В подкасте «Всё идёт по плану» писатель и режиссёр Владимир Козлов рассказывает о жизни в СССР, развеивает мифы и опровергает фейки.
VATNIKSTAN публикует текстовую версию выпуска о холодной войне — с чего началось противостояние бывших союзников, как советские учителя оберегали детей от «бездумного преклонения перед Западом» и почему культурные и консьюмеристские тренды оказались сильнее идеологии.
Привет! Это — Владимир Козлов с новым эпизодом подкаста «Всё идёт по плану».
В сегодняшнем эпизоде я буду вспоминать жизнь в эпоху холодной войны между Советским Союзом и Западом, а также «преклонение» перед этим самым Западом, которое было типично для советской молодёжи в восьмидесятые годы прошлого века.
Началом холодной войны считается речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в Уэстминстер Колледже в Фултоне 5 марта 1946 года, известная также как «фултонская речь».
В той речи Черчилль заявил о «серьёзной угрозе», которую представляет для западного мира СССР и подконтрольные ему правительства в Восточной Европе. В ней же он впервые употребил и понятие «железный занавес»:
«От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперёк континента».
Несколько ближайших десятилетий словосочетание «Холодная война» максимально точно характеризовала взаимоотношения Советского Союза и западного мира. Об «открытии железного занавеса» впервые заговорили в пятидесятые годы, когда в страну стали в больших количествах приезжать туристы из западных стран, но ни о каком полноценном «открытии» речи не было, и Советский Союз оставался в изоляции от западных стран до реформ, начатых генеральным секретарём компартии СССР Михаилом Горбачёвым в середине 1980‑х годов, и это серьёзно отразилось на всех сферах жизни в стране.
В фултонской речи Черчилль также призвал не повторять ошибок 1930‑х годов — имелись в виду взаимоотношения западных стран с гитлеровской Германией и практиковавшееся некоторыми из них «умиротворение агрессора» — и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.
Ответ СССР последовал через неделю. Сталин в интервью газете «Правда» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером, заявив, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.
Холодная война не вылилась в боевые действия, если не считать нескольких локальных конфликтов, свелась главным образом к «наращиванию гонки вооружений» и пропагандистской войне. Советская пропаганда объявила США главным империалистом, поливая их грязью и высмеивая в многочисленных статьях и фельетонах. Запад отвечал тем же.
Я застал уже последнюю стадию холодной войны. Помню, как в газетах и по телевизору постоянно говорили об «зверином оскале империализма», «нарастании международной напряжённости», «угрозе ядерной войны», пугали возможностью провокаций.
10 ноября 1982 года умер генсек КПСС Леонид Брежнев. О его смерти официально сообщили на следующий день, а похороны были назначены на 15 ноября, понедельник. В этот день в школах отменили занятия. Я учился в четвёртом классе. Внятно объяснить, какая связь между похоронами генсека и отменой учёбы, моя тогдашняя классная руководительница, Вера Александровна, не смогла. Она была человеком «старой закалки», в целом положительно высказывалась о сталинских временах, не подчёркивая, правда, заслуг именно Сталина — я упоминаю её в первом эпизоде подкаста, где речь идёт о советской школе. Зато она сказала, чтобы мы не вздумали в этот неучебный день идти куда-либо гулять, а сидели дома и были готовы к возможным «провокациям» со стороны западных стран. «Возможна даже ситуация, при которой вас погрузят на поезд с целью эвакуации», — говорила она. Не знаю, было ли это собственными фантазиями Веры Александровны, или донести такую информацию до учеников потребовало районо — районный отдел народного образования.
Похороны следующего генсека Андропова ничем не запомнились, а вот с похоронами пришедшего вместо него Черненко у меня связана небольшая история. Его хоронили 13 марта 1985 года, и этот день был также объявлен неучебным, а накануне в актовом зале проводили траурный митинг. Я учился в шестом классе, и кто-то — очевидно, директор или завуч — решили, что в «почётном карауле» у портрета, перетянутого чёрной траурной ленточкой, должны стоять пионеры. По каким критериям выбирали участников «почётного караула», не знаю, но меня отправили домой, чтобы я поменял повседневную голубую рубашку на парадную белую, а потом приказали встать у портрета с кем-то из одноклассниц, держа при этом пионерский салют. Через какое время предполагалась «смена караула», и была ли она в принципе — не помню.
Но стоять даже десять минут, держа правую руку выше уровня глаз, оказалось делом не таким уж и простым, а я был парнем не особо спортивным и тренированным. Очень скоро держать салют стало тяжело, а снимать нас с караула никто не собирался.
Была ли такая проблема у моей напарницы по караулу — внимания я не обратил, не до того было. Чтобы хоть как-то расслабить руку и додержать «салют», я начал слегка двигать рукой то в одну сторону, то в другую. К счастью, это помогло. Но, когда траурный митинг закончился, классная устроила мне разнос: «Что это ты салютом во все стороны крутил? Ты меня на всю школу опозорил!». «Попробовали бы вы сами столько постоять с салютом!» — ответил я.
В марте 1983 года президент США Рональд Рейган объявил о запуске программы «Стратегическая оборонная инициатива», неформально известной под названием «Звёздные войны» (о кинофраншизе с таким названием в СССР тогда практически никто не знал). Программа предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса.
По-своему, запуск этой программы продемонстрировал технологическое отставание Советского Союза от США в «гонке вооружений», которое вскоре и привело к поражению в холодной войне. Советское руководство всполошилось, но предложить адекватного ответа не смогло и сосредоточилось на пропаганде, причём, во многом направленной на внутреннюю аудиторию.
По случаю объявления программы «Звёздные войны» в нашей школе провели специальное собрание, всех учеников с четвёртого по десятый классы согнали в спортзал, где сначала директор, потом военрук произносили речи, обличающие «агрессивную милитаристскую политику США». Потом слово дали десятикласснику с наиболее подвешенным языком, который своими словами повторил только что сказанные директором и военруком фразы об «эскалации напряжённости» и «гонке вооружений».
На политинформациях и классных часах всё чаще стала всплывать тема ядерной войны, в результате которой всё человечество может погибнуть. Педалировалась идея о том, что по вине западных империалистов и милитаристов мир находится на грани верной гибели. Помню, придя домой из школы после одной из таких промывок мозгов на классном часу, я спросил у старшего брата: «А правда будет ядерная война, и мы все погибнем?». Он ответил, что может быть будет, но может быть и нет. Но, если погибнут все вообще, это ведь не так страшно.
На одной из политинформаций классная зачитывала нам откуда-то взятые фразы о том, что гонка вооружений отнимает огромные средства, которые вместо этого могли бы быть потрачены на построение светлого будущего. Например, за деньги, необходимые на постройку одного самолёта-истребителя, можно было бы построить целый город. Мне, одиннадцатилетнему, это показалось сомнительным: построить самолёт стоит столько же, сколько построить целый город? Но мысль о том, чтобы договориться с Западом и остановить гонку вооружений в голову никому не приходила. Хотя уже через два-три года Горбачёв договорится с Рейганом об ограничении ядерных вооружений.
При этом, несмотря на массированную антизападную пропаганду, к самому Западу и, тем более, к живущим там людям, советские граждане никакой враждебности не испытывали. Это заметно контрастирует с нынешним временем, когда, несмотря на то что образ жизни среднего россиянина гораздо ближе к западному, чем это было 40 лет назад, несмотря на всестороннее проникновение в нашу жизнь западной культуры и моделей потребления, отношение к Западу у многих людей откровенно враждебное. Анализировать это я здесь не буду, тема подкаста — не наше время, а советское.
В советское же время к жителям Запада люди испытывали чаще всего два чувства: восхищение и зависть. Причём зависть не была какой-то «чёрной», негативной — мол, люди незаслуженно находятся в лучшем положении, чем мы. Нет, советские люди просто хотели жить «как на Западе».
Из-за того, что информация о жизни за «железным занавесом» доходила крайне редко и минимальными порциями, интерес был огромным. Помню, когда году в 1984‑м на экраны вышел редкий голливудский фильм — «Трюкач» режиссёра Ричарда Раша — мои одноклассники (я был тогда в пятом классе) с энтузиазмом обсуждали это: «Кино про американцев!». Подробнее о том, какое иностранное кино доходило до советских экранов, я рассказывал в эпизоде «Из всех искусств для нас важнейшим…».
Но интерес к Западу и тем более восторженное отношение к культурным и потребительским продуктам оттуда коммунистические власти ни в коем случае не поощряли — особенно, на фоне ухудшения отношений с Западом в первой половине восьмидесятых (а на это повлиял и ввод советских войск в Афганистан в 1979 году).
В лексиконе коммунистических пропагандистов и идеологов существовал термин — «преклонение перед Западом» или, в усиленной форме, — «бездумное преклонение перед Западом». Западная, буржуазная культура считалась вредной, и поэтому велась «идеологическая работа», направленная на борьбу с этой культурой.
Но можно было сколько угодно говорить о том, как плоха и вредна западная культура — от этого она становилась ещё более привлекательной, таким вот «полу-запретным плодом». Да и толком объяснить, в чём заключается вредоносность западной культуры, кроме того, что она — «буржуазная», советские пропагандисты не могли.
Внятных интересных альтернатив западной культуре и западному образу жизни советское государство и коммунистическая партия предложить не могли. Идеологические штампы о том, что строить коммунизм — хорошо и правильно, к восьмидесятым годам настолько расходились с реальностью, что в них не верили даже те, кто должен был по долгу службы их произносить. Официальный советский культурный продукт был малопривлекательным по причине жёсткой цензуры, отметавшей всё «чуждое ценностям социализма», а также из-за оторванности от реальности тех людей, кто отвечал даже не за его создание, а за идеологический контроль над ним.
В результате существовало если и не преклонение перед Западом, то, по крайней мере, всё западное — по причине труднодоступности, а во многих случаях ещё и запретности, — становилось максимально привлекательным: «настоящие фирменные» джинсы, альбомы западных артистов, переписанные на магнитофон, западные фильмы. Причём я говорю об обычной советской молодёжи, пересечение которой с Западом было минимальным. Дети из привилегированных семей, чьи родители ездили на Запад и привозили им оттуда одежду и пластинки, «преклонялись» перед Западом ещё с сороковых годов — те же самые стиляги, о которых я рассказывал в эпизоде «Неформальное молодёжное объединение».
Культурные и консьюмеристские тренды оказались сильнее идеологии, и, можно сказать, что образ жизни советского человека к восьмидесятым годам прошлого века был на самом деле тем же западным по своей сути и устремлениям, но урезанным, кастрированным в силу идеологических и прочих ограничений. И на уровне культуры, и на уровне повседневной жизни интересы и стремления людей были почти одинаковыми, но в полной мере проявиться они смогли уже после крушения советской плановой экономики и отмены глупых идеологических ограничений.
Датой окончания холодной войны считается 1 февраля 1992 года — в тот день президент России Борис Ельцин и президент США Джордж Буш-старший подписали Кэмп-Дэвидскую декларацию, начинавшуюся со слов:
«Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Отныне отличительной чертой их отношений будут дружба и партнёрство…»
Да, к тому времени Советский Союз уже не существовал, его правопреемницей стала Россия. Мир за последние несколько лет сильно изменился. Рухнул не только СССР, но и социалистический лагерь — практически все его члены, кроме Кубы и Северной Кореи, отказались от «коммунистического пути развития».
Можно сказать, что окончание холодной войны шло несколько лет — начиная с первой встречи Горбачёва с Рейганом в Женеве осенью 1985 года. Уже следующая встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике в октябре 1986 года привела к более или менее конкретным договорённостям о взаимном разоружении, позже были подписаны соответствующие документы. В 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана. Советский Союз не стал мешать объединению Западной и Восточной Германии, не вмешивался он и в серию революций в европейских соцстранах, которая привела к падению коммунистических режимов.
Горбачёв понимал, что Советский Союз проигрывает в холодной войне, ещё в 1985 году, когда только пришёл к власти. Его международная деятельность во многом и заключалась в том, чтобы выйти из войны с наименьшими потерями, «сохранив лицо». Другое дело, что параллельно с внешнеполитическими процессами шли внутренние, ещё более сложные, и они в итоге привели к полному крушению коммунистической системы и распаду СССР.
Интересно, что, если на повседневном уровне от «советского образа жизни» отказались вполне легко, то менталитет холодной войны у многих людей сохранился до сих пор, причём в бывшем СССР, увы, в большей степени, чем на Западе.
Подписывайтесь на «Всё идёт по плану» на «Apple Podcasts», «Яндекс.Музыке» и других платформах, где слушаете подкасты.
Читайте также «„Выше знамя советского спорта!“. О футболе, хоккее и фигурном катании в СССР».