10 фильмов времён Великой Отечественной войны

Кино­про­цесс в Совет­ском Сою­зе в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны был адап­ти­ро­ван к новым усло­ви­ям. При­о­ри­тет­ным ста­ло направ­ле­ние, свя­зан­ное с хро­ни­кой и неболь­ши­ми аги­та­ци­он­ны­ми роли­ка­ми. Доку­мен­таль­ный фильм «Раз­гром немец­ких войск под Моск­вой», состо­я­щий из кино­хро­ни­ки, полу­чил «Оскар» 1943 года. Из репор­та­жей с фрон­та, пуб­ли­ци­сти­че­ских зари­со­вок, музы­каль­ных и юмо­ри­сти­че­ских номе­ров фор­ми­ро­ва­лись «Бое­вые кино­сбор­ни­ки». Для сол­дат и офи­це­ров сни­ма­лись «Кон­цер­ты фрон­та» — нарез­ка музы­каль­ных номе­ров, напо­ми­на­ю­щих совре­мен­ные клипы.

Выхо­ди­ли и пол­но­цен­ные худо­же­ствен­ные филь­мы — при­чём дале­ко не толь­ко на воен­ную тема­ти­ку. Цен­тра­ми кино­про­из­вод­ства ста­ли Тби­ли­си и Душан­бе, куда были эва­ку­и­ро­ва­ны Мос­фильм и Лен­фильм. К 1941–1945 годам отно­сят­ся такие филь­мы, как «Сви­нар­ка и пас­тух», «Иван Гроз­ный», сказ­ка «Кощей Бес­смерт­ный», несколь­ко био­гра­фий рево­лю­ци­он­ных дея­те­лей и филь­мов про Граж­дан­скую вой­ну. Но наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ют филь­мы, попы­тав­ши­е­ся отра­зить Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну во вре­мя её хода. Имен­но из таких про­из­ве­де­ний будет состо­ять под­бор­ка VATNIKSTAN — жан­ро­во раз­но­об­раз­ных, но повест­ву­ю­щих о войне, кото­рая про­ис­хо­ди­ла здесь и сейчас.


Чапаев с нами (1941)

В аги­та­ци­он­ных роли­ках нача­ла вой­ны актив­но исполь­зо­ва­лись обра­зы попу­ляр­ных кино­ге­ро­ев 1930‑х. К неве­ро­ят­но попу­ляр­но­му филь­му «Чапа­ев» сня­ли аль­тер­на­тив­ную кон­цов­ку. В корот­ко­мет­раж­ке Вла­ди­ми­ра Пет­ро­ва нач­див Васи­лий Чапа­ев чудес­ным обра­зом выплы­ва­ет из реки Урал и ока­зы­ва­ет­ся перед сол­да­та­ми летом 1941 года, для кото­рых он про­из­но­сит обод­ря­ю­щую речь. Этот ролик пред­став­ля­ет­ся одной из самых удач­ных нахо­док кинопропаганды.


Мы ждём Вас с победой! (1941)

Полу­с­ка­зоч­ная исто­рия про про­во­ды сол­да­та на вой­ну, пре­вра­тив­ша­я­ся в пер­вый «кон­церт фрон­ту». Состо­ит из несколь­ких эст­рад­ных номе­ров, мно­гие из них мож­но назвать выда­ю­щи­ми­ся — напри­мер, испол­не­ние «Иди, люби­мый мой» Нины Пет­ро­пав­лов­ской. Завер­ша­ет­ся фильм зна­ме­ни­той пес­ней «Свя­щен­ная вой­на» с огром­ны­ми тит­ра­ми тек­ста композиции.


Непобедимые (1942)

Фильм «Непо­бе­ди­мые», так­же извест­ный как «Ленин­град­цы», повест­ву­ет о кануне и пер­вых меся­цах бло­ка­ды Ленин­гра­да. В цен­тре вни­ма­ния — рабо­та заво­да и рве­ние моло­до­го инже­не­ра Насти Кова­лё­вой в испол­не­нии актри­сы Тама­ры Мака­ро­вой, кото­рая, будучи бежен­кой с окку­пи­ро­ван­но­го заво­да, смог­ла добить­ся, что сохра­нён­ный ей про­ект был исполь­зо­ван в про­из­вод­стве ново­го тан­ка. «Непо­бе­ди­мые» счи­та­ет­ся пер­вым пол­но­цен­ным худо­же­ствен­ным филь­мом о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне.


Актриса (1942)

Сюжет раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вокруг эва­ку­и­ро­ван­ной в глу­бо­кий тыл актри­сы Теат­ра опе­рет­ты Зои Стрель­ни­ко­вой. Зое её про­фес­сия в усло­ви­ях вой­ны кажет­ся неумест­ной. Жен­щи­на ста­но­вит­ся нянь­кой в гос­пи­та­ле, где она повстре­ча­лась с ране­ным май­о­ром, страст­ным люби­те­лем опе­рет­ты. Лёг­кий коме­дий­ный и, вме­сте с тем, сен­ти­мен­таль­ный фильм Лео­ни­да Трау­бер­га демон­стри­ро­вал, что для бла­га роди­ны все про­фес­сии нуж­ны, а музы­ке есть место и на войне.


Дорога к звёздам (1942)

В этом про­из­ве­де­нии сту­дент кон­сер­ва­то­рии, несмот­ря на про­ти­во­дей­ствие со сто­ро­ны отца, пол­ков­ни­ка авиа­ции, ста­но­вит­ся лёт­чи­ком. Одна из мно­го­чис­лен­ных сюжет­ных линий — дуэль совет­ско­го и немец­ко­го асов, мно­го вни­ма­ния уде­ле­но гер­ман­ской сто­роне. Фильм очень дина­мич­ный и захва­ты­ва­ет дух.


Юный Фриц (1942)

«Юный Фриц» — ред­кий при­мер экра­ни­за­ции сти­хо­тво­ре­ния. Режис­сёр­ский дуэт Гри­го­рия Козин­це­ва и Лео­ни­да Трау­бер­га снял по моти­вам сати­ри­че­ской поэ­мы Саму­и­ла Мар­ша­ка 25-мину­тый фильм о взрос­ле­нии и пути в Совет­ский Союз юно­го Фри­ца — кари­ка­тур­но изоб­ра­жён­но­го сто­рон­ни­ка Гит­ле­ра. Шут­ки филь­ма вос­при­ни­ма­ют­ся смеш­ны­ми и сейчас.


Неуловимый Ян (1942)

Быв­ший сту­дент Праж­ско­го уни­вер­си­те­та и узник конц­ла­ге­ря Ян Сму­дек выхо­дит раз в день в радио­эфир в поко­рён­ной нем­ца­ми Чехо­сло­ва­кии. Фаши­сты не могут най­ти таин­ствен­но­го веду­ще­го, хоть Ян скры­ва­ет­ся у них под носом. «Неуло­ви­мый Ян» — это соби­ра­тель­ный образ чеш­ско­го под­поль­щи­ка. Сня­тый режис­сё­ра­ми Иси­до­ром Аннен­ским и Вла­ди­ми­ром Пет­ро­вым в Тби­ли­си фильм пока­зы­вал, что в Евро­пе дей­ству­ют мест­ные пар­ти­зан­ские силы.


В 6 часов вечера после войны (1944)

Любовь во вре­мя вой­ны — вот глав­ная тема это­го опти­ми­сти­че­ско­го музы­каль­но­го филь­ма Ива­на Пырье­ва. Эту кино­кар­ти­ну мож­но счи­тать про­ро­че­ской. Режис­сёр решил­ся на сме­лый посту­пок: пока­зал празд­но­ва­ние побе­ды с тор­же­ствен­ным салю­том ещё до окон­ча­ния вой­ны. В филь­ме побе­ду отме­ча­ли — как это будут делать и в 1945 году — в мае.


Жила-была девочка (1944)

Фильм Вик­то­ра Эйсы­мон­та сни­мал­ся в янва­ре 1944 года в Ленин­гра­де, когда коль­цо вокруг горо­да уже было про­рва­но, но бло­ка­да ещё не была окон­ча­тель­но сня­та. Это фильм про детей и для детей. Рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе двух дево­чек пяти и семи лет, кото­рые, несмот­ря на страш­ную вой­ну и тяго­сти бло­ка­ды, оста­ют­ся детьми со свой­ствен­ны­ми воз­рас­ту увле­че­ни­я­ми и мировосприятием.


Зоя (1944)

Нема­лую роль в том, что Зоя Кос­мо­де­мьян­ская ста­ла Жан­ной д’Арк совет­ско­го наро­да, сыг­рал фильм Лео Арн­шта­ма «Зоя». Режис­сёр изоб­ра­зил не толь­ко подвиг юной ком­со­мол­ки, но и весь корот­кий жиз­нен­ный путь Зои — с рож­де­ния до зна­ме­ни­той речи в захва­чен­ной нем­ца­ми деревне перед каз­нью. Музы­ку к филь­му напи­сал Дмит­рий Шостакович.

Поделиться