Отечественные персонажи впервые появились в западном кинематографе невероятно давно. Вопреки тому, что сегодня говорят в России, русские в западных картинах далеко не всегда представали в образе врага.
Одним из первых фильмов о «наших» стала фривольная немая комедия «Глупые жёны» (1921) голливудского титана Эриха фон Штрогейма, рассказывающая о нечистоплотном белоэмигранте-альфонсе, соблазняющем женщин. Фильм не только никого не оскорбил в СССР, но и был прекрасно принят, выйдя под ироничным названием «Отпрыск благородного рода».
В комедии Эрнста Любича «Ниночка» (1939) легендарная Грета Гарбо сыграла несгибаемую красную комиссаршу, которая невольно соблазняется прелестями Парижа. Картину не хотели показывать в США из-за слишком человечного изображения большевиков, поэтому режиссёру пришлось сделать образы более карикатурными, чем он собирался, однако пародия всё равно получилась не злой, а симпатичной.
В разгар холодной войны вышел триллер «Похороны в Берлине» (1966) с великим Майклом Кейном в роли британского шпиона, у которого есть единственный понимающий его в жизни человек, — советский шпион, находящийся в точно таком же положении в поделённом надвое Берлине.
За последнее десятилетие образ русских и России в кино изменился вслед за окружающим миром. Особенно заметны перемены, произошедшие с 2022 года. Как бы нам ни хотелось воображать, что Запад только и думает, что о нас, либо изо всех сил кэнселит Россию, делая вид, что её не существует, ситуация совсем иная. России на западном экране всё больше, но предстаёт она в том виде, который в последний раз человечество наблюдало в период холодной войны.
Елена Кушнир рассказывает о примечательных фильмах и сериалах, в том или другом виде отражающих образ русского человека.
«Доктор Кто», эпизод «Холодная война» (2013)
Культовый британский научно-фантастический сериал о путешественнике во времени по имени Доктор появился на экранах в 1963 году и сразу же пересёкся с важным историческим событием: убийством президента Кеннеди. Сериал чутко отражал катаклизмы в мире, который ещё не оправился от Карибского кризиса. Часто затрагивая вопросы войны и вооружённых столкновений, сериал вёл яростную борьбу за мир. Главная черта Доктора в любой инкарнации (на сегодня их 13, а вскоре появятся два новых Доктора) — ненависть к оружию и убийству.
Впервые русские (тогда советские) персонажи появились в сериале в 1989 году, в эпоху Седьмого Доктора. В эпизоде «Проклятие Фенрика», затрагивающем вопросы веры и совести человека во время военных действий, события разворачиваются в период Второй мировой войны. На британской военной базе учёный, прообразом которого стал Алан Тьюринг, расшифровывает немецкие послания с помощью суперкомпьютера. Появляется группа советских солдат, которые собираются похитить компьютер, но «образ врага» быстро меняется. «Наши» спасают Доктора и его спутницу, объединяясь с ними против зловещей сущности, которая явно символизирует нацистскую Германию. В конце мы видим, как братаются советские и британские солдаты. Сериал не только вспомнил действия союзников во Второй мировой войне, но и отразил события перестройки, когда СССР повернулся к Западу лицом.
В 2009 году в перезапущенном сериале «Доктор Кто» под руководством самого гуманного и открытого новому драматурга британского телевидения Рассела Т. Дэвиса вышел один из самых запоминающихся эпизодов обновлённого сериала «Воды Марса». Десятый Доктор оказывается на первой марсианской колонии людей с интернациональной группой участников. Хотя большинство героев Земли — британцы, среди них нашлось место астронавту из России по имени Юрий Керенский, который выполняет обязанности медбрата. Очевидно, имя персонажа отсылает к Юрию Гагарину. Мы узнаём, что он из Дагестана, где и сейчас живёт его брат со своим мужем. Россия будущего, таким образом, предстаёт в сериале антигомофобной высокоразвитой страной с успешной космической программой. В трагическом эпизоде, где погибают почти все персонажи, Юрий оказывается среди немногих выживших и в дальнейшем, как рассказывается в дополнительных материалах, станет одним из первых людей, которые отправились за пределы Солнечной системы для дальнейшего освоения космоса.
Однако уже в 2013 году, когда сериалом начал руководить Стивен Моффат, произошёл возврат к временам холодной войны и неизбежной стереотипной искусственности, которой не было у предыдущего шоураннера. Одиннадцатый Доктор и его спутница случайно попадают в 1983 год на советскую подлодку, где со словами «за Родину, товарищи» русские проводят ядерные испытания в Антарктиде. По какой-то явно роковой случайности мы не видим валенок, гармошек и медведей. Серию спасают отличные актёры (всех русских играют лучшие представители «Игры престолов»), неоновый ретровейв-стиль, неотразимый восьмидесятнический саундтрек с группой Ultravox (советский учёный оказывается фанатом западных групп) и юмор.
— Мы собирались взорвать мир, профессор.
— Опять?
Советские матросы во главе с капитаном Жуковым (явные коннотации к «маршалу Победы») оказываются вменяемыми и даже героическими людьми, которые вовсе не хотят превратить Америку в ядерный пепел. За агрессию выступает только агент органов государственной безопасности. Столкнувшись с марсианским представителем расы воинов (аллегория некой абстрактной вражеской угрозы), советские солдаты и повидавший слишком много войн Доктор не могут договориться с ним. Ситуация балансирует на грани того, что называют «взаимным уничтожением».
Финал благополучен отчасти благодаря спутнице Доктора — обычной девушке Кларе, сохранившей мышление мирного человека. Как в классическом сериале, советские солдаты вновь помогают Доктору спасти мир, но, увы, теперь этого недостаточно. Будучи впереди планеты всей в пространстве и времени, «Доктор Кто» раньше других отразил новый тренд: холодная война 2.0.
«Жертвуя пешкой» (2014)
В 1950‑е годы шахматный вундеркинд из США Бобби Фишер становится самым молодым гроссмейстером в истории. Американские спецслужбы, игнорируя его бэкграунд (маму с коммунистическими симпатиями) и явную неуравновешенность, быстро переводят его слова на понятный язык политического противостояния.
«Я хочу сыграть с русскими. Они лучшие в мире, а я хочу стать ещё лучше».
Недооценённый фильм с Тоби Магуайром в роли шахматного гения из Бруклина, возможно, не понравился публике из-за неприятного главного героя. Бобби Фишер — человек-парадокс, гений и сумасшедший, еврей и антисемит, остаётся личностью, которую трудно трактовать. По этой же причине мы не понимаем, за кого болеть в самой важной из шахматных партий в истории, когда Фишер, которому кажется, что он слышит голоса публики, играет с невозмутимым литым советским идолом Борисом Спасским. Журналисты назовут их поединок «безмолвной Третьей мировой».
Картина сосредоточена не только на протагонисте. Мы наблюдаем за Спасским, которого играет Лив Шрайбер — харизматик с российскими корнями, говорящий в фильме на русском с терпимым акцентом. Высокий молчаливый красавец напоминает классическую жертву системы времён холодной войны: агенты государственной безопасности маячат за его спиной даже на пляже, где он хочет просто искупаться.
Но фильм поднимается выше чёрно-белой схемы: хорошие против плохих. Слоган фильма звучит иначе: «Гений против гения. Разум против безумия». Разум, то есть Спасский, в конечном итоге проигрывает. Весь мир воспринимает это как победу США. Но не совсем понятно, чему тут радоваться или печалиться. Псих из Бруклина оказался умнее, потому что его интеллект в принципе непостижим. США тут ни причём. А уж тем более война не окончена. Она даже ещё не началась.
«Красный воробей» (2018)
Простая русская девушка с простым русским именем Доминика (Дженнифер Лоуренс) служит в балете Большого театра. Танцовщица ломает ногу во время представления и лишается средств к существованию. С подачи своего зловещего дяди, похожего на Владимира Путина (бельгийский артист Маттиас Шонартс), Доминика вынуждена пойти работать в Службу внешней разведки, раз уж остальные рабочие места, вероятно, заняты.
Это, прямо скажем, не кино уровня советского «Мёртвого сезона» или британских «Похорон в Берлине», но давайте смотреть правде в глаза: к моменту, когда сняли эти шедевры, холодная война длилась уже 20 лет, люди научились снимать фильмы о шпионах с холода и не выглядеть глупо. Пока не научились. Дайте срок.
Нет ни малейшего смысла разбирать триллер режиссёра Фрэнсиса Лоуренса с точки зрения адекватной передачи российских реалий или взаимодействия секретных агентов. Про шпионов всё равно никто ничего не знает, кроме самих шпионов. В ушанках мы не ходим — скажите кто-нибудь Голливуду. Про остальное достаточно отметить, что это кино существует.
Девушка учится в разведшколе, которая практикует БДСМ-методы воспитания будущих агентов, о чём рассказывал в сомнительном биографическом романе Джейсон Мэттьюс, по которому поставлен фильм, и тут есть интересный нюанс. Руководит школой Шарлотта Рэмплинг из фильма о самых страшных и впечатляющих садомазохистских отношениях в кинематографе «Ночной портье» о фашисте и его жертве из концлагеря.
У вас есть право смеяться над нелепостью «Воробья», но, скорее всего, если вы смеётесь, вы фильм Лилианы Кавани не смотрели. А также не наблюдали за политической ситуацией. Каким бы смехотворным ни был фильм, его придумал новый виток истории.
«Секретное вторжение» (2023)
Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) из агентства «Щ. И. Т.» и метаморф-инопланетянин из расы скруллов Талос (Бен Мендельсон) пытаются остановить террористическое движение, которое приведёт США и Россию к Третьей мировой войне. Вы прослушали краткое содержание самого важного сериала нашего времени, провалившегося в глазах аудитории.
Появившаяся абсолютно некстати и не вовремя в год, когда все устали от супергероев, часть франшизы «Марвел» не похожа на обычный супергеройский проект. Перед нами классический параноидальный шпионский триллер, в котором есть важнейшие элементы жанры: свои, чужие — и ты никогда не знаешь, кто из них кто. Благодаря фантастической составляющей элемент паранойи, конечно, никогда ещё не был настолько прямолинейным: скруллы могут принять любой облик. В сериале враг человечества — это помощник американского президента, который призывает США начать войну против России. Заплёванное критиками и видеоблогерами «Вторжение» кричит на все голоса, чтобы люди обратили внимание на его посыл.
Сериал буквально лезет для этого из кожи вон. Ник Фьюри даже приезжает в Москву, чтобы показать зрителю его «врага». А «враг» выглядит совершенно безобидным. На московских улицах во время праздника ходят толпы, представляющие собой трогательное смешение ретро в духе «Доктора Живаго» и явлений нашего времени. В пёстрой толпе появляется девочка в кокошнике, которая держит шарик, окрашенный в радужные тона. Возможно, «Марвел» выражает робкую надежду, что когда-нибудь в России, когда эта девочка подрастёт, отменят запрет «пропаганды ЛГБТ».
Ник Фьюри чувствует себя в России вполне комфортно. Отправляясь с Талосом в московском поезде, он отмечает, что в юности не мог мечтать о такой роскоши. Когда-то вместе с мамой ему приходилось ездить в вагоне для чернокожих (в этом замечании смутно звучит похвала СССР, где, в отличие от США, не было расовой сегрегации). Его воспоминания удивительным образом пересекаются с опытом советских пассажиров, которые ещё помнят маленькие трясущиеся купе, душный воздух и варёные яйца, захваченные в поездку. Может быть, это не совсем привет всем нам, но в этих сценах трудно не найти параллелей.
Хотя, конечно, в этом нервном триллере, замаскированном под супергеройское кино, есть параллели, которые бывшие граждане СССР должны помнить ещё лучше. Глобальный конфликт, способный привести к уничтожению мира.
«Чёрное зеркало», эпизод «Демон 79» (2023)
Шестой сезон сериала оставил всех довольно равнодушными, и этого следовало ожидать. В начале 2010‑х автор проекта Чарли Брукер решил показать нам тёмную сторону технологий, в которые мы тогда верили. Сегодня люди скорее боятся, что нейросети отберут у нас работу, а именно эту проблему шестой сезон сериала как раз не сумел отразить. Однако никак не связанный с технологиями финальный эпизод, написанный лично Брукером, затрагивает другую не менее, а даже более актуальную и важную тему.
В 1979 году британка индийского происхождения (Анджана Васан) ежедневно сталкивается с расизмом. Одинокой затравленной девушке вдруг является демон из ада (Паапа Эссьеду), который предстаёт в облике вокалиста популярной группы Boney M. Демон объявляет, что человечество вскоре погибнет в огне, если героиня за короткое время не совершит три ритуальных убийства. Параллельно мы узнаём, что конфликт между СССР и странами Запада входит в решающую фазу.
Проблема расизма, унижения личности и медленно тлеющей ярости, которая может подтолкнуть к отчаянным и жестоким поступкам, поначалу кажется основной в эпизоде, поставленном в сюрреалистическом, сновидческом стиле, когда мы вместе с героиней не до конца понимаем: сон это или явь. Девушка сталкивается с политиком-фашистом, который в будущем выглядит как президент Байден, и тут даже нет возможности сказать, действительно ли это какое-то обвинение сериала или совпадение. Но это перестаёт иметь значение в апокалиптическом финале, когда летят бомбы.
Финал проводит буквальную параллель с самым пугающим и беспощадным фильмом о ядерном холокосте «Нити», поставленном на BBC в 1984 году на пике атомной паники, когда человечество сильнее, чем даже во времена Карибского кризиса, боялось, что мир сгорит в ядерном огне. Снятый в технике мокьюментари (псевдодокументальное кино), невыносимый хоррор о медленной агонии человеческой цивилизации даже показали на телевидении в перестроечном СССР. Почти 40 лет спустя «Чёрное зеркало» повторяет слова, которые прозвучали в «Нитях».
«Дворец» (2023)
На недавно завершившемся Венецианском кинофестивале показали фильм «Дворец» Романа Полански. Закэнселенный в Америке и отчасти в Европе режиссёр отметил в этом году 90 лет — возраст, до которого многие не доживают, не говоря уж о том, чтобы продолжать работать. При любом отношении к Полански каждый его фильм привлекает внимание, потому что может стать последней работой живого классика.
Как и сам Полански, «Дворец» вызвал бурный скандал. Кинокритики сладострастно обругали фильм, назвав его «безвкусным» и худшим в карьере режиссёра. Сейчас на сайте Rotten Tomatoes «рейтинг свежести» картины составляет 0%. Трудно представить, чтобы Полански даже в своей худшей форме оказался посредственнее, например, запутанного, бездушного и формалистского сай-фая «Довод» Кристофера Нолана, рейтинг которого составляет 69%. Российские зрители смогут оценить картину самостоятельно — она выйдет на экраны в ноябре.
В «Дворце» снялся наш соотечественник Александр Петров. В интервью актёр сказал:
«Наверное, я везунчик, что попал в кино к Роману Полански. Одним из моих любимых фильмов всегда был его „Пианист“. <…> Полански относится к кино как к чуду».
Чёрную комедию о богатых, которые встречают 2000 год в швейцарском отеле, Полански поставил в соавторстве с соотечественником-поляком — режиссёром и сценаристом Ёжи Сколимовским, явно так же плюющим на отношение критиков в силу почтенного возраста. Большинство звёзд фильма тоже люди немолодые и не слишком заинтересованные в том, что о них скажет современный мир. В их числе участник великой комик-группы «Монти Пайтон» Джон Клиз, сыгравший британского миллиардера, который проводит половину фильма в роли трупа, французская легенда Фанни Ардан с противной собачкой и давно лишивший человеческого лица Микки Рурк в парике, беспощадно высмеивающий самого себя.
В число западных богатеев затесалась группа русских во главе с бритоголовым Петровом, который может оказаться бандитом, нефтяным олигархом, депутатом или всем этим вместе взятым. Русские в фильме — такие же гротескные персонажи, как и остальные: много пьют, бурно веселятся и падают лицом в чёрную икру, но это не тот стереотип, на который стоит жаловаться. По сравнению с обильным поносом и рвотой, которой подверг русских олигархов каннский лауреат Рубен Эстлунд в сатире на сверхбогатых «Треугольник печали», Полански сдержаннее, а ещё не читает нотаций, ругая такой-сякой загнивающий капитализм и его свинские морды.
Наступление новой эры не только для России, но и для всего мира авторы очень точно отмечают выступлением по телевизору президента Путина, который сменяет Ельцина. Его сверхсерьёзное лицо с обещанием счастья всем и каждому становится апофеозом анекдотического апокалипсиса, поставленного людьми, которым нечего терять.
Читайте также другие рецензии и материалы Елены Кушнир о кино:
Банька по-чёрному: фильм-нуар от советского экрана до нового российского кино.
«Снегирь»: дно, кино и токсичные мужчины.
«Убивали людей и все бегали абсолютно голые»: как новое русское кино создаёт миф о 1990‑х.
По-мужски: новые русские фильмы о мужской хрупкости.
Марс наш: «Кибердеревня» — комедийный сай-фай в сеттинге советских фильмов о деревне.