Новый год и Рож­де­ство — каж­дый год мы ждём по мень­шей мере один из этих празд­ни­ков. Мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции, беру­щие кор­ни в рели­ги­оз­ных кано­нах, куль­тур­ных архе­ти­пах и собы­ти­ях глу­бин­но­го про­шло­го, про­све­чи­ва­ют­ся сквозь мишу­ру совре­мен­но­сти, созда­ют атмо­сфе­ру вол­шеб­ства и про­буж­да­ют в нас самые силь­ные чув­ства и устрем­ле­ния души.

Огля­нём­ся в про­шлый век и посмот­рим, что при­внес­ли вре­ме­на «сво­бо­ды, равен­ства и брат­ства» в тра­ди­цию празд­но­ва­ния Ново­го года как осно­вы рож­де­ствен­ской мисте­рии, пере­хо­да в «новую жизнь».


Новый год в 1920–1930‑е годы. Вместо Вифлеемской — Красная звезда

Пер­вое вре­мя после рево­лю­ции моло­дое госу­дар­ство реши­тель­но отка­за­лось от тра­ди­ци­он­но­го хри­сти­ан­ско­го Рож­де­ства. Инте­рес­но, что этот про­цесс запу­стил не кто иной, как импе­ра­тор Нико­лай II. Имен­но он вес­ной 1915 года утвер­дил «Осо­бый коми­тет для объ­еди­не­ния меро­при­я­тий по борь­бе с гер­ман­ским заси­льем» после того, как немец­кие воен­но­плен­ные в гос­пи­та­ле Сара­то­ва устро­и­ли празд­нич­ное тор­же­ство с ёлкой. В 1918 году в Гер­ма­нии тоже сме­ни­лась власть, и Комин­терн воз­об­но­вил куль­тур­ный обмен с нем­ца­ми. Вла­ди­мир Ленин, про­ник­ну­тый немец­кой куль­ту­рой за годы жиз­ни в Гер­ма­нии, актив­но спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию ёлоч­ных тра­ди­ций, ини­ци­и­ро­вал ёлоч­ные празд­ни­ки в Соколь­ни­ках. Вла­ди­мир Ильич пози­тив­но отно­сил­ся к тра­ди­ци­он­ным кано­нам «ста­ро­го мира», выска­зы­вал­ся за его вклю­че­ние в новую рево­лю­ци­он­ную куль­ту­ру. Одна­ко после смер­ти Лени­на в 1924 году ново­год­ние ёлки сно­ва ока­за­лись в опа­ле, и уже к 1927-му совет­ская власть офи­ци­аль­но запре­ти­ла празд­ник. Виф­ле­ем­ская звез­да сме­ни­лась Красной.

Соглас­но архи­вам, в те годы боль­ше­ви­ки иска­ли новые вари­ан­ты про­ве­де­ния ново­год­них празд­ни­ков. Так, Вят­ский губерн­ский отдел лите­ра­ту­ры и искус­ства встре­чал Новый год в фор­ма­те засе­да­ния на соци­аль­но-поли­ти­че­ские темы. Пер­вым отде­ле­ни­ем шёл доклад «Нуж­на ли про­ле­та­ри­а­ту рели­гия» и кон­церт, вто­рым — тор­же­ствен­ное засе­да­ние, при­вет­ствен­ные поже­ла­ния и кон­церт, затем игры и тан­цы до трёх часов ночи. Но осо­бен­ный инте­рес пред­став­ля­ют ново­год­ние ёлки. 11 янва­ря 1925 года в одной из вят­ских школ Губ­лит раз­ре­шил поста­нов­ку «Сон ста­ро­го года», в кото­рой отра­же­но про­ти­во­сто­я­ние ста­ро­го и ново­го годов.

План поста­нов­ки «Сон ста­ро­го года»

В 1927 году в «Вят­ской прав­де» вышла заметка:

«Рабо­чий класс име­ет новое лето­ис­чис­ле­ние — Октябрь 1917 года, свой дей­стви­тель­но Новый год, когда впер­вые това­рищ Ленин стал у кор­ми­ла про­ле­тар­ско­го государства…»

Далее — типич­ные для боль­ше­вист­ской прес­сы опи­са­ния про­блем капи­та­ли­сти­че­ско­го мира и пер­спек­тив побе­ды ком­му­низ­ма во всём мире.


«Реабилитация» ёлки

В 1935 году пер­вый сек­ре­тарь Киев­ско­го обко­ма Павел Посты­шев на стра­ни­цах газе­ты «Прав­да» пред­ло­жил: «Давай­те орга­ни­зу­ем к Ново­му году для детей хоро­шую ёлку, <…> вер­нём детям рабо­чих пре­крас­ное удо­воль­ствие». В то вре­мя идти напе­ре­кор поли­ти­ке пар­тии было сме­лым поступ­ком. Тем не менее ини­ци­а­ти­ву Посты­ше­ва в пар­тий­ном руко­вод­стве сочли «свое­вре­мен­ной», тем более что её одоб­рил това­рищ Ста­лин. Уже спу­стя два дня в Харь­ко­ве про­ве­ли пер­вый в СССР ново­год­ний кар­на­вал, в кото­ром участ­во­ва­ло более тыся­чи детей. Имен­но после это­го собы­тия в январ­ском номе­ре «Кро­ко­ди­ла» на облож­ке появи­лась зна­ме­ни­тая цита­та Ста­ли­на: «Жить ста­ло луч­ше, това­ри­щи. Жить ста­ло веселее».

Сын Пав­ла Посты­ше­ва, Лео­нид, вспо­ми­нал рас­ска­зы отца о том, как они в дет­стве наблю­да­ли за дома­ми бога­тых горо­жан, где празд­но­ва­ли Новый год. Тёп­лые вос­по­ми­на­ния ста­ли осно­вой для поли­ти­че­ской идей­но­сти отца — он через всю жизнь про­нёс жела­ние сде­лать луч­ше жизнь про­стых людей. Одна­ко, по спра­вед­ли­во­му заме­ча­нию немец­ко­го иссле­до­ва­те­ля, авто­ра кни­ги «Совет­ские мас­со­вые празд­ни­ки» Маль­те Роль­фа, празд­не­ства в СССР исполь­зо­ва­лись преж­де все­го как аги­та­ци­он­ное сред­ство попу­ля­ри­за­ции боль­ше­вист­ской вла­сти. В них изоб­ра­жа­лись рево­лю­ци­он­ные собы­тия, зарож­де­ние новой эпо­хи, а сами празд­ни­ки при­рав­ни­ва­лись орга­ни­за­то­ра­ми к манёв­рам на воен­ный манер. К 1935 году тор­же­ства ста­но­ви­лись более цен­тра­ли­зо­ван­ны­ми. Несмот­ря на кон­фликт с рели­ги­ей и тра­ди­ци­ей, боль­ше­ви­ки наде­я­лись эмо­ци­о­наль­но заво­е­вать тех людей, чьи обы­чаи, при­выч­ки и тра­ди­ции они попи­ра­ли. Пав­ла Посты­ше­ва постиг­ла жесто­кая участь: он был репрес­си­ро­ван, в 1939 году расстрелян.

Если до 1935 года кате­го­ри­че­ски было запре­ще­но рубить ёлки, что кара­лось по ста­тье «рели­ги­оз­ная про­па­ган­да», то бла­го­да­ря ини­ци­а­ти­ве Посты­ше­ва в горо­да вновь вер­ну­лась празд­нич­ная атмо­сфе­ра, дух Рождества.


Бум советской новогодней игрушки

С 1936 года нача­лось куль­тур­ное «осо­ве­чи­ва­ние» ёлки, в том чис­ле изме­не­ние её празд­нич­но­го убран­ства. Отныне бога­то укра­шен­ная ёлка ста­ла сим­во­лом совет­ской радо­сти, весе­лья и изоби­лия, а ёлоч­ная игруш­ка — вопло­ще­ни­ем дости­же­ний и пре­иму­ществ ново­го строя. Так, на ленин­град­ских пред­при­я­ти­ях и арте­лях по пла­нам 1938 года в пяти­лет­ку долж­ны были выпу­стить игруш­ки в таких фор­ма­тах: Крас­ная армия (воен­ные фигур­ки, кораб­ли и под­вод­ные лод­ки), спортс­ме­ны, дети, ули­ца (трам­ваи, трол­лей­бу­сы, дома), этно­гра­фи­че­ские игруш­ки, жили­ща, наци­о­наль­ные орна­мен­ты, игруш­ки-сим­во­лы быта и тру­да кол­хоз­ной дерев­ни, ком­плекс­ные набо­ры игру­шек (пара­ды Крас­ной армии, физ­куль­тур­ни­ков, лыж­ни­ков и так далее).

К нача­лу 1940 года кра­си­вая наря­жен­ная ново­год­няя ёлка, укра­шен­ная игруш­ка­ми, ста­ла совет­ской традицией.

Лео­нид и Эдит Утё­со­вы. Будь­те здо­ро­вы, живи­те бога­то! 1940 год

«Теат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния на пред­при­я­ти­ях, где рабо­та­ли их роди­те­ли, какао и пирож­ные, подар­ки, но дале­ко не все­гда ёлоч­ные игруш­ки» — такие вос­по­ми­на­ния оста­лись у совре­мен­ни­ков. Обще­ствен­ные ёлки наря­жа­ли всем под­ряд. Как отме­ча­ет исто­рик Алла Саль­ни­ко­ва, малень­кую Галю Сави­ну впе­чат­ли­ли мехо­вые шары, висев­шие на ёлке, устро­ен­ной для детей рабо­чих арте­ли мехов­щи­ков. Шары изго­то­ви­ли из отхо­дов про­из­вод­ства. Харак­тер­но, что в пери­од с 1936 по 1940 год ёлки наря­жа­ли пред­ме­та­ми, зача­стую не име­ю­щи­ми к празд­ни­ку отно­ше­ния. Так, во вре­мя арк­ти­че­ской экс­пе­ди­ции ледо­ко­ла «Седов» две жен­щи­ны-учё­ные поста­ви­ли на бор­ту ёлку, сде­лан­ную из ста­ро­го вес­ла и пру­тьев от вени­ка, а в каче­стве укра­ше­ний исполь­зо­ва­ли «образ­цы мор­ской фауны».


Новый год в Великую Отечественную войну. Празднование в тылу

В воен­ное вре­мя осо­бен­но важ­но было под­кре­пить силы сол­дат, под­дер­жать мораль­ный дух, создать атмо­сфе­ру празд­ни­ка, поз­во­ля­ю­щую рас­сла­бить бой­цов, спло­тить воин­ское братство.

За месяц до Ново­го года тру­дя­щи­е­ся фаб­рик и заво­дов, арте­лей и кол­хо­зов гото­ви­ли подар­ки сол­да­там. Соби­ра­ли вещи по прин­ци­пу «чем бога­ты, тем и рады». В ход шли любые про­дук­ты (кол­ба­са, яйца, мука, пече­нье, кон­фе­ты «Крас­но­ар­мей­ская звез­да», шоко­лад «Гвар­дей­ский» и так далее), одеж­да (под­штан­ни­ки, тёп­лые нос­ки, шап­ки и шар­фы), инди­ви­ду­аль­ные посыл­ки с брит­ва­ми, папи­ро­са­ми, мылом и зуб­ным порош­ком. Всё, что уда­ва­лось ско­пить, шло на фронт. Девуш­ки гото­ви­ли кра­си­вые открыт­ки, писа­ли искрен­ние и тёп­лые поздрав­ле­ния, про­буж­да­ю­щие волю к жиз­ни и вдох­нов­ля­ю­щие на победу.

В тылу Новый год отме­ча­ли скром­но, но атмо­сфе­ра была про­ник­ну­та теп­ло­той и забо­той. Евге­ния Сино­то­ва, выжив­шая в бло­кад­ном Ленин­гра­де, так вспо­ми­на­ет 6 янва­ря 1942 года:

«Устро­и­ли празд­ник в одной из школ Октябрь­ско­го рай­о­на. При­гла­си­ли нас всех, остав­ших­ся в живых. Детей в горо­де было мало: мно­гие не дви­га­лись, лежа­ли, кто-то погиб. Но эта бло­кад­ная ёлка запом­ни­лась мне на всю жизнь. Ёлка сто­я­ла наря­жен­ная. В зале было натоп­ле­но, но дети были уку­та­ны, никто не раз­де­вал­ся. С нетер­пе­ни­ем жда­ли подар­ков, полу­чив их, никто из детей их не ел — берег­ли для дома. Потом пове­ли нас в сто­ло­вую, накор­ми­ли тёп­лым супом и овся­ным пече­ньем. Никто не пля­сал, не сме­ял­ся, хоро­вод вокруг ёлки не водили».

По сло­вам исто­ри­ка Аллы Саль­ни­ко­вой, ёлка в те годы пред­став­ля­ла собой пере­пле­те­ние совет­ской ново­год­ней и рели­ги­оз­ной рож­де­ствен­ской ёлки: доре­во­лю­ци­он­ные анге­лоч­ки и вер­теп с мла­ден­цем сосед­ство­ва­ли с крас­ной звез­дой, шаром с изоб­ра­же­ни­ем сер­па и моло­та. Часто встре­ча­лась фигур­ка пара­шю­ти­ста, под­ве­ши­ва­е­мая на нит­ках. В суро­вых усло­ви­ях рос­ла рели­ги­оз­ность, люди всё чаще моли­лись за близких.


Как встречали Новый год на фронте

В зем­лян­ках, в сумра­ке ночном,
На память нам придёт —
Как мы в дому сво­ём родном
Встре­ча­ли Новый год;

Как соби­ра­лись заодно
У мир­но­го стола,
Как мно­го было нам дано
И све­та и тепла.

Миха­ил Иса­ков­ский «В зем­лян­ках…» (1943)

Сол­да­ты на фрон­те вся­че­ски ста­ра­лись скра­сить тяжё­лые армей­ские буд­ни. Напри­мер, ста­ви­ли ёлку гиль­зу от 37-мил­ли­мет­ро­вой пуш­ки и укра­ша­ли её патрон­ны­ми гиль­за­ми от вин­то­вок, бин­та­ми и мар­лей. Осо­бен­но фрон­то­ви­ки запом­ни­ли Новый год 1943-го, после побе­ды под Ста­лин­гра­дом. Тогда сол­да­там доста­лось мно­же­ство тро­фей­ной тех­ни­ки, ору­жия и про­ви­зии, вклю­чая шам­пан­ское, немец­кие кон­сер­вы с мясом и рыбой, ита­льян­ские кон­сер­вы с рисом и лягу­ша­чьи­ми лап­ка­ми. Лап­ки бой­цы выки­ды­ва­ли, а рис съе­да­ли. Встре­ча­лась и такая экзо­ти­ка, как омлет из чере­па­шьих яиц.

Экс­по­зи­ция в музее-дио­ра­ме «Кур­ская бит­ва. Бел­го­род­ское направ­ле­ние» выстав­ка «Новый, 1943 год»
Бой­цы Ленин­град­ско­го фрон­та несут по ходу сооб­ще­ния ново­год­нюю ёлку

По сло­вам заве­ду­ю­щей выста­воч­ным отде­лом музея-запо­вед­ни­ка «Ста­лин­град­ская бит­ва» Свет­ла­ны Аргас­це­вой, нем­цы полу­ча­ли подар­ки с воз­ду­ха — дере­вян­ные ящи­ки с над­пи­сью «При­вет от Гит­ле­ра», при­зван­ный под­нять их мораль­ный дух. Совет­ские сол­да­ты научи­лись пус­кать немец­кие сиг­наль­ные раке­ты, что­бы вво­дить в заблуж­де­ние вра­же­ских лёт­чи­ков. Так нашим бой­цам доста­ва­лись пли­точ­ный мар­ме­лад, шнапс и вино.


Чудо под Рождество

Осмыс­ли­вая суро­вые фрон­то­вые годы, те обсто­я­тель­ства, в кото­рых про­стые люди про­яв­ля­ли недю­жин­ную силу духа и волю к жиз­ни, вспом­ним о чуде­сах. К при­ме­ру, неве­ро­ят­ную исто­рию вре­мён Пер­вой миро­вой вой­ны. 24 декаб­ря 1914 года в Бель­гии, в рай­оне Ипра, немец­кие сол­да­ты ста­ли укра­шать тран­шеи. Они поста­ви­ли све­чи в око­пах и на ново­год­ние ёлки и нача­ли петь рож­де­ствен­ские гим­ны. В ответ запе­ли и бри­тан­цы. Никто не зна­ет име­ни чело­ве­ка, кото­рый тогда пер­вым вышел из око­па. Извест­но, что это был немец­кий сол­дат, вслед за кото­рым ещё несколь­ко сол­дат напра­ви­лись в сто­ро­ну англи­чан. Риск был неимо­вер­ный: открыть огонь мог­ли как чужие, так и свои, но что-то удер­жа­ло сол­дат от кро­во­про­ли­тия. Так нача­лось зна­ме­ни­тое Рож­де­ствен­ское пере­ми­рие 1914 года. Сол­да­ты обе­их пози­ций сти­хий­но поки­да­ли око­пы, выхо­ди­ли на ней­траль­ную тер­ри­то­рию, что­бы пожать руки и поздра­вить с Рож­де­ством тех, в кого ещё вче­ра стре­ля­ли. Без при­ка­за и раз­ре­ше­ния, под стра­хом рас­стре­ла, они уго­ща­ли друг дру­га кол­ба­сой, шоко­ла­дом, выпи­ва­ли из одной фля­ги. Про­дук­ты пита­ния меня­лись на табак, алко­голь — на сувениры.

Слож­но в это пове­рить, но во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны слу­ча­лись похо­жие исто­рии. 31 декаб­ря 1942 года, Север­ный Кав­каз, гора Эль­брус. В гости­ни­це «При­ют один­на­дца­ти» у ками­на суши­ли пор­тян­ки началь­ник оте­ля Алек­сандр Кова­лёв, радист, метео­ро­лог и четы­ре красноармейца.

«При­ют один­на­дца­ти». 1939 год

За окном вели­че­ствен­ные хреб­ты, покры­тые сне­гом, завы­вал мороз­ный ветер, но в гости­ни­це теп­ло и уют­но. Сол­да­ты при­го­то­ви­ли скром­ный празд­нич­ный стол, собра­лись у ками­на, что­бы душев­но встре­тить Новый год.

Вдруг гор­ный ветер донёс едва замет­ные голо­са — послы­ша­лась немец­кая речь. Бой­цы съё­жи­лись и инстинк­тив­но потя­ну­лись к вин­тов­кам, свет поту­ши­ли. Один из сол­дат посмот­рел в окно: 15 немец­ких пехо­тин­цев под­ни­ма­лись по скло­ну к гости­ни­це. Сол­да­ты заня­ли пози­ции, а сер­жант Алек­сей Мале­и­нов выгля­нул на ули­цу и улыб­нул­ся: «Отста­вить стре­лять!» — «Как, това­рищ сер­жант?» Нем­цы ворва­лись в гости­ни­цу, и Алек­сей оклик­нул одно­го из сол­дат: «Грот, каки­ми судь­ба­ми!» Суро­вое лицо немец­ко­го капи­та­на рас­плы­лось в улыб­ке: Nicht schießen! Выяс­ни­лось, что в 30‑е годы немец­кие аль­пи­ни­сты часто заби­ра­лись на Кав­каз­ские хреб­ты и совет­ские спортс­ме­ны сопро­вож­да­ли их, помо­гая в экс­трен­ных ситу­а­ци­ях. Капи­тан из Гер­ма­нии при­знал Кова­лё­ва, нем­цы доста­ли закус­ку и шнапс. Нерав­ный бой пре­вра­тил­ся в сов­мест­ное празд­но­ва­ние Ново­го года.

Коман­до­ва­ние не при­вет­ство­ва­ло подоб­ные бра­та­ния, и любые их попыт­ки пре­се­ка­лись снай­пер­ским огнём по сво­им же. Тем не менее нем­цы неод­но­крат­но писа­ли в мему­а­рах о том, что рус­ские поз­во­ля­ли встре­тить Рож­де­ство отно­си­тель­но спо­кой­но. Зато в ново­год­нюю ночь покры­ва­ли их пози­ции из гау­биц и «Катюш» таким сплош­ным огнём, что было свет­ло, как днём.


Новый год в 1950–1960 годы

Насту­пил после­во­ен­ный пери­од — вре­мя, пол­ное надежд. Отте­пель и поли­ти­че­ская амни­стия, запуск кос­ми­че­ских спут­ни­ков и VI фести­валь моло­дё­жи и сту­ден­тов 1957 года. В Новый год про­хо­ди­ли утрен­ни­ки для детей и кар­на­ва­лы для взрос­лых. Совет­ские кино­ре­жис­сё­ры спе­ци­аль­но к празд­ни­ку гото­ви­ли празд­нич­ные рабо­ты, пер­вые джа­зо­вые оркест­ры писа­ли тема­ти­че­ские композиции.

Дед Мороз выез­жа­ет на каток пар­ка Горь­ко­го. 1952 год

Рос­сий­ский исто­рик Денис Фомин-Нилов опи­сы­ва­ет после­во­ен­ный Новый год так:

«Этот пери­од озна­ме­но­ван появ­ле­ни­ем радио и теле­пе­ре­дач. Кажу­щи­е­ся сей­час наив­ны­ми и дет­ски­ми, с шут­ка­ми, анек­до­та­ми, пес­ня­ми и пляс­ка­ми. Доста­точ­но вспом­нить кине­ма­то­граф, фильм „Кар­на­валь­ная ночь“ с Люд­ми­лой Гур­чен­ко, став­ший клас­си­кой на деся­ти­ле­тия. Празд­ни­ки 60‑х годов, кото­рые пом­нят боль­шин­ство ныне живу­щих граж­дан, с боль­шим раз­ма­хом, поздра­ви­тель­ны­ми открыт­ка­ми, выпус­ком спе­ци­аль­ных марок и монет — всё это дела­лось на госу­дар­ствен­ном уровне и поз­во­ля­ло куль­тур­но при­ми­рить пар­тий­ных и бес­пар­тий­ных. Обще­на­ци­о­наль­ные празд­ни­ки спла­чи­ва­ли людей!»

Рах­ма­нов Нико­лай. Ёлка. 1950‑е годы

Глав­ный атри­бут празд­нич­но­го един­ства в 50‑е годы — семей­ное засто­лье. Гастро­но­ми­че­ские атри­бу­ты тор­же­ства — холо­дец, солё­ные гри­бы (белые, груз­ди, рыжи­ки), ква­ше­ная капу­ста, сельдь с мас­лом и зелё­ным луком, вине­грет. В Ленин­гра­де был попу­ля­рен салат из коп­чё­ной трес­ки и кар­тош­ки. Глав­ное блю­до Ново­го года — празд­нич­ный пирог. После тёп­лых поздрав­ле­ний под бой куран­тов, по тра­ди­ции, шли к празд­нич­ной ёлке, под кото­рой Дед Мороз оста­вил подар­ки. Дети нахо­ди­ли совет­ские игруш­ки, а взрос­лые — сто­ло­вое сереб­ро, под­ста­кан­ни­ки, чар­ки, пуд­ре­ни­цы, фар­фор, духи и коньяк.

Вме­сто рож­де­ствен­ской звез­ды сто­я­ла крас­ная, крем­лёв­ская. Вме­сто анге­лоч­ков всё чаще встре­ча­лись лес­ные живот­ные, кук­лы из ваты и стек­ла. После вой­ны оста­лись тан­ки, сол­да­ты, соба­ки-сани­та­ры, писто­ле­ты, гра­на­ты и вин­тов­ки. Ну и, конеч­но, раду­ю­щие глаз сне­го­ви­ки и Сне­гу­роч­ки, сне­жин­ки и кло­у­ны, крас­ные шапоч­ки и звез­до­чё­ты, настен­ные часы со стрел­ка­ми «без пяти две­на­дцать», гир­лян­ды из элек­три­че­ских лам­по­чек и ста­рые доб­рые гип­со­вые Дед Мороз и Сне­гу­роч­ка. Осо­бен­но цени­лись ёлоч­ные укра­ше­ния из ГДР.

Ёлоч­ный базар. 1950‑е годы

6 апре­ля 1962 года вышел пер­вый выпуск еже­не­дель­ной пере­да­чи «Теле­ви­зи­он­ное кафе» — впо­след­ствии её ста­ли пока­зы­вать толь­ко под Новый год и пере­име­но­ва­ли в «Голу­бой огонёк».


Стабильные 70‑е и переломные 80‑е

Бреж­нев­ское вре­мя запом­ни­лось совре­мен­ни­кам как самое без­за­бот­ное и счаст­ли­вое. В канун 1971 года Лео­нид Ильич ввёл тра­ди­цию, кото­рая суще­ству­ет и сей­час, — поздрав­лять граж­дан в спе­ци­аль­ном обра­ще­нии.

К Ново­му году гото­ви­лись за месяц. На сто­лах всё чаще появ­лись про­слав­лен­ные сала­ты «Сельдь под шубой» и «Оли­вье». И хотя май­о­нез отмен­но­го каче­ства выпус­кал­ся с 1936 года, он был дефи­цит­ным и в 50‑е годы. Новый писк в кули­на­рии — сло­ё­ный салат с рыб­ны­ми кон­сер­ва­ми «Мимо­за». На закус­ку — грен­ки со шпро­та­ми. Вме­сто пиро­га всё чаще поку­па­ли празд­нич­ный десерт — торт «Напо­ле­он». Как и в Аме­ри­ке, 70‑е годы в СССР озна­ме­но­ва­лись появ­ле­ни­ем целой пле­я­ды музы­каль­ных талан­тов. Луч­шие испол­ни­те­ли обя­за­тель­но высту­па­ли на «Голу­бом огоньке».

 

С 1977 года по ново­год­не­му ТВ ста­ли пока­зы­вать «Мело­дии и рит­мы зару­беж­ной эстрады».

31 декаб­ря 1975 года состо­я­лась пре­мье­ра филь­ма Эль­да­ра Ряза­но­ва «Иро­ния судь­бы, или С лёг­ким паром!». Лен­ту до сих пор кру­тят по теле­ви­де­нию в канун Ново­го года.

На празд­нич­ных сто­лах всё чаще появ­ля­лась залив­ная рыба, ман­да­ри­ны. На Новый год дари­ли жен­щи­нам духи Climat, а муж­чи­нам — брит­ву с пла­ва­ю­щи­ми ножа­ми, хотя они по-преж­не­му были весь­ма дефицитны.

Пред­но­во­год­ний вечер в семье ста­ле­ва­ра. 1984 год

Слож­но пере­чис­лить все филь­мы, пес­ни и исто­рии, свя­зан­ные с совет­ским Новым годом. Без­услов­но, этот фено­мен ещё мно­го лет будут изу­чать исто­ри­ки XXI века, пыта­ясь разо­брать­ся в уди­ви­тель­ной алхи­мии ком­му­ни­сти­че­ской эсте­ти­ки с язы­че­ским Дедом Моро­зом и Сне­гу­роч­кой и хри­сти­ан­ско­го Рож­де­ства Христова.

С насту­па­ю­щим Новым годом, доро­гие читатели!


Что почитать по теме


Читай­те так­же «Рож­де­ство и Новый год — от Рос­сий­ской импе­рии до ста­лин­ско­го СССР».

Поделиться