Цикл очерков о советских режиссёрах, получивших известность на европейских кинофестивалях, продолжает история Сергея Юткевича — автора ярких кинолент о Ленине, экранизации «Отелло» и анимационных фильмов по произведениям Маяковского.
Масштабы личности Сергея Юткевича даже сегодня определить крайне сложно. Его имя было известно как в Советском Союзе, так и за его пределами. Он — единственный советский кинорежиссёр, трижды удостоенный приза Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Виктор Шкловский писал:
«Его творческий путь говорит о постоянных метаморфозах художника, оставшегося, тем не менее, абсолютно верным своей отправной точке; и вот этот постоянный разрыв в сочетании с полной верностью и создают цельность его тонкого и многогранного творчества, где Юткевич, возмужав, не предал ни одного из идеалов юности».
Началом творческой деятельности Сергея Юткевича можно считать годы Гражданской войны, когда он работал актёром и помощником режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В это же время он знакомится с юным Григорием Козинцевым, начинающим, как и он, свой путь в искусстве. В 1921 году Юткевич переезжает в Москву, где вместе с Сергеем Эйзенштейном поступает в ГВЫРМ (Государственные высшие режиссёрские мастерские) к Всеволоду Мейерхольду.
В 1922 году совместно с Козинцевым и Траубергом Юткевич выпускает манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Через 4 года Юткевич становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ). При этом он параллельно продолжает свою работу художником и оформляет фильмы Абрама Роома «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927). Эти события можно считать для будущего режиссёра определяющими, так как они ещё не раз найдут отголоски в его судьбе.
Первой режиссёрской работой Юткевича станет кинокартина «Кружева» (1928). Острая игра актёров, смешение лирики и эксцентрики, а также мастерская работа оператора Евгения Шнейдера и авторский монтаж Юткевича позволят фильму стать одним из самых ярких дебютов 20‑х годов. Критики обвинят ленту в формализме, после чего молодой режиссёр покинет Москву и переедет в Ленинград, где формализм существовал во всей своей широте. Выражением царящего формализма служила знакомая Сергею Юткевичу ФЭКС, но вскоре и ей суждено было прекратить существование.
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» утвердило в советском искусстве единый метод социалистического реализма. Таким образом, это означало конец формализма. В этом же году на «Ленфильме» выходит совместная работа Эрмлера и Юткевича «Встречный». Фильм почти сразу признают эталоном новопринятого жанра, а имя Юткевича станет главным на студии «Ленфильм». Леонид Трауберг в своих воспоминаниях позже напишет:
«С. И. Юткевич сделал не только „Встречный“. Он сделал „Ленфильм“. Он был одним из тех, с кем кино выступало с развёрнутыми знамёнами».
Картина Эрмлера и Юткевича также интересна тем, что она станет первой для обоих режиссёров работой со звуком, приход которого они примут с радостью. Это событие ознаменует начало нового периода как в творчестве режиссёров, так и всего отечественного кино.
Через два года после появления на экранах «Встречного» на «Ленфильме» выходит «Чапаев» братьев Васильевых, а после него следуют «Юность Максима» Козинцева и Трауберга, «Семеро смелых» Герасимова и «Депутат Балтики» Зархи и Хейфица. Эти фильмы будут считаться главными примерами соцреализма в кино, а «Ленфильм» негласно признаётся лучшей киностудией страны.
Вскоре ленфильмовцы вступят в острую полемику с Сергеем Эйзенштейном и образуют антиэйзенштейновскую коалицию, роль лидера которой будет отведена Сергею Юткевичу. Будущее теперь будет отожествляться с социалистическим реализмом, а монтаж аттракционов Эйзенштейна отойдёт в прошлое. Однако, соцреализм — это совсем не то, к чему стремился Юткевич, который долго не мог вписаться в новый канон. Ведь не просто так Козинцев причислял его к поколению художников 1920‑х годов, да и после «Встречного» режиссёр долго не мог снять ничего значимого.
В конце 1934 года создаётся «Первая художественная мастерская под руководством С. Юткевича». К тому времени такие киномастерские, как ФЭКС, КЭМ и коллектив Кулешова, уже прекратили своё существование. 1930‑е будут тяготеть к классическим формам, а новаторства и эксперименты отойдут на второй план или просто исчезнут.
Но Юткевич старается идти своей дорогой, и его мастерская в 1937 году экранизирует «Женитьбу» Гоголя, а также выпускает фильм «Тайга золотая». Обе картины были сняты с экранов, а экранизация пьесы Маяковского «Клоп» закрыта ещё на подготовительном этапе. После постигнутых неудач мастерская распалась, а для Сергея Юткевича начинается новый период в творчестве.
Переломным моментом становится картина «Человек с ружьём» (1938). Начинается персональная лениниана Сергея Юткевича. До этого образ вождя революции использовался в картинах «Октябрь» Эйзенштейна, «Москва в Октябре» Барнета (фильм утерян), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Ромма, а также в «Выборгской стороне» Козинцева и Трауберга.
Новаторство Юткевича заключается в том, что он решает взять сакрально-монументальную личность Ленина, чтобы сделать рассказ о революции революционным языком. Через 9 лет после выхода фильма в статье «Разгадка поэзии» (1947) Сергей Юткевич напишет, что «дальнейшее развитие историко-революционной темы будет происходить на поэтической основе».
«Человек с ружьём» становится первой ступенью в этом деле. Режиссёр пытается создать сказку о Ленине, сохраняя при этом историческую конкретику. Вождь мирового пролетариата, которого сыграл Максим Штраух, предстаёт обыкновенным смертным, говорящим не лозунгами, а простым, человеческим языком. Фильм пользуется большим успехом, выглядит современным, а сцена с чайником в Смольном, где Ленин разговаривает с солдатом Шадриным о войне, становится канонической.
Однако в следующий раз Юткевич по определённым причинам возьмётся снимать фильм о Ленине лишь в 1947 году. Но рассказ об идее Ленина электрифицировать страну под названием «Свет над Россией» постигнет неудача. Картину объявят «ошибочной в идейно-политическом и слабой в художественном отношении». Вследствие чего прокатное удостоверение будет отозвано.
В 1946 году Сергей Юткевич в составе советской делегации попадает на Первый международный Каннский фестиваль со своей картиной «Здравствуй, Москва!». Приза режиссёр удостоен не был, но и само появление на международном фестивале уже говорит о многом.
В следующий раз советские кинематографисты окажутся на Западе только в 1954 году. В составе той делегации Сергей Юткевич окажется самой знаменитой фигурой. Он общается с такими представителями искусства как Жан Кокто, Жан-Поль Сартр, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Таким образом, режиссёр чувствует себя в родной стихии. А выдвинутая на конкурс картина «Великий воин Албании Скандербег» приносит Юткевичу приз за лучшую режиссуру.
В 1956 году Юткевич в очередной раз едет на Каннский фестиваль. На этот раз он везёт с собой снятую в 1955 году экранизацию Шекспира «Отелло». Режиссёр переносит бессмертные диалоги классика на экран, экспериментируя с цветом и техникой съёмки. Фильм становится значимым событием в мировом кинематографе. Юткевич во второй раз получает золотую пальмовую ветвь в номинации «Лучший режиссёр».
Под влиянием фильма Калатозова и Урусевского «Летят журавли» Юткевич снимает «Рассказы о Ленине» (1957). Старая тема приобретает новые формы. Фильм выдвигается на Ленинскую премию, но после разгромной критики шансы получить эту премию сводятся к нулю. Юткевич вынужден на время отойти от ленинской темы и отдаёт свои силы театру и преподавательской деятельности.
С 1954 года и до конца 1960‑х Юткевич преподаёт во ВГИКе режиссёрское мастерство. А в середине 1950‑х совместно с Валентином Плучеком Сергей Юткевич ставит в театре сатиры «Клопа» и «Баню», что стало значительными событиями театральной «оттепели».
Стоит отметить, что в 1958 году Сергей Юткевич во второй раз становится членом жюри Каннского фестиваля. Того самого, на котором главный приз единогласно достался советской картине «Летят журавли». Тесное общение с европейской творческой элитой делает режиссёра своим человеком на Западе. В 1961 году Юткевича снова приглашают в жюри, а через пять лет он приедет в Канны в качестве режиссёра со своим новым фильмом о Ленине.
В начале 1960‑х Сергей Юткевич продолжает свои эксперименты, результатом которых становится выход анимационной версии пьесы Владимира Маяковского «Баня» (1962). Странный синтез документальных кадров и мультипликации делает «Баню» новым словом в кино. В 1976 году подобным образом режиссёр экранизирует «Клопа». Фильм получит название «Маяковский смеётся».
На этом эксперименты режиссёра не заканчиваются, и в 1965 году на экраны выходит одна из самых значимых картин Сергея Юткевича «Ленин в Польше». В очередной раз объектом новаторских решений становится образ Владимира Ильича. Юткевич продолжает развивать образ Ленина, наполняя его глубиной.
Весь фильм мы слышим внутренний монолог Ленина, который читает играющий вождя актёр Максим Штраух. Герой как бы говорит со зрителем и таким образом Ленин предстаёт собеседником, рассказывающим свою историю. Кадры не иллюстрируют текст, а текст не объясняет кадры. С помощью этого приёма Юткевичу удаётся создать сложный контрапункт.
Режиссёр пытается максимально приблизить исторические события и помещённый внутри них образ вождя мирового пролетариата к зрителю. На экране частная жизнь героя взаимодействует с общественной жизнью и становится её частью, вплетаясь в ткань истории. Художественные открытия, сделанные Юткевичем в этом фильме, интересны и сегодня. В 1966 году режиссёр удостоится золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. «Ленин в Польше» станет одной из главных, если не главной картиной, снятой когда-либо о Ленине.
В 1969 году Сергей Юткевич снимает «Сюжет для небольшого рассказа» о жизни Антона Чехова. Очередная игра режиссёра с канонами кинематографа и выход за рамки жанра не оставляют равнодушными жюри Международного кинофестиваля в Венеции, и картина получила памятную медаль.
Последним фильмом Юткевича стал «Ленин в Париже» (1981), снятый наподобие предыдущего фильма о Ленине, только в других декорациях. Здесь мы опять слышим ленинский монолог, а главную роль исполняет уже не Максим Штраух, а Юрий Каюров.
В 1982 году на 39‑м Венецианском кинофестивале Сергей Юткевич становится обладателем Золотого льва за вклад в мировой кинематограф. Эту же награду в 1982 году получили вместе с ним такие режиссёры, как Луис Бунюэль, Жан-Люк Годар и Акира Куросава. Таким образом, Сергей Юткевич был поставлен на одну ступень с признанными грандами мирового кино.
Помимо этого успеха в начале 1980‑х Юткевичу всё-таки удалось осуществить свою давнюю мечту, и он ставит в Московском музыкальном камерном театре «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока. Примечательно, что до этого показать Блока на сцене удавалось лишь Всеволоду Мейерхольду, учеником которого был Сергей Юткевич.
Подводя итог, следует сказать, что Юткевич является одной из самых значимых фигур отечественного киноискусства. Его творчество охватывает буквально все стадии развития советского кино, начиная с 1920‑х и заканчивая 1980-ми. Всё это время он не переставал удивлять и, оставаясь в авангарде, шёл на эксперимент и находил новые пути решения поставленных задач. Имя Сергея Юткевича навсегда вплетено в историю мирового кинематографа.
Читайте другие статьи цикла «Советские режиссёры европейских фестивалей»: