Рабочий класс — гегемон революции, авангард трудящихся. Вся литература XIX века по своей сути дворянская или около того, в XX веке искусство стало рабочим. Если Ленин есть Бог в этом мире, а Сталин — первый ученик и апостол, то святые — это рабочие. Труженик завода обладал всем набором добродетелей: он полон идеи и энтузиазма, верен своей партии и плану. Крестьяне считались ненадёжными попутчиками: судите сами, по Конституции РСФСР 1918 года один голос рабочего «весил» как пять голосов крестьян. От большой ли любви была такая «честная» избирательная система?..
До самого заката советской эпохи рабочий будет главным героем. Его образ несколько раз изменится, но неизменно будет культ честного труда не во имя обогащения себя или близких, а на благо общества. Всегда будет два героя: честный труженик, который побеждает, и плохой халтурщик-балагур, которого поставят на место и перевоспитают. Культ общего блага и труда, чистых помыслов и высокой любви к родине пронизывал советские фильмы о рабочих — наверное, поэтому нам они кажутся странными в столь циничное время.
«Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930)
Первая звуковая картина СССР. Вершина киноавангарда. Классик и основоположник документального кино в СССР Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман) был новатором во всём — никто до него не снимал кино так. Я и о работе оператора, о монтаже, «скрытой камере» (да-да, это тоже он придумал), о шоу, которое он делал из обычной съёмки горожан. Речь о фильме «Человек с киноаппаратом», ставшем классикой мирового кино.
Вертов был настолько прогрессивен, что, когда его уверяли, что звуковое кино, ставшее популярным в США, — это детская игрушка, он загорелся идеей снять то же в Стране Советов. Как раз в разгаре была первая пятилетка, и синематограф со звуковым сопровождением, конечно же, должен был быть о рабочих и перевыполнении плана. За звук отвечал сам маэстро Шостакович.
Съёмки на заводах и шахтах Донбасса о выполнении пятилетнего плана превратились в симфонию нового времени, торжество единого порыва трудового народа, который перевыполняет планы не за премии, а за великую идею. Конечно же, рушат старый мир мракобесия, церкви, предрассудков, много сцен разрушения храмов и превращения их в клубы.
Надо сказать, что авангард уже отгремел. Сталин хотел реализма и классики, а то, что делал Вертов, безмерно раздражало вождя. В картине усмотрели глумливость, смазанность идеи, рваный сюжет и прыгающие планы. Иными словами, рабочие не поймут.
С этой ленты начинается закат карьеры режиссёра. Последние годы Дзига будет трудиться в «Новостях дня» (кинохронике СССР). Но его труды оценили в США. Чарли Чаплин назвал «Энтузиазм» одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний, а в киношколах он был включён в программу обучения.
О других фильмах Дзиги Вертова читайте в нашем материале «Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги Вертова».
«Светлый путь» (1940)
Классика соцреализма. Впрочем, комедия. Сталин их очень любил. Но идея одна — торжество труда и рабочего движения. И феминизм — женщина нам товарищ, а не посудомойка, борец за коммунизм, а не золушка! Вот так, если кто забыл, СССР уравнял женщин в правах с мужчинами раньше Европы.
В главной роли Любовь Орлова. Деревенская девушка живёт служанкой у злой хозяйки, та её гонит за строптивость и желание учиться. Из крестьянского мракобесного мирка неграмотных куркулей (да-да, не очень жаловали пахарей) попадает она в Ногинск ткачихой. «Огни большого города» светят ей дружно и весело, дело спорится — она сначала моет полы, потом дружится с девушками, внедряет автоматизацию на фабрике и перевыполняет план. Любовь Орлова поёт, летит на машине и символизирует собой тот светлый путь, которым идёт страна — из мрака к звёздам в самой лучшей стране.
«Весна на Заречной улице» (1956)
Сталинская эпоха ушла, и пришла оттепель. Вместо чеканного соцреализма отныне киноискусство обратилось в мир человеческих эмоций. В центре легендарной картины она, самая главная эмоция человеческой жизни — любовь. Но уже не к партии, а к человеку. Она учительница, он посредственный ученик рабочей школы. Сначала их чувства не взаимны, Татьяна смотрит на работягу с высоты интеллекта и знаний, но постепенно всё встанет на свои места.
Центральный момент — Татьяна приезжает на завод и видит, как работает ударник труда Александр Савченко, летят искры, льётся сталь, а мужчины не щадя себя перевыполняют план. Она всё поняла и полюбила его, рабочего, ставшего за станок в войну, когда погиб отец, недоучку не по своей воле. Это главная тема фильма: рабочие — дети войны, ставшие за станок ещё в 1941 году, им не до учёбы, но они стараются как могут, чтобы выйти в люди. Как забыть песню про «ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».
«Большая семья» (1954)
Семейная драма с элементами бразильской мелодрамы. «Рабочий человек родился!» — салютуют герои. Потомственный рабочий — тогда это было почётно. Мол, дедушка ещё на Путиловском при царе, отец при Сталине, а мы теперь. В этом фильме речь снова не столько о пользе труда, сколько о чувствах человека, его совести и отношении к окружающим. Каждый из семьи Журбиных ярок и самобытен, как и все люди, они сочетают в себе всю палитру пороков и добродетелей.
Молодёжь внедряет новые технологии, ругается со стариками за их старорежимные взгляды и мещанство. Старшее поколение — из стахановцев, пневматика им ни к чему: «Кувалдой, да по цепям, по цепям!» — иными словами, ноу-хау считают бесовщинкой. Но юный Алексей женится на беременной от другого женщине (да, при Сталине такого бы не показали) и помирится с отцом, а дед Матвей засядет за алгебру, чтоб работать наравне с «сопляками». Все помирятся и узнают, что в старости хорош опыт, а в молодости — дерзость и стремление к жизни.
«Территория» (1978)
Север — место суровое, где нет места гнилым и слабым, здесь выживут и добьются своего только сильные и честные. Здесь все в одной лодке и друг за друга горой, если надо, пройдут по мерзлоте и сотни километров, чтобы спасти своих. Геологи ценой собственной жизни добывают золото, но не для себя, а для разрушенной войной страны. Да, они не сталевары и не монтажники-высотники, но сути это не меняет.
«Многие путают работу геолога со спортом, мы меняем работу целых стран», — говорит командир. Геолог — рабочий новой формации, сочетает в себе силу, интеллект и умение не «брать под козырёк», а достигать результата именно умением адаптироваться. Главный герой бросил вызов природе и в непроходимых плато Чукотки находит золото для страны. Золото искушает, не все твёрды и смогут выбраться живыми из этой дьявольской игры. Только те, кто выбрал трудный путь честности — победит.