НЭП — период российской истории после Гражданской войны, когда победившие большевики отказались от военного коммунизма и вернули в страну свободную торговлю. Это время, когда модельеры создавали шедевры при остром дефиците тканей, модницы шили платья из занавесок по выкройкам из журналов, а освобождённые пролетарии с недоверием смотрели на нэпманов в смокингах.
Как выглядела эта эпоха на экране в те годы? И как воспринимали её после 1920‑х годов? Мы собрали для вас подборку из десяти фильмов и сериалов для погружения в нэповские 1920‑е.
Закройщик из Торжка (1925)
Сатирическая комедия о работнике швейной мастерской, которого мечтает женить на себе предприимчивая вдова. Изначально задумана как реклама облигаций государственного займа. Однако режиссёр Яков Протазанов быстро перешёл границы рекламного ролика и создал полноценную картину о быте и нравах новой России 1920‑х. Главную роль исполнил Игорь Ильинский — он же потом блеснёт как Бывалый в «Волге-Волге», Огурцов в «Карнавальной ночи» и даже снимется в нескольких выпусках «Фитиля».
Катька — бумажный ранет (1926)
НЭП. У семьи деревенской девушки Кати умирает корова. Чтобы не обречь родственников на голодную смерть, Катя едет в Ленинград, где хочет заработать на новую корову. Но в городе наивная девушка быстро теряется и связывается с «плохой компанией». Выберется ли она из трудностей и добьётся ли лучшей жизни? О героях фильма современники спорили очень жарко, пытаясь выяснить, насколько реальны показанные события, а власти высоко оценили характер Кати, жизнелюбивой крестьянки, не сгибающейся под ударами судьбы. Режиссёры фильма — Эдуард Иогансон и Фридрих Эрмлер.
Проститутка, или Убитая жизнью (1926)
Первая по-настоящему серьёзная и напряжённая советская мелодрама, созданная режиссёром Олегом Фрелихом, рассказывает о тяжёлой судьбе сразу нескольких женщин, вынужденных в годы НЭПа зарабатывать проституцией. Полноценные сюжетные линии с историей и мотивами каждой героини в конце сплетаются в одну историю. Зрителям кино понравилось, а вот критики оценили его как «буржуазное» и даже «псевдонаучное». Дело в том, что в фильме представлена лекция о социальном вреде проституции с приведением статистических данных. В 1937 году «Проститутку» запретили, но сейчас её можно свободно посмотреть в интернете.
Дом на Трубной (1928)
Сатирическая комедия Бориса Барнета о буднях НЭПа. Владелец парикмахерской Голиков ищет себе домработницу с обязательным условием: чтобы она не состояла в профсоюзе. Он находит идеальную кандидатку: скромную деревенскую девушку Параню. Но через некоторое время Параня становится депутатом Моссовета от профсоюза горничных… Фильм лёгкий, весёлый, а в центре внимания здесь не идеологическое противостояние нэпманов и профсоюза, а дом и его жители. Фильм был немой, но сегодня его можно смотреть с музыкальным рядом. Как и «Закройщик из Торжка», сначала задумывался рекламой выборов, но быстро перерос в полноценный художественный фильм.
Соперницы (1929)
Немой фильм повествует об удмуртской деревне времён НЭПа. Режиссёром был Алексей Пель-Дмитриев. Две девушки — дочь лавочника и активистка кооперативного движения — борются за внимание одного парня. Параллельно с личным конфликтом закручивается противостояние богатой лавки и потребительского кооператива. Однако главное достоинство этого фильма не в сюжете, а в возможности увидеть документальные съёмки деревни 1920‑х годов. В кадр попали традиционные обряды удмуртов: «шайтан уллян» (изгнание чертей из изб), жертвоприношения и одевание невесты.
12 стульев (1971)
Экранизации «12 стульев» не нуждаются в представлении. Можно спорить, чья получилась удачнее — Гайдая или Захарова — но за атмосферой НЭПа лучше обратиться к фильму Леонида Гайдая. Особенно хорошо дух эпохи отражает Эллочка-людоедка, шьющая наряд из портьеры и раскрашивающая дешёвый мех кисточкой. Внимательный зритель увидит, что во время свадьбы Остапа с Грицацуевой, «великий комбинатор» поменялся костюмом с Кисой. В условиях дефицита тканей и безденежья по-другому было никак. Главную роль в фильме исполнил Арчил Гомиашвили, говоривший на экране голосом Юрия Саранцева. Образ Остапа стал для актёра знаковым: в нём он прославился, за него получил квартиру в Москве, а в 1992 году открыл своё кафе «Золотой Остап».
Красные пчёлы (1972)
Единственный фильм о вражде советских скаутов и пионеров. 1922 год, небольшой городок (съёмки проходили в Коврове). Хозяин завода, нэпман и «буржуй» бежал из города, но перед этим утопил всё оборудование. Дети рабочих создают пионерский отряд «Красные пчёлы» и помогают взрослым навести порядок на производстве. Им противостоят скауты — по сюжету это дети нэпманов.
В «Красных пчёлах» скауты показаны гротескно плохими: они сжигают мост через Клязьму, что в действительности представить очень трудно. Такое искажение — чисто идеологическое. В Россию скаутинг пришёл ещё до революции: к развитию движения привлекали великого князя Георгия Константиновича, а в Царскосельском отряде «мальчиков-разведчиков» числился царевич Алексей. Большевики скаутинг считали вредным, монархическим и контрреволюционным. После прихода к власти многих руководителей движения расстреляли. Несмотря на это, пионерская организация переняла многое у скаутов: клятвы при вступлении, принципы организации и даже красные галстуки.
Трактир на Пятницкой (1978)
Детективная история о расследовании Московского уголовного розыска во времена НЭПа. Действие разворачивается на фоне роскошных ресторанов и богатых рекламных вывесок. Милиционеры пытаются ликвидировать банду, засевшую в трактире на Пятницкой: главный герой Николай Панин внедряется в банду под прикрытием под именем преступника, который находится в лагере. Но в самый разгар операции оказывается, что бандит, под именем которого внедрился Панин, сбегает из лагеря… Детектив режиссёра Александра Файнциммера поставлен по повести Николая Леонова, но существенно от неё отличается. Советские зрители высоко оценили детектив: он стал лидером проката 1978 года.
Один и без оружия (1984)
Фильм снят режиссёрским дуэтом Павла Фаттахутдинова и Владимира Хотиненко. Атмосферная, немного мистическая лента с драматическим финалом. Ещё одна экранизация детектива Николая Леонова.
Действие разворачивается в небольшом губернском городе в 1927 году. Бывший командир РККА Константин Воронцов назначен начальником местного уголовного розыска и вступает в борьбу лидером воровского мира Корнеем. По ходу действия отчётливо создаётся образ бывшего военного, безуспешно ищущего себя в мирной жизни. Если «Трактир на Пятницкой» погружает в нэповскую Москву, то «Один и без оружия» показывает быт других городов. Фильм снимали в Перми и Кунгуре.
Лиговка (2009)
Детективный сериал Александра Бутько и Алексея Молочника на фоне ленинградского НЭПа. Лиговка — самый опасный район города, где криминальный мир возглавляет неуловимый Лёха Чёрт. Местный комсомолец Леонид Самойлов, увлечённый книгами о Шерлоке Холмсе, поступает на службу в милицию. Здесь он сталкивается с настоящей, а не книжной преступностью. Зрители не слишком высоко отозвались о сериале, отметив исторические неточности, плохую графику и слишком «деревянный» сюжет.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора о книгах «Зимогор».