньгами и подарками.
Более отчаянные женщины ехали в город самостоятельно и уже на месте искали работу. При благоприятном варианте развития событий они находили нанимателей, а с ними и жильё. Те, кому не так повезло, либо возвращались в деревню, либо занимались проституцией в попытке хоть что-то заработать.
Чаще всего домработницами становились девушки от 14 до 30 лет. И хотя закон запрещал нанимать девочек младше 16 лет, на практике этот запрет нарушался.
Домработница могла быть проживающей — оставаться на ночь в доме или квартире нанимателя — или приходящей, то есть жить отдельно. Большинство были проживающими: приехав из деревни и получая низкую зарплату, женщины не могли позволить себе даже комнату в общежитии. При определённом везении они получали отдельную комнату в доме нанимателя, но чаще ночевали в коридорах и на кухнях. В 1934 году СНК СССР принял решение «Об улучшении жилищного строительства», которое среди прочего обязывало архитекторов проектировать дома с комнатами для прислуги. Но исторические события так и не позволили этим нововведениям стать нормой.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/12/domrabotniczy-5.png)
Как государство защищало домработниц (и почему зачастую безуспешно)
Выше мы уже отметили, что государство считало домработниц пролетарками, а потому в силу возможностей защищало. Так, в течение пяти дней после трудоустройства им выдавали расчётные книжки, где было записано, что именно они делают по дому (а что делать не обязаны), сколько часов в день работают, сколько получают в деньгах, а сколько натурой, то есть едой и жильём.
В книжке фиксировали выходные дни и свободные вечера для учёбы или общественной работы, а также отпуска и сверхурочные. Один день в неделю обязательно должен был быть выходным. Пятидневную рабочую неделю в СССР ввели только в 1967 году, поэтому в этом отношении домработницы были равны всем остальным рабочим. В праздники домработницы тоже отдыхали — по крайней мере, по закону.
Что касается обязанностей, то их обговаривали на месте. Чаще всего домработницам поручали уборку, стирку, покупку продуктов, приготовление еды и уход за детьми, однако от семьи к семье обязанности менялись. Согласно постановлению 1926 года, количество рабочих часов в месяц не могло быть больше 192.
Если домработница хотела уйти от нанимателя, она обязана была предупредить его за две недели. Аналогично, если наниматель решал расстаться с работницей, необходимо было предупредить её за две недели. Уволенная домработница ещё две недели могла жить «на предыдущем месте» — предполагалось, что этого времени хватит на поиск новой работы и квартиры.
Наниматель был обязан застраховать прислугу, что гарантировало ей бесплатное медицинское обслуживание и различные пособия. Страховые взносы в профсоюз тоже оплачивал наниматель.
Но вот проблема — права и гарантии существовали только на бумаге. Закон хорошо защищал домработниц: юридически они были равноправными гражданками, и никто не мог их обижать. Но по факту безработных деревенских женщин, готовых на любую грязную работу, было достаточно. Потому наниматели могли предлагать им какие угодно плохие условия, недоплачивать и навязывать дополнительные дела. Фактически домработницы были одной из самой незащищённых категорий, сильно зависели от нанимателей, а потому прибирались, чистили и готовили без выходных и отпусков — в любой момент их могли отправить на улицу.
Чтобы упростить домработницам переход на другую работу с более высокой зарплатой, государство создавало различные курсы и образовательные программы. Например, исследовательница Алиса Клоц рассказывает, что в Ижевске профсоюз заключил договор на подготовку домработниц для производства с металлургическим заводом и фабрикой-кухней. Уже за первые два месяца 1932 года 85 из 1200 участниц профсоюза, устроились на новую работу.
Без произвола не обходилось. Исследовательница Марина Балахнина приводит в пример такой случай: некий И. А. Романов, член артели «Сибирская шапка», заставлял домработницу (которая вообще-то была няней) шить шапки на заказ — конечно, бесплатно. Насколько такая практика была распространённой, судить трудно.
Сколько зарабатывали домработницы
Домработницам платили в разы меньше, чем, например, сотрудницам заводов. Пока рабочие зарабатывали в среднем 56 рублей, домработницы получали от 5 до 18 рублей в зависимости от города и щедрости нанимателей — исследователи приводят разные данные. Рабочий день при этом длился 10–12, а иногда и 18 часов.
Известны случаи, когда домработницы работали за еду и одежду. Балахнина приводит историю 17-летней домработницы, работавшей с семи утра и до полуночи, но получившей за свои труды только «одну поношенную юбку, две кофты, одну жакетку, одну пару сандалей».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/12/domrabotniczy-2.png)
Кто нанимал домработниц
Как ни покажется странным, домработниц нанимали не только состоятельные граждане, например высокопоставленные чиновники, но и рабочие, учёные и прочие не самые богатые люди.
В книге «Повседневный сталинизм» Шейла Фитцпатрик пишет, что в семьях справедливо считали более выгодным следующий расклад: муж и жена работают, домом и детьми занимается прислуга. Она приводит такую цитату заводского снабженца:
«У нас была домработница — даже две, пока дочка была маленькой. Они обходятся дёшево, но заполучить их трудно».
Выгода очевидна на примере того же снабженца. Его жена работала машинисткой и зарабатывала 300 рублей в дополнение к его зарплате — а прислуге платили всего 18 рублей в месяц, предоставляли еду и жильё. Отдельной комнаты у неё не было — девушка ночевала на кухне. Оговоримся, что зарплата машинистки в 300 рублей вызывает сомнения: в других источниках указывают среднюю зарплату рабочего в 56 рублей — вряд ли машинистка могла получать намного больше. В любом случае семье было выгодно нанять домработницу.
Чем меньше зарабатывали хозяева, тем меньше они платили прислуге. Самую низкую зарплату домработницы получали у рабочих и кустарей.
Домработниц старались нанимать в обход биржи, чтобы не платить страховые взносы и налоги. Тогда их представляли соседям как дальних родственниц и подруг — правда, вряд ли кто-то верил подобным историям.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/12/domrabotniczy-4.png)
Самыми честными нанимателями были служащие: они старались соблюдать законодательство и справедливо оплачивать труд домработниц. Можно предположить, что уровень образования определял отношение к домработницам.
Домработниц нанимали и в семьи, где женщины занимались наукой. Зачастую они были ограничены в средствах, но даже в безденежные периоды не отказывались от прислуги — это позволяло им продолжать заниматься своей работой. Так, в конце 1920‑х историк Милица Нечкина, в будущем академик АН СССР и автор блестящих книг о декабристах, с первых месяцев самостоятельной жизни нанимала домработниц, чтобы больше времени посвящать науке. Когда она вышла замуж, ситуация не изменилась — супруг Давид Эпштейн, химик и тоже в будущем академик, поддерживал стремление жены выбирать науку, а не на уборку и даже упрекал «в излишнем рвении в домашних делах».
Как сложится жизнь домработницы, напрямую зависело от семьи, в которую она попала. Хорошие наниматели относились доброжелательно и помогали освоить необходимые для работы навыки. Нередко девушки из деревни не сразу могли делать всё, что требовалось: например, готовить определённые блюда или мыть посуду. Труд домработниц считался несложным — не физически лёгким, а не требующим особенных навыков. Однако деревенские девушки не сразу вникали в особенности городской жизни.
Так, Милица Нечкина жаловалась своей няне Фене на домработницу:
«У меня новая прислуга — Наташа. Она комсомолка, ей всего 20 лет. Она всё хорошо делает, только очень рассеянная и часто всё забывает».
«Наташа моя очень плохо стирает, прямо чистое с ней горе. Всё у неё линяет. Я сшила новый халатик для умыванья, перед шитьём я в кипятке стирала пробный лоскуток — ничего не линяло. Она раз постирала — и такая гадость, что на новую вещь глядеть не хочется».
Честные наниматели помогали домработницам получить образование или самостоятельно обучали их, если обладали квалификацией. И напротив, менее добродушные «хозяева» могли препятствовать учёбе и перегружать женщин многочасовой сверхурочной работой, после которой идти на занятия и даже что-то читать дома оказывалось физически невозможно.
Как домработниц ограничивали в правах
Формально домработницы почти никак не ущемлялись в правах в сравнении с другими пролетариями, но низкий доход и отсутствие собственного жилья заметно понижали их статус. В то же время существовали некоторые ограничения, которые поражали в правах помощниц по хозяйству.
Приехав в город из деревни и устроившись домработницей, женщины получали временную регистрацию — по адресу нанимателя. Если что-то не складывалось, то вместе с работой они теряли и регистрацию, то есть право законно жить в городе. Это дополнительно привязывало их к нечестным нанимателям.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/12/domrabotniczy-3.png)
Домработницам были недоступны некоторые права сотрудниц заводов. В частности, они не могли отдавать своих детей в ясли и сады. Родив ребёнка, женщины были вынуждены либо возвращаться в деревню (мало кто из нанимателей соглашался терпеть дома чужих детей), либо отдавать его родственникам или в приют. Во второй половине 1930‑х, во время дискуссии об абортах, врач московской женской консультации Шестакова выступила с таким предложением:
«Наряду с расширением детских садов и яслей надо увеличить количество домов матери и ребёнка, двери которых должны быть широко раскрыты для матери — домашней работницы… при приёме детей в ясли домработниц уравнять в правах с работницами промышленных предприятий».
На практике никаких действий в этом направлении предпринято не было.
В 1939 году на XVIII съезде Анастас Микоян поделился с однопартийцами историей своей знакомой, которая жаловалась, что не может найти прислугу и вынуждена «отрывать время от ответственной работы, чтобы управляться с домашним хозяйством по приготовлению пищи». Микоян комментировал это так:
«Для неё это несчастье, но это „несчастье“ есть счастье всего нашего советского народа, счастье потому, что так перестроена жизнь народных масс, так выросла зажиточность населения, что нельзя найти людей в достаточном количестве, которые бы согласились быть прислугой, домашней работницей, потому, что нет безработицы, нет нужды».
В качестве выхода из положения Микоян рекомендовал следовать примеру американцев (что само по себе смело для 1930‑х годов — отсылать к опыту капиталистов) и заменять ручной домашний труд передовой техникой и городской сферой обслуживания. Электрические и газовые плиты, холодильники и удобная посуда, а также сети химчисток и столовых должны были, по его замыслу, со временем отправить профессию домработницы в прошлое. Похвальное стремление было прервано Второй мировой войной.
В 1940‑е годы и позже домработницы продолжали трудиться в домах нанимателей, но постепенно их число сокращалось — к сожалению, не по причинам, о которых мечтал Микоян. Война полностью изменила общество и образ жизни даже тех, кто не ушёл на фронт и не остался на оккупированных территориях: уехать из колхозов стало сложнее, а людей, готовых платить домработницам, — меньше.
Рекомендуемая литература
- Балахнина М. В. Профессия — домработница (страницы истории Западной Сибири 1920‑х).
- Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги.
- Измоденова Н. Н. Прислуга. Признак нового средневековья или постиндустриального мира?
- Клоц А. «Светлый путь»: институт домашних работниц как миграционный канал и механизм социальной мобильности эпохи сталинизма.
- Пушкарева Н. Л., Секенова О. И. «Занималась хозяйством». Домашние работницы в повседневной жизни российских женщин-историков первой половины ХХ века.
- Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм.
Читайте также:
Кровь и слёзы советского равноправия: о чём писал первый феминистский самиздат.
Домашнее насилие и патриархальное угнетение в деревне начала XX века.
Цвета суфражисток. Как одежда объединяла феминисток.