История исследовательницы Памира Хаётбегим Кадамшоевой

Кни­га «Очер­ки по исто­рии Совет­ско­го Бадах­ша­на» 1981 года содер­жит инте­рес­ную инфор­ма­цию о созда­нии ком­со­мо­ла в Гор­но-Бадах­шан­ской авто­ном­ной области:

«…Вес­ной 1923 года про­изо­шло зна­ме­на­тель­ное собы­тие. Перед собрав­ши­ми­ся вос­пи­тан­ни­ка­ми [1‑го интер­на­та] высту­пи­ли ком­со­моль­цы, кото­рые рас­ска­за­ли о созда­нии ком­со­моль­ской ячей­ки. <…> Речь о Ком­му­ни­сти­че­ском Сою­зе моло­дё­жи и его зада­чах про­из­нёс воен­ком [погра­нич­но­го] отря­да Куроч­кин. В этот день, 5 мая 1923 года, была орга­ни­зо­ва­на пер­вая ком­со­моль­ская ячей­ка на Пами­ре. В ком­со­мол запи­са­лось око­ло 30 юно­шей. <…> В деле бла­го­устрой­ства куль­тур­но-про­све­ти­тель­ных учре­жде­ний боль­шую роль сыг­рал выда­ю­щий­ся совет­ский дипло­мат Геор­гий Васи­лье­вич Чиче­рин, кото­рый был шефом памир­ской ком­со­мо­лии. Он посто­ян­но снаб­жал её раз­но­об­раз­ной лите­ра­ту­рой, кан­це­ляр­ски­ми при­над­леж­но­стя­ми и инструк­ци­я­ми о рабо­те комсомола».

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва — одна из выда­ю­щих­ся памир­ских ком­со­мо­лок, тру­же­ни­ца высо­ко­го­рий, сек­ре­тарь Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма ком­со­мо­ла, а ещё иссле­до­ва­тель­ни­ца Пами­ра. Она была деле­га­том XII съез­да ВЛКСМ 1954 года, VIII, IX, X, XI, XII и XIII съез­дов ЛКСМ Таджи­ки­ста­на с 1949 по 1958 год, XII съез­да Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Таджи­ки­ста­на 1959 года, съез­да моло­дых жен­щин Таджи­ки­ста­на, а ещё изби­ра­лась депу­та­том Хорог­ско­го город­ско­го Сове­та депу­та­тов тру­дя­щих­ся Гор­но-Бадах­шан­ской авто­ном­ной обла­сти с 1955 по 1963 год. Кадам­шо­е­ва два­жды полу­ча­ла гра­мо­ты ЦК ВЛКСМ за пло­до­твор­ный труд в деле актив­но­го вос­пи­та­ния моло­дё­жи ГБАО, её награж­да­ли юби­лей­ным зна­ком ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ» в 1988‑м и меда­лью «Вете­ран тру­да» в 1990 году.

Рас­ска­зы­ва­ем, как скла­ды­ва­лась жизнь Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­вой — о её тру­до­вой, пар­тий­но-поли­ти­че­ской и иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти после Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны на Памире.

Хаёт­бе­гим Кадамшоева

Текст под­го­то­вил Хур­шед Юсуф­бе­ков — автор более 50 исто­ри­че­ских ста­тей в рус­ско­языч­ной «Вики­пе­дии». Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN он про­дол­жа­ет рас­кры­вать неиз­вест­ные стра­ни­цы оте­че­ствен­ной исто­рии. Из преды­ду­щих мате­ри­а­лов мы узна­ли: по какой при­чине на Памир отпра­ви­лась пер­вая рус­ская воен­ная экс­пе­ди­ция, о Памир­ском отря­де на стра­же гра­ниц Рос­сий­ской импе­рии, об иссле­до­ва­те­лях при­ро­ды Пами­ра; о герое рево­лю­ции Совет­ско­го Бадах­ша­на Хубан­шо Кир­ман­шо­е­ве; об офи­це­ре Андрее Ста­ни­шев­ском и его подви­гах в нау­ке и про­ти­во­дей­ствии ино­стран­ным раз­вед­кам в реги­оне; о штабс-кaпи­тане Oль­гep­де Tyмa­но­ви­че.


Ранние годы и учёба

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва роди­лась 19 мар­та 1932 года в горо­де Хоро­ге авто­ном­ной обла­сти Гор­но­го Бадах­ша­на (АОГБ, с 5 декаб­ря 1936 года — Гор­но-Бада­ш­хан­ская авто­ном­ная область) Таджик­ской ССР. Её отец, Кадам­шо Доди­ху­до­ев (1902–1973), был воен­ным, одним из актив­ных бор­цов за уста­нов­ле­ние совет­ской вла­сти на Пами­ре. Крас­но­гвар­де­ец с 1918 года, Кадам­шо слу­жил в рядах Крас­ной армии в осо­бом отде­ле воен­ной контр­раз­вед­ки Памир­ско­го отря­да ВЧК Хорог­ско­го погра­нот­ря­да с 1920-го, в Рабо­че-кре­стьян­ской мили­ции — с 1923 года. Доди­ху­до­ев участ­во­вал в раз­гро­ме бас­ма­че­ства по направ­ле­нию Дар­ваз — Язгу­лям — Ванч — Калаи-Хумб и на Восточ­ном Пами­ре в 1920–1929 годах. Зани­мал долж­ность пред­се­да­те­ля Шугнан­ско­го рай­ис­пол­ко­ма с 1930 по 1932 год; 1‑й сек­ре­тарь Бар­танг­ско­го рай­ко­ма ВКП(б) с 1932 по 1933 год. В сен­тяб­ре 1937-го аре­сто­ван, по 1938‑й вклю­чи­тель­но не рабо­тал, был исклю­чён из рядов ВКП(б). С 1939 года Кадам­шо в тече­ние семи лет был бес­пар­тий­ным пред­се­да­те­лем кол­хо­за име­ни Ста­ли­на в Хоро­ге. Его супру­га, Гул­бут­та­мох Бах­шо­ва (1907–1984), тру­ди­лась в том же колхозе.

Сле­ва: Кадам­шо Доди­ху­до­ев и его внуч­ка Зар­ри­на Мир­ша­кар, 1949 год. Спра­ва: Хаёт­бе­гим и её мать Гул­бут­та­мох Бах­шо­ва. Конец 1970‑х годов

Пра­дед Хаёт­бе­гим — Доди­ху­до Кадам­шо­ев (1860–1930) — изве­стен в Рос­сии под име­нем Додо Худо Кадам Шо-Заде. Он был зна­то­ком исто­рии Шугна­на, музы­кан­том, пев­цом и зем­ле­дель­цем, в Хоро­ге имел отно­си­тель­но боль­шой уча­сток зем­ли. Его сочи­не­ния печа­та­ли, в осо­бен­но­сти в Москве — в совет­ском жур­на­ле «Про­све­ще­ние наци­о­наль­но­стей» в 1935 году, при под­держ­ке извест­но­го писа­те­ля Ази­за Ниал­ло (Андрея Вла­ди­ми­ро­ви­ча Станишевского).

В ран­ние годы Хаёт­бе­гим жила в Хоро­ге, её вос­пи­ты­ва­ли роди­те­ли. В 1938 году, когда девоч­ке было шесть лет, её отда­ли в семи­лет­нюю шко­лу име­ни Киро­ва. В шко­ле Кадам­шо­е­ва высту­па­ла в соста­ве дет­ско­го ансам­бля от Гор­но-Бадах­шан­ской авто­ном­ной обла­сти в Ста­ли­на­ба­де. Одно из самых важ­ных выступ­ле­ний кол­лек­ти­ва состо­я­лось в зда­нии Таджик­ско­го ака­де­ми­че­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го теат­ра име­ни Абуль­ка­си­ма Лаху­ти вес­ной 1944 года, в пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Полу­чив непол­ное сред­нее обра­зо­ва­ние в шко­ле, Хаёт­бе­гим с согла­сия роди­те­лей в 1945 году посту­пи­ла в Педа­го­ги­че­ское учи­ли­ще горо­да Хоро­га. Там она была отлич­ни­цей, актив­но участ­во­ва­ла в обще­ствен­ной жиз­ни. По этой при­чине уже во вре­мя пер­во­го учеб­но­го года Кадам­шо­е­ва посту­пи­ла в ком­со­мол, а в 1947 году ста­ла чле­ном профсоюза.

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва в 1940‑е годы

На вто­ром кур­се Кадам­шо­е­ва уже руко­во­ди­ла все­ми ком­со­моль­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми горо­да — так слу­чи­лось, что о её осве­дом­лен­но­сти, лидер­ских спо­соб­но­стях, актив­ной обще­ствен­ной дея­тель­но­сти ста­ло извест­но горожанам.

В педа­го­ги­че­ском учи­ли­ще, кро­ме Хаёт­бе­гим, зани­ма­лись ещё восемь деву­шек. После сда­чи госу­дар­ствен­ных экза­ме­нов в 1948 году все они ста­ли пре­по­да­вать, вос­пи­ты­вать новое моло­дое поко­ле­ние высокогорья.

В газе­те 1986 года «Ком­со­мо­ли Точи­ки­стон» от 7 мая, на вто­рой стра­ни­це упо­мя­ну­ты собы­тия это­го отрез­ка жиз­ни Кадамшоевой:

«…После окон­ча­ния педучи­ли­ща год про­ра­бо­та­ла сек­ре­та­рём обко­ма ком­со­мо­ла. Ком­со­моль­цы и моло­дёжь Пами­ра в те годы, что­бы уско­рить раз­ви­тие народ­но­го хозяй­ства, сде­ла­ли достой­ный вклад в про­гресс куль­тур­но-эко­но­ми­че­ской жиз­ни обла­сти. Хаёт­бе­гим и дру­гие акти­ви­сты ком­со­мо­ла — Холик­на­зар Худо­на­за­ров, Гул­зор­хон Ёрмах­ма­дов, Имом­на­зар Сулай­мо­нов, Кул­мах­мад Абду­ла­зи­мов — при­ла­га­ли боль­шие уси­лия по орга­ни­за­ции ком­со­моль­ских яче­ек на Пами­ре и их моби­ли­за­ции на народ­но-хозяй­ствен­ное производство».

С 1934 по 1958 год в стране, поста­нов­ле­ни­я­ми СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О струк­ту­ре началь­ной и сред­ней шко­лы в СССР», был вве­дён тип обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы в соста­ве 1–7‑го клас­сов — непол­ная сред­няя шко­ла, или НСШ. В декаб­ре 1948 года Кадам­шо­е­ва ста­ла сек­ре­та­рём Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма Сою­за НСШ, одно­вре­мен­но выпол­няя обя­зан­но­сти сек­ре­та­ря Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма ком­со­мо­ла Союза.

В сен­тяб­ре 1949 года Хаёт­бе­гим посту­пи­ла в Учи­тель­ский инсти­тут Ста­ли­на­ба­да. В июле 1951 года окон­чи­ла пол­ный курс лите­ра­тур­но­го факуль­те­та по спе­ци­аль­но­сти «Таджик­ский язык и лите­ра­ту­ра» с при­сво­е­ни­ем ква­ли­фи­ка­ции учи­те­ля сред­ней шко­лы. При­об­ре­ла пра­во на пре­по­да­ва­ние в семи­лет­ней шко­ле и полу­чи­ла диплом.

Сле­ва напра­во: Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва и её стар­шая сест­ра Гулгунча

Работа в обкоме комсомола

С сен­тяб­ря 1952 по январь 1954 года Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва рабо­та­ла инструк­то­ром отде­ла ком­со­моль­ских орга­ни­за­ций Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма ЛКСМ Таджи­ки­ста­на. С янва­ря 1954 года была заме­сти­те­лем заве­ду­ю­ще­го Отде­лом про­па­ган­ды и аги­та­ции по культ­мас­со­вой рабо­те обко­ма ком­со­мо­ла ГБАО. Одно­вре­мен­но с фев­ра­ля 1954 года про­хо­ди­ла кур­сы пере­под­го­тов­ки руко­во­дя­щих пио­нер­ских работ­ни­ков при Цен­траль­ной ком­со­моль­ской шко­ле в горо­де Москве. В мар­те 1954 года от име­ни моло­дё­жи Гор­но-Бадах­шан­ской авто­ном­ной обла­сти ста­ла деле­га­том на XII съез­де ВЛКСМ в Москве, где обсуж­да­лись важ­ные вопро­сы. Съезд при­нял новую редак­цию уста­ва ВЛКСМ и объ­явил осво­е­ние цели­ны ком­со­моль­ской удар­ной строй­кой. После Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в Совет­ском Сою­зе в первую оче­редь все силы были направ­ле­ны на вос­ста­нов­ле­ние про­мыш­лен­но­сти, кото­рую уда­лось быст­ро под­нять из руин. Одна­ко ситу­а­ция в сель­ско­хо­зяй­ствен­ном про­из­вод­стве оста­ва­лась критической.

Забе­гая впе­рёд, сле­ду­ет отме­тить, что в 1956 и 1957 годах Кадам­шо­е­ва орга­ни­зо­вы­ва­ла отправ­ку послан­цев Пами­ра на осво­е­нии цели­ны в Казах­ской ССР, в Сиби­ри и Повол­жье. В апре­ле 1955 года Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва всту­пи­ла в партию.

Кадам­шо­е­ва Хаё­бе­гим. Москва. Март 1954 года
«Пар­тий­ный билет № 07904738 чле­на КПСС: Кадам­шо­е­ва Хаёт­бе­гим, дата выда­чи 3 декаб­ря 1973 года»
Пер­во­про­ход­ца­ми осво­е­ния цели­ны были в основ­ном комсомольцы

27 нояб­ря 1955 года Кадам­шо­е­ва была избра­на сек­ре­та­рём обко­ма ком­со­мо­ла по рабо­те сре­ди школь­ной моло­дё­жи и пио­не­ров, кури­ро­ва­ла отдел уча­щей­ся моло­дё­жи и пио­не­ров Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма ком­со­мо­ла Таджи­ки­ста­на. Актив­но участ­во­ва­ла в куль­тур­но-про­све­ти­тель­ной рабо­те сёл обла­сти, помо­га­ла орга­ни­зо­вы­вать ком­со­моль­ско-моло­дёж­ные кол­лек­ти­вы в кол­хо­зах в сель­ском про­из­вод­стве, заго­тов­ку гру­бых кор­мов и сило­са для уве­ли­че­ния пого­ло­вья ско­та (коси­ли тра­ву, рыли тран­шеи для сило­со­ва­ния, было заго­тов­ле­но сот­ни тысяч тонн кор­мов), построй­ку новых биб­лио­тек, клу­бов и дру­гих куль­тур­ных учре­жде­ний, сле­дуя ука­за­ни­ям поста­нов­ле­ния VIII и IX съез­дов ЛКСМ Таджи­ки­ста­на. Хаёт­бе­гим спо­соб­ство­ва­ла систе­ма­ти­че­ской рабо­те школ, теат­ров и кино­за­лов на Памире.

Резуль­та­том при­зна­ния орга­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей и дости­же­ний ста­ло её избра­ние деле­га­том XII съез­да Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Таджи­ки­ста­на, кото­рый про­хо­дил 14–15 янва­ря 1959 года в сто­ли­це рес­пуб­ли­ки — горо­де Ста­ли­на­ба­де (после 1961 года — Душанбе).

Груп­па деле­га­тов XII съез­да КП Таджи­ки­ста­на (сле­ва напра­во): Раши­до­ва Зебо — бри­га­дир кол­хо­за из Пяндж­ско­го рай­о­на, Суфи­е­ва Зулей­ха — бри­га­дир кол­хо­за им. То́мина Куляб­ско­го рай­о­на, Каби­ло­ва Мука­рам — сек­ре­тарь Лени­на­бад­ско­го рай­ко­ма пар­тии, Хаки­мо­ва Роза Юлда­шев­на — пред­се­да­тель Ура-Тюбин­ско­го гор­ис­пол­ко­ма; Кадам­шо­е­ва Хаёт­бе­гим — сек­ре­тарь Гор­но-Бадах­шан­ско­го обко­ма ком­со­мо­ла; Аджам­шо­е­ва Насрын­гуль — пред­се­да­тель Ван-Калин­ско­го кишлач­но­го сове­та Шугнан­ско­го рай­о­на, Мир­зо­е­ва Сул­тан Насаб — пред­се­да­тель Ишка­шим­ско­го рай­ис­пол­ко­ма ГБАО

12 апре­ля 1960 года Кадам­шо­е­ва была назна­че­на началь­ни­ком отде­ла запи­си актов граж­дан­ско­го состо­я­ния Гор­но-Бадах­шан­ско­го област­но­го испол­ни­тель­но­го коми­те­та. 14 янва­ря 1964 года в свя­зи с пере­ез­дом семьи из Хоро­га в город Душан­бе Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва уво­ли­лась по соб­ствен­но­му желанию.

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва с млад­шим сыном

Худоёр Юсуфбеков

Худо­ёр Юсуф­бе­ко­вич Юсуф­бе­ков (1928–1990), супруг Хаёт­бе­гим, тогда рабо­тал дирек­то­ром Памир­ской био­ло­ги­че­ской стан­ции в Чечек­тах, близ Мур­га­ба на Восточ­ном Пами­ре. Ака­де­мия наук Таджик­ской ССР в Душан­бе обес­пе­чи­ла семью трёх­ком­нат­ной квар­ти­рой в новом выстро­ен­ном доме по ули­це Чехо­ва. Худо­ё­ру Юсуф­бе­ко­ву при­хо­ди­лось круг­лый год рабо­тать на высо­ко­гор­ном Пами­ре в отры­ве от семьи. Про­тя­жён­ность его марш­ру­тов в экс­пе­ди­ци­ях, в поле­вых иссле­до­ва­ни­ях по Пами­ру и Алай­ской долине на авто­ма­шине, вер­то­лё­те, на лоша­ди, по воде на лод­ке, пло­ту и пеш­ком состав­ля­ла десят­ки тысяч кило­мет­ров. В ско­ром вре­ме­ни он ста­но­вит­ся изве­стен в Совет­ском Сою­зе как учё­ный и орга­ни­за­тор нау­ки и науч­ных учре­жде­ний на Памире:

«…нет необ­хо­ди­мо­сти харак­те­ри­зо­вать Худо­ё­ра Юсуф­бе­ко­ва как учё­но­го и орга­ни­за­то­ра нау­ки. Его жизнь и дея­тель­ность про­те­ка­ли на моих гла­зах, а ито­ги дея­тель­но­сти нали­цо — сам инсти­тут как важ­ней­шая науч­ная струк­ту­ра на Пами­ре…» — писал его совре­мен­ник Окмир Ага­ха­нянц (1927–2002), гео­бо­та­ник, гео­граф, путе­ше­ствен­ник, спе­ци­а­лист в обла­сти реги­о­наль­ной гео­по­ли­ти­ки и стра­те­ги­че­ской гео­гра­фии Кав­ка­за и Цен­траль­ной Азии, док­тор гео­гра­фи­че­ских наук, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент Меж­ду­на­род­но­го гео­гра­фи­че­ско­го союза.

«…мы счи­та­ем Худо­ё­ра осно­ва­те­лем не толь­ко Памир­ско­го био­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та (ныне носит имя сво­е­го осно­ва­те­ля и прак­ти­че­ски созда­те­ля), но так­же осно­ва­те­лем, родо­на­чаль­ни­ком Инсти­ту­та гума­ни­тар­ных наук на Пами­ре. <…> Счи­та­ем сво­им дол­гом всё создан­ное (на Пами­ре), осно­ван­ное Худо­ё­ром Юсуф­бе­ко­ви­чем Юсуф­бе­ко­вым сохра­нить и раз­ви­вать», — отме­чал Додху­до Карам­шо­ев (1932–2007), док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор и фольк­ло­рист, заслу­жен­ный дея­тель нау­ки Рес­пуб­ли­ки Таджикистан.

Семья ака­де­ми­ка Худо­ё­ра Юсуф­бе­ко­ва, в цен­тре — Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва. Душан­бе. 1979 год

Институт языка и литературы

В 1965 году Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва полу­чи­ла выс­шее обра­зо­ва­ние, окон­чив заоч­но факуль­тет таджик­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та име­ни Шев­чен­ко в Душанбе.

С 18 мая 1965 года начи­на­ет­ся новая веха в её тру­до­вой жиз­ни: она полу­ча­ет долж­ность лабо­ран­та сек­то­ра диа­лек­то­ло­гии Инсти­ту­та язы­ка и лите­ра­ту­ры име­ни Абу­аб­дул­ло Руда­ки Ака­де­мии нау­ки Таджик­ской ССР. На её заяв­ле­нии зави­зи­ро­ва­ны две исто­ри­че­ские помет­ки. Пер­вая нахо­дит­ся вни­зу: «Това­рищ Кадам­шо­е­ва может ока­зать помощь при сбо­ре и обра­бот­ке мате­ри­а­лов по шугнан­ско­му язы­ку. (Под­пись) Д. Карам­шо­ев 18/V‑65», и вто­рая — в пра­вом верх­нем углу дан­но­го заяв­ле­ния: «В при­каз с 20 мая сего года на долж­ность лабо­ран­та. (Под­пись) Н. Масу­ми 18/V‑65».

Заяв­ле­ние Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­вой. Инсти­тут язы­ка и лите­ра­ту­ры име­ни Руда­ки АН Таджик­ской ССР. 18 мая 1965 года

С 1 декаб­ря 1969 года Кадам­шо­е­ва Хаёт­бе­гим зани­ма­ет долж­ность стар­ше­го лабо­ран­та Сек­то­ра памир­ских язы­ков выше­на­зван­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та, осно­ва­ние — «Рапорт заве­ду­ще­го сек­то­ром памир­ских язы­ков Додху­до Карамшоева».

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва. Душан­бе. Вто­рая поло­ви­на 1960‑х годов

Инсти­тут язы­ка и лите­ра­ту­ры был осно­ван в 1932 году. Из сек­то­ра диа­лек­то­ло­гии, упо­мя­ну­то­го выше, в 1967 году груп­па пами­ро­ве­дов выде­ли­лась в отдель­ный Сек­тор памир­ских язы­ков для иссле­до­ва­ния бес­пись­мен­ных живых памир­ских язы­ков. Затем же сек­тор вырос, воз­ник запрос — рас­ши­рить круг иссле­до­ва­ний духов­ной жиз­ни памир­цев. В 1974 году на базе Сек­то­ра памир­ских язы­ков был создан Отдел пами­ро­ве­де­ния ИЯЛ име­ни Руда­ки АН Таджик­ской ССР. Все эти годы пами­ро­ве­да­ми руко­во­дил Додху­до Карам­шо­ев. В жур­на­ле «Наро­ды Азии и Афри­ки» (№ 5, 1976) по это­му пово­ду изло­же­но следующее:

«1975 год был юби­лей­ным для Совет­ско­го Пами­ра (50-летие обра­зо­ва­ния ГБАО). Создан­ный годом рань­ше в Инсти­ту­те язы­ка и лите­ра­ту­ры им. А. Руда­ки АН ТаджССР Отдел пами­ро­ве­де­ния (на базе сек­то­ра памир­ских язы­ков) встре­тил юби­лей­ный год выпус­ком трёх рецен­зи­ру­е­мых изда­ний. <…> Отчёт о рабо­те, кото­рая ведёт­ся в насто­я­щее вре­мя в Отде­ле пами­ро­ве­де­ния (в соста­ве трёх групп — язы­ко­зна­ния, фольк­ло­ри­сти­ки и литературоведения)».

Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва, рабо­тая в Инсти­ту­те язы­ка и лите­ра­ту­ры, 23 года жиз­ни посвя­ти­ла изу­че­нию фольк­лор­но­го жан­ра — в основ­ном памир­ским загад­кам. Каж­дый год в нача­ле мая она выез­жа­ла на Памир в экс­пе­ди­цию по сбо­ру мате­ри­а­ла уст­но­го народ­но­го твор­че­ства пами­ро­языч­ных народ­но­стей: ашу­ла (пес­ни), сказ­ки, посло­ви­цы и пого­вор­ки. По всем селе­ни­ям и кишла­кам рас­спра­ши­ва­ла и запи­сы­ва­ла с уст жите­лей, в основ­ном пре­клон­но­го воз­рас­та, и воз­вра­ща­лась домой толь­ко во вто­рой поло­вине нояб­ря. Рабо­ту по сбо­ру выпол­ня­ла в основ­ном пеш­ком, ред­ко пере­ез­жая на автомобиле.

С 16 мар­та 1988 года Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва в воз­расте 56 лет вышла на пен­сию. Ушла из жиз­ни 4 апре­ля 2006 года в горо­де Душан­бе, похо­ро­не­на на клад­би­ще «Сари Осиё».


Оценка трудовой и общественной деятельности и память

— Почёт­ная гра­мо­та ЦК ВЛКСМ (два­жды в 1950‑х годах).
— Юби­лей­ный знак ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ» (1988).

Удо­сто­ве­ре­ние к юби­лей­но­му зна­ку ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ». 1988 год

— Медаль «Вете­ран тру­да» (1990).

Удо­сто­ве­ре­ние к меда­ли «Вете­ран тру­да» от 25 сен­тяб­ря 1990 года

Пер­вое науч­ное сочи­не­ние: Кадам­шо­е­ва Хаёт­бе­гим // Пами­ро­ве­де­ние. Душан­бе: Дониш, 1975. с. 128–132.

— Член жен­со­ве­та Инсти­ту­та язы­ка и лите­ра­ту­ры име­ни Руда­ки АН Таджик­ской ССР.

Быв­ший учё­ный сек­ре­тарь (1969–1975) и заме­сти­тель дирек­то­ра ИЯЛ име­ни Руда­ки АН Таджи­ки­ста­на (2000–2005) Санав­бар Хол­ма­то­ва рассказывает:

«…жен­со­вет был зна­чи­мым и дей­ствен­ным обще­ствен­ным орга­ном в инсти­ту­те, к его мне­нию при­слу­ши­ва­лись. Хаёт­бе­гим была насто­я­щим ком­му­ни­стом в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва, в ней была зало­же­на при­род­ная чест­ность, к любо­му делу под­хо­ди­ла с осо­бо высо­ким чув­ством дол­га. У неё было несколь­ко науч­ных ста­тей по памир­ско­му фольк­ло­ру, создан­ных на мате­ри­а­лах, собран­ных в экс­пе­ди­ци­ях. Боль­шую часть экс­пе­ди­ци­он­но­го мате­ри­а­ла она пере­да­ва­ла в науч­ный фонд Отде­ла пами­ро­ве­де­ния, кото­рый в нача­ле 1990‑х годов был пере­ба­зи­ро­ван на Памир. После пере­ез­да на Памир была созда­на груп­па по тоталь­но­му изу­че­нию памир­ско­го фольк­ло­ра. Пере­дан­ные Хаёт­бе­гим мате­ри­а­лы зна­чи­тель­но обо­га­ти­ли фонд, в резуль­та­те чего ста­ли появ­лять­ся мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции <…> по уст­но­му народ­но­му твор­че­ству пами­ро­языч­ных наро­дов. Ещё сле­ду­ет отме­тить: Хаёт­бе­гим была госте­при­им­ным, хле­бо­соль­ным человеком…»


Рекомендуемая литература

  1. Сух­роб Зиёев. Достиг­шая уров­ня вер­шин: Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва (тадж.). Газе­та «Ком­со­мо­ли Точи­ки­стон», Душан­бе: 1986. 7 мая. С. 2.
  2. Дило­ва­ров Маз­зам. Про­бле­мы «пами­ро­ве­де­ния». // Памир: Еже­ме­сяч­ный лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ный и обще­ствен­но-поли­ти­че­ский жур­нал, Орган Сою­за писа­те­лей Таджик­ской ССР (изда­ёт­ся с 1949 года). Душан­бе: Поли­граф­ком­би­нат Гос­ко­ми­те­та Сове­та Мини­стров Таджик­ской ССР по делам изда­тельств, поли­гра­фии и книж­ной тор­гов­ли, 1976. № 4. С. 83–84.
  3. Джой Эдель­ман. Биб­лио­гра­фи­че­ские замет­ки.
  4. Д. Карам­шо­ев. Совет­ские учё­ные о Пами­ре, «Пами­ро­ве­де­ние (вопро­сы фило­ло­гии)»] // Наро­ды Азии и Афри­ки (жур­нал). 1976. № 5. С. 187.
  5. Еже­год­ник изда­ний Ака­де­мии наук Таджик­ской ССР: Сист. указ. книг и ста­тей / Цен­траль­ная науч­ная биб­лио­те­ка. Душан­бе: Дониш, 1977. С. 132–133.
  6. Додху­до Карам­шо­ев. Шугнан­ско-рус­ский сло­варь: око­ло 30 000 слов и сло­во­со­че­та­ний: в 3 томах / под ред. А. Л. Грюн­бер­га. Москва: Нау­ка, 1988. С. 15.
  7. Инсти­тут язы­ка и лите­ра­ту­ры име­ни Руда­ки АН Таджик­ской ССР. Пами­ро­ве­де­ние (вопро­сы фило­ло­гии) (тадж.)/ отв. ред. С. Хуше­но­ва, Х. Кур­бо­нов. Душан­бе: Дониш, 1975. С. 4, 128–132.
  8. Этно­гра­фия Таджи­ки­ста­на: Сбор­ник ста­тей / АН ТаджССР, Инсти­тут исто­рии име­ни Дони­ша; отв. ред. Б. А. Лит­вин­ский. Душан­бе: Дониш, 1985. С. 114.
  9. Изве­стия Ака­де­мии наук СССР: Серия лите­ра­ту­ры и язы­ка. 1988. т. 47. С. 584.
  10. Суҳро­би Зиё. Память. Ска­за­ние об одной фото­гра­фии: Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­ва (тадж.). Газе­та «Ҷаво­но­ни Тоҷи­ки­стон», Душан­бе: 2022. 25 авгу­ста. С. 11.
Гул­бут­та­мо Бах­шо­ва в окру­же­нии доче­рей, стар­ших сестёр Хаёт­бе­гим: Гул­гун­чи (1919–1995), Гул­чехра­мо (1928–2011) и Ноди­ра­мо (1922–2019) Кадамшоевых

Автор посвя­ща­ет этот мате­ри­ал памя­ти роди­те­лей Хаёт­бе­гим Кадам­шо­е­вой — Гул­бут­та­мох Бах­шо­вой и Кадам­шо Додихудоеву.


Читай­те так­же «Иссле­до­ва­ние при­ро­ды Пами­ра: от энту­зи­аз­ма в Рос­сий­ской импе­рии к нау­ке в СССР»

Поделиться