От «Дворца счастья» до абортария: частная жизнь советского человека

«Люди встре­ча­ют­ся, люди влюб­ля­ют­ся, женят­ся…», — поёт­ся в извест­ном совет­ском шля­ге­ре. А что, если женить­ся при­хо­дит­ся в отде­ле­нии мили­ции, встре­чать­ся — без средств кон­тра­цеп­ции, влюб­лять­ся — до засе­да­ния суда и уни­зи­тель­но­го объ­яв­ле­ния о раз­во­де в мест­ной газете?

Лич­ная жизнь совет­ских людей дол­гое вре­мя кон­тро­ли­ро­ва­лась госу­дар­ством, что созда­ва­ло мас­су слож­но­стей для любя­щих и раз­лю­бив­ших. VATNIKSTAN рас­ска­жет, как граж­дане «стра­ны побе­див­ше­го соци­а­лиз­ма» празд­но­ва­ли сва­дьбы, реги­стри­ро­ва­ли раз­во­ды и избав­ля­лись от послед­ствий неудав­ших­ся отношений.


1920‑е — начало 1930‑х: свобода с оговорками

Девушка или комсомол?

После при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ков поря­док бра­ко­со­че­та­ния опре­де­ля­ли Кодек­сы о бра­ке и семье, пер­вый из кото­рых появил­ся в 1918 году. В Рос­сии ста­ли дей­ство­вать ЗАГСы. Вме­сто цер­ков­но­го обря­да людям пред­ла­га­ли свет­скую цере­мо­нию — «крас­ную сва­дьбу», кото­рая, по срав­не­нию с цер­ков­ным вен­ча­ни­ем, выгля­де­ла очень скромно.

«В волост­ном ЗАГСе». Худож­ник Алек­сандр Мора­вов. 1928 год

«Крас­ные» тор­же­ства про­хо­ди­ли доволь­но одно­об­раз­но. Моло­дые обла­ча­лись в повсе­днев­ную одеж­ду: руба­ха и брю­ки у жени­ха, у неве­сты — юбка, блуз­ка и крас­ная косын­ка, из-под кото­рой выгля­ды­ва­ла мод­ная корот­кая стриж­ка. Сна­ча­ла пред­ста­ви­тель вол­ис­пол­ко­ма пар­тии, сель­со­ве­та или ком­со­мо­ла зачи­ты­вал доклад о ком­му­ни­сти­че­ской мора­ли, новом быте, вре­де рели­гии и, нако­нец, о «пра­виль­ных» вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях меж­ду мужем и женой. Далее сле­до­вал риту­ал «рас­пи­сы­ва­ния» — поста­нов­ка под­пи­сей о вступ­ле­нии в брак в кни­ге реги­стра­ции. Затем моло­дым вру­ча­ли подар­ки. Это мог­ли быть про­дук­ты и полез­ные в хозяй­стве вещи: посу­да, оде­я­ло, отрез ткани.

Ново­брач­ным обя­за­тель­но пре­под­но­си­лись кни­ги поли­ти­че­ско­го содер­жа­ния, напри­мер «Азбу­ка ком­му­низ­ма» Нико­лая Буха­ри­на и Евге­ния Пре­об­ра­жен­ско­го. Дари­ли так­же порт­ре­ты вождей, пред­ме­ты с ком­му­ни­сти­че­ской сим­во­ли­кой. Так, баш­кир­ская газе­та «Власть тру­да» (1924 год, 10 июля) сооб­ща­ла, что на одной из сва­деб моло­до­жё­нам «пре­под­нес­ли зна­чок КИМа (Ком­му­ни­сти­че­ский интер­на­ци­о­нал моло­дё­жи. — Прим.) с нака­зом в сво­ей лич­ной жиз­ни не забы­вать обще­ствен­ную». Закан­чи­ва­лось тор­же­ство обыч­но кон­цер­том само­де­я­тель­но­сти или танцами.

Запись о реги­стра­ции бра­ка в кни­ге актов граж­дан­ско­го состо­я­ния. 1922 год. Источ­ник: little-histories.org

Ново­му сва­деб­но­му риту­а­лу сле­до­ва­ли дале­ко не все. Осо­бен­но тяже­ло эта тра­ди­ция при­жи­ва­лась в сёлах. По сво­е­му жела­нию или по воле роди­те­лей даже ком­со­моль­цы про­дол­жа­ли вен­чать­ся в церк­ви, несмот­ря на угро­зу исклю­че­ния из орга­ни­за­ции. В июне 1925 года газе­та «Крас­ная Баш­ки­рия» сове­то­ва­ла моло­дым людям отка­зы­вать­ся от бра­ка с барыш­ней, не жела­ю­щей «пра­виль­но» выхо­дить замуж:

«Что доро­же — девуш­ка или ком­со­мол? Если доро­же девуш­ка, нуж­но выбро­сить ком­со­моль­ский билет. <…> А девуш­ка? Надо попы­тать­ся её убе­дить. Если она не под­да­ёт­ся убеж­де­нию, то луч­ше рас­стать­ся. В послед­ний раз при рас­ста­ва­нии мож­но поти­хонь­ку пустить сле­зу, не спра­ши­вая раз­ре­ше­ния обкома».

Тра­ди­ция «крас­ных» сва­деб про­жи­ла недол­го и сошла на нет в эпо­ху НЭПа. Анти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да отучи­ла мно­гих от цер­ков­но­го вен­ча­ния, но белые пла­тья и шум­ные засто­лья оста­ва­лись неотъ­ем­ле­мой частью тор­же­ства у тех, кто мог себе это поз­во­лить. Так, в филь­ме Дзи­ги Вер­то­ва «Чело­век с кино­ап­па­ра­том» (1929) мож­но уви­деть неве­сту в празд­нич­ном наря­де с огром­ным буке­том и укра­шен­ной цве­та­ми фатой. К сло­ву, в этом же филь­ме пока­зы­ва­ют пары, оформ­ля­ю­щие раз­вод в ЗАГСе, — одна из жен­щин сму­щён­но закры­ва­ет лицо лако­вой сумоч­кой. Муж­чи­на рядом, посме­и­ва­ясь, ста­вит под­пись в пух­лой казён­ной тетради.

«Чело­век с кино­ап­па­ра­том» (1929). Режис­сёр Дзи­га Вертов

«Сейчас я, кажется, холост»

После рево­лю­ции про­це­ду­ра раз­во­да кар­ди­наль­но поме­ня­лась — рас­стать­ся с закон­ным супру­гом мож­но было за один день без лиш­ней бумаж­ной воло­ки­ты. К сожа­ле­нию, новое зако­но­да­тель­ство сра­зу поста­ви­ло под удар жен­щин, осо­бен­но мате­рей. Соглас­но Кодек­су 1918 года, иму­ще­ство супру­гов не явля­лось общим: под­ра­зу­ме­ва­лось, что отныне «осво­бож­дён­ная» жен­щи­на будет рабо­тать наравне с муж­чи­ной и не зави­сеть от него мате­ри­аль­но. Одна­ко в пер­вой поло­вине 20‑х подав­ля­ю­щее боль­шин­ство жен­щин не рабо­та­ло и не име­ло соб­ствен­ных дохо­дов. Раз­вод с мужем, кото­рый являл­ся един­ствен­ным кор­миль­цем, гро­зил нище­той и поте­рей кры­ши над головой.

«Чело­век с кино­ап­па­ра­том» (1929). Режис­сёр Дзи­га Вертов

В 1926 году был при­нят новый кодекс, кото­рый несколь­ко ослож­нил рас­тор­же­ние бра­ка. Иму­ще­ство супру­гов ста­ло общим, и при раз­во­де каж­дый из них имел пра­во полу­чить долю: день­ги, жил­пло­щадь и дру­гое иму­ще­ство. Более того, к закон­ным бра­кам при­рав­ни­ва­лись и неза­ре­ги­стри­ро­ван­ные офи­ци­аль­но. Если сожи­тель­ство мож­но было дока­зать перед судом — а дока­за­тель­ства­ми мог­ли слу­жить пока­за­ния сосе­дей, — за угас­шие чув­ства при­хо­ди­лось расплачиваться.

Рас­стать­ся мож­но было по заяв­ле­нию одно­го из супру­гов, при­чём без необ­хо­ди­мо­сти выжи­дать 30 дней для под­твер­жде­ния наме­ре­ний. Разо­ча­ро­вав­ши­е­ся в семей­ной жиз­ни муж или жена обра­ща­лись в мест­ный граж­дан­ский суд с соот­вет­ству­ю­щим заяв­ле­ни­ем и в тот же день осво­бож­да­лись от брач­ных уз.

Бра­ко­раз­вод­ная под­пис­ка. Источ­ник: little-histories.org

При­мер тако­го раз­во­да — несо­сто­яв­ший­ся брак Оста­па Бен­де­ра с граж­дан­кой Гри­ца­цу­е­вой, опи­сан­ный Иль­фом и Пет­ро­вым. Остап женил­ся на «зной­ной жен­щине», как толь­ко узнал, что у неё есть вожде­лен­ный стул. После того как дра­го­цен­но­стей под обив­кой не ока­за­лось, Бен­дер с женой раз­вёл­ся. Точ­нее, жена раз­ве­лась с ним. В «Золо­том телён­ке» «вели­кий ком­би­на­тор» размышлял:

«Сей­час я, кажет­ся, холост. Ещё недав­но стар­го­род­ский ЗАГС при­слал мне изве­ще­ние о том, что брак мой с граж­дан­кой Гри­ца­цу­е­вой рас­торг­нут по заяв­ле­нию с её сто­ро­ны и мне при­сва­и­ва­ет­ся добрач­ная фами­лия О. Бендер».

Ни согла­сие, ни даже при­сут­ствие мужа на бра­ко­раз­вод­ном про­цес­се не понадобились.

«12 сту­льев». Режис­сёр Марк Заха­ров. 1976 год

Рас­торг­нуть брак в 1920–1930‑х годах в СССР было не толь­ко про­сто, но и очень дёше­во. В кни­ге «Совет­ская повсе­днев­ность. Нор­мы и ано­ма­лии» исто­рик Ната­лия Леби­на пишет, что за про­сро­чен­ный пас­порт в нача­ле 1930‑х годов граж­дане пла­ти­ли штраф 50 руб­лей, а за раз­вод — все­го шесть. Рас­тор­же­ние бра­ка мог­ло быть фик­тив­ным — так, жен­щи­ны раз­во­ди­лись, что­бы мень­ше пла­тить за ребён­ка в дет­ском саду и школе.


Ванночка с горчицей

Ещё до рево­лю­ции Вла­ди­мир Ленин писал о необ­хо­ди­мо­сти «без­услов­ной отме­ны всех зако­нов, пре­сле­ду­ю­щих абор­ты». Он под­чёр­ки­вал, что «эти зако­ны — одно лице­ме­рие гос­под­ству­ю­щих клас­сов». Издан­ный в 1920 году декрет совет­ско­го пра­ви­тель­ства «Об искус­ствен­ном пре­ры­ва­нии бере­мен­но­сти» стал пер­вым в миро­вой исто­рии пра­ва зако­ном, раз­ре­шив­шим абор­ты по соб­ствен­но­му жела­нию. Одна­ко, соглас­но декре­ту, новая сво­бо­да предо­став­ля­лась жен­щи­нам толь­ко на время:

«Рабо­че-Кре­стьян­ское Пра­ви­тель­ство учи­ты­ва­ет всё зло это­го явле­ния для кол­лек­ти­ва. Путём аги­та­ции про­тив абор­тов сре­ди масс тру­дя­ще­го­ся жен­ско­го насе­ле­ния оно борет­ся с этим злом и, вво­дя соци­а­ли­сти­че­ский строй и широ­ко осу­ществ­ляя прин­ци­пы Охра­ны Мате­рин­ства и Мла­ден­че­ства, пред­ви­дит посте­пен­ное исчез­но­ве­ние это­го явления».

Пла­кат «Мате­ри, не под­ки­ды­вай­те детей!». Худож­ни­ца Алек­сандра Собо­ро­ва. 1925 год

Пона­ча­лу абор­ты были бес­плат­ны­ми. Их коли­че­ство, вопре­ки ожи­да­ни­ям пра­ви­тель­ства, не умень­ша­лось, а рос­ло. В свя­зи с этим в 1924 году появи­лись спе­ци­аль­ные «аборт­ные» комис­сии, кото­рые регу­ли­ро­ва­ли оче­редь на опе­ра­ции. Если аргу­мен­ты, при­ве­дён­ные жен­щи­ной, каза­лись неубе­ди­тель­ны­ми, в опе­ра­ции мог­ли отказать.

В 1926 году были пол­но­стью запре­ще­ны абор­ты впер­вые забе­ре­ме­нев­ших жен­щин, а так­же делав­ших эту опе­ра­цию менее полу­го­да назад. Широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чи­ла прак­ти­ка само­абор­тов, «рецеп­тов» кото­рых было нема­ло — к при­ме­ру, попа­рить ноги в горя­чей воде с гор­чи­цей. После таких экс­пе­ри­мен­тов жен­щи­ны зача­стую ока­зы­ва­лись на боль­нич­ной кой­ке, мно­гие уми­ра­ли от сеп­си­са. Если несчаст­ная оста­ва­лась жива, уста­нов­лен­ный факт само­абор­та мгно­вен­но фик­си­ро­вал­ся, и дело пере­да­ва­лось в суд.

Тюрем­ные сро­ки гро­зи­ли и горе-вра­чам. В газе­те «Кур­ская прав­да» (1929 год, 19 нояб­ря) была опуб­ли­ко­ва­на ста­тья о семье Уко­ло­вых, чле­ны кото­рой дела­ли под­поль­ные абор­ты одно­сель­ча­нам и кре­стья­нам из сосед­них дере­вень. Самое жут­кое в этой исто­рии — то, как Уко­ло­вы посту­па­ли с умер­ши­ми от их рук жен­щи­на­ми. Тру­пы погиб­ших выво­зи­ли за око­ли­цу и погре­ба­ли в укром­ных угол­ках, а ино­гда и про­сто сбра­сы­ва­ли на про­ез­жей доро­ге. Суд при­го­во­рил семью к тюрем­но­му заключению.

«Потер­пи ещё денёк, Мань­ка — мой Коль­ка самый нуж­ный гвоздь истре­бил, порт­ре­ти­ну на нём пове­сил». Источ­ник: maysuryan.livejournal.com

Под­поль­ные или легаль­ные, абор­ты все­гда дела­ли без нар­ко­за. Мно­гие вра­чи счи­та­ли, что стра­да­ния, при­чи­ня­е­мые жен­щине во вре­мя опе­ра­ции, — необ­хо­ди­мая рас­пла­та за «рас­пу­щен­ность». В пове­сти Нико­лая Огнё­ва «Днев­ник Кости Ряб­це­ва» автор опи­сал муче­ния 16-лет­ней Мань­ки Гузи­ко­вой, кото­рая, после того, как её бро­сил парень, пре­рва­ла беременность:

«…боль не пре­кра­ща­лась, она охва­ти­ла всё тело, боль ста­ла живой… и ост­рые ког­ти свои вон­зи­ла в Мань­ки­но тело и свер­ли­ла, свер­ли­ла, свер­ли­ла без кон­ца, без поща­ды, без надеж­ды… Пото­лок помут­нел, уле­тел куда-то ещё выше… в гла­зах ста­ла какая-то мут­ная, нуд­ная пеле­на, и она соеди­ни­лась с болью, запол­ни­ла всё Мань­ки­но тело, отде­ли­ла Мань­ку от зем­ли, от людей, от боль­нич­ной ком­на­ты… боль — беше­ная, выеда­ю­щая, раз­ры­ва­ю­щая тело на кус­ки, на части…»

Ни боль, ни уни­же­ния не оста­нав­ли­ва­ли жен­щин. При­чи­ной тому были эле­мен­тар­ное неве­же­ство и нище­та. В мас­со­вой лите­ра­ту­ре по поло­во­му вос­пи­та­нию прак­ти­че­ски ниче­го не писа­ли о предо­хра­не­нии от неже­ла­тель­ной бере­мен­но­сти, а достать кон­тра­цеп­ти­вы — пре­зер­ва­ти­вы, выпол­нен­ные из гру­бо­го мате­ри­а­ла, — было прак­ти­че­ски невозможно.

Вско­ре жен­щин нача­ли нака­зы­вать руб­лём: с 1930 года абор­ты ста­ли плат­ны­ми и доро­жа­ли с каж­дым годом. К сожа­ле­нию, вско­ре пре­рвать неже­ла­тель­ную бере­мен­ность ста­ло невоз­мож­но даже за день­ги — в 1936 году абор­ты в СССР запретили.


Сталинская эпоха: семья под колпаком

Свадьба в милиции

«Закру­чи­ва­ние гаек» в ста­лин­скую эпо­ху ска­за­лось и на част­ной жиз­ни совет­ских граж­дан. Ещё во вто­рой поло­вине 20‑х моло­до­жё­ны лиши­лись неотъ­ем­ле­мо­го в наше вре­мя атри­бу­та цере­мо­нии бра­ко­со­че­та­ния — обру­чаль­ных колец. Виной тому были появив­ши­е­ся в 1930 году мага­зи­ны Торг­си­на, где мож­но было сдать за бес­це­нок любые золо­тые пред­ме­ты, полу­чив вза­мен недо­ступ­ные в усло­ви­ях кар­точ­ной систе­мы вещи и про­до­воль­ствие. В усло­ви­ях все­об­щей нище­ты люди нес­ли в мага­зи­ны семей­ные релик­вии — в том чис­ле и обру­чаль­ные кольца.

Ранее, во вто­рой поло­вине 20‑х, госу­дар­ство объ­яви­ло кам­па­нию по изъ­я­тию золо­та у насе­ле­ния для нужд инду­стри­а­ли­за­ции. Ната­лия Леби­на пишет, что, с целью выко­ла­чи­ва­ния дра­го­цен­но­стей, людей неред­ко поме­ща­ли в «парил­ки» — ком­на­ты без вен­ти­ля­ции, где мож­но было толь­ко сто­ять, тес­но при­жав­шись друг к дру­гу. После несколь­ких дней в «парил­ке» люди отда­ва­ли золо­то доб­ро­воль­но. Носить завет­ное колеч­ко было про­сто опасно.

Моло­дая пара на выхо­де из бюро ЗАГС Крас­но­прес­нен­ско­го рай­о­на Моск­вы. 1939 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

Про­да­жа това­ров по кар­точ­кам зна­чи­тель­но ослож­ни­ла орга­ни­за­цию сва­деб­ных тор­жеств — обыч­ные люди едва ли мог­ли поз­во­лить себе празд­нич­ные уго­ще­ния и наря­ды. Пыль­ные поме­ще­ния ЗАГСов, где за одним сто­лом реги­стри­ро­ва­ли и бра­ки, и смер­ти, про­из­во­ди­ли угне­та­ю­щее впе­чат­ле­ние. В 1934 году ЗАГСы пере­еха­ли в зда­ния мест­ных отде­ле­ний мили­ции, что толь­ко усу­гу­би­ло ситу­а­цию. В 1943 году отно­ше­ния вла­стей с пра­во­слав­ной цер­ко­вью несколь­ко смяг­чи­лись, но на цер­ков­ный обряд вен­ча­ния всё ещё смот­ре­ли косо.

«Сви­нар­ка и пас­тух» (1941). Режис­сёр Иван Пырьев

На фоне все­об­ще­го без­де­не­жья и казён­щи­ны сце­на бога­той сва­дьбы из филь­ма «Сви­нар­ка и пас­тух» (1941) вызы­ва­ет лишь горь­кую усмеш­ку. Неве­ста, уве­шан­ная буса­ми, в рас­ши­том кру­же­вом пла­тье и белом вен­ке с длин­ной фатой, жених в начи­щен­ных сапо­гах, клет­ча­том костю­ме-трой­ке, гал­сту­ке, цве­та­ми в пет­ли­це и на кар­ту­зе, тол­пы гостей — и всё это в обыч­ной совет­ской деревне! К сожа­ле­нию, такое богат­ство име­ло мало обще­го с реаль­но­стью, осо­бен­но в пред­во­ен­ные годы.


Развод по объявлению

Со вто­рой поло­ви­ны 30‑х раз­вод для совет­ских граж­дан стал доро­гим, а глав­ное, хло­пот­ным «удо­воль­стви­ем». Теперь в ЗАГС долж­ны были обра­щать­ся оба супру­га. Осо­бо влюб­чи­вых вла­сти дис­ци­пли­ни­ро­ва­ли руб­лём: так, за пер­вый раз­вод необ­хо­ди­мо было запла­тить 50 руб­лей, за вто­рой — 150, а за тре­тий — уже 300. Непри­ят­ный сюр­приз ждал тех, кто не был готов афи­ши­ро­вать подроб­но­сти супру­же­ской жиз­ни — отныне в пас­пор­тах ста­ви­лась отмет­ка о рас­тор­же­нии брака.

«В совет­ском суде». Худож­ник Алек­сей Соло­дов­ни­ков. 1955 год

В 1944 году про­це­ду­ра сно­ва зна­чи­тель­но подо­ро­жа­ла — теперь даже за пер­вый раз­вод сле­до­ва­ло выло­жить 100 руб­лей. Раз­во­дя­щих­ся обя­за­ли «выно­сить сор из избы» и рас­хо­дить­ся пуб­лич­но через суд. Кро­ме того, в мест­ную газе­ту поме­ща­лась замет­ка о «воз­буж­де­нии судеб­но­го про­из­вод­ства о раз­во­де» с ука­за­ни­ем имён супру­гов. «Нель­зя отде­лять вопро­сы быта, семьи от вопро­сов всей нашей поли­ти­ки и эко­но­ми­ки: они очень тес­но свя­за­ны», — объ­яс­нял такую пуб­лич­ность врач Вик­тор Кол­ба­нов­ский в кни­ге «Любовь, брак и семья в соци­а­ли­сти­че­ском обще­стве» (1948).


Уборные и штопальные иглы

В 1936 году вышло поста­нов­ле­ние о запре­те абор­тов. В тек­сте доку­мен­та говорилось:

«Толь­ко в усло­ви­ях соци­а­лиз­ма, где отсут­ству­ет экс­плу­а­та­ция чело­ве­ка чело­ве­ком и где жен­щи­на явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном обще­ства, а про­грес­си­ру­ю­щее повы­ше­ние мате­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния тру­дя­щих­ся явля­ет­ся зако­ном обще­ствен­но­го раз­ви­тия, мож­но серьёз­но поста­вить борь­бу с абор­та­ми, в том чис­ле и путём запре­ти­тель­ных законов».

Пла­кат «Спа­си­бо това­ри­щу Ста­ли­ну…». Худож­ник В. Говор­ков. 1936 год

По офи­ци­аль­ной вер­сии, основ­ной при­чи­ной запре­та абор­тов в СССР ста­ло улуч­ше­ние бла­го­со­сто­я­ния и рост куль­тур­но­го уров­ня совет­ских людей. Буду­щим мате­рям обе­ща­ли мате­ри­аль­ную под­держ­ку, а так­же рас­ши­ре­ние сети род­до­мов, яслей и дет­ских садов. Одна­ко неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что при­чи­ной запре­та яви­лось рез­кое сни­же­ние рож­да­е­мо­сти вслед­ствие высо­кой смерт­но­сти от голо­да в 1932–1933 годах. Так или ина­че, жен­ское тело сно­ва ока­за­лось в ежо­вых рука­ви­цах дей­ству­ю­щей вла­сти. Из анек­до­тов того времени:

«Гулять холод­но­ва­то, давай­те зай­дём ко мне попить чай­ку. — Какой теперь чаёк, вы же зна­е­те, абор­ты запретили».

О запре­те абор­тов выска­зы­вал­ся заме­сти­тель ген­про­ку­ро­ра СССР Арон Сольц:

«Наша совет­ская жен­щи­на не осво­бож­де­на от той вели­кой и почёт­ной обя­зан­но­сти, кото­рой наде­ли­ла её при­ро­да: она мать, она родит. И это, бес­спор­но, дело боль­шой обще­ствен­ной значимости».

Деся­ти­ле­тие спу­стя ему вто­рил док­тор Кол­ба­нов­ский, кото­рый счи­тал, что за плот­ские удо­воль­ствия жен­щи­на все­гда долж­на рас­пла­чи­вать­ся деторождением:

«Жен­щине все­гда при­хо­дит­ся нести есте­ствен­ные послед­ствия люб­ви к муж­чине — родить и вскор­мить ребёнка».

Предот­вра­тить «есте­ствен­ные послед­ствия» мож­но было с помо­щью кон­тра­цеп­ти­вов, кото­рые не огра­ни­чи­ва­лись «рези­но­вым изде­ли­ем № 2». В то вре­мя в про­да­же име­лись алю­ми­ни­е­вые жен­ские кол­пач­ки, а так­же сред­ства для мест­но­го при­ме­не­ния, напри­мер пас­та «Пре­кон­соль». Одна­ко, вви­ду дефи­ци­та, купить кон­тра­цеп­ти­вы было непро­сто. Вра­чи реко­мен­до­ва­ли их исполь­зо­ва­ние исклю­чи­тель­но как одну из мер борь­бы под­поль­ны­ми абор­та­ми, а не как спо­соб регу­ли­ро­ва­ния деторождения.

Вопре­ки ожи­да­ни­ям, запрет абор­тов не при­вёл к зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию рож­да­е­мо­сти. Ната­лия Леби­на пишет, что 1936–1938 годах чис­ло абор­тов сокра­ти­лось в три раза, но рож­да­е­мость при этом повы­си­лась все­го вдвое, и то — на вре­мя. В 1940 году она упа­ла до уров­ня 1934 года. Зато рез­ко воз­рос­ла мате­рин­ская смерт­ность от неле­галь­ных абор­тов. Запрет так­же повли­ял на рост насиль­ствен­ной дет­ской смерт­но­сти — мла­ден­цев уби­ва­ли што­паль­ны­ми игла­ми, топи­ли в убор­ных или про­сто выбра­сы­ва­ли на помой­ку. Леби­на так ком­мен­ти­ру­ет сло­жив­шу­ю­ся ситуацию:

«…власть наста­и­ва­ла на сво­ём пред­став­ле­нии о жен­щине-мате­ри, кото­рое, по хлёст­ко­му выра­же­нию аме­ри­кан­ско­го сове­то­ло­га Алек­сандра Дал­ли­на, состав­ля­ло нечто сред­нее меж­ду отно­ше­ни­ем к коро­ве и к гене­ра­то­ру. Нуж­но было рожать, как коро­вы, и в то же вре­мя рабо­тать, как некий без­от­каз­ный механизм».

В попыт­ках уве­ли­чить рож­да­е­мость госу­дар­ство взя­лось и за муж­чин. Так, в нояб­ре 1941 года появил­ся налог на без­дет­ность. Для мона­хов и мона­хинь, соблю­дав­ших обет без­бра­чия, налог отме­ни­ли лишь в 1946 году. С 1949‑м его не пла­ти­ли поте­ряв­шие детей в годы вой­ны и те, кто не мог иметь ребён­ка по состо­я­нию здо­ро­вья. Зато сель­ское насе­ле­ние с это­го же года было вынуж­де­но отда­вать госу­дар­ству 150 руб­лей в год. При­чём пла­ти­ли «оброк» и мало­дет­ные семьи: име­ю­щие одно­го ребён­ка — 50 руб­лей, двух детей — 25 руб­лей в год. Налог на без­дет­ность отме­ни­ли лишь после рас­па­да СССР, в 1992 году.


Послевоенные годы и оттепель: хорошо забытое старое

«Дворцы счастья»

На рубе­же 1940–1950‑х годов сва­деб­ные тор­же­ства всё чаще мель­ка­ли на совет­ских кино­экра­нах. В кар­тине «Сва­дьба с при­да­ным» (1953) неве­ста оде­та в белое пла­тье, на голо­ву вме­сто фаты наки­нут тон­кий шёл­ко­вый пла­ток. Её жених — в стро­гом чёр­ном костю­ме и белой рубаш­ке с гал­сту­ком. На деле же для боль­шин­ства граж­дан сва­дьба по-преж­не­му оста­ва­лась скром­ным домаш­ним празд­ни­ком. Ната­лия Леби­на рас­ска­зы­ва­ет о том, как отме­ча­ли это собы­тие в 1947 году её родители:

«Несмот­ря на кар­точ­ную систе­му, собы­тие реше­но было отме­тить. Тор­же­ство состо­я­лось сра­зу после реги­стра­ции в рай­он­ном ЗАГСе на квар­ти­ре у роди­те­лей мамы. На неве­сте было белое пла­тье из искус­ствен­но­го шёл­ка. Из сва­деб­ных подар­ков самым доро­гим ока­за­лись пирож­ные буше из ком­мер­че­ско­го магазина».

«Сва­дьба с при­да­ным» (1953). Режис­сёр Борис Равен­ских, Татья­на Лукашевич

Сва­деб­ные тра­ди­ции поме­ня­лись лишь в пери­од отте­пе­ли. Для оформ­ле­ния доку­мен­тов о смер­ти и раз­во­дах выде­ли­ли отдель­ное вре­мя, кото­рое не пере­се­ка­лось с рас­пи­са­ни­ем реги­стра­ции бра­ков. Из мрач­ных отде­ле­ний мили­ции ЗАГСы пере­еха­ли на новые места. Появи­лись двор­цы бра­ко­со­че­та­ния, пер­вый из кото­рых был открыт в Ленин­гра­де в 1959 году. Вот что писал о нём жур­нал «Сме­на» (1959 год, № 24):

«…всё раду­ет глаз: и спе­ци­аль­но изго­тов­лен­ная изящ­ная мебель, и свер­ка­ю­щие белиз­ной леп­ные потол­ки, и искря­щи­е­ся люст­ры, и деко­ра­тив­ные ками­ны. <…> Отку­да-то негром­ко льёт­ся вели­че­ствен­ная мело­дия. Девуш­ки в празд­нич­ных пла­тьях пре­под­но­сят моло­до­жё­нам цве­ты. Совер­ша­ет­ся обряд ком­со­моль­ско­го обру­че­ния. Кра­си­вый, роман­ти­че­ский обряд! <…> Пусть же повсе­мест­но при­вьёт­ся в нашей стране этот хоро­ший ком­со­моль­ский обычай!»

«Моло­дые» (1974−1975). Худож­ник Ири­на Шевандронова

В кон­це 50‑х — нача­ле 60‑х годов «двор­цы сча­стья», как их назы­ва­ли в прес­се, появи­лись во мно­гих круп­ных горо­дах СССР. Парад­ная обста­нов­ка и воз­вы­шен­ные речи «при­двор­ных» спо­соб­ство­ва­ли появ­ле­нию тор­же­ствен­ной цере­мо­нии бра­ко­со­че­та­ния, в кото­рой обя­за­тель­ны­ми ста­но­ви­лись осо­бые наря­ды неве­сты и жени­ха, обмен коль­ца­ми, нали­чие гостей и свидетелей.

Подроб­ное опи­са­ние сва­дьбы нача­ла 60‑х, про­хо­див­шей во «Двор­це сча­стья», мож­но встре­тить у исто­ри­ка Еле­ны Жид­ко­вой:

«Моло­дых встре­ча­ют ком­со­моль­цы и про­во­жа­ют в хоро­шо обстав­лен­ные ком­на­ты жени­ха и неве­сты. <…> Выпи­са­но брач­ное сви­де­тель­ство… От ком­на­ты неве­сты начи­на­ет­ся тор­же­ствен­ное шествие. Впе­ре­ди ком­со­мо­лец парад­но оде­тый, на руках несёт брач­ное сви­де­тель­ство в пап­ке, пере­пле­тён­ной бар­ха­том. За ним жених и неве­ста, а затем това­ри­щи, подруж­ки, чле­ны про­из­вод­ствен­ных кол­лек­ти­вов, сослу­жив­цы. На бар­хат­ном под­но­се пре­под­но­сит­ся им брач­ное сви­де­тель­ство, цере­мо­ния сопро­вож­да­ет­ся тор­же­ствен­ной музы­кой. Сви­де­тель­ство от име­ни рай­со­ве­та вру­ча­ет депу­тат. Пред­ста­ви­те­ли пар­тий­ных и ком­со­моль­ских орга­нов поздрав­ля­ют моло­дых с закон­ным браком».

На стра­ни­цах мод­ных жур­на­лов кон­ца 50‑х появ­ля­ют­ся сва­деб­ные наря­ды. Впро­чем, в то вре­мя одеж­да, кото­рая шилась и при­об­ре­та­лась исклю­чи­тель­но для дня бра­ко­со­че­та­ния, была ред­ко­стью. Так, совет­ская актри­са Мар­га­ри­та Кри­ни­цы­на вспо­ми­на­ла:

«Да и надеть-то мне было нече­го. Пла­тье из лёг­кой кре­мо­вой шер­сти мне пода­ри­ла жена тро­ю­род­но­го бра­та… когда я толь­ко при­е­ха­ла посту­пать во ВГИК. Это пла­тьи­це, сши­тое коло­коль­чи­ком, я и носи­ла до послед­не­го кур­са. В нём и на сва­дьбу пошла. Женя [на сва­дьбе] тоже неваж­но был одет… в сером костю­ме, зелё­ной шля­пе и широ­чен­ном зелё­ном галстуке».

«Сва­дьба на зав­траш­ней ули­це» (1961). Худож­ник Юрий Пименов

В 50‑е боль­шин­ство сва­деб празд­но­ва­ли в домаш­ней обста­нов­ке. Засто­лья были доволь­но скром­ны­ми. Леби­на рас­ска­зы­ва­ет о меню одной из таких празд­нич­ных тра­пез: сре­ди заку­сок были пирож­ки с мясом, солё­ные огур­цы и бли­ны, из напит­ков — вод­ка, креп­лё­ное вино и чай.

Скром­ны­ми были и подар­ки. Та же Кри­ни­цы­на рас­ска­зы­ва­ет, что на их сва­дьбе пода­рок был все­го один — духи «Сказ­ка». Всё осталь­ное было потра­че­но на еду. В «Хро­ни­ках мос­ков­ско­го быта» супру­ги Даос, чья сва­дьба состо­я­лась в 1958 году, вспо­ми­на­ют, как дру­зья раз­вер­ну­ли перед ними «ков­ро­вую дорож­ку» из руло­на обо­ев с цве­точ­ным рисун­ком — в то вре­мя было слож­но достать цве­ты, и обои заме­ня­ли собой бро­шен­ные к ногам буке­ты. Затем кто-то вру­чил им в пода­рок кир­пич — сим­вол нача­ла стро­и­тель­ства семей­ной жизни.

Посте­пен­но сва­деб­ные засто­лья поти­хонь­ку «пере­еха­ли» из квар­тир в кафе и ресто­ра­ны. Новая тра­ди­ция ока­за­лась доро­гой, поэто­му при орга­ни­за­ции тор­же­ства мно­гие дого­ва­ри­ва­лись о воз­мож­но­сти при­не­сти спирт­ное, куп­лен­ное в магазинах.

Сва­деб­ный риту­ал обрас­тал новы­ми пра­ви­ла­ми. В 1960‑х годах в тор­же­ствен­ной фор­ме не раз­ре­ша­ли реги­стри­ро­вать вто­рой и после­ду­ю­щие бра­ки. Ново­брач­ным предо­став­ля­ли корот­кий отпуск на про­ве­де­ние сва­дьбы, удли­нил­ся «испы­та­тель­ный срок», отде­ляв­ший дату пода­чи заяв­ле­ния от даты реги­стра­ции, — теперь он состав­лял 30 дней. После того как жених и неве­ста пода­ва­ли заяв­ле­ние, им вру­ча­ли спе­ци­аль­ные тало­ны, по кото­рым в сало­нах для ново­брач­ных мож­но было купить сва­деб­ные наря­ды, обру­чаль­ные коль­ца, а глав­ное — дефи­цит­ные вещи, отсут­ству­ю­щие в сво­бод­ной продаже.

Одно­вре­мен­но воз­ник­ла мошен­ни­че­ская прак­ти­ка: люди пода­ва­ли заяв­ле­ние на реги­стра­цию лишь для того, что­бы полу­чить тало­ны в такой салон. Разу­ме­ет­ся, в этом слу­чае до сва­дьбы дело не доходило.


«От мужа своего не знаю доброго…»

Про­це­ду­ра раз­во­да дол­гое вре­мя оста­ва­лась пуб­лич­ной, что вызы­ва­ло мас­су неудобств. Даже в эпо­ху хру­щёв­ской отте­пе­ли рас­ста­вать­ся при­хо­ди­лось в суде при сви­де­те­лях, пред­ва­ри­тель­но поме­стив уни­зи­тель­ное объ­яв­ле­ние в мест­ной газете.

К реше­нию семей­ных про­блем под­клю­чи­лись това­ри­ще­ские суды. Впер­вые эти орга­ни­за­ции появи­лись в нача­ле 1930‑х годов — тогда на пред­при­я­ти­ях и в домо­управ­ле­ни­ях фор­ми­ро­ва­лись спе­ци­аль­ные комис­сии, раз­би­рав­шие кон­флик­ты, в том чис­ле и семей­ные. В годы хру­щёв­ских реформ на вре­мя забы­тая прак­ти­ка обще­ствен­ных суди­лищ вновь акти­ви­зи­ро­ва­лась. На этих собра­ни­ях обсуж­да­лись быто­вые неуря­ди­цы, кото­рые ещё не дове­ли супру­гов до окон­ча­тель­но­го реше­ния о раз­во­де, но гро­зи­ли расставанием.

В нача­ле 60‑х о «пого­де в доме» нача­ли гово­рить более откры­то. О наи­бо­лее частых при­чи­нах ссор и раз­во­дов мож­но судить по пись­мам, опуб­ли­ко­ван­ным в «Работ­ни­це» (1963 год, № 8). В основ­ной мас­се это были жало­бы от жен­щин, кото­рые писа­ли о при­стра­стии мужа к алко­го­лю и домаш­нем насилии:

«Кон­чит рабо­ту — и к собу­тыль­ни­кам. Домой при­хо­дит пья­ный, устра­и­ва­ет дебоши…»

«Муж стал пить. Не где-нибудь. На рабо­те! <…> Пошла к его началь­ни­ку… А этот началь­ник лишь сооб­щил мужу, что я, такая-сякая, при­хо­ди­ла жало­вать­ся. Кон­чи­лось всё тем, что муж, при­дя с рабо­ты, впер­вые под­нял на меня руку».

«Живут десять лет. У них чет­ве­ро детей. В сво­ём про­из­вод­ствен­ном кол­лек­ти­ве он на луч­шем сче­ту: при­мер­ный, ста­ра­тель­ный! А дома бьёт жену за то, что без его раз­ре­ше­ния на свои же зара­бо­тан­ные купи­ла себе пару чулок и иную мелочь…»

В одном пись­ме жен­щи­на рас­ска­зы­ва­ла о «мамень­ки­ном сын­ке», кото­рый не помо­га­ет ей по хозяйству:

«Я делаю всю рабо­ту по дому. А попро­сить мужа, что­бы при­нёс воды, и не заи­кай­ся. Све­кровь гово­рит: „Кто ты такая? Про­стая работ­ни­ца. А он инже­нер. Умствен­но­го тру­да чело­век! Нече­го ему домаш­ней рабо­той зани­мать­ся…“ Что же удив­лять­ся, что и от само­го мужа сво­е­го не знаю доброго…»

Из жур­на­ла «Кро­ко­дил» (1956 год, № 34)

Сре­ди этих посла­ний попа­лась и одна жало­ба от муж­чи­ны, кото­рый писал о рев­но­сти супруги:

«Любил и люб­лю жену все­гда… Вто­рая моя любовь — музы­ка. Я худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель рус­ско­го народ­но­го хора при доме куль­ту­ры. Не мыс­лю сво­ей жиз­ни без пес­ни, без людей, сво­их вос­пи­тан­ни­ков. Но жене моя пре­дан­ность делу не нра­вит­ся. Из-за рев­но­сти она устра­и­ва­ет скан­да­лы. И не толь­ко мне. Неко­то­рым про­сто при­шлось бро­сить заня­тия в хоре, что­бы не выслу­ши­вать оскорбления…»

Дол­гое вре­мя вопрос супру­же­ской изме­ны, несмот­ря на её рас­про­стра­нён­ность, обхо­ди­ли сто­ро­ной. Так, соглас­но при­ве­дён­ным Леби­ной резуль­та­там одно­го из социо­ло­ги­че­ских опро­сов кон­ца 50‑х — нача­ла 60‑х годов, более поло­ви­ны опра­ши­ва­е­мых основ­ной при­чи­ной раз­во­да назва­ли «лег­ко­мыс­лен­ное отно­ше­ние к бра­ку», после чего шли жилищ­ные усло­вия, вме­ша­тель­ство роди­те­лей и «пере­жит­ки про­шло­го». Адюль­тер в каче­стве само­сто­я­тель­но­го пово­да вооб­ще не рас­смат­ри­вал­ся — этот пункт даже не был вклю­чён в опрос­ник, веро­ят­но, по цен­зур­ным соображениям.

«Вер­нул­ся». Худож­ник Сер­гей Гри­го­рьев. 1954 год

Про­це­ду­ра раз­во­да прин­ци­пи­аль­но изме­ни­лась уже после сня­тия Хру­щё­ва. 10 декаб­ря 1965 года Указ Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР отме­нил необ­хо­ди­мость пуб­ли­ка­ции изве­ще­ний о раз­во­де в мест­ной прес­се. Новый Кодекс о бра­ке и семье, при­ня­тый в 1969 году, раз­ре­шил рас­тор­гать брак в ЗАГСе, если у пары не было несо­вер­шен­но­лет­них детей.


Боль свободы

Запрет абор­тов в СССР сохра­нял­ся вплоть до сере­ди­ны 50‑х. Госу­дар­ство пыта­лось вся­че­ски сти­му­ли­ро­вать рож­да­е­мость, поощ­рять и под­дер­жи­вать мате­рей. Бла­го­да­ря уси­ли­ям мини­стра здра­во­охра­не­ния СССР Мари­ны Коври­ги­ной в после­во­ен­ные годы зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась сеть род­до­мов, яслей и дет­ских садов, появи­лись меда­ли «Мать-геро­и­ня» и «Мате­рин­ская сла­ва», улуч­ши­лась мате­ри­аль­ная под­держ­ка мно­го­дет­ных и оди­но­ких матерей.

Одна­ко ситу­а­ция с под­поль­ны­ми абор­та­ми оста­ва­лась пла­чев­ной. К «баб­кам» ходи­ли, несмот­ря на угро­зу тюрем­но­го заклю­че­ния и смер­ти от послед­ствий неудав­шей­ся опе­ра­ции. Ната­лия Леби­на вспо­ми­на­ет о том, как и поче­му в кон­це 40‑х её мать реши­лась на неза­кон­ную процедуру:

«Поло­же­ние было, мяг­ко гово­ря, тяжё­лое. Суще­ство­вать при­хо­ди­лось на пен­сию отца по инва­лид­но­сти… [Мама] обра­ти­лась к сво­ей сосед­ке по ком­му­нал­ке, вра­чу-гине­ко­ло­гу, с прось­бой об абор­те. Та, жалея моих роди­те­лей, согла­си­лась… аборт маме сде­ла­ли в квар­ти­ре её роди­те­лей. В момент „неза­кон­ных меди­цин­ских мани­пу­ля­ций“ мой дед — работ­ник уго­лов­но­го розыс­ка — сидел во дво­ре и тща­тель­но сле­дил за „опе­ра­тив­ной обста­нов­кой“. В резуль­та­те всё обо­шлось — и мама оста­лась здо­ро­ва, и вра­ча не посадили».

Пла­кат «А я хоте­ла сде­лать аборт…» Алек­сандр Доб­ров. 1961 год

Толь­ко в 1955 году совет­ским жен­щи­нам раз­ре­ши­ли пре­ры­вать бере­мен­ность по соб­ствен­но­му жела­нию. Это про­изо­шло бла­го­да­ря уси­ли­ям той же Коври­ги­ной, кото­рая про­дви­га­ла сня­тие запре­та. 23 нояб­ря 1955 года Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР «Об отмене запре­ще­ния абор­тов» опе­ра­ция искус­ствен­но­го пре­ры­ва­ния бере­мен­но­сти в боль­ни­це была раз­ре­ше­на всем жен­щи­нам при отсут­ствии меди­цин­ских противопоказаний.

Как ни стран­но, про­бле­ма кри­ми­наль­ных абор­тов оста­ва­лось акту­аль­ной — пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти про­дол­жа­ло счи­тать­ся постыд­ным и вызы­ва­ло порой не толь­ко косые взгля­ды, но и про­бле­мы на рабо­те. Скрыть факт «легаль­но­го» абор­та от сослу­жив­цев было прак­ти­че­ски невоз­мож­но: после выхо­да из боль­ни­цы жен­щи­на полу­ча­ла листок нетру­до­спо­соб­но­сти, где в гра­фе «диа­гноз» сто­я­ло сло­во «аборт». Посколь­ку дале­ко не все жен­щи­ны были гото­вы обна­ро­до­вать подроб­но­сти лич­ной жиз­ни, мно­гие пред­по­чи­та­ли по-преж­не­му обра­щать­ся к «част­ни­кам».

Арсе­нал средств предо­хра­не­ния в 50–60‑х годах замет­но рас­ши­рил­ся. Появи­лись спе­ци­аль­ные мази, напри­мер гра­ми­ци­ди­но­вая пас­та на осно­ве анти­био­ти­ка или алка­цеп­тин — пено­об­ра­зу­ю­щее веще­ство, адсор­би­ру­ю­щее спер­ма­то­зо­и­ды. В стране велись раз­ра­бот­ки про­ти­во­за­ча­точ­ных гор­мо­наль­ных пре­па­ра­тов. Исполь­зо­ва­лись и внут­ри­ма­точ­ные спи­ра­ли, но их раз­ре­ша­ли при­ме­нять толь­ко рожав­шим. Но так как кон­тра­цеп­ция оста­ва­лась дефи­цит­ным това­ром, осо­бен­но в неболь­ших горо­дах и уж тем более в сель­ской мест­но­сти, аборт был основ­ным мето­дом предот­вра­ще­ния неже­ла­тель­ной беременности.

Мате­ри на кон­суль­та­ции у вра­ча-педи­ат­ра. Конец 50‑х — нача­ло 60‑х. Источ­ник: russiainphoto.ru

Госу­дар­ство пыта­лось отва­дить жен­щин от опе­ра­ции, рас­ска­зы­вая о вре­де абор­тов, кото­рые яко­бы все­гда вели к болез­ням и бес­пло­дию. Яркий при­мер такой «стра­шил­ки» — опуб­ли­ко­ван­ное в «Работ­ни­це» (1963 год, № 2) пись­мо от некой Э. Б. с заго­лов­ком «Не могу про­стить». Жен­щи­на рас­ска­зы­ва­ла, как на её семей­ную жизнь повли­ял аборт, на кото­рый она реши­лась в 18 лет по насто­я­нию род­ствен­ни­ков. Опе­ра­ция лиши­ла её воз­мож­но­сти иметь детей. Они с мужем усы­но­ви­ли маль­чи­ка, но нали­чие ребён­ка не спас­ло отношения:

«Муж сам сознал­ся, рас­ска­зал о свя­зи с жен­щи­ной, кото­рую яко­бы полю­бил, и поже­лал иметь сво­их детей. <…> И вот недав­но он к нам вер­нул­ся. Я очень оскорб­ле­на как жен­щи­на, не могу про­стить ему ниче­го… Толь­ко радость сына по пово­ду воз­вра­ще­ния отца заста­ви­ла меня при­ми­рить­ся. <…> Если бы в своё вре­мя я не сде­ла­ла абор­та, воз­мож­но, и не было бы тако­го в моей семье».

Нет осно­ва­ний пола­гать, что исто­рия выду­ман­ная. Про­бле­ма заклю­ча­лась в дру­гом: вме­сто того, что­бы занять­ся сек­су­аль­ным про­све­ще­ни­ем, госу­дар­ство при­ня­лось сты­дить жен­щин и пугать их опас­но­стью опе­ра­ции. Аборт по-преж­не­му делал­ся без обез­бо­ли­ва­ния. В меди­цин­ских тру­дах нача­ли появ­лять­ся сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния ане­сте­зии при пре­ры­ва­нии бере­мен­но­сти, но эти опы­ты часто оста­ва­лись лишь на бума­ге. Одна­ко ни про­па­ган­да, ни боль не оста­нав­ли­ва­ли жен­щин — с 60‑х коли­че­ство абор­тов нача­ло неуклон­но расти.


Застой и распад: печальная статистика

Водка из самовара

Изме­не­ния в про­це­ду­ре заклю­че­ния бра­ков, про­изо­шед­шие в пери­од хру­щёв­ских реформ, поды­то­жил новый брач­но-семей­ный кодекс 1969 года. В ста­тье 14 доку­мен­та ука­зы­ва­лось: «Заклю­че­ние бра­ка про­из­во­дит­ся тор­же­ствен­но. Орга­ны запи­си актов граж­дан­ско­го состо­я­ния обес­пе­чи­ва­ют тор­же­ствен­ную обста­нов­ку реги­стра­ции бра­ка при согла­сии на это лиц, всту­па­ю­щих в брак».

Сва­деб­ная цере­мо­ния окон­ча­тель­но закре­пи­лась в созна­нии совет­ских людей преж­де все­го как пыш­ное тор­же­ство. Неотъ­ем­ле­мой частью празд­ни­ка ста­ли народ­ные тра­ди­ции, кото­рые прак­ти­ку­ют­ся до сих пор: напри­мер, выкуп неве­сты и над­ку­сы­ва­ние кара­вая. Засто­лья, про­хо­див­шие теперь как дома, так и в ресто­ра­нах, сопро­вож­да­лись реча­ми тама­ды и конкурсами.

К сере­дине 70‑х в СССР сло­жи­лась целая брач­ная инду­стрия с уча­сти­ем сети пром­то­вар­ных, про­дук­то­вых, цве­точ­ных, юве­лир­ных мага­зи­нов. Появи­лась осо­бая сва­деб­ная мода. Костюм жени­ха прак­ти­че­ски не менял­ся, зато наря­ды невест с каж­дым деся­ти­ле­ти­ем ста­но­ви­лись всё сложнее.

В 60‑е это были мод­ные в то вре­мя корот­кие пла­тья, рас­кле­шён­ные к низу. Фата в то вре­мя была не в чести — её либо не носи­ли вовсе, огра­ни­чи­ва­ясь цве­точ­ны­ми вен­ка­ми, либо выби­ра­ли корот­кую накид­ку, кото­рая мак­си­маль­но откры­ва­ла лицо. Сва­деб­ное пла­тье 70‑х выгля­де­ло более кон­сер­ва­тив­но: юбка дохо­ди­ла до пола, кру­жев­ные рука­ва — до запя­стья, лиф был мак­си­маль­но закры­тым, с ажур­ным ворот­ни­ком-стой­кой и гипю­ро­вым встав­ка­ми. Ино­гда сва­деб­ный венок заме­ня­ла неболь­шая шляп­ка — джу­льет­ка. В 80‑е она при­об­ре­ла осо­бую попу­ляр­ность, укра­ша­лась кру­же­вом, рюша­ми и искус­ствен­ны­ми цве­та­ми. Пла­тья на зака­те СССР ста­ли осо­бо пыш­ны­ми — мно­го­чис­лен­ные вола­ны дела­ли неве­сту похо­жей на сва­деб­ный торт. Чаще все­го эти пла­тья шили в ате­лье или само­сто­я­тель­но. Осо­бым шиком счи­та­лись наря­ды, при­ве­зён­ные из стран «дру­же­ствен­но­го» зару­бе­жья, напри­мер из ГДР.

Шум­ный обряд бра­ко­со­че­та­ния нра­вил­ся дале­ко не всем. Ната­лия Леби­на вспо­ми­на­ет, как выгля­де­ла её сва­дьба в эпо­ху застоя:

«Раз­би­рая семей­ный архив, я нашла и фото­аль­бом сво­ей соб­ствен­ной сва­дьбы в 1971 году. Неволь­но вспом­ни­ла весь риту­ал бра­ко­со­че­та­ния сви­де­те­лей, коль­ца, мен­дель­со­нов­ский марш. Раз­гля­де­ла и всю неле­пость про­ис­хо­див­ше­го. Над моей голо­вой, увен­чан­ной фатою, воз­вы­шал­ся бюст Лени­на! Выхо­дя замуж во вто­рой раз, я насто­я­ла на том, что­бы про­сто рас­пи­сать­ся в ЗАГСе без сви­де­те­лей и про­чей кутерь­мы. Нашу пару назва­ли „нери­ту­аль­ной“».

Здесь же она рас­ска­зы­ва­ет о сва­деб­ном засто­лье род­ствен­ни­цы, состо­яв­шем­ся в весь­ма необыч­ном месте:

«Пом­ню, моя пле­мян­ни­ца из Кри­во­го Рога с явным сму­ще­ни­ем рас­ска­зы­ва­ла, как её род­ным при­шлось накры­вать во дво­ре кри­во­рож­ских семи­эта­жек сва­деб­ный шатёр — бре­зен­то­вую палат­ку, так как ни дома, ни в ресто­ране поса­дить всех гостей было невоз­мож­но; как неле­по в этом шат­ре выгля­де­ла её белая шля­па, заме­няв­шая фату — сим­вол невин­но­сти неве­сты, и как она стес­ня­лась вто­ро­го дня сва­деб­но­го пира. И всё это про­ис­хо­ди­ло в 1982 году».

«Сва­дьба». Худож­ни­ца Оль­га Бога­ев­ская. 1967 год

При­ме­ры недо­воль­ства тра­ди­ци­ей празд­но­ва­ния сва­деб мож­но встре­тить на стра­ни­цах жур­на­ла «Работ­ни­ца» (1978 год, № 9):

«Нуж­но ли пре­вра­щать радост­ный день в купе­че­ское засто­лье и поваль­ную пьян­ку? Ника­ких кра­си­вых вос­по­ми­на­ний они оста­вить не могут. Луч­ше собрать узкий круг дру­зей и близ­ких на сва­деб­ный вечер, в потом мах­нуть вдво­ём в горы, на море или Закарпатье».

«Счи­таю, что пора пове­сти реши­тель­ную борь­бу с без­об­раз­ным сва­деб­ным рас­то­чи­тель­ством. Нель­зя в уго­ду пре­сти­жу и моде воз­во­дить кутёж и мно­го­днев­ную гулян­ку в народ­ный обычай».

В рам­ках гор­ба­чёв­ской анти­ал­ко­голь­ной кам­па­нии 1985 года госу­дар­ство при­ня­лось про­па­ган­ди­ро­вать без­ал­ко­голь­ные меро­при­я­тия — дни рож­де­ния, помин­ки, и, конеч­но же, сва­дьбы. Алко­голь пред­ла­га­ли заме­нять чаем, сока­ми и мине­раль­ной водой. В доку­мен­таль­ном филь­ме «Путе­ше­ствие в сва­дьбу» (1986) мож­но уви­деть, как про­хо­ди­ли подоб­ные тор­же­ства. После ЗАГСа моло­до­жё­ны едут на при­ро­ду, где водят хоро­во­ды с гостя­ми, лихо пля­шут под народ­ные пес­ни мест­но­го ансам­бля, чистят кар­тош­ку на ско­рость и смот­рят теат­ра­ли­зо­ван­ное пред­став­ле­ние, где седо­бо­ро­дый ста­рик в белом, оли­це­тво­ря­ю­щий дух озе­ра, вою­ет с нечи­стью. Одна из геро­инь филь­ма заявляет:

«Что каса­ет­ся меня, я вооб­ще отка­за­лась бы от вся­ких сва­деб. Я бы сра­зу после реги­стра­ции… поса­ди­ла всех бы на вер­то­лёт, на пара­шю­тах сбро­си­ла бы на необи­та­е­мый ост­ров, и пусть они себе там варят, сти­ра­ют, добы­ва­ют себе пищу. Ведь толь­ко так они пой­мут — любят они друг дру­га или нет».

В кон­це филь­ма нам пока­зы­ва­ют дру­гую счаст­ли­вую пару, кото­рая отпразд­но­ва­ла без­ал­ко­голь­ную сва­дьбу год назад. Они рассказывают:

«То весе­лье, кото­рое всё ещё царит на этих пья­ных сва­дьбах, — это всё иллю­зия… У нас всё было по-дру­го­му. Всё, что было на сва­дьбе, до сих пор вол­ну­ет нас… <…> Это был насто­я­щий празд­ник, празд­ник люб­ви, неж­но­сти, доб­ро­ты. Это нуж­но видеть само­му, нуж­но про­чув­ство­вать. Сло­вом, всё было пре­крас­но. Так же пре­крас­но, как наша дочень­ка, Оксаночка!»

Супру­ги вытас­ки­ва­ют из коляс­ки пух­ло­го мла­ден­ца, демон­стри­ру­ют его зри­те­лям. Фильм закан­чи­ва­ет­ся лири­че­ской песней.

«Путе­ше­ствие в сва­дьбу» (1986). Режис­сёр Миха­ил Кончакивский

На деле всё обсто­я­ло ина­че. Тра­ди­ция без­ал­ко­голь­ных сва­деб не при­жи­лась и ста­ла пово­дом для мно­го­чис­лен­ных острот вро­де «отве­тим на без­ал­ко­голь­ные сва­дьбы бес­по­роч­ным зача­ти­ем». В луч­шем слу­чае на «пока­зуш­ных» тор­же­ствах из само­ва­ра мог­ли тай­ком раз­ли­вать вод­ку или порт­вейн, в худ­шем — пить оде­ко­лон, поли­ту­ру и про­чие заме­ни­те­ли алко­го­ля. «Самый счаст­ли­вый день» в жиз­ни ново­ис­пе­чён­ной супру­же­ской пары гро­зил закон­чить­ся похоронами.


Не к свадьбе будет сказано

Со вто­рой поло­ви­ны 60‑х коли­че­ство раз­во­дов нача­ло стре­ми­тель­но рас­ти. Соглас­но ста­ти­сти­ке, в 70‑х раз­во­ди­лась каж­дая тре­тья пара, в 80‑х — чуть ли не каж­дая вто­рая. В жен­ских жур­на­лах ста­ли появ­лять­ся ста­тьи на темы, о кото­рых рань­ше пред­по­чи­та­ли мол­чать: изме­на, домаш­нее наси­лие, вме­ша­тель­ство род­ствен­ни­ков в жизнь супру­гов. Чаще все­го изда­ния пуб­ли­ко­ва­ли пись­ма с жало­ба­ми на пью­щих и бью­щих мужей. В «Работ­ни­це» за 1977 год (№ 2) год читаем:

«Мне 25 лет, рас­тёт дочур­ка — семь меся­цев ей. А мой муж пьёт и бьёт меня. За что? За то, как он счи­та­ет, что я „не хочу ему под­чи­нять­ся“. <…> „Ты жена и обя­за­на мыть посу­ду… Зачем я женил­ся — что­бы сти­рать само­му или уби­рать?“ <…> одна­жды я не выдер­жа­ла, и, когда он пья­ный оскор­бил меня, я уда­ри­ла его по лицу. Он за это так меня избил, что сосе­ди при­бе­жа­ли нас разнимать…»

Ряд подоб­ных исто­рий мож­но встре­тить не толь­ко на стра­ни­цах жур­на­лов, но и в совет­ской доку­мен­та­ли­сти­ке. В корот­ко­мет­раж­ном филь­ме «Не к сва­дьбе будет ска­за­но» (1979) раз­во­дя­щи­е­ся супру­ги в суде рас­ска­зы­ва­ют о при­чи­нах неудав­ше­го­ся бра­ка. Одна из жен­щин, рыдая, при­зна­ёт­ся, что пья­ный муж выго­нял её из соб­ствен­ной кро­ва­ти — ей при­хо­ди­лось спать в кори­до­ре на тело­грей­ке. Дру­гая посто­ян­но ухо­дит от пью­ще­го, но неиз­мен­но воз­вра­ща­ет­ся к нему в надеж­де, что тот когда-нибудь изме­нит­ся. Гово­рят в филь­ме и о жен­ском алко­го­лиз­ме, но винов­ни­ком семей­ных про­блем всё рав­но оста­ёт­ся муж, кото­рый при­учил супру­гу к спиртному.

Дру­гая при­чи­на раз­во­да, о кото­рой ста­ли гово­рить откры­то, — изме­на. Прав­да, обви­ня­ли в ней в основ­ном муж­чин. Если жен­щи­на ухо­ди­ла к дру­го­му, то это, как пра­ви­ло, так­же про­ис­хо­ди­ло в первую оче­редь из-за отно­ше­ния к ней быв­ше­го мужа, и, соглас­но «Работ­ни­це» (1978 год, № 7), сек­су­аль­ной неудовлетворённости:

«Сре­ди моти­вов нару­ше­ния супру­же­ской вер­но­сти у жен­щин, по нашим дан­ным, на пер­вом месте сто­ит неудо­вле­тво­рён­ность духов­ным обще­ни­ем с мужем, отсут­ствие вза­и­мо­по­ни­ма­ния, чут­ко­сти, неж­но­сти, лас­ки. Толь­ко после это­го жен­щи­ны назы­ва­ют супру­же­скую неудо­вле­тво­рён­ность. <…> По дан­ным учё­ных раз­ных стран, в пер­вые годы супру­же­ства почти поло­ви­на жен­щин разо­ча­ро­ва­на в интим­ной сто­роне брака».

Исто­рии о жен­ской измене в той же «Работ­ни­це» прак­ти­че­ски не встре­ча­ют­ся. Зато о муж­ской невер­но­сти в жур­на­ле пишут посто­ян­но. Из рас­ска­за чита­тель­ни­цы о пожи­лом гуляке:

«Муж, к тому вре­ме­ни уже дедуш­ка, стал вдруг замет­но при­хо­ра­ши­вать­ся, всё чаще задер­жи­вал­ся на рабо­те. А через неко­то­рое вре­мя ушёл из семьи, женил­ся на моло­дой. Это изве­стие так оше­ло­ми­ло меня, что я две неде­ли не мог­ла под­нять­ся с посте­ли. Было нам тогда уже за пятьдесят».

Из жур­на­ла «Кро­ко­дил» (1958 год, № 3)

В ста­тье «Любов­ный мно­го­уголь­ник», опуб­ли­ко­ван­ной в «Кре­стьян­ке» (1984 год, № 6), автор наста­и­ва­ет на сохра­не­нии бра­ка, в кото­ром кто-то из супру­гов был ули­чён в измене. Согла­сить­ся с таким при­зы­вом сложно:

«Когда кто-нибудь из зна­ко­мых заво­дит раз­го­вор о назре­ва­ю­щем раз­во­де и тре­бу­ет сове­та, я почти все­гда отве­чаю одно­знач­но: „Не раз­во­дись!“ И не пото­му, что тепе­реш­няя его семей­ная жизнь хоро­ша: будь хоро­ша, не дума­ли бы о раз­во­де. А пото­му, что новая, может быть, будет ещё хуже».

Госу­дар­ство пыта­лось регу­ли­ро­вать рас­ту­щую ста­ти­сти­ку раз­во­дов. В судах с супру­га­ми пыта­лись вести разъ­яс­ни­тель­ные бесе­ды, а тем, кто уже раз­вёл­ся или ещё не нашёл вто­рую поло­вин­ку, помо­га­ли появив­ши­е­ся во мно­гих горо­дах служ­бы зна­комств. Мест­ные газе­ты нача­ли печа­тать брач­ные объ­яв­ле­ния. В кон­це 80‑х коли­че­ство раз­во­дов дей­стви­тель­но несколь­ко сни­зи­лось, одна­ко после рас­па­да СССР сно­ва нача­ло неуклон­но расти.


Грех и нищета

При­об­ре­те­ние эффек­тив­ных про­ти­во­за­ча­точ­ных средств оста­ва­лось про­бле­мой вплоть до нача­ла пере­строй­ки. Ната­лия Леби­на вспоминает:

«Из сво­ей пер­вой зару­беж­ной поезд­ки за гра­ни­цу — в Бол­га­рию в 1976 году — я при­вез­ла себе опра­ву для очков, маме — очень мод­ный тогда чёр­ный крим­плен, отцу—натуральную (из хлоп­ка) сороч­ку, а мужу — несколь­ко пачек индий­ских пре­зер­ва­ти­вов. Их, очень гор­дясь сво­ей рас­ко­ван­но­стью, я купи­ла в пер­вом попав­шем­ся пави­льон­чи­ке в аэро­пор­ту Софии».

Слайд из диа­филь­ма «Совет­ская семья и её функ­ции» (1987). Источ­ник: diafilmy.su

По дан­ным неко­то­рых источ­ни­ков, в 1960‑е в СССР выпол­ня­лось в год по пять-шесть мил­ли­о­нов абор­тов. В после­ду­ю­щие два деся­ти­ле­тия это чис­ло толь­ко рос­ло. Ситу­а­ция с обез­бо­ли­ва­ни­ем не меня­лась. Ино­гда — чаще все­го за допол­ни­тель­ную пла­ту — жен­щине дава­ли мас­ку с заки­сью азо­та (так назы­ва­е­мый «весе­ля­щий газ»), кото­рая помо­га­ла не все­гда. Обста­нов­ка в абор­та­ри­ях остав­ля­ла желать луч­ше­го — в каби­не­те раз­ме­ща­лось несколь­ко кре­сел сра­зу, обыч­но без пере­го­ро­док. Рабо­та вра­чей пред­став­ля­ла собой живой кон­вей­ер. В одном из номе­ров «Работ­ни­цы» опуб­ли­ко­ва­ли душе­раз­ди­ра­ю­щее пись­мо чита­те­ля — как ни стран­но, муж­чи­ны — кото­рый писал о стра­да­ни­ях жен­щин в сте­нах боль­ниц и тре­бо­вал чело­веч­но­го отно­ше­ния к паци­ент­кам (1986 год, № 10):

«За душев­ной холод­но­стью — фак­ти­че­ская жесто­кость. Дале­ко не все­гда дела­ют нуж­ное обез­бо­ли­ва­ние — мас­ку или тот самый укол в руку, о кото­ром жен­щи­ны бук­валь­но молят вра­ча. Неко­му под­ни­мать паци­ен­ток, пере­кла­ды­вать их на катал­ки. <…> На вра­чеб­ном кон­вей­е­ре, кото­рый назо­ви­те фаб­ри­кой, заво­дом, пото­ком… лас­ко­во­го, береж­но­го под­хо­да к чело­ве­ку нет».

В ожи­да­нии опе­ра­ции. 1980‑е годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

В дру­гом номе­ре «Работ­ни­цы» жен­щи­ны жало­ва­лись на оформ­ле­ние боль­нич­ных листов — сло­во «аборт», кото­рое про­дол­жа­ли писать в гра­фе «диа­гноз» созда­ва­ло мас­су трудностей:

«Руко­во­ди­тель нашей груп­пы муж­чи­на, да ещё не сдер­жан­ный на язык. Сдай ему справ­ку — через час все­му кол­лек­ти­ву будет известно».

«Я рабо­таю аку­ше­ром-гине­ко­ло­гом. Почти треть боль­ных посту­па­ет в наше отде­ле­ние с диа­гно­зом „вне­боль­нич­ный аборт“. Всё это печаль­ные послед­ствия стра­ха перед оглаской».

«Что­бы не сда­вать справ­ку, я уво­ли­лась с работы».

Во вто­рой поло­вине 80‑х в СССР появи­лись каби­не­ты, где абор­ты дела­ли плат­но. В этом слу­чае мож­но было не толь­ко скрыть факт опе­ра­ции, но и полу­чить каче­ствен­ное обез­бо­ли­ва­ние. Кро­ме того, на сро­ке до вось­ми недель вра­чи нача­ли при­ме­нять ваку­ум (мини-аборт), кото­рый пере­но­сил­ся гораз­до лег­че. Одна из поль­зо­ва­тель­ниц попу­ляр­но­го жен­ско­го фору­ма вспоминает:

«Я дела­ла аборт в 86‑м году. Это были пер­вые кли­ни­ки с плат­ны­ми абор­та­ми и нар­ко­зом. Народ валил валом, оче­ре­ди были жут­чай­шие. Пом­ню, запи­са­лась и день­ги запла­ти­ла, но про­сты­ла силь­но, не пошла в тот день. Потом при­шла через два дня и чудом про­сто уго­во­ри­ла меня взять вне оче­ре­ди, такой был поток наро­да. По 50–60 мини-абор­тов еже­днев­но. Даже пом­ню, где дела­ла — Москва, рай­он шос­се Энтузиастов».

Врач заво­дит паци­ент­ку в опе­ра­ци­он­ную. Меж­ду 1983–1991 годом. Источ­ник: russiainphoto.ru

В госу­дар­ствен­ных абор­та­ри­ях всё так же соби­ра­лись оче­ре­ди. О том, как чув­ство­ва­ли себя жен­щи­ны, мож­но судить по неболь­шо­му сюже­ту «Паци­ент­ки гине­ко­ло­ги­че­ско­го отде­ле­ния», сня­том в послед­ний год суще­ство­ва­ния Сою­за. Инте­рес­но, что почти каж­дая опро­шен­ная, пере­жив­шая опе­ра­цию, гово­рит, что «аборт — это грех». «Любая опе­ра­ция, если она не во спа­се­ние — это зло», — заклю­ча­ет одна из деву­шек. Её сосед­ка по пала­те выска­зы­ва­ет похо­жее мне­ние, но с оговоркой:

«Зна­е­те, я веру­ю­щий чело­век, я знаю, что это боль­шой грех. Но мне кажет­ся, ещё боль­ший грех — это пло­дить нищету».


Читай­те так­же «Сочи, сва­хи и „балеш­ник“: где иска­ли любовь совет­ские граж­дане»

Поделиться