На «Кинопоиске» выходит сериал «Кибердеревня» — появившийся в нашей кинофантастике, хромающей на обе ноги, проект, который можно назвать по-настоящему оригинальным. Создатель направления Birchpunk (сочетание слов «берёза» и «панк») Сергей Васильев в 2020 году создал канал на Ютубе, где размещал юмористические ролики, посвящённые образу России в киберреальности будущего. В будущем Россия, не расставшись с большинством узнаваемых стигматов прошлого, тем не менее является передовой страной с высокими технологиями. «Говорят, что Россия — технически отсталая страна, нет дорог, роботехника не развивается, ракеты не летают, а почта идёт слишком долго. It’s a bullshit», — провозглашают создатели, и мы отправляемся назад, в будущее, где технологии сочетаются с сеттингом советских фильмов о деревне.
Спустя несколько лет Васильев и участники проекта перенесли образ российской кибердеревни из видеороликов на экран.
Елена Кушнир посмотрела первые эпизоды сериала и делится впечатлениями.
2100 год, Марс. Николай, мужчина в кепке, тельняшке и ватнике (Сергей Чихачёв, игравший того же самого персонажа в роликах Birchpunk) обращается ко всем жителям Земли с призывом бросать их неинтересную жизнь и присоединяться к нему в покорении Марса. Ничего политического Николай, упаси боже, не имеет в виду. Просто на красной планете наши сограждане освоили часть территории. Николай организовал ферму, на которой он выращивает фрактальные огурцы и генетически модифицированный чайный гриб, напиток из которого отличает тот же яростно-синий оттенок, что и глаза людей, употребляющих Меланж во вселенной «Дюны».
Сериал полон множеством радостных отсылок к шедеврам фантастики и культовым явлениям отечественной культуры. Даже, пожалуй, слишком. Жена Николая (Ольга Жевакина) дословно цитирует героиню из народного хита «Любовь и голуби». Дочери Николая напоминают героинь того же фильма. Марина (Влада Лукина) предпочла бы жить в мегаполисе. А юная изобретательница (Маргарита Силаева) поощряет увлечения отца робототехникой и занимается изменением погоды с помощью родимых берёзок. Вместе с отцом девочка возвращает к жизни робота, найденного на помойке, который вскоре сыграет в сериале важную роль.
Марсианская идиллия неизбежно нарушается. Глава корпорации, перенасытившей Россию робототехникой, бывший лучший друг Николая по фамилии Барагозин (Григорий Скряпкин, персонаж которого раньше появлялся в роликах Birchpunk как пародия на Дмитрия Рогозина), прилетает на Марс, чтобы вытурить оттуда Николая с роботофермы и построить на этом месте новый завод. Из-за катаклизма, связанного с прошлым героев, сознание олигарха переносится в разваливающееся механическое тело робота, которого Николай с дочерью откопали на свалке. Безмозглое тело главы корпорации тем временем улетает на Землю, где его затюканный помощник (Артём Семакин), воодушевлённый стервозной женой Галиной (Елена Махова), решает взять управление корпорацией «Ижевск Дайнемикс» под контроль. Тем временем Николаю и роботу Ивану, в которого переселилось сознание Барагозина, нужно успеть с Марса на Землю, чтобы спасти свой дом от жадных людей, а Барагозину вернуть человеческое тело.
Суровые условия отечественного кинопроизводства вынуждают любого российского автора выбирать среди злодеев единственных доступных — богачей и олигархов (есть ещё представители антиутопического государства в духе запрещённого «Капитана Волконогова»). Это само по себе предсказывает дальнейший ход сериала, который заперт с этой проблемой ещё до выхода на экраны; похожее проклятие преследовало советский кинематограф, когда в нём появлялись белогвардейцы. Их должны были убить, в лучшем случае они переживали какое-то подобие морального кризиса, после которого их тоже должны были убить. Все знали, чем кончится фильм, даже когда в нём играли самые красивые и интеллигентные артисты, как Александр Кайдановский в истерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Персонаж-спойлер — придумано не сегодня.
До вдумчивых блокбастеров советского застоя мы пока не дожили, но одновременно их уже пережили, в этой реальности и обитаем. Барагозин по дороге, ясное дело, должен перевоспитаться. Финал мигает нам прямо в глаза, едва сериал начался.
Сергей Васильев решил стать режиссёром сериала, и это, возможно, было не самой лучшей идеей. Ему не хватает формального блеска. Пока в кадре мы видим корову с кьюаркодом, рядом с которой парит пастух-дрон, всё замечательно, к картинке шоу вообще невозможно придраться. Марс, холодная голубая Луна, в которой где-то там светит Кубрик, народное техно с валенками сняты замечательно. Но стоит персонажам открыть рты, всё становится хуже. Многовато натяжек, сомнительные диалоги, агрессивное подталкивание персонажей на их сценарный путь. Момент перемещения сознания человека в робота — дурное кривляние уровня постановки в провинциальном доме культуры.
Женская часть семейства Николая две серии просто присутствует, а в 2023 году мы уже не очень воодушевляемся историями, в которых женщинам нечего делать. Коварная Галина, подталкивающая тюфяка-мужа занять место Барогозина, интереснее, но нам пока не так просто оценить героиню, пародирующую рублёвских жён из сериалов нулевых с гламуром для бедных, — прошло недостаточно времени, чтобы мы по ним заскучали.
В какой-то момент задаёшься вопросом: не стоило ли авторам унять амбиции и остаться в формате роликов? Режиссёры российских фантастических фильмов преимущественно очень плохо делают свою работу, выдавая посредственную кальку под Голливуд. Но они, по крайней мере, снимают кино, а не набор сценок с гэгами в симпатичном сеттинге.
В происходящем есть безусловная осмысленность. Во вселенной сериала вкалывают роботы, а не человек, вместе с чем нарастает проблема безработицы, — мы узнаём в ситуации сегодняшнее беспокойство: в этом году мы начали на полном серьёзе бояться, что искусственный интеллект отнимет у нас работу. Васильев одним из первых затрагивает эту проблему на экране. Отношение к роботам как к низшим существам легко переводится на язык социального комментария: достаточно представить вместо подметающих полы «железяк», например, мигрантов.
До финальной морали сериал пока не дошёл, остаётся ждать и концентрироваться на безусловных удачах. Главная из них — Марс, на поверхности которого развиваются основные события. Марс, снятый в занесённой песчаными дюнами российской деревне в Архангельской области и слегка облагороженный CGI, бесподобен. Голливуд бы заплатил за этот Марс страшные деньги, а он тут, у нас под боком, освоенный Николаем под напевы киберфолк-группы «Ваня», достойной отдельного упоминания. Пойди поищи в нашей фантастике такой Марс, а некоторая бестолковость сценария воспринимается легче, когда думаешь, что авторы не писали парадный портрет России с закосом под Marvel, а рассказали анекдот, который даже не вызывает чувство неловкости, — больше, чем можно сказать о многих других российских проектах. Говорят, в России оригинального сай-фая нет. It’s a bullshit.
Читайте также другие рецензии и материалы Елены Кушнир о кино:
Банька по-чёрному: фильм-нуар от советского экрана до нового российского кино.
Руки по колено в крови: сериал «Райцентр» — светлое будущее российской комедии.
«Снегирь»: дно, кино и токсичные мужчины.
«Убивали людей и все бегали абсолютно голые»: как новое русское кино создаёт миф о 1990‑х.
По-мужски: новые русские фильмы о мужской хрупкости.