ФСБ опубликовала комплекс документов о деятельности полка СС «Варяг»

На сай­те Феде­раль­ной служ­бы без­опас­но­сти Рос­сии появи­лась ста­тья «„Варя­ги“ фюре­ра. Дея­тель­ность совет­ских орга­нов без­опас­но­сти в после­во­ен­ный пери­од по розыс­ку и нака­за­нию нацист­ских воен­ных пре­ступ­ни­ков», осно­ван­ная на архив­ных доку­мен­тах кон­ца 1940‑х годов из след­ствен­но­го дела в отно­ше­нии быв­ше­го воен­но­слу­жа­ще­го кара­тель­но­го пол­ка СС «Варяг» Гри­го­рия Бурбело.

Бур­бе­ло, выхо­дец из укра­ин­ских кре­стьян Хер­сон­ской обла­сти, про­жи­вал в 1941–1944 годах на окку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях, в фев­ра­ле 1944 года доб­ро­воль­но всту­пил в бата­льон СС осо­бо­го назна­че­ния, а с авгу­ста того же года при­ни­мал уча­стие в кара­тель­ных опе­ра­ци­ях про­тив юго­слав­ских пар­ти­зан. Бата­льон, где он слу­жил, был пре­об­ра­зо­ван в полк «Варяг». После вой­ны Гри­го­рий Бур­бе­ло был аре­сто­ван совет­ски­ми орга­на­ми безопасности.

Ядром осо­бо­го пол­ка СС «Варяг» ста­ли анти­со­вет­ски настро­ен­ные рус­ские эми­гран­ты, про­жи­вав­шие на тер­ри­то­рии Юго­сла­вии. В их чис­ле — выпуск­ни­ки кадет­ских кор­пу­сов, воен­но-учи­лищ­ных кур­сов Рус­ско­го обще­во­ин­ско­го сою­за (РОВС), граж­дан­ская моло­дёжь из соста­ва рус­ской диас­по­ры в Юго­сла­вии и дру­гие. Коман­ди­ром пол­ка был назна­чен быв­ший офи­цер Рус­ской импе­ра­тор­ской армии М. А. Семёнов.

Ста­тья содер­жит копии доку­мен­тов след­ствен­но­го дела и выбо­роч­ные цита­ты из допро­сов Бур­бе­ло, в кото­рых он опи­сы­вал обсто­я­тель­ства сво­ей служ­бы в Югославии:

«…Лич­ный состав бата­льо­на, под коман­до­ва­ни­ем Семё­но­ва, гра­бил насе­ле­ние сёл, кото­рые под­дер­жи­ва­ли связь с пар­ти­за­на­ми. Под силой ору­жия мы уво­ди­ли из сёл скот, заби­ра­ли у насе­ле­ния про­дук­ты пита­ния, одеж­ду и цен­но­сти. Ряд насе­лён­ных пунк­тов, назва­ния кото­рых не пом­ню, в кото­рых мы обна­ру­жи­ва­ли пар­ти­зан, мы под­вер­га­ли пол­но­му опу­сто­ше­нию, сжи­га­ли дома семей пар­ти­зан. Мест­ное насе­ле­ние в этих слу­ча­ях вовсе изго­ня­лось из насе­лён­ных пунктов».

Поделиться