Репортажи Луизы. Что жена Джона Рида писала про революцию 1917 года и большевиков

Напи­сан­ные с явной сим­па­ти­ей к Совет­ской Рос­сии сочи­не­ния аме­ри­кан­ской жур­на­лист­ки Луи­зы Брай­ант изда­ют­ся на рус­ском язы­ке толь­ко в 2025 году. «Крас­ная Рос­сия» состо­ит из пере­во­дов двух книг — «Шести крас­ных меся­цев. Рас­ска­зов оче­вид­ца о Рос­сии до и во вре­мя про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры», вышед­шей изна­чаль­но в 1918 год, и «Зер­кал Моск­вы» 1923 года.

Мужья — вто­рой и тре­тий — затми­ли образ талант­ли­вой жур­на­лист­ки, ока­зав­шей­ся в гуще собы­тий, к кото­рым было при­ко­ва­но вни­ма­ние все­го мира. Урож­дён­ная Анна-Луи­за Моэн, носив­шая фами­лию отчи­ма «Брай­ант», была заму­жем за зна­ме­ни­тым Джо­ном Ридом, похо­ро­нен­ным в Крем­лёв­ской стене аме­ри­кан­ским репор­тё­ром, авто­ром «Деся­ти дней, кото­рые потряс­ли мир», и пер­вым послом США в Совет­ском Сою­зе Уилья­мом Бул­ли­том. Совет­ская Рос­сия ста­ла осо­бым местом для Луи­зы Брайант.

О пери­пе­ти­ях жиз­ни жур­на­лист­ки и её впе­чат­ле­ни­ях от жиз­ни в рево­лю­ци­он­ной Рос­сии рас­ска­зы­ва­ет Сер­гей Лунёв.


Корреспондентская лав-стори

Быв­шая учи­тель­ни­ца, неко­то­рое вре­мя руко­во­див­шая отде­лом свет­ской хро­ни­ки порт­ленд­ско­го жур­на­ла, 31-лет­няя Луи­за Брай­ант впер­вые отпра­ви­лась в Рос­сию летом 1917 года вме­сте со сво­им новым мужем Джо­ном Ридом. Он был чуть моло­же, но гораз­до опыт­нее и известнее.

Выпуск­ни­ка Гар­вар­да Джо­на Рида (дру­зья вели­ча­ли его Дже­ком) уже тогда счи­та­ли звез­дой аме­ри­кан­ской жур­на­ли­сти­ки, при­чём зату­хав­шей. Он писал очер­ки, репор­та­жи, пье­сы и сти­хо­тво­ре­ния соци­аль­ной тема­ти­ки, ярко выра­жая соци­а­ли­сти­че­ские взгля­ды. Веч­но эле­гант­ный моло­дой автор вра­щал­ся в богем­ных кру­гах Нью-Йорк, состо­ял в отно­ше­ни­ях со свет­ской льви­цей Мей­бл Додж, вла­де­ли­цей лите­ра­тур­но­го сало­на, и одно­вре­мен­но общал­ся с наи­бо­лее ради­каль­ны­ми лиде­ра­ми рабо­че­го дви­же­ния. В 1913 году ездил как репор­тёр в охва­чен­ную рево­лю­ци­ей Мек­си­ку. По ито­гам поезд­ки вышла кни­га Джо­на Рида «Вос­став­шая Мек­си­ка», кото­рая при­нес­ла ему первую сла­ву. Жур­на­лист интер­вью­и­ро­вал дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та Вуд­ро Виль­со­на, а в редак­ции нью-йорк­ско­го Metropolitan спо­рил с быв­шим пре­зи­ден­том Тео­до­ром Рузвель­том, воз­глав­ляв­шим издание.

Начав­ша­я­ся Пер­вая миро­вая вой­на укре­пи­ла про­фес­си­о­наль­ную репу­та­цию Рида. За две дли­тель­ные коман­ди­ров­ки в 1914–1915 годах Джон Рид посе­тил и стра­ны Антан­ты, и Цен­траль­ные дер­жа­вы. Он бывал в Лон­доне и Бер­лине, Пари­же и Кон­стан­ти­но­по­ле, Пет­ро­гра­де и Гали­ции. США сохра­ня­ли ней­тра­ли­тет, но оба лаге­ря миро­во­го кон­флик­та стре­ми­лись вовлечь Вашинг­тон в вой­ну на сво­ей сто­роне. Джон Рид был после­до­ва­тель­ным сто­рон­ни­ком невме­ша­тель­ства. С пер­вых заме­ток авгу­ста 1914 года Рид изоб­ра­жал кон­фликт импе­ри­а­ли­сти­че­ской «вой­ной тор­гов­цев» и кри­ти­ко­вал пра­ви­тель­ства всех вою­ю­щих держав.

В декаб­ре 1915 года в род­ном Порт­лен­де Джек зна­ко­мит­ся с Луи­зой Трул­лин­гер, редак­то­ром мест­но­го жур­на­ла, сво­ей дав­ней поклон­ни­цей и под­пис­чи­цей The Masses, ради­каль­но лево­го жур­на­ла, где Рид чаще все­го пуб­ли­ко­вал­ся. Она шесть лет заму­жем за дан­ти­стом и несчаст­ли­ва в браке.

Портр­тет Луи­зы Брай­ант, напи­сан­ный Джо­ном Трул­лин­ге­ром, дядей её пер­во­го мужа. 1913 год.

«Она хоро­шо рисо­ва­ла, писа­ла рас­ска­зы и гре­зи­ла о далё­ких горо­дах с их таин­ствен­ной, необы­чай­но при­вле­ка­тель­ной жиз­нью, меч­та­ла о карье­ре худож­ни­цы и жур­на­лист­ки. Она чув­ство­ва­ла, как в ней бро­дят, не нахо­дя выхо­да, какие-то смут­ные поры­вы и стрем­ле­ния, но не виде­ла, куда бы при­ло­жить свою энер­гию. В тихом, ста­ро­мод­ном Порт­лен­де она ощу­ща­ла себя пти­цей, попав­шей в силки»,

— харак­те­ри­зо­вал Луи­зу био­граф Джо­на Рида Тео­дор Гладков.

Впер­вые Луи­за Трул­лин­гер уви­де­ла Рида на лек­ции в Порт­лен­де летом 1914 года. С это­го момен­та она сле­дит за его репор­та­жа­ми. Их све­ли общие зна­ко­мые, когда Джон Рид при­е­хал попра­вить здо­ро­вье и отдох­нуть на малую роди­ну. Роман раз­ви­ва­ет­ся стре­ми­тель­но. Через несколь­ко дней после зна­ком­ства, 5 декаб­ря 1915 года Рид писал одно­му из нью-йорк­ских дру­зей про Луизу:

«Нако­нец-то я нашёл её. Это пер­вый чело­век, кото­ро­го я полю­бил без остатка».

Уже в янва­ре 1916 года Луи­за пере­би­ра­ет­ся к Дже­ку в богем­ный рай­он Нью-Йор­ка Грин­вич-Вил­ладж, они сов­мест­но про­во­дят лето, Луи­за начи­на­ет писать и рисо­вать для The Masses, а в нояб­ре 1916 года полу­чив­шая раз­вод Луи­за Брай­ант вый­дет замуж за Джо­на Рида.

Пер­вая поло­ви­на года 1917 года про­шла для пары не луч­шим обра­зом. Ощу­щал­ся раз­лад. Луи­за едет в Париж без супру­га, отку­да пишет репор­та­жи. Заси­дев­шей­ся в Аме­ри­ке Джон Рид, чья карье­ра засто­по­ри­лась, в нача­ле года дол­жен был отпра­вить­ся в Китай. У него про­бле­ма со здо­ро­вьем — нуж­но выре­зать поч­ку. 6 апре­ля 1917 года про­изо­шло то, чему про­ти­вил­ся Джон Рид: США всту­пи­ли в Первую миро­вую вой­ну на сто­роне Антан­ты. В Шта­тах раз­во­ра­чи­ва­ет­ся атмо­сфе­ра пат­ри­о­ти­че­ско­го уга­ра и актив­ных ска­чек под фла­гом. Джон Рид от сво­е­го мне­ния не отка­зы­ва­ет­ся — он про­тив этой вой­ны, о чём посто­ян­но заяв­ля­ет. Ради­ка­лизм Рида боль­ше не допу­стим, от сотруд­ни­че­ства с ним отка­зы­ва­ет­ся респек­та­бель­ная прес­са, вче­раш­ний мод­ный пер­со­наж пре­вра­ща­ет­ся в изгоя. В пику Джо­ну его род­ной брат запи­сы­ва­ет­ся доб­ро­воль­цем в аме­ри­кан­скую армию. Толь­ко для жур­на­ла The Masses и ядра его под­пис­чи­ков Джон Рид по-преж­не­му оста­ёт­ся героем.

К лету 1917 года отно­ше­ния Дже­ка и Луи­зы опра­ви­лись от кри­зи­са. Рабо­та в вою­ю­щей Фран­ции пошла для Луи­зы впрок. Она «наби­ла руку» как кор­ре­спон­дент­ка, сыс­кав репу­та­цию хоро­ше­го авто­ра. Имен­но Луи­за Брай­ант пред­ло­жи­ла сво­е­му супру­гу вме­сте отпра­вить­ся в Рос­сию, где Джон Рид уже бывал. После Фев­раль­ской (для аме­ри­кан­цев — Мар­тов­ской) рево­лю­ции Рос­сия пре­вра­ти­лась в самое при­тя­га­тель­ное для прес­сы место. У Луи­зы были на руках кон­трак­ты на рабо­ту с инфор­ма­ци­он­ным агент­ством Хер­ста и респек­та­бель­ным Metropolitan, отка­зав­шем­ся от сотруд­ни­че­ства с Ридом. На коман­ди­ров­ку в Рос­сию день­ги пара соби­ра­ла по дру­зьям и через жур­нал The Masses. Луи­за Брай­ант обе­ща­ла пред­ста­вить чита­те­лям «жен­ский взгляд» на рево­лю­цию в Рос­сии, а Джон Рид дол­жен был вер­нуть­ся в про­фес­сию спе­ци­аль­но­го корреспондента.


Осень революционной России

В 1915 году во вре­мя сво­ей вто­рой коман­ди­ров­ки на фрон­ты миро­вой вой­ны Джон Рид сов­мест­но со сво­им канад­ским помощ­ни­ком, иллю­стра­то­ром Боурд­мен Робин­со­ном про­вёл почти два меся­ца в Рос­сии. Поезд­ка носи­ла харак­тер аван­тю­ры. У Рида и Робин­со­на не было раз­ре­ше­ния на рабо­ту в Рос­сии, но было силь­ное жела­ние его полу­чить. Они въе­ха­ли через гра­ни­цу Рос­сий­ской импе­рии из Румы­нии в Буко­ви­ну в пери­од так назы­ва­е­мо­го «вели­ко­го отступ­ле­ния» рус­ской армии и ока­за­лись в при­фрон­то­вой зоне.

В 1914 году рус­ские вой­ска взя­ли под свой кон­троль Буко­ви­ну и Восточ­ную Гали­цию, насе­лён­ные сла­вя­на­ми зем­ли Авст­ро-Вен­грии. Лем­берг, пере­име­но­ван­ный во Львов, успел посе­тить импе­ра­тор Нико­лай II. Джон Рид с Робин­со­ном дви­га­лись от одно­го насе­лён­но­го пунк­та Буко­ви­ны и Гали­ции к дру­го­му в сума­то­хе отступ­ле­ния. В конеч­ном ито­ге жур­на­ли­стов задер­жа­ли почти на месяц в горо­де Холм и отпра­ви­ли в Пет­ро­град. Репор­тё­ры под­па­ли под подо­зре­ние в шпи­о­на­же. Несмот­ря на затя­ну­тые раз­би­ра­тель­ства, Джон Рид был оча­ро­ван Рос­си­ей. Впе­чат­ле­ния жур­на­ли­ста вошли в кни­гу «Вой­на в Восточ­ной Евро­пе», уви­дев­шей свет в апре­ле 1916 года; на рус­ском язы­ке — под загла­ви­ем «Вдоль фрон­та» в 1928 году.

Джон Рид выводил:

«Рус­ские, мне кажет­ся, не так пат­ри­о­тич­ны, как дру­гие наро­ды. Цар­ское пра­ви­тель­ство — бюро­кра­тия — не вну­ша­ет мас­сам дове­рия, оно как бы дру­гая нация, сидя­щая на шее рус­ско­го народа».

Джек с Луи­зой при­е­ха­ли в Пет­ро­град акку­рат к окон­ча­нию кор­ни­лов­ско­го выступ­ле­ния в сен­тяб­ре 1917 года. Пере­жив «медо­вый месяц» рус­ской рево­лю­ции и неудач­ное лет­нее наступ­ле­ние Керен­ско­го, Рос­сия столк­ну­лась с угро­зой воен­ной дик­та­ту­ры в лице гене­ра­ла Лав­ра Кор­ни­ло­ва, зани­мав­ше­го пост глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской армии. Внешне угро­за была подав­ле­на лег­ко — отправ­лен­ные в Пет­ро­град Кор­ни­ло­вым части были рас­про­па­ган­ди­ро­ва­ны и в город не вошли, а мятеж­ный гене­ра­ли­тет Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство поме­сти­ло под стра­жу. Для борь­бы с кор­ни­лов­ца­ми фор­ми­ро­ва­лись отря­ды крас­ной гвар­дии — рево­лю­ци­он­но­го город­ско­го опол­че­ния в основ­ном из чис­ла рабо­чих. Актив­ное уча­стие в созда­нии этих отря­дов при­ни­ма­ли большевики.

Луи­за Брай­ант. 1918 год.

После бес­по­ряд­ков июля 1917 года боль­ше­вист­ское кры­ло Рос­сий­ской соци­ал-демо­кра­ти­че­ской рабо­чей пар­тии было объ­яв­ле­но вне зако­на. Мно­гие важ­ные фигу­ры пар­тии были аре­сто­ва­ны, а её лидер Вла­ди­мир Ильич Ленин нахо­дил­ся на неле­галь­ном поло­же­нии. В усло­ви­ях похо­да Кор­ни­ло­ва, желая спло­тить рево­лю­ци­он­ные силы, Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство выпу­сти­ло боль­ше­ви­ков из тюрем. Идеи боль­ше­ви­ков — о ско­рей­шем заклю­че­нии мира, пере­да­че вла­сти от Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства к Сове­там и соци­а­ли­сти­че­ская про­грам­ма — при­об­ре­та­ли всё боль­ше и боль­ше сто­рон­ни­ков. Керен­ский, наобо­рот, терял попу­ляр­ность. Заго­во­ри­ли о том, что боль­ше­ви­ки могут захва­тить власть.


«Десять дней, которые потрясли мир» VS «Шесть красных месяцев»

Джон Рид и Луи­за Брай­ант ходи­ли по одним и тем же марш­ру­там и обща­лись с одни­ми и теми же людь­ми. Про­из­ве­де­ния Рида и Брай­ант вза­им­но допол­ня­ют друг дру­га. У пары полу­чи­лось осве­тить рево­лю­цию с раз­ных ракур­сов, и было бы инте­рес­но уви­деть их сочи­не­ния под одной облож­кой. Луи­зе Брай­ант уда­лось издать свою кни­гу про Вели­кую Октябрь­скую рево­лю­цию рань­ше мужа — ещё в 1918 году. Совет­ская кри­ти­ка назы­ва­ла «Шесть крас­ных меся­цев» «яркой, но неглу­бо­кой кни­гой».

Начи­на­ет­ся про­из­ве­де­ние Луи­зы Брай­ант как тра­ве­лог – опи­сан путь пары до Пет­ро­гра­да в момент свя­зан­ной с кор­ни­лов­ским выступ­ле­ни­ем нераз­бе­ри­хи. В отли­чие от Джо­на, Луи­за кон­цен­три­ро­ва­лась на лич­ных впе­чат­ле­ни­ях. У опыт­но­го репор­тё­ра соб­ствен­ные заме­ча­ния и наблю­де­ния – вишен­ка на тор­те. Джон Рид – ана­ли­тик и ретранс­ля­тор, уме­лый интер­вью­ер и хро­ни­кёр, опи­ра­ю­щей­ся на доку­мен­таль­ную осно­ву. У Луи­зы Брай­ант дру­гие досто­ин­ства – её повест­во­ва­ние жиз­нен­ное, она уде­ля­ет дета­ли быту, соци­аль­но-поли­ти­че­ская состав­ля­ю­щая важ­на в воз­дей­ствии на повсе­днев­ность. Хоть Луи­за и цити­ру­ет доку­мен­ты, пыта­ясь объ­яс­нить поли­ти­че­ские реа­лии рево­лю­ци­он­ной Рос­сии, ощу­ща­ет­ся, что она писа­ла для аме­ри­кан­ской ауди­то­рии. Жур­на­лист­ка про­во­ди­ла ана­ло­гии и срав­не­ния из аме­ри­кан­ской поли­ти­че­ской жиз­ни с про­ис­хо­дя­щи­ми в Рос­сии рево­лю­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, что выгля­дит по про­ше­ствии вре­ме­ни как допущение.

Луи­за Брайант

«Шесть крас­ных меся­цев», услов­но гово­ря, делит­ся на две части – собы­тий­ную и порт­рет­ную. Луи­за Брай­ант с мужем посе­ти­ла Все­рос­сий­ское демо­кра­ти­че­ское сове­ща­ние и Пред­пар­ла­мент, сви­де­тель­ство­ва­ла о паде­нии Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства непо­сред­ствен­но из Зим­не­го двор­ца и доку­мен­ти­ро­ва­ла един­ствен­ное засе­да­ние Учре­ди­тель­но­го собра­ния. Осо­бой жур­на­лист­ской уда­чей ока­за­лась рабо­та 24–25 октяб­ря 1917 года. Луи­за Брай­ант кур­си­ро­ва­ла от одно­го поли­ти­че­ско­го лаге­ря к дру­го­му. Бесе­да с защи­щав­ши­ми Зим­ний дво­рец пред­ста­ви­тель­ни­ца­ми жен­ско­го пола удо­сто­и­лась снос­ки и похва­лы в «Деся­ти днях, кото­рые потряс­ли мир».

Как и Джон Рид, Луи­за Брай­ант обща­лась с фигу­ра­ми все­го поли­ти­че­ско­го спек­тра Рос­сий­ской импе­рии. Бэк­гра­унд редак­то­ра свет­ской хро­ни­ки пред­опре­де­лял опи­са­ние. Ска­жем, если Джон Рид в бесе­де с Керен­ским нака­нуне Октябрь­ской рево­лю­ции, выужи­вал цита­ту о том, что воз­мож­но, рево­лю­ция в Рос­сии толь­ко начи­на­ет­ся, то Луи­за Брай­ант, явно не удо­вле­тво­рён­ная фор­маль­ным интер­вью, пере­ска­зы­ва­ла сло­ва помощ­ни­цы Керен­ско­го о его сла­бом здоровье:

«<…> У него серьёз­ные про­бле­мы с желуд­ком, боль­ное лёг­кое и про­бле­мы с поч­ка­ми. Един­ствен­ное, на что он был спо­со­бен, – это при­ни­мать мор­фий и брен­ди <…> Каза­лось неве­ро­ят­ным, что такой чело­век дер­жит в руках браз­ды прав­ле­ния вели­кой, бур­ля­щей России».

Подоб­ная при­месь «жел­тиз­ны» помо­га­ет инте­ре­су­ю­ще­му­ся рево­лю­ци­ей чита­те­лю соста­вить более ком­плекс­ное впе­чат­ле­ние о Керенском.

Луи­за раз­об­ла­ча­ла про­па­ган­дист­скую фан­та­зию о том, что боль­ше­ви­ки были аген­та­ми нем­цев. После Вели­кой Октябрь­ской рево­лю­ции жур­на­лист­ка писала:

«Самое глу­бо­кое предубеж­де­ние про­тив Лени­на – это то, что его обви­ня­ют в про­гер­ман­ской пози­ции. Я, как ни ста­ра­лась, так и не смог­ла отыс­кать ника­ко­го тому под­твер­жде­ния. Всё, что мне уда­лось узнать о Ленине, при­ве­ло меня к про­ти­во­по­лож­но­му выво­ду: о том, что он пла­ни­ру­ет крах всех вели­ких гер­ман­ских инсти­ту­тов, осо­бен­но прус­ско­го мили­та­риз­ма. Сорат­ни­ка­ми Лени­на в Гер­ма­нии явля­ют­ся Карл Либ­к­нехт и Роза Люк­сем­бург, рево­лю­ци­о­не­ры и закля­тые вра­ги гер­ман­ско­го правительства».

Впо­след­ствии Луи­за Брай­ант даже удо­сто­ит­ся чести стать боль­ше­вист­ским дипло­ма­ти­че­ским курье­ром в Шве­цию, что она подроб­но опи­са­ла в кни­ге. Джон Рид будет сотруд­ни­чать с Бюро печа­ти нар­ко­ма­та ино­стран­ных дел.


Женский взгляд на революцию

Луи­за Брай­ант испол­ни­ла обе­ща­ние перед чита­те­ля­ми The Masses — она пред­ста­ви­ла свой жен­ский взгляд на рус­скую рево­лю­цию. Брай­ант бесе­до­ва­ла с клю­че­вы­ми геро­и­ня­ми Рос­сии 1917 года, при­над­ле­жав­ши­ми к раз­ным поли­ти­че­ским пар­ти­ям. В «Шести крас­ных меся­цах» жур­на­лист­ка пред­ста­ви­ла обра­зы «бабуш­ки рус­ской рево­лю­ции», спо­движ­ни­цы Керен­ско­го Ека­те­ри­ны Бреш­ко-Бреш­ков­ской, вид­ной кадет­ки бла­го­тво­ри­тель­ни­цы Софьи Пани­ной, левой эсер­ки Марии Спи­ри­до­но­вой и, нако­нец, пер­вой жен­щи­ны-мини­стра боль­ше­вич­ки Алек­сан­дры Кол­лон­тай. Луи­за опи­сы­ва­ла их подроб­но, при­во­ди­ла пря­мую речь и, кажет­ся, испы­ты­ва­ла к каж­дой из этих жен­щин симпатию.

Авто­граф Алек­сан­дры Кол­лон­тай Луи­зе Брайант.

Взгляд Брай­ант не огра­ни­чи­вал­ся очер­ка­ми о жен­щи­нах-лиде­рах рус­ской рево­лю­ции. Она посе­ща­ла вер­бо­воч­ный пункт жен­ско­го бата­льо­на рус­ской армии, кото­рый рас­по­ла­гал­ся рядом со Смоль­ным инсти­ту­том. Брай­ант писа­ла о желав­ших всту­пить в армию женщинах:

«В при­хо­жей на табу­ре­тах сиде­ло с пол­дю­жи­ны деву­шек. Они были оде­ты в самые необыч­ные наря­ды: на одной были тан­це­валь­ные туфель­ки и лег­ко­мыс­лен­ный поя­сок, на дру­гой — фран­цуз­ские туфли, на тре­тьей — корич­не­вые туфли на пуго­ви­цах и зелё­ные чул­ки. Един­ствен­ным общим для всех были корот­кие воло­сы и муж­ские брюки».

По мне­нию Брай­ант, эти жен­щи­ны «напо­ми­на­ли хор кос­ми­че­ской опе­ры на раз­ных эта­пах нало­же­ния маки­я­жа».

Луи­за дели­лась наблю­де­ни­я­ми, кото­рые бы подо­шли для любо­го жен­ско­го жур­на­ла. Брай­ант отме­ча­ла, что треть жен­щин Пет­ро­гра­да носи­ла корот­кие воло­сы и в этом оса­ждён­ном, нахо­дя­щим­ся на гра­ни голо­да горо­де про­да­ва­лись «ред­чай­шие сор­та орхидей». Жур­на­лист­ке каза­лось, что в Рос­сии нет тако­го поня­тия как «мода». «Жен­ский взгляд» Луи­зы Брай­ант пере­кли­ка­ет­ся с рабо­та­ми дру­гих аме­ри­кан­ских жур­на­ли­сток сви­де­тель­ниц рус­ской рево­лю­ции — Фло­ренс Хар­пер и Бес­си Бит­ти, издан­ных «РОССПЭН» в серии исто­ри­че­ских источников.


«Зеркала Москвы»

По воз­вра­ще­нии из Рос­сии в апре­ле 1918 года на Джо­на Рида и в мень­шей сте­пе­ни на Луи­зу Брай­ант обру­ши­лись обви­не­ния в анти­аме­ри­кан­ской дея­тель­но­сти. Чер­но­ви­ки и запис­ные книж­ки Дже­ка, ото­бран­ные на гра­ни­це, почти год нахо­ди­лись в руках Госде­пар­та­мен­та, поэто­му репор­тёр смог под­го­то­вить «Десять дней, кото­рые потряс­ли мир» к печа­ти толь­ко в янва­ре 1919 года. Джон Рид неод­но­крат­но высту­пал в суде в каче­стве ответ­чи­ка, его штра­фо­ва­ли и пыта­лись при­го­во­рить к дли­тель­ным сро­кам. Вла­сти разо­гна­ли жур­нал The Masses, при­ста­ни­ще Дже­ка и Луизы.

Джон Рид пре­вра­щал­ся из жур­на­ли­ста в поли­ти­ка. Он высту­пал с лек­ци­я­ми о рус­ской рево­лю­ции по США. Джон Рид участ­во­вал в созда­нии Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии США и вошёл в состав Испол­ко­ма Комин­тер­на. Несмот­ря на актив­ное про­ти­во­дей­ствие, «Десять дней, кото­рые потряс­ли мир» ста­но­ви­лись бест­сел­ле­ром. Кни­га была напи­са­на столь уни­вер­саль­но, что при пере­во­де она не теря­ла сво­ей содер­жа­тель­ной цен­но­сти. Лиде­ры боль­ше­ви­ков, вклю­чая Лени­на, высо­ко оце­ни­ва­ли про­из­ве­де­ние жур­на­ли­ста. Джон Рид ста­но­вит­ся желан­ным гостем в Москве.

Летом 1920 года после меся­ца тюрь­мы в Фин­лян­дии Джон Рид воз­вра­ща­ет­ся в Совет­ский Союз. Поз­же к нему при­со­еди­ня­ет­ся Луи­за. Но про­ис­хо­дит тра­ге­дия. В сен­тяб­ре Джек забо­лел тифом и умер на руках у сво­ей жены в Москве 17 октяб­ря 1920 года. Аме­ри­кан­ский жур­на­лист Джон Рид будет похо­ро­нен со все­ми поче­стя­ми в Москве в Крем­лёв­ской стене. Почти за три года до это­го Рид опи­сы­вал пер­вые захо­ро­не­ния в Крем­лёв­ской стене — погиб­ших в ходе боёв с юнке­ра­ми крас­но­гвар­дей­цев в нояб­ре 1917 года в Москве.

Луи­за про­ве­дёт в Совет­ской Рос­сии осень-зиму 1920–1921 года. Граж­дан­ская вой­на ещё не завер­ши­лась, но власть боль­ше­ви­ков уже каза­лась проч­ной. По ито­гам несколь­ких меся­цев в Рос­сии Луи­за Брай­ант напи­шет «Зер­ка­ла Моск­вы», порт­рет­ную гале­рею очер­ков о боль­ше­вист­ских лиде­рах, а так­же зате­сав­ших­ся в их чис­ло пат­ри­ар­ха Тихо­на и бежав­ше­го в РСФСР быв­ше­го осман­ско­го мини­стра обо­ро­ны Энвера-паши.

Книж­ка полу­ча­лись гораз­до более обсто­я­тель­ной, чем «Шесть крас­ных меся­цев». Любо­пыт­но сопо­став­лять опи­са­ние одних и тех исто­ри­че­ских лич­но­стей в про­из­ве­де­ни­ях Луи­зы Брай­ант. В 1918 году жур­на­лист­ка писа­ла про Вла­ди­ми­ра Ильи­ча Лени­на, что

«Ленин чистый интел­лект, он абсо­лют­но погло­щён и сосре­до­то­чен, холо­ден, непри­вле­ка­те­лен, нетер­пим к тем, кто перебивает».

В «Зер­ка­лах Моск­вы», вышед­шей в 1923 году, Луи­за Брай­ант дава­ла такую оцен­ку лич­но­сти Ленина:

«Невзи­рая на любые внут­рен­ние бури, он все­гда про­из­во­дил впе­чат­ле­ние сво­ей внеш­ней без­мя­теж­но­стью — сво­им спо­кой­стви­ем, вели­че­ствен­ным, как у китай­ско­го Буд­ды. Он без вся­кой суе­ты взял власть в свои руки и тут же взва­лил на свои пле­чи бре­мя миро­вой оппо­зи­ции, граж­дан­ской вой­ны, болез­ней, пора­же­ний и даже успе­хов. Без суе­ты он на вре­мя ото­шёл от дел и потом спо­кой­но к ним вер­нул­ся. Его спо­кой­ный авто­ри­тет вну­шал боль­ше дове­рия, чем любая пом­пез­ность. Не знаю ни одно­го исто­ри­че­ско­го пер­со­на­жа, спо­соб­но­го, как он, в столь тяжё­лые дни сохра­нять абсо­лют­ное, поис­ти­не ари­сто­кра­ти­че­ское, самообладание».

В очер­ках Луи­за ско­рее фоку­си­ро­ва­лась на сво­их впе­чат­ле­ни­ях, при­во­ди­ла дета­ли быта и сплет­ни, дава­ла пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки. Она отме­ча­ла осо­бен­но­сти пове­де­ния в про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре, свя­зан­ной с жур­на­ли­сти­кой, уме­нии дер­жать­ся. Про Троц­ко­го она писа­ла, что он «самый доступ­ный чинов­ник, у кото­ро­го мож­но взять интер­вью в Москве».

Жур­на­лист­ка не стес­ня­ет­ся быть бес­при­страст­ной, она спо­соб­на и вос­тор­гать­ся, и поте­шать­ся над геро­я­ми. Так, нар­ком ино­стран­ных дел Геор­гий Чиче­рин пока­зан как «экс­цен­трич­ная» фигу­ра, а чекист Якоб Петерс пред­став­лен едва ли не сверхчеловеком.

Луи­зе Брай­ант уда­лось соста­вить порт­рет Энве­ра-паши, послед­не­го воен­но­го мини­стра Осман­ской Импе­рии, чело­ве­ка, ответ­ствен­но­го за гено­цид армян­ско­го наро­да во вре­мя Пер­вой миро­вой, фигу­ры для Совет­ской Рос­сии неожи­дан­ной. Сто­рон­ник пан­тюр­киз­ма Энвер-паша ока­зал­ся в крас­ной Москве по недо­ра­зу­ме­нию. Бег­ле­ца пыта­лись исполь­зо­вать боль­ше­ви­ки в дея­тель­но­сти Обще­ства Един­ства Рево­лю­ции с Исла­мом. Из это­го ниче­го не вышло. Более того, отправ­лен­ный для борь­бы с бас­ма­че­ством в Тур­ке­стан Энвер-паша перей­дёт на сто­ро­ну повстан­цев и будет убит крас­но­ар­мей­ца­ми. Джон Рид и Энвер-паша были зна­ко­мы ещё по Кон­стан­ти­но­по­лю. На момент смер­ти аме­ри­кан­ско­го жур­на­ли­ста быв­ший осман­ский министр нахо­дил­ся в Москве и затем помо­гал его вдо­ве. Брай­ант изоб­ра­зи­ла Энве­ра-пашу «соци­аль­ным львом», кото­ро­го «буду­щий исто­рик, веро­ят­но, назо­вёт Дон Жуа­ном рево­лю­ции».


Луиза Брайант в конце жизни и после смерти

После смер­ти Джо­на Рида Луи­за Брай­ант про­дол­жит карье­ру жур­на­лист­ки и оста­нет­ся хра­ни­тель­ни­цей архи­ва покой­но­го мужа. В 1922 году Луи­за позна­ко­мит­ся с быв­шим аме­ри­кан­ским дипло­ма­том Уилья­мом Бул­ли­том, зани­мав­шим пози­цию топ-мене­дже­ра в кино­ком­па­нии Paramount. Бул­лит хотел экра­ни­зи­ро­вать «Десять дней, кото­рые потряс­ли мир». Из его замыс­ла ниче­го не полу­чи­лось, но в 1924 году Уильям Бул­лит женит­ся на Луи­зе Брай­ант, и вско­ре Луи­за ста­но­вит­ся мате­рью его доче­ри. Посте­пен­но у Луи­зы меня­ют­ся инте­ре­сы. Она боль­ше не сто­рон­ни­ца рево­лю­ци­он­ной борь­бы за спра­вед­ли­вость, а супру­га бога­то­го чело­ве­ка с соот­вет­ству­ю­щи­ми атри­бу­та­ми. Луи­зу забо­тят укра­ше­ния и одеж­да, она при­стра­сти­лась к спирт­но­му. К тому момен­ту, как Уильям Бул­лит вер­нёт­ся на дипло­ма­ти­че­скую служ­бу и ста­нет послом в СССР в 1933 году, она с Бул­ли­том уже три года как раз­ве­де­на. В 1936 году все­ми забы­тая Луи­за Брай­ант умрёт в копе­еч­ном оте­ле Пари­жа в воз­расте 50 лет.



В Совет­ском Сою­зе Луи­зу Брай­ант будут пом­нить как супру­гу Джо­на Рида. В 1958 году вый­дет фильм «В дни Октяб­ря», где Джек и Луи­за будут вто­ро­сте­пен­ны­ми, но важ­ны­ми пер­со­на­жа­ми. А в пер­вой поло­вине 1980‑х годы Джон Рид и Луи­за Брай­ант ста­нут важ­ней­шей любов­ной пароч­кой деся­ти­ле­тия для миро­во­го кине­ма­то­гра­фа. В 1981 году вый­дет оска­ро­нос­ный фильм «Крас­ные», посвя­щён­ный рома­ну жур­на­ли­стов, а через год совет­ский режис­сёр Сер­гей Бон­дар­чук сни­мет вто­рую часть дило­гии о Джоне Рида «Крас­ные коло­ко­ла» под назва­ни­ем «Я видел рож­де­ние ново­го мира», воль­ной экра­ни­за­ции «Деся­ти дней, кото­рые потряс­ли мир».


Купить кни­гу Луи­зы Брай­ант «Крас­ная Рос­сия» мож­но в мага­зине «Рупор». Достав­ка воз­мож­на по всей России.


Читай­те также:

Штурм Зим­не­го двор­ца. Раз­вен­ча­ние мифов;

Визи­ты ино­стран­ных писа­те­лей в СССР 1920–1940‑х;

Как Москва митин­го­ва­ла в дни Фев­раль­ской рево­лю­ции.