Главные фильмы и сериалы о НЭПе

НЭП — пери­од рос­сий­ской исто­рии после Граж­дан­ской вой­ны, когда побе­див­шие боль­ше­ви­ки отка­за­лись от воен­но­го ком­му­низ­ма и вер­ну­ли в стра­ну сво­бод­ную тор­гов­лю. Это вре­мя, когда моде­лье­ры созда­ва­ли шедев­ры при остром дефи­ци­те тка­ней, мод­ни­цы шили пла­тья из зана­ве­сок по выкрой­кам из жур­на­лов, а осво­бож­дён­ные про­ле­та­рии с недо­ве­ри­ем смот­ре­ли на нэп­ма­нов в смокингах.

Как выгля­де­ла эта эпо­ха на экране в те годы? И как вос­при­ни­ма­ли её после 1920‑х годов? Мы собра­ли для вас под­бор­ку из деся­ти филь­мов и сери­а­лов для погру­же­ния в нэпов­ские 1920‑е.


Закройщик из Торжка (1925)

Сати­ри­че­ская коме­дия о работ­ни­ке швей­ной мастер­ской, кото­ро­го меч­та­ет женить на себе пред­при­им­чи­вая вдо­ва. Изна­чаль­но заду­ма­на как рекла­ма обли­га­ций госу­дар­ствен­но­го зай­ма. Одна­ко режис­сёр Яков Про­та­за­нов быст­ро пере­шёл гра­ни­цы реклам­но­го роли­ка и создал пол­но­цен­ную кар­ти­ну о быте и нра­вах новой Рос­сии 1920‑х. Глав­ную роль испол­нил Игорь Ильин­ский — он же потом блес­нёт как Быва­лый в «Вол­ге-Вол­ге», Огур­цов в «Кар­на­валь­ной ночи» и даже сни­мет­ся в несколь­ких выпус­ках «Фити­ля».


Катька — бумажный ранет (1926)

НЭП. У семьи дере­вен­ской девуш­ки Кати уми­ра­ет коро­ва. Что­бы не обречь род­ствен­ни­ков на голод­ную смерть, Катя едет в Ленин­град, где хочет зара­бо­тать на новую коро­ву. Но в горо­де наив­ная девуш­ка быст­ро теря­ет­ся и свя­зы­ва­ет­ся с «пло­хой ком­па­ни­ей». Выбе­рет­ся ли она из труд­но­стей и добьёт­ся ли луч­шей жиз­ни? О геро­ях филь­ма совре­мен­ни­ки спо­ри­ли очень жар­ко, пыта­ясь выяс­нить, насколь­ко реаль­ны пока­зан­ные собы­тия, а вла­сти высо­ко оце­ни­ли харак­тер Кати, жиз­не­лю­би­вой кре­стьян­ки, не сги­ба­ю­щей­ся под уда­ра­ми судь­бы. Режис­сё­ры филь­ма — Эду­ард Иоган­сон и Фри­дрих Эрм­лер.


Проститутка, или Убитая жизнью (1926)

Пер­вая по-насто­я­ще­му серьёз­ная и напря­жён­ная совет­ская мело­дра­ма, создан­ная режис­сё­ром Оле­гом Фре­ли­хом, рас­ска­зы­ва­ет о тяжё­лой судь­бе сра­зу несколь­ких жен­щин, вынуж­ден­ных в годы НЭПа зара­ба­ты­вать про­сти­ту­ци­ей. Пол­но­цен­ные сюжет­ные линии с исто­ри­ей и моти­ва­ми каж­дой геро­и­ни в кон­це спле­та­ют­ся в одну исто­рию. Зри­те­лям кино понра­ви­лось, а вот кри­ти­ки оце­ни­ли его как «бур­жу­аз­ное» и даже «псев­до­на­уч­ное». Дело в том, что в филь­ме пред­став­ле­на лек­ция о соци­аль­ном вре­де про­сти­ту­ции с при­ве­де­ни­ем ста­ти­сти­че­ских дан­ных. В 1937 году «Про­сти­тут­ку» запре­ти­ли, но сей­час её мож­но сво­бод­но посмот­реть в интернете.


Дом на Трубной (1928)

Сати­ри­че­ская коме­дия Бори­са Бар­не­та о буд­нях НЭПа. Вла­де­лец парик­ма­хер­ской Голи­ков ищет себе дом­ра­бот­ни­цу с обя­за­тель­ным усло­ви­ем: что­бы она не состо­я­ла в проф­со­ю­зе. Он нахо­дит иде­аль­ную кан­ди­дат­ку: скром­ную дере­вен­скую девуш­ку Пара­ню. Но через неко­то­рое вре­мя Пара­ня ста­но­вит­ся депу­та­том Мос­со­ве­та от проф­со­ю­за гор­нич­ных… Фильм лёг­кий, весё­лый, а в цен­тре вни­ма­ния здесь не идео­ло­ги­че­ское про­ти­во­сто­я­ние нэп­ма­нов и проф­со­ю­за, а дом и его жите­ли. Фильм был немой, но сего­дня его мож­но смот­реть с музы­каль­ным рядом. Как и «Закрой­щик из Торж­ка», сна­ча­ла заду­мы­вал­ся рекла­мой выбо­ров, но быст­ро пере­рос в пол­но­цен­ный худо­же­ствен­ный фильм.


Соперницы (1929)

Немой фильм повест­ву­ет об удмурт­ской деревне вре­мён НЭПа. Режис­сё­ром был Алек­сей Пель-Дмит­ри­ев. Две девуш­ки — дочь лавоч­ни­ка и акти­вист­ка коопе­ра­тив­но­го дви­же­ния — борют­ся за вни­ма­ние одно­го пар­ня. Парал­лель­но с лич­ным кон­флик­том закру­чи­ва­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние бога­той лав­ки и потре­би­тель­ско­го коопе­ра­ти­ва. Одна­ко глав­ное досто­ин­ство это­го филь­ма не в сюже­те, а в воз­мож­но­сти уви­деть доку­мен­таль­ные съём­ки дерев­ни 1920‑х годов. В кадр попа­ли тра­ди­ци­он­ные обря­ды удмур­тов: «шай­тан уллян» (изгна­ние чер­тей из изб), жерт­во­при­но­ше­ния и оде­ва­ние невесты.


12 стульев (1971)

Экра­ни­за­ции «12 сту­льев» не нуж­да­ют­ся в пред­став­ле­нии. Мож­но спо­рить, чья полу­чи­лась удач­нее — Гай­дая или Заха­ро­ва — но за атмо­сфе­рой НЭПа луч­ше обра­тить­ся к филь­му Лео­ни­да Гай­дая. Осо­бен­но хоро­шо дух эпо­хи отра­жа­ет Эллоч­ка-людо­ед­ка, шью­щая наряд из пор­тье­ры и рас­кра­ши­ва­ю­щая дешё­вый мех кисточ­кой. Вни­ма­тель­ный зри­тель уви­дит, что во вре­мя сва­дьбы Оста­па с Гри­ца­цу­е­вой, «вели­кий ком­би­на­тор» поме­нял­ся костю­мом с Кисой. В усло­ви­ях дефи­ци­та тка­ней и без­де­не­жья по-дру­го­му было никак. Глав­ную роль в филь­ме испол­нил Арчил Гомиа­шви­ли, гово­рив­ший на экране голо­сом Юрия Саран­це­ва. Образ Оста­па стал для актё­ра зна­ко­вым: в нём он про­сла­вил­ся, за него полу­чил квар­ти­ру в Москве, а в 1992 году открыл своё кафе «Золо­той Остап».


Красные пчёлы (1972)

Един­ствен­ный фильм о враж­де совет­ских ска­у­тов и пио­не­ров. 1922 год, неболь­шой горо­док (съём­ки про­хо­ди­ли в Ков­ро­ве). Хозя­ин заво­да, нэп­ман и «бур­жуй» бежал из горо­да, но перед этим уто­пил всё обо­ру­до­ва­ние. Дети рабо­чих созда­ют пио­нер­ский отряд «Крас­ные пчё­лы» и помо­га­ют взрос­лым наве­сти поря­док на про­из­вод­стве. Им про­ти­во­сто­ят ска­у­ты — по сюже­ту это дети нэпманов.

В «Крас­ных пчё­лах» ска­у­ты пока­за­ны гро­теск­но пло­хи­ми: они сжи­га­ют мост через Клязь­му, что в дей­стви­тель­но­сти пред­ста­вить очень труд­но. Такое иска­же­ние — чисто идео­ло­ги­че­ское. В Рос­сию ска­у­тинг при­шёл ещё до рево­лю­ции: к раз­ви­тию дви­же­ния при­вле­ка­ли вели­ко­го кня­зя Геор­гия Кон­стан­ти­но­ви­ча, а в Цар­ско­сель­ском отря­де «маль­чи­ков-раз­вед­чи­ков» чис­лил­ся царе­вич Алек­сей. Боль­ше­ви­ки ска­у­тинг счи­та­ли вред­ным, монар­хи­че­ским и контр­ре­во­лю­ци­он­ным. После при­хо­да к вла­сти мно­гих руко­во­ди­те­лей дви­же­ния рас­стре­ля­ли. Несмот­ря на это, пио­нер­ская орга­ни­за­ция пере­ня­ла мно­гое у ска­у­тов: клят­вы при вступ­ле­нии, прин­ци­пы орга­ни­за­ции и даже крас­ные галстуки.


Трактир на Пятницкой (1978)

Детек­тив­ная исто­рия о рас­сле­до­ва­нии Мос­ков­ско­го уго­лов­но­го розыс­ка во вре­ме­на НЭПа. Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на фоне рос­кош­ных ресто­ра­нов и бога­тых реклам­ных выве­сок. Мили­ци­о­не­ры пыта­ют­ся лик­ви­ди­ро­вать бан­ду, засев­шую в трак­ти­ре на Пят­ниц­кой: глав­ный герой Нико­лай Панин внед­ря­ет­ся в бан­ду под при­кры­ти­ем под име­нем пре­ступ­ни­ка, кото­рый нахо­дит­ся в лаге­ре. Но в самый раз­гар опе­ра­ции ока­зы­ва­ет­ся, что бан­дит, под име­нем кото­ро­го внед­рил­ся Панин, сбе­га­ет из лаге­ря… Детек­тив режис­сё­ра Алек­сандра Файн­цим­ме­ра постав­лен по пове­сти Нико­лая Лео­но­ва, но суще­ствен­но от неё отли­ча­ет­ся. Совет­ские зри­те­ли высо­ко оце­ни­ли детек­тив: он стал лиде­ром про­ка­та 1978 года.


Один и без оружия (1984)

Фильм снят режис­сёр­ским дуэ­том Пав­ла Фат­тахут­ди­но­ва и Вла­ди­ми­ра Хоти­нен­ко. Атмо­сфер­ная, немно­го мисти­че­ская лен­та с дра­ма­ти­че­ским фина­лом. Ещё одна экра­ни­за­ция детек­ти­ва Нико­лая Леонова.

Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в неболь­шом губерн­ском горо­де в 1927 году. Быв­ший коман­дир РККА Кон­стан­тин Ворон­цов назна­чен началь­ни­ком мест­но­го уго­лов­но­го розыс­ка и всту­па­ет в борь­бу лиде­ром воров­ско­го мира Кор­не­ем. По ходу дей­ствия отчёт­ли­во созда­ёт­ся образ быв­ше­го воен­но­го, без­успеш­но ищу­ще­го себя в мир­ной жиз­ни. Если «Трак­тир на Пят­ниц­кой» погру­жа­ет в нэпов­скую Моск­ву, то «Один и без ору­жия» пока­зы­ва­ет быт дру­гих горо­дов. Фильм сни­ма­ли в Пер­ми и Кунгуре.


Лиговка (2009)

Детек­тив­ный сери­ал Алек­сандра Буть­ко и Алек­сея Молоч­ни­ка на фоне ленин­град­ско­го НЭПа. Лигов­ка — самый опас­ный рай­он горо­да, где кри­ми­наль­ный мир воз­глав­ля­ет неуло­ви­мый Лёха Чёрт. Мест­ный ком­со­мо­лец Лео­нид Самой­лов, увле­чён­ный кни­га­ми о Шер­ло­ке Холм­се, посту­па­ет на служ­бу в мили­цию. Здесь он стал­ки­ва­ет­ся с насто­я­щей, а не книж­ной пре­ступ­но­стью. Зри­те­ли не слиш­ком высо­ко ото­зва­лись о сери­а­ле, отме­тив исто­ри­че­ские неточ­но­сти, плохую гра­фи­ку и слиш­ком «дере­вян­ный» сюжет.


Под­пи­сы­вай­тесь на теле­грам-канал авто­ра о кни­гах «Зимо­гор».

Поделиться