Переписка с октябрятами и реклама порошка: чем занимался Мойдодыр последние 100 лет

В 2023 году отме­ча­ет юби­лей один из самых извест­ных пер­со­на­жей Кор­нея Чуков­ско­го: умы­валь­ни­ков началь­ни­ку и моча­лок коман­ди­ру испол­ня­ет­ся 100 лет. За целый век Мой­до­дыр успел не толь­ко при­учить всех умы­вать­ся по утрам и вече­рам, но и поряд­ком набедокурить.

Так, в 1958 году он вёл пере­пис­ку с мос­ков­ски­ми октяб­ря­та­ми: всё вре­мя обе­щал зай­ти к ним в гости, но каж­дый раз «сли­вал­ся» — об этом писа­ла «Пио­нер­ская прав­да». А в наши дни запу­тал иссле­до­ва­те­лей, кото­рые реши­ли повто­рить путь маль­чи­ка и мочал­ки с прыж­ка­ми через огра­ду Таври­че­ско­го сада и обна­ру­жи­ли, что сде­лать это совсем не так про­сто, как кажется.

Вспо­ми­на­ем необыч­ные фак­ты из жиз­ни люби­мой разум­ной сан­тех­ни­ки, а заод­но рас­смат­ри­ва­ем иллю­стра­ции и кад­ры из мульт­филь­мов, кото­рых с 1923 года ско­пи­лось нема­ло. Что харак­тер­но, тро­га­тель­но­го сре­ди них не так мно­го — в основ­ном мрач­ный сюр­ре­а­лизм и водо­про­вод­ная хтонь.


Робот с краном изо рта

В авто­био­гра­фи­че­ской замет­ке 1950‑х годов Чуков­ский писал:

«В 1921 году я вес­ною в два-три дня сочи­нил две сказ­ки „Мой­до­дыр“ и „Тара­ка­ни­ще“. Изда­вать эти сказ­ки было негде. Я обра­тил­ся к жур­на­ли­сту Льву Кляч­ко с пред­ло­же­ни­ем осно­вать дет­ское изда­тель­ство „Раду­га“».

Имен­но в леген­дар­ной, яркой и откры­той экс­пе­ри­мен­там «Раду­ге» (1922—1930) вышла пер­вая книж­ка о кри­во­но­гом и хро­мом бор­це с анти­са­ни­та­ри­ей. Иллю­стра­ции к «Мой­до­ды­ру» создал Юрий Аннен­ков. В днев­ни­ке Чуков­ский упо­ми­нал об их сотрудничестве:

«О, как труд­но выжи­мать рисун­ки из Аннен­ко­ва для „Мой­до­ды­ра“. Он взял день­ги в нача­ле нояб­ря и ска­зал, после­зав­тра будут рисун­ки. Потом он уехал в Моск­ву и про­па­дал там три неде­ли, потом вер­нул­ся, и я дол­жен был ходить к нему каж­дое утро (теряя часы, пред­на­зна­чен­ные для писа­ния) — будить его, сты­дить, про­кли­нать, угро­жать, молить — и в резуль­та­те у меня есть рисун­ки к „Мой­до­ды­ру“!»

Как вид­но, угро­зы и про­кля­тья были не зря — Мой­до­дыр в интер­пре­та­ции Аннен­ко­ва про­из­во­дит неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние. Прав­да, когда глав­ный герой-маль­чик пере­хо­дит на сто­ро­ну чисто­ты, он ста­но­вит­ся более-менее при­вет­ли­вым, зато в нача­ле книж­ки из мами­ной из спаль­ни выбе­га­ет безум­ный робот, насто­я­щая маши­на для устра­ше­ния — а то и уни­что­же­ния — неумы­тых детей. Кран у умы­валь­ни­ка тор­чит пря­мо изо рта, что, по идее, долж­но вызы­вать не очень при­ят­ные ощу­ще­ния в гор­ле и ниже. Впро­чем, это не меша­ет ему бегать в сопро­вож­де­нии лета­ю­щих нож­ниц, пиная метал­ли­че­ски­ми нога­ми вопя­ще­го от ужа­са ребёнка.

Мой­до­дыр. Иллю­стра­ция Юрия Анненкова

Воз­мож­но, рань­ше вам каза­лось, что совре­мен­ные худож­ни­ки, рисуя Мой­до­ды­ра, дела­ют его слиш­ком страш­ным (смот­ри­те иллю­стра­ции Дмит­рия Тру­би­на, Кон­стан­ти­на Батын­ко­ва, Юлии Гуко­вой и дру­гих, при­ме­ры кото­рых мож­но най­ти, напри­мер, здесь) и тем самым про­ти­во­ре­чат бук­ве авто­ра? Что ж, теперь вы зна­е­те: пуга­ю­щий умы­валь­ник — это канон, кото­рый Чуков­ский не про­сто одоб­рил, но и бук­валь­но вымо­лил у иллюстратора.

Мой­до­дыр. Иллю­стра­ция Юлии Гуковой

В 1927 году появи­лась пер­вая экра­ни­за­ция «Мой­до­ды­ра». Заглав­ный пер­со­наж мульт­филь­ма Марии Бен­дер­ской с лицом, напо­ми­на­ю­щем о паро­во­зи­ке Тома­се, сер­ди­то щёл­ка­ет зуба­ми и раз­ма­хи­ва­ет щёт­кой. Кран у это­го умы­валь­ни­ка сно­ва тор­чит изо рта — как толь­ко зубы об него не ста­чи­ва­ют­ся, при таком-то актив­ном дви­же­нии челюстями.

«Мой­до­дыр». Режис­сёр Мария Бен­дер­ская. 1927 год

Дол­гое вре­мя куколь­ный «Мой­до­дыр» счи­тал­ся утра­чен­ным, пока в 2008 году не объ­явил­ся на фести­ва­ле «Белые стол­бы». В июне 2023 года неболь­шой фраг­мент мульт­филь­ма был выло­жен в откры­тый доступ. Воз­мож­но, одна­жды мы всё-таки смо­жем уви­деть его целиком.


Фюрер с тазом набекрень

У боль­шин­ства сло­во­со­че­та­ние «мульт­фильм о Мой­до­ды­ре» вызы­ва­ет в памя­ти корот­ко­мет­раж­ку 1954 года Ива­на Пет­ро­ви­ча Ива­но­ва-Вано. Одна­ко не все в кур­се, что это был цвет­ной авто­ре­мейк чёр­но-белой вер­сии 1939 года.

Раз­ни­ца меж­ду дву­мя вари­ан­та­ми преж­де все­го в обра­зе умы­валь­ни­ка. В 1950‑е годы щёт­ка­ми и мылом коман­до­вал стро­гий, но в целом доб­ро­душ­ный субъ­ект, рас­пе­ва­ю­щий гиги­е­ни­че­ские арии. Зато в кон­це 1930‑х, в год нача­ла Вто­рой миро­вой вой­ны, на экране появил­ся обла­да­тель чёр­ной «чёл­ки», чита­ю­щий нота­ции скри­пу­чим голо­сом. Неужто эпо­ха повлияла?

«Мой­до­дыр». Режис­сёр Иван Ива­нов-Вано. 1939 год

Срав­не­ния пер­со­на­жа Чуков­ско­го с Адоль­фом Гит­ле­ром в Сети встре­ча­ют­ся часто. Автор замет­ки «Зло­ве­щий смысл мульт­филь­ма „Мой­до­дыр“» наста­и­ва­ет: у Ива­но­ва-Вано Мой­до­дыр не умы­ва­ет чума­зо­го маль­чи­ка, а пре­вра­ща­ет тем­но­ко­же­го ребён­ка в чисто­го арийца:

«Обра­ти­те вни­ма­ние на то, как имен­но грязь покры­ва­ет тело маль­чу­га­на. Смуг­лая кожа, тём­ные воло­сы и чёр­ные гла­за. Он выгля­дит как типич­ный ребё­нок семит­ской внеш­но­сти. <…> Мами­на спаль­ня — это род­ная зем­ля, Роди­на-мать, гиги­е­на Мой­до­ды­ра — это расо­вая гиги­е­на. <…> Маль­чик смы­ва­ет грязь, ста­но­вясь частью систе­мы Мой­до­ды­ра. Теперь он по-насто­я­ще­му чистый: бело­ко­жий, свет­ло­во­ло­сый, голубоглазый».

До и после умывания

Зву­чит если и не вполне прав­до­по­доб­но, то, во вся­ком слу­чае, доволь­но любо­пыт­но. И даже если Ива­нов-Вано ниче­го подоб­но­го не имел в виду, его пер­вый «Мой­до­дыр» вполне годит­ся для того, что­бы про­чи­тать его не толь­ко как нра­во­уче­ние, но и как выска­зы­ва­ние о недо­пу­сти­мо­сти наси­лия и при­нуж­де­ния — даже в тех слу­ча­ях, когда авто­ри­тар­ный герой дей­ству­ет «во благо».


Октябрята поверили в Мойдодыра

В 1958 году «Пио­нер­ская прав­да» (№ 009) опуб­ли­ко­ва­ла замет­ку «Мой­до­дыр в гостях у октяб­рят». В ней рас­ска­зы­ва­лось о том, как в шко­ле-интер­на­те № 12 горо­да Моск­вы стёр­лась гра­ни­ца меж­ду вымыс­лом и реаль­но­стью — уче­ни­ки не толь­ко чита­ли сти­хи о коман­ди­ре моча­лок, но и всту­пи­ли с ним в переписку.

«Нача­лось с того, что вожа­тые звёз­до­чек на сбо­ре про­чли уча­щим­ся сказ­ку К. Чуков­ско­го „Мой­до­дыр“. <…> В ком­на­ту, где про­хо­дил сбор, вошли пио­не­ры 5‑го клас­са и объ­яви­ли октяб­ря­там, что на их имя при­шло пись­мо. Пяти­класс­ни­ки вру­чи­ли малы­шам боль­шой кон­верт, на кото­ром был нари­со­ван Мойдодыр.

— Види­те, ребя­та, толь­ко что мы с вами про­чли „Мой­до­ды­ра“ и уже полу­чи­ли от него
письмо».

Да уж, вот так совпадение.

В пись­ме к октяб­ря­там умы­валь­ник объявил:

«Мне очень хочет­ся с вами побли­же позна­ко­мить­ся и подру­жить­ся. Если друж­ба наша будет креп­кая, то я при­ду к вам в гости на празд­ник чисто­ты. А дру­жу я толь­ко с чисты­ми и акку­рат­ны­ми детьми. Пока же не все из вас уме­ют пра­виль­но умы­вать­ся, акку­рат­но оде­вать­ся. Об этом мне рас­ска­за­ли мои дру­зья и помощники».

Ниче­го себе заявоч­ки. Я, гово­рит, хочу к вам в гости, но вы сна­ча­ла в поря­док себя при­ве­ди­те, а то не при­ду. И вооб­ще, у меня есть целая коман­да шпи­о­нов, кото­рая под­гля­ды­ва­ет за вами, когда вы умы­ва­е­тесь и одеваетесь.

«Пио­нер­ская прав­да». № 009, 1958 год

Но и это­го сан­тех­ни­ке пока­за­лось мало. Ребя­там при­шлось уга­ды­вать име­на его помощ­ни­ков (мыло, щёт­ка, гре­бень и так далее), а потом рисо­вать их.

Выпол­нив все тре­бо­ва­ния, октяб­ря­та вме­сте с вожа­той напи­са­ли и отпра­ви­ли ответ­ное пись­мо. Долж­но быть, к это­му вре­ме­ни от все­го про­ис­хо­дя­ще­го малы­ши поряд­ком обал­де­ли, посколь­ку вопре­ки совет­ско­му ате­и­сти­че­ско­му вос­пи­та­нию уве­ро­ва­ли в сверхъестественное:

«Октяб­ря­та пове­ри­ли в Мой­до­ды­ра. Лишь один маль­чик после сбо­ра подо­шёл к вожа­той и тихо спро­сил у неё:

— А прав­да, что есть на све­те Мойдодыр?

— Ведь он обе­щал быть у нас на празд­ни­ке чисто­ты, тогда ты и уви­дишь, прав­да ли это».

Раз обе­щал — зна­чит, надо выпол­нять. На сле­ду­ю­щий день ребя­та учи­лись с тол­ком мыть­ся и шить спе­ци­аль­ные рука­вич­ки для обти­ра­ния. В кон­це сбо­ра к ним при­шёл — нет, не Мой­до­дыр, а ещё один кон­верт с пись­мом. На этот раз умы­валь­ник заго­во­рил стихами:

«Пио­нер­ская прав­да». № 009, 1958 год

Далее вновь сле­до­ва­ли раз­но­об­раз­ные нака­зы и поручения.

Подоб­ная исто­рия повто­ря­лось неод­но­крат­но: вме­сто того, что­бы, нако­нец, явить­ся в шко­лу-интер­нат, каприз­ный гость выдви­гал в пись­мен­ном виде всё новые и новые усло­вия, кото­рые от раза к разу ста­но­ви­лись всё зако­вы­ри­стее. Вот, к при­ме­ру, что было в тре­тьем письме:

«В кон­вер­те вме­сте с пись­мом лежа­ла малень­кая кар­тин­ка, на кото­рой была нари­со­ва­на зуб­ная щёт­ка. Мой­до­дыр писал, что тем, у кого будут чистые зубы, сани­та­ры дадут и эту кар­тин­ку. Кто набе­рёт десять таких кар­ти­нок, полу­чит инте­рес­ное добав­ле­ние к открыт­ке Мойдодыра».

Ну пря­мо реклам­ная акция: собе­ри десять кры­ше­чек от гази­ров­ки, предъ­яви на кас­се чистые зубы и полу­чи «инте­рес­ное добавление».

В кон­це кон­цов, когда у чита­те­ля «Пио­нер­ской прав­ды» долж­но было сло­жить­ся ощу­ще­ние, что пере­пис­ка с умы­валь­ни­ком будет про­дол­жать­ся до бес­ко­неч­но­сти, Мой­до­дыр всё же реша­ет сдер­жать сло­во. Но и тут не обо­шлось без казуса:

«…уча­щи­е­ся встре­ти­лись, нако­нец, с Мой­до­ды­ром. Конеч­но, это был пио­нер, оде­тый в костюм Мойдодыра».

Ну что же это такое — кру­гом обман. Может, хоть сани­тар, упо­мя­ну­тый в фина­ле замет­ки, был настоящий?

«На празд­ни­ке было выступ­ле­ние Пет­руш­ки-сани­та­ра, кото­рый зага­ды­вал детям загад­ки, пел смеш­ные частуш­ки о грязнулях».

«Пио­нер­ская прав­да». № 009, 1958 год

Марш-бросок на десять километров

Пока дети обре­та­ют и теря­ют веру в Мой­до­ды­ра, взрос­лые тер­за­ют­ся вопро­сом: каким обра­зом герой сказ­ки смог, убе­гая от мочал­ки, так быст­ро пре­одо­леть рас­сто­я­ние от Сен­ной пло­ща­ди до Таври­че­ско­го сада, а там ещё и пере­ско­чить через огра­ду? Име­ет­ся в виду вот этот кусочек:

А от беше­ной мочалки
Я помчал­ся, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садо­вой, по Сенной.
Я к Таври­че­ско­му саду,
Пере­прыг­нул чрез ограду,
А она за мною мчится
И куса­ет, как волчица.

На пер­вый взгляд (осо­бен­но, если вы ни разу не были в Петер­бур­ге) здесь нет ниче­го тако­го. Но исто­рик и кра­е­вед Юрий Нежин­ский счи­та­ет ина­че. В замет­ке «Сколь­ко про­бе­жал гряз­ну­ля из „Мой­до­ды­ра“» он пишет:

«…маль­чик-гряз­ну­ля бежит „по Садо­вой, по Сен­ной“ к Таври­че­ско­му саду. По Садо­вой ули­це мож­но пере­сечь Сен­ную пло­щадь, но добе­жать до Таври­че­ско­го сада нель­зя. Пред­по­ло­жим, гряз­ну­ля пред­по­чёл самый корот­кий марш­рут. Тогда он повер­нул с Садо­вой ули­цы на Инже­нер­ную, пере­бе­жал Фон­тан­ку через мост Белин­ско­го у цир­ка и даль­ше по Литей­но­му про­спек­ту и ули­це Чер­ны­шев­ско­го достиг Таври­че­ско­го сада.

Опи­сы­ва­е­мое рас­сто­я­ние состав­ля­ет око­ло 4,5 кило­мет­ров. Но началь­ный пункт марш­ру­та, в отли­чие от конеч­но­го, Чуков­ский не ука­зы­ва­ет. Пред­по­ло­жим, впро­чем, что до Сен­ной пло­ща­ди маль­чик бежал недол­го, зна­чит весь марш­рут — око­ло 5 километров».

Набе­гав­шись, маль­чик пере­хо­дит к прыж­кам в высо­ту. Нежин­ский не уста­ёт удивляться:

«Добе­жав до Таври­че­ско­го сада, он „пере­прыг­нул через огра­ду“. Высо­та огра­ды Таври­че­ско­го сада силь­но варьи­ру­ет, но на иллю­стра­ци­ях к „Мой­до­ды­ру“, одоб­рен­ных Чуков­ским, изоб­ра­жён тот самый уча­сток, где она дости­га­ет при­бли­зи­тель­но двух мет­ров и усе­я­на ост­ры­ми пиками».

Пры­жок через огра­ду. Иллю­стра­ция Юрия Анненкова

Про­дол­жая игно­ри­ро­вать ска­зоч­ную услов­ность, зна­ток Санкт-Петер­бур­га заключает:

«Пред­по­ло­жим, что гряз­ну­ля воз­вра­ща­ет­ся домой по тому же марш­ру­ту. <…>Тогда ребё­нок про­бе­жал как мини­мум 10 кило­мет­ров с прыж­ком через двух­мет­ро­вую ограду.

Сход­ный нор­ма­тив в облег­чён­ном вари­ан­те (без прыж­ка через огра­ду) сего­дня суще­ству­ет в десан­те и назы­ва­ет­ся „марш-бро­сок на 10 кило­мет­ров“. Так что, после забе­га гряз­ну­ля, пожа­луй, мог бы само­сто­я­тель­но оку­нуть­ся в Мой­ку, кото­рой его пугал в нача­ле про­из­ве­де­ния Мой­до­дыр, с кри­ком „за ВДВ“».

Нежин­ский — не един­ствен­ный, кто обра­ща­ет вни­ма­ние на опи­сан­ные выше стран­но­сти. В тек­сте «Через какую огра­ду пере­пры­ги­вал герой „Мой­до­ды­ра“» Киры Гор­ди­ен­ко гово­рит­ся, что если в пер­вом «Мой­до­ды­ре» Ива­но­ва-Вано 1939 года в сцене с прыж­ком узна­ёт­ся Таври­че­ский сад, то в вер­сии, сня­той в 1954 году, перед нами, по всей види­мо­сти, решёт­ка Лет­не­го сада. В чём же дело?

«Может быть, режис­сёр спе­ци­аль­но заме­нил непри­ступ­ную огра­ду Таври­че­ско­го на более удоб­ную для пере­ска­ки­ва­ния, да и внешне очень даже при­вле­ка­тель­ную решёт­ку Лет­не­го сада? <…> А ещё вполне веро­ят­но, что, изу­чив, напри­мер, марш­рут ленин­град­ско­го ребён­ка, уди­ра­ю­ще­го от мочал­ки, Ива­нов-Вано поду­мал, что „по Садо­вой, по Сен­ной“ добе­жать до Лет­не­го сада было бы куда быст­рее и логич­нее, чем до Таври­че­ско­го. Вот и испра­вил через 15 лет разом два недо­ра­зу­ме­ния: уко­ро­тил путь, а заод­но высо­ту и опас­ность преграды».

Пры­жок через огра­ду в «Мой­до­ды­ре» 1939 года (сле­ва) и «Мой­до­ды­ре» 1954 года (спра­ва)

Но если воз­вра­щать­ся к сти­хам Чуков­ско­го, то «Таври­че­ский сад», без­услов­но, пред­по­чти­тель­нее, пото­му что так луч­ше зву­чит. Мож­но, конеч­но, попро­бо­вать заме­нить сло­во «Таври­че­ский» на «Лет­ний», но полу­чит­ся из это­го что-то несуразное:

Я к Лет­не­му саду,

Пере­прыг­нул чрез ограду.


Голос России

После при­хо­да в Рос­сию капи­та­лиз­ма образ умы­валь­ни­ков началь­ни­ка ста­ли часто исполь­зо­вать в раз­но­об­раз­ной рекла­ме. Мага­зи­ны сан­тех­ни­ки и авто­мой­ки «Мой­до­дыр» встре­ча­ют­ся чуть ли не в каж­дом рос­сий­ском горо­де — о них не будем. Затро­нем менее орди­нар­ные явления.

Воз­мож­но, кто-то из жите­лей Сиби­ри ещё пом­нит экс­тра­ва­гант­ную газе­ту «Твой Додыр», кото­рая изда­ва­лась в Крас­но­яр­ском крае на рубе­же XX и XXI веков. Назва­ние, как неслож­но заме­тить, она полу­чи­ла в честь попу­ляр­но­го калам­бу­ра: «Мой­до­дыр. — Какой ещё „твой додыр“?». И прав­да, кто же он такой, этот самый Додыр?

По вер­сии газет­чи­ков, Додыр — невы­со­кий лысый чело­ве­чек с огром­ным носом, явно не име­ю­щий ника­ко­го отно­ше­ния к водо­про­вод­ным систе­мам. В годы суще­ство­ва­ния газе­ты по крас­но­яр­ско­му теле­ви­де­нию мож­но было уви­деть рекла­му, в кото­рой мас­кот изда­ния под­хо­дил к зер­ка­лу, удив­лял­ся уви­ден­но­му в нём и интересовался:

— Ты кто?

— Я — Додыр! — с гор­до­стью отве­ча­ло отра­же­ние — Твой Додыр.

Лого­тип газе­ты «Твой Додыр»

Несмот­ря на актив­ный про­мо­у­шен, жизнь «Тво­е­го Доды­ра» ока­за­лась корот­ка, и сего­дня судить о его содер­жа­нии мож­но лишь по ред­ким сохра­нив­шим­ся в Сети фото­гра­фи­ям. Вот № 31 за 2002 год — на облож­ке тогдаш­ний пре­зи­дент Гру­зии Эду­ард Шевар­над­зе в бур­ке с папа­хой. Сле­ва стран­ное суще­ство, помесь рыси с обе­зья­ной, с цве­точ­ком в зубах, спра­ва чьи-то выпу­чен­ные гла­за и пред­ло­же­ние читать всё это «до дыр!».

А вот № 14 2002 года. Тут рядыш­ком два Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча — теле­ве­ду­щий и пре­зи­дент Рос­сии. Пер­вый ведёт про­гноз пого­ды, вто­ро­му посвя­щён гром­кий заго­ло­вок «Путин пора­до­вал стра­ну!» и крат­кий комментарий:

«Ещё один Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич издал указ „В целях радо­сти­фи­ка­ции Рос­сии сде­лать и 13 апре­ля празд­ни­ком. И по ана­ло­гии со Ста­рым Новым годом назы­вать его СТАРЫЙ ДЕНЬ ДУРАКА!“ И вам, Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич, спасибо.

Твой Додыр».

«Твой Додыр». № 14, 2002 год

Но, конеч­но, самый глав­ный реклам­ный Мой­до­дыр — это умы­валь­ник из рекла­мы сти­раль­но­го порош­ка «Миф». Не ста­нем пере­чис­лять мемы с его уча­сти­ем: навер­ня­ка вам и без нас хоро­шо зна­ком ролик, в кото­ром герой исполь­зу­ет соб­ствен­ную про­дук­цию не по назна­че­нию и про­чие сете­вые шало­сти. Луч­ше рас­ска­жем о другом.

Моло­дёж­ный вари­ант Мой­до­ды­ра из совре­мен­ной рекламы

Густой голос, кото­рым пер­со­наж повто­ря­ет свои «пум-пум-пум» и «све­жесть белья — заслу­га моя» при­над­ле­жит народ­но­му арти­сту Рос­сии Алек­сан­дру Клюк­ви­ну. Вы мог­ли слы­шать его в раз­ных ролях, но, пожа­луй, самая зна­ко­вая, над кото­рую он тру­дит­ся уже боль­ше 20 лет — офи­ци­аль­ный голос теле­ка­на­ла «Россия‑1».

Зная об этом, неслож­но мыс­лен­но достро­ить образ Мой­до­ды­ра до сакраль­ной фигу­ры, кото­рой, в общем-то, он все­гда и был, про­сто мы никак не мог­ли взять в толк, что имен­но она озна­ча­ет. Но теперь-то оче­вид­но, ведь мы с уве­рен­но­стью, не гре­ша про­тив исти­ны, можем ска­зать: голос Мой­до­ды­ра — это голос России.


Читай­те также: 

Витя Мале­ев и бунт про­тив систе­мы: поче­му совет­ские школь­ные пове­сти инте­рес­но читать и сего­дня

Гар­ри Пот­тер: рус­ский след и «пот­те­ро­за­ме­ще­ние»

Совет­ские мульт­филь­мы за мир: десять шедев­ров рисо­ван­но­го паци­физ­ма

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Поделиться