Российские фильмы 1917 года

Миро­вая вой­на, а затем рево­лю­ция ока­за­ли суще­ствен­ное вли­я­ние на кине­ма­то­гра­фи­че­ский про­цесс Рос­сии, но не оста­но­ви­ли его. В тече­ние бур­но­го 1917 года выхо­ди­ло мно­же­ство филь­мов — неко­то­рые из них гото­ви­лись года­ми, а дру­гие были опе­ра­тив­но слеп­ле­ны в уго­ду поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ре. Соглас­но ката­ло­гу сохра­нив­ших­ся игро­вых филь­мов «Вели­кий Кине­мо», из 1917 года до нас дошло 45 кар­тин. Это боль­ше, чем сохра­нив­ших­ся филь­мов 1913 и 1914 годов.

Неко­то­рые из филь­мов 1917 года, пол­но­стью или частич­но, мож­но посмот­реть в интер­не­те. Пред­став­ля­ем под­бор­ку таких лент.


Процесс Бейлиса

Из пяти частей филь­ма сохра­ни­лись толь­ко три. Этот фильм был постав­лен писа­те­лем Нико­ла­ем Бреш­ко-Бреш­ков­ским, сыном «бабуш­ки рус­ской рево­лю­ции», одной из глав­ных поли­ти­че­ских звёзд 1917 года и сорат­ни­цы Керен­ско­го Ека­те­ри­ны Брешко-Брешковской.

Фильм в худо­же­ствен­ной фор­ме повест­ву­ет о зна­ме­ни­том «деле Бей­ли­са». Без­осно­ва­тель­ные обви­не­ния еврей­ско­го при­каз­чи­ка Мен­де­ля Бей­ли­са в убий­стве киев­ско­го маль­чи­ка Андрея Ющин­ско­го вско­лых­ну­ли рус­скую обще­ствен­ную жизнь нака­нуне Пер­вой миро­вой вой­ны. Фильм Бреш­ко-Бреш­ков­ско­го Вре­мен­ный коми­тет Кино­со­ю­за счёл несвое­вре­мен­ным, и кар­ти­на «Про­цесс Бей­ли­са» прак­ти­че­ски не пока­зы­ва­лась в кинотеатрах.


Революционер

Один из тех поли­ти­че­ских филь­мов, что были сня­ты после Фев­раль­ской рево­лю­ции. Кино­кар­ти­на сохра­ни­лась пол­но­стью. Режис­сё­ром «Рево­лю­ци­о­не­ра» стал Евге­ний Бау­эр, один из самых пло­до­ви­тых поста­нов­щи­ков эпо­хи. Труд­но пове­рить, но он снял с 1913 по 1917 год 80 фильмов.

«Рево­лю­ци­о­нер» рас­кры­ва­ет рас­про­стра­нён­ный кон­фликт для поли­ти­че­ской реаль­но­сти после Фев­ра­ля — про­ти­во­сто­я­ние меж­ду ста­ры­ми рево­лю­ци­о­не­ра­ми-народ­ни­ка­ми и более ради­каль­но настро­ен­ны­ми боль­ше­ви­ка­ми. Кон­фликт завер­ша­ет­ся в про­па­ган­дист­ском духе: отец-наро­до­во­лец и сын-боль­ше­вик сов­мест­но отпра­ви­лись на фронт. Фильм был дур­но скро­ен. Кри­ти­ки сра­зу после выхо­да филь­ма утвер­жда­ли, что «Рево­лю­ци­о­нер» явля­ет­ся «образ­чи­ком аги­та­ци­он­но­го кино», а «худо­же­ствен­ная часть остав­ля­ет желать многого».


За счастьем

Пред­по­след­ний фильм Евге­ния Бау­э­ра. В ходе рабо­ты над кино­филь­мом Бау­эр сло­ма­ет ногу и серьёз­но забо­ле­ет. Летом 1917 года режис­сёр умер.

«За сча­стьем» — тра­ди­ци­он­ное для режис­сё­ра кино. Это мело­дра­ма с семей­ны­ми пери­пе­ти­я­ми и эмо­ци­о­наль­ны­ми сце­на­ми. Любов­ный кон­фликт меж­ду доч­кой и мате­рью за серд­це муж­чи­ны про­хо­дил в анту­ра­же загра­нич­ных курор­тов. Таким было мас­со­вое кино 1917 года. В филь­ме сня­лась Эмма Бау­эр, супру­га кинорежиссёра.


Кулисы экрана

Фильм сохра­нил­ся частич­но. Глав­ная звез­да доре­во­лю­ци­он­но­го кино Иван Моз­жу­хин и его супру­га Ната­лья Лисен­ко игра­ют фак­ти­че­ски сами себя. Но толь­ко по сюже­ту герой Моз­жу­хи­на — актёр, отпра­вив­шей­ся на фронт Пер­вой миро­вой вой­ны, поте­рял руку. Дово­ен­ная сла­ва уже невоз­мож­на. Пер­со­наж Моз­жу­хи­на пыта­ет­ся адап­ти­ро­вать­ся к новым усло­ви­ям и с гру­стью взи­ра­ет на свою ста­рую гри­мёр­ку. А у его супру­ги раз­во­ра­чи­ва­ет­ся любов­ное увлечение.


Король Парижа

Послед­ний фильм Евге­ния Бау­э­ра. Режис­сёр даже не успе­ет завер­шить рабо­ту. Съём­ки послед­них сцен «Коро­ля Пари­жа» про­хо­дят под руко­вод­ством актри­сы Оль­ги Рахмановой.

Фильм явля­ет­ся экра­ни­за­ци­ей одно­имён­но­го рома­на Жор­жа Оне. «Король Пари­жа» затра­ги­ва­ет тему паде­ния нра­вов в эли­тар­ной париж­ской сре­де. Шуле­ру стать «коро­лём Пари­жа» (то есть луч­шим кар­точ­ным игро­ком) помо­га­ет бога­тая знат­ная дама. Про­из­ве­де­ние было встре­че­но про­ти­во­ре­чи­во: неко­то­рые фильм хва­ли­ли, назы­вая луч­шей поста­нов­кой Бау­э­ра, а дру­гие пеня­ли на его вялый сюжет.


Сатана ликующий

Двух­се­рий­ный фильм зна­ме­ни­то­го режис­сё­ра Яко­ва Про­та­за­но­ва, чья пре­мье­ра состо­я­лась нака­нуне Октябрь­ской рево­лю­ции. К сожа­ле­нию, не сохра­ни­лись фина­лы обе­их серий.

В глав­ных ролях, как и в «Кули­сах экра­на», семей­ная пара Иван Моз­жу­хин и Ната­лья Лисен­ко. Счи­та­ет­ся, что это одна из луч­ших актёр­ских работ Моз­жу­хи­на. Он игра­ет пас­то­ра. В филь­ме мно­го сим­во­лиз­ма и сюжет харак­те­рен для Сереб­ря­но­го века с его роман­ти­че­ски­ми моти­ва­ми. В дей­ствии фигу­ри­ру­ют такие пер­со­на­жи, как пас­тор, живо­пи­сец, Сата­на и бан­кир. «Сата­на лику­ю­щий» полу­чил вос­тор­жен­ные рецен­зии от критиков.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Рос­сий­ские филь­мы 1918 года».

Поделиться