У ворот Царьграда

Русские эмигранты в Стамбуле. Фото сделано в 1920 — 1923 гг.

Позд­ней осе­нью 1920 года воз­ле крым­ско­го села Ишунь реша­лась судь­ба армии Вран­ге­ля, да и все­го бело­го дви­же­ния. После неде­ли упор­ных боёв 12 нояб­ря части Крас­ной армии заня­ли ишунь­ские пози­ции и устре­ми­лись вглубь Кры­ма. В сле­ду­ю­щие несколь­ко дней вой­ска и мас­сы граж­дан­ско­го насе­ле­ния орга­ни­зо­ван­но погру­зи­лись на кораб­ли и взя­ли курс в сто­ро­ну Тур­ции. Впо­след­ствии эти собы­тия будут назва­ны Сева­сто­поль­ской эва­ку­а­ци­ей (по назва­нию глав­но­го пор­та отправления).


Пер­вые рус­ские бежен­цы нача­ли при­бы­вать в Тур­цию из объ­ятой граж­дан­ской вой­ной Рос­сии ещё в 1918 году, задол­го до опи­сы­ва­е­мых собы­тий. Посто­ян­ная пере­ме­на поли­ти­че­ской ситу­а­ции (а они про­ис­хо­ди­ли бес­пре­рыв­но, осо­бен­но на юге стра­ны) каж­дый раз сопро­вож­да­лись вол­ной вынуж­ден­ных пере­се­лен­цев. Зна­чи­тель­ная вол­на эми­гран­тов ока­за­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле в апре­ле 1919 года после того, как крас­ные заня­ли Крым в пер­вый раз. По неко­то­рым дан­ным, в этом году в горо­де насчи­ты­ва­лось уже тыся­ча рус­ских беженцев.

Ситу­а­ция в быв­шей Осман­ской импе­рии чем-то напо­ми­на­ла недав­ние собы­тия в Рос­сии. После пора­же­ния в Пер­вой миро­вой войне на турец­кую тер­ри­то­рию вошли вой­ска Антан­ты. В стране дей­ство­ва­ло два пра­ви­тель­ства — ста­рое сул­тан­ское в Кон­стан­ти­но­по­ле, под­кон­троль­ное союз­ни­кам, и новое рес­пуб­ли­кан­ское в Анго­ре, боров­ше­е­ся за неза­ви­си­мое наци­о­наль­ное госу­дар­ство. Его воз­глав­лял герой вой­ны гене­рал Муста­фа Кемаль, буду­щий лидер Тур­ции. Фак­ти­че­ски же боль­шая часть тер­ри­то­рии никем не кон­тро­ли­ро­ва­лась, а на её гра­ни­цах буше­ва­ли войны.

Эва­ку­а­ция дроз­дов­цев и кор­ни­лов­цев из Кры­ма. Дмит­рий Белюкин

К тому момен­ту, когда в Золо­том Роге пока­за­лись пер­вые вран­ге­лев­ские суда, турец­кая сто­ли­ца уже два года была окку­пи­ро­ва­на союз­ни­че­ски­ми вой­ска­ми. Ста­рый город был отдан фран­цу­зам, в густо­на­се­лён­ной ази­ат­ской части сто­я­ли ита­льян­цы, а хри­сти­ан­ские квар­та­лы — Пера и Гала­та — нахо­ди­лись под кон­тро­лем англичан.

По сло­вам Ива­на Буни­на, Кон­стан­ти­но­поль встре­тил их «ледя­ны­ми сумер­ка­ми с прон­зи­тель­ным вет­ром и сне­гом». Как образ­но выра­зил­ся дру­гой оче­ви­дец собы­тий, писа­тель Иван Лукаш, «в те дни сто­я­ла у всех на душе сту­дё­ная, чёр­ная ночь».

Пер­вые двое суток суда, ско­пив­ши­е­ся у ста­рых при­ста­ней в рай­оне Кара­кёя, недви­жи­мо сто­я­ли на рей­де. Поль­зу­ясь без­вы­ход­ным поло­же­ни­ем бежен­цев, мест­ные тор­гов­цы-гре­ки под­плы­ва­ли к огром­ным паро­хо­дам на сво­их фелю­гах и выме­ни­ва­ли обру­чаль­ные коль­ца, меха, обмун­ди­ро­ва­ние и бельё на хлеб и жаре­ную рыбу. Тур­ки обме­ни­ва­ли еду на ору­жие, кото­рое потом пере­прав­ля­ли вой­скам Кема­ля. Толь­ко на тре­тьи сут­ки вла­сти смог­ли уста­но­вить поря­док и орга­ни­зо­вать под­воз еды и воды.

В наши дни на Кара­кёе по-преж­не­му швар­ту­ют­ся суда

Мест­ная адми­ни­стра­ция в лице англи­чан и фран­цу­зов не торо­пи­лась выпус­кать бежен­цев на берег. После дол­гих пере­го­во­ров армей­ские части пла­ни­ро­ва­лось раз­ме­стить в трёх воен­ных лаге­рях. Самый круп­ный, на полу­ост­ро­ве Гал­ли­по­ли, про­зван­ный рус­ски­ми воен­ны­ми Голое Поле, ста­нет одним из сим­во­лов эми­гра­ции. Граж­дан­ских ожи­да­ла филь­тра­ция: тех, кто не имел доку­мен­тов, немед­лен­но аре­сто­вы­ва­ли. Из-за это­го с кораб­лей нача­лись ноч­ные побе­ги. Пооди­ноч­ке и груп­па­ми бежен­цы пере­прав­ля­лись на берег, дого­во­рив­шись с мест­ны­ми жите­ля­ми, и рас­се­и­ва­лись по горо­де и по стране. Те же, кто про­хо­дил про­вер­ку, долж­ны были под­твер­дить своё «иму­ще­ствен­ное обес­пе­че­ние» или хотя бы нали­чие род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых в рус­ском консульстве.

Сколь­ко все­го рус­ских бежен­цев при­бы­ло тогда в Тур­цию, не знал никто. По дан­ным зем­ских орга­ни­за­ций, с Вран­ге­лем при­шло 120 тысяч чело­век. По под­счё­там фран­цу­зов, их было 100 тысяч воен­ных и 50 тысяч граж­дан­ских. По дру­гим дан­ным, в резуль­та­те трех эва­ку­а­ций 1920 года (одес­ская, ново­рос­сий­ская и крым­ская) толь­ко в одном Кон­стан­ти­но­по­ле ско­пи­лось 65 тысяч граж­дан­ских бежен­цев. На пер­вых порах все они сте­ка­лись к рус­ско­му посоль­ству на Гран Рю де Пера (сей­час ули­ца Истикляль). Рус­ская мис­сия в то вре­мя пред­став­ля­ла собой смесь спра­воч­но­го бюро, гос­пи­та­ля, скла­да и общежития.

Двор рус­ско­го посольства

Неда­ле­ко от посоль­ства, на Пляс де Тюнель, обра­зо­ва­лась валют­ная бир­жа, где на мест­ные день­ги меня­ли все­воз­мож­ные рус­ские выпус­ки. По дово­ен­но­му кур­су за одну золо­тую осман­скую лиру дава­ли 8,54 руб­ля (или при­мер­но 4,5 дол­ла­ра). В ходе Пер­вой миро­вой вой­ны рубль силь­но упал, и перед Октябрь­ской рево­лю­ци­ей лира сто­и­ла уже 28 руб­лей (или 2,5 доллара).

В 1920–1921 годах золо­тая лира при­мер­но срав­ня­лась с дол­ла­ром. Исхо­дя из его кур­са, в это вре­мя она сто­и­ла 256 руб­лей. Учи­ты­вая, что в Кон­стан­ти­но­по­ле за золо­тую лиру, уже изъ­ятую из обра­ще­ния, дава­ли девять бумаж­ных, то полу­ча­ет­ся, что фак­ти­че­ский курс вер­нул­ся к 28 руб­лям за лиру. Разу­ме­ет­ся, рас­чё­ты велись так, как если бы золо­тая лира по-преж­не­му была в ходу. Турок инте­ре­со­ва­ли в основ­ном цар­ские день­ги, банк­но­ты мест­ных белых пра­ви­тельств ску­па­ли в каче­стве суве­ни­ров мат­ро­сы союз­ных фло­тов. За тыся­чу дени­кин­ских «коло­коль­чи­ков» дава­ли все­го 14 пиаст­ров. Боль­ше все­го коти­ро­ва­лись выпус­ки Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства — за тыся­чу «кере­нок» дава­ли одну лиру (100 пиастров).

Жизнь в лаге­ре для рус­ских бежен­цев в Турции

Опра­вив­шись от пере­ез­да, люди начи­на­ли обу­стра­и­вать­ся на новом месте. Самым пер­вым встал вопрос о пита­нии. Мест­ные день­ги и твёр­дая валю­та были у немно­гих, боль­шин­ство же оста­лось без средств. Как вспо­ми­нал Алек­сандр Вер­тин­ский, кто успел обме­нять руб­ли рань­ше, тот был спа­сён, осталь­ные харак­те­ри­зо­ва­ли ситу­а­цию ёмкой фра­зой «вот чемо­дан „лимо­нов“, а жрать нече­го». Бежен­цам помо­га­ли рус­ские зем­ские орга­ни­за­ции, такие как Объ­еди­не­ние зем­ских и город­ских дея­те­лей за гра­ни­цей (Зем­гор), осно­ван­ное летом 1920 года. Центр Кон­стан­ти­но­по­ля покрыл­ся сетью бес­плат­ных сто­ло­вых, где, по сло­вам Ива­на Лука­ша, люди жда­ли в оче­ре­ди «зем­ско­го хле­ба и зем­ской ман­ной каши». Опре­де­лён­ную под­держ­ку ока­зы­ва­ли аме­ри­кан­ский Крас­ный Крест, фран­цуз­ская и бри­тан­ская воен­ные мис­сии, снаб­жав­шие эми­гран­тов остав­ши­ми­ся с вой­ны армей­ски­ми пай­ка­ми. Тем не менее при всём жела­нии они не мог­ли про­кор­мить такое коли­че­ство людей. В резуль­та­те «почтен­ные гене­ра­лы и пол­ков­ни­ки охот­но шли на любую рабо­ту чуть ли не за тарел­ку борща».

Суще­ство­ва­ли и част­ные эми­грант­ские заве­де­ния обще­пи­та. Так, изда­ние «Рус­ское вос­кре­се­нье» в нача­ле 1921 года реко­мен­до­ва­ло чита­те­лям част­ную сто­ло­вую «Укра­и­на», где мож­но было пообе­дать и выпить вод­ки за 40 пиаст­ров, тогда как в сто­ло­вой «Кремль» такой же набор обхо­дил­ся уже 60 пиаст­ров. В любом слу­чае, в те дни, когда «обо­рван­ные и голод­ные рус­ские бро­дя­ги, выва­лен­ные на берег с кораб­лей, заби­ра­лись в тёп­лые кафе и бра­ли одну чашеч­ку густо­го горь­ко­ва­то­го кофе на деся­те­рых», отдать за скром­ный обед боль­ше 100 руб­лей было чем-то нере­аль­ным. Даже хоро­шо зара­ба­ты­вав­ший Вер­тин­ский писал, что у сооте­че­ствен­ни­ков пер­во­на­чаль­но остав­ля­ли на чай «боль­ше, чем сто­ил весь обед, но потом спо­хва­ти­лись и ста­ли ходить в дешё­вые турец­кие кофейни».

Сле­ду­ю­щей про­бле­мой стал вопрос жилья. Кто-то мог поз­во­лить себе посе­лить­ся в оте­ле — в част­но­сти, в феше­не­бель­ном «Пера Пала­се», кото­рый рабо­та­ет и в наши дни.

Пера-Палас

Суще­ство­ва­ли и част­ные орга­ни­за­ции, такие как жен­ские обще­жи­тия гра­фи­ни Боб­рин­ской, где «кой­ка с пра­вом при­го­тов­ле­ния пищи» сто­и­ла восемь лир в месяц, а пол­ный пан­си­он — 25 лир. Одна­ко в боль­шин­стве слу­ча­ев это опять же было доро­го. Поме­ще­ния посоль­ства на Пере и под­во­рий рус­ских церк­вей на Гала­те были запол­не­ны до отка­за. В ито­ге при­хо­ди­лось искать вари­ан­ты в част­ном сек­то­ре, при­чём чаще все­го это были холод­ные ком­на­ты с мини­маль­ным коли­че­ством мебе­ли за 10–15 пиаст­ров в месяц.

Иван Бунин вспо­ми­нал, что в первую ночь пре­бы­ва­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле им с женой при­шлось ноче­вать в быв­шем бара­ке для прокажённых.

В подоб­ном доми­ке на Гала­те ютил­ся гене­рал Чар­но­та со сво­ей Люськой

Нако­нец, огром­ной мас­се эми­гран­тов тре­бо­ва­лась рабо­та. Как вспо­ми­нал Вер­тин­ский, Кон­стан­ти­но­поль «стал очень быст­ро „руси­фи­ци­ро­вать­ся“. На одной толь­ко Рю-де-Пера замель­ка­ли десят­ки выве­сок ресто­ра­нов, каба­ре, мага­зи­нов, кон­тор, учре­жде­ний, вра­чей, адво­ка­тов, аптек, булочных».

Гала­та. Сохра­нив­ша­я­ся на фрон­тоне вывес­ка рус­ско­го магазина

Наслед­ни­ки Пет­ра Смир­но­ва откры­ли водоч­ное про­из­вод­ство — тур­кам осо­бен­но полю­би­лась лимон­ная вод­ка, кото­рую они назы­ва­ли «жёл­той».

До недав­не­го вре­ме­ни на Пере рабо­тал рус­ский ресто­ран «Режанс». Это, одна­ко, отно­си­лось к тем, у кого были день­ги. В более-менее ста­биль­ном поло­же­нии нахо­ди­лись спе­ци­а­ли­сты. Так, офи­це­ры, слу­жив­шие в бро­не­ав­то­мо­биль­ных частях, ста­ли так­си­ста­ми и меха­ни­ка­ми, при­чём их про­фес­си­о­на­лизм коти­ро­вал­ся очень высо­ко. Вра­чи откры­ва­ли част­ные прак­ти­ки или орга­ни­зо­вы­ва­ли поли­кли­ни­ки (одна из них рабо­та­ла на подво­рье Андре­ев­ской церк­ви на Галате)

Осталь­ным же при­хо­ди­лось брать­ся за любую рабо­ту. Один из эми­гран­тов вспо­ми­нал, что за вре­мя нахож­де­ния в Тур­ции успел побы­вать прач­кой, рету­шё­ром, пор­то­вым груз­чи­ком, хиро­ман­том и тор­гов­цем пон­чи­ка­ми. Низы эми­гра­ции, ютив­ши­е­ся в бед­ных квар­та­лах на Топ­хане, были вынуж­де­ны зани­мать­ся улич­ной тор­гов­лей — если пове­зёт, то кара­мель­ка­ми и спич­ка­ми, а неред­ко и соб­ствен­ны­ми вещами.

Образ бул­га­ков­ско­го Чар­но­ты, тор­гу­ю­ще­го дет­ски­ми игруш­ка­ми соб­ствен­но­го изго­тов­ле­ния в пере­ул­ках Гала­ты, спи­сан с реаль­но­го, хотя и более удач­ли­во­го гене­ра­ла, зани­мав­ше­го­ся про­из­вод­ством мат­рё­шек. Склон­ные к аван­тю­риз­му под­ни­ма­лись вверх по хол­му, в более респек­та­бель­ную Перу, где устра­и­ва­ли азарт­ные игры — лотош­ные сто­лы или при­ми­тив­ную рулет­ку с веще­вы­ми при­за­ми. Жен­щи­ны в основ­ном устра­и­ва­лись офи­ци­ант­ка­ми, про­да­ва­ли живые или изго­тав­ли­ва­ли бумаж­ные цве­ты. Кому-то уда­ва­лось полу­чить место сек­ре­та­ря или учи­тель­ни­цы. Что каса­ет­ся про­сти­ту­ции, то, по под­счё­там турец­ких исто­ри­ков, в этой роли в пуб­лич­ных домах и барах Кон­стан­ти­но­по­ля высту­па­ло в общей слож­но­сти 400 жен­щин из чис­ла рус­ских беже­нок. Сколь­ко их выхо­ди­ло на ули­цу, подоб­но бул­га­ков­ской Сера­фи­ме, неизвестно.

Рус­ские эми­гран­ты в Стам­бу­ле. Фото сде­ла­но в 1920—1923 годах
Рус­ские тор­гов­цы в Стам­бу­ле. 1925 год

Несмот­ря на тяжё­лый эми­грант­ский быт, не пре­кра­ща­лась куль­тур­ная жизнь. В Кон­стан­ти­но­по­ле функ­ци­о­ни­ро­ва­ли мно­го­чис­лен­ные биб­лио­те­ки, книж­ные мага­зи­ны, под­го­то­ви­тель­ные кур­сы, рабо­та­ли гимназии.

Изда­тель­ство «Рус­ская мысль» пред­ла­га­ло раз­но­об­раз­ную книж­ную про­дук­цию — сло­ва­ри, само­учи­те­ли ино­стран­ных язы­ков, изда­ния клас­си­ков, дет­ские сказ­ки, акту­аль­ные обще­ствен­но-поли­ти­че­ские изда­ния. При этом «Конёк-гор­бу­нок» сто­ил 85 пиаст­ров, тогда как «Убий­ство цар­ской семьи и её сви­ты» — все­го 30.

На Гран Рю де Пера, напро­тив зна­ме­ни­то­го каба­ре «Чёр­ная роза», рабо­та­ла читаль­ня, где по або­не­мен­ту за 75 пиаст­ров в месяц мож­но было полу­чать све­жие евро­пей­ские и все эми­грант­ские газе­ты — от мест­ной «Пресс дю Суар» до париж­ских «Послед­них ново­стей». По леген­де, хозя­ин каба­ре закры­вал окна, что­бы чита­те­ли из сосед­не­го зда­ния не мог­ли слу­шать, как поёт Вер­тин­ский, одна­ко послед­ний про­сил открыть окна, ссы­ла­ясь на духоту.

Зда­ние Восточ­но­го клу­ба (в цен­тре), на вто­ром эта­же кото­ро­го рас­по­ла­га­лась «Чёр­ная роза»

Рус­ская диас­по­ра нача­ла рас­те­кать­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля по миру в поис­ках луч­шей доли вско­ре после при­бы­тия. Осе­нью 1922 года, к тому момен­ту, как Антан­та под­пи­са­ла пере­ми­рие с Кема­лем, в сто­ли­це оста­ва­лось уже 28 тысяч рус­ских бежен­цев, из кото­рых более поло­ви­ны выра­зи­ли жела­ние уехать из Тур­ции. Новое пра­ви­тель­ство заня­ло по отно­ше­нию к Beyaz Ruslar («белым рус­ским») доста­точ­но жёст­кую пози­цию: им пред­ла­га­лось либо при­нять совет­ское граж­дан­ство, либо поки­нуть стра­ну. Это уси­ли­ло отток эми­гран­тов, и к 1927 году их оста­лось уже 2700 чело­век. Посте­пен­но они исчез­ли из поля зре­ния вла­стей — послед­ние упо­ми­на­ния о них встре­ча­лись в турец­кой прес­се в сере­дине 1930‑х годов. Тем не менее неко­то­рые так и оста­лись в Тур­ции: ещё в 1960–1970‑е годы в Стам­бу­ле мож­но было встре­тить ста­рых эми­гран­тов, при­быв­ших сюда вме­сте с Вран­ге­лем. Такой пер­со­наж был запе­чат­лён в обра­зе гида в попу­ляр­ном филь­ме «Брил­ли­ан­то­вая рука» (1968). В наши дни в Тур­ции по-преж­не­му живут потом­ки эми­гран­тов пер­вой вол­ны, но боль­шин­ство из них уже почти ниче­го не зна­ет о далё­ких кон­стан­ти­но­поль­ских событиях.

Айя-София тогда
Айя-София сей­час

Читай­те так­же «Несо­сто­яв­ши­е­ся дуэ­лян­ты рус­ско­го Кон­стан­ти­но­по­ля». 

«Конёк-горбунок» в рисунках журнала «Шут»

«Конёк-гор­бу­нок» — это сти­ли­зо­ван­ная под фольк­лор сказ­ка зна­ко­мо­го Пуш­ки­на Пет­ра Ершо­ва, напи­сан­ная в 1830‑е годы. Сказ­ку при­ня­то счи­тать дет­ской. Но в нико­ла­ев­ское вре­мя про­из­ве­де­ние более чем на десять лет запре­ща­ли. Дей­стви­тель­но, сюжет «Конь­ка-гор­бун­ка», если вду­мать­ся, не столь неви­нен: Ива­нуш­ка-дура­чок по ито­гам мытарств и при­клю­че­ний при помо­щи вол­шеб­ной лоша­ди сам ста­но­вит­ся царём. Сказ­ку вполне мож­но интер­пре­ти­ро­вать как сати­ру на царя­щие нравы.

В 1897 году в юмо­ри­сти­че­ском жур­на­ле «Шут» пуб­ли­ко­ва­лись иллю­стра­ции к «Конь­ку-гор­бун­ку», уси­ли­ва­ю­щие сати­ри­че­ский эффект про­из­ве­де­ния. При­ве­дём серию этих зани­ма­тель­ных рисунков.



Пол­но­стью под­шив­ку жур­на­ла «Шут» смот­ри­те на сай­те Госу­дар­ствен­ной пуб­лич­ной исто­ри­че­ской биб­лио­те­ки.

Ельцин на фотографиях из предвыборного альбома

23 апре­ля 2007 года умер Борис Ель­цин, пер­вый пре­зи­дент Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В 1996 году году Ель­цин выиг­рал свои вто­рые пре­зи­дент­ские выбо­ры. Одна из при­чин побе­ды заклю­ча­лась в яркой аги­та­ци­он­ной кам­па­нии. Сре­ди раз­но­об­раз­ных пред­вы­бор­ных мате­ри­а­лов вышел кра­соч­ный фото­аль­бом «Борис Нико­ла­е­вич Ель­цин». Пред­став­ля­ем сним­ки из это­го альбома.


Редкие фотографии Ленина

Ленин идёт с сестрой Марией на Всероссийский съезд Советов. 1918 год

Недо­стат­ка в сним­ках Вла­ди­ми­ра Ильи­ча нет. Чита­те­ли наше­го жур­на­ла без тру­да вспом­нят с деся­ток кано­ни­че­ских кад­ров с Лени­ным: лидер боль­ше­ви­ков на три­буне что-то ярост­но декла­ми­ру­ет или сто­ит рядом с Бонч-Бру­е­ви­чем в костю­ме-трой­ке и в кеп­ке, или фото ещё ребён­ка с куд­ряш­ка­ми, или же жут­кий сни­мок уже боль­но­го ста­ри­ка в коляс­ке, или Улья­нов-Ленин без усов и боро­ды, но в гри­ме летом 1917 года, или парад­ные порт­ре­ты с вдум­чи­вым взором.

Этих фото­гра­фий в под­бор­ке не будет, зато будут менее извест­ные сним­ки Ленина.


Вла­ди­мир Улья­нов. 1900 год
Ленин в Сток­голь­ме. Вес­на 1917 года
Ленин идёт с сест­рой Мари­ей на Все­рос­сий­ский съезд Сове­тов. 1918 год
Ленин выхо­дит с засе­да­ния Все­рос­сий­ско­го съез­да про­све­ще­ния. Поза­ди — Надеж­да Крупская
Порт­рет Вла­ди­ми­ра Ильи­ча. Пет­ро­град. 1918 год
Порт­рет 1918 года
Ленин с сорат­ни­ка­ми. 1919 год
Ленин и Круп­ская. 1 мая 1919 года
Кино­кадр. 1920 год
Порт­рет Лени­на автор­ства Лео­ни­до­ва. 1920 год
Ленин на II кон­грес­се Комин­тер­на. 1920 год
Ленин закла­ды­ва­ет пер­вый камень памят­ни­ка Кар­лу Марк­су. 1 мая 1920 года
Порт­рет Лени­на. Москва. 1920 год
Порт­рет Лени­на. 1921 год
Порт­рет Лени­на фото­гра­фа Левиц­ко­го. 1921 год
Кино­кадр. 1921 год
Ленин и сотруд­ни­ки «Цен­тро­пе­ча­ти», кото­рые запи­сы­ва­ли его речи. 1921 год
Ленин пози­ру­ет худож­ни­ку Брод­ско­му. 1921 год
Ленин с соба­кой. В Гор­ках на лече­нии. 1922 год
Ленин с кош­кой. 1922 год
Ленин с пле­мян­ни­ком Вик­то­ром. 1922 год
Ленин боле­ет. 1923 год
Ленин боле­ет. 1923 год

Фото­гра­фии взя­ты из жур­на­ла «Совет­ское фото» и сай­та «Вла­ди­мир Ильич Ленин. Фото­аль­бом».

Самые удивительные партии и политические блоки России

Основатели партии «Субтропическая Россия». Второй справа — лидер движения, бывший советский диссидент Владимир Прибыловский

Этот свое­об­раз­ный спи­сок-эпи­та­фия самым необыч­ным пар­ти­ям совре­мен­ной Рос­сии посвя­щён памя­ти о невин­но уби­ен­ном поли­ти­че­ском плю­ра­лиз­ме. О мно­гих из них сего­дня уже и не пом­нят, а когда-то они даже нахо­ди­ли себе сто­рон­ни­ков и избирателей.


Блок Джуны

Блок Джу­ны — это что-то неве­ро­ят­ное. Может быть, для вас это имя ниче­го не зна­чит, но пред­ставь­те, что в каких-нибудь гря­ду­щих выбо­рах вдруг взду­мал участ­во­вать «Блок Пахома».

Джу­на, она же Евге­ния Дави­та­шви­ли — это такая уни­каль­ная шоуву­мен, цели­тель­ни­ца и про­ро­чи­ца, высту­пав­шая на одной сцене с Таль­ко­вым (а это знак огром­ной попу­ляр­но­сти). Итак, в 1995 году в выбо­рах в Госу­дар­ствен­ную думу участ­во­вал «Блок Джу­ны», в кото­рый вхо­ди­ли сама Евге­ния Дави­та­шви­ли (Джу­на), Андрей Вол­ков, Алек­сандр Пан­кра­тов-Чёр­ный, Алек­сандр Лев­шин, а в реги­о­наль­ную груп­пу вхо­ди­ли Алек­сандр Лебедь, Юрий Заха­ров и Алек­сей Кадоч­ни­ков (созда­тель уни­каль­ной «бое­вой систе­мы» руко­паш­но­го боя).

К сожа­ле­нию, к вла­сти эти акте­ры, экс­тра­сен­сы, бой­цы и цели­те­ли не при­шли, а сама эта затея была не более чем финан­со­вым мошенничеством.


Партия любителей пива

Вопре­ки рас­хо­же­му мне­нию, Пар­тия люби­те­лей пива в слу­чае побе­ды не ста­ла бы застав­лять граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции пого­лов­но пить пиво. Так­же в пар­тии состо­я­ли не одни лишь люби­те­ли пива.

Дело в том, что эта сума­сброд­ная пар­тия была настро­е­на весь­ма либе­раль­но и предо­став­ля­ла сво­им чле­нам сво­бо­ду — пить или не пить, любить или не любить пиво.

В уста­ве пар­тии говорилось:

«Инте­ре­сы чело­ве­ка пер­вич­ны по отно­ше­нию к груп­по­вым, обще­ствен­ным и госу­дар­ствен­ным инте­ре­сам. ПЛП высту­па­ет за эффек­тив­ные меры по сохра­не­нию основ­ных при­род­ных ресур­сов, таких как зем­ля, воз­дух и осо­бен­но вода, как осно­ва хоро­ше­го пива».

В декаб­ре 1995 года ПЛП участ­во­ва­ла в выбо­рах в Думу и заня­ла 21 место (из 43!), набрав 0,62 про­цен­та голо­сов. В 1998 году не про­шла пере­ре­ги­стра­цию и само­рас­пу­сти­лась — люби­те­ли пива разо­шлись по домам пить пиво.

Гово­рят, что сре­ди чле­нов пар­тии был даже быв­ший пре­зи­дент Чува­шии Нико­лай Фёдо­ров и ДПС-кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты Сер­гей Бабурин.


Субтропическая Россия

Пар­тия «Суб­тро­пи­че­ская Рос­сия» хоте­ла немно­го — уста­нов­ле­ния по всей Рос­сии суб­тро­пи­че­ско­го кли­ма­та, и не брез­го­ва­ла ника­ки­ми мето­да­ми. Свою борь­бу они вели, рас­сы­лая кло­ун­ские откры­тые пись­ма с таки­ми под­пи­ся­ми, как этот, например:

«Депу­та­там Госу­дар­ствен­ной Думы
Гуд­ко­ву-отцу, Гудкову-сыну
и Гуд­ко­ву-Духу Святому»

Осно­ва­те­ли пар­тии «Суб­тро­пи­че­ская Рос­сия».
Вто­рой спра­ва — лидер дви­же­ния, быв­ший совет­ский дис­си­дент Вла­ди­мир Прибыловский

Руко­вод­ство дви­же­ния «Суб­тро­пи­че­ская Рос­сия» неод­но­крат­но отме­ча­ло, что раз­ви­тие рос­сий­ско­го зако­но­да­тель­ства отста­ёт от раз­ви­тия рыноч­ных отно­ше­ний в стране. Так, в своё вре­мя они пред­ла­га­ли обя­зать сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции исчис­лять захва­чен­ных тер­ро­ри­ста­ми залож­ни­ков не в шту­ках (голо­вах), а в наци­о­наль­ной резерв­ной валю­те: «Сего­дня захва­че­но залож­ни­ков на сум­му 1,6 млн долл.». И так далее.


СЛОН (союз людей за образование и науку)

Ничем, кро­ме назва­ния и смеш­но­го лого­ти­па, эта пар­тия не запом­ни­лась. Созда­на она была в 2002 году выход­ца­ми из моло­дёж­но­го кры­ла «Ябло­ка».

Пред­се­да­те­лем пар­тии был Вяче­слав Игру­нов, в 1995–2000 годах являв­ший­ся заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля пар­тии «Ябло­ко». Заме­сти­те­ли пред­се­да­те­ля пар­тии — экс-лидер моло­деж­ной орга­ни­за­ции «Ябло­ка» Андрей Шаро­мов, кино­ре­жис­сёр Давлат Худо­на­за­ров, эко­но­мист Юрий Голанд.

Глав­ным же козы­рем пар­тии была Лоли­та Милявская.

Вот цита­та из уста­ва СЛО­На, посмот­ри­те сами, как скучно:

«Пар­тия СЛОН опре­де­ля­ет себя как объ­еди­не­ние сто­рон­ни­ков устой­чи­во­го раз­ви­тия, пере­во­да эко­но­ми­ки и обще­ствен­ной жиз­ни Рос­сии в каче­ствен­но новое состо­я­ние путём моби­ли­за­ции интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла рос­сий­ско­го наро­да. Пар­тия СЛОН пред­ла­га­ет стра­те­гию раз­ви­тия Рос­сии, осно­ван­ную на исполь­зо­ва­нии инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий и вклю­ча­ю­щую духов­ный, обра­зо­ва­тель­ный и куль­тур­ный подъ­ём граж­дан. Целя­ми пар­тии СЛОН явля­ют­ся: пере­ход Рос­сии к ново­му типу раз­ви­тия, осно­ван­но­му на эко­но­ми­ке зна­ний с исполь­зо­ва­ни­ем все­го интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла и науч­но-тех­ни­че­ско­го ком­плек­са страны».


Умная Россия

Пар­тия эта была заре­ги­стри­ро­ва­на в 2012 году, а осно­вой для «Умной Рос­сии» послу­жи­ло дви­же­ние «Наши». Кра­со­та, прав­да? У пар­тии есть идео­ло­гия: «Мани­фест Людей Буду­ще­го или „Мир после Пути­на“». То есть Яке­мен­ко при под­держ­ке Сур­ко­ва и под руко­вод­ством Гле­ба Пав­лов­ско­го хотел создать эда­ких сверх­лю­дей, людей будущего.

«Соци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный либе­ра­лизм в поли­ти­ке и кон­сер­ва­тизм в эко­но­ми­ке» — вот что такое «Умная Рос­сия». В уча­стии в выбо­рах пар­тия заме­че­на не была, и неуди­ви­тель­но — умные же люди.


Боль­ше стран­ной пред­вы­бор­ной аги­та­ции мож­но уви­деть в нашем мате­ри­а­ле «Рус­ская поли­ти­че­ская пес­ня. Луч­шее».

Максим. Главный кинобольшевик 1930‑х годов

1930‑е годы ста­ли пер­вым деся­ти­ле­ти­ем зву­ко­во­го кино в СССР. В 1931 году вышел пер­вый совет­ский фильм со зву­ком «Путёв­ка в жизнь». Уже через несколь­ко лет на экра­нах бли­ста­ло несколь­ко хитов и сфор­ми­ро­ва­лась эсте­ти­ка совет­ско­го зву­ко­во­го кино.

Как и про­из­ве­де­ния дру­гих видов искус­ства того вре­ме­ни, боль­шин­ство филь­мов отли­ча­ла пре­дель­ная идео­ло­ги­зи­ро­ван­ность. Были рас­про­стра­не­ны геро­и­че­ские кино­и­сто­рии, осно­ван­ные на био­гра­фи­ях рево­лю­ци­он­ных зна­ме­ни­то­стей, и экра­ни­за­ции нарож­да­ю­щей­ся совет­ской лите­ра­ту­ры. Пер­вым же спе­ци­аль­но вымыш­лен­ным для кино­сце­на­рия глав­ным геро­ем-боль­ше­ви­ком стал Мак­сим, о кото­ром после­до­ва­тель­но вышли три филь­ма — «Юность Мак­си­ма» (1934), «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма» (1937) и «Выборг­ская сто­ро­на» (1938−1939).

Кем же был этот Мак­сим — глав­ный кино­боль­ше­вик ста­лин­ской эпохи?..


Три­ло­гию о Мак­си­ме снял режис­сёр­ский дуэт Гри­го­рия Козин­це­ва и Лео­ни­да Трау­бер­га. Козин­цев и Трау­берг были осно­ва­те­ля­ми твор­че­ско­го объ­еди­не­ния ФЭКС (Фаб­ри­ка экс­цен­трич­но­го актё­ра), вли­я­тель­ной инсти­ту­ции 1920‑х годов. В рам­ках ФЭК­Са появи­лась мастер­ская теат­раль­но­го и кино­ис­кус­ства, где про­во­ди­лись учеб­ные заня­тия. К ФЭК­Су име­ли отно­ше­ния такие фигу­ры, как Сер­гей Гера­си­мов, сняв­ший впо­след­ствии «Тихий Дон», и воз­люб­лен­ный доч­ки Ста­ли­на Свет­ла­ны Алли­лу­е­вой, буду­щий веду­щий «Кино­па­но­ра­мы» Алек­сей Кеплер.

Козин­це­ву и Трау­бер­гу был свой­стве­нен экс­пе­ри­мен­таль­ный под­ход — они сме­ши­ва­ли жан­ры, но пред­по­чи­та­ли при­ё­мы экс­цен­трич­ных коме­дий. Их мож­но было назвать после­до­ва­те­ля­ми зна­ме­ни­то­го теат­раль­но­го режис­сё­ра Все­во­ло­да Мей­ер­холь­да, толь­ко Козин­цев и Трау­берг адап­ти­ро­ва­ли мето­ди­ки Мей­ер­холь­да в кино. К сере­дине 1930‑х годов за пле­ча­ми режис­сё­ров, пред­по­чи­та­ю­щих рабо­тать в дуэте, было несколь­ко креп­ко сби­тых, но не хито­вых работ.

Мак­сим, пер­со­наж без фами­лии, был сво­е­го рода усред­нён­ным боль­ше­ви­ком. Мак­сим изна­чаль­но дол­жен был стать выход­цем из еврей­ско­го местеч­ка, «белой воро­ной в рабо­чей слободке».

Вот что писа­ла по это­му пово­ду кино­вед Нея Зоркая:

«В пер­вом вари­ан­те сце­на­рия, фраг­мен­та­ми опуб­ли­ко­ван­но­го в жур­на­ле „Совет­ское кино“, это очка­стый, чуть комич­ный, тихий рабо­чий. Гра­мот­ный, книж­ник, непью­щий, белая воро­на в рабо­чей сло­бод­ке. Он живёт сво­ей замкну­той жиз­нью в сто­роне от собы­тий до тех пор, пока сама эпо­ха не втал­ки­ва­ет его в рево­лю­ци­он­ную борь­бу. Чело­век пре­об­ра­жа­ет­ся. Он про­па­ган­дист, аги­та­тор, курьер нарож­да­ю­щей­ся рево­лю­ции. Тюрь­ма. Сибирь».

Есть вер­сия, что в роли Мак­си­ма испол­ни­те­лем глав­ной роли был утвер­ждён артист теат­ра Мей­ер­холь­да Эраст Гарин. Одна­ко пря­мо по ходу съё­мок были вне­се­ны изме­не­ния. Один из актё­ров мас­сов­ки, Борис Чир­ков, при­гля­нул­ся режис­сё­рам, и они пере­та­со­ва­ли сюжет. Мак­сим теперь стал озор­ным завод­ским пар­нем с доб­рой улыб­кой, эта­кий «Ива­нуш­ка-дура­чок». Борис Чир­ков создал столь яркий образ, что впо­след­ствии он будет рас­ска­зы­вать, как полу­чал пись­ма от поклон­ни­ков с прось­бой рас­ска­зать, где живёт Максим:

«После того как на экра­ны была выпу­ще­на кар­ти­на „Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма“, я полу­чал мно­го писем от зри­те­лей, в кото­рых они спра­ши­ва­ют: „Това­рищ Чир­ков, не сочти­те за труд отве­тить, где живёт сей­час Мак­сим и где он работает?“»

Борис Чир­ков в роли Максима

Пер­вый фильм «Юность Мак­си­ма» повест­ву­ет о рабо­чем парень­ке, кото­ро­го в 1910 году обсто­я­тель­ства вынуж­да­ют стать рево­лю­ци­о­не­ром и в ито­ге он попа­да­ет на катор­гу. Исто­рия дале­ко не самая жиз­не­утвер­жда­ю­щая, но рас­ска­за­на в весё­лой мане­ре. Имен­но лёг­кая сти­ли­сти­ка обес­пе­чи­ла филь­му колос­саль­ный успех.

Фильм соче­тал чер­ты раз­ных жан­ров. В том чис­ле музы­каль­но­го кино. Ком­по­зи­то­ром филь­ма был Дмит­рий Шоста­ко­вич. Имен­но «Юность Мак­си­ма» обес­смер­ти­ла народ­ную пес­ню «Кру­тит­ся, вер­тит­ся шар голубой».

От вто­ро­го филь­ма, «Воз­вра­ще­ния Мак­си­ма», не ото­рвать­ся и сей­час — настоль­ко он лад­но сде­лан. Дей­ствия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся нака­нуне Пер­вой миро­вой вой­ны. Ходят слу­хи о круп­ном воен­ном зака­зе, кото­рый вот-вот будет раз­ме­щён на одном из заво­дов. Созна­тель­ный про­ле­та­ри­ат во гла­ве с вер­нув­шем­ся из катор­ги зама­те­рев­шим Мак­си­мом пыта­ет­ся все­ми прав­да­ми и неправ­да­ми раз­уз­нать подробности.

Мак­сим пока­зан уже как спе­ца­гент. Он мно­гое уме­ет — к при­ме­ру, играть в бильярд. Мак­сим обыг­ры­ва­ет заяд­ло­го бильяр­ди­ста, а по сов­ме­сти­тель­ству кон­тор­щи­ка, ведав­ше­го воен­ным зака­зом. Изряд­но выпив, кон­тор­щик рас­ска­зы­ва­ет про заказ. Завер­ша­ет­ся фильм бар­ри­ка­да­ми и воору­жён­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем рабо­чих и жан­дар­мов. Эта сце­на впи­сы­ва­ет­ся в боль­ше­вист­скую кон­цеп­цию «нарас­та­ния рево­лю­ци­он­ной ситу­а­ции» нака­нуне миро­вой войны.

Как и в «Юно­сти Мак­си­ма», в филь­ме зву­чат запо­ми­на­ю­щи­е­ся песни.

Завер­ша­ю­щий фильм три­ло­гии «Выборг­ская сто­ро­на», пожа­луй, не столь уда­чен, как преды­ду­щие филь­мы. На этот раз Мак­сим уже у вла­сти: он — боль­ше­вист­ский комис­сар. Пар­тия пору­ча­ет сво­е­му ответ­ствен­но­му работ­ни­ку Госу­дар­ствен­ный банк. Зада­ча Мак­си­ма — заста­вить быв­ших цар­ских бан­ков­ских чинов­ни­ков пере­дать доку­мен­ты новой вла­сти и выстро­ить рабо­ту бан­ков­ской сфе­ры. Разу­ме­ет­ся, Мак­сим не смыс­лит в финан­сах, а финан­си­сты сме­ют­ся над сво­им новым началь­ни­ком и ста­вят пал­ки в колё­са. Но Мак­сим всех побеждает.

Ценен фильм исто­ри­че­ским фоном. Про­де­мон­стри­ро­ва­но засе­да­ние Учре­ди­тель­но­го собра­ния — чуть ли не един­ствен­ный слу­чай в совет­ском кино. На откры­тие Учре­ди­тель­но­го собра­ния запла­ни­ро­ва­но поку­ше­ние на Лени­на. Но Мак­сим в сво­бод­ное от бан­ков­ских дел вре­мя рас­кры­ва­ет заго­вор­щи­ков и спа­са­ет вождя. Завер­ша­ет­ся фильм нело­гич­но, но эффект­но: гла­ва совет­ских финан­сов отправ­ля­ет­ся на фронт.

Судь­ба героя не огра­ни­чи­ва­ет­ся три­ло­ги­ей Козин­це­ва и Трау­бер­га. Мак­сим фигу­ри­ру­ет как эпи­зо­ди­че­ский, но важ­ный пер­со­наж в «Вели­ком граж­да­нине», филь­ме, посвя­щён­ном борь­бе с оппо­зи­ци­ей внут­ри ВКП/б/ уже в 1920‑е — 1930‑е годы. Мак­сим здесь — непо­ко­ле­би­мый авто­ри­тет. А в нача­ле Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны он будет задей­ство­ван в пер­вом «Бое­вом кино­сбор­ни­ке», вышед­шем 2 авгу­ста 1941 года. В «Кино­сбор­ни­ке» экран­ный герой мате­ри­а­ли­зу­ет­ся и в бук­валь­ном смыс­ле схо­дит с экрана.

Полёт Гагарина в советской прессе

12 апре­ля 1961 года про­изо­шло эпо­халь­ное собы­тие — 27-лет­ний лёт­чик Юрий Гага­рин стал пер­вым чело­ве­ком, совер­шив­шим полёт в кос­мос. За 108 минут Гага­рин на кос­ми­че­ском кораб­ле «Восток» обо­гнул зем­ную орбиту.

В под­бор­ке мате­ри­а­лов пока­зы­ва­ем, как эта исто­ри­че­ская веха отра­же­на совре­мен­ни­ка­ми в совет­ской пери­о­ди­че­ской печа­ти и видеозаписях.


Передовицы газет


Обложки журналов


Фотографии

Чество­ва­ние Юрия Гага­ри­на. Фото «Огонь­ка»
Чество­ва­ние Юрия Гага­ри­на. Фото «Огонь­ка»
Семья Юрия Гага­ри­на. Фото «Огонь­ка»
Юрий Гага­рин при­зна­ёт­ся в люб­ви «Огонь­ку»
Алек­сей Ива­но­вич, отец Юрия Гага­ри­на, при­ни­ма­ет поздрав­ле­ния. Жур­нал «Сме­на»
Брат Юрия Гага­ри­на Борис при­ни­ма­ет поздравления
Хру­щёв обни­ма­ет Гага­ри­на. Фото «Сме­ны»
Юрий Гага­рин до полёта

Стихотворения и песни

Из жур­на­ла «Сме­на»
Из жур­на­ла «Сме­на»

Видео

Пер­вый доку­мен­таль­ный фильм о Юрии Гагарине:

Дру­гой, более подроб­ный фильм того же 1961 года:

Доку­мен­таль­ный фильм о поезд­ке Гага­ри­на в Японию:

Интер­вью фин­ско­му журналисту:

Интер­вью BBC:

Москва встре­ча­ет Юрия Гагарина:

Видео о поезд­ке Гага­ри­на в Великобританию:

Фильм, вышед­ший вско­ре после гибе­ли Гагарина:

Ново­год­ний тост Юрия Гагарина:

Рисунки блокадного Ленинграда

Во вре­мя бло­ка­ды Ленин­гра­да про­дол­жал выхо­дить лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ный жур­нал под назва­ни­ем «Ленин­град». Осно­ван­ное неза­дол­го до вой­ны, в 1940 году, в каче­стве печат­но­го орга­на ленин­град­ско­го отде­ле­ния Сою­за писа­те­лей, изда­ние пуб­ли­ко­ва­ло рисун­ки и репро­дук­ции кар­тин остав­ших­ся в Ленин­гра­де худож­ни­ков, отра­жав­ших быт оса­ждён­но­го Ленин­гра­да. При­ве­дём ряд иллю­стра­ций из номе­ров жур­на­ла за 1943 год.

В 1946 году жур­нал «Ленин­град» был закрыт из-за «низ­ко­по­клон­ства по отно­ше­нию ко все­му иностранному».


Аэро­стат у Иса­а­ки­ев­ско­го собо­ра. Рису­нок А. Белова
Бло­кад­ный трам­вай. Рису­нок Н. Петровой
Борь­ба с огнём. Рису­нок Н. Дормидонтова
Воз­душ­ная тре­во­га. Рису­нок Н. Рутковского
Жерт­ва обстре­ла. Рису­нок А. Серебряного
Ленин­град 1943 года. Заго­тов­ка дров. Рису­нок А. Казанцева
Ленин­град в дни про­ры­ва бло­ка­ды. Ведут плен­ных нем­цев. Рису­нок А. Пахомова
Ленин­град. Осень 1941 года. Рису­нок Е. Белуха
Ленин­град­ские дети. Рису­нок Н. Дормидонтова
Ленин­град­ские ого­род­ни­цы. Рису­нок Н. Павлова
Мой­ка. Ленин­град, 1943 год. Рису­нок Пакулица
На воен­ных заня­ти­ях в саду ленин­град­ско­го двор­ца пио­не­ров. Рису­нок А. Пахомова
После обстре­ла. Вос­ста­нав­ли­ва­ют связь. Рису­нок Н. Дормидонтова
Пур­га 1941–1942 гг. Рису­нок Я. Николаева
Регу­ли­ров­щи­ца. Ленин­град, 1943 год. Рису­нок А. Пахомова
Рису­нок Н. Пильщикова
Фрон­то­вая доро­га. Рису­нок В. Курдова
Шеф­ский кон­церт на кораб­ле. Рису­нок Н. Павлова
Эва­ку­а­ция детей из Ленин­гра­да. Рису­нок В. Раевской

Пётр Авен «Время Березовского» (2017)

Недав­но авто­ри­тет­ное изда­тель­ство Corpus выпу­сти­ло кни­гу Пет­ра Аве­на «Вре­мя Бере­зов­ско­го» — несо­мнен­ный хит это­го сезо­на неху­до­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры. В ней собра­ны интер­вью для одно­имён­но­го муль­ти­ме­дий­но­го про­ек­та от самых про­ти­во­ре­чи­вых и инте­рес­ных фигур эпо­хи 1990‑х — эпо­хи, кото­рую про­сто и лако­нич­но мож­но назвать «вре­ме­нем Березовского».

Что скры­ва­ет­ся под облож­кой кни­ги, раз­би­ра­ет наш глав­ный редак­тор Сер­гей Лунёв.


Посвя­ще­ние Бори­су Бере­зов­ско­му ста­ло зако­но­мер­ным книж­ным хитом этой зимы. 1990‑е вызы­ва­ют огром­ный инте­рес, хотя внят­ных иссле­до­ва­ний эпо­хи пока мало. Обще­ство вос­при­ни­ма­ло Бере­зов­ско­го цен­траль­ной фигу­рой «лихих 1990‑х», чему спо­соб­ство­вал сам маг­нат. Бере­зов­ский оха­рак­те­ри­зо­вал фор­му прав­ле­ния, сло­жив­шу­ю­ся в Рос­сии после выбо­ров 1996 года, как «семи­бан­кир­щи­ну». Сре­ди этих «бан­ки­ров» Бере­зов­ский шёл пер­вым номе­ром. Бере­зов­ский был обре­ме­нён и фор­маль­ной вла­стью — он, выхо­дец из биз­не­са, был заме­сти­те­лем сек­ре­та­ря Сове­та без­опас­но­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Подоб­ные пози­ции обыч­но зани­ма­ют высо­ко­по­став­лен­ные сило­ви­ки. Несо­мнен­но, Бере­зов­ский участ­во­вал в кон­стру­и­ро­ва­нии пар­тии «Един­ство», из кото­рой впо­след­ствии вырас­тет «Еди­ная Рос­сия», и опре­де­лён­ную роль сыг­рал в избра­нии Пути­на (хотя, конеч­но, не столь боль­шую, как опи­сы­вал он сам).

Автор кни­ги и доку­мен­таль­но­го про­ек­та про оли­гар­ха — бан­кир и министр пра­ви­тель­ства мла­до­ре­фор­ма­то­ров Пётр Авен, рав­ная по сво­е­му зна­че­нию Бере­зов­ско­му, но не столь демо­ни­зи­ро­ван­ная лич­ность. Они были зна­ко­мы с 1970‑х — изна­чаль­но Авен заин­те­ре­со­вал Бере­зов­ско­го «как сын сво­е­го отца», Оле­га Ива­но­ви­ча, «одно­го из ста­рей­шин Инсти­ту­та про­блем управ­ле­ния». Буду­щий созда­тель «Лого­ВА­За», на тот момент вид­ный мате­ма­тик, как раз зани­мал­ся схо­жей проблематикой.

С тех пор Бере­зов­ский с Аве­ном подру­жи­лись, несмот­ря на раз­ни­цу в воз­расте — Бере­зов­ский был стар­ше на девять лет. Но в послед­ние годы они даже не здо­ро­ва­лись. Парт­нёр Аве­на по «Аль­фа-бан­ку» Миха­ил Фрид­ман обви­нял Бере­зов­ско­го в угро­зах и без­успеш­но с ним судил­ся в Вели­ко­бри­та­нии. Бере­зов­ский вос­при­нял иск как оскорб­ле­ние и даже не пода­вал Аве­ну руки. Без­услов­но, недо­ска­зан­ность в лич­ных отно­ше­ни­ях повли­я­ла на тональ­ность книги.

Пётр Авен на пре­зен­та­ции кни­ги «Вре­мя Березовского»

«Вре­мя Бере­зов­ско­го» все­це­ло осно­вы­ва­ет­ся на лич­ных вос­по­ми­на­ни­ях. Это одно­вре­мен­но и недо­ста­ток, и досто­ин­ство кни­ги. Сре­ди собе­сед­ни­ков Аве­на было 27 чело­век — быв­шие сотруд­ни­ки Бере­зов­ско­го, его дру­зья, биз­нес-парт­нё­ры, офи­ци­аль­ные и неофи­ци­аль­ные жёны. Повест­во­ва­ние выстро­е­но хро­но­ло­ги­че­ски — пона­ча­лу вспо­ми­на­ют Бере­зов­ско­го-учё­но­го во вре­ме­на бреж­нев­ско­го застоя, затем ком­мер­сан­та, потом ком­мер­сан­та покруп­нее, назван­но­го «маг­на­том», и так вплоть до его эмиграции.

Авен общал­ся с людь­ми исклю­чи­тель­но­го сво­е­го кру­га, со мно­ги­ми он был зна­ком дав­но, а с кем не был, неслож­но было позна­ко­мить­ся. Сти­ли­сти­че­ски бесе­ды похо­жи на интер­вью с сай­та «Коль­та» — это интел­ли­гент­ные дове­ри­тель­ные меж­ду­со­бой­чи­ки с изоби­ли­ем лич­ных исто­ри­ей. Но под гру­зом при­ме­ча­тель­ной мел­кой фак­ту­ры важ­ные для чита­те­лей эпи­зо­ды замы­ли­ва­ют­ся. Из кни­ги неяс­но, как Бере­зов­ский раз­бо­га­тел, ско­ло­тил свой пер­вый капи­тал. Есть, напри­мер, исто­рия о том, как он собрал сво­их дру­зей и объ­явил, что цель — зара­бо­тать каж­до­му по мил­ли­ар­ду дол­ла­ров. Лео­нид Бого­слав­ский даже рас­пи­сы­ва­ет струк­ту­ру «Лого­ВА­За», сов­мест­но­го пред­при­я­тия ита­льян­ской ком­па­нии Logo и Авто­ВА­За. Но сами биз­нес-про­цес­сы опи­сы­ва­ют­ся по каса­тель­ной. Мог­ли бы про­яс­нить эпи­зод с «пер­во­на­чаль­ным накоп­ле­ни­ем капи­та­ла» дирек­тор Авто­ВА­За Кадоч­ни­ков и его пер­вый зам Зиба­рев, но их сре­ди спи­ке­ров нет. Воз­мож­но, они отка­за­лись от интер­вью, люди они пожи­лые, а может быть, Авен про­сто их не звал.

Все эти дета­ли изло­же­ны в романе «Боль­шая пай­ка» гене­раль­но­го дирек­то­ра «Лого­ВА­За» Юлия Дубо­ва, близ­ко­го дру­га и впо­след­ствии душе­при­каз­чи­ка Бере­зов­ско­го. С помо­щью худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры порой мож­но ска­зать гораз­до боль­ше прав­ды, чем в нон-фикшне. Не нуж­но «выво­зить за базар», а вни­ма­тель­ный чита­тель всё рав­но дога­да­ет­ся, кто же такие Пла­тон и Лар­ри. Тем более, что этим вымыш­лен­ным обра­зом Бере­зов­ский явно гор­дил­ся и жил по доку­мен­там на имя Пла­то­на Еле­ни­на, и даже на его моги­ле выгра­ви­ро­ва­но — «Пла­тон Еленин».

Моги­ла Бори­са Березовского

Быль мож­но пода­вать, как она есть, назы­вая худо­же­ствен­ным вымыс­лом. А мож­но быль соче­тать с выдум­кой — и уже полу­ча­ет­ся, как в ком­по­зи­ции Окси­ми­ро­на «Детек­тор лжи», чита­тель сам отга­ды­ва­ет, где прав­да. В романе Дубо­ва про ста­нов­ле­ние «Лого­ВА­За» боль­ше ощу­ща­ет­ся атмо­сфе­ра вре­ме­ни, неже­ли в выхо­ло­щен­ных вос­по­ми­на­ни­ях участ­ни­ков. Но это про­бле­ма не Аве­на, а фор­ма­та. Под запись никто не будет наго­ва­ри­вать на уго­лов­ное дело.

Недо­молв­ки свя­за­ны не толь­ко со стар­том биз­нес-карье­ры, они про­ни­зы­ва­ют всё повест­во­ва­ние. Отрав­лен­ный сорат­ник Бере­зов­ско­го, быв­ший агент ФСБ Алек­сандр Лит­ви­нен­ко упо­ми­на­ет­ся мимо­хо­дом. Один из самых резо­нанс­ных эпи­зо­дов, свя­зан­ных с Бере­зов­ским, прак­ти­че­ски не отра­жён в био­гра­фи­че­ской кни­ге. Рас­сказ­чи­ки отме­ча­ют, что Бере­зов­ский общал­ся с бан­ди­та­ми, но не гово­рят, о чём. Юрий Шеф­тер вспо­ми­на­ет в каче­стве забав­но­го фак­та, что Бере­зов­ский обра­щал­ся к нему с прось­бой помочь «убить Голем­биов­ско­го» (главре­да «Изве­стий»). Шеф­тер отка­зал. Боль­шие день­ги 1990‑х в той или иной сте­пе­ни были свя­за­ны с кри­ми­на­лом. Это была эпо­ха заказ­ных убийств и взры­вов авто­мо­би­лей. В какой сте­пе­ни с этим был свя­зан Бере­зов­ский — не ясно.

Вме­сте с тем, в кни­ге хва­та­ет «лип­кой» прав­ды из кате­го­рии «бога­тые тоже пла­чут». После взры­ва маши­ны, в резуль­та­те кото­ро­го погиб води­тель Бере­зов­ско­го, про­ис­хо­дит матер­ная ссо­ра меж­ду офи­ци­аль­ной и граж­дан­ской жёна­ми оли­гар­ха, пере­ска­зан­ная в дета­лях. Но подоб­ные исто­рии добав­ля­ют чело­веч­но­сти обра­зу Бере­зов­ско­го. Самые дра­ма­тич­ные сло­ва — в устах девуш­ки, позна­ко­мив­шей­ся с Бере­зов­ским бла­го­да­ря «феям». Юная «Кра­са Рос­сии», послед­няя любовь оли­гар­ха, теп­ло о нём отзы­ва­ю­ща­я­ся, гово­рит про героя книги:

«Это ж насколь­ко пол­ным про­ва­лом была его жизнь: кем стать — и так закончить?»

Борис Бере­зов­ский на орга­ни­зо­ван­ном им пике­те у кон­суль­ства Рос­сии в Лон­доне с тре­бо­ва­ни­ем осво­бо­дить из тюрь­мы экс-гла­ву ЮКО­Са Миха­и­ла Ходор­ков­ско­го. 26 мая 2004 года

Кни­га даёт исчер­пы­ва­ю­щий ответ на вопрос, каким чело­ве­ком был Бере­зов­ский, и очень мно­го трак­то­вок его дей­ствий. Фигу­ра Бере­зов­ско­го вызы­ва­ет ува­же­ние, но в то же вре­мя слу­жит предо­сте­ре­же­ни­ем от излиш­ней гор­ды­ни. Ему был уго­то­ван тра­ги­че­ский финал, логич­ный для героя рома­на. Одна­ко и сам Бере­зов­ский был как буд­то дей­ству­ю­щим лицом ост­ро­сю­жет­но­го поли­ти­че­ско­го трил­ле­ра, неда­ром он жил в Вели­ко­бри­та­нии под име­нем лите­ра­тур­но­го пер­со­на­жа. Мож­но толь­ко гадать, что бы было, если бы он побо­рол депрес­сию. Мне кажет­ся, он вёл бы жизнь хоро­ше­го чело­ве­ка. Воз­мож­но, свой пыл, кото­рый у него, конеч­но бы, остал­ся, он потра­тил на то, что­бы вопло­тить в жизнь задум­ку сде­лать учеб­ни­ки для детей, авто­ра­ми кото­ро­го были бы нобе­лев­ские лау­ре­а­ты. Это было бы красиво.

В цен­тре вни­ма­ния Аве­на не толь­ко лич­ность Бере­зов­ско­го, но и его вре­мя. Кни­га — важ­ней­ший источ­ник эпо­хи, несо­мнен­ный дар для эли­то­ло­гов. Одна­ко изло­же­на эта исто­рия с пози­ций лиц, при­ни­ма­ю­щих реше­ния, это реаль­ность выго­до­по­лу­ча­те­лей 1990‑х, их образ мыс­ли. В этом отно­ше­нии пока­за­те­лен спор Аве­на и Ана­то­лия Чубай­са из послед­ней гла­вы кни­ги, — есте­ствен­но, «о судь­бах Рос­сии». Авен апел­ли­ру­ет к тому, что есть «пра­виль­ные» запад­ные моде­ли устрой­ства обще­ства, к кото­рым необ­хо­ди­мо стре­мить­ся, рас­суж­да­ет, что дости­же­ния Совет­ско­го Сою­за про­изо­шли не бла­го­да­ря, а вопре­ки, ведёт извеч­ный раз­го­вор о том, что «при­шли боль­ше­ви­ки и всё поло­ма­ли». Совсем уж уди­ви­тель­ны­ми кажут­ся сле­ду­ю­щие авен­ские слова:

«Вклад Рос­сии в миро­вую куль­ту­ру мог бы быть в разы боль­ше в слу­чае демо­кра­ти­че­ско­го раз­ви­тия. Надо срав­ни­вать не с тем, что есть, а с тем, что мог­ло быть. По про­гно­зам демо­гра­фов, кото­рые дела­лись в кон­це XIX века, у нас сего­дня долж­но было быть 500 мил­ли­о­нов человек».

Чубайс оппо­ни­ру­ет с госу­дар­ствен­ни­че­ских пози­ций и резон­но спрашивает:

«Поче­му ты счи­та­ешь, что мы долж­ны пол­но­стью брать при­мер оттуда?»

Для Чубай­са пер­ви­чен народ, он при­зна­ёт ошиб­ки нача­ла 1990‑х. Чубайс утвер­жда­ет, вспо­ми­ная гай­да­ров­ское правительство:

«…Зада­ча под назва­ни­ем „Поли­ти­че­ское и духов­ное пере­устрой­ство стра­ны“ не по пле­чу 25 маль­чи­кам-интел­лек­ту­а­лам из Моск­вы и Ленин­гра­да, кото­рые стра­ны по-насто­я­ще­му не знали».

Подоб­ное при­зна­ние доро­го­го сто­ит. Рос­сий­ские обще­ство­ве­ды либе­раль­но­го тол­ка излишне увле­че­ны замор­ским док­три­нёр­ством, игно­ри­руя объ­ек­тив­ные дан­ные. В ловуш­ку строй­ных запад­ных тео­рий и попал Авен. Прак­ти­ка пока­за­ла, что даже строя либе­раль­ную эко­но­ми­ку в Рос­сии, полу­чит­ся сме­шан­ный вари­ант с актив­ным госу­дар­ствен­ным вме­ша­тель­ством, чем так воз­му­ща­ет­ся Авен в ста­тьях из при­ло­же­ния к кни­ге. Но такой спор вечен. Так же дис­ку­ти­ро­ва­ли сла­вя­но­фи­лы с запад­ни­ка­ми, народ­ни­ки с марк­си­ста­ми, троц­ки­сты со сто­рон­ни­ка­ми «соци­а­лиз­ма в отдель­но взя­той стране». Про­дол­жат­ся эти спо­ры и в будущем.

Ельцин на танке. История в одном снимке

Фигу­ра Ель­ци­на на тан­ке во вре­мя про­ти­во­сто­я­ния рос­сий­ских вла­стей с ГКЧП ста­ла столь же хре­сто­ма­тий­ной, как и образ Лени­на на бро­не­ви­ке в 1917 году. Ель­ци­ну, впро­чем, повез­ло боль­ше: его пуб­лич­ное выступ­ле­ние зафик­си­ро­ва­ло мно­же­ство жур­на­лист­ских объективов.

Исто­рик Вик­тор Кирил­лов про­ана­ли­зи­ро­вал мате­ри­а­лы СМИ и попы­тал­ся разо­брать­ся, кто же попал на одну из зна­ме­ни­тых фото­гра­фий 19 авгу­ста 1991 года. Инфо­гра­фи­ку для удоб­ства про­смот­ра мож­но раз­вер­нуть на весь экран, нажав на кноп­ку в ниж­нем пра­вом углу.



Дополнительные видеоматериалы

Речь Ель­ци­на на тан­ке была зафик­си­ро­ва­на на видео с несколь­ких ракурсов:

А ещё выступ­ле­ние Ель­ци­на ста­ло темой для репор­та­жа про­грам­мы «Вре­мя», вышед­шей вече­ром 19 авгу­ста 1991 года (смот­реть с 29:12):