После долгого перерыва мы возобновляем серию очерков Александра Велигодского о советских режиссёрах, получивших признание на европейских кинофестивалях. В прошлом году VATNIKSTAN рассказывал о таких примечательных постановщиках, как Лев Арнштам, Григорий Козинцев, Михаил Ромм, и других авторах. Сегодня — история Юлии Солнцевой, которую многие воспринимают всего лишь как жену известного Александра Довженко. А между тем она стала первой, да и одной из немногих по сей день женщиной, удостоенной режиссёрского приза в Каннах.
Известный фразеологизм о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, в полной мере можно употребить в отношении Юлии Солнцевой и Александра Довженко. Их называли самой красивой парой советского кинематографа. В тот момент, когда их судьбы пересеклись, они уже никогда не расставались, став одним целым, как в жизни, так и в творчестве. Говорить отдельно о каждом из них невозможно, но если о Довженко написаны сотни страниц, то о его супруге известно немного, а ведь именно она стала первой женщиной-лауреатом Каннского кинофестиваля, получив в 1961 году приз за лучшую режиссуру.
В кино Солнцева оказалась не сразу. Сначала она училась на философском факультете Московского университета, но, решив связать свою жизнь с театром и кино, стала студенткой Московского института музыкальной драмы, который закончила в 1922 году. После получила неожиданное приглашение от известного на то время режиссёра Якова Протазанова на главную роль в фильме «Аэлита» (1924) — экранизации повести Алексея Толстого. Успешная игра Юлии Солнцевой принесла ей огромную популярность, ей пророчили едва ли не роль первой актрисы всего советского кино, однако она сама оценивала свой талант критически.
Следующим фильмом был «Папиросница от Моссельпрома» (1924) Юрия Желябужского, где Солнцева смогла в полной мере раскрыть свой актёрский талант, так как роль писалась едва ли не специально под неё. Более успешного старта карьеры сложно представить, Солнцева буквально покорила сердца половины мужчин Советского Союза, далее роли посыпались одна за одной, но так продолжалось недолго.
В 1928 году, находясь в Одессе на съёмках фильма «Буря», Юлия Солнцева знакомится с Александром Довженко. В этот момент начинается совершенно новый этап в жизни обоих. Сам Довженко вспоминал:
«В Одессе произошел поворот в моей жизни: там я стал кинематографистом, там я нашёл своё призвание, там я встретил Солнцеву, которая стала моей женой».
На момент их встречи Александр Довженко являлся одним из главных кинематографистов страны. Его кинодебютом стала комедия в соавторстве с таким же, как он, начинающим режиссёром, Фаустом Лопатинским «Вася-реформатор» (1926). Далее следует короткометражная лента в модном на тот момент жанре эксцентрики «Ягодка любви» (1926). Фильмы успеха не сыскали, и следующей режиссёрской работой становится детективно-авантюрная картина «Сумка дипкурьера» (1927), снятая по чужому сценарию. Фильм был встречен на ура, и по поручению руководства режиссёр снимает свой первый авторский фильм «Звенигора», приуроченный к 10-летию Октябрьской революции.
После этого Довженко снова позволено снимать кино по собственным сценариям, и в 1929 году выходит «Арсенал», повествующий о восстании киевских рабочих одноимённого завода против Украинской Центральной рады. Данная картина является весьма показательной в творческой биографии режиссёра, так как во время Гражданской войны он служил добровольцем в армии УНР и участвовал в штурме завода «Арсенал». Таким образом, фильм служит своего рода признанием в ошибочности своих политических взглядов прошлого и открытым принятием идей коммунизма. Но, несмотря на этот факт, за Довженко чуть ли не до конца жизни закрепится негласный штамп националиста.
Первой совместной работой супругов станет, наверное, самая главная картина режиссёра «Земля» (1930), в которой Солнцева сыграла роль сестры Василия. Здесь Довженко изобретает собственные правила киноязыка, пренебрегая монтажными приёмами Эйзенштейна и Пудовкина. Первое, что бросается в глаза, — это долгие крупные планы, характерные для режиссуры Довженко. Особый акцент делается на портретной съёмке, повествовательное действие на экране сведено к минимуму, а двигателем сюжета служат титры.
Фильм был встречен критикой неоднозначно. На стороне обвинителей выступили Александр Фадеев, Всеволод Пудовкин и Демьян Бедный, которые критиковали фильм за неверное изображение коллективизации и предъявляли ему политические обвинения. В то же время искусствовед И. Андроников отозвался о фильме положительно, сравнив его с «Илиадой» Гомера и «Мёртвыми душами» Гоголя. На «Землю» отреагировали на Западе: осенью 1930 года Довженко отправляется в командировку по Европе с авторской версией фильма, где его признают одной из важнейших лент в истории кино.
Близость с Довженко и работа с ним на одной площадке, вероятно, оказали большое влияние на Солнцеву и на её решение переквалифицироваться из актрисы в режиссёра. В качестве ассистента она работала вместе с мужем на съёмках лент «Аэроград» (1935) и «Щорс» (1939). Далее следует цикл документальных фильмов, сделанных супругами совместно. Первый из них — «Буковина, земля Украинская» 1939 года, повествующий о присоединении буковинских земель к УССР. Через год после него следует «Освобождение», снятый на киевской киностудии. Замысел фильма можно прочесть в начальном титре: «Освобождение украинских и белорусских земель от гнёта польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью».
Вскоре начавшаяся война сильно меняет как жизнь страны, так и жизнь наших героев, но кино, тем не менее, остаётся. Довженко работает на фронте военным корреспондентом, в результате чего на экранах появляется документальная картина «Битва за нашу Советскую Украину» (1943). Фильм произвёл значительный переворот в советском документальном кино, зрители впервые услышали живые голоса участников исторических событий. Стоит сказать, что Довженко всегда стремился расширить рамки жанра документалистики и добавить в него свой авторский почерк. Западные критики благосклонно отзывались об этой картине Довженко и Солнцевой, а во Франции показ «Битвы за Советскую Украину» за три недели собрал рекордные на то время сборы. В американской прессе после показа ленты писали следующее:
«История экрана не знает ничего похожего на показанные сцены освобождения Харькова и Киева. Мёртвый Харьков медленно оживает, по мере того, как уцелевшие жители, изголодавшиеся, объятые ужасом, выходят из подвалов и с ужасом говорят о зверствах фашистов».
В 1945 году на экраны выходит следующая документальная картина, также посвящённая военным действиям на Украине — «Победа на Правобережной Украине». Новаторство этой киноленты заключалось в использовании режиссёрами вражеской хроники, которая в результате монтажа и голоса диктора приобретала противоположный смысл.
Первой послевоенной работой Довженко и Солнцевой становится «Мичурин» (1948) — байопик о жизни и творчестве русского биолога Ивана Мичурина. Фильм делался строго по заказу партийной верхушки, и в итоге из первоначально задуманной поэмы о преобразователе природы получилось сухое изложение фактов и пропаганда.
После неудачного «Мичурина» супруги предпринимают новую попытку вернуться в большое кино и снимают ещё один пропагандистский фильм «Прощай, Америка!» (1951). Кино повествует о политической перебежчице Анне Бэдфорд, прототипом которой стала Анабелла Бюкар, написавшая книгу «Правда об американских дипломатах», которая, в свою очередь, легла в основу сюжета. Съёмки «Прощай, Америка!» выпали на самый неплодотворный год «малокартинья», когда в СССР всего было снято 9 картин. В этот год вышли фильмы «Белинский» Козинцева, «Пржевальский» Юткевича, «Кавалер золотой звезды» Райзмана, которые занимают не самое выдающееся место в фильмографиях авторов. В итоге незаконченной киноленте Довженко и Солнцевой была уготована судьба, схожая со многими другими фильмами того периода — лежать на полке.
Неснятый фильм стал последней режиссёрской работой Александра Довженко, после этого он ушёл в литературу и писал сценарии. Спустя более сорока лет сохранившиеся фрагменты картины удалось восстановить. Её премьера состоялась 12 января 1996 года на Берлинском кинофестивале. Большинство критиков восприняли фильм негативно по причине его пропагандистского характера.
Неудачи в кино сильно подкосили здоровье Довженко, 26 ноября 1956 года режиссёр умер от сердечного приступа за день перед началом съёмок новой картины «Поэма о море», режиссёром которой стала Юлия Солнцева. Сюжет «Поэмы о море» рассказывает о строительстве Каховской ГЭС и о расставании местных жителей с родными местами. Стоит сказать, что подобную тема затрагивалась Довженко ещё в 1932 году, когда он снял фильм «Иван», получивший скандальную известность. Позже, в 80‑е, трагическую тему прощания отобразит Элем Климов в «Прощании» (1981), снятом по мотивам романа Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
«Поэма о море» стала первой самостоятельной режиссёрской работой Юлии Солнцевой, однако из-за того, что сценарий был написан её супругом, критики обвинили фильм во вторичности, приписывая его к авторству покойного Довженко. На Западе «Поэма о море» была оценена положительно, и в 1962 году Солнцева получила почётный диплом Лондонского кинофестиваля.
За год до этого настоящее признание пришло к кинематографистке за другой фильм, которым стала киноповесть «Повесть пламенных лет» (1960). В 1961 году картина была отправлена на Каннский кинофестиваль вместе с «Казаками» (1961) Василия Пронина. Фильм удостоился специального приза фестиваля — технического гран-при фестиваля, а Юлия Солнцева взяла приз за лучшую режиссуру. В свою очередь «Повесть пламенных лет» стала первой советской лентой, снятой на широкоформатную плёнку киносистемы НИКФИ с соотношением сторон 2,2:1. Несмотря на то, что режиссёром выступила Юлия Солнцева, в заглавии фильма значится имя Александра Довженко, который являлся автором сценария.
В центре повествования простой колхозник — победитель в мировой войне Иван Орлюк. Фильм начинается с отступления Красной армии и оккупации Украины, а заканчивается победой и торжеством мирного времени. Фильм имеет явную идеологическую окраску, и по своей эстетике схож с «Падением Берлина» (1949) Михаила Чиаурели. Поэтому с позиций современности воспринимать такое кино сложно. Хоть лента и была снята уже в период оттепели, всё равно чувствуется, что сценарий писался в сталинское время.
Следующей картиной Юлии Солнцевой становится «Зачарованная Десна» (1964), также снятая по сценарию Александра Довженко, где в первой части рассказывается о детских годах режиссёра в черниговской деревне на берегу Десны, а во второй показаны военные действия по освобождению родных мест от нацистской армии. После Солнцева снимает ещё один фильм по сценарию мужа «Незабываемое» (1967), где также показаны военные действия на территории Украины. Таким образом, «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна» и «Незабываемое» образуют своеобразную трилогию и служат художественным дополнением к документальным лентам 40‑х годов.
Последним фильмом, связывавшим Солнцеву с Довженко, стал «Золотые ворота» (1969), который основывался на дневниковых воспоминаниях режиссёра, где он делится своим опытом и творческими планами на будущее. Можно сказать, что «Золотые ворота» были своего рода эпитафией покойному режиссёру, которому Юлия Солнцева посвятила свою жизнь. В 70‑е годы выйдет две самостоятельные картины Солнцевой «Такие высокие горы» (1974) и «Мир в трёх измерениях» (1979), на сегодняшний день являющиеся практически неизвестными публике. На этом творческая биография нашей героини заканчивается. Умерла она 29 октября 1989 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
В качестве заключения стоит сказать, что, несмотря на столь большое значение роли Юлии Солнцевой в советском кино, она является едва ли не забытой, а её творчество воспринимается лишь в контексте с Александром Довженко. В связи с этим можно сделать вывод о сложной судьбе женщины, которая посвятила свою жизнь мужу, тем самым находясь в его тени. Что, в свою очередь, тоже подвиг.
Читайте другие статьи цикла «Советские режиссёры европейских фестивалей»: