Лев Арнштам. Из композитора в режиссёры

Пред­став­ля­ем новый очерк из серии мате­ри­а­лов о совет­ских режис­сё­рах, участ­во­вав­ших в пре­стиж­ных евро­пей­ских фести­ва­лях. На этот раз Алек­сандр Вели­год­ский рас­ска­зы­ва­ет о Льве (Лео) Арн­шта­ме, заво­е­вав­шем в 1955 году спе­ци­аль­ный приз Канн­ско­го кинофестиваля.


Лев Арн­штам — участ­ник Вене­ци­ан­ско­го кино­фе­сти­ва­ля 1947 года и два­жды участ­ник Канн­ско­го фести­ва­ля (в 1946 и 1955 годах). В 1955 году Арн­штам с кар­ти­ной «Ромео и Джу­льет­та» был удо­сто­ен спе­ци­аль­но­го при­за Канн­ско­го фести­ва­ля в номи­на­ции «Луч­ший лири­че­ский фильм». Одна­ко даже эти фак­ты не спо­соб­ны про­бу­дить инте­рес совре­мен­ни­ков к лич­но­сти режис­сё­ра. В интер­не­те прак­ти­че­ски невоз­мож­но най­ти какой-либо инфор­ма­ции о Льве Арн­шта­ме. Едва ли не един­ствен­ным источ­ни­ком слу­жат вос­по­ми­на­ния его уче­ни­ка Сер­гея Соло­вьё­ва. Но об Арн­шта­ме гово­рить надо обя­за­тель­но. Он один из стол­пов совет­ско­го кино.

Родил­ся Лев Арн­штам 12 янва­ря 1905 года в Ека­те­ри­но­сла­ве (Дне­про­пет­ров­ске), но вско­ре его семья пере­еха­ла в Петер­бург. Учил­ся Арн­штам в Тени­шев­ском учи­ли­ще, где он вме­сте с сыном Кор­нея Чуков­ско­го Нико­ла­ем поста­вил свою первую пье­су. Это ста­ло сво­е­го рода дебю­том буду­ще­го режис­сё­ра в искус­стве. Тени­шев­ское учи­ли­ще было про­пи­та­но атмо­сфе­рой твор­че­ства, кото­рая как раз и спо­соб­ство­ва­ла зарож­де­нию талан­тов внут­ри его стен. Лите­ра­ту­ру моло­до­му Арн­шта­му пре­по­да­ва­ли Борис Эйхен­ба­ум и Юрий Тыня­нов, что послу­жи­ло толч­ком в его ста­нов­ле­нии как сценариста.

Лев Арн­штам справа

Окон­чив Тени­шев­ское учи­ли­ще в 1919 году, Лео Арн­штам посту­па­ет в Пет­ро­град­скую кон­сер­ва­то­рию на один курс с Дмит­ри­ем Шоста­ко­ви­чем. Буду­щий режис­сёр подру­жил­ся с выда­ю­щим­ся ком­по­зи­то­ром. Шоста­ко­вич напи­шет музы­ку ко всем филь­мам Арн­шта­ма. Но это будет поз­же, а пока Арн­штам даже не заду­мы­ва­ет­ся о кино и мно­го вре­ме­ни уде­ля­ет музы­ке. Для него она — это, преж­де все­го, спо­соб зара­бо­тать день­ги, что­бы хоть как-то выжить в голод­ном Пет­ро­гра­де вре­мён Граж­дан­ской войны.

В нача­ле 1920‑х годов Лев Арн­штам женит­ся на доче­ри Все­во­ло­да Мей­ер­холь­да Ирине, но этот брак не про­длит­ся дол­го. Роди­те­ли Арн­шта­ма не при­ни­ма­ют невест­ку, и моло­дые супру­ги раз­во­дят­ся. В это же вре­мя Арн­штам рабо­та­ет в теат­ре Мей­ер­холь­да, где заве­ду­ет музы­каль­ной частью. Это про­дол­жа­лось три года. Одна­жды на пло­щад­ке у Арн­шта­ма воз­ни­ка­ет кон­фликт с Мей­ер­холь­дом, вслед­ствие кото­ро­го моло­дой ком­по­зи­тор вынуж­ден поки­нуть театр.

В 1929 году Арн­штам зна­ко­мит­ся с Козин­це­вым и Трау­бер­гом, кото­рые при­гла­ша­ют буду­ще­го режис­сё­ра рабо­тать на «Лен­фильм», где в ско­ром вре­ме­ни нач­нут сни­мать пер­вые зву­ко­вые филь­мы. В каче­стве зву­ко­ре­жис­сё­ра Арн­штам при­ни­ма­ет уча­стие в съём­ках филь­мов «Напе­ре­кор все­му» (1930), «Одна» (1931), «Зла­тые горы» (1931). Ком­по­зи­то­ром во всех трёх кар­ти­нах высту­па­ет его ста­рый друг Дмит­рий Шостакович.

Чуть поз­же вме­сте с Фри­дри­хом Эрм­ле­ром и Сер­ге­ем Ютке­ви­чем Лев Арн­штам ста­нет соав­то­ром сце­на­рия к филь­му «Встреч­ный» (1932). Сов­мест­ная рабо­та с Ютке­ви­чем послу­жи­ла для Арн­шта­ма «шко­лой режис­су­ры». В 1934 году он всту­па­ет в Первую худо­же­ствен­ную мастер­скую Сер­гея Ютке­ви­ча, а спу­стя год выхо­дит его пер­вый фильм «Подру­ги». Кар­ти­на, сня­тая по кано­нам соц­ре­а­лиз­ма, рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе трёх геро­инь, про­шед­ших через Первую миро­вую, рево­лю­цию и Граж­дан­скую вой­ну. К дебю­ту Арн­штам под­хо­дил с «бояз­нью и чрез­вы­чай­ным тре­пе­том», одна­ко уже в нём про­сле­жи­ва­ет­ся почерк зре­ло­го режис­сё­ра. Дебют удал­ся — фильм полу­чил народ­ное при­зна­ние, а так­же был заме­чен неко­то­ры­ми ино­стран­ны­ми критиками.

Лев Арн­штам с Хесей Лок­ши­ной. 1932 год

Вто­рым филь­мом Льва Арн­шта­ма ста­но­вят­ся «Дру­зья» (1938). В нём речь идёт о собы­ти­ях на Север­ном Кав­ка­зе во вре­мя рево­лю­ции. Тема выбра­на не про­сто так, осно­ва­ни­ем для сце­на­рия послу­жи­ли эпи­зо­ды био­гра­фии Сер­гея Киро­ва. «Дру­зей» вме­сте с «Вели­ким граж­да­ни­ном» Эрм­ле­ра мож­но счи­тать посмерт­ной поэ­ти­за­ци­ей фигу­ры Киро­ва, кото­рая ста­нет куль­тур­ным осно­ва­ни­ем ста­лин­ско­го тер­ро­ра 1937–1938 годов.

В 1940 году Арн­штам начи­на­ет рабо­тать над био­гра­фи­че­ским филь­мом о Миха­и­ле Глин­ке, но по при­чине начав­шей­ся вой­ны рабо­та была пре­рва­на ещё на ста­дии напи­са­ния сце­на­рия. Через год Лев Арн­штам в каче­стве сце­на­ри­ста при­ни­ма­ет уча­стие в съём­ках корот­ко­мет­раж­но­го филь­ма «Чапа­ев с нами» — аль­тер­на­тив­ной кон­цов­ки кар­ти­ны бра­тьев Васи­лье­вых «Чапа­ев» (1934). В этой кон­цов­ке, в отли­чие от ори­ги­на­ла, Чапа­ев выжи­ва­ет. Такой ход был вполне объ­яс­ним все­на­род­ной любо­вью к крас­но­му командиру.

Угро­за надви­га­ю­щей­ся бло­ка­ды вынуж­да­ет эва­ку­и­ро­вать кино­сту­дию «Лен­фильм» из Ленин­гра­да в Алма-Ату. Сов­мест­но с Гри­го­ри­ем Козин­це­вым Лев Арн­штам сни­ма­ет корот­ко­мет­раж­ный фильм «Слу­чай на теле­гра­фе», кото­рый вошёл в кино­аль­ма­нах «Бое­вой кино­сбор­ник №2». Сле­ду­ю­щим филь­мом Арн­шта­ма ста­но­вит­ся «Зоя» (1944) о юной пар­ти­зан­ке Зое Кос­мо­де­мьян­ской. Вели­чие подви­га и про­сто­та, с кото­рой он изоб­ра­жён — глав­ные осо­бен­но­сти дан­ной кар­ти­ны. Бла­го­да­ря «Зое» режис­сёр ста­нет обла­да­те­лем Ста­лин­ской пре­мии пер­вой сте­пе­ни, что поз­во­лит ему окон­ча­тель­но утвер­дить­ся в каче­стве само­сто­я­тель­но­го режиссёра.

Афи­ша филь­ма «Зоя»

После вой­ны Арн­штам рабо­та­ет на «Мос­филь­ме», где сни­ма­ет глав­ный свой фильм «Глин­ка» (1946) о жиз­ни и твор­че­стве вели­ко­го ком­по­зи­то­ра. Имен­но здесь Арн­шта­му уда­ёт­ся рас­крыть глав­ную тему сво­е­го твор­че­ства: «чело­век, кото­рый тво­рит искус­ство и искус­ство, кото­рое создаст чело­ве­ка». Глав­ный акцент в кар­тине сде­лан на музы­ке, био­гра­фия ком­по­зи­то­ра отхо­дит на вто­рой план. Для Арн­шта­ма музы­ка — это в первую оче­редь сред­ство, с помо­щью кото­ро­го он изоб­ра­жа­ет собы­тие. В филь­ме уда­лось пока­зать образ неот­де­ли­мо­го от рабо­ты твор­ца, это ста­ло новым худо­же­ствен­ным при­ё­мом в био­гра­фи­че­ском кино.

В 1946 году Лев Арн­штам с филь­ма­ми «Зоя» и «Глин­ка» при­ни­ма­ет уча­стие в пер­вом Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле. Этот факт сде­ла­ет Арн­шта­ма в какой-то сте­пе­ни уни­каль­ным сре­ди участ­ни­ков Канн, так как он будет един­ствен­ным режис­сё­ром, два филь­ма кото­ро­го попа­ли в кон­курс­ную про­грам­му. Ни «Зоя», ни «Глин­ка» не при­не­сут Арн­шта­му наград это­го фести­ва­ля. Год спу­стя «Глин­ка» будет номи­ни­ро­ван на «Золо­то­го льва» Вене­ци­ан­ско­го кино­фе­сти­ва­ля, но и там филь­му не суж­де­но добить­ся успеха.

Толь­ко спу­стя восемь лет Лев Арн­штам сов­мест­но с Лео­ни­дом Лав­ров­ским сни­мут фильм-балет «Ромео и Джу­льет­та», кото­рый полу­чит спе­ци­аль­ный приз VIII Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля за «Луч­ший лири­че­ский фильм». Дан­ный приз уни­ка­лен, так как за всю исто­рию фести­ва­ля был вру­чён одна­жды. Спу­стя год, в 1956 году, похо­жий приз за «Луч­шую лири­че­скую коме­дию» полу­чит кар­ти­на Инг­ма­ра Берг­ма­на «Улыб­ки лет­ней ночи».

Далее в твор­че­стве Арн­шта­ма после­ду­ет пере­рыв, в 1960 году вый­дет сов­мест­ный с кино­сту­ди­ей ГДР фильм «Пять дней, пять ночей» о спа­се­нии совет­ски­ми сол­да­та­ми во вре­мя вой­ны Дрез­ден­ской кар­тин­ной гале­реи. В 1967 году Арн­штам сни­мет свой послед­ний фильм «Софья Перов­ская» об убий­стве царя Алек­сандра II.

На этом твор­че­ская био­гра­фия Льва Арн­шта­ма закан­чи­ва­ет­ся, но при этом нель­зя не отме­тить его рабо­ту на «Мос­филь­ме». В 1968 году он ста­но­вит­ся руко­во­ди­те­лем твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «Луч», в рам­ках кото­ро­го сни­ма­ли свои филь­мы Сер­гей Бон­дар­чук, Лео­нид Гай­дай, Элем Кли­мов, Сер­гей Соло­вьёв и мно­гие дру­гие. Сер­гей Соло­вьёв, в свою оче­редь, назы­вал Льва Арн­шта­ма «Худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем с боль­шой бук­вы», что явля­ет­ся, навер­ное, луч­шим опре­де­ле­ни­ем его рабо­ты кон­ца 60‑х — нача­ла 70‑х годов.

Арн­шта­ма мож­но назвать пер­вым оте­че­ствен­ным про­дю­се­ром, при том, что такой долж­но­сти в совет­ском кино не суще­ство­ва­ло. Вли­я­ние Льва Арн­шта­ма на даль­ней­шее раз­ви­тие совет­ско­го кино огром­ное, но при этом он жало­вал­ся на то, что ему не хва­та­ет воз­мож­но­сти делать соб­ствен­ные филь­мы. Может быть, он и смог бы ещё раз вопло­тить свои идеи на экран в каче­стве режис­сё­ра, но 26 декаб­ря 1976 года режис­сё­ра не стало.


Советские режиссёры европейских фестивалей
Сергей Васильев. Забытый «автор одного фильма»
Иосиф Хейфиц. Ровесник советского кино

Поделиться