Руки по колено в крови: сериал «Райцентр» — светлое будущее российской комедии

В интер­не­те появил­ся сери­ал «Рай­центр» — экс­тре­маль­но чёр­ная коме­дия с рекорд­ным для рос­сий­ско­го кино коли­че­ством тру­пов, изоб­ре­та­тель­ным наси­ли­ем, ост­ро­ум­ной паро­ди­ей на оте­че­ствен­ный тру-крайм и неза­бы­ва­е­мой Кри­сти­ной Асмус, отправ­ля­ю­щей в нока­ут все свои преды­ду­щие роли одним взма­хом нара­щён­ных рес­ниц и звер­ских фам-фаталь­ных ногтей.

Такой безум­ный жан­ро­вый микс рань­ше мы виде­ли толь­ко в корей­ском кине­ма­то­гра­фе, кото­ро­му сери­ал не усту­па­ет по сте­пе­ни кро­ва­во­сти. Сур­вай­вал-хор­рор чере­ду­ет­ся с народ­ной коме­ди­ей, Ладу Дэнс пере­би­ва­ет готи­че­ское кан­три, оттен­ки нео­но­во­го нуа­ра плав­но пере­хо­дят в род­ную степь. Места­ми вклю­ча­ет­ся вестерн, ред­ко, но мет­ко скво­зит поли­ти­че­ская сатира.

«Рай­центр» стал экран­ным дебю­том теат­раль­но­го режис­сё­ра Дани­лы Чащи­на и опе­ра­то­ра Эду­ар­да Мош­ко­ви­ча. Одна­ко, при всей оче­вид­ной уда­че того, как сня­то, мы дав­но выучи­ли по горь­ко­му опы­ту, что важ­нее все­го — как напи­са­но. Сери­ал напи­сан сце­на­рист­кой и шоуран­не­ром Ирой Пиво­ва­ро­вой, кото­рой мы в первую оче­редь обя­за­ны тем, что солн­це рос­сий­ской коме­дии нако­нец вос­хо­дит, уда­ля­ясь в сто­ро­ну от «Горь­ко» и Сари­ка Андре­а­ся­на, к куль­то­вым пере­да­чам «Горо­док» и «Осто­рож­но, модерн». Это коме­дия абсур­да, где «руки по коле­но в кро­ви», как гово­рят в сериале.

Еле­на Куш­нир рас­ска­зы­ва­ет, поче­му «Рай­центр» — луч­ший сери­ал это­го лета.


В 1994 году на село под иди­от­ским, а пото­му интри­гу­ю­щим назва­ни­ем Вар­ма­лей пада­ет метео­рит. Кос­ми­че­ское тело све­тит­ся голу­бым, а не ядрё­но-розо­вым нео­ном, но это­го хва­та­ет, что­бы сво­дить людей с ума, как в «Цве­те иных миров». Впро­чем, до сума­сше­ствия надо ещё дожить (спой­лер: а потом уме­реть). Пока же за цен­ным арте­фак­том охо­тят­ся гео­ло­ги, авто­бус на подъ­ез­де к рай­цен­тру гра­бят бан­ди­ты, отца-учё­но­го раз­лу­ча­ют с малень­ким сыном, а уче­ни­ки мест­ной шко­лы соби­ра­ют­ся на выпуск­ной — и всё это за десять минут экран­но­го времени.

20 лет спу­стя, за кото­рые, как неод­но­крат­но намек­нут в сери­а­ле, «всё было спо­кой­но», в зна­ко­вом для рос­си­ян 2014 году, выпуск­ни­ки при­ез­жа­ют в род­ной рай­центр. На юби­лей­ной встре­че мож­но ожи­дать все­го того крин­жа, кото­рый быва­ет на таких меро­при­я­ти­ях: тан­цев под зву­ки поп­со­во­го ста­рья, попы­ток дока­зать людям, кото­рых ты нена­ви­дел в шко­ле, что жизнь уда­лась, ожи­ва­ю­щих непри­ят­ных вос­по­ми­на­ний и пья­ных воплей «как здо­ро­во, что все мы здесь сего­дня собрались».

Остав­ший­ся в селе и рабо­та­ю­щий мили­ци­о­не­ром Вася (Иван Доб­ро­нра­вов) раз­во­дит­ся с женой (Кари­на Раз­умов­ская) и одним гла­зом косит на свою первую любовь Мил­ку (Асмус в обра­зе Алё­ны Апи­ны из 90‑х), а дру­гим — на депу­та­та Даню (Артём Воло­бу­ев), успев­ше­го за корот­кое вре­мя испор­тить жизнь двум быв­шим одно­класс­ни­кам. С опоз­да­ни­ем, вызвав все­об­щий ажи­о­таж, появ­ля­ет­ся Мил­кин муж Антон (Дмит­рий Чебо­та­рёв), слег­ка при­под­няв­ший­ся с 90‑х от бан­ди­та в биз­не­сме­ны. Пер­вый парень на селе когда-то спал с поло­ви­ной при­сут­ству­ю­щих дам и прес­со­вал пар­ней. Как дока­зы­ва­ет сери­ал, во взрос­лой жиз­ни никто не меняется.

Меж­ду тем по теле­ви­зо­ру рас­ска­зы­ва­ют о про­ис­ше­ствии, слу­чив­шем­ся в тот же день. В озе­ре нахо­дят про­ржа­вев­шую «копей­ку» с почер­нев­шим ске­ле­том и тубу­сом, в кото­ром обна­ру­жи­ва­ет­ся кос­ми­че­ское голу­бое све­че­ние. Один из выпуск­ни­ков сооб­ща­ет Васе, что остан­ки в машине — это труп гео­ло­га, искав­ше­го метео­рит в 90‑е. После это­го, види­мо, с чув­ством выпол­нен­но­го дол­га, инфор­ма­тор веша­ет­ся на при­вет­ствен­ной крас­ной лен­те, про­орав в лицо быв­шей учи­тель­ни­це англий­ско­го (Агрип­пи­на Стек­ло­ва) что-то вро­де: «Фак ю, бич!» И если вам это­го мало для собы­тий все­го лишь пилот­ной серии, то в Вар­ма­лей уже направ­ля­ет­ся сле­до­ва­тель с помощ­ни­ком. Слу­жи­те­лей зако­на тор­мо­зит на краю тём­но­го леса муж­чи­на в дож­де­ви­ке аме­ри­кан­ско­го пси­хо­па­та (Игорь Гра­бу­зов). Из леса он вый­дет уже один, дер­жа в руке окро­вав­лен­ный тер­мос, рас­пи­сан­ный под гжель. Начи­на­ет­ся отсчёт тел под испу­ган­ные вопли выпускников:

— Гос­по­ди, зачем я сюда приехал?!
— Это твоя роди­на, сволочь!

Пора­зи­тель­но, как темп пуле­мёт­ной лен­ты не меша­ет авто­рам не толь­ко рас­ска­зать внят­ную детек­тив­ную исто­рию, но и наде­лить харак­те­ра­ми боль­шин­ство дей­ству­ю­щих лиц. Все эти при­дур­ки на экране — боль­ше, чем архе­ти­пы и соци­аль­ные типа­жи, у неко­то­рых даже есть душа хоть на пол­фра­зы. Напри­мер, пер­вая кра­са­ви­ца клас­са Мил­ка обрек­ла себя на жизнь доро­го­сто­я­ще­го при­ло­же­ния к мужу, гла­мур­ной кисы в розо­вом. Но за бое­вым мей­ка­пом и пер­гид­роль­ны­ми куд­ря­ми скры­ва­ет­ся, страш­но ска­зать, целая гам­ма чувств: от рас­те­рян­но­сти перед миром до яро­сти соци­ал-дар­ви­нист­ки, кото­рую Асмус отыг­ры­ва­ет с какой-то ядер­ной энер­ги­ей. Влюб­лён­ный дурак Вася заме­ча­ет толь­ко пер­вое, но на то он и дурак. «Рай­центр» — пока един­ствен­ное на све­те зре­ли­ще, где кук­ла Бар­би страш­нее Чикатило.

Ах да, Чика­ти­ло, а так­же Фише­ра со сво­им мисти­че­ским тём­ным лесом (манья­ка в дет­стве игра­ет Ста­ни­слав Соло­ма­тин — маль­чик-сви­де­тель из «Фише­ра») и про­чих зве­ро­лю­дей из тру-крайм, кото­рым сего­дня стал каж­дый вто­рой рос­сий­ский сери­ал.

«Рай­центр» — не толь­ко бене­фис Асмус, но и воз­мож­ность для Гра­бу­зо­ва нако­нец сыг­рать того пси­ха, в кото­ро­го ему почти дали раз­вер­нуть­ся в сери­а­ле «1703», где у него была настоль­ная гильо­ти­на и порт­рет Берии на стене. Артист с тра­ги­фар­со­вым лицом создан для анти­уто­пий и застой­ных драм, с кото­ры­ми он раз­ми­нул­ся во вре­ме­ни. Игорь игра­ет бес­смыс­лен­но­го и бес­по­щад­но­го пси­хо­па­та с неж­но­стью, как Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча, малень­ко­го чело­ве­ка, застряв­ше­го меж­ду комич­но выпу­чен­ны­ми гла­за­ми и застен­чи­вы­ми дет­ски­ми полу­улыб­ка­ми. Сата­на пра­вил бал, нер­ви­че­ски почё­сы­ва­ясь и вво­дя в заблуж­де­ние бес­хит­рост­ной ложью. Тво­рить в Вар­ма­лее кро­ва­вый треш ему поз­во­ля­ет неле­пое при­кры­тие сле­до­ва­те­ля, но все ему, разу­ме­ет­ся, верят. В Рос­сии все­гда верят «короч­кам» и дубо­лом­ным рас­по­ря­же­ни­ям: если отни­ма­ет пас­порт, несёт пур­гу и ниче­го не дела­ет — зна­чит, точ­но боль­шое начальство.

Авто­ры учли все жан­ро­вые уро­ки, кото­рые пре­по­да­ва­ли спе­ци­а­ли­сты по ста­ро­му доб­ро­му уль­тра­на­си­лию от Ким Ки Дука до Таран­ти­но. В прин­ци­пе, сери­ал мож­но ува­жать за одно убий­ство само­ва­ром — послед­ний приз по ори­ги­наль­но­сти в этой номи­на­ции был у анти­су­пер­ге­рой­ско­го сери­а­ла «Паца­ны», где уби­ва­ли с помо­щью мла­ден­ца. Сего­дня труд­но ори­ги­наль­ни­чать в фор­ме, а ещё труд­нее по содер­жа­нию, но «Рай­центр» и тут удив­ля­ет, скре­щи­вая фар­со­вую пря­нич­ную вздор­ность коме­дий ТНТ с задум­чи­вым нео­но­вым рей­тро­вей­вом. «Очень стран­ные дела» про­са­чи­ва­ют­ся изо всех щелей. Глу­бин­ку дав­но сни­ма­ют как сосре­до­то­че­ние рус­ской хто­ни, как в сери­а­ле «Топи», но нико­гда она ни выгля­де­ла такой наряд­ной в зло­ве­щем сти­вен­кин­гов­ском смысле.

Хотя что нам Сти­вен Кинг. «Рай­центр» — это сего­дняш­няя вер­сия «Горо­да Зеро», в кото­ром маль­чик про­ро­чил глав­но­му герою: «Вы нико­гда отсю­да не уеде­те». В Аме­ри­ке такое мож­но услы­шать толь­ко в хор­ро­ре. Во избе­жа­ние пафо­са и баналь­но­сти не будем гово­рить про мета­фо­ри­че­ский порт­рет Рос­сии, у нас каж­дый её порт­рет мета­фо­ри­че­ский. Рос­сия — мета­фо­ра самой себя, от бани, вод­ки, бала­лай­ки и солё­ных огур­цов до двух сто­ле­тий клас­си­ки и трёх рево­лю­ций. Нуж­но очень тща­тель­но вытрав­ли­вать из рос­сий­ско­го про­из­ве­де­ния прав­ду, что­бы она хоть где-то не отклик­ну­лась сати­рой. Нуж­но совсем при­ду­шить в нём жизнь, что­бы не вышел гротеск.

Село Вар­ма­лей, в кото­ром не оста­нав­ли­ва­ют­ся поез­да, сто­ит на род­ной сюр­ре­а­ли­сти­че­ской поч­ве, в стране абсур­да и веч­но­зе­лё­ных поми­до­ров, где убий­цей ока­зы­ва­ет­ся кол­до­би­на на доро­ге, кото­рую не отре­мон­ти­ро­ва­ли за целую эпо­ху. В пер­вой сцене сери­а­ла баб­ка руга­ет «дерь­мо­кра­тов», кото­рые «раз­ва­ли­ли стра­ну». Спу­стя 20 лет та же баб­ка, ничуть не изме­нив­шись, руга­ет «дерь­мо­кра­тов».

Это не какая-то там исто­ри­че­ская цик­лич­ность. Это твоя роди­на, сволочь.


Читай­те так­же дру­гие рецен­зии Еле­ны Кушнир: 

«Капи­тан Вол­ко­но­гов бежал»: Гой­да-гой­да, или Сакра­ли­за­ция тота­ли­та­риз­ма

Хард­кор по-рус­ски: глав­ный сери­ал вес­ны «Король и Шут»

«Ранев­ская»: сери­ал, кото­рый не любит свою геро­и­ню

Поделиться