Кинопроцесс в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны был адаптирован к новым условиям. Приоритетным стало направление, связанное с хроникой и небольшими агитационными роликами. Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», состоящий из кинохроники, получил «Оскар» 1943 года. Из репортажей с фронта, публицистических зарисовок, музыкальных и юмористических номеров формировались «Боевые киносборники». Для солдат и офицеров снимались «Концерты фронта» — нарезка музыкальных номеров, напоминающих современные клипы.
Выходили и полноценные художественные фильмы — причём далеко не только на военную тематику. Центрами кинопроизводства стали Тбилиси и Душанбе, куда были эвакуированы Мосфильм и Ленфильм. К 1941–1945 годам относятся такие фильмы, как «Свинарка и пастух», «Иван Грозный», сказка «Кощей Бессмертный», несколько биографий революционных деятелей и фильмов про Гражданскую войну. Но наибольший интерес представляют фильмы, попытавшиеся отразить Великую Отечественную войну во время её хода. Именно из таких произведений будет состоять подборка VATNIKSTAN — жанрово разнообразных, но повествующих о войне, которая происходила здесь и сейчас.
Чапаев с нами (1941)
В агитационных роликах начала войны активно использовались образы популярных киногероев 1930‑х. К невероятно популярному фильму «Чапаев» сняли альтернативную концовку. В короткометражке Владимира Петрова начдив Василий Чапаев чудесным образом выплывает из реки Урал и оказывается перед солдатами летом 1941 года, для которых он произносит ободряющую речь. Этот ролик представляется одной из самых удачных находок кинопропаганды.
Мы ждём Вас с победой! (1941)
Полусказочная история про проводы солдата на войну, превратившаяся в первый «концерт фронту». Состоит из нескольких эстрадных номеров, многие из них можно назвать выдающимися — например, исполнение «Иди, любимый мой» Нины Петропавловской. Завершается фильм знаменитой песней «Священная война» с огромными титрами текста композиции.
Непобедимые (1942)
Фильм «Непобедимые», также известный как «Ленинградцы», повествует о кануне и первых месяцах блокады Ленинграда. В центре внимания — работа завода и рвение молодого инженера Насти Ковалёвой в исполнении актрисы Тамары Макаровой, которая, будучи беженкой с оккупированного завода, смогла добиться, что сохранённый ей проект был использован в производстве нового танка. «Непобедимые» считается первым полноценным художественным фильмом о Великой Отечественной войне.
Актриса (1942)
Сюжет разворачивается вокруг эвакуированной в глубокий тыл актрисы Театра оперетты Зои Стрельниковой. Зое её профессия в условиях войны кажется неуместной. Женщина становится нянькой в госпитале, где она повстречалась с раненым майором, страстным любителем оперетты. Лёгкий комедийный и, вместе с тем, сентиментальный фильм Леонида Трауберга демонстрировал, что для блага родины все профессии нужны, а музыке есть место и на войне.
Дорога к звёздам (1942)
В этом произведении студент консерватории, несмотря на противодействие со стороны отца, полковника авиации, становится лётчиком. Одна из многочисленных сюжетных линий — дуэль советского и немецкого асов, много внимания уделено германской стороне. Фильм очень динамичный и захватывает дух.
Юный Фриц (1942)
«Юный Фриц» — редкий пример экранизации стихотворения. Режиссёрский дуэт Григория Козинцева и Леонида Трауберга снял по мотивам сатирической поэмы Самуила Маршака 25-минутый фильм о взрослении и пути в Советский Союз юного Фрица — карикатурно изображённого сторонника Гитлера. Шутки фильма воспринимаются смешными и сейчас.
Неуловимый Ян (1942)
Бывший студент Пражского университета и узник концлагеря Ян Смудек выходит раз в день в радиоэфир в покорённой немцами Чехословакии. Фашисты не могут найти таинственного ведущего, хоть Ян скрывается у них под носом. «Неуловимый Ян» — это собирательный образ чешского подпольщика. Снятый режиссёрами Исидором Анненским и Владимиром Петровым в Тбилиси фильм показывал, что в Европе действуют местные партизанские силы.
В 6 часов вечера после войны (1944)
Любовь во время войны — вот главная тема этого оптимистического музыкального фильма Ивана Пырьева. Эту кинокартину можно считать пророческой. Режиссёр решился на смелый поступок: показал празднование победы с торжественным салютом ещё до окончания войны. В фильме победу отмечали — как это будут делать и в 1945 году — в мае.
Жила-была девочка (1944)
Фильм Виктора Эйсымонта снимался в январе 1944 года в Ленинграде, когда кольцо вокруг города уже было прорвано, но блокада ещё не была окончательно снята. Это фильм про детей и для детей. Рассказывает о судьбе двух девочек пяти и семи лет, которые, несмотря на страшную войну и тягости блокады, остаются детьми со свойственными возрасту увлечениями и мировосприятием.
Зоя (1944)
Немалую роль в том, что Зоя Космодемьянская стала Жанной д’Арк советского народа, сыграл фильм Лео Арнштама «Зоя». Режиссёр изобразил не только подвиг юной комсомолки, но и весь короткий жизненный путь Зои — с рождения до знаменитой речи в захваченной немцами деревне перед казнью. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.