21 февраля 1996 года Борис Ельцин пригласил в Кремль редакторов главных СМИ и объявил, что планов переносить или отменять президентские выборы нет:
«Я намерен действовать строго в конституционном плане и неукоснительно придерживаться демократических процедур».
Между тем слухи были разные. Не так давно 65-летний президент перенёс третий инфаркт и мало появлялся на публике. Рейтинг доверия ему колебался от 5 до 13% по вполне объективным причинам: война в Чечне, криминальный беспредел, задержки зарплат. Ельцин был почти согласен на пенсию, но вот проиграть коммунистам оказался категорически не готов. Так началась, пожалуй, самая знаменитая и самая спорная в отечественной истории предвыборная кампания — «Голосуй, или проиграешь».
Рассказываем, как граждан России убеждали проголосовать за старого непопулярного президента.
Ликбез
Президентские выборы 1996 года проходили в два тура, и это пока что единственный пример такой напряжённой борьбы в российской истории. Голосование длилось один день.
— Первый тур — 16 июня.
— Второй тур — 3 июля.
Борис Ельцин участвовал как самовыдвиженец, а его главным соперником был Геннадий Зюганов от КПРФ. Среди других претендентов: Александр Лебедь от «Конгресса русских общин» (третье место в первом туре), Григорий Явлинский, Владимир Жириновский и Святослав Фёдоров. Были и кандидаты, набравшие голосов в районе статистической погрешности: Михаил Горбачёв, Мартин Шаккум (в будущем депутат Государственной думы во многих созывах), Юрий Власов (легендарный тяжелоатлет) и Владимир Брынцалов (предприниматель и депутат).
В первом туре разрыв между лидерами был совсем небольшим:
— у Ельцина — 26 665 495,
— у Зюганова — 24 211 686.
3 июля, кстати, было не воскресеньем, а средой. День объявили выходным, так организаторы надеялись повысить явку.
Во втором туре разрыв увеличился, но колоссальным так и не стал:
— у Ельцина — 40 402 349,
— у Зюганова — 30 104 589.
Инаугурация прошла месяц спустя, 9 августа 1996 года. Последний срок был для Ельцина трудным преимущественно из-за экономического кризиса и постоянно ухудшающегося здоровья. До его окончания Борис Николаевич не доработал буквально несколько месяцев.
Вторую президентскую кампанию критикуют за агрессивное воздействие на избирателей, а обсуждение возможных фальсификаций не прекращается до сих пор.
Ельцин «вынужденно» идёт на второй срок
Ельцин вовсе не хотел идти на второй срок — по крайней мере, об этом рассказывал бывший глава президентской администрации Сергей Филатов. Борис Николаевич прекрасно осознавал свою непопулярность и хотел проводить больше времени с семьёй. Однако всё изменила победа КПРФ на парламентских выборах 1995 года, где коммунисты набрали 22,3% голосов — в два раза больше, чем ЛДПР и «Наш дом — Россия». Ельцин и его окружение поняли, как высока вероятность президента-коммуниста, и решили, что допустить этого не могут. 4 января 1996-го Ельцин пригласил к себе Сергея Филатова и заявил:
«Выборы в Госдуму мы просрали. Там теперь засилье коммунистов. Я не хотел идти на президентские выборы, но теперь иначе никак».
В том же интервью Филатов утверждал, что обычно Ельцин такой лексики себе не позволял.
Трудность состояла в том, что к 1996 году Борис Ельцин растратил популярность и доверие, какие у него когда-либо были. Даже самые лояльные избиратели искали альтернативу. В декабре 1995 года на вопрос «За кого вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись сегодня, респонденты отвечали так:
— за Ельцина — 5%;
— Зюганова — 13%;
— Лебедя — 10%;
— Явлинского — 9%.
Тем не менее 15 февраля Ельцин объявил о своём выдвижении, а 25 марта инициативная группа предъявила более миллиона подписей, собранных для его регистрации (обсуждать здесь честность этого сбора не будем, хотя вопросов множество).
Предвыборному штабу предстояло за считанные месяцы превратить старого, всех разочаровавшего политика в нового, подающего надежды. Провести реформы или найти иной способ по-настоящему решить проблемы граждан не было ни времени, ни ресурсов, а возможно, и желания. Поэтому команда президента обратилась к политическим технологиям.
В конце марта 1996 года штаб президента возглавил Анатолий Чубайс, недавно покинувший пост вице-премьера. Внутри штаба не было единства, а руководители разных уровней боролись за продвижение своих позиций. Подробно на этом мы не будем останавливаться: отсутствие единства никак не помешало команде провести самую эффективную избирательную кампанию в современной российской истории.
Не за Ельцина, а против коммунистов
В штабе Ельцина понимали, что работают с проблемным кандидатом, и нашли из этой ситуации изящный выход. Команда продвигала не столько президента, сколько пугающую идею: с победой Зюганова вернётся коммунистический строй, а значит — дефицит, бедность и чуть ли не ГУЛАГ. И неважно, что бедность по большому счёту никуда не уходила, а ГУЛАГ ликвидировали в далёком 1959‑м, когда Геннадий Андреевич был подростком. Политтехнологам удалось убедить многих избирателей, что голосование за коммунистов — это шаг назад и преступление против истории.
Из сегодняшнего дня некоторые тезисы выглядят до смешного несостоятельными. Так, 51-летнего Зюганова публике преподносили как всех утомившего ретрограда, чья карьера заканчивается, а убеждения безнадёжно устарели. Ельцина, который недавно справил 65-летний юбилей и перенёс инфаркт, напротив, презентовали как перспективного и «молодого». Разница во многом объясняется идеями, которые отстаивали политики: Зюганов действительно в какой-то степени олицетворял разворот в прошлое, а Ельцин — движение в будущее. Как бы то ни было, ассоциацию «Ельцин — хорошо, Зюганов — плохо» удалось навязать множеству избирателей.
Непопулярность Бориса Николаевича объясняет, почему во многих ключевых тезисах предвыборной программы не было его фамилии. Например, знаменитое «Голосуй, или проиграешь» — а не «Голосуй за Ельцина, или проиграешь». Рокеры поехали в большой тур с созвучным слоганом «Голосуй сердцем», а не «Голосуй сердцем за Ельцина». Агитационные материалы абстрактно сообщали, что голосовать за коммунистов — так себе идея, а тот, кто не послушается, сменит джинсовый пиджак на тюремную робу.
Впрочем, лично Ельцин на агитационных материалах тоже появлялся. Например, в красочном фотоальбоме «Борис Николаевич Ельцин», где президент позировал с отечественными и зарубежными звёздами, встречался с гражданами и играл в теннис. Целью таких фото было показать, что ни инфаркты, ни проблемы с алкоголем нисколько не повлияли на Ельцина — он бодр, любим публикой и полностью готов ко второму сроку.
Действительности это, конечно, не соответствовало. Так, во втором туре Ельцин голосовал на избирательном участке санатория в Барвихе — от голосования по месту жительства в Москве пришлось отказаться, так как президент всерьёз опасался долгого прохода по улице и подъёма по лестнице. Команда президента, похоже, не задавалась вопросом, способен ли будет Ельцин управлять страной ещё четыре года. А если задавалась, то предпочитала не отвечать, а надеяться, что после победы всё как-то решится само собой.
В оставшиеся до выборов месяцы на россиян обрушился поток самой разнообразной агитации, честной и откровенно манипулятивной, рациональной и исключительно эмоциональной. Рассмотрим несколько примеров.
Газета «Не дай бог»
Еженедельная газета «Не дай бог» издавалась 10-миллионными тиражами и распространялась бесплатно, а её ключевой задачей было жёстко и в самых разных плоскостях уничтожать коммунистов. Начиная от метко выбранного названия и до последней буквы газета приводила всевозможные аргументы против Зюганова и КПРФ, сейчас и в будущем. Доводы были не то чтобы разумными: чаще избирателей запугивали «неадекватностью» коммунистов и всеобщей бедностью, которая якобы неизбежно наступила бы после их победы. На первой полосе прямо писали, что «коммунистам выгодно обнищание народа». Сравнений с фашистами, конечно, тоже избежать не удалось.
Газета была цветной, что для середины 1990‑х редкость. Редакция трудилась на пике возможностей: в каждом номере публиковали интервью с отечественными и зарубежными звёздами: Бриджит Бардо и Жерар Депардье, Леонид Броневой и Армен Джигарханян. Всех их, таких разных, объединяло неприятие коммунистического пути.
Над «Не дай Бог» работала команда «Коммерсанта», а материал журналисты собирали «в полях». Андрей Колесников (в 1996‑м журналист «Коммерсанта», позже — «летописец Путина») рассказывал:
«Я ездил в Иваново, на ткацкий комбинат. И там у ткачих выяснял доподлинно, почему не надо голосовать за коммунистов. Потому что коммунисты развалили всё. Они оставили ткачих без женихов. Или я ездил в Лермонтов, в школу, где с молчаливого одобрения министерства образования школьники писали у меня сочинение на тему: „Почему я не буду голосовать за коммунистов“. Мы потом опубликовали наиболее яркие отрывки из сочинений».
Из сегодняшнего дня особенно странно видеть агитирующими против коммунистов зарубежных звёзд, мало что знающих о теории и практике коммунизма. И если позиции отечественных персон, живших в СССР, можно хоть как-то объяснить, то призывы не поддаваться на коммунистические провокации от звезды сериала «Богатые тоже плачут» понять трудновато. Но журналисты на такие мелочи внимания не обращали.
Музыканты за гонорары демократию
Важной целевой аудиторией ельцинской кампании были молодые люди. Многие из них ещё не заинтересовались политикой и вполне вероятно могли даже не вспомнить о необходимости посетить избирательный участок, а терять миллионы голосов в ситуации Ельцина было никак нельзя. 22 мая 1996 года «Коммерсант» писал:
«По данным ВЦИОМ, из числа россиян в возрасте от 18 до 27 лет твёрдо намерены голосовать 42%, „возможно“— 15%, тогда как сомневающихся — 25%, а тех, кто не собирается голосовать, — 15%».
Для молодой аудитории не подошли бы старые инструменты, поэтому пиарщикам нужно было найти совершенно иной способ влияния. И они это сделали — на гастроли в поддержку Ельцина отправился сонм ведущих отечественных музыкантов.
Воздействие на избирателей через искусство не было чем-то инновационным в мире: за того же Клинтона в 1992 году агитировали звёзды MTV, а сам кандидат играл на саксофоне в ночном ток-шоу.
Организатором рок-тура выступил музыкант и продюсер Стас Намин (внук Анастаса Микояна). Ему удалось привлечь большинство звёзд первой величины: «Машину времени», «Наутилус Помпилиус», «Алису», «Чайф», «Ва-банкъ». Каждая команда по отдельности легко бы собрала стадион — что говорить о совместном выступлении? Среди менее известных на тот момент участников тура стоит отметить группу «Сплин».
Тур проходил с 17 мая по 15 июня — то есть заканчивался впритык ко дню голосования. Музыканты выступали примерно через день и посетили множество городов: Томск, Новосибирск, Барнаул, Омск, Воронеж, Ростов-на-Дону и другие.
Причины для участия в туре были самые разные. Кто-то искренне поддерживал Ельцина и не хотел коммунистов у власти, другие зарабатывали популярность, третьи — деньги. Александр Скляр рассказывал:
«Я ненавидел коммунистический режим всеми фибрами своей души. Это была одна из главных причин, по которой я ушёл в духовную оппозицию и уволился со своей работы в МИДе… Речь шла о том, что есть Зюганов, а есть „антизюганов“. Ельцин казался „антизюгановым“, а я готов был подписаться под любым „антизюгановым“. И готов до сих пор. Только не коммунизм».
В похожем направлении, но с другими акцентами, размышлял Владимир Шахрин:
«Или мы оставляем „зёму“ (земляка) Ельцина президентом, или возвращаются коммуняки. Причём предводитель последних сам по себе не так уж страшен, но за его спиной плотной колонной стоят тысячи Шариковых. Не могу сказать за всех, но „Чайф“ принял участие в этих агитках по убеждению, хотя деньги, конечно же, тоже были нужны».
Гарик Сукачёв, напротив, открещивался от политики. В первый же день тура он заявил, что ничего не знает о поддержке Ельцина и планирует голосовать за Горбачёва. Правда, потом организаторы открестились уже от него, и на этом тур для Сукачёва завершился.
Рок-агитация за Ельцина не была агрессивной. Сам президент к рокерам так и не присоединился, но, кажется, слушатели не расстроились из-за этого. Музыканты избегали напрямую хвалить Ельцина и говорили витиевато. Например, Владимир Шахрин обратился к слушателям в Екатеринбурге:
«За Ельцина надо голосовать не потому, что он хороший, а потому, что вы все хорошие, а значит, достойны хорошей жизни!»
Впрочем, в поддержку Ельцина выступали не только рокеры. Для поп-музыкантов также организовывали концерты. В число выступающих вошли Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, «Браво», Валерий Леонтьев, Алёна Апина, «Дюна», «Земляне», Ирина Аллегрова, Наташа Королёва, Александр Градский, Владимир Винокур, Александр Малинин, «Кар-Мэн», Анжелика Варум, Влад Сташевский, Лада Дэнс, «Мальчишник», Игорь Николаев… Вели поп-концерты Лолита Милявская и Александр Цекало. Все передвигались по России вместе, на одних самолётах.
Выступления были бесплатными для зрителей и выгодными для музыкантов. Так, отказавшийся Юрий Шевчук рассказывал, что за участие в туре его группе предлагали 120 тысяч долларов, но музыканты проголосовали против. Алла Пугачёва рассказывала о гонорарах вполне открыто:
«Я взяла за свои выступления очень большие деньги. И не стесняюсь об этом говорить. Мне, например, непонятно, из-за чего поднялся весь этот шум с выносом из Белого дома коробки с полумиллионом долларов. К чему делать вид, будто артисты участвовали в предвыборных шоу бесплатно? Не было выступлений из идейных соображений, не было! И это нормально, во всём мире выборы стоят дорого».
С поп-музыкантами Ельцин контактировал немного больше. Всем известен его танец с Евгением Осиным в Ростове-на-Дону. На масштабном концерте на Васильевском спуске Ельцин тоже выходил плясать.
Сергей Минаев, «первый поющий диск-жокей СССР» не ограничился участием в туре и записал целый альбом всё с тем же названием «Голосуй, или проиграешь». Альбом задумывался «как агитационный танцевальный марафон в популярном тогда в клубах стиле рейв». По воспоминаниям певца, диск записали где-то за неделю. Упоминать об этом альбоме не было бы особенного смысла, если бы не завершающая композиция, меткое название которое разошлось на мемы и до сих пор используется для вдохновения всех Борисов российской политики — от Немцова до Надеждина.
Были ли туры и концерты эффективны для победы Ельцина, вопрос дискуссионный. Мудрее других об этом высказался Борис Гребенщиков (ныне иноагент):
«Я веселился. Узнав, что это политическое мероприятие, я честно сказал, что я думаю по этому поводу, потом поглядел на собравшиеся там восемь тысяч молодёжи и понял, что им совершенно до лампы, что это, как это. Их запустили бесплатно на стадион, и перед ними играют 15 групп. Они в полном кайфе. И все слова, которые им говорятся, говорятся впустую, потому что они этого не слышат. Ну, если политики идут на такие вещи, о’кей».
«Защитник свободы слова» доминирует на ТВ
Телевидение и пресса и сегодня важны для политиков, а в эпоху до интернета их влияние и вовсе было всеобъемлющим. И здесь у ельцинских политтехнологов всё было схвачено: в команду президента вошли руководители крупнейших телеканалов страны и журналисты. Своё участие они объясняли опасением, что вместе с коммунистами вернётся и цензура. Ельцин в такой парадигме оказывался «защитником свободы слова».
Но вот парадокс — чтобы оставить «защитника свободы слова» у власти, этой свободой пришлось пренебречь. Александр Локтев, возглавлявший «Коммерсантъ», рассказывал о собрании, которое Березовский, Гусинский и другие олигархи устроили для журналистов:
«По-моему, [были] все редакторы основных изданий, все люди, которые отвечали за информационное вещание на телевидении — представители ОРТ, НТВ и так далее. Человек 25–30 было. И тогда, на этом совещании, говорили о том, что, если не поддержать Ельцина, страна может снова покраснеть. Поэтому в данной ситуации мы все должны поступиться какими-то принципами, но выступить в поддержку Ельцина».
Освещение кандидатов на телевидении и близко не было равноправным. Большую часть эфирного времени посвящали Ельцину, и показывали его отнюдь не в нейтральном или критическом ключе. Европейский институт средств массовой информации (EIM) подсчитал, что в первом туре около 53% эфирного времени занял Ельцин, и в основном освещали его позитивно, а 18% — Зюганов, но говорили о нём негативно. Другим кандидатам досталось не более 7% эфирного времени, и использовали они его не слишком рационально (но об этом ниже).
В ту президентскую кампанию Ельцин заложил ещё одну традицию — не участвовал в дебатах. Причины не озвучивались, но можно предположить, что действующему президенту было бы трудновато ответить на неудобные вопросы о войне и бедности. Вспоминают и тот факт, что у Ельцина был неудачный опыт дебатов — в 1990 году он дискутировал с философом Александром Зиновьевым на французском телевидении, и встреча для него прошла не то что бы удачно. Ельцин показал себя не уверенным в себе зажигательным оратором, а весьма скучным и склонным к популизму политиком. Поэтому, вероятно, было решено не рисковать и не встречаться с оппонентами лицом к лицу.
Под предлогом защиты свободы слова избирателям навязывали Ельцина как безальтернативного кандидата, у которого на всю 140-миллионную страну нет конкурентов. В новостях широко освещались его поездки в регионы, встречи с гражданами и многочисленные обещания. А ещё регулярно показывали самых разных людей, высказывавших Ельцину безоговорочную поддержку. У зрителей вполне могло сложиться впечатление, что Ельцин — единственный, кто ведёт избирательную кампанию. Но это, конечно, было не так.
Американские специалисты спешат на помощь
О привлечении западных политтехнологов к президентской кампании Ельцина говорят много: в 2003 году в журнале «Совершенно секретно» вышла посвящённая этому статья «Янки при дворе царя Бориса» за авторством Владимира Абаринова, соответствующий раздел есть в «Википедии». 15 июля 1996 года большую статью о вкладе западных пиарщиков в победу Ельцина опубликовал журнал Time. Тем не менее с этой точкой зрения согласны не все. Некоторые до сих пор отрицают, что продвигать Ельцина помогали американцы и британцы. Есть мнение, что американцы действительно приехали помогать, но абсолютно не понимали местную специфику, а потому оказались бесполезны и просто сидели в штабе. Какой стороне верить — решать читателю. Мы же приведём основные тезисы из названных выше источников.
Лозунг избирательной кампании Ельцина «Голосуй, или проиграешь» очень похож на слоган, под которым на президентские выборы 1992 года шёл Билл Клинтон — Choose or Lose. Это не было совпадением. Важную роль в работе ельцинского штаба отвели американским политтехнологам: Джорджу Гортону, Джозефу Шумейту, Ричарду Дреснеру и Дику Моррису, а также британцу Тиму Беллу.
Привлечение американцев к выборам не было чем-то из ряда вон выходящим. Точнее, для России это был новый опыт, но для мировой практики — почти норма. Так, политтехнологи из США консультировали Вацлава Гавела в 1993 году (последний президент Чехословакии и первый президент Чехии) и Нельсона Манделу в 1994‑м (первого президента ЮАР), работали на президентских выборах в Бразилии и Колумбии, а в Греции в 1993‑м и Израиле в 1996 году помогали сразу обеим сторонам.
В Россию западные специалисты прибыли в конце февраля, то есть на самом старте кампании. Команда президента в это время была в тупике из-за низкого рейтинга. Задачу перед американцами поставили так:
«Одна из ваших задач состоит в том, чтобы за месяц до выборов дать нам рекомендацию, должны ли мы отменить выборы. Мы это сделаем, если выяснится, что мы проигрываем».
К команде американцев прикрепили дочь Ельцина Татьяну Дьяченко. Мнения о её роли тоже расходятся: одни считают, что она была связующим звеном между американцами и избирательным штабом, другие уверены, что западных политтехнологов и Дьяченко специально скрепили вместе, чтобы они не мешали работать «настоящим политтехнологам».
Согласно некоторым источникам, перед западными специалистами поставили следующие условия: неограниченное финансирование и полная секретность. Другими словами, они не должны были привлекать к себе какое-либо внимание и работать почти тайно, но в обмен на это получали полную свободу в деньгах. Например, с другими сотрудниками штаба иностранцы общались не лично, а с помощью записок. Рассказывают, например, что одна из первых записок была озаглавлена так: «Почему проиграл Буш». В ней Ельцина и его команду предостерегали от излишней самоуверенности — по мнению уже упомянутого Филатова, президент «был уверен в победе с первого дня».
Особой своей заслугой зарубежные специалисты считали выплату задолженностей по зарплатам бюджетникам. Насколько правдива вся эта история, судить, опять же, трудно. Рассказывали, что, узнав от Татьяны Дьяченко, что Ельцин «обещал решить проблемы», Дик Дреснер сказал:
«Надо не обещать, а заплатить. А потом убедиться в том, что народ знает, кто это сделал».
Для выплат зарплат, пенсий и прочих задолженностей использовали транш МВФ в размере 10,2 миллиарда долларов.
Возможно, что построить кампанию на антикоммунизме тоже предложили иностранцы. Увидев результаты опросов, они поняли, кто является основным конкурентом, и предложили бороться с ним именно идеологически. Георгий Сатаров, помощник Ельцина в 1994–1997 годах, с этим категорически не согласен:
«Идея поляризации избирательной кампании, игра на антикоммунизме — всё это было придумано до них и без них. Все эти технологии, которые в фильме американцы подают как свои уникальные разработки, были введены в России за год до их приезда. У меня и сейчас хранятся две коробки глубочайших, серьёзнейших исследований».
В итоге отметим, что относительно участия американцев в выборах 1996 года нет единства ни по одному вопросу. Спорят буквально обо всём: от того, удалось ли им сделать хотя бы что-то значимое, и до того, кто и какую идею придумал первым.
«Проект Ельцин», Spinning Boris (2003) — американская комедия о пиарщиках, которые приехали в России на помощь политику с нулевым рейтингом.
Сценарий основан на статье из журнала Time, напечатанной в июле 1996 года, мемуарах Ельцина и служебных документах предвыборного штаба. Создатели фильма привлекали также консультантов, которые помогли воссоздать аутентичную городскую среду. Есть здесь и реальные записи Ельцина и Зюганова. Однако воспринимать фильм как документальный не стоит: это художественное произведение, интересное как артефакт эпохи — и не более того.
А что коммунисты?
1995 год — время успехов коммунистов, в конце года они убедительно победили на выборах в Думу. На пленуме ЦК КПРФ 11–12 января решили, что на президентских выборах партию представит Геннадий Зюганов — на тот момент член Совета и политического исполкома СКП-КПСС, депутат Государственной думы. Некоторое время его считали фаворитом — на фоне низкого рейтинга действующего президента и общей популярности коммунистов. Но потом стало ясно, что команда Ельцина будет методично уничтожать его репутацию.
Программа Зюганова и КПРФ нравилась многим, потому что обещала повышение зарплат и пенсий, восстановление предприятий с помощью государства, мирное разрешение войны в Чечне и даже партнёрские отношения с Западом. О полной национализации и новых репрессиях, разумеется, речи не шло. Однако донести эти идеи до избирателей было проблематично: коммунистов постоянно критиковали и представляли в самом негативном свете, а ресурсов для равносильного ответа у них не было.
Распространялись якобы народные частушки:
Бросила хорошего, выбрала поганого,
Не отдайте сдуру, бабы, голос за Зюганова!Отдал голос сгоряча против Николаича,
Лес рублю теперича за Геннадь Андреича!
Зюганов пытался защищаться, но никакого результата это не принесло. Сначала коммунисты пытались пожаловаться на доминирование Ельцина в новостях в ЦИК, но им ответили, что каналы просто освещают деятельность президента. Когда же команда Зюганова попыталась купить эфирное время перед вторым туром, на ОРТ им отказали под предлогом, что заявка пришла слишком поздно.
КПРФ делала ставку на прессу: «Сельская жизнь», «Советская Россия» и «Правда», а также ещё 150 районных газет агитировали за коммунистов. Геннадий Зюганов отправился в большой тур по стране и посетил 79 регионов — как и Ельцин, он общался с людьми, показывал открытый настрой и даже танцевал.
В каких-то иных условиях этого могло быть достаточно, но не тогда, когда избирателей повсюду поджидала антикоммунистическая пропаганда и прямая агитация против Зюганова.
После поражения Геннадий Зюганов обвинил Ельцина в нарушении избирательного законодательства, фальсификациях протоколов и агитации в день выборов. Однако перевести эти обвинения в более серьёзное русло не вышло. Зюганов продолжил противостоять Ельцину на доступном ему уровне: например, в 1998 году выступил за импичмент. Но по итогу 1996 год оказался пиком политической карьеры главы КПРФ. Затем, год за годом, выборы за выборами, Геннадий Андреевич превратился в неизменного спарринг-партнёра действующих президентов, который никогда всерьёз не претендует на победу.
А что остальные?
Помимо Ельцина и Зюганова в выборах участвовали и другие кандидаты, однако всерьёз останавливаться на их кампаниях нет смысла — противопоставить что-либо агрессивной многосторонней пиар-акции Ельцина никто из них не смог. Довольно популярный Александр Лебедь делал ставку на «наведение порядка в стране», в его поддержку высказалась Наталья Крачковская, но ответить критикам на замечания об отсутствие реального опыта госуправления было нечего. Существует точка зрения, что Лебедя использовали, чтобы «оттянуть» голоса у коммунистов, и сам генерал об этом знал. Ролики в поддержку Лебедя были неубедительными и странными.
Владимир Жириновский позиционировал себя как третью силу, противника и Ельцина, и Зюганова. Это заметно по его предвыборному ролику: с одной стороны, Жириновский критиковал «засилье» иностранных слов на вывесках Москвы, с другой — припоминал коммунистам бесперспективное финансирование дружественных режимов по всему миру.
В своей программе Жириновский обещал «выгнать ЦРУшников из правительства», а «каждому человеку — достойную жизнь». Каждый русский беженец из Чечни, по его задумке, должен был получить по миллиарду рублей, а семьи убитых русских солдат — по 10 миллиардов. Встречался и откровенный национализм: «В трёхмесячный срок выселю из России „гастролёров“ из Закавказья». Тезисы преимущественно были популистскими и укладываются в формулу «за всё хорошее против всего плохого». Интересно, что Жириновского поддерживали европейские радикалы, в том числе лидер французского Национального фронта Жан-Мари Ле Пен.
Григорий Явлинский, судя по всему, пошёл на выборы не с целью победить, а в стремлении убедить Ельцина скорректировать курс — Явлинский критиковал действующего президента именно за отступление от реформ. Его предвыборная программа с поэтичным названием «Я выбираю свободу» поддерживала либерально-экономический курс и предусматривала мирное урегулирование конфликта в Чечне. Как и все, Григорий Алексеевич упоминал рост зарплат. С точки зрения агитации стоит отметить 11-минутный ролик «Я Григорий, он Григорий, нам Явлинский президент», где самые разные граждане поют, танцуют и стоят на руках в пользу Явлинского. Как настолько странная реклама должна было убедить избирателей, неясно. В интернете даже шутят, что политтехнологов Явлинского подкупила команда Ельцина. Впрочем, большинство зрителей этот ролик не увидели — на телевидении Явлинского, как и других кандидатов, ограничивали.
Вернуться в большую политику попытался и Михаил Горбачёв, выступавший как «подлинный социал-демократ» против «капитализма в его самой дикой форме». Горбачёв отправился в большой предвыборный тур, посетил 22 города, а на выступлениях много говорил о ценностях свободы и демократии. Бывшего президента СССР поддержал DJ Groove — так появилась песня «Счастье есть», в которой звучат реплики Раисы и Михаила Горбачёвых.
Однако успехов не было. С одной стороны, СМИ мало освещали кампанию Горбачёва (в этом он винил Ельцина), а с другой — к середине 1990‑х Михаил Сергеевич был всё же человеком из прошлого и слишком сильно ассоциировался с распадом СССР.
Проиграли?
Конечно, помимо массированной агитации по западному образцу у ельцинской победы были и другие причины. Так, его выдвижение поддержали олигархи, в том числе Борис Березовский и Владимир Гусинский. По некоторым данным, президент пообещал им гарантию приватизации государственных предприятий и больших долей, а они ему — финансирование кампании и привлечение специалистов, которые поднимут его рейтинг. Большие деньги позволяли команде Ельцина и нанимать артистов, и доминировать в СМИ, и организовывать чёрный пиар — словом, их фантазию ничто не ограничивало.
У конкурентов Ельцина сопоставимых ресурсов не было, а собственными возможностями в большинстве случаев они пользовались нерационально. Например, снимали странную и рекламу, которая могла насмешить, но точно не могла убедить отдать голос.
Не последнюю роль сыграл и упомянутый многомиллиардный транш от МВФ, с помощью которого погасили некоторые долги перед гражданами и тем самым чуть снизили их недовольство Ельциным. «Предвыборные подарки» почти всегда хорошо действуют на избирателей, хотя граждане и понимают правилы игры.
Существенных доказательств фальсификаций в пользу Бориса Ельцина до сегодняшнего дня так и не появилось, хотя политики разного уровня время от времени упоминают их. Подобное заявляли, например, Дмитрий Медведев в 2012 году и Григорий Явлинский в 2016‑м.
Спустя почти 30 лет очевидно, что команда Ельцина не слишком думала о будущем — сможет ли президент полноценно исполнять свои обязанности в течение следующего срока. Напугав себя и избирателей «красной угрозой», они сосредоточились на победе, но совсем не заботились о последствиях. Так, вскоре после тяжело добытой победы Ельцин отправился на шунтирование сердца, а его обязанности пришлось исполнять Виктору Черномырдину.
Второй ельцинский срок был тяжёлым и для него, и для всей страны: экономический кризис, коррупционные скандалы, теракты. Однако самый сильный удар получила свобода слова. Именно в 1996‑м сформировались многие политические традиции, которые остаются с нами до сих. Это и «накачка» рейтинга перед выборами, и отказ от дебатов с оппонентами, и широкое привлечение звёзд, и дискредитация оппонентов. Хотя выборы 1996 года пока остаются самыми конкурентными президентскими выборами в российской истории.
Автор ведёт телеграм-канал о книгах «Зимогор».
Читайте также:
— Выборы в Государственную думу 1999 года. Как это было.
— Образ Бориса Ельцина в кино: политик, эксцентрик, герой аниме.
— Боже, царя храни! Попытки восстановить монархию в 1990‑е годы.