История комиксов в России в первой половине XX века. Сатира, пропаганда, просвещение

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет цикл Пет­ра Поле­щу­ка об исто­рии комик­сов в Рос­сии: от допет­ров­ских вре­мён через СССР и до наших дней. В этом выпус­ке про­не­сём­ся по исто­рии пер­вой поло­ви­ны ХХ века, что­бы разо­брать­ся, как в совет­ской стране появи­лась куль­ту­ра, напо­ми­на­ю­щая куль­ту­ру стра­ны-анта­го­ни­ста, и поче­му имен­но в отно­ше­нии ХХ века схо­дят­ся иссле­до­ва­те­ли, ищу­щие дату рож­де­ния оте­че­ствен­ных комиксов.


Два­дца­тое сто­ле­тие — вре­мя ради­каль­ных пере­мен. Вой­ны, захва­тив­шие весь мир, рево­лю­ции, ска­чок тех­ни­че­ско­го и науч­но­го про­грес­са — всё это отра­зи­лось в куль­ту­ре. Появил­ся и новый вид искус­ства — впер­вые со вре­мён Древ­ней Гре­ции, — кине­ма­то­граф. Одна­ко в золо­тую эпо­ху всту­пил и дру­гой вид, к кото­ро­му ещё дол­гое вре­мя будет сохра­нят­ся пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние, но окон­ча­тель­но рух­нет к кон­цу ХХ века, — комиксы. 

Комик­сы слу­жи­ли раз­вле­ка­тель­ным и обра­зо­ва­тель­ным целям. Рисо­ван­ные исто­рии нача­ли выхо­дить в буль­вар­ных жур­на­лах, а в ито­ге эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ли в слож­ную фор­му гра­фи­че­ских рома­нов. Но это — в Шта­тах и Бри­та­нии. В СССР аван­сце­ну занял кине­ма­то­граф, тогда как комик­сы дол­гое вре­мя нахо­ди­лись под услов­ным запре­том — как сим­вол бур­жу­аз­ной куль­ту­ры. Тем не менее появ­ля­лись изда­ния, кото­рые пуб­ли­ко­ва­ли мате­ри­а­лы, напо­ми­на­ю­щие стан­дарт­ные комик­сы. По испол­не­нию эти рабо­ты были намно­го бли­же к пол­но­цен­ны­ми комик­са­ми, чем пред­ше­ству­ю­щие формы.


1900—1920‑е: комикс — политический жанр 

Пер­вая рус­ская рево­лю­ция не при­нес­ла обще­ству жела­е­мых резуль­та­тов. Хотя пер­вые шаги в сто­ро­ну пар­ла­мен­та­риз­ма всё же были сде­ла­ны, до рав­но­прав­но­го и спра­вед­ли­во­го госу­дар­ства по-преж­не­му было дале­ко. Стра­ну навод­ни­ли сати­ри­че­ские жур­на­лы, посколь­ку высме­и­ва­ние — ино­гда заву­а­ли­ро­ван­ное, а иной раз и демон­стра­тив­ное — оста­лось чуть ли един­ствен­ным мето­дом борь­бы. Кари­ка­ту­ри­сты не мог­ли обой­ти вни­ма­ни­ем жанр комик­са, кото­рый откры­вал им обшир­ные воз­мож­но­сти: и смеш­но изоб­ра­зить оппо­нен­та, и напи­сать о нём колкость. 

1 апре­ля 1908 года выхо­дит пер­вый номер жур­на­ла «Сати­ри­кон», став­ший куль­тур­ным явле­ни­ем. В изда­нии пуб­ли­ко­ва­лись мно­гие зна­ко­вые авто­ры Сереб­ря­но­го века, напри­мер Алек­сандр Куп­рин и Вла­ди­мир Мая­ков­ский. Прак­ти­че­ски в каж­дом выпус­ке «Сати­ри­ко­на» печа­та­ли мини­мум один юмо­ри­сти­че­ский комикс. Несмот­ря на то что комик­сы не счи­та­лись «высо­ким искус­ством», авто­ры «Сати­ри­ко­на» поль­зо­ва­лись ува­же­ни­ем. Хотя частич­но это свя­за­но с тем, что одним из вид­ных комик­си­стов был осно­ва­тель жур­на­ла Алек­сей Рада­ков — экс­цен­трич­ная и замет­ная лич­ность в куль­тур­ной жиз­ни того времени. 

Слу­чай с октяб­ри­стом. Алек­сей Рада­ков. «Сати­ри­кон» № 29 1908 года

Вызы­ва­ю­щий харак­тер Рада­ко­ва отра­жал­ся и в его рабо­тах. Напри­мер, в «Слу­чае с октяб­ри­стом» (1908) мы видим, как депу­тат гос­ду­мы идёт на рабо­ту, но попа­да­ет под трам­вай, кото­рый отре­за­ет ему голо­ву. Депу­тат это­го не заме­ча­ет, как и не заме­ча­ют его кол­ле­ги. В ито­ге отсут­ствие голо­вы удив­ля­ет толь­ко швей­ца­ра. 

Имен­но на стра­ни­цах «Сати­ри­ко­на» впер­вые в Рос­сии появил­ся фир­мен­ный для комик­сов пузырь с тек­стом — хотя неотъ­ем­ле­мой частью фор­ма­та он ста­нет зна­чи­тель­но позже.

Фраг­мент из «Силы фан­та­зии». Алек­сей Рада­ков. «Сати­ри­кон» № 8 1908 года

В рево­лю­ци­он­ные вре­ме­на осо­бую попу­ляр­ность полу­чи­ли аги­та­ци­он­ные пла­ка­ты — что зако­но­мер­но, так как рево­лю­ци­о­не­рам при­хо­ди­лось моби­ли­зо­вы­вать людей, а яркие и брос­кие кар­тин­ки хоро­шо слу­жи­ли этим целям. Так появи­лись «Окна сати­ры РОСТА» — агит­пла­ка­ты, напо­ми­на­ю­щие комикс бла­го­да­ря ряду гра­фи­че­ских рисун­ков. Изоб­ра­же­ния допол­ня­лись вспо­мо­га­тель­ны­ми сти­ха­ми-ком­мен­та­ри­я­ми. «Окна сати­ры» кон­траст­но демон­стри­ро­ва­ли раз­ни­цу меж­ду жиз­нью при бур­жу­а­зии и про­ле­тар­ской диктатуре.

«Гор­няк, ты борол­ся за рево­лю­цию на фрон­те воен­ном». Худож­ник: Миха­ил Черем­ных. Текст: Вла­ди­мир Мая­ков­ский. Январь 1921 года

Пер­вый пла­кат появил­ся в октяб­ре 1919 года. Тогда же воз­ник­ли тира­жи­ру­е­мые обра­зы крас­но­ар­мей­ца, кре­стья­ни­на, рабо­че­го, бур­жуя и туне­яд­ца. Пла­ка­ты были очень выра­зи­тель­ны­ми: рису­нок кон­крет­ный и неза­мыс­ло­ва­тый, выбор цве­тов — умыш­лен­но кон­траст­ный, напри­мер крас­ный и чёр­ный. Фигу­ры изоб­ра­жа­лись про­сто — в основ­ном обра­зы рас­по­зна­ва­лись по кон­ту­ру и силу­эту. «Окна сати­ры РОСТА» ста­ли мас­со­вой про­дук­ци­ей, посколь­ку выстав­ля­лись в вит­ри­нах мага­зи­нов. Руку к их созда­нию при­ло­жи­ли весь­ма извест­ные авто­ры — сре­ди них Вла­ди­мир Мая­ков­ский и Лиля Брик.


1930‑е: расцвет детских комиксов 

В после­ре­во­лю­ци­он­ный пери­од в стране поми­мо пла­кат­ной гра­фи­ки попу­ля­ри­зи­ро­ва­лась дет­ская лите­ра­ту­ра. Появи­лись изда­ния, где часто мож­но было встре­тить исто­рии в кар­тин­ках — пре­иму­ще­ствен­но в жур­на­ле «ЕЖ» и «ЧИЖ».

Но рож­де­ние насто­я­ще­го комик­са слу­чи­лось 6 декаб­ря 1936 года. По мне­нию исто­ри­ка комик­сов Миха­и­ла Заслав­ско­го, пол­но­цен­ный совет­ский комикс появил­ся в пер­вом номе­ре жур­на­ла «Свер­чок». На его стра­ни­цах пуб­ли­ко­ва­лись в том чис­ле и клас­си­ки: Дани­ил Хармс, Саму­ил Мар­шак, Алек­сандр Введенский.

Стра­ни­цы жур­на­ла «Свер­чок». 1937 год
Стра­ни­цы жур­на­ла «Свер­чок». 1937 год

Несмот­ря на то что «Свер­чок» собрал мно­же­ство извест­ных дет­ских писа­те­лей и иллю­стра­то­ров, жур­нал закры­ли уже через пять номе­ров. Изда­ние рас­кри­ти­ко­ва­ли за «кле­ве­ту», а глав­но­го редак­то­ра Нико­лая Олей­ни­ко­ва и веду­ще­го худож­ни­ка Бро­ни­сла­ва Мала­хов­ско­го осу­ди­ли по обви­не­ни­ям в шпи­о­на­же и рас­стре­ля­ли. Увы, номе­ра жур­на­ла не сохра­ни­лись — из пяти выпус­ков в интер­не­те мож­но най­ти толь­ко послед­ний. Сто­ит упо­мя­нуть, что у «Сверч­ка» был пред­ше­ствен­ник — юмо­ри­сти­че­ская газе­та «Вань­ка-встань­ка», кото­рая тоже про­дер­жа­лась пять выпусков.

В сле­ду­ю­щем году свет уви­де­ли «Рас­ска­зы в кар­тин­ках» Нико­лая Рад­ло­ва. В после­ду­ю­щие годы сбор­ник выхо­дил в СССР боль­ши­ми тира­жа­ми в аль­бом­ных фор­ма­тах и как книжка-малютка. 

«Рас­ска­зы в кар­тин­ках» были устро­е­ны по прин­ци­пу комик­са: стра­ни­цы похо­ди­ли на комик­со­вый раз­во­рот, кото­рый рас­кры­вал опре­де­лён­ную исто­рию. Напри­мер, состо­я­щий из трёх фрей­мов «Вор-мухо­мор»: на пер­вом ёж под­хо­дит с узел­ком к дере­ву, воз­ле кото­ро­го рас­тёт малень­кий гри­бок; на вто­ром ёж во вре­мя дождя отды­ха­ет под дере­вом, поло­жив узе­лок на шляп­ку гри­ба; на тре­тьем ёж про­сы­па­ет­ся и не может най­ти узе­лок, кото­рый теперь нахо­дит­ся гораз­до выше на вырос­шем после дождя грибе.

«Вор-мухо­мор»

Что инте­рес­но, в 1938 году «Рас­ска­зы в кар­тин­ках» изда­ли в США, где сбор­ник выиг­рал вто­рую пре­мию на Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се дет­ской кни­ги. Рас­ска­зы вошли в спи­сок луч­ших книг года в дет­ском жур­на­ле The Horn Book Magazine. 

Комик­сы — син­кре­тич­ный фор­мат. Посколь­ку он объ­еди­ня­ет в себе лите­ра­тур­ные и кине­ма­то­гра­фи­че­ские каче­ства, не уди­ви­тель­но, что его воз­мож­но­сти про­бо­ва­ли не толь­ко на бума­ге, но и в кино.

Задол­го до того, как появи­лось DVD и каж­дый обза­вёл­ся домаш­ним кино­те­ат­ром, суще­ство­ва­ли так назы­ва­е­мые диа­филь­мы — свое­об­раз­ное слайд-шоу из обыч­ной кино­плён­ки в несколь­ко десят­ков кад­ров, уме­щав­шее пол­но­цен­ную исто­рию. Диа­филь­мы появи­лись в СССР в 1934 году, их при­ме­ня­ли для обра­зо­ва­тель­ных и раз­вле­ка­тель­ных целей. Они были дешё­вой и пото­му более доступ­ной заме­ной слож­ных кинопроекторов.

Кадр из диа­филь­ма «Чипол­ли­но»

Изоб­ра­же­ние с плён­ки про­еци­ро­ва­лось через филь­мо­скоп на глад­кую поверх­ность. Каж­дый слайд нуж­но было пере­клю­чить вруч­ную, что созда­ва­ло впе­чат­ле­ние пере­ли­сты­ва­ния жур­на­ла или комик­са. Назва­ние диа­филь­мов про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го δια, что озна­ча­ет «пере­ход от нача­ла до кон­ца». Посколь­ку диа­фильм осно­ван на смене ста­тич­ных кад­ров, что бли­же к стан­ко­вой живо­пи­си и гра­фи­ке, чем к кино, неко­то­рые худож­ни­ки отно­сят диа­фильм к изоб­ра­зи­тель­но­му искус­ству. К тому же диа­филь­мы появи­лись рань­ше кине­ма­то­гра­фа и фото­гра­фии. Самые ран­ние при­ме­ры дати­ру­ют­ся пер­вой поло­ви­ной XVI сто­ле­тия: изоб­ра­же­ния нано­си­ли на пла­сти­ны из стек­ла и пока­зы­ва­ли через «вол­шеб­ный фонарь» (фан­тас­коп), кото­рый по кон­струк­ции почти не отли­чал­ся от диа­про­ек­то­ров ХХ века. 

«Вол­шеб­ный фонарь», он же фантаскоп

Из-за соот­вет­ствия тек­ста изоб­ра­же­нию и дина­ми­ки пере­клю­че­ния кад­ра за кад­ром про­смотр диа­филь­мов было бы логич­нее назвать чте­ни­ем — но не кни­ги, а комик­са. Одна­ко посколь­ку сло­во «комикс» не было попу­ляр­но в те вре­ме­на, диа­филь­мы боль­ше отно­си­ли к кинематографу. 

Диа­филь­мы повсе­мест­но исполь­зо­ва­лись в СССР — через них мно­гие юные зри­те­ли (чита­те­ли?) зна­ко­ми­лись с исто­ри­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми и сказками. 


1940‑е: комиксы возвращаются в политику

Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны СМИ сно­ва ста­ли оче­вид­но поли­ти­зи­ро­ван­ны­ми. Дет­ские изда­ния учи­ли вза­и­мо­вы­руч­ке и люб­ви к родине. Жур­нал «Костёр» выхо­дил даже в бло­кад­ном Ленин­гра­де, несмот­ря на ужас­ные усло­вия. Печать для взрос­лых же про­па­ган­ди­ро­ва­ла отпор вра­гу — толь­ко теперь худож­ни­ки цели­лись не в бур­жу­а­зию, а в сол­да­тов нацист­ской Германии.

Осо­бен­но силь­но тира­жи­ро­ва­лись воен­ные пла­ка­ты под назва­ни­ем «Окна ТАСС». Они появи­лись в пер­вые дни вой­ны — уже 27 июня 1941 года. Пла­ка­ты не печа­та­ли, а изго­тав­ли­ва­ли вруч­ную — нано­си­ли кле­е­вые крас­ки на бума­гу. «Окна ТАСС» про­из­во­ди­лись весь­ма быст­ро, что поз­во­ля­ло мол­ние­нос­но реа­ги­ро­вать на обще­ствен­ную повест­ку. И хотя воен­ное вре­мя силь­но поли­ти­зи­ро­ва­ло печат­ную про­дук­цию, «Окна ТАСС» оста­лись вер­ны сати­ри­че­ской тра­ди­ции — что сыг­ра­ло на руку их популярности.

Окно ТАСС № 15, 1944 год

Не отста­вал и «Кро­ко­дил», став­ший в годы вой­ны самым попу­ляр­ным сати­ри­че­ским изда­ни­ем в СССР. С 1941 года глав­ной зада­чей изда­ния ста­ла борь­ба с фаши­ста­ми. Побе­ду над гит­ле­ров­ской Гер­ма­ни­ей «Кро­ко­дил» тоже празд­но­вал в сво­ём духе — карикатурном.

Обо­рот жур­на­ла «Кро­ко­дил». № 15, июль 1941 года

Комик­сы воен­ных лет в СССР и США отве­ча­ли одним и тем же тре­бо­ва­ни­ям — про­па­ган­дист­ским и анти­фа­шист­ским. В Шта­тах появил­ся Капи­тан Аме­ри­ка, кото­рый сра­жал­ся с Гит­ле­ром и наци­ста­ми на обложках. 

В те же годы про­изо­шло сюр­ре­а­ли­стич­ное пере­се­че­ние оте­че­ствен­ной и аме­ри­кан­ской куль­ту­ры: в июне 1942 года, спу­стя все­го пару лет после при­бы­тия в США, Вла­ди­мир Набо­ков отпра­вил сти­хо­тво­ре­ние про Супер­ме­на редак­то­ру The New Yorker. Увы, жур­нал отка­зал писа­те­лю в публикации.

При­ми редак­тор про­ти­во­по­лож­ное реше­ние, вряд ли бы исто­рия комик­сов и отно­ше­ние к ним в СССР изме­ни­лось. Рас­хож­де­ний меж­ду око­ло­ко­мик­са­ми в Совет­ском Сою­зе и аме­ри­кан­ски­ми комик­са­ми было боль­ше, чем сходств. В 1948 году в ста­тье «Рас­тле­ние дет­ских душ» дет­ский писа­тель Кор­ней Чуков­ский рас­кри­ти­ко­вал геро­ев запад­ных комик­сов. Чуков­ский писал весь­ма в духе совет­ской кри­ти­ки: упре­кал супер­ге­ро­ев за жесто­кость, пре­уве­ли­чен­ную до неслы­хан­ных масштабов. 

«Судя по этим жур­на­лам, бан­ди­тизм в заоке­ан­ской рес­пуб­ли­ке при­нял такие раз­ме­ры, что толь­ко чудо­твор­цы, сошед­шие с неба, могут вести с ним борь­бу. В каж­дой книж­ке из меся­ца в месяц — новые и новые уго­лов­ные подви­ги бес­чис­лен­ных налёт­чи­ков, ганг­сте­ров, взлом­щи­ков несго­ра­е­мых касс, фаль­ши­во­мо­нет­чи­ков, гра­би­те­лей, про­фес­си­о­наль­ных убийц».

По тек­сту оче­вид­но, что Кор­ней Ива­но­вич дей­стви­тель­но был зна­ком с ори­ги­на­ла­ми, одна­ко как они к нему попа­ли — боль­шой вопрос.

Вот в чём иро­ния: Чуков­ский так ярко кри­ти­ко­вал супер­ге­ро­ев, что его ста­тья ста­ла для совет­ских чита­те­лей чуть ли не пер­вым подроб­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции об аме­ри­кан­ских комиксах. 

Насто­я­щий бум комик­сов в Рос­сии слу­чил­ся намно­го поз­же — после паде­ния «желез­но­го зана­ве­са». Воз­ник­ли пер­вые комикс-сту­дии: «КОМ», «Тема», «Велес-ВА», «Муха». Появи­лись пере­во­ды зару­беж­ных комик­сов, кото­рые ста­ли аль­ма-матер для оте­че­ствен­ных гиков. Имен­но тогда оте­че­ствен­ные авто­ры окон­ча­тель­но осо­зна­ли себя созда­те­ля­ми комик­сов, а не смеж­ной про­дук­ции. О том, каки­ми были пер­вые пол­но­цен­ные оте­че­ствен­ные комик­сы — читай­те в сле­ду­ю­щей части обзора.


Читай­те так­же первую часть цик­ла об исто­рии комик­сов в Рос­сии

Поделиться