Свободолюбивый консерватор Алексей Хомяков

Спи­сок сфер дея­тель­но­сти, в кото­рых отли­чил­ся Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков, мож­но про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти. Он рус­ский поэт, бого­слов, худож­ник, инже­нер и даже гомео­пат. При этом ему был не при­сущ карье­ризм. Явля­ясь луч­шим пред­ста­ви­те­лем дво­рян­ско­го сосло­вия, Алек­сей Хомя­ков до кон­ца жиз­ни оста­вал­ся поме­щи­ком без каких-либо чинов, счи­тая себя кров­но свя­зан­ным с наро­дом. По вос­по­ми­на­ни­ям мно­гих вели­ких сооте­че­ствен­ни­ков, Алек­сей Сте­па­но­вич являл­ся цен­траль­ной фигу­рой обще­ствен­ной жиз­ни Рос­сии вто­рой чет­вер­ти XIX века. Воз­глав­ляя пле­я­ду пер­вых сла­вя­но­фи­лов, Алек­сей Хомя­ков был одним из пер­вых, кто обра­тил­ся к поис­ку исто­ков искон­но рус­ской жизни.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни и твор­че­ской дея­тель­но­сти Алек­сея Сте­па­но­ви­ча Хомя­ко­ва — идей­но­го и духов­но­го отца сла­вя­но­фи­лов, про­ро­чив­ше­го Рос­сии и Пра­во­слав­ной церк­ви испол­не­ние вели­кой мис­сии в инте­ре­сах все­го человечества.

Алек­сей Хомя­ков. Авто­порт­рет. 1842 год

Прогрессивная юность будущего консерватора

Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков родил­ся 1 мая 1804 года в Москве, на Ордын­ке. По отцу и по мате­ри он при­над­ле­жал к ста­рин­но­му рус­ско­му дво­рян­ству. Кажет­ся, что уже с дет­ства Хомя­ков при­об­рёл взгля­ды, кото­рые в даль­ней­шем будут толь­ко уси­ли­вать­ся и развиваться.

Его отец — Сте­пан Алек­сан­дро­вич был типич­ным рус­ским поме­щи­ком, соче­тав­шим в себе чер­ты евро­пей­ско­го про­све­ще­ния и бес­печ­ность рус­ско­го бар­ства. В свою оче­редь, мать — Марья Алек­се­ев­на, урож­дён­ная Кире­ев­ская, име­ла глу­бо­кий ум, отли­ча­лась набож­но­стью и стро­гой дис­ци­пли­ной. Пере­ни­мая луч­шие каче­ства роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ясь в стро­гом пра­во­слав­ном духе, Алек­сей Сте­па­но­вич к тому же полу­чил бле­стя­щее домаш­нее обра­зо­ва­ние. Роди­те­ли при­ви­ли юно­му Хомя­ко­ву тягу к зна­ни­ям и ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к пра­во­слав­ной культуре.

В 1815 году семьях Хомя­ко­вых пере­ез­жа­ет в Санкт-Петер­бург. В срав­не­нии с пат­ри­ар­халь­ной Моск­вой Север­ная сто­ли­ца кажет­ся Алек­сею Сте­па­но­ви­чу и его бра­ту язы­че­ским горо­дом, маль­чи­ки боят­ся, что их заста­вят пере­ме­нить веру и реша­ют все­ми спо­со­ба­ми это­му про­ти­во­сто­ять. К сча­стью, пре­бы­вать в язы­че­ском горо­де при­шлось недол­го. Через год семья воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву, где дети про­дол­жа­ют обучение.

В 17 лет Алек­сей Сте­па­но­вич сда­ёт экза­мен на сте­пень кан­ди­да­та мате­ма­ти­че­ских наук при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те. Ко вре­ме­ни уче­ния в Москве отно­сят­ся пер­вые сти­хо­твор­ные опы­ты Хомя­ко­ва и пере­вод «Гер­ма­нии» Таци­та, напе­ча­тан­ный в «Тру­дах Обще­ства Люби­те­лей Рос­сий­ской Сло­вес­но­сти». В этот же пери­од он сбли­жа­ет­ся с бра­тья­ми Вене­ви­ти­но­вы­ми и вхо­дит в создан­ный ими кру­жок уни­вер­си­тет­ской моло­дё­жи, тяго­тев­шей к немец­кой иде­а­ли­сти­че­ской фило­со­фии — так назы­ва­е­мый кру­жок «любо­муд­ров».

Как и боль­шин­ство под­рост­ков нача­ла XIX века, Алек­сей Сте­па­но­вич, кото­рый ребён­ком засы­пал под ново­сти с полей сра­же­ний Оте­че­ствен­ной вой­ны, гре­зил о вели­ких похо­дах. Его буй­ный нрав тре­бо­вал сво­бо­ды дей­ствий и геро­и­че­ских поступков.

Когда нача­лась Вой­на за неза­ви­си­мость Гре­ции (1821–1828) юный роман­тик купил нож, взял с собой неболь­шую сум­му и тай­ком сбе­жал из дома, что­бы при­нять уча­стие в сражениях.

Его пой­ма­ли за Сер­пу­хов­ской заста­вой и вер­ну­ли домой. Ста­ло понят­но, что воин­ству­ю­щий нрав необ­хо­ди­мо напра­вить в нуж­ное рус­ло. Алек­сей Сте­па­но­вич был опре­де­лён отцом сна­ча­ла в Аст­ра­хан­ский кира­сир­ский полк, а через год пере­ве­дён в Петер­бург в кон­ную гвардию.

Граф Остен-Сакен, под началь­ством кото­ро­го нахо­дил­ся Алек­сей Сте­па­но­вич в Аст­ра­хан­ском кира­сир­ском пол­ку, так опи­сы­ва­ет юно­го офицера:

«В физи­че­ском, нрав­ствен­ном и духов­ном вос­пи­та­нии Хомя­ков был едва ли не еди­ни­ца. Обра­зо­ва­ние его было пора­зи­тель­но пре­вос­ход­но, и я во всю жизнь свою не встре­чал ниче­го подоб­но­го в юно­ше­ском воз­расте.… Ездил вер­хом отлич­но. Пры­гал через пре­пят­ствия в выши­ну чело­ве­ка. На эспад­ро­нах драл­ся пре­вос­ход­но. Обла­дал силою воли не как юно­ша, но как муж, иску­шён­ный опы­том. Стро­го испол­нял все посты по уста­ву пра­во­слав­ной Церк­ви и в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни посе­щал все богослужения…»

В сто­ли­це Хомя­ков уста­нав­ли­ва­ет зна­ком­ства с лите­ра­то­ра­ми-декаб­ри­ста­ми и даже печа­та­ет в «Поляр­ной звез­де» Кон­дра­тия Фёдо­ро­ви­ча Рыле­е­ва и Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча Бес­ту­же­ва сти­хо­тво­ре­ния «Бес­смер­тие вождя» (1824) и «Жела­ние покоя» (1825). Но на этом сно­ше­ния с декаб­ри­ста­ми закан­чи­ва­ют­ся — их идеи начи­на­ю­щий поэт счи­та­ет лег­ко­мыс­лен­ны­ми и ненародными.

В 20 лет, в нача­ле 1825 года, Алек­сей Сте­па­но­вич остав­ля­ет служ­бу и отправ­ля­ет­ся за гра­ни­цу. Во вре­мя вос­ста­ния декаб­ри­стов 14 декаб­ря он нахо­дил­ся в Пари­же, где зани­мал­ся живо­пи­сью, потом был в Швей­ца­рии и Север­ной Ита­лии, отку­да через зем­ли запад­ных сла­вян вер­нул­ся в Россию.

Поз­же Хомя­ков вспо­ми­нал, что в сла­вян­ских зем­лях был при­нят как люби­мый род­ствен­ник, вер­нув­ший­ся в семью.

Во вре­мя загра­нич­но­го путе­ше­ствия в жур­на­лах ста­ли появ­лять­ся мел­кие сти­хо­тво­ре­ния Алек­сея Сте­па­но­ви­ча, в это же вре­мя он закан­чи­ва­ет лири­че­скую дра­му «Ермак», кото­рая была впер­вые про­чи­та­на авто­ром в доме Вене­ви­ти­но­вых после воз­вра­ще­ния в Моск­ву в 1826 году, а постав­ле­на на сце­ну в 1829 году. Несмот­ря на про­ти­во­ре­чи­вые мне­ния, Алек­сан­дром Сер­ге­е­ви­чем Пуш­ки­ным дра­ма была оце­не­на положительно.

Вой­на с Тур­ци­ей (1828–1829) сно­ва вызва­ла в Хомя­ко­ве тягу к воен­ной сла­ве, он посту­пил в Бело­рус­ский гусар­ский полк и в нача­ле мая был уже на Дунае. За уча­стие в деле 30 мая он был пред­став­лен к Вла­ди­ми­ру, одна­ко полу­чил лишь св. Анну с бан­том. Несколь­ко сти­хо­тво­ре­ний отно­сят­ся ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния Хомя­ко­ва на войне. Самым силь­ным из них счи­та­ет­ся «Про­ща­ние с Адри­а­но­по­лем» (1829), кото­рое напол­не­но чув­ством пат­ри­о­тич­но­сти и закан­чи­ва­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми строками:

«Эдны­ре! на строй­ных мече­тях твоих
Орёл воз­вы­шал­ся двуглавый;
Он вновь уле­та­ет, но веч­но на них
Оста­нут­ся отблес­ки славы!
И турок в меч­тах будет зреть пред собой
Тень кры­льев Орла над помёрк­шей Луной»

Идеи об осво­бож­де­нии сла­вян­ских наро­дов и необ­хо­ди­мо­сти сла­вян­ско­го един­ства после похо­да толь­ко укреп­ля­ют­ся в душе Алек­сея Сте­па­но­ви­ча, но после заклю­че­ния Адри­а­но­поль­ско­го мира он в чине штаб-рот­мист­ра ухо­дит в отставку.

В 1830‑е годы Хомя­ков ста­но­вит­ся частым гостем в зна­ме­ни­том лите­ра­тур­ном салоне Авдо­тьи Пет­ров­ны Ела­ги­ной. В салоне он высту­па­ет как кри­тик фило­со­фии Шел­лин­га и Геге­ля, посто­ян­но ведя нескон­ча­е­мые спо­ры с «шел­лин­ги­ста­ми» и «геге­льян­ца­ми», раз­ви­вая пока ещё толь­ко наброс­ки соб­ствен­ной фило­со­фии. Одно­вре­мен­но актив­но про­дол­жа­ет­ся лите­ра­тур­ная дея­тель­ность. Сти­хо­тво­ре­ния поэта печа­та­ют­ся в «Евро­пей­це», «Биб­лио­те­ке для чте­ния» и дру­гих жур­на­лах, в 1833 году выхо­дит в свет новая дра­ма Алек­сея Сте­па­но­ви­ча — «Димит­рий Самозванец».

Идео­ло­ги­че­ские воз­зре­ния буду­ще­го осно­во­по­лож­ни­ка сла­вя­но­филь­ства не выхо­дят ещё за рам­ки поэ­ти­че­ской фор­мы. Реа­ги­руя на Поль­ское вос­ста­ние 1830 года, Хомя­ков в «Оде» пишет:

«Да будет пре­дан тот, чей глас
Про­тив сла­вян сла­вян­ским братьям
Мечи вру­чил в пре­ступ­ный час!
Да будут про­кля­ты сраженья,
Одно­пле­мен­ни­ков раздор
И пере­шед­ший в поколенья
Враж­ды бес­смыс­лен­ный позор»

Идеи пан­сла­виз­ма и меч­ты об осво­бож­де­нии Южных и Запад­ных сла­вян раз­ви­ва­ют­ся у Хомя­ко­ва в сти­хо­тво­ре­нии «Орёл» (1832), в кото­ром автор при­зы­ва­ет помочь «млад­шим бра­тьям», томя­щим­ся «в сетях тев­то­нов веро­лом­ных, в сталь­ных тата­ри­на цепях». В сти­хо­тво­ре­нии «Меч­та» (1835) поэт уже обра­ща­ет­ся к Запа­ду, пред­ре­кая его ско­рый закат и гибель, про­ти­во­по­став­ляя про­сы­па­ю­ще­му­ся Восто­ку. Таким обра­зом, в сти­хо­тво­ре­ни­ях это­го пери­о­да уже чёт­ко были сфор­му­ли­ро­ва­ны все те мыс­ли, кото­рые потом будут выра­же­ны в пуб­ли­ци­сти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях Хомякова.

Порт­рет Авдо­тьи Ела­ги­ной. Худож­ник Нико­лай Неврев. 1870‑е гг.

Круг дея­тель­но­сти Алек­сея Сте­па­но­ви­ча не огра­ни­чи­вал­ся празд­ны­ми похо­да­ми в свет и упраж­не­ни­я­ми в изящ­ной сло­вес­но­сти. Он был типич­ным рус­ским поме­щи­ком, со все­ми при­су­щи­ми это­му поня­тию эле­мен­та­ми бар­ства и при­вя­зан­но­стью к земле.

Хомя­ков со всей свой­ствен­ной ему твор­че­ской ини­ци­а­ти­вой актив­но ведёт хозяй­ство в сво­их име­ни­ях, отда­ёт мно­го сил внед­ре­нию нов­шеств: изоб­ре­та­ет ружьё, кото­рое бьёт даль­ше обык­но­вен­ных ружей, изоб­ре­та­ет сель­ско­хо­зяй­ствен­ную маши­ну — сеял­ку, за кото­рую полу­ча­ет из Англии патент. В име­ни­ях устра­и­ва­ет вино­ку­рен­ный завод, лечит кре­стьян, зани­ма­ет­ся вопро­са­ми улуч­ше­ния их жиз­ни. Сво­бод­ное вре­мя посвя­ща­ет люби­мо­му делу — охо­те. В 1836 году Алек­сей Сте­па­но­вич всту­па­ет в брак с Ека­те­ри­ной Михай­лов­ной Язы­ко­вой, и ко всем его поло­жи­тель­ным чер­там при­бав­ля­ет­ся ещё любя­щий семья­нин и забот­ли­вый отец.

Ека­те­ри­на Хомя­ко­ва. Репро­дук­ция с дагер­ро­ти­па. Око­ло 1850 года

Формирование славянофильской идеологии

С кон­ца 1830‑х годов Алек­сей Сте­па­но­вич начи­на­ет высту­пать как про­по­вед­ник сло­жив­ших­ся в нём взгля­дов, ранее озву­чен­ных лишь в сти­хах. В 1836 году Пётр Яко­вле­вич Чаа­да­ев пуб­ли­ку­ет «Фило­со­фи­че­ское пись­мо». Выска­зан­ная им мысль о пре­вос­ход­стве Запа­да и като­ли­че­ской церк­ви вызва­ло бур­ную реак­цию обще­ства и рас­ко­ло­ло его.

В 1830–1840‑е годы ста­но­вит­ся ясно, что про­шлые фило­соф­ские спо­ры о Геге­ле и Шил­лин­ге пере­рос­ли в нечто боль­шее, что в самой Рос­сии сфор­ми­ро­ва­лись свои осо­бые тече­ния мыс­ли. Вли­я­ние евро­пей­ских идей на пред­ста­ви­те­лей той эпо­хи оста­ёт­ся бес­спор­ным, в част­но­сти оче­вид­но вли­я­ние немец­кой роман­ти­че­ской фило­со­фии нача­ла XIX века на взгля­ды славянофилов.

Одна­ко это уже не про­сто сле­пое пере­ни­ма­ние одеж­ды и куль­ту­ры, свой­ствен­ное дво­рян­ству XVIII века, а попыт­ка пере­осмыс­лить миро­вой опыт рабо­ты ума, попыт­ка мыс­лить само­сто­я­тель­но, твор­че­ски участ­во­вать в про­цес­сах миро­вой культуры.

Это было вре­мя, когда после декаб­ри­стов вырос­ло новое поко­ле­ние, зака­лив­шее свой ум и взгля­ды в уни­вер­си­тет­ских круж­ках, а Москва ста­ла сре­до­то­чи­ем интел­лек­ту­аль­ной жиз­ни Рос­сии. В том же лите­ра­тур­ном салоне Ела­ги­ной и во мно­гих дру­гих Хомя­ков встре­чал­ся с Чаа­да­е­вым, с гла­ва­ми зарож­дав­шей­ся запад­ни­че­ской шко­лы: Гер­це­ном, Ога­рё­вым, Гра­нов­ским. Вёл бесе­ды с Язы­ко­вым, Акса­ко­вым, Кире­ев­ским, Шевы­рё­вым, Пого­ди­ным и мно­ги­ми дру­ги­ми. Хомя­ков нахо­дил­ся в цен­тре зарож­де­ния новой рус­ской мыс­ли, пред­ста­ви­те­ли кото­рой раз­де­ли­лись на запад­ни­ков и славянофилов.

Алек­сандр Ива­но­вич Гер­цен, идей­ный про­тив­ник Алек­сея Сте­па­но­ви­ча, в «Былом и думах» будет вспо­ми­нать о нём:

«Хомя­ков был дей­стви­тель­но опас­ный про­тив­ник; зака­лив­ший­ся ста­рый бре­тер диа­лек­ти­ки, он поль­зо­вал­ся малей­шим рас­се­я­ни­ем, малей­шей уступ­кой. Необык­но­вен­но даро­ви­тый чело­век, обла­дав­ший страш­ной эру­ди­ци­ей, он, как сред­не­ве­ко­вый рыцарь, кара­у­лив­ший Бого­ро­ди­цу, спал воору­жён­ный. Во вся­кое вре­мя дня и ночи он был готов на запу­тан­ней­ший спор и упо­треб­лял для тор­же­ства сво­е­го сла­вян­ско­го воз­зре­ния всё на свете…»

Основ­ные поло­же­ния сла­вя­но­филь­ской док­три­ны впер­вые были изло­же­ны Хомя­ко­вым зимой 1839 года на одном из еже­не­дель­ных вече­ров у Кире­ев­ско­го, где он про­чи­тал свою ста­тью «О ста­ром и новом», не пред­на­зна­чен­ную для печа­ти. В ней были сфор­му­ли­ро­ва­ны взгля­ды на древ­нюю Русь, на Запад и на зада­чи совре­мен­ной Рос­сии. Неожи­дан­но она начи­на­ет­ся с рез­кой кри­ти­ки мос­ков­ской Руси: «без­гра­мот­ность, непра­во­су­дие, раз­бой, кра­мо­лы, непро­све­ще­ние и разврат…».

В этом же году Хомя­ков пишет сти­хо­тво­ре­ние «Гор­дись! — тебе льсте­цы ска­за­ли…», в кото­ром пред­ла­га­ет отка­зать­ся от сле­по­го само­лю­бия, вза­мен духов­но­му само­со­вер­шен­ство­ва­нию. В этих двух про­грамм­ных рабо­тах Алек­сей Сте­па­но­вич зало­жил про­хо­дя­щую крас­ной нитью у ран­них сла­вя­но­фи­лов идею о разум­но­сти стро­гих тре­бо­ва­ний к Рос­сии во имя тех выс­ших начал, кото­рые лег­ли в осно­ву её раз­ви­тия и кото­рые состав­ля­ют её пре­иму­ще­ство перед Западом.

Алек­сей Хомя­ков. Рис. Э. А. Дмит­ри­е­ва-Мамо­но­ва, 1850‑е гг.

Годом ранее по насто­я­нию Дмит­рия Алек­сан­дро­ви­ча Валу­е­ва, млад­ше­го чле­на круж­ка сла­вя­но­фи­лов, Алек­сей Сте­па­но­вич стал рабо­тать над тру­дом по все­об­щей исто­рии. Руко­пи­си были оза­глав­ле­ны таин­ствен­но «И. и. и. и.», а по пред­ло­же­нию Нико­лая Васи­лье­ви­ча Гого­ля, дру­зья в шут­ку ста­ли назы­вать этот труд «Семи­ра­ми­дою». Рабо­та пред­став­ля­ла собой систе­ма­ти­че­ские запи­си мыс­лей по исто­рии человечества.

Фун­да­мен­таль­ный труд, созда­вав­ший­ся на про­тя­же­нии дол­гих лет, оста­нет­ся неза­кон­чен­ным, вый­дет после смер­ти Хомя­ко­ва в 1871 году, и будет изве­стен так­же как «Запис­ки о все­мир­ной истории».

Основ­ной темой «Запи­сок» явля­ет­ся про­бле­ма Запа­да и Восто­ка, при этом дви­жу­щим нача­лом исто­рии явля­ет­ся вера. Из это­го поло­же­ния Алек­сей Хомя­ков выво­дит ори­ги­наль­ную тео­рию, в кото­рой исто­рия пред­став­ля­ет­ся аре­ной борь­бы двух рели­ги­оз­ных начал — иран­ско­го и кушит­ско­го. Из сти­хии кушит­ства выхо­дит рели­гия необ­хо­ди­мо­сти, веще­ствен­но­сти. Из сти­хии иран­ства выхо­дит рели­гия сво­бо­ды, тво­ря­ще­го духа.

«Все древ­ние веры делят­ся на два раз­ря­да: на покло­не­ние духу как тво­ря­щей сво­бо­де и на покло­не­ние жиз­ни как веч­но необ­хо­ди­мо­му фак­ту. Наруж­ным при­зна­ком их нашли мы обо­го­тво­ре­ние змеи или нена­висть к ней…»

К кушит­ской сти­хии Хомя­ков отно­сит язы­че­ские рели­гии, посколь­ку, по его мне­нию, они осно­ва­ны на тор­же­стве необ­хо­ди­мо­сти. В свою оче­редь, вен­цом иран­ства, рели­ги­ей твор­че­ско­го духа явля­ет­ся хри­сти­ан­ство. Одна­ко като­ли­че­ская и про­те­стант­ская вет­ви хри­сти­ан­ства, как и запад­ная куль­ту­ра в целом, были под­верг­ну­ты вли­я­нию кушит­ско­го нача­ла, из-за чего не смог­ли пол­но­стью осво­бо­дить­ся от веще­ствен­но­сти и инди­ви­ду­аль­но­сти, а затем зара­зи­лись болез­нью рациональности.

Сохра­нить пре­да­ние о сво­бо­де духа, как счи­та­ет Хомя­ков, смог­ла толь­ко пра­во­слав­ная Рос­сия, в ней наи­бо­лее чисто выра­зил­ся дух иран­ства. Имен­но поэто­му пра­во­слав­ный сла­вян­ский мир в буду­щем дол­жен стать про­воз­вест­ни­ком новой исто­ри­че­ской эпо­хи и пода­рить всем наро­дам сво­бо­ду. Отсю­да выте­ка­ет ещё одна ори­ги­наль­ная идея, выска­зан­ная в «Запис­ках», — в исто­рии тво­рит­ся судь­ба не отдель­ных наро­дов, а все­го чело­ве­че­ства. Алек­сей Сте­па­но­вич по это­му пово­ду пишет:

«Исто­рия при­зы­ва­ет Рос­сию стать впе­ре­ди все­мир­но­го про­све­ще­ния, — исто­рия даёт ей пра­во на это за все­сто­рон­ность и пол­но­ту её начал…»

В 1840–1850‑е годы Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков про­дол­жа­ет раз­ви­вать основ­ные идеи сво­ей рели­ги­оз­ной кон­цеп­ции. Глав­ной рабо­той, напи­сан­ной по дан­ной теме, счи­та­ет­ся «Цер­ковь одна». Точ­ная дата её напи­са­ния неиз­вест­на, но иссле­до­ва­те­ли отно­сят вре­мя созда­ния к 1840‑м годам. Впер­вые труд был напе­ча­тан после смер­ти Хомя­ко­ва — в 1864 году в «Пра­во­слав­ном обозрении».

В «Цер­ковь одна» Алек­сей Хомя­ков впер­вые вво­дит поня­тие «Собор­ность», под кото­рым пони­ма­ет духов­ную целост­ность Церк­ви, при­над­ле­жа­щей все­му миру, вне кото­рой нет спа­се­ния. Из это­го сле­ду­ет необ­хо­ди­мость для всех соблю­дать все обря­ды, блю­сти сим­вол веры, не отвер­гать ни одно­го из таинств. Из всех хри­сти­ан­ских направ­ле­ний, по мне­нию Хомя­ко­ва, толь­ко Пра­во­слав­ная цер­ковь смог­ла сохра­нить свя­той дух, поэто­му ей отве­де­на мис­сия духов­но объ­еди­нить все народы.

Вопро­сы бого­сло­вия будут вол­но­вать Алек­сея Сте­па­но­ви­ча до кон­ца жиз­ни. Так, в трёх бро­шю­рах, издан­ных за гра­ни­цей на фран­цуз­ском язы­ке под общим назва­ни­ем «Несколь­ко слов пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на о запад­ных веро­ва­ни­ях» (1853–1858), будет раз­ви­та идея «Собор­но­сти» и осо­бой мис­сии Пра­во­слав­ной церк­ви. Изло­жен­ная им бого­слов­ская кон­цеп­ция будет высо­ко оце­не­на хри­сти­ан­ски­ми мыс­ли­те­ля­ми, а рус­ский фило­соф Нико­лай Бер­дя­ев уви­дит глав­ную заслу­гу Хомя­ко­ва, как осно­во­по­лож­ни­ка сла­вя­но­фи­лов, имен­но в ука­за­нии важ­но­сти рели­ги­оз­но­го фак­то­ра в жиз­ни наро­дов, про­звав его «рыца­рем Церкви».


Общественная деятельность Алексея Хомякова

С нача­ла 1840‑х годов начи­на­ет­ся жур­наль­ная дея­тель­ность Хомя­ко­ва — преж­де все­го в «Моск­ви­тя­нине» Миха­и­ла Пет­ро­ви­ча Пого­ди­на. В 1844 году Алек­сей Сте­па­но­вич выпус­ка­ет неболь­шой сбор­ник сво­их сти­хо­тво­ре­ний, вызвав­ший очень рез­кий отзыв Белин­ско­го. С это­го вре­ме­ни обост­ря­ют­ся отно­ше­ния меж­ду запад­ни­ка­ми и сла­вя­но­фи­ла­ми, что выра­зи­лось и в острой поле­ми­ке меж­ду Хомя­ко­вым и исто­ри­ком Гра­нов­ским, начав­шей­ся в 1845 году и про­дол­жав­шей­ся три года.

Облож­ка жур­на­ла «Моск­ви­тя­нин» № 1 за 1845 год

В пуб­ли­ци­сти­ке Алек­сей Сте­па­но­вич касал­ся и обще­ствен­но-поли­ти­че­ских вопро­сов. По Хомя­ко­ву народ явля­ет­ся источ­ни­ком вла­сти. Царь полу­ча­ет власть от наро­да и вынуж­ден нести это бре­мя. Из это­го выте­ка­ет нена­висть сла­вя­но­фи­лов к бюро­кра­тии, при­вне­сён­ной яко­бы Пет­ром I, раз­ру­ша­ю­щей семей­ную связь меж­ду наро­дом и царём-батюшкой.

Но Алек­сей Хомя­ков не был сле­пым идео­ло­гом самодержавия.

Он рато­вал за сво­бод­ное выра­же­ние обще­ствен­но­го мне­ния, за отме­ну смерт­ной каз­ни, за учре­жде­ние откры­то­го суда с уча­сти­ем при­сяж­ных засе­да­те­лей, тре­бо­вал уни­что­же­ния кре­пост­но­го права.

Дан­ные взгля­ды не мог­ли встре­тить одоб­ре­ния в пери­од прав­ле­ния Нико­лая I. Нико­лай Бер­дя­ев точ­но сфор­му­ли­ро­вал отно­ше­ния пра­ви­тель­ства к непод­власт­ным кон­сер­ва­тив­ным взглядам:

«Сла­вя­но­фи­лы были сво­бод­ны­ми и сво­бо­до­лю­би­вы­ми людь­ми, иде­а­ли­ста­ми, меч­та­те­ля­ми, в них не было при­служ­ни­че­ства, близ­ко­го серд­цу нико­ла­ев­ской бюро­кра­тии… Кон­сер­ва­тизм был поня­тен как служ­ба и при­служ­ни­че­ство, но непо­ня­тен он был как сво­бод­ное выра­же­ние народ­ной души».

С 1848 года начи­на­ют­ся цен­зур­ные стес­не­ния обще­ствен­ной мыс­ли. С это­го года и до кон­ца прав­ле­ния Нико­лая I Хомя­ков почти не пишет и не печа­та­ет пуб­ли­ци­сти­че­ских работ. Кро­ме это­го, в его жиз­ни про­ис­хо­дит тра­ге­дия, от тифа в 1852 году уми­ра­ет жена.

Алек­сей Хомя­ков. Конец 1850‑х гг.

В нача­ле Крым­ской вой­ны (1853–1855) воз­об­нов­ля­ет­ся лите­ра­тур­ная дея­тель­ность Алек­сея Сте­па­но­ви­ча. Для выра­же­ния сво­их взгля­дов он вновь при­бе­га­ет к поэ­ти­че­ской фор­ме. В одном из сти­хо­тво­ре­ний это­го вре­ме­ни, начи­на­ю­щем­ся сло­ва­ми: «Вста­вай­те! око­вы рас­па­лись» (1853), Хомя­ков при­зы­ва­ет к вос­ста­нию южных сла­вян, в «Суде Божи­ем» (1854) выра­жа­ет надеж­ду на паде­ние Турции.

В сти­хо­тво­ре­ни­ях «Рос­сии» и «Рас­ка­яв­шей­ся Рос­сии», напи­сан­ных в 1854 году, он гово­рит о вели­ком испы­та­нии, пред­сто­я­щем Рос­сии, и о необ­хо­ди­мо­сти для неё очи­стить­ся от гре­хов, что­бы заслу­жить милость Божью. Сти­хо­тво­ре­ние «Рос­сии» вызва­ло вол­ну него­до­ва­ния у про­пра­ви­тель­ствен­ных сил. Воз­мож­но, по само­лю­бию госу­дар­ствен­ных мужей уда­ри­ли сле­ду­ю­щие строки:

«В судах чер­на неправ­дой чёрной
И игом раб­ства клеймена;
Без­бож­ной лести, лжи тлетворной,
И лени мёрт­вой и позорной,
И вся­кой мер­зо­сти полна!

О, недо­стой­ная избранья,
Ты избра­на! Ско­рей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двой­но­го наказанья
Не гря­нет над тво­ей главой!»

С вос­ше­стви­ем на пре­стол Алек­сандра II (1855) в обще­стве ожи­ви­лись надеж­ды на дол­го­ждан­ные рефор­мы. С 1856 года у сла­вя­но­фи­лов появ­ля­ет­ся свой печат­ный орган — «Рус­ская бесе­да», в кото­ром про­па­ган­ди­ро­ва­лись необ­хо­ди­мость сохра­не­ния само­дер­жа­вия, созы­ва сове­ща­тель­но­го зем­ско­го собо­ра и про­ве­де­ния ряда реформ. Алек­сей Хомя­ков вошёл в редак­ци­он­ный совет жур­на­ла и стал частым авто­ром мно­гих статей.

Облож­ка жур­на­ла «Рус­ская бесе­да» №1 за 1856 год

Вновь ожи­ла и обще­ствен­ная дея­тель­ность Алек­сея Сте­па­но­ви­ча. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям и при уча­стии Мас­ло­ва, Пого­ди­на, Куба­рё­ва, Вельт­ма­на и Мак­си­мо­ви­ча воз­об­но­ви­лось Обще­ство люби­те­лей Рос­сий­ской сло­вес­но­сти при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те. Хомя­ков был избран пер­вым по воз­об­нов­ле­нии пред­се­да­те­лем Обще­ства и оста­вал­ся тако­вым до кон­ца жизни.

Смерть настиг­ла Алек­сея Хомя­ко­ва неожи­дан­но, за обыч­ным для него делом — помо­щью кре­стья­нам. В сен­тяб­ре 1860 года он поехал в село Ива­нов­ское Рязан­ской губер­нии, где сви­реп­ство­ва­ла холе­ра. Зани­ма­ясь лече­ни­ем кре­стьян, Хомя­ков забо­лел. При­ня­тые лекар­ства не помог­ли. Алек­сей Сте­па­но­вич ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся в воз­расте пяти­де­ся­ти шести лет, не дожив совсем немно­го до завет­но­го осво­бож­де­ния кре­стьян. Похо­ро­ни­ли Хомя­ко­ва, как он сам того желал, в Дани­ло­вом мона­сты­ре, где похо­ро­не­на его жена, а так­же Валу­ев, Гоголь и Язы­ков. В совет­ское вре­мя прах всех тро­их был пере­за­хо­ро­нен на новом Ново­де­ви­чьем кладбище.

Моги­ла Алек­сея Хомя­ко­ва на Дани­лов­ском клад­би­ще. 1910 год

Друг Хомя­ко­ва, исто­рик Миха­ил Пет­ро­вич Пого­дин будет вспо­ми­нать о нём:

«Что была за нату­ра, даро­ви­тая, любез­ная, свое­об­раз­ная! Какой ум все­объ­ем­лю­щий, какая живость, оби­лие в мыс­лях, кото­рых у него в голо­ве заклю­чал­ся, кажет­ся, источ­ник неис­ся­ка­е­мый! Сколь­ко све­де­ний, самых раз­но­об­раз­ных, соеди­нён­ных с необык­но­вен­ным даром сло­ва, тёк­ше­го из его уст живым пото­ком! Чего он не знал? Не было нау­ки, в кото­рой Хомя­ков не имел бы обшир­ней­ших позна­ний, о кото­рой не мог бы вести про­дол­жи­тель­но­го раз­го­во­ра со спе­ци­а­ли­ста­ми… И в то же вре­мя писал он про­ек­ты об осво­бож­де­нии кре­стьян, рас­пре­де­лял гра­ни­цы аме­ри­кан­ских рес­пуб­лик, ука­зы­вал доро­гу судам, искав­шим Фран­кли­на, ана­ли­зи­ро­вал до мель­чай­ших подроб­но­стей сра­же­ния Напо­лео­на, читал наизусть по целым стра­ни­цам из Шекс­пи­ра, Гёте или Бай­ро­на, изла­гал уче­ние Эдды и буд­дий­скую космогонию…»


Источники и литература

1. Хомя­ков А. С. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний. Т. 1. М., 1900.
2. Хомя­ков А. С. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний. Т. 2. М., 1900.
3. Хомя­ков А. С. Все­мир­ная зада­ча Рос­сии / Состав­ле­ние и ком­мен­та­рии М. М. Пан­фи­ло­ва / Отв. ред. О. А. Пла­то­нов. Изд. 2‑е. М.: Инсти­тут рус­ской циви­ли­за­ции, Бла­го­сло­ве­ние, 2011. — 784 с.
4. Бер­дя­ев Н. А. А. С. Хомя­ков как фило­соф. 1904.
5. Бер­дя­ев Н. Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков. 1912.
6. Зень­ков­ский В. Исто­рия рус­ской фило­со­фии. Часть II. XIX век. Париж, 1948.
7. Хомя­ков / А. И. Балан­дин // Рус­ские писа­те­ли. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. Том 2. Под редак­ци­ей П. А. Нико­ла­е­ва. М., Про­све­ще­ние, 1990.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «„Былое и думы“ Гер­це­на. Роман­ти­че­ский герой под при­смот­ром III отделения».

Поделиться