Мировая война, а затем революция оказали существенное влияние на кинематографический процесс России, но не остановили его. В течение бурного 1917 года выходило множество фильмов — некоторые из них готовились годами, а другие были оперативно слеплены в угоду политической конъюнктуре. Согласно каталогу сохранившихся игровых фильмов «Великий Кинемо», из 1917 года до нас дошло 45 картин. Это больше, чем сохранившихся фильмов 1913 и 1914 годов.
Некоторые из фильмов 1917 года, полностью или частично, можно посмотреть в интернете. Представляем подборку таких лент.
Процесс Бейлиса
Из пяти частей фильма сохранились только три. Этот фильм был поставлен писателем Николаем Брешко-Брешковским, сыном «бабушки русской революции», одной из главных политических звёзд 1917 года и соратницы Керенского Екатерины Брешко-Брешковской.
Фильм в художественной форме повествует о знаменитом «деле Бейлиса». Безосновательные обвинения еврейского приказчика Менделя Бейлиса в убийстве киевского мальчика Андрея Ющинского всколыхнули русскую общественную жизнь накануне Первой мировой войны. Фильм Брешко-Брешковского Временный комитет Киносоюза счёл несвоевременным, и картина «Процесс Бейлиса» практически не показывалась в кинотеатрах.
Революционер
Один из тех политических фильмов, что были сняты после Февральской революции. Кинокартина сохранилась полностью. Режиссёром «Революционера» стал Евгений Бауэр, один из самых плодовитых постановщиков эпохи. Трудно поверить, но он снял с 1913 по 1917 год 80 фильмов.
«Революционер» раскрывает распространённый конфликт для политической реальности после Февраля — противостояние между старыми революционерами-народниками и более радикально настроенными большевиками. Конфликт завершается в пропагандистском духе: отец-народоволец и сын-большевик совместно отправились на фронт. Фильм был дурно скроен. Критики сразу после выхода фильма утверждали, что «Революционер» является «образчиком агитационного кино», а «художественная часть оставляет желать многого».
За счастьем
Предпоследний фильм Евгения Бауэра. В ходе работы над кинофильмом Бауэр сломает ногу и серьёзно заболеет. Летом 1917 года режиссёр умер.
«За счастьем» — традиционное для режиссёра кино. Это мелодрама с семейными перипетиями и эмоциональными сценами. Любовный конфликт между дочкой и матерью за сердце мужчины проходил в антураже заграничных курортов. Таким было массовое кино 1917 года. В фильме снялась Эмма Бауэр, супруга кинорежиссёра.
Кулисы экрана
Фильм сохранился частично. Главная звезда дореволюционного кино Иван Мозжухин и его супруга Наталья Лисенко играют фактически сами себя. Но только по сюжету герой Мозжухина — актёр, отправившейся на фронт Первой мировой войны, потерял руку. Довоенная слава уже невозможна. Персонаж Мозжухина пытается адаптироваться к новым условиям и с грустью взирает на свою старую гримёрку. А у его супруги разворачивается любовное увлечение.
Король Парижа
Последний фильм Евгения Бауэра. Режиссёр даже не успеет завершить работу. Съёмки последних сцен «Короля Парижа» проходят под руководством актрисы Ольги Рахмановой.
Фильм является экранизацией одноимённого романа Жоржа Оне. «Король Парижа» затрагивает тему падения нравов в элитарной парижской среде. Шулеру стать «королём Парижа» (то есть лучшим карточным игроком) помогает богатая знатная дама. Произведение было встречено противоречиво: некоторые фильм хвалили, называя лучшей постановкой Бауэра, а другие пеняли на его вялый сюжет.
Сатана ликующий
Двухсерийный фильм знаменитого режиссёра Якова Протазанова, чья премьера состоялась накануне Октябрьской революции. К сожалению, не сохранились финалы обеих серий.
В главных ролях, как и в «Кулисах экрана», семейная пара Иван Мозжухин и Наталья Лисенко. Считается, что это одна из лучших актёрских работ Мозжухина. Он играет пастора. В фильме много символизма и сюжет характерен для Серебряного века с его романтическими мотивами. В действии фигурируют такие персонажи, как пастор, живописец, Сатана и банкир. «Сатана ликующий» получил восторженные рецензии от критиков.
Читайте также наш материал «Российские фильмы 1918 года».