Книга «Очерки по истории Советского Бадахшана» 1981 года содержит интересную информацию о создании комсомола в Горно-Бадахшанской автономной области:
«…Весной 1923 года произошло знаменательное событие. Перед собравшимися воспитанниками [1‑го интерната] выступили комсомольцы, которые рассказали о создании комсомольской ячейки. <…> Речь о Коммунистическом Союзе молодёжи и его задачах произнёс военком [пограничного] отряда Курочкин. В этот день, 5 мая 1923 года, была организована первая комсомольская ячейка на Памире. В комсомол записалось около 30 юношей. <…> В деле благоустройства культурно-просветительных учреждений большую роль сыграл выдающийся советский дипломат Георгий Васильевич Чичерин, который был шефом памирской комсомолии. Он постоянно снабжал её разнообразной литературой, канцелярскими принадлежностями и инструкциями о работе комсомола».
Хаётбегим Кадамшоева — одна из выдающихся памирских комсомолок, труженица высокогорий, секретарь Горно-Бадахшанского обкома комсомола, а ещё исследовательница Памира. Она была делегатом XII съезда ВЛКСМ 1954 года, VIII, IX, X, XI, XII и XIII съездов ЛКСМ Таджикистана с 1949 по 1958 год, XII съезда Коммунистической партии Таджикистана 1959 года, съезда молодых женщин Таджикистана, а ещё избиралась депутатом Хорогского городского Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области с 1955 по 1963 год. Кадамшоева дважды получала грамоты ЦК ВЛКСМ за плодотворный труд в деле активного воспитания молодёжи ГБАО, её награждали юбилейным знаком ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ» в 1988‑м и медалью «Ветеран труда» в 1990 году.
Рассказываем, как складывалась жизнь Хаётбегим Кадамшоевой — о её трудовой, партийно-политической и исследовательской деятельности после Великой Отечественной войны на Памире.
Текст подготовил Хуршед Юсуфбеков — автор более 50 исторических статей в русскоязычной «Википедии». Специально для VATNIKSTAN он продолжает раскрывать неизвестные страницы отечественной истории. Из предыдущих материалов мы узнали: по какой причине на Памир отправилась первая русская военная экспедиция, о Памирском отряде на страже границ Российской империи, об исследователях природы Памира; о герое революции Советского Бадахшана Хубаншо Кирманшоеве; об офицере Андрее Станишевском и его подвигах в науке и противодействии иностранным разведкам в регионе; о штабс-кaпитане Oльгepде Tyмaновиче.
Ранние годы и учёба
Хаётбегим Кадамшоева родилась 19 марта 1932 года в городе Хороге автономной области Горного Бадахшана (АОГБ, с 5 декабря 1936 года — Горно-Бадашханская автономная область) Таджикской ССР. Её отец, Кадамшо Додихудоев (1902–1973), был военным, одним из активных борцов за установление советской власти на Памире. Красногвардеец с 1918 года, Кадамшо служил в рядах Красной армии в особом отделе военной контрразведки Памирского отряда ВЧК Хорогского погранотряда с 1920-го, в Рабоче-крестьянской милиции — с 1923 года. Додихудоев участвовал в разгроме басмачества по направлению Дарваз — Язгулям — Ванч — Калаи-Хумб и на Восточном Памире в 1920–1929 годах. Занимал должность председателя Шугнанского райисполкома с 1930 по 1932 год; 1‑й секретарь Бартангского райкома ВКП(б) с 1932 по 1933 год. В сентябре 1937-го арестован, по 1938‑й включительно не работал, был исключён из рядов ВКП(б). С 1939 года Кадамшо в течение семи лет был беспартийным председателем колхоза имени Сталина в Хороге. Его супруга, Гулбуттамох Бахшова (1907–1984), трудилась в том же колхозе.
Прадед Хаётбегим — Додихудо Кадамшоев (1860–1930) — известен в России под именем Додо Худо Кадам Шо-Заде. Он был знатоком истории Шугнана, музыкантом, певцом и земледельцем, в Хороге имел относительно большой участок земли. Его сочинения печатали, в особенности в Москве — в советском журнале «Просвещение национальностей» в 1935 году, при поддержке известного писателя Азиза Ниалло (Андрея Владимировича Станишевского).
В ранние годы Хаётбегим жила в Хороге, её воспитывали родители. В 1938 году, когда девочке было шесть лет, её отдали в семилетнюю школу имени Кирова. В школе Кадамшоева выступала в составе детского ансамбля от Горно-Бадахшанской автономной области в Сталинабаде. Одно из самых важных выступлений коллектива состоялось в здании Таджикского академического драматического театра имени Абулькасима Лахути весной 1944 года, в период Великой Отечественной войны.
Получив неполное среднее образование в школе, Хаётбегим с согласия родителей в 1945 году поступила в Педагогическое училище города Хорога. Там она была отличницей, активно участвовала в общественной жизни. По этой причине уже во время первого учебного года Кадамшоева поступила в комсомол, а в 1947 году стала членом профсоюза.
На втором курсе Кадамшоева уже руководила всеми комсомольскими организациями города — так случилось, что о её осведомленности, лидерских способностях, активной общественной деятельности стало известно горожанам.
В педагогическом училище, кроме Хаётбегим, занимались ещё восемь девушек. После сдачи государственных экзаменов в 1948 году все они стали преподавать, воспитывать новое молодое поколение высокогорья.
В газете 1986 года «Комсомоли Точикистон» от 7 мая, на второй странице упомянуты события этого отрезка жизни Кадамшоевой:
«…После окончания педучилища год проработала секретарём обкома комсомола. Комсомольцы и молодёжь Памира в те годы, чтобы ускорить развитие народного хозяйства, сделали достойный вклад в прогресс культурно-экономической жизни области. Хаётбегим и другие активисты комсомола — Холикназар Худоназаров, Гулзорхон Ёрмахмадов, Имомназар Сулаймонов, Кулмахмад Абдулазимов — прилагали большие усилия по организации комсомольских ячеек на Памире и их мобилизации на народно-хозяйственное производство».
С 1934 по 1958 год в стране, постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», был введён тип общеобразовательной школы в составе 1–7‑го классов — неполная средняя школа, или НСШ. В декабре 1948 года Кадамшоева стала секретарём Горно-Бадахшанского обкома Союза НСШ, одновременно выполняя обязанности секретаря Горно-Бадахшанского обкома комсомола Союза.
В сентябре 1949 года Хаётбегим поступила в Учительский институт Сталинабада. В июле 1951 года окончила полный курс литературного факультета по специальности «Таджикский язык и литература» с присвоением квалификации учителя средней школы. Приобрела право на преподавание в семилетней школе и получила диплом.
Работа в обкоме комсомола
С сентября 1952 по январь 1954 года Хаётбегим Кадамшоева работала инструктором отдела комсомольских организаций Горно-Бадахшанского обкома ЛКСМ Таджикистана. С января 1954 года была заместителем заведующего Отделом пропаганды и агитации по культмассовой работе обкома комсомола ГБАО. Одновременно с февраля 1954 года проходила курсы переподготовки руководящих пионерских работников при Центральной комсомольской школе в городе Москве. В марте 1954 года от имени молодёжи Горно-Бадахшанской автономной области стала делегатом на XII съезде ВЛКСМ в Москве, где обсуждались важные вопросы. Съезд принял новую редакцию устава ВЛКСМ и объявил освоение целины комсомольской ударной стройкой. После Великой Отечественной войны в Советском Союзе в первую очередь все силы были направлены на восстановление промышленности, которую удалось быстро поднять из руин. Однако ситуация в сельскохозяйственном производстве оставалась критической.
Забегая вперёд, следует отметить, что в 1956 и 1957 годах Кадамшоева организовывала отправку посланцев Памира на освоении целины в Казахской ССР, в Сибири и Поволжье. В апреле 1955 года Хаётбегим Кадамшоева вступила в партию.
27 ноября 1955 года Кадамшоева была избрана секретарём обкома комсомола по работе среди школьной молодёжи и пионеров, курировала отдел учащейся молодёжи и пионеров Горно-Бадахшанского обкома комсомола Таджикистана. Активно участвовала в культурно-просветительной работе сёл области, помогала организовывать комсомольско-молодёжные коллективы в колхозах в сельском производстве, заготовку грубых кормов и силоса для увеличения поголовья скота (косили траву, рыли траншеи для силосования, было заготовлено сотни тысяч тонн кормов), постройку новых библиотек, клубов и других культурных учреждений, следуя указаниям постановления VIII и IX съездов ЛКСМ Таджикистана. Хаётбегим способствовала систематической работе школ, театров и кинозалов на Памире.
Результатом признания организаторских способностей и достижений стало её избрание делегатом XII съезда Коммунистической партии Таджикистана, который проходил 14–15 января 1959 года в столице республики — городе Сталинабаде (после 1961 года — Душанбе).
12 апреля 1960 года Кадамшоева была назначена начальником отдела записи актов гражданского состояния Горно-Бадахшанского областного исполнительного комитета. 14 января 1964 года в связи с переездом семьи из Хорога в город Душанбе Хаётбегим Кадамшоева уволилась по собственному желанию.
Худоёр Юсуфбеков
Худоёр Юсуфбекович Юсуфбеков (1928–1990), супруг Хаётбегим, тогда работал директором Памирской биологической станции в Чечектах, близ Мургаба на Восточном Памире. Академия наук Таджикской ССР в Душанбе обеспечила семью трёхкомнатной квартирой в новом выстроенном доме по улице Чехова. Худоёру Юсуфбекову приходилось круглый год работать на высокогорном Памире в отрыве от семьи. Протяжённость его маршрутов в экспедициях, в полевых исследованиях по Памиру и Алайской долине на автомашине, вертолёте, на лошади, по воде на лодке, плоту и пешком составляла десятки тысяч километров. В скором времени он становится известен в Советском Союзе как учёный и организатор науки и научных учреждений на Памире:
«…нет необходимости характеризовать Худоёра Юсуфбекова как учёного и организатора науки. Его жизнь и деятельность протекали на моих глазах, а итоги деятельности налицо — сам институт как важнейшая научная структура на Памире…» — писал его современник Окмир Агаханянц (1927–2002), геоботаник, географ, путешественник, специалист в области региональной геополитики и стратегической географии Кавказа и Центральной Азии, доктор географических наук, профессор, член-корреспондент Международного географического союза.
«…мы считаем Худоёра основателем не только Памирского биологического института (ныне носит имя своего основателя и практически создателя), но также основателем, родоначальником Института гуманитарных наук на Памире. <…> Считаем своим долгом всё созданное (на Памире), основанное Худоёром Юсуфбековичем Юсуфбековым сохранить и развивать», — отмечал Додхудо Карамшоев (1932–2007), доктор филологических наук, профессор и фольклорист, заслуженный деятель науки Республики Таджикистан.
Институт языка и литературы
В 1965 году Хаётбегим Кадамшоева получила высшее образование, окончив заочно факультет таджикского языка и литературы Государственного педагогического института имени Шевченко в Душанбе.
С 18 мая 1965 года начинается новая веха в её трудовой жизни: она получает должность лаборанта сектора диалектологии Института языка и литературы имени Абуабдулло Рудаки Академии науки Таджикской ССР. На её заявлении завизированы две исторические пометки. Первая находится внизу: «Товарищ Кадамшоева может оказать помощь при сборе и обработке материалов по шугнанскому языку. (Подпись) Д. Карамшоев 18/V‑65», и вторая — в правом верхнем углу данного заявления: «В приказ с 20 мая сего года на должность лаборанта. (Подпись) Н. Масуми 18/V‑65».
С 1 декабря 1969 года Кадамшоева Хаётбегим занимает должность старшего лаборанта Сектора памирских языков вышеназванного научно-исследовательского института, основание — «Рапорт заведущего сектором памирских языков Додхудо Карамшоева».
Институт языка и литературы был основан в 1932 году. Из сектора диалектологии, упомянутого выше, в 1967 году группа памироведов выделилась в отдельный Сектор памирских языков для исследования бесписьменных живых памирских языков. Затем же сектор вырос, возник запрос — расширить круг исследований духовной жизни памирцев. В 1974 году на базе Сектора памирских языков был создан Отдел памироведения ИЯЛ имени Рудаки АН Таджикской ССР. Все эти годы памироведами руководил Додхудо Карамшоев. В журнале «Народы Азии и Африки» (№ 5, 1976) по этому поводу изложено следующее:
«1975 год был юбилейным для Советского Памира (50-летие образования ГБАО). Созданный годом раньше в Институте языка и литературы им. А. Рудаки АН ТаджССР Отдел памироведения (на базе сектора памирских языков) встретил юбилейный год выпуском трёх рецензируемых изданий. <…> Отчёт о работе, которая ведётся в настоящее время в Отделе памироведения (в составе трёх групп — языкознания, фольклористики и литературоведения)».
Хаётбегим Кадамшоева, работая в Институте языка и литературы, 23 года жизни посвятила изучению фольклорного жанра — в основном памирским загадкам. Каждый год в начале мая она выезжала на Памир в экспедицию по сбору материала устного народного творчества памироязычных народностей: ашула (песни), сказки, пословицы и поговорки. По всем селениям и кишлакам расспрашивала и записывала с уст жителей, в основном преклонного возраста, и возвращалась домой только во второй половине ноября. Работу по сбору выполняла в основном пешком, редко переезжая на автомобиле.
С 16 марта 1988 года Хаётбегим Кадамшоева в возрасте 56 лет вышла на пенсию. Ушла из жизни 4 апреля 2006 года в городе Душанбе, похоронена на кладбище «Сари Осиё».
Оценка трудовой и общественной деятельности и память
— Почётная грамота ЦК ВЛКСМ (дважды в 1950‑х годах).
— Юбилейный знак ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ» (1988).
— Медаль «Ветеран труда» (1990).
— Первое научное сочинение: Кадамшоева Хаётбегим // Памироведение. Душанбе: Дониш, 1975. с. 128–132.
— Член женсовета Института языка и литературы имени Рудаки АН Таджикской ССР.
Бывший учёный секретарь (1969–1975) и заместитель директора ИЯЛ имени Рудаки АН Таджикистана (2000–2005) Санавбар Холматова рассказывает:
«…женсовет был значимым и действенным общественным органом в институте, к его мнению прислушивались. Хаётбегим была настоящим коммунистом в лучшем смысле этого слова, в ней была заложена природная честность, к любому делу подходила с особо высоким чувством долга. У неё было несколько научных статей по памирскому фольклору, созданных на материалах, собранных в экспедициях. Большую часть экспедиционного материала она передавала в научный фонд Отдела памироведения, который в начале 1990‑х годов был перебазирован на Памир. После переезда на Памир была создана группа по тотальному изучению памирского фольклора. Переданные Хаётбегим материалы значительно обогатили фонд, в результате чего стали появляться многочисленные публикации <…> по устному народному творчеству памироязычных народов. Ещё следует отметить: Хаётбегим была гостеприимным, хлебосольным человеком…»
Рекомендуемая литература
- Сухроб Зиёев. Достигшая уровня вершин: Хаётбегим Кадамшоева (тадж.). Газета «Комсомоли Точикистон», Душанбе: 1986. 7 мая. С. 2.
- Диловаров Маззам. Проблемы «памироведения». // Памир: Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, Орган Союза писателей Таджикской ССР (издаётся с 1949 года). Душанбе: Полиграфкомбинат Госкомитета Совета Министров Таджикской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1976. № 4. С. 83–84.
- Джой Эдельман. Библиографические заметки.
- Д. Карамшоев. Советские учёные о Памире, «Памироведение (вопросы филологии)»] // Народы Азии и Африки (журнал). 1976. № 5. С. 187.
- Ежегодник изданий Академии наук Таджикской ССР: Сист. указ. книг и статей / Центральная научная библиотека. Душанбе: Дониш, 1977. С. 132–133.
- Додхудо Карамшоев. Шугнанско-русский словарь: около 30 000 слов и словосочетаний: в 3 томах / под ред. А. Л. Грюнберга. Москва: Наука, 1988. С. 15.
- Институт языка и литературы имени Рудаки АН Таджикской ССР. Памироведение (вопросы филологии) (тадж.)/ отв. ред. С. Хушенова, Х. Курбонов. Душанбе: Дониш, 1975. С. 4, 128–132.
- Этнография Таджикистана: Сборник статей / АН ТаджССР, Институт истории имени Дониша; отв. ред. Б. А. Литвинский. Душанбе: Дониш, 1985. С. 114.
- Известия Академии наук СССР: Серия литературы и языка. 1988. т. 47. С. 584.
- Суҳроби Зиё. Память. Сказание об одной фотографии: Хаётбегим Кадамшоева (тадж.). Газета «Ҷавонони Тоҷикистон», Душанбе: 2022. 25 августа. С. 11.
Автор посвящает этот материал памяти родителей Хаётбегим Кадамшоевой — Гулбуттамох Бахшовой и Кадамшо Додихудоеву.
Читайте также «Исследование природы Памира: от энтузиазма в Российской империи к науке в СССР».