VATNIKSTAN возвращает рубрику ежемесячных музыкальных обзоров после вынужденного перерыва. В этот раз она будет не совсем обычной. Мы не просто предлагаем вам свежие новинки, но специально отобрали среди них те, что помогут дать ответ на вопрос: как теперь станет развиваться отечественная музыка? Времена меняются слишком стремительно, исполнители и жанры неизбежно начнут эволюционировать вместе с ними. Что же всех нас ждёт дальше?
Shortparis и Хор ветеранов им. Ф. М. Козлова — Яблонный сад
В последние годы Shortparis, кажется, ни разу не обошли стороной громкий инфоповод, комментируя клипом или песней каждое новое социальное потрясение. Часто подобные жесты сопровождались комментарием со стороны группы, мол, жизнь имитирует искусство или искусство имитирует жизнь — мы сами не знаем. Постоянно повторяющаяся рифма между тематикой клипов и общественными поползновениями для многих служила поводом уличить команду в наживе на трагедиях.
Новая версия «Яблонного сада» — продолжение всё той же истории. Shortparis решили не молчать в момент, когда многие по этическим соображениям предпочли взять перерыв. Впрочем, как молчание связано с этикой — вопрос сторонний. Факт: нехарактерно для себя Shortparis дали прямой комментарий, что «[чувствуют] в концертной деятельности возможность единения определённого сообщества, рождения внутри него чувства солидарности и поддержки». Судя по комментариям к новому клипу — солидарность выстроилась и вокруг него.
Не без причины. Shortparis в первый раз выпустили релиз, который мог бы обойтись и без клипа. Отнюдь не потому, что клип плохой, просто впервые песня группы звучит самоценно, а не в качестве саундтрека к видео. Что интересно, альбомная версия «Яблонного сада» — чуть ли не самая невзрачная композиция внутри в целом музыкально уверенного труда. Нынешняя же стала вехой для команды по всем параметрам: и в отношении напевности, и в балансе образов, и в аранжировке. Собственно, последняя и вывела песню на новый уровень. Все эти инструменты Shortparis использовали и раньше, но впервые они зазвучали так, что вытеснили истасканный до безобразия приём — ага, никакой техно-долбёжки в новой версии вы не услышите. Вместо этого у группы получилось написать некое подобие романса, а это заслуживает внимания.
Очевидно, что главный гвоздь и клипа, и песни — хор ветеранов им. Ф. М. Козлова. Фронтмен Николай Комягин и раньше норовил к хоровому исполнению, но было не очень понятно, какого эффекта он хочет добиться, да и с какой целью. Теперь же, разделив исполнение с ансамблем ветеранов, Shortparis создали плач отцов и матерей. Когда-то критик Майкл Фридбург трактовал фальцетный, почти феминный вокал Марвина Гэя как «демонстрацию мужчиной того, что он понимает страхи и желания женщины, как если бы сам был ею». В том же духе можно описать и новую работу Shortparis, разве что добавив к матерям отцов. В новой версии вокальный контекст и контраст будто охватывает нечто всеобщее или даже всемирное. Словно все, кто поют эту песню, целят не в «аудиторию», а в людей как таковых. Я всё ещё не верю в то, что Shortparis могут стать народной группой, но что-то изменилось в самой музыке.
Команду любят обвинять в потакании экспортному проекту русских исполнителей. Ничем не связанных друг с другом коллективов, кроме общей манеры экзотизации «типичной России», которую можно растиражировать и подороже продать Западу — это, так сказать, «новая клюква». Теперь, конечно, никакого экспортного проекта нет, а репутацию России на планете предстоит отстраивать заново. Поэтому обвинять Shortparis в очередной эксплуатации «клюквы» не имеет смысла. Да и потом, даже если западный зритель и купится на образы ветеранов, то едва ли услышит в самой песне то, что сможем услышать мы.
Конечно, это всё ещё Shortparis, какими мы помним их последние несколько лет: группа широкого жеста, пишущая песни так, будто больше стремится к озвучиванию больших трагедий, а не к их человеческой рефлексии. Однако есть основания считать, что ребята наконец дождались своего часа. Если весь мир стал жить широким жестом, то внезапно надличностный эпос Shortparis становится близок каждому на интимном уровне. С прорывом «Страшно» группа показала: личное = политическое. С «Яблонным садом» она констатирует, что личного в новой реальности остаётся всё меньше.
Shokalsky Revenge — Пропасть навсегда
Интересно получается: начало 10‑х отметилось волной гаражного рока, условно возглавляемой Sonic Death. Вскоре мода на lo-fi звук сгинула, а ей на смену пришёл культ успеха и бахвальства. Теперь, судя по всему, вся музыка вновь уйдет в подвалы и глянцу опять предпочтут грязь.
В этом свете почти символично возвращение Shokalsky Revenge — не слишком известной даже в узких кругах, но симптоматичной для своего времени и места группы. Сырой, прямой гаражный панк; не та музыка, которая требует сторонних комментариев. Зато вполне может оказаться, что «Пропасть навсегда» — это весточка нового времени. Не в том смысле, что альбом получился выдающимся и путеводным (отнюдь), а в том, что подобной музыки появится гораздо больше. Остаётся надеяться, что за сонмом традиционных гаражных групп появится хедлайнер, способный стать как минимум современными Sonic Death. Ну а новых Shokalsky Revenge мы повстречаем ещё вдоволь.
zavet — doom
Пора бы наконец признать, что фраза «один из самых интересных рэперов zavet» всё больше звучит как клише. Особенно когда на деле он никакой не рэпер, а саунд-дизайнер, если не просто — дизайнер.
zavet, как говорится, без царя в голове. Его музыка лишена какого-либо отрефлексированного концепта, что для артиста с подобной помпой — большой минус. zavet занимается жестами ради жестов — каждый из которых в итоге остаётся лишён внятного целеполагания. Единственная задача его артистических высказываний — это их создание и распространение. Иными словами, zavet оторван от класса, истории, реальности, социального. Он бредит жестом и ничего, кроме жеста, не ведает. От того и все его «провокации» не выходят за рамки дозволенного, больше напоминая школярские шалости, нежели реальную трансгрессию. zavet и правда похож на параноика, что сам себя дурит.
Ну ему хоть не чужда какая-то самоирония: zavet бросается то в одну, то в другую саунд-молотильню, подавая это под соусом арт-прикола в духе «сейчас я наворочу футуристический звучок, а на обложку поставлю бяку». Сбил спесь, ничего не скажешь. Вот только и без джокерских ужимок его музыка звучит в лучшем случае как «готичный клубняк», а в худшем как «клубничный готяк».
Да и попытки zavet’а стать этаким Мэрилином Мэнсоном для отечественных зумеров похожи на гонку осла за морковкой. Где морковка — Ic3peak, уже прочно занявшие нишу «русского пугала» в родной поп-культуре.
Но вот что занятно: если предположить, что рэперский флекс с приходом кризиса останется в прошлом, то всевозможные дарк-трэп, хоррор-фьючер-поп и прочие могут оказаться на пике популярности. Когда вся культура состоит из блокировок и стагнации, а перспективы будущего рассыпаются в прах, эстетизация удручающей реальности становится единственной возможной отдушиной.
Jars — Забавы
Jars всегда были группой крепкой позиции. Ряд их песен запросто можно собрать в отдельное высказывание — порядочного, но надломленного человека. Несмотря на абстрактные образы песен, Jars весьма прямолинейны, когда дело доходит до критики всевозможных структур: в ход идут брань, вопли, злоба и риторическая защита униженных и оскорблённых.
Тем интересней, что песня, выпущенная по поводу творящихся событий — это кавер на «Забавы» «Мумий Тролля». Обращение к подобному материалу не то чтобы было табу в панк-среде, но реальности это настолько разные, что попросту не пересекаются. А если всё-таки цитирование имеет место, то ироничное, как у того же Никонова или «Восьмой Марты».
Jars же перепевают «Мумий Тролля» с сохранением оригинала, возможно даже подчёркивая то, что часто игнорировалось самим Лагутенко — явный пацифистский мотив. Если «мне бы твои пули переплавить в струны» в 90‑х звучало как комментарий о захватившем улицы бандитизме, то в исполнении Jars строчки вышли за пределы места и времени. Став комментарием о кошмаре, который теперь всегда с нами.
Нойз-рок всегда оставался весьма конвенциональным поджанром: от подобных Jars музыкантов привычней ждать кавера на хардкор, чем на рокапопс. Свидетельствует ли перепевка «Мумий Тролля» о чём-то? Нет. Но кое-что можно спрогнозировать: нойз-рок — та самая музыка, которая способна озвучить новую реальность. Остаётся надеяться, что окружающий коллапс не скажется на поджанре и он сам вырастет в нечто новое.
Композицию можно послушать на bandcamp.com.
Созвездие Отрезок — Жиза
Что «Созвездие Отрезок», что «Хадн Дадн» — любой проект, в котором принимает участие вокалистка Варвара Краминова, есть результат моды на переизобретение русской музыки. Интонации, мотивы, образы — всё, что здесь есть, в той или иной мере повествует о России, часто преломляясь сквозь этакие психоделические линзы.
Новый альбом «Жиза» не стал исключением. Всё, что можно было сказать о группе раньше, можно повторить и теперь. Вопрос в том, будет ли в будущем повод для повторения? Сложно представить, что мода на «русскость» в поп-музыке будет существовать дальше — по крайней мере, в том виде, в каком она жила последние 10 лет. Впрочем, есть основания считать, что конкретно Краминову и её музыкантов смена климата может и не взволновать вовсе: артисты и раньше без зазрения совести сотрудничали с рэпером Ричем, что раскрашивает их заигрывания с образами России не в самые приятные тона.
Но это частная ситуация, а что будет в целом — вопрос на засыпку. Вполне возможно, вчерашние адепты глубокого прошлого развернутся к более близкому времени. Например, к нулевым, как к островку спокойствия в нашей истории. Ностальгия никуда не уйдет, однако ракурс, скорее всего, сменит. Причём кардинально.
MANIZHA — SOLDIER
Манижа выпустила видео на песню, которую написала ещё в 19 лет. Возможно, поэтому исполнение звучит на английском. Послание здесь, как и подобает таким высказываниям, предельно простое. Сложности остались по ту сторону музыки: Манижа оказалась последней артисткой, представлявшей Россию на «Евровидении». Скорее всего, участие нашей страны в (ближайшем) будущем на конкурсе не рассматривается.
Если так, то Манижа оказалась не только последней из Могикан, но и своего рода символом недавнего прошлого, ещё совсем свежего в памяти. Теперь символ начинает жить автономно. Любопытно увидеть, будет ли артистка рефлексировать на эту тему или же полностью переключится на что-то новое.
Читайте также «Главные отечественные фем-панк группы».